Jump to content

Конституция Самоа

Конституция Самоа — это писаная конституция которая является высшим законом Самоа , . Он провозглашает Самоа парламентской республикой с Вестминстерской системой и ответственным правительством . В нем очерчены структура и полномочия трех частей правительства Самоа: исполнительной , законодательной и судебной власти .

Конституция была разработана парой конституционных конвенций в 1954 и 1960 годах. Окончательный проект был одобрен референдумом в 1961 году и вступил в силу, когда Самоа стало независимым 1 января 1962 года.

В конституцию могут быть внесены поправки большинством в две трети голосов Законодательного собрания. В него часто вносились поправки, особенно в период доминирования Партии защиты прав человека с 1997 по 2021 год, часто в пользу правящей партии.

Тупуа Тамасесе Меаоле и Малиетоа Танумафили II поднимают флаг в День независимости, 1962 год.

Самоа стало подопечной территорией Организации Объединенных Наций в 1947 году и начало переход к самоуправлению и независимости. [1] В марте 1953 года правительство Новой Зеландии опубликовало «политическое заявление», предлагающее внутреннее самоуправление Самоа по Вестминстерской модели, с премьер-министром, кабинетом министров и законодательным органом, избираемыми всеобщим голосованием . [2] Предложения были рассмотрены конституционным съездом в ноябре 1954 года. [3] Это приняло ряд широких принципов будущего правительства, включая парламентскую систему. [4] Одним из спорных положений было то, что вместо всеобщего избирательного права только матаи будет иметь право голосовать и баллотироваться на выборах. Правительство Новой Зеландии неохотно приняло это как «нынешнее желание подавляющего большинства народа Самоа». [5] Предложения были официально приняты Законодательным собранием Самоа в феврале 1956 года. [6] Важным положением было то, что Тупуа Тамасесе Меаоле и Малиетоа Танумафили II будут совместно исполнять обязанности главы государства до своей смерти или отставки, при этом будущие главы государства будут выбираться законодательным органом. [6] Отношения с Новой Зеландией будут решены в будущем, но, скорее всего, они будут построены по образцу отношений, преобладавших в то время между Тонгой и Соединенным Королевством . [6]

В 1959 году правительство Новой Зеландии сформировало «Рабочий комитет по самоуправлению», в который вошли Тупуа, Малиетоа, семь избранных членов Исполнительного совета и семь членов Законодательного собрания. [4] При содействии ученых-конституционалистов Джеймса Вайтмана-Дэвидсона и Колина Эйкмана они подготовили проект конституции. [4] Второй конституционный съезд был проведен в 1960 году для обсуждения проекта. [7] и после обсуждения постатейно он был одобрен 28 октября 1960 г. [1] [8] Конституция была одобрена 86,5% голосов на референдуме 10 мая 1961 года. [9] [10] и вступил в силу, когда Самоа стало независимым 1 января 1962 года. [1]

Положения

[ редактировать ]

Конституция разделена на преамбулу, двенадцать частей и три приложения.

Преамбула

[ редактировать ]

Преамбула утверждает конституцию от имени народа Самоа. В нем также перечислены члены конституционного собрания, разработавшего его.

Статья 1 провозглашает государство Самоа (первоначально Западное Самоа) свободной и суверенной «христианской нацией, основанной на Боге Отце, Сыне иСвятого Духа»; он также объявляет свои географические границы. Статья 2 устанавливает, что конституция является высшим законом Самоа и что законы, несовместимые с ней, недействительны.

Часть II конституции подтверждает основные права, включая право на жизнь (статья 5); свобода от произвольного ареста и задержания (статья 6); свобода от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (статья 7); свобода от принудительного труда (статья 8); право на справедливое судебное разбирательство и презумпция невиновности (статья 9); право не быть осужденным иначе, как по закону, с применением любого меньшего наказания и против двойного наказания (статья 10); свобода религии (статьи 11 и 12); свобода слова , собраний , ассоциаций и передвижения (статья 13); право на собственность (статья 14); и свобода от дискриминации (статья 15). Статья 4 наделяет Верховный суд Самоа юрисдикцией по обеспечению соблюдения этих прав.

Часть III учреждает должность О ле Ао о ле Мало (главы государства) и определяет его полномочия. Он также учреждает Совет депутатов . Важное положение требует, чтобы О ле Ао о ле Мало действовало по рекомендации министров, что превращает Самоа в Вестминстерскую систему .

Часть IV определяет исполнительную власть: премьер-министра и кабинет министров . Он также назначает Генерального прокурора Самоа конституционным должностным лицом.

Часть V учреждает Парламент Самоа, состоящий из О ле Ао о ле Мало и Законодательного собрания . Он предусматривает членство в Законодательном собрании, полномочия и привилегии, а также должности спикера , заместителя спикера и секретаря.

Часть VI устанавливает судебную систему, состоящую из Верховного суда Самоа и Апелляционного суда Самоа , а также должность главного судьи Самоа . Он также учреждает Комиссию судебной службы для надзора за судебной системой и консультирования по вопросам назначений, а также предусматривает, что законодательством будут предусмотрены нижестоящие суды.

Часть VIA, добавлена ​​в 2015 г., [11] учреждает должность омбудсмена ( Komesina o Sulufaiga ) как независимую конституционную должность.

Часть VII регулирует государственную службу и учреждает Комиссию по государственной службе для надзора за ней.

Часть VIII

[ редактировать ]

Часть VIII регулирует государственные финансы, ассигнования и расходы и назначает Контролера и Генерального аудитора для проверки и надзора за ними.

Часть IX регулирует землю и титулы и учреждает Суд Самоа по земле и титулам для рассмотрения споров. Важный пункт запрещает отчуждение традиционных земель.

Часть X предусматривает чрезвычайные полномочия, позволяющие объявлять чрезвычайное положение и использовать чрезвычайные приказы во время действия чрезвычайного положения. Эти полномочия использовались во время пандемии COVID-19 в Самоа . [12]

Часть XI включает общие и прочие положения. Она предусматривает внесение поправок в конституцию большинством в две трети голосов парламента и устанавливает, что О ле Ао о ле Мало имеет право помилования. Другие статьи определяют условия толкования конституции и определяют дату вступления конституции в силу.

Часть XII регулирует вопросы переходного периода, включая продолжение действия существующих законов, передачу государственной собственности, сохранение полномочий министров, членов парламента и судей, как если бы они были избраны или назначены в соответствии с новыми положениями, а также передачу существующих судебных дел. в новые суды.

Расписания

[ редактировать ]

Первоначально конституция содержала три графика. Первые два графика, регулирующие выборы О ле Ао о ле Мало и выборы депутатов несамоанскими «отдельными избирателями», были отменены в 2015 году. [13] Сохранился только третий, содержащий присяги на различные должности.

Интерпретация

[ редактировать ]

Верховный суд Самоа обладает основной юрисдикцией по толкованию конституции и вынесению решений по вопросам основных прав. [14] с Апелляционным судом Самоа, рассматривающим апелляции по этим вопросам. [15] Устоявшийся подход судов к толкованию заключается в том, чтобы «принимать во внимание слова основных положений, конституционный и правовой контекст, в котором они появляются, а также более широкий социальный и исторический контекст, в котором их следует понимать». [16] Вторичный принцип толкования заключается в том, что «Конституция дает наилучший эффект, когда она содействует правам человека»; там, где имеются конкурирующие интерпретации, «первенство должно быть отдано той из конкурирующих идей, которая лучше всего способствует установлению практики прав человека в Самоа». [17]

Поправки

[ редактировать ]

В конституцию Самоа часто вносились поправки. Верховный суд выразил обеспокоенность по поводу того, что поправки принимаются «как если бы вносились поправки в обычное законодательство», и призвал Законодательное собрание принимать будущие поправки посредством «всеобъемлющего процесса, включая полные и обширные предварительные консультации». [18] Основные конституционные поправки включают в себя:

  • В 1991 году срок полномочий парламента был продлен с трех до пяти лет. [19]
  • В 1997 году, в ответ на то, что контролер и главный аудитор Суа Римони А Чонг , представивший годовой отчет, выявил широко распространенную коррупцию среди правительственных министров, Партия защиты прав человека внесла поправки в конституцию, изменив срок назначения на эту должность с пожизненного пребывания в должности до трех лет, а также разрешить их отстранение простым большинством голосов в парламенте. [20] [21] Эти изменения были в значительной степени отменены в 2014 году, когда эта должность стала независимой должностью парламента, срок ее полномочий был продлен с трех лет до двенадцати, а порог отстранения был повышен с простого большинства до большинства в две трети. [22]
  • Также в 1997 году в конституцию были внесены поправки, согласно которым название страны было изменено с «Западное Самоа» на «Самоа». [23]
  • В 2005 году обязательный возраст выхода на пенсию для судей был повышен с 62 до 68 лет. [24]
  • В 2010 году после постановления Верховного суда, который отменил попытку сместить депутатов от оппозиции и поставил под сомнение конституционность положений Закона о выборах, запрещающих смену партий, [25] [26] в конституцию были внесены поправки, позволяющие отстранять депутатов от должности в случае смены политической партии. [27] Поправки к Закону о выборах, предусмотренные этим пунктом, были затем использованы для принуждения к отставке трех депутатов от оппозиции. [28]
  • В 2013 году в конституцию были внесены поправки, гарантирующие, что как минимум 10 процентов мест в парламенте будут зарезервированы для женщин . [29] Активация этого пункта после закрытых выборов стала толчком к конституционному кризису Самоа в 2021 году .
  • В 2015 году было внесено положение, согласно которому Генеральный прокурор стал независимым конституционным чиновником. [30] После того, как первый директор, Мауга Прешес Чанг , был привлечен к ответственности за вождение, правительство внесло поправку в конституцию, упраздняющую эту должность. [31] удалил его в 2017 году. [32] Другие поправки заменили места «индивидуального избирателя» на «городские округа», включили часть VIA, устанавливающую омбудсмена в качестве независимого конституционного должностного лица, и предусмотрели, что спикер Законодательного собрания будет назначаться партией, получившей большинство мест. [11] Последний пункт сыграл решающую роль в разрешении конституционного кризиса 2021 года. [33]
  • В 2017 году в статью 1 был добавлен пункт, в котором говорилось, что Самоа является «христианской нацией, основанной на Боге». [34] [35]
  • В 2019 году дальнейшие поправки к конституции упразднили городские округа. [36] [37] ограничил короля Королевства двумя сроками, [38] и расширил Комиссию судебной службы. [39]
  • В 2020 году поправки, принятые вместе с Законом о земле и титулах, отменили юрисдикцию гражданских и уголовных судов Самоа в отношении вопросов, находящихся в юрисдикции Суда по земле и титулам, и учредили новые апелляционные подразделения Суда по земельным и титулам, фактически создав параллельную систему правосудия. [40] Поправки также облегчили отстранение судей от должности. [41]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Анджело, АХ (2012). « «УСТОЙЧИВЫЙ КАК ОНА ИДЕТ» – КОНСТИТУЦИЯ И АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД САМОА». Ежегодник NZACL (PDF) . п. 145-165 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  2. ^ «ЗАПАДНОЕ САМОА ПРОСИЛО РАЗРАБОТАТЬ СВОЁ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Неожиданно предложили интересный план» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXIII, нет. 9. 1 апреля 1953 г. с. 15 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  3. ^ «Каменный путь к самоуправлению: перед самоанцами стоит задача создания собственной администрации» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXV, нет. 3. 1 октября 1954 г. с. 11 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Паулз, Гай (1961). «Создание конституции в Западном Самоа» . Индийский журнал политической науки . 22 (3): 179–194 . Проверено 1 августа 2021 г.
  5. ^ «КРАСТНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В САМОА НЕ БУДЕТ СРОЧНО» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXV, нет. 12. 1 июля 1955 г. с. 164-165 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  6. ^ Перейти обратно: а б с «САМОАНСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ БУДЕТ ОСНОВАНО НА САМОАНСКОЙ ТРАДИЦИИ» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXVI, нет. 9. 1 апреля 1956 г. с. 51-53 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  7. ^ «Западное Самоа вырабатывает новую конституцию» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXXI, нет. 2. 1 сентября 1960 г. с. 23 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  8. ^ «Самоа завершает марафонское задание» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXXI, нет. 4. 1 ноября 1960 г. с. 71-75 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  9. ^ «ЗАПАДНОЕ САМОА ГОВОРИТ ДА» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXXI, нет. 10. 1 мая 1961. с. 20 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  10. ^ «Западное Самоа: результаты плебисцита Организации Объединенных Наций» . Текущие заметки по международным делам . Том. 32, нет. 6. 30 июня 1961 г. с. 59 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Закон о внесении поправок в Конституцию 2015 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 3 июня 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2021 г. . Проверено 1 августа 2021 г.
  12. ^ «ОБЪЯВЛЕНО ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ» . Правительство Самоа. 20 марта 2020 г. Проверено 31 июля 2021 г.
  13. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2015 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 3 июня 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2021 г. . Проверено 31 июля 2021 г.
  14. ^ Статьи 73 (2) и 4 соответственно.
  15. ^ Статьи 80 и 81.
  16. ^ Пита против Генерального прокурора , 1995 WSCA 6 (Апелляционный суд Западного Самоа, 18 декабря 1995 г.).
  17. ^ Комиссар по выборам и Анор против партии FAST и Анор , 2021 WSCA 2 , 25 и 39 (Апелляционный суд Самоа).
  18. ^ Партия FAST и Анор против комиссара по выборам и Анора , WSSC 23 , 61 (Верховный суд Самоа, 17 мая 2021 г.).
  19. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 3) 1991 года» . ПАКЛИЙ. 28 ноября 1991 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  20. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 1) 1997 года» . ПАКЛИЙ. 14 марта 1997 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  21. ^ «Рука, которая трясет колыбельку» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. 68, нет. 4. 1 апреля 1998 г. с. 12 . Проверено 1 августа 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  22. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2014 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 27 января 2014 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  23. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 2) 1997 года» . Проверено 9 апреля 2011 г.
  24. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2005 года» . ПАКЛИИ. 25 января 2005 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  25. ^ Айафи против Спикера Законодательного собрания , WSSC 65 (Верховный суд Самоа).
  26. ^ «Суд Самоа восстановил в должности девять депутатов и отменил дополнительные выборы» . Радио Новой Зеландии . 2 июля 2009 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  27. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2010 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 26 февраля 2010 г. Проверено 1 августа 2021 г.
  28. ^ «В Самоа будут назначены дополнительные выборы после принятия новых поправок» . Радио Новой Зеландии . 18 марта 2010 г. Проверено 1 августа 2021 г.
  29. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2013 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 25 июня 2013 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  30. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 2) 2015 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 5 ноября 2015 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  31. ^ «Самоа вносит поправку, согласно которой прокурорские полномочия будут переданы Генеральному прокурору» . РНЗ. 30 декабря 2016 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  32. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 1) 2017 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 6 июня 2017 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  33. ^ Attorney General v Latu , WSCA 6 , 85 (23 July 2021).
  34. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 2) 2017 г.» (PDF) . Парламент Самоа . Проверено 31 июля 2021 г.
  35. ^ Грант Уайет (16 июня 2017 г.). «Самоа официально становится христианским государством» . Дипломат . Проверено 31 июля 2021 г.
  36. ^ «Самоа внесет изменения в парламент» . РНЗ. 30 января 2019 года . Проверено 15 августа 2020 г.
  37. ^ «Закон о внесении изменений в Конституцию (№ 3) 2019 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 31 января 2019 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  38. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2019 года» (PDF) . Парламент Самоа. 31 января 2019 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  39. ^ «Закон о внесении изменений в Конституцию (№ 2) 2019 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 31 января 2019 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  40. ^ «Судьи предупреждают правительство Самоа о судебной реформе» . РНЗ. 13 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  41. ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2020 года» (PDF) . Парламент Самоа. 5 января 2021 г. Проверено 1 августа 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 557c80963eb767c405f366787865c821__1703192220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/21/557c80963eb767c405f366787865c821.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of Samoa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)