Спальня
Спальня | |
---|---|
Город Фонти. Королевский город | |
Страна | Самоа |
Округ | Бог |
Основан | 300 г. до н.э. |
Правительство | |
• Тип | Совет вождей |
Население | |
• Общий | 1563 (2016 перепись) |
Фалефа расположен на северо-восточном побережье острова Уполу в Самоа . [1] Это была древняя столица во времена « Мало» («правительства») Тупу Тафаифы (короля) Фоноти. После победы над своим племянником Толеафоа и сестрой Самалаулу в борьбе за контроль над Самоа (его брат Ваафусуага отказался принимать участие в войне и остался на Савайях) король Фоноти решил править из своего нового места в Фалефе, честь, запомнившаяся в его фаалупеге ( Устав и приветствия) по сей день. [2]
Фалефу возглавляют потомки двух ее основателей — Моэоно Фалелога ( tulafale-alii или 'matua' ) и Леутеле Леутогатуи ( matuaalii), сыновья Туи Атуа Лемуаитерелоа и его жены Леатеафайги.
Он расположен в избирательном округе Аноамаа 1, который сам расположен в пределах более крупного древнего политического «округа» Аноамаа, провинция Атуа . Атуа возглавляет Туи Атуа (правитель Атуа), титул, который когда-то носил провидец Туи Атуа Леутеле (называемый Туи Атуа Леутелелеит) в 10 веке, в период античности Самоа. [3] С 17 века эту мантию занимал в основном один из двух Тама-а-айга (максимальных вождей линии) линии Атуа Саламасина: Тупуа Тамасесе и Матаафа .
Вместе с деревней Салани Фалефа является домом для одной из главных политических семей Самоа, Айга Са Фенунуйвао (потомков Фенунуйвао, жены короля Муагутутиа и матери первого Тупуа Фуиавайлили). Семью возглавляют Моэоно и Леутеле из Фалефы, Тофуаиофоиа и Фуймаоно из Салани, и она является хранителем титула Тама-а-'Аига Тупуа Тамасесе . [4] Королевские титулы Тама-а-Айга Тупуа Тамасесе и Папа Туи Атуа в настоящее время принадлежат бывшему премьер-министру и главе государства Самоа Его Высочеству Туи Атуа Туи Тамасесе Эфи . [4]
История и культура
[ редактировать ]Основание Фалефа
[ редактировать ]Фалефа — одно из старейших и крупнейших поселений Самоа. [5] его традиционные границы простираются от Уафато на востоке, Саолуафаты на западе и Лотофаги на южной границе. Устные предания и археологические свидетельства из близлежащего места открытия Сасоаа Лапита в долине Фалефа относят дату поселения в этом районе к 300 г. до н. э. [6]
Согласно устной традиции, Фалефа была основана двумя сыновьями Туи Атуа Муайтерелоа и Леатеафайга (дочери Луфасиаиту из Уафато, Фагалоа) - Моэоно Фалеолога и его младшим братом Леутеле Леутогитуи. С тех пор Фалефа возглавляют потомки этих двух братьев, носящих соответствующие титулы Моэоно (тулафале-алии или «матуа») и Лейтеле (алии). [7] Покинув родной город Фагалоа, они основали свое первое поселение на вершине горы с видом на залив Фагалоа и долину Фалефа, названное Мануао. Позже поселение было перенесено на побережье, на его нынешнее место на северной окраине долины Фалефа.
Размер Фалефы был таков, что для централизации управления требовалось централизованное место. Был создан «О ле Фалеуполу о Сагаполу» - административный центр Фалефы, в котором проживают Леутеле и Моэоно. Именно с этого места их преемники продолжают управлять Фалефой и по сей день. За ним последовали другие поселки (4); Салеапага, за ней следуют Сагаполу, Гагамалае и Санону. Моэ'оно и Лейтеле даровали титулы выдающимся людям, создавая ведущие титулы Али'и (священного вождя) Алай'аса, Леалайсаланоа и другие, которые, в свою очередь, основали свои собственные «вассальные» дома (называемые «Матаи таутуа») для служения. Эти ведущие вожди помогают Моэоно и Лейтеле в управлении растущим районом в рамках совета вождей Фалефы.
Братья и их наследники много путешествовали по своим владениям - от Лемафателе (известного сегодня как перевал Ле Мафа) до Сасоаа (где Лапита ), были найдены остатки керамики [6] в Сауано и Салетеле в заливе Фагалоа и в горы с видом на долину внизу, где сегодня стоит деревня Фалефа.
Рост и образование новых деревень
[ редактировать ]В более поздние времена части земель Фалефы были подарены Туиатуа Полайлевао для образования деревни Луфилуфи после того, как за границу пришла сильная рыбалка и разделила выловленную рыбу между всеми высшими вождями, которых называли луфилуфи ина о ле иа о Атуа. Другие деревни по-прежнему находятся под эгидой Фалефа как Фалефиту, такие как Сауано и Салетеле в заливе Фагалоа, Фалевао и Лаломауга.
Сестра Моэно и Леутеле по имени Сина жила на другом конце деревни недалеко от Луфилуфи, как часть Фалефы. Это была земля, подаренная их сестре
Фале и его брат Пуна отправились из Маноно, чтобы навестить короля Фоноти (их родственников) и раздобыть еды для своего слепого отца, который был очень болен. Вернувшись обратно в Маноно после встречи с королем Фоноти. Они получили очень печальное известие о том, что их отец уже назначил и раздал всю свою матупалапалу и маваегу другим людям. С большим разочарованием и печалью они вернулись обратно и остановились в доме Сины за водой и едой. Во время разговора с Синой она сказала им остаться с ней и сообщить своим братьям Моэно и Лейтеле об их тяжелой печали и боли. Спустя годы два брата служили Сине с добротой и преданностью. Позже один брат переехал на Савайи и жил со своей семьей.
Затем Сина вышла замуж и родила первого сына, которого она назвала и назвала Тиалавеа. Сина основала свою деревню и назвала ее оле Фале ма Пуна, сокращенно Фалеапуна, в честь двух братьев из Маноно, которые обслуживали ее на выгодных условиях. Пуна получила титул Молио, в задачи которого входило доставлять сообщения или молимолио фео пу финагало о Сина или слово Сины своим братьям или туда, куда она пожелала. [8] Эти деревни исторически связаны с Фалефой своим основанием и столетиями сложных политических маневров. [9]
Заговор о похищении Саламасины
[ редактировать ]Много лет назад Туи Атуа Тогиаи, победитель войны за престолонаследие, основал свою резиденцию в Фоганьютеа в Фагалоа. Его внук Матаутия жил в Салаумуа в районе Алейпата, где он женился на Суаэ. Прежде чем его жена родила ему ребенка, Матаутия был убит Лейфи и Таутоло. Опасаясь за свою жизнь и жизнь своего ребенка, Суаэ бежала из Атуа и оставила свою фамилию Леваласи ветви своего клана Атуа, основав таким образом одну из самых важных семей не только в Атуа, но и во всем Самоа. - 'Айга Са Леваласи.
Спустя годы из Луфилуфи прибыли посланцы, чтобы пригласить королеву Саламасину и Леваласи (Суаэ) посетить их город и район. Дамы решили принять приглашение, поскольку одним из титулов Саламасины был Туи Атуа, и она не могла легко отказаться от приглашения. Луфилуфи был (столицей) Атуа и активным сторонником ее правительства.
Леваласи обрадовалась мысли о визите, поскольку он дал ей возможность встретиться со своими многочисленными родственниками в этом районе. Кроме того, она вовсе не забыла преступления, совершенного против ее мужа, и все еще питала надежду найти убийц.
На следующее утро Саламасина и Леваласи отправились на большой двойной лодке (алиа) и во второй половине дня прибыли в гавань Салуафаты.
После ужина разговор зашел о политической ситуации в Атуа, и Суаэ услышал, что несколько тонганских военных катеров (псевдоним) недавно прибыли и все еще стоят в гавани Фагалоа. Это удивило ее, и она подумала, что стоит разобраться.
Пока Саламасина осматривал окрестности деревни, Суаэ, который остался, пытался получить больше информации о тонганцах, которые сейчас находятся в Лоне, Фагалоа. Вскоре она узнала, что Лейфи и Таутоло, кажется, в лучших отношениях с незнакомцами. Для нее это была довольно интересная новость, и она подозревала, что назревают неприятности.
Улуалофайга, брат Туитоги Фааулуфануа, был женат на самоанской женщине из семьи Леоты. Он жил в Лоне уже несколько лет. Когда он услышал, что королева, внук его брата, находится в Луфилуфи, он и другие вожди Фагалоа сразу же послали двух ораторов, чтобы пригласить ее в свою деревню. Саламасина согласился и пообещал быть с ними на следующий день. Как только они отплыли, море стало очень бурным и коварным. Всегда осторожный Суаэ предложил встать на якорь в Мусумусу, где они могли бы остановиться в Фоганиутеа. После официального приема королевской свиты Суаэ рассказала Саламсине все, что она слышала о тайном прибытии тонганских лодок, и умоляла ее быть очень осторожной в своих отношениях с вероломными иностранцами.
Менее чем через час после их прибытия в дом вошли два тонганских эмиссара. По обычаю своей страны они поклонились царице и поцеловали ее ноги. Затем, по приглашению Саламасины, они сели и сказали: «Улуало, наш вождь, приветствует вас в Фагалоа. Он бы лично выразил свое почтение, но он болен. Поэтому он умоляет вас навестить его в Лоне, поскольку у него есть для вас новости из Тонги, которые он хотел бы сообщить вам сам».
Саламасина поблагодарил их и пообещал ответить позже. После этого посланники поклонились и вернулись в Лону.
Расспрашивая далее, королева узнала, что в Лоне лежат шесть больших тонганских военных катеров. Они пробыли там несколько недель, и в деревне царило такое недовольство, что людям было крайне трудно найти еду для такого количества приезжих. Похоже, никто не знал цели тонганской малаги. Леваласи, который лучше понимал действия незнакомца, сказал: «Завтра мы отплывем в Лону, чтобы узнать, чего хотят все эти тонганцы на Самоа. Но поскольку я опасаюсь обмана с их стороны, пошлите секретные сообщения Луфилуфи, Фалеапуне и Фалефе, чтобы они прибыли на своих военных каноэ и поджидали за западным мысом залива. Прикажите им прийти на звук раковины и окружить тонганские корабли. Пусть еще одно послание будет отправлено хорошо вооруженным воинам Лепы, Лотофаги и Салани. Они перейдут через горы и подойдут к Лоне с тыла так незаметно, что никто не заподозрит их присутствия».
На следующий день длинная гребная лодка с двадцатью воинами была готова принять королеву и ее свиту. Вскоре Лона была достигнута. Вокруг было всего несколько тонганцев, но все они пали ниц, когда Саламасина направился к дому Улуало.
Седой вождь поприветствовал ее и выразил сожаление, что из-за плохого здоровья он не смог навестить ее в Мусумусу. Затем Саламасина поинтересовался новостями из Тонги. Улуало ответил: «Последнее судно, прибывшее из Тонги, принесло плохие новости. Кажется, Ваэтоэ, твоя мать, серьезно больна и желает тебя увидеть. Лодки готовы отправиться в Тонгу в любой момент, и мы с радостью отвезем вас туда, если вы того пожелаете».
Саламасина очень расстроилась, узнав о болезни своей матери. Поэтому она сказала: «Почему ты не сообщил мне об этом сразу? Тонганские лодки находились здесь уже много дней. Разве вы не знаете, что такая грубая небрежность достойна самого сурового наказания?
Улуало не ожидал ни ее проницательного наблюдения, ни такого увещевания, но он был проницательным и ответил: «Ваше Высочество знает, что в Тонге гонцов часто убивают за плохие новости, которые они приносят. Опасаясь за свою жизнь, принесший это послание пришел ко мне; но, будучи в затруднительном положении, я не мог передать его вам так скоро, как мне хотелось. Поэтому извините меня, а также моего бедного соотечественника».
Пока продолжался вышеупомянутый разговор, внимание Соаэ было занято происходящим снаружи. От нее не ускользнуло, что тонганцы собирались во все больших количествах. Гостевой дом уже был полностью окружен. Когда она заметила среди группы незнакомцев своих старых врагов Лейфи и Таутоло, она начала опасаться за безопасность королевы.
Саламасина снова обратилась к Улуало: «Возможно, моя мать уже умерла. Где посланник? Приведите его ко мне, чтобы я мог допросить его сам».
Улуало ответил: «Посланник от страха прячется в кустах. Я знаю, что твоя мать жива. Ее болезнь затяжная. Считается, что она страдает от айто, который разъедает ее легкие».
«Она хотела бы увидеть тебя, прежде чем воссоединиться со своими предками. Так что сократите свой визит сюда и позвольте нам отправиться в Тонгу, пока не стало слишком поздно. Лодки, которые вы видите в гавани, — одни из лучших, которые у нас есть, и они предоставят вам все удобства в долгом путешествии. Тонганские воины позаботятся о вашей безопасности.
По знаку Улуало еще больше незнакомцев, которые до этого были спрятаны, вышли вперед, чтобы присоединиться к своим товарищам. Когда вечно бдительная Суаэ увидела это, она приказала своему спутнику Салелеси пойти и взорвать снаряд, чтобы вызвать в гавань несколько самоанских кораблей. Улуало и его тонганцы, сильно испугавшись, навострили уши. Страх и удивление отразились на их лицах, когда они увидели несколько огромных самоанских лодок. Когда флот окружил тонганские каноэ, воины Лепа, Лотофага и Салани спустились с гор, захватив тонганские силы, стоявшие на якоре в заливе Фагалоа. сорвать заговор Лейфи и Таутоло по похищению королевы Саламасины . [6] Две женщины изменили ситуацию со своими потенциальными похитителями.
Полностью осознавая ограниченность своего спасения, она повернулась к Улуало и сказала: «Что это значит? Как ты посмел привести всех этих воинов в мои владения? Вы, вне всякого сомнения, намеревались похитить меня и внести хаос в Самоа. Я все больше и больше вижу тебя насквозь и всю ту ложь, которую ты мне сказал. Отправьте всех своих людей сразу. Пусть они сегодня же отойдут от наших берегов. А что касается вас, то вы останетесь заложником, и горе вам, если кто-нибудь из ваших людей окажется здесь после этой ночи. Скройся от меня и проследи, чтобы ты подчинялся моим приказам.
Улуало, испуганный страстными словами королевы, не стал церемониться и сразу ушел. Тонганцы осознали опасность, в которой оказались, и, полагая, что осмотрительность — лучшая часть доблести, они с большим удовольствием выполнили приказ Улуало.
По мере развития этих событий Суаэ заметил, что Лейфи и Таутоло исчезли. Их дружба с тонганцами и их общее отношение были подозрительными, и Суаэ, который никогда им не доверял, был полон решимости узнать правду. В этот момент в дом вошел Лейтеле, лидер флота Фалефа, размахивая своей могучей боевой дубиной. Обращаясь к королеве, он сказал: «Ваше Высочество, я слышал, что этот человек», указывая на Улуало, «предатель и негодяй. Скажи только слово, и он умрет от моей руки, хотя он и муж моей дочери».
Саламасина, однако, успокоил его, сказав: «Леутеле, оставь его в живых, потому что он дядя моей матери и твоего зятя. Тем не менее, если он когда-нибудь снова введет в Самоа армию вторжения, то его жизнь будет потеряна».
Улуало, услышав эти слова, упал ниц перед королевой и, поцеловав ее ноги, сказал: «Я заслуживаю смерти за то, что привел эту вооруженную силу в вашу страну. Моя жизнь и жизнь всех тонганских воинов в ваших руках, однако, в соответствии с самоанской пословицей «E gase toa, ae ola pule» («Воины умирают, но помнят о милосердии»), вы предпочитаете проявить снисходительность и позволить нам жить. . В знак нашей глубочайшей благодарности я сейчас расскажу вам всю правду о том, что произошло сегодня».
Затем Улалофайга раскрыл истинные намерения Лейфи и Таутоло. Умоляя о пощаде, он объяснил: «Как вы знаете, я мирно живу здесь уже много лет. Некоторое время назад Лейфи и Таутоло приехали из Алейпаты. Они лили мне в уши красивые слова и обещания и, наконец, убедили меня собрать здесь воинов, которых ты видел. Их целью было заманить вас на тонганский корабль и уничтожить вас так же, как они разрушили жизни Матаутии и Тамалелаги. После того, как вы будете устранены, они намеревались назначить кого-то по своему выбору Туи Атуа и, если возможно, признать его вашим преемником, то есть Тупу Самоа. Увидев провал своих злых планов, они бежали. Но они попытаются еще раз, так что остерегайтесь этих двух предателей. Кроме того, у меня здесь сто прекрасных циновок. Среди них тот, который соткан на Ваа-аиту Савеа-Сиулео и известен на всей Тонге и Самоа под названием Лагаваа (тканый на корабле). Отныне я и мой дом будем твоими слугами». [10]
Война: Фалефа поддерживает короля Фоноти
[ редактировать ]Одной из первых влиятельных фигур Самоа была Фаумуина ле Тупуфия из Савайи. Прямой потомок дочери королевы Саламасины, Фофоаиваоезе, его называли le tupufia из-за того, что он был в некоторой степени близок к тому, чтобы стать королем, хотя и никогда не достиг этого полностью. Несмотря на это, его королевская родословная была неоспорима, и этот факт послужил основой для одной из величайших саг в истории Самоа.
У Фаумуины было трое детей: два сына и одна дочь. Сыновей звали Фоноти и Ваафусуага, а дочь — Самалаулу. В традициях Самоа они широко известны как «Три Фаумуины». У каждого ребенка была своя мать, поэтому после смерти отца они индивидуально боролись за королевский сан. [11]
Успешно проведя войну за корону против своих родственников, Фоноти был провозглашен королем примерно в 1640 году. [6] Он оказал множество почестей тем вождям и округам, которые сражались за него, и такие почести и привилегии помнят и передают Тулафале Самоа (вожди ораторов) в обычных приветствиях до сих пор. [11]
За борьбу с военно-морскими силами Маноно, Сапапалии и Салеаумуа и за обеспечение своей победы на море лидеры Фалеапуна и Фагалоа получили собственный район под названием Ваа-о-Фоноти (буквально «каноэ Фоноти»). За руководство сухопутными войсками Фоноти и обеспечение победы на суше Фалефа был удостоен приветствия Аай о Фоноти или Аай о ле Тупу (резиденция Фоноти или резиденция короля). [11] Фалефа продолжал оставаться административным центром соответствующих королевств Фоноти, Муагутутиа и Тупуа до тех пор, пока внук Фоноти, король Афоа (позже Афоафувале), который решил править из Луфилуфи, центра Атуа. [3]
Эти почести по сей день отражены в Фаалупега о Самоа (обычные почетные приветствия Самоа) соответствующих деревень и Фалефы.
Айга Са Фенуивао и их Тама а Айга , Тупуа (позже известный как Тупуа Тамасесе)
[ редактировать ]Историческая справка
Титулы папы дают отдельным владельцам власть над обозначенной территорией или, в случае Тафаифы (обладателя всех четырех титулов папы), статус короля или королевы всего Самоа (за исключением группы Мануа). Однако эти титулы обычно оспариваются исключительно среди королевских родов Самоа, каждый из которых имеет верховного обладателя титула и титульную фигуру, в которой представлена мана (честь) семьи. Их называют тама-а-айга («сыновья царских семей»).
Са Тупуа и Са Малиетоа - две основные королевские линии, от которых многие другие высокие титулы получают легитимность и престиж. Старшая семья Са Малиетоа восходит к 13 веку, в тонганский период, и включает Малиетоа и его потомков. Са Тупуа вышел на передний план, когда к власти пришла его титульная предка, королева Саламасина. Семья состоит из ее потомков и возглавляется Тупуа Тамасесе.
Тупуа Тамасесе является отцом Са Тупуа, потомков Саламасины, и включает в себя несколько известных семей и родословных, таких как Са Фенунуйвао, Са Леваласи, Айга о Маваега и другие. Среди этих семей Са Фенунуйвао является основной политической семьей Фалефа и Салани и осуществляет общую опеку и власть над титулом Тупуа Тамасесе. [12]
Фуиавайлили: первое Тупуа
Король Муагутутиа, сын короля Фоноти, женился на Фенунуйвао, дочери Лейтеле из Фалефы. Поскольку у них не было собственных детей, они усыновили племянника Фенунувао Фуиавайли из Салани как своего сына и наследника. По прибытии в Фалефу ему дали имя «Тупуа», и с тех пор он был известен как Тупуа Фуиавайлили, первый Тама-а-айга. [3]
Поскольку теперь ребенок был единственным наследником короля Муагутутиа, влиятельные группы ораторов Пуле и Тумуа воспользовались своим обычным правом саэсае лауфаи (исследования генеалогических связей), спрашивая, обладает ли он необходимыми генеалогическими связями, чтобы быть достойным почестей тафаифа. Таким образом, выяснилось, что биологическим отцом Фуиавайли был Фуймаоно, а биологической матерью Саилау, потомками Фанене и прямыми потомками сына королевы Саламасины и второго ребенка, Тапуманайи. [13]
Сам король Муагутутиа происходил от старшего ребенка королевы Саламасины, Фофоаиваоэсе. Таким образом, Тупуа Фуиавайли по обеим наследственным линиям был первым правителем Самоа, унаследовавшим от обоих детей королевы Саламасины, воссоединив линии Саламасины через своего предка, Тапуманайю, мужа Саламасины (по линии Фуимаоно и Фанене). и предок Муагутутиа Фофоаиваоэсе, дочь Саламасины от предыдущих отношений с Алапепе (из линии Фоноти, Муагутутиа). Удовлетворив требованиям наличия прямого происхождения от Саламасины и очевидной связи как с родами, так и с выдающимися семьями, Тупуа Фуиавайлили был провозглашен первым Тама Аигой и стал преемником Муагутутиа, став королем ( «Тупу Тафа'ифа» ). [3]
Принц: Два дома.
[ редактировать ]От четырех усуг (браков) у короля Тупуа Фуиавайли было пятеро детей. Двое стали королями, а третий стал одним из предков другого титула тама-а-айга Атуа: Матаафа . Начало линии тама-а-аига Матаафа восходит к Луфалемане, сыну короля Тупуа Фуиавайли. [5] Это стало возможным благодаря союзу дочери Луфалеманы, Салайнаолоа из Айга Са Фенунуивао, с Туимававе (также известным как Тауилиили) из Айга Са Леваласи, в результате чего появился один из прародителей титула Матаафа, Фаасуамале. да, в 1785 году. [4] Другой союз Туймававе с Летелесой породил еще одного прародителя титула, Силупевайлей. Из этих двух линий Фаасуамалеауи и Силупевайлей отбираются все Матаафа. Семейные традиции расходятся во мнениях относительно того, кто был первым Матаафа, но большинство мнений отдают предпочтение Тафагаману, внуку Фаасуамалеауи. [4] Союз Туимававе с внучкой Тупуа, Салаина'олоа, привел к ассоциации титула Луафалемана как с титулами Тупуа Тамасезе, так и с титулами Матаафа. Несколько обладателей Матаафа из Фалефы также одновременно носили титул Тупуа, например, Матаафа Иосефо, который стал известен как Тупуа Матафа Иосефо. [5] Соединяя дочь Луафалемана с Туймававе, линия Туи Атуа образует гармоничное соединение двух великих семей Тама-а-айга Атуа - Айга Са Леваласи и Айга Са Фенунуйвао.
Тупуа Тамасе выбран из этих трех линий происхождения:
- Дуа Фалемана из Фалефы, [14] От первого брака Тупуа с Пунипуао, дочерью Алаиасы. Предок семьи Матаафа через свою дочь Салаинаолоа, которая вышла замуж за Туймававе из Айга Са Леваласи и стала отцом старшей линии Матаафа Фаасуамалеауи. [5]
- Афоа Палаули . Преемник своего отца стал королем и правил из Луфилуфи. Побежден в единоборстве своим братом Галумалеманой. Позже назван Афоафувале после его поражения. [3]
- Галумалемана из Салеймоа. Стал преемником своего брата Афоа на посту короля, победив его при Маауге, Леулумега. [3] Нынешняя линия Тупуа происходит от этой линии происхождения, и именно из числа его потомков - Тамасе Титимеа - Тамасе стал частью титула, следовательно, Тупуа Тамасесе.
- Таутисусуа и Туфугатаси от четвертого брака Тупуа с Матаваойлесаса. [5]
В совокупности эти титулы известны как Алоалии (дофины или наследники). Создание института алоалиев обеспечило продолжение политического влияния Тупуа через его потомков и увековечило генеалогические связи между первым Тупу Тафаифой, королевой Саламасиной, и более поздним Тупу Тафаифой, королем Фоноти, от которого впоследствии произошли правители. будет иметь легитимность. [12]
Политика и управление
[ редактировать ]Фалефа означает «Дом четырех», что указывает на четыре пригорода, составляющие основные компоненты Фалефы; Сагогу, Гагамалае, Салеапага, Сагаполу. Каждая из этих деревень состоит из семей, главы которых представляют свои расширенные семьи и соответствующую территорию в сельском совете Фалефы, возглавляемом двумя старшими тулафале-алии деревни (Матуа), Моэоно и Юли. [15] Фалефой управляют Леутеле, Леалайсаланоа, Алай'аса как Алии (вожди) Фалефы, а также Матуа (старшие вожди-ораторы или «тулафале-алии» ) Моэоно и Юли. Леутеле — высший алии деревни, а Моэоно — высший тулафале-алии . Леалайсаланоа - второй человек по рейтингу , а Алай'аса - третий. Юли — тулафале-алии Леалайсаланоа и другой матуа Фалефы. [15] К Лейтеле обращаются как Тина о Тупуа (Мать Тупуа), в честь матери первого Тупуа Фенунуйвао и дедушки по материнской линии, Лейтеле. [2] К Моэ'оно обычно обращаются как «ле тама о ле ну'у» ( «отец деревни» ), и наряду с Тофуа'иофойа он является главным представителем Айга Са Фенунуйвао, политической семьи и наследников Тупуа. [15]
Установление титулов Моэоно и Леутеле предшествовало тонганскому периоду, поскольку исконными обладателями были сыновья Туи Атуа Муаителелоа (одного из первых обладателей титула Туи Атуа папа) и основатели Фалефа где-то между 300 г. до н.э. 200 г. н.э. [6]
Деревенский форум: Фалефау, Фалелима и Фалефиту
[ редактировать ]Решение о созыве специального собрания деревенского фоно принимает Юли или Моэоно. [5] Масштаб встречи варьируется в зависимости от ситуации. Наиболее распространенные встречи охватывают только четыре пригорода Фалефы: Сагаполу, Салеапага, Гагаэмалае и Санону. Круг участников определяет три типа встреч. В этом контексте слово фале означает пригород. Фоно фалефа — это фоно, в котором участвуют только матаи из четырех деревень Фалефа. [7] Фоно фалелима — это фоно с четырьмя пригородами Фалефа и деревней Фалевао. Фоно фалефиту включает в себя все деревни, которые являются частью традиционных владений Фалефа, включая четыре деревни Фалефа, Фалевао и две деревни Сауано и Салетеле в заливе Фагалоа. [5]
Выбор двух старших лидеров Фалефы: Лейтеле и Моэно.
[ редактировать ]После смерти Моэоно или Леутеле в округе наступает продолжительный период траура и начинается последующая процессия культурных протоколов и ритуалов. Погребальные обряды Леутеле, Моэоно, Юли и Леалайсаланоа начинаются с лаги (священного подношения в виде редких красивых циновок и подношений), которое получают Моэоно.
В течение этого периода sede vacante управление Фалефой затем передается Юли, Леалайсаланоа, Алай'асе и другим матаи Фалефы (главам каждой семьи) до тех пор, пока не будет назначен Моэоно или Лейтеле.
В назначенное время, когда был выбран наследник, порядок проведения саофаи (церемонии дарования) предусматривает, что только два носителя титулов двух братьев - Моэоно и Лейтеле - участвуют в этом священном ритуале. Только после завершения церемонии ава и присвоения титула Юли приведет остальных деревенских вождей в резиденцию, чтобы присоединиться к ним (« усу ле нуу» ). Церемонию охраняет Tupua ma le Aumaga (название безымянной мужской гильдии Фалефы).
Последним обладателем титула Леутеле был Леутеле Тапусатель Кели Туатагалоа до его кончины в 2012 году. Покойный Моэоно Леатеафайга Атоафуайуполу Пенитито Алай'аса - последний обладатель титула Моэоно, который он удерживал до своей кончины в 2018 году. Эти два титула имеют давнюю традицию, когда в любой момент времени имелся только один обладатель соответствующих титулов, за исключением короткого периода, когда было несколько обладателей титулов Leutele.
По состоянию на 2018 год оба титула остаются вакантными до назначения новых владельцев соответствующими наследниками.
Фольклор
[ редактировать ]Лаутивуния: Туи Тонга и Туи Атуа Леутелелейите
[ редактировать ]У Туи Тонга (правителя Тонги) было два сына. Старшего назвали Туитонга в честь отца, младшего — Лаутивуния. У Лаутивунии был роман с женой брата. Когда об этом стало известно, старший брат очень разозлился.
По обычаю, младший брат принес мирное приношение в виде приготовленной еды, завернутой в листья толо (обычного сахарного тростника) и фисо (дикого сахарного тростника). На этих листьях подчеркивалась надпись: «Пожалуйста, простите меня, потому что мы братья».
Но Туитогу это не успокоило, и Лаутивуния принесла еще одно мирное подношение, в которое входила мякоть обычных бананов и лей (диких бананов). Два сорта банана подчеркивали послание: «Мы из плоти и крови – наверняка, ты найдешь в своем сердце силы простить меня?» Туитога все еще не был успокоен. Поэтому Лаутивуния решил, что, если его брат не примет его подношения, он отдаст свою жизнь. Он выкопал яму, где стоял его катамаран, на дне ямы закрепил копья остриями вверх и бросился на копья. Сила его действия заставила окружающую землю и песок обрушиться и покрыть его.
Когда исчезновение Лаутивунии было замечено, его отец и брат отправили поисковые группы на его поиски. Одна партия достигла Фалефы, Самоа. Туи Атуа Леутелелейите сказала: «Вам не обязательно заходить так далеко. Лаутивуния находится в Тонге на своем катамаране.
Итак, поисковая группа вернулась на Тонгу и нашла тело Лаутивунии. Туи Тога почувствовал себя обязанным ответить взаимностью на эту услугу со стороны Туи Атуа Леутеле Лей'ите и поручил поисковой группе вернуться на Самоа с лучшими из его прекрасных циновок, которые он назвал Le Ageagea o Tumua (субстанция Тумуа). Кроме того, он признал способности провидца Туи Атуа Лейтелейте, подтвердив, что Лейтеле Лейте на самом деле обладала способностью видеть вещи, то есть Лейтеле Лейте, обладающей пророческими способностями.
Имя Леутеле продолжилось до его внучатых племянников Моэно Фалеолога и Леутеле Леутоги, а также их выживших до сих пор родственников. Имя Лейите теперь стало титулом оратора-матаи в семьях Моэно и Лейтеле в Фалефе как один из титулов семей Са Лейтеле и Са Моэно. [16]
Разрушения войны: «Юлий Потини призывает к миру»
[ редактировать ]В последующие столетия великая война между Туамасагой и двумя союзниками, Атуа и Ааной, опустошила страну. Потерпев поражение, Малиетоа Уитуалаги и армия Туамасаги нашли убежище в Ана-о-Сеуао в Саанапу, Сафата. Силы Атуа и Ааны бросились в погоню и, когда они прибыли в Ану, приготовились завершить свою победу, сжег весь регион и уничтожив остальную часть войск Малиетоа.
Была подготовлена почва для, возможно, самой знаменитой из всех самоанских речей. Среди воинов Атуа был оратор ( тулафале ) Юлий Потини из Фалефы; и именно он, стремясь спасти народ Туамасаги от стоявшей перед ним опасности, говорил с неослабевающим пылом в течение двух полных дней и ночей, умоляя лидеров Атуа и А'аны помиловать их пленников. Его речь, однако, не была бескорыстным призывом, ибо в пещере вместе со своим мужем Пулемагафой — оратором ( тулафале ) из Фангалии (деревня в Туамасаге) — находилась дочь Юли и двое ее детей. Говорят, что дочь звали Талалауфала, а двоих ее детей звали Саламалеулу, девочка, и Фалефатаали, мальчик. Этот мальчик Фалефатаалии был единственным выжившим потомком Юли Потини мужского пола и после смерти Юли унаследовал его земли и титул. По самоанским обычаям его называли «о ле гафа мало о Юли» , и его положение имело большое значение. Именно в попытке сохранить жизнь этого мальчика и таким образом сохранить в неприкосновенности его семейную линию Юли говорил так долго и с такой горячностью. Замечательную речь Юли до сих пор помнят по всему Самоа: " Июль " [17] который используется по отношению к любому оратору, говорящему с большой настойчивостью и долго. Участок земли, на котором находится пещера, до сих пор известен как Потини в память о Юли.
Слова Юли были услышаны жителями Туамасаги, и суть его речи была передана Малиетоа и другим вождям и ораторам в пещере. Пулемагафа, должно быть, тоже слышал историю о просьбе Юли, и, каким бы старым и слепым он ни был, он направился ко входу в пещеру под руководством своего сына Фалефатаалии. Пока он ощупью пробирался, на него нападали насмешки товарищей по плену, поскольку для них он делал всего лишь безнадежный жест. [17] Однако он продвигался вперед, пока не достиг входа в пещеру и, допросив своего сына, чтобы определить личность тех, кто находился снаружи, он произнес речь в ответ Юли, вождям и ораторам Атуа и А'аны, умоляя об освобождении. Искренний призыв Пулемагафы был плохо принят, поскольку вражда между враждующими районами была велика, пока он не объявил, что Малиетоа готов заплатить в качестве выкупа ( тогиола , что буквально означает «цена жизни») остров Тутуила . Такое предложение было с радостью принято, и вскоре огромные парусные каноэ Атуа направились на восток, чтобы забрать приз, а Малиетоа и его удрученные последователи вернулись в свои деревни. Об этом знаменитом происшествии до сих пор помнят в пословице — « Ua tosi fa'alauti le eleele o Tutuila » (Земля Тутуилы была разорвана в клочья, как пряди туземной юбки), и по сей день многие названия деревень и главным образом титулы Тутуилы до сих пор свидетельствуют о природе своего происхождения, поскольку они произошли непосредственно из округа Атуа.
За свои усилия по прекращению конфликта Юли Потини был повышен с тулафале до тулафале-алии и получил от Моэоно Таелеомомоа звание Матуа . Кроме того, его чашка кавы называлась « Lau ipu lenei; луа ао, луа по» (Это ваша чашка кавы: «Две ночи и два дня»). Таким образом, подвиг его знаменитого предка до сих пор отмечается, и сегодня его потомок Юли продолжает править Фалефой вместе с Моэоно и Лейтеле. [17]
Независимость: Моэоно и движение Мау
[ редактировать ]В первые дни движения Мау Луафалемана Моэоно Таэле подал в отставку со своего поста в местной полиции администрации, чтобы помочь в усилиях по получению национальной поддержки для молодого движения за независимость. Поскольку Пуле (ораторы и главы государств Савайи) еще не заявили о своей единодушной поддержке, Моэоно Луафалемана Та'еле было поручено возглавить флот фаутаси (каноэ) вместе с ораторами Уполу Тумуа , чтобы попросить поддержки Савайи. Решив прибыть в Сатупаитеа вместо Салеаула, Моэоно вспомнил, как Фалефа ранее поддерживал Мау а Пуле. [18] (которую ораторы Савайи возглавляли во время немецкой администрации, предшественника движения Мау) и призвали Асиату заставить Пуле (государство ораторов Саваи и аналог Тумуа Уполу) ответить взаимностью на их солидарность, объединив с ними силы для дальнейшего укрепления дела за независимость.
Его сын, Моэоно Алайаса Колио ОБЕ. [ постоянная мертвая ссылка ] , позже стал одним из создателей конституции нового независимого государства Западное Самоа. [19]
Спор о названии и споры
[ редактировать ]Споры по поводу Тупуа Тамасесе названия
[ редактировать ]Фалефа и Тупуа Тамасезе имеют долгую историю, начавшуюся с того момента, когда его семья установила первый Тупуа в Фалефе примерно в 1550 году. [3] С точки зрения наследования титула, эта семья была одной из наименее спорных среди всех семей Тама а 'Аига. Семейный консенсус решал преемников, а не суд. Однако эти дружеские отношения в конечном итоге были разорваны в 1965 году, когда возник серьезный раскол по поводу преемника бывшего соглавы государства Самоа Тупуа Тамасесе Меаоле, который умер двумя годами ранее. Двое двоюродных братьев и сыновей предыдущих владельцев боролись за титул, и семья была вынуждена обратиться в суд для урегулирования спора. [4]
Семья не смогла договориться между двумя кандидатами: Леалофи IV, сыном убитого лидера Мау Тупуа Тамасесе Леалофи III, и Туфугой Эфи, сыном бывшего соглавы государства Самоа Тупуа Тамасесе Меаоле. [4] Эти двое мужчин были двоюродными братьями, и оба их отца носили титулы. После того, как обсуждения были прекращены, оба были впоследствии назначены на отдельных церемониях различными политическими семьями Са Тупуа: Леалофи IV - Аигой Са Фенунуйвао из Фалефы и Салани, а Туфуга Эфи - Аигой о Маваега (из Фалесиу и Асау в Саваи). i) и филиалом Аига Са Туала из Фаситоута. Установка последнего застала Аигу Са Фенуивао врасплох и сразу же была встречена резким отказом.
Оба кандидата имели генеалогическое право, поскольку происходили от их общего предка Тупуа Фуиавайлили. [20] Однако Леалофи имел то преимущество, что имел единогласную поддержку Аиги Са Фенунуйвао, главной политической семьи, носящей титул, на том основании, что его отец был старше отца Туфуги Эфи, а он сам был старшим кандидатом. Последующая судебная тяжба привела к единогласному одобрению назначения Леалофи IV. [14] Однако сторонники Туфуги Эфи вернулись в суд, чтобы выдвинуть еще два аргумента. Сначала они утверждали, что титул должен назначаться и передаваться непосредственными наследниками недавних владельцев. 'Аига Са Фенунуйвао указал на их право вмешаться и принять решение, особенно с учетом того, что среди потомков неизбежно возникнут разногласия, и указав на тот факт, что Са Фенунуивао сами были потомками, и это мнение также было поддержано судом. Во-вторых, сторонники Туфуги утверждали, что сопряженные названия — Тупуа и Тамасесе — следует разделить на две части. Они утверждали, что тамасское имя само по себе представляет собой титул, и призвали суд присвоить титул Тупуа Леалофи, а титул Тамасе - Туфуге Эфи. Однако суд отклонил этот аргумент на том основании, что без Тупуа Тамасесе не может быть составлено как титул и что Тупуа без Тамасесе лишит Тупуа статуса Тама а 'Аига. [4]
Суд вынес решение в пользу кандидата Аиги Са Фенунуйвао, Леалофи IV, который впоследствии будет избран премьер-министром Самоа. [21]
Второй спор
[ редактировать ]После смерти Тупуа Тамасесе Леалофи IV в 1983 году вопрос о преемнике был поднят еще раз, и Тупуа Эфи снова заявил о своих правах. Однако для этого потребуется согласие Аиги Са Фенуйвао на его назначение. Однако Салани согласился, Фалефа и Луфилуфи выступили против. Несмотря на тупиковую ситуацию, Тупуола Эфи настоял на своем и продолжил работу без единогласной поддержки Айги Са Фенуйвао. Утром в день церемонии его установки в Ваймосо национальная общественная телекомпания Radio 2AP зачитала объявление тогдашнего Моэно Алайаса Колио Луафалемана, Моэно Алайаса Колио Луафалемана, уведомляющее страну о том, что 'Аига Са Фенунувао, а также вожди Луфилуфи не санкционировали восхождение Тупуолы Эфи к титулу и не разрешили провести церемонию в соответствующем дворце титула в Мулинуу ма Сеполатаэмо в Луфилуфи. Это фактически снова свело на нет борьбу Тупуолы Эфи за титул.
В период с 1983 по 1986 год Тупуола Эфи посетил ныне больного Моэно Колио Алайа'са Луафалемана, чтобы попросить его одобрения в качестве лидера (Са'о) Аига Са Фенунуивао и их благосклонности к присвоению ему титула Тупуа. Несмотря на их первоначальный отказ, Моэно Колио Алайя'са пришел к соглашению в 1986 году после нескольких извинений и посещения Тупуолой Эфи его дома в Фалефе и, наконец, остановился на Тупуоле Эфи. Он согласился присвоить титул Тупуа после многих лет визитов и извинений Тупуолы Эфи в то время в Лалаоа, где Моэно проживал в Фалефе. Как только Моэно согласился и уладил свои разногласия с Тупуолой Эфи, он разрешил Юли Вени, Юли Сефо и Леутеле Луту призвать Салани и Луфилуфи подготовиться к присвоению Тупуоле Эфи титула Тупуа. Таким образом, 'Аига Са Фенунуйвао присоединился к 'Аига о Маваега и 'Аига Са Туала, чтобы совместно присвоить титул «TUPUA» Тупуоле Эфи, который был отклонен в эфирном объявлении Моэно Колио Алайа'са Луафалемана в ноябре 1983 года, совместно зарегистрировав титул «TUPUA». "под своей фамилией. [4]
Однако право совместной передачи позже было оспорено в суде, когда основные семьи клана Са Тупуа - Са Фенунуйвао, Са Туала и Айга 'о Маваега - оспаривали власть над титулом. Вопрос был окончательно решен, когда в 1987 году суд постановил, что право на присвоение титула Туи Атуа Тупуа или Тама А Айга принадлежало исключительно Аиге Са Фенуивао из Фалефы и Салани. [14]
Линия преемственности
[ редактировать ]Достопочтенный отец семейства Тупуа Тамасесе
[ редактировать ]Король Тупуа Фуиавайлили, потомок королевы Саламасины, приемный сын короля Муагутутиа и Фенунуйвао, дочери Лейтеле.
Король Афоа (побежден в единоборстве своим братом Галумалеманой. После этого его назвали Афоафувале, «тот, кто восстает без уважительной причины»).
Король Галумалемана (Алоалии как институт преемственности создан при Галумалемане)
Король Нофоасаефа (тиран, убит повстанцами в Савайи)
Король Иамафана (последний король, назначенный Луфилуфи и старейшинами Атуа. Якобы завещал свое королевство Малиетоа Вайнуупо; сменил Сафеофафине, но был убит в бою; королевская власть переходит к Тамафайге)
1751–1830: Маафе Матаафа
1830–1860: Тупуа Могагого
1860–1891: Туи Аана Туи Атуа Тупуа Тамасесе Титимеа (это первый раз, когда тамасе используется вместе с названием Тупуа)
1891–1915: Тупуа Тамасесе Леалофи-оана I, сын Тупуа Тамасесе Титимеа.
1915–1918: Тупуа Тамасесе Леалофи-оана II, старший сын Тупуа Тамасесе Леалофи-оана I.
1918–1929: Тупуа Тамасе Леалофи-о'ана III ( лидер Мау , убит новозеландскими солдатами во время Черной субботы), младший брат Тупуа Тамасе Леалофи-о'ана II
1929–1963: Тупуа Тамасесе Меаоле (соглава государства вместе с Малиетоа Танумафили II после обретения независимости), младший брат Тупуа Тамасесе Леалофи-оаана III
1963–1983: Туи Атуа Тупуа Тамасесе Леалофи-оана IV (это первый раз, когда Тамасесе официально оформляется как часть титула Тупуа) - третий премьер-министр Самоа, сын Тупуа Тамасесе Леалофи-оана III
1986 – настоящее время: Туи Атуа Тупуа Тамасесе Эфи. [3] (бывший премьер-министр и глава государства в 2007–2017 гг.), сын Тупуа Тамасесе Меаоле.
Принц: Его Высочество принц Луфалемана.
[ редактировать ]1. Луафалемана Лео'о (Родители - Пупа Фуавалили и Пунипуао)
2. Луафалемана Тупуа Пута (сын Луафалемана Лео, он женат на Ваалоа, дочери Фиаме Са'офаапито из Лотофаги]
3. Луафалемана Фагавале (родители - Маэатааноа Туаалетоа Валема и Найману-оле-туасиви (Наймануолетуасиви - дочь Луафалемана Туалетоа Пута и Ваалоа)
4. Луафалемана Туаалетоа Талигамайвалу Леалайсаланоа (сын Луафалемана Фагавале и Витолии, дочери Леалайсаланоа Йелемии)
5. Луафалемана Моеоно Алай'аса Таелеомоамоа (Таэле), он внук Луафалемана Тупуа Леалайсаланоа Талигамайвалу)
(also bestowed to two other holders by Luafalemana Taele Moe'ono)
* Luafalemana Aukusitino (‘matupalapala’ or gift) (returned back to the family after less than a year) * Luafalemana Eseese (‘matupalapala’ or gift) (took with him to Tutuila)
6. Луафалемана Айсака Моэно Луафалемана (распущена после того, как в Таулупе состоялось третье созывное собрание для решения проблем с другими членами семьи и не членами семьи, которые утверждали, что принадлежат к линии Луафалемана)
Настоящее время: Вакантно
Тулафале-алии: Прощание с Матуа, отцом деревни Моэоно.
[ редактировать ](Название основано в ранней доисторической эпохе: записи до 1855 года доступны в Земельном и титульном суде Самоа)
7. 1705–1735: Моэоно Матаму (вождь, он был тем, кто передал Тагаолеао Фааманини Тагалоа Леутеле право титула и земель семьи)
8. 1735–1765: Спящий Человек-Облако
9. 1765–1795: Кошмары
10. 1795–1825: Моэно Тио Фаита Моэно
11. 1825–1855: Двусторонний король.
12. 1889–1918: Моэно Суфали (родители — Леалайсаланоа Дуафалемана Туааалетоа Талигамайвалу и Сиамайле Моэно)
13. 1919–1922: Моэно Тайлало (наследник Моэно Фаита)
14. 1923 - 1957: Моеоно Луафалемана Алай'аса Таелеомоамоа (Таэле) (племянник Моеоно Суафали) (родители - Алай'аса Айотауа и Таэта Витолия ll), Таэта Витолия ll - дочь Леалайсаланоа Тупуа Луафалемана Талигамайвалу)
15. 1957–1987: Моено Алай'аса Колио (родители - Моено Луафалемана Алаиса Таелеомоамоа и Фонофоно), Фононо - дочь Леупепе Фаатото л из Фаситоо-ута)
16. 1987–2018: Моэно Атомафуайуполу Томаноги Пенитито Алай'аса (сын Моэно Алайаса Колио)
2018 – настоящее время: вакантно.
Тамалии: Его Высочество Лейтеле, мать Тупуа.
[ редактировать ](Титул основан в ранней доисторической эпохе: записи доступны в Суде по земельным и титульным делам, Самоа)
Королевское Высочество
Генерал Тогиалеоли
Лейтенант Малота I
Лейтенант Малота II
Великое Слово Божье
Главное казначейство
Лейтельская битва героев
Генерал Таумумеа
Лейтенант Симайле Туатагало
Великая разделяющая молитва
1940–2012: лейтенант Тапусатель Кели Туатагалоа.
2012 – настоящее время: вакантно.
Мужской дом: Прощание с родителями, июль
[ редактировать ](Записи доступны в Земельном и титульном суде Самоа)
Джули Тэппер
Июль приближается
Иосиф I
Июль Дэвид Тапа
Юлий Иосиф II
Юли Полайлевао Салале Моанану
Население
[ редактировать ]Население Фалефы (без учета трех других деревень, входящих в фалефиту) составляет 1563 человека (перепись 2016 года). [22]
К югу от деревенского поселения находится долина Фалефа , традиционная территория Фалефы на юге до соседней Лотофаги и на востоке до залива Фагалоа.
Название: Хартия и приветствия
[ редактировать ]Деревенский фаалупега — это, по сути, серия приветствий, которые относятся к наиболее важным титулам и группам происхождения деревни или района. Он дает общее представление об его основной иерархии и примечательных генеалогиях, поэтому порядок упоминания обычно (но не всегда) уместен, в зависимости от местоположения и контекста. [7]
Базовая структура фаалупеги Фалефа в ее наиболее уменьшенной версии состоит из трех основных частей, третья допускает несколько возможных вариаций:
- ...'Aiga ma aloali'i ... вожди (букв. «Семьи») и сын (Луафалемана) королевского вождя (Тупуа)
- ... происходят из Са Фенунуйвао ... вам Са Фенунуйвао (потомки Фенунуйвао, семья Тупуа ле Тама а Айга)
- ... вам, старейшины, Юли и Моэоно ... вам, старшие главные ораторы, Юли и Моэоно (правители Фалефы)
- ...и сбор народа царя Атуа (или ...и наследие народа царя Атуа) ...и различные назначения народа царя божьего [7]
Обычные почетные знаки Фалефы следующие:
Дом построен бесплатно.
Ваши родители: Юлий и Моэоно.
Тулуна ты Фурулуа, что сказал тебе город
и сбор людей Туи Атуа
Давай Са Фенунуйаво
Приходит Лейтеле, мать Тупуа .
Прибыл Леалайсаланоа, племянник Тупуа, четырехлетний сын Малили.
Пришла Алайаса, уставшая от неприятностей
Выходя из дворца принца. [2]
Важные имена и места в Фалефе
[ редактировать ]Форумная площадь
[ редактировать ]Моамоа, задняя часть Лалогафуафуа.
палата лордов
[ редактировать ]Leutele - Геодезисты и геодезисты
Леалайсаланоа - Вайе
Алайаса - Гатаиваи / Гатаифуси
Быстрый - Стадион
Удушье
[ редактировать ]Сонный - Богатый
Июль - Президент
Саотамаитаи
[ редактировать ]Лейтеле - Сайлау
Саланоа - Фенунуяо
Дуаламана - Лавочник
Алайаса - Пунпуао
Сулуваве - Аова'а [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Закон о территориальных округах Самоа 1963 года» . Институт правовой информации тихоокеанских островов . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 18 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с ЛеМамеа, МК (1930). Титульная книга Самоа: Савайи, Уполу, Маноно и Аполима . Малуа, Самоа: Типография LMS. п. 84.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Эфи, Туи Атуа Тупуа Тамасесе Таиси Тупуола Фуга (2009). В поисках аромата: В поисках аромата . Самоа: Центр самоанских исследований Национального университета Самоа. п. 35. ISBN 978-9789829002 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Туималеалиифано, Морган А. (19XX). (2006). O tama a 'aiga he политика наследования высших титулов Самоа . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. ISBN 978-982-02-0377-8 . OCLC 494614506 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г Кремер, Огюстен, 1865–1941 гг. (1999) [1994]. Острова Самоа: план монографии с особым вниманием к Немецкому Самоа . Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-2219-6 . OCLC 58450475 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Малайзия, Малама. Малайзия, Пенелопа Шеффель. (1994). Ткачество: краткая история Западного Самоа . Университет южной части Тихого океана. ISBN 982-02-0029-6 . OCLC 59616555 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Биман, Уильям О. (декабрь 1996 г.). «От грамматики к политике: лингвистическая антропология в деревне Западного Самоа.: От грамматики к политике: лингвистическая антропология в деревне Западного Самоа». Журнал лингвистической антропологии . 6 (2): 251–253. дои : 10.1525/jlin.1996.6.2.251 . ISSN 1055-1360 .
- ^ Ф.П., Фоноти (1918). «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЙОНА ФАЛЕАПУНА. — (ПО СВЯЗИ FONOTI. FP)» . УНИВЕРСИТЕТ ВИКТОРИИ В ВЕЛЛИНГТОНЕ - ОТЧЕТ ИСТОРИИ САМОАНСКОГО ДО 1918 ГОДА .
- ^ Мелейсея, Малама; Шеффель, Пенелопа (28 августа 1997 г.), «Открытие аутсайдеров», Кембриджская история жителей островов Тихого океана , Cambridge University Press, стр. 119–151, doi : 10.1017/chol9780521441957.005 , ISBN 978-0-521-44195-7
- ^ Генри, брат Фред (1979). «Самоанская мифология» .
- ^ Jump up to: а б с Тувале, Тео (1968). «Очерк истории Самоа до 1918 года» . Университет Виктории в Веллингтоне . Проверено 6 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Со'о, Асофу (2008). Демократия и обычаи в Самоа: непростой союз . Сува, Фиджи: Южно-Тихоокеанский университет публикаций IPS. п. 9. ISBN 978-982-02-0390-7 .
- ^ Тамасесе, Туи Атуа Тупуа (июнь 1995 г.). «Тамафайга — шаман, король или маньяк? Появление Маноно∗». Журнал тихоокеанской истории . 30 (1): 3–21. дои : 10.1080/00223349508572780 . ISSN 0022-3344 .
- ^ Jump up to: а б с LC2440, 29 марта 1965 г. Суд постановил, что пуле титула Тупуа... принадлежит семье Са Фенунуйвао из Фалефа и Салани.
- ^ Jump up to: а б с Дуранти, Алессандро, изд. (2005). Компаньон лингвистической антропологии . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing Ltd. doi : 10.1111/b.9781405144308.2005.x . ISBN 978-1-4051-4430-8 .
- ^ «ОБЪЕКТ Le ageagea o Tumua | ЧАСТЬ КОЛЛЕКЦИИ ТИХООКЕАНСКИХ КУЛЬТУР» . Музей Новой Зеландии: Те Папа Тонгарева . 2002.
- ^ Jump up to: а б с Пратт, Джордж, 1817–1894 гг. (2010). Самоанский словарь: английский и самоанский, самоанский и английский; с краткой грамматикой самоанского диалекта . Издательство Кессинджер. ISBN 978-0-548-27759-1 . OCLC 651046650 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Малайзия, Малама. Малайзия, Пенелопа Шеффель. (1994). Ткачество: краткая история Западного Самоа . Университет южной части Тихого океана. ISBN 982-02-0029-6 . OCLC 59616555 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Правительство Самоа, Правительство Самоа (2019 г.). «КОНСТИТУЦИЯ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА САМОА» (PDF) . Парламент Самоа . Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2020 г. Проверено 6 января 2020 г.
- ↑ LC8384, стр. 1–4, 6 августа 1987 г.
- ^ Мелейсея, Малама (1987). Создание современного Самоа: традиционная власть и колониальная администрация в истории Западного Самоа . Сува, Фиджи: Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. стр. 175, 176. ISBN. 9820200318 .
- ^ «Краткий обзор переписи населения 2016 года № 1, пересмотренная версия: Обзор населения и основные сведения о домохозяйствах» (PDF) . Статистическое бюро Самоа . 30 октября 2017 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 г. . Проверено 16 декабря 2009 г.
- ^ Фриман, Дерек (1930). Титульная книга Самоа: Савайи, Уполу, Маноно, Ма Аполима . Самоа: LMSMalaua.
13 ° 53' ю.ш., 171 ° 33' з.д. / 13,883 ° ю.ш., 171,550 ° з.д.