Jump to content

Открытая церемония

Аумага , производители ава , должны следовать этикету и культурным протоколам при изготовлении и подаче ава. Обычно для меня большая честь быть выбранным для участия в церемонии. Аумага , с предписанными ролями в церемонии, в прошлом была избранной гильдией.

Церемония ава – один из важнейших обычаев островов Самоа . [ 1 ] Это торжественный ритуал, в ходе которого раздается церемониальный напиток в честь важных событий в самоанском обществе. [ 2 ] Самоанское связанному слово ava (произносится с гортанной остановкой ) является родственным полинезийскому слову кава, с культурами кава в Океании . Оба термина понимаются в Самоа.

Церемония ава в культуре Самоа сохраняет ту же ритуальную схему с небольшими вариациями в зависимости от участвующих сторон и случая. Он всегда включает в себя речи и ораторское искусство, а также формальное распитие авы, включая женщин, если они участвуют в церемонии, при этом особое внимание уделяется приоритету в порядке питья. Одним из наиболее важных моментов церемонии Ава является присвоение титулов вождей матаи .

Этимология - пробел

[ редактировать ]

Самоанское слово , обозначающее как растение, так и напиток, приготовленный из него, — «ава» (произносится с гортанной остановкой ), хотя в какой-то далекий период, прежде чем буква «к» была исключена из самоанского языка, оно называлось кава , под этим именем оно общепризнано. В самоанском языке капля буквы k часто заменяется гортанной перемычкой.

По словам Линча (2002), реконструированный протополинезийский термин для обозначения растения *kawa был получен из протоокеанского термина *kawaʀ в смысле «горький корень» или «мощный корень [используемый в качестве рыбного яда]». . Возможно, это было связано с реконструированным *wakaʀ (в протоокеанском и протомалайско-полинезийском языках ) посредством метатезиса . Первоначально оно относилось к зингиберу зерумбету , который использовался для приготовления аналогичного слегка психоактивного горького напитка в австронезийских ритуалах. Родственные слова *kawa включают Pohnpeian sa-kau ; Тонга , Ниуэ , Рапа-Нуи , Туамотуан и Раротонганская кава ; и гавайская ава . В некоторых языках, особенно в языке маори кава , родственные слова стали означать «горький», «кислый» или «едкий» на вкус. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

'Ава-титулы

[ редактировать ]
Молодое растение Piper methysticum.

Титул Ава — это имя или имена, присваиваемые только определенным вождям матаи , которые также имеют титул Ава, неотделимый от титула их вождя. Присвоение титула ава обычно происходит одновременно с матаи присвоением титула . Иногда случается, что титул Ава присваивается первым, но только после того, как будет определено, что за ним последует титул вождя, и после того, как публично будет объявлено, что такое событие произойдет в ближайшем будущем. В любом случае процедура одинакова.

'Ава напиток

[ редактировать ]

Напиток ава изготавливается из высушенных корней растения Piper methysticum. [ 7 ] и смешивают с водой перед тем, как процедить для питья. Растения вырастают до максимальной высоты около семи футов, причем большинство экземпляров намного меньше. Обычно у него есть несколько стеблей, отходящих прямо от корней. Корни, из которых готовят напиток, тщательно очищают и соскребают. Когда они полностью вырастут, корни значительно различаются по размеру и с прикрепленной частью стебля растения примерно напоминают дубинку. Корень растения называется ааава , первое слово означает корень. Перед использованием корни авы очищают и сушат на солнце.

Ритуальные предметы

[ редактировать ]

Чаша - ОК

[ редактировать ]
Миска таноа на боку, чашка для питья из скорлупы кокосового ореха ( ипу ава ), листья растения кава и сито.

Посуда, в которой готовится напиток, называется таноа или лаулау . Первое слово используется чаще. Чаши различаются по размеру от двенадцати до тридцати дюймов и стоят на коротких закругленных ножках, количество которых варьируется от четырех до двадцати четырех. Редко можно найти чашу глубиной более шести дюймов, и большинство из них, возможно, имеют глубину не более трех или четырех дюймов. Поверхность таноа проходит по краю, ширина которого варьируется в зависимости от размера чаши , а под чашей остается фланец или иногда выступающий кусок оригинального дерева. В нем проделано отверстие, через которое продевается кусок афа (родного сеннита ) для подвешивания чаши к столбу дома. Таноа . обычно изготавливают из древесины ифилеле ( Intsia bijuga ), твердой древесины красновато-коричневого цвета Когда чаша была готова, ее на длительное время замачивали в пресной воде, чтобы удалить древесный запах. Аве часто позволяли оставаться в таноа на неопределенный срок , чтобы внутренняя часть приобрела эмалированный вид. Эта эмаль или блеск называется Тане. В более ранних чашах ножки сужались ко дну и уменьшались там примерно до полдюйма в диаметре. Вожди и ораторы, высокие и низкие, используют один и тот же тип таноа. На церемониях используется чаша, принадлежащая вождю или оратору, в доме которого проводится церемония.

Чашка - открытая чашка

[ редактировать ]

Чашка из скорлупы кокосового ореха, используемая для раздачи авы, сделана из половины скорлупы спелого кокоса , очищена и отполирована. Иногда он украшается различными рисунками, а при первых контактах с европейцами иногда украшался инкрустацией серебром. Самоанское название этой чашки — тауау или вообще, ипу тау ава («чашка ава»).

Фильтр - фау

[ редактировать ]

Материал для процеживания древесных волокон высушенного корня авы получают из коры дерева фау ( Hibiscus tiliaceus ). Эту кору сдирают, а внешнюю кожуру удаляют. Оставшаяся внутренняя кора затем измельчается и образует волокнистую сетку, которую используют для смешивания и процеживания напитка в миске.

Церемония

[ редактировать ]
Круглый открытый дом телеконференций в Авао деревне . Архитектура Самоа определяет зоны отдыха для церемонии Ава.

Церемония Ава проводится в самых важных случаях, включая присвоение титула вождя ( саофаи ), официальные случаи и мероприятия, приветствие и прощание гостей и посетителей или важные собрания и встречи ( фоно ).

Сидячее положение

[ редактировать ]
Винная церемония в Ваао-Фоноти, Самоа

Большая часть церемонии проходит по кругу, когда все сидят, скрестив ноги, на полу или на земле, если она происходит снаружи, на открытой церемониальной площадке ( малаэ ). На всех официальных собраниях вождей и ораторов в домах определены определенные места, где каждый из них должен сидеть. Средние посты, называемые матуа Тала, зарезервированы для ведущих вождей, а боковые посты в передней части, называемые Pou o le pepe, заняты руководителями ораторов. Столбы в задней части дома талатуа указывают позиции, занимаемые создателями ава и их помощниками. Архитектура Самоа определяет пространственные области, где передняя часть — это часть дома, обращенная к главной дороге или магистрали в деревне или ближайшая к ней, а задняя часть — это часть дома, наиболее удаленная от дороги. Если церемония Ава происходит на открытом пространстве деревенской общины ( малае ), то же место для сидения сохраняется по отношению к проезжей части (или пространству, считающемуся фасадом деревни ).

В общем, церемония Ава происходит в рамках установленного социального шаблона, включающего принимающую сторону и гостей (или «гостей») с определенными предписанными ролями в ритуале. Помимо «гостей» и «принимающей» стороны, ключевые роли в церемонии включают в себя;

  • Аумага - создатели ава, сидящие в центре задней части «круга», состоящие из миксера (мужчины или женщины), сидящего за деревянной миской, с несколькими помощниками рядом с ними. Также называется «ауагай» (помощники) или «аутауси» (смотрители).
  • Туфаава - распространитель ава, обычно главный оратор, который называет одно за другим имена и порядок тех, кому будет подан напиток ава. Также называется «суфиава», «пулеава» или «фолафолаава».
  • Палу'ава - миксер ава, мужчина или женщина, сидящие в центре, с деревянной миской таноа перед ними.
  • Суиава — сидит справа рядом с микшером ава; Суйава добавляет воды . Также называется «агайава».
  • Тафау - обычно находится за микшером ава, готовый поймать ситечко фау, переброшенное микшером ава через правое плечо. Тафау . вытряхивает излишки корневых волокон и бросает их обратно в ожидающую руку ава-микшера через правое плечо
  • Тауту'ава - сервер 'Ава, также называемый «солиали'и».

Выбор на эти роли в церемонии ава является честью, и каждый человек должен выполнять свою роль в соответствии с протоколом.

У него есть дистрибьютор

[ редактировать ]

Человек, который называет титулы ава, называется туфаава ( распространитель ава), и он указывает, кто должен получить ава, называя имя человека или титул ава, если он у него есть. Его роль на церемонии можно сравнить с ролью конферансье. [ 8 ] Туфаава . должен быть полностью знаком с правильными именами и титулами присутствующих, а также с церемониальным этикетом

'Создатели авы

[ редактировать ]

Ава готовится членом или членами так называемой аумаги ( «создатели ава»). Термин аумага также используется для обозначения собрания всех молодых людей и мужчин без титула (без титулов матаи ) в деревне. [ 9 ]

Сегодня в церемонии ава Самоа роль аумаги представляет собой всеобъемлющий термин, но в прежние времена создатели ава были гораздо более избранной гильдией. При подготовке ава к церемонии могут быть использованы услуги молодой женщины или молодого человека, либо одной или нескольких молодых женщин и молодых людей. Дочерей всех вождей принято обучать приготовлению ава. Если человек, смешивающий аву, — молодая женщина, то обычно ею считается девственная дочь вождя ( матай ). Миксер ава находится за миской таноа и тщательно перемешивает ава, в то время как другой член аумага время от времени добавляет воду. По мере перемешивания миксер 'ава время от времени отжимает жидкость из сита и, сложив ее вдвое по обычной длине, передает другому члену аумаги, стоящему снаружи или возле края дома, который освобождает сито от грязи. древесные частицы авы несколькими сильными ударами. Затем он быстро передает сито обратно в миксер, который работает до тех пор, пока все частицы высушенного корня не будут удалены. Стилизованные движения и серьезная концентрация при изготовлении ава являются частью ритуального образца церемонии. Вода, наливаемая в чашу по мере перемешивания, осуществляется либо слева, либо справа. не спереди. Процесс смешивания заключается в сжатии и расширении пальцев обеих рук по мере того, как сито медленно продвигается к миксеру. Когда смешивание завершено, край чаши протирают, чтобы удалить воду или древесный материал, а сито складывают и помещают на край чаши. Затем миксер кладет обе руки на чашу и тихо сидит, ожидая следующего хода церемонии.

жевали высушенный корень авы До того, как первые миссионеры наложили на это вето, один или несколько членов аумаги . У тех, кто был выбран для этой работы, были чистые рты и хорошие зубы, и они должны были тщательно прополоскать рот перед тем, как приступить к своим обязанностям. Когда ава была достаточно пережевана, ее выплевывали на лист банана, плода хлебного дерева или таро, переносили и клали в чашу ава.

Не существует правила, определяющего силу авы. Если корня много, напиток, естественно, становится на несколько градусов крепче, чем если бы его было мало.

'Ава-сервер

[ редактировать ]

Человек, который на самом деле несет и вручает чашу для питья собравшимся людям, называется тауту'ава ( сервер ава, также называемый «солиали»). Он стоит рядом с миской ава и миксером ава, окунув ситечко в жидкость, поднимает его обеими руками и отжимает немного отвара в чашку кавы, которую держит в руке таутуава правой . Затем ава-сервер внимательно прослушивает звонок от туфаава (дистрибьютора) и, таким образом, уведомляется о нужном человеке, которого нужно обслужить.

Как только имя произнесено, таутуава идет к указанному человеку, крепко удерживая левую руку ладонью наружу в пояснице. Тотчас же он слышит название титула ава и осознает статус названного человека. Таутуаава , если вождь, которому будут служить, является обладателем важного титула вождя, поднимает чашу над головой и приближается к вождю. .

Когда подающий оказывается на удобном расстоянии от обслуживаемого шефа, он изящным размашистым движением справа налево , подставив внутреннюю сторону предплечья к шефу, подает ему чашку.

Представление младшим вождям имеет ту же форму, за исключением того, что чашу не держат над головой, а вытягивают на расстоянии вытянутой руки примерно на высоту талии. Спинка ягненка преподносится ораторам, когда им вручается чаша ава. Оба эти движения и позиции свидетельствуют об уважении.

Начинать

[ редактировать ]

Во время процесса изготовления ава, который может видеть каждый сидящий, или просто когда изготовление завершено, главный оратор принимающей стороны произносит такие слова, как:

Эти вступительные слова различаются в зависимости от конкретного оратора и причины церемонии. Затем все собравшиеся громко и медленно хлопают в ладоши . Затем таутуава встает , и происходит раздача авы. По очереди называют имя каждого человека, и им подают чашу авы, пока все не примут участие.

Порядок подачи

[ редактировать ]

Каждого человека обслуживают один раз. Первым, кто получает ава, является высший вождь приезжей группы, за ним следует высший вождь принимающей стороны или деревни. Затем обслуживают ведущего оратора приезжей группы, за ним следует ведущего оратора деревни и так далее. Если вождю или оратору подают вне очереди, быстро возникают возражения , поскольку это считается оскорблением со стороны человека, который должен был получить кубок, и серьезные споры часто возникают в результате небрежного или намеренно неправильного распределения. Раздача авы требует такта и умения, в зависимости от обстоятельств и каждой конкретной церемонии, хотя также считается честью быть поданным последним.

Матаи Присвоение титула

[ редактировать ]

Если церемония ава является частью церемонии присвоения титула матаи нового матаи , то первым обслуживают .

Ритуальное действие и слова

[ редактировать ]

Официант 'ава, тауту'ава , подает чашку вызываемому человеку, затем отходит на почтительное расстояние и ждет, пока обслуживаемый человек не выпьет напиток.

Когда вождю преподносят чашу ава, он берет ее в правую руку и после минутной паузы проливает несколько капель на пол дома с правой стороны, одновременно произнося несколько слов тихим голосом. . Сегодня эти слова имеют определенное христианское значение, но в древности они, несомненно, были формой молитвы одному из многочисленных богов. Затем он поднимает чашу и говорит Ia manuia , что означает «будь счастлив или процветай». Затем он выпивает разное количество авы, а остаток выбрасывает через плечо. Затем он передает чашку обратно таутуава , который выходит вперед и возвращается, чтобы наполнить чашку. Если обслуживаемый не желает пить аву, он может сделать глоток, а затем выплюнуть ее, или он может просто прикоснуться к чаше, которую держит в руке подающий, или он может взять чашу и протянуть ее вперед. из него адресовано несколько замечаний собранию, наконец восклицая Ia manuia.

Раньше ораторы всегда держали чашу обеими руками , когда ее им подносили. Сегодня этот обычай очень часто игнорируется.

Отвечать

[ редактировать ]

В связи с питьем ава, когда получатель чаши выкрикивает Ia manuia, ответ собрания — Ia manuia или Soifua , последнее слово означает «да выживешь». Акт выбрасывания пьющим оставшегося содержимого чашки через плечо, возможно, был невысказанным желанием, чтобы все несчастья также исчезли, поскольку отмечается, что невыпитая ава никогда не возвращается в чашу.

Ораторы как класс не имеют титулов ава, и когда им предлагается чаша, вызывающий ава просто объявляет: «Это чаша такого-то и такого-то».

Окончание

[ редактировать ]

Когда все обслужены, туфаава произносит такие слова, как;

Если вся кава была выпита до того, как были обслужены второстепенные вожди, они должны обойтись без нее, но если придут важные вожди, варится свежее варево, и церемония повторяется. За завершением церемонии Ава обычно следует общий пир.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мелейсея, Малама (1987). Создание современного Самоа . Университет южной части Тихого океана. п. 248. ИСБН  982-02-0031-8 . Проверено 22 июля 2010 г.
  2. ^ Тувале, Те'о. «Очерк истории Самоа до 1918 года» . Центр электронных текстов Новой Зеландии, лицензия Новой Зеландии cc-by-sa . Проверено 22 июля 2010 г.
  3. ^ Росс, Малкольм (2008). «Прочие культурные растения» . В Россе, Малкольм; Поли, Эндрю; Осмонд, Мередит (ред.). Лексикон протоокеанского общества: культура и окружающая среда древнего океанического общества . Том. 3. Тихоокеанская лингвистика. стр. 389–426. ISBN  9780858835894 .
  4. ^ Линч, Джон (2002). «Мощные корни и происхождение кавы». Океаническая лингвистика . 41 (2): 493–513. дои : 10.1353/ол.2002.0010 . S2CID   145424062 .
  5. ^ Хиткот, Гэри М.; Диего, Винсент П.; Исида, Хадзиме; Сава, Винсент Дж. (2012). «Остебиография замечательного доисторического человека чаморро из Таги, Тиниан». Микронесика . 43 (2): 131–213.
  6. ^ Маклин, Мервин (2014). Музыка, лапита и проблема полинезийского происхождения . Полинезийское происхождение. ISBN  9780473288730 .
  7. ^ Крейг, Барри; Б. Кернот (1999). Искусство и перформанс в Океании . Гавайский университет Press. п. 57. ИСБН  978-0-8248-2283-5 . Проверено 24 июля 2010 г.
  8. ^ Грей, Джон Александр Клинтон (1980). Американское Самоа . Айер Паблишинг. п. 141. ИСБН  978-0-405-13038-0 . Проверено 24 июля 2010 г.
  9. ^ Граттан, FJH (1985). Введение в обычаи Самоа, Центр электронных текстов Новой Зеландии, Лицензия Университета Виктории, Новая Зеландия, cc-by-sa . Окленд, Новая Зеландия: Р. Макмиллан. п. 113 . Получено 18 августа.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ff700c10a85e8627230da5d94fe9199__1722073020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/99/4ff700c10a85e8627230da5d94fe9199.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
ʻAva ceremony - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)