Лофт
Лофт | |
---|---|
Деревня и избирательный округ | |
![]() Спальня «Закат» | |
Главная дорога во второй половине дня, Фалеалупо Тай | |
Координаты: 13 ° 30'9 "ю.ш. 172 ° 47'23" з.д. / 13,50250 ° ю.ш. 172,78972 ° з.д. | |
Страна | ![]() |
Округ | Вайсигано |
Население (2016) | |
• Общий | 545 |
Часовой пояс | +13 |
Внутренние каюты и прибрежные каюты |
Фалеалупо — деревня в Самоа, расположенная на западной оконечности острова Савайи , в 20 милях (32 км) от международной линии перемены дат , которая использовалась до 29 декабря 2011 года. [1] В деревне есть два основных поселения: Фалеалупо-Ута, расположенный внутри страны, у главного островного шоссе, и Фалеалупо-Тай, расположенный у моря. Дорога до прибрежного поселка составляет около 9 км, большая часть грунтовая, от основной трассы. Население села составляет 545 человек. [2]
Из-за своего расположения на западе страны и того, что Самоа находилось к востоку от международной линии перемены дат, [3] Фалеалупо называют «последней деревней в мире, которая каждый день видит закат». Теперь ситуация изменилась, поскольку в 2011 году правительство Самоа переместило международную линию перемены дат на восток от страны. [4]
Семьи переехали вглубь страны из-за удобства проживания рядом с главной дорогой рядом с общественным транспортом, а также из-за значительного ущерба, нанесенного прибрежной деревне циклонами в начале 1990-х годов, которые оставили после себя руины старых церквей вдоль побережья. В этом районе есть каменные бассейны, пещеры и песчаные пляжи. В Фалеалупо-Ута есть небольшие магазины и пункты приема денежных переводов Western Union, а в Фалеалупо-тай есть пляжные домики и магазин.
Поселение является частью избирательного округа Фалеалупо ( район Фаипуле ), который является частью более крупного политического округа Вайсигано . [5]
Римско-католический кардинал Пио Таофинуу (1923–2006), первый полинезийский епископ и кардинал, родился в Фалеалупо и посещал деревенскую школу. [6]
Мифы и легенды
[ редактировать ]Фалеалупо упоминается в различных мифах и легендах самоанской мифологии .
В море, в самой дальней точке полуострова, находится Фафа-о-Сауалии, выступ вулканических пород, который, согласно легенде, является вратами в подземный мир Пулоту , где обитают аиту , духи умерших людей. [7]
Правителем Пулоту является Савеаси'улео , отец Нафануа , богини войны из Фалеалупо. Другая легенда гласит, что матерью Нафануа является Тилафайга из Фити привезла искусство самоанской татуировки , которая вместе со своей сестрой Таэмой . С деревней также связана легенда о Мосо.
Нафануа , богиня войны, плодородия и татуировок, почитается как защитница своей родной деревни Фалеалупо на Самоа.
История Татау Считается, что татау, традиционная форма самоанской татуировки, была завезена на Самоа в деревне Фалеалупо. Происхождение татау в Фалеалупо окутано легендами и историями, передаваемыми из поколения в поколение самоанцами. Татау было завезено на Самоа двумя сестрами, Таэмой и Тилафайгой, которые привезли его из Фити. Их история часто пересказывается в «Песне Татау Самоа», в которой рассказывается о том, как они путешествовали по Самоа и спели песню, в которой подчеркивалось, что татау должны получать только женщины, а не мужчины. Однако, достигнув Фалеалупо, они заметили большого моллюска и нырнули, чтобы увидеть его. Когда они появились снова, их песня изменилась, чтобы указать, что татау должны получать мужчины, а не женщины.
Дом Рока Фраза «e au le inailau a tamaitai» происходит из древней самоанской легенды, повествующей историю жителей деревни Фалеалупо; группа женщин завершила соломенную крышу фале раньше мужчин. Эта пословица иллюстрирует сильную трудовую этику самоанских женщин и их решительную приверженность достижению своих целей, независимо от проблем, с которыми они могут столкнуться. Это подчеркивает ценность и важность, которую самоанское общество придает вкладу женщин, изображая их как опытных и решительных членов своих сообществ.
Сохранение тропических лесов Фалеалупо
[ редактировать ]Земли Фалеалупо включают большие участки равнинных тропических лесов. Большая часть земель Самоа находится в собственности местных деревень на традиционных землях, управляемых семьями матаи , в основном главами больших семей. В 1990 году правительство Самоа предъявило отдаленной деревне Фалеалупо ультиматум: построить лучшую школу, иначе учителя будут уволены, а их дети не получат образования. Образование в Самоа представляет собой партнерство между деревнями и правительством, и поскольку большая часть земли находится в традиционной собственности, деревни предоставляют землю и школьные здания, а правительство предоставляет учителей и учебную программу. [8] Большая часть экономики острова основана на натуральном выживании за счет плантаций и рыболовства, и, не имея другого источника дохода, жители деревни продали права на вырубку своих тропических лесов. Однако прежде чем начать вырубку, Seacology соучредитель и председатель Пол Алан Кокс , американский этноботаник , живший со своей семьей в деревне, обнаружил, что нетронутые тропические леса, окружающие деревню Фалеалупо, должны быть вырублены. Кокс работал с деревенскими старостами и обещал собрать средства для школы в обмен на соглашение, защищающее территорию площадью 30 000 акров (120 км2). 2 ) тропический лес. [9]

Была построена школа тропического леса Фалеалупо, и деревня даровала титулы матаи Полу Коксу, Кену Мердоку и Рексу Могану. В знак признания его достижений в 1997 году Кокс вместе с покойным верховным вождем Фуионо Сенио разделил престижную экологическую премию Goldman . Кокс пожертвовал свою долю премии компании Seacology, которая использует эти средства для содержания воздушной дорожки под пологом тропического леса Фалеалупо, открытой в 1997 году. Seacology профинансировала дорожку, которая принадлежит и управляется деревней, чтобы помочь сообществу получать доходы от экологический туризм. На торжественном открытии было объявлено, что деревня продлит 50-летний договор, и пообещали вечно защищать тропический лес.
В 1989 году Фалеалупо присвоил Коксу титул вождя матаи Нафануа в честь его работы. [10] Право собственности зарегистрировано в Суде по землям и титулам Самоа.
В 1999 году деревня объявила, что начиная с 1 января 2000 года ежемесячные туристические доходы от воздушной навесной дорожки будут использоваться для финансирования скромного пенсионного фонда для деревенских старейшин. В феврале 2008 года навес был закрыт из-за гниения 10-метровой деревянной башни, ведущей к воздушному канатному переходу и платформам в гигантском баньяне . Компания Seacology профинансировала и построила новую алюминиевую башню, которая была завершена и открыта 10 июня 2010 года. [11]
Вход на тропу тропического леса Фалеалупо находится примерно в 2 км от главной дороги, по пути к Фалеалупо Тай. Деревня взимает скромную плату с посетителей, желающих подняться по тропе.
Известные самоанцы из Фалеалупо
[ редактировать ]Известные самоанцы из Фалеалупо включают;
- Джон Шустер , бывший игрок All Black ( по регби сборная Новой Зеландии ).
- Лео Лафаиали , игрок Ману Самоа (национальная сборная Самоа по регби) и бывший игрок «Окленд Блюз» .
- King Kapisi — хип-хоп исполнитель из Новой Зеландии. Главный титул его семьи в Фалеалупо — А'о. Могила прадеда короля Каписи Аау Фаалоага находится за новой церковью в Фалеалупо-тай. В 1999 году король Каписи снял свой музыкальный видеоклип Reverse Resistance в Фалеалупо, а также в Фагамало , Сафоту и в дыхалах Тага на Савайи. Первый кадр видео начинается с руин старой церкви в Фалеалупо (ныне новая церковь), а заключительный — закат на пляже Фалеалупо с детьми из его семьи. Песня стала первой хип-хоп песней, получившей престижную премию APRA Silver Scroll Award в Новой Зеландии .
- Алени Смит — олимпийская дзюдоистка, участвовавшая в летних Олимпийских играх 2012 года .
- Пио Тоанфинуу — архиепископ Сомоа-Апиа, первый сомоанский кардинал.
См. также
[ редактировать ]- Список охраняемых территорий Самоа
- Центральный тропический лес Савайи , крупнейший непрерывный участок тропического леса в Полинезии.
- Названия самоанских растений , включая научные названия и многие из них, используемые в традиционной медицине.
- Простратин
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Декабрьский день исчезает в Самоа и Токелау» . Stuff.co.nz . 21 декабря 2011 г.
- ^ «Предварительный подсчет переписи населения 2016 года» (PDF) . Статистическое бюро Самоа. 2016 . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ Самоа находилось к востоку от международной линии перемены дат до 30 декабря 2011 года в 10:00 по всемирному координированному времени .
- ^ «Самоа и Токелау пересекут линию даты 29 декабря» . Время . 28 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2011 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ «Отчет о переписи населения и жилищного фонда за 2006 год» (PDF) . Статистическое бюро Самоа . Июль 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 г. . Проверено 19 декабря 2009 г.
- ^ «Биографическая справка Коллегии кардиналов» . Пресс-служба Святого Престола, Ватикан . 21 января 2006 года . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Религиозные и космические верования Центральной Полинезии . Архив прессы Кембриджского университета. 1933. с. 156. ИСБН 1-00-140985-Х .
- ^ «Школы Савайи» . Министерство образования, спорта и культуры Самоа . Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 года . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Цеппель, Хизер (2006). Коренной экотуризм: устойчивое развитие и управление . Том 3 Экотуризма (в твердом переплете). КАБИ. п. 58. ИСБН 1-84593-124-6 .
- ^ «Фалеалупо матаи защищают Нафануа Кокса» . Самоа обозреватель . 25 января 2009 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2012 г. Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ «Самоа, деревня Фалеалупо, остров Савайи» . Проекты острова морской экологии . Июнь 2010. Архивировано из оригинала 26 июля 2010 года . Проверено 4 июля 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
13 ° 30' ю.ш., 172 ° 48' з.д. / 13,500 ° ю.ш., 172,800 ° з.д.