Саламизин
Королева Саламасина (флорит в 1500-х годах) была влиятельной и высокопоставленной женщиной в Самоа социальной истории . Она имела четыре титула папы (округа), которые давали ей высший статус Тафаифа («одна, поддерживаемая четырьмя») на западных островах Самоа. [1] Вопреки распространенному мнению, она не была первой Тафаифой, поскольку эти титулы были завещаны ей их предыдущим владельцем Нафануа (Тонумайпеа Нафануа). [2] [3] Она является титульным предком двух из четырех главных титулов Самоа: Тупуа Тамасесе Фалефы . и Салани [4] и линия Амайле Матаафа . [5]
Семейная история
[ редактировать ]Саламасина происходил из нескольких могущественных королевских родословных. Ее мать, Ваэтофага, была чрезвычайно знатной дворянкой, занимавшей высокое положение как в Самоанском , так и в Тонганском обществе. Отцом Ваэтоефаги был Туи Тонга Кауулуфонуа II (сын Туи Тонга Кауулуфонуа I и самоанской дворянки Вайнууласи), а ее матерью была Таупоимасина (дочь верховного вождя Лефоно из Амоа, Савайи). ).
Подростком Ваэтофага стала десятой и последней женой верховного суверенного вождя Самоа Аны Туи Ана Тамаалелаги, от которого она зачала дочь Саламасину. Один из королевских слуг Тамаалелаги по имени Утуфанунутунуту отправился на тонганский остров Тонгатапу с намерением сделать Ваэтоефагу женой Тамаалелаги. Он обманул ее семью фантастическими историями о земле и людях Самоа и сумел организовать брак и внушительное приданое. В рамках договоренности брат Ваэтоефаги Улуалофаига получил политические уступки в Фагалоа ( район Атуа ). Ваэтоэфага инициировал строительство «неофициальной» резиденции Туи Ана (похожей на дом для отдыха) недалеко от Вайалуа в Нофоалии, Аана, после того, как ему угрожали семьи других жен Тамаалелаги. Ваэтоэфага покинула Нууаусалу (резиденцию Туи Ана в Леулумоэге) в поисках убежища среди своих тонганских родственников, которые поселились в деревнях, отведенных ее брату (Tamasese 2004:10). Ее дом был назван Афеафе-о-Ваэтофага («убежище Ваэтоефага») в ознаменование этого страшного времени преследований и конфликта между зарождающейся тонганской общиной и устоявшимися самоанскими фракциями.
Жизнь
[ редактировать ]Мать Саламасины, Ваэтоэфага, вернулась в Тонгу и доверила Саламасину на хранение Леваласи Со'оа'эмалалаги. Со'оаэмалалаги была главной женой верховного правителя округа Атуа Туи Атуа Матаутия, а Саламасина воспитывалась как их собственная дочь.
Взрослая жизнь и правление
[ редактировать ]В юности она была обручена с вождём по имени Тонумайпе Тапуманайя, чтобы сформировать политический союз с влиятельной фракцией Тонумайпеа Савайи . Однако Саламасина сбежала с мужчиной по своему выбору, безымянным Алапепе. В их отношениях родилась дочь по имени Лупефофоаиваоезе, которая выросла и стала Туи Ана и прародительницей нескольких выдающихся самоанских семей, включая линию, которая управляла Самоа до смерти Сафеофафина. Разъяренный клан Тонумайпеа преследовал Алапепе до Тонгатапу, где он был убит за «осквернение» таупоу.
У Саламасины также был сын от Тапуманайи, которого назвали в честь его отца. Позже он получил титул сателя деревень в Фалеалили, Атуа, Уполу.
Королева Саламасина возвращается в Лотофагу, потому что ее отец родом из Лотофаги, и она оставалась там до самой смерти. Она достигла высокого статуса Тафаифы еще при жизни, и ее сын (от Тапуманайи) и ее дочь (от Алапепе) унаследовали через нее высокое положение и престиж. Ее правление примечательно в истории Самоа отсутствием войн, и многие самоанцы сегодня гордятся тем, что ведут свою родословную от королевы Саламасины.
Наследие
[ редактировать ]Ученых особенно интересовала жизнь Саламасины (и тот факт, что ее высшие титулы передавались ее главным потомкам в первую очередь через ее дочь Лупефофоаиваоезе), поскольку древнее Самоа часто изображалось как общество, в котором доминировали мужчины. [1]
Пенелопа Шеффель и Гаван Доус указывают на значение Саламасины как предка многих могущественных самоанских правителей:
Историческое значение Саламасины заключалось в том, что она была средством объединения всех великих аристократических родословных и связей со сверхъестественной властью в период политической трансформации, чтобы создать основу легитимности для новых влиятельных лиц Самоа, группы ораторов Тумуа из А. 'ана и Атуа. В течение следующих четырех столетий или около того им предстояло манипулировать новой династией, которую она породила, посредством контроля над высшими титулами, которые они были уполномочены даровать. [1]
ТОНГАНСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ/ПОРАЖЕНИЕ
- Заговор с целью вторжения в Самоа и похищения королевы Саламасины был задуман ее дядей по материнской линии Улуалофайгой (из династии Туитонга) и его самоанскими сторонниками, которые также были убийцами мужа ее приемной матери. Вскоре этот заговор был раскрыт. Саламасина и ее армия двинулись к деревне Фагалоа, чтобы противостоять ему. Прежде чем его армии смогли похитить ее, у нее уже было подкрепление из каждой деревни, пришедшее, чтобы победить их. Воины с гор вышли с призывом со своими раковинами, еще больше пришло с моря на своих военных каноэ, наконец, еще больше воинов пришло из джунглей и кустарников. Когда Улуалофайга окружен, он падает на колени и простирается ниц перед Королевой, умоляя ее о пощаде и своей жизни, одновременно признавая жалкое поражение. Саламасина даровала ему милосердие только потому, что он был братом ее биологической матери, тонганской принцессы Ваэтофаги. Она даровала ему милосердие, но ему так и не разрешили покинуть Самоа и никогда не вернуться домой в Тонгу. Все его люди побежали к берегу и сели на свои военные лодки (Ваафусуага) и бежали обратно в Тонгу. Единственными двумя людьми, которые не получили помилования, были два его самоанских советника и убийцы ее покойного приемного отца. Она позволила своей приемной матери Сооэмалаги отомстить им. Она хотела бы, чтобы они оба были сожжены заживо на вершине холма, на всеобщее обозрение.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Шеффель, Пенелопа (1987). «Ранг, пол и политика в древнем Самоа: генеалогия Саламасины О Ле Тафаифы». Журнал тихоокеанской истории . 22 (4): 174–193. дои : 10.1080/00223348708572566 . ISSN 0022-3344 .
- ^ Королева Саламасина , Больше женщин-правителей - Учебная программа «Женщины в мировой истории»
- ^ «Самоа» . Архивировано из оригинала 6 июня 2002 г. Проверено 9 марта 2011 г.
- ^ Со'о, Асофу (2008). Демократия и обычаи в Самоа: непростой союз . Сува, Фиджи: Публикации IPS, Южно-Тихоокеанский университет. стр. 7–8. ISBN 9789820203907 .
- ^ Эфи, Туи Атуа Тупуа Тамасесе Тайси (2009). В поисках аромата: Tui Atua Tupua Tamasese T'asi и отсылка к коренным народам Самоа . Лепаипигала, Самоа: Центр самоанских исследований Национального университета Самоа. п. 34. ISBN 9789829003324 .
- Примечания
- Уотсон, Роберт М. (1918). История Самоа . Уиткомб и гробницы.
- Мелейсея, Малама (1987). Лагага: Краткая история Западного Самоа . Университет южной части Тихого океана .
- Генри, брат Ф. (1979). История Самоа . ООО Коммерческие принтеры.
- Харт, Райт и Паттерсон (1971). История Самоа . Песега ЛДС Пресс .
- Шеффель, Пенелопа (1987). «Ранг, пол и политика в Древнем Самоа: Генеалогия Саламасины о ле Тафаифа». Журнал тихоокеанской истории . 22 (3–4): 174–193. дои : 10.1080/00223348708572566 .
- Гансон, Нил (1987). «Священные женщины-вожди и женщины-«старосты» ». Журнал тихоокеанской истории . 22 : 139–172. дои : 10.1080/00223348708572563 .