Конституция Самоа
![]() |
---|
Конституция |
Конституция Самоа — это писаная конституция которая является высшим законом Самоа , . Он провозглашает Самоа парламентской республикой с Вестминстерской системой и ответственным правительством . В нем очерчены структура и полномочия трех частей правительства Самоа: исполнительной , законодательной и судебной власти .
Конституция была разработана парой конституционных конвенций в 1954 и 1960 годах. Окончательный проект был одобрен референдумом в 1961 году и вступил в силу, когда Самоа стало независимым 1 января 1962 года.
В конституцию могут быть внесены поправки большинством в две трети голосов Законодательного собрания. В него часто вносились поправки, особенно в период доминирования Партии защиты прав человека с 1997 по 2021 год, часто в пользу правящей партии.
История
[ редактировать ]
Самоа стало подопечной территорией Организации Объединенных Наций в 1947 году и начало переход к самоуправлению и независимости. [1] В марте 1953 года правительство Новой Зеландии опубликовало «политическое заявление», предлагающее внутреннее самоуправление Самоа по Вестминстерской модели, с премьер-министром, кабинетом министров и законодательным органом, избираемыми всеобщим голосованием . [2] Предложения были рассмотрены конституционным съездом в ноябре 1954 года. [3] Это приняло ряд широких принципов будущего правительства, включая парламентскую систему. [4] Одним из спорных положений было то, что вместо всеобщего избирательного права только матаи будет иметь право голосовать и баллотироваться на выборах. Правительство Новой Зеландии неохотно приняло это как «нынешнее желание подавляющего большинства народа Самоа». [5] Предложения были официально приняты Законодательным собранием Самоа в феврале 1956 года. [6] Важным положением было то, что Тупуа Тамасесе Меаоле и Малиетоа Танумафили II будут совместно исполнять обязанности главы государства до своей смерти или отставки, при этом будущие главы государства будут выбираться законодательным органом. [6] Отношения с Новой Зеландией будут решены в будущем, но, скорее всего, они будут построены по образцу отношений, преобладавших в то время между Тонгой и Соединенным Королевством . [6]
В 1959 году правительство Новой Зеландии сформировало «Рабочий комитет по самоуправлению», в который вошли Тупуа, Малиетоа, семь избранных членов Исполнительного совета и семь членов Законодательного собрания. [4] При содействии ученых-конституционалистов Джеймса Вайтмана-Дэвидсона и Колина Эйкмана они подготовили проект конституции. [4] Второй конституционный съезд был проведен в 1960 году для обсуждения проекта. [7] и после обсуждения постатейно он был одобрен 28 октября 1960 г. [1] [8] Конституция была одобрена 86,5% голосов на референдуме 10 мая 1961 года. [9] [10] и вступил в силу, когда Самоа стало независимым 1 января 1962 года. [1]
Положения
[ редактировать ]Конституция разделена на преамбулу, двенадцать частей и три приложения.
Преамбула
[ редактировать ]Преамбула утверждает конституцию от имени народа Самоа. В нем также перечислены члены конституционного собрания, разработавшего его.
Часть I
[ редактировать ]Статья 1 провозглашает государство Самоа (первоначально Западное Самоа) свободной и суверенной «христианской нацией, основанной на Боге Отце, Сыне иСвятого Духа»; он также объявляет свои географические границы. Статья 2 устанавливает, что конституция является высшим законом Самоа и что законы, несовместимые с ней, недействительны.
Часть II
[ редактировать ]Часть II конституции подтверждает основные права, включая право на жизнь (статья 5); свобода от произвольного ареста и задержания (статья 6); свобода от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (статья 7); свобода от принудительного труда (статья 8); право на справедливое судебное разбирательство и презумпция невиновности (статья 9); право не быть осужденным иначе, как по закону, с применением любого меньшего наказания и против двойного наказания (статья 10); свобода религии (статьи 11 и 12); свобода слова , собраний , ассоциаций и передвижения (статья 13); право на собственность (статья 14); и свобода от дискриминации (статья 15). Статья 4 наделяет Верховный суд Самоа юрисдикцией по обеспечению соблюдения этих прав.
Часть III
[ редактировать ]Часть III учреждает должность О ле Ао о ле Мало (главы государства) и определяет его полномочия. Он также учреждает Совет депутатов . Важное положение требует, чтобы О ле Ао о ле Мало действовало по рекомендации министров, что превращает Самоа в Вестминстерскую систему .
Часть IV
[ редактировать ]Часть IV определяет исполнительную власть: премьер-министра и кабинет министров . Он также назначает Генерального прокурора Самоа конституционным должностным лицом.
Part V
[ редактировать ]Часть V учреждает Парламент Самоа, состоящий из О ле Ао о ле Мало и Законодательного собрания . Он предусматривает членство в Законодательном собрании, полномочия и привилегии, а также должности спикера , заместителя спикера и секретаря.
Часть VI
[ редактировать ]Часть VI устанавливает судебную систему, состоящую из Верховного суда Самоа и Апелляционного суда Самоа , а также должность главного судьи Самоа . Он также учреждает Комиссию судебной службы для надзора за судебной системой и консультирования по вопросам назначений, а также предусматривает, что законодательством будут предусмотрены нижестоящие суды.
Часть VIA
[ редактировать ]Часть VIA, добавлена в 2015 г., [11] учреждает должность омбудсмена ( Komesina o Sulufaiga ) как независимую конституционную должность.
Часть VII
[ редактировать ]Часть VII регулирует государственную службу и учреждает Комиссию по государственной службе для надзора за ней.
Часть VIII
[ редактировать ]Часть VIII регулирует государственные финансы, ассигнования и расходы и назначает Контролера и Генерального аудитора для проверки и надзора за ними.
Часть IX
[ редактировать ]Часть IX регулирует землю и титулы и учреждает Суд Самоа по земле и титулам для рассмотрения споров. Важный пункт запрещает отчуждение традиционных земель.
Часть X
[ редактировать ]Часть X предусматривает чрезвычайные полномочия, позволяющие объявлять чрезвычайное положение и использовать чрезвычайные приказы во время действия чрезвычайного положения. Эти полномочия использовались во время пандемии COVID-19 в Самоа . [12]
Часть XI
[ редактировать ]Часть XI включает общие и прочие положения. Она предусматривает внесение поправок в конституцию большинством в две трети голосов парламента и устанавливает, что О ле Ао о ле Мало имеет право помилования. Другие статьи определяют условия толкования конституции и определяют дату вступления конституции в силу.
Часть XII
[ редактировать ]Часть XII регулирует вопросы переходного периода, включая продолжение действия существующих законов, передачу государственной собственности, сохранение полномочий министров, членов парламента и судей, как если бы они были избраны или назначены в соответствии с новыми положениями, а также передачу существующих судебных дел. в новые суды.
Расписания
[ редактировать ]Первоначально конституция содержала три графика. Первые два графика, регулирующие выборы О ле Ао о ле Мало и выборы депутатов несамоанскими «отдельными избирателями», были отменены в 2015 году. [13] Сохранился только третий, содержащий присяги на различные должности.
Интерпретация
[ редактировать ]Верховный суд Самоа обладает основной юрисдикцией по толкованию конституции и вынесению решений по вопросам основных прав. [14] с Апелляционным судом Самоа, рассматривающим апелляции по этим вопросам. [15] Устоявшийся подход судов к толкованию заключается в том, чтобы «принимать во внимание слова основных положений, конституционный и правовой контекст, в котором они появляются, а также более широкий социальный и исторический контекст, в котором их следует понимать». [16] Вторичный принцип толкования заключается в том, что «Конституция дает наилучший эффект, когда она содействует правам человека»; там, где имеются конкурирующие интерпретации, «первенство должно быть отдано той из конкурирующих идей, которая лучше всего способствует установлению практики прав человека в Самоа». [17]
Поправки
[ редактировать ]В конституцию Самоа часто вносились поправки. Верховный суд выразил обеспокоенность по поводу того, что поправки принимаются «как если бы вносились поправки в обычное законодательство», и призвал Законодательное собрание принимать будущие поправки посредством «всеобъемлющего процесса, включая полные и обширные предварительные консультации». [18] Основные конституционные поправки включают в себя:
- В 1991 году срок полномочий парламента был продлен с трех до пяти лет. [19]
- В 1997 году, в ответ на то, что контролер и главный аудитор Суа Римони А Чонг , представивший годовой отчет, выявил широко распространенную коррупцию среди правительственных министров, Партия защиты прав человека внесла поправки в конституцию, изменив срок назначения на эту должность с пожизненного пребывания в должности до трех лет, а также разрешить их отстранение простым большинством голосов в парламенте. [20] [21] Эти изменения были в значительной степени отменены в 2014 году, когда эта должность стала независимой должностью парламента, срок ее полномочий был продлен с трех лет до двенадцати, а порог отстранения был повышен с простого большинства до большинства в две трети. [22]
- Также в 1997 году в конституцию были внесены поправки, согласно которым название страны было изменено с «Западное Самоа» на «Самоа». [23]
- В 2005 году обязательный возраст выхода на пенсию для судей был повышен с 62 до 68 лет. [24]
- В 2010 году после постановления Верховного суда, который отменил попытку сместить депутатов от оппозиции и поставил под сомнение конституционность положений Закона о выборах, запрещающих смену партий, [25] [26] в конституцию были внесены поправки, позволяющие отстранять депутатов от должности в случае смены политической партии. [27] Поправки к Закону о выборах, предусмотренные этим пунктом, были затем использованы для принуждения к отставке трех депутатов от оппозиции. [28]
- В 2013 году в конституцию были внесены поправки, гарантирующие, что как минимум 10 процентов мест в парламенте будут зарезервированы для женщин . [29] Активация этого пункта после закрытых выборов стала толчком к конституционному кризису Самоа в 2021 году .
- В 2015 году было внесено положение, согласно которому Генеральный прокурор стал независимым конституционным чиновником. [30] После того, как первый директор, Мауга Прешес Чанг , был привлечен к ответственности за вождение, правительство внесло поправку в конституцию, упраздняющую эту должность. [31] удалил его в 2017 году. [32] Другие поправки заменили места «индивидуального избирателя» на «городские округа», включили часть VIA, устанавливающую омбудсмена в качестве независимого конституционного должностного лица, и предусмотрели, что спикер Законодательного собрания будет назначаться партией, получившей большинство мест. [11] Последний пункт сыграл решающую роль в разрешении конституционного кризиса 2021 года. [33]
- В 2017 году в статью 1 был добавлен пункт, в котором говорилось, что Самоа является «христианской нацией, основанной на Боге». [34] [35]
- В 2019 году дальнейшие поправки к конституции упразднили городские округа. [36] [37] ограничил короля Королевства двумя сроками, [38] и расширил Комиссию судебной службы. [39]
- В 2020 году поправки, принятые вместе с Законом о земле и титулах, отменили юрисдикцию гражданских и уголовных судов Самоа в отношении вопросов, находящихся в юрисдикции Суда по земле и титулам, и учредили новые апелляционные подразделения Суда по земельным и титулам, фактически создав параллельную систему правосудия. [40] Поправки также облегчили отстранение судей от должности. [41]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Анджело, АХ (2012). « «УСТОЙЧИВЫЙ КАК ОНА ИДЕТ» – КОНСТИТУЦИЯ И АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД САМОА». Ежегодник NZACL (PDF) . п. 145-165 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «ЗАПАДНОЕ САМОА ПРОСИЛО РАЗРАБОТАТЬ СВОЁ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Неожиданно предложили интересный план» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXIII, нет. 9. 1 апреля 1953 г. с. 15 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Каменный путь к самоуправлению: перед самоанцами стоит задача создания собственной администрации» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXV, нет. 3. 1 октября 1954 г. с. 11 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Перейти обратно: а б с Паулз, Гай (1961). «Создание конституции в Западном Самоа» . Индийский журнал политической науки . 22 (3): 179–194 . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «КРАСТНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В САМОА НЕ БУДЕТ СРОЧНО» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXV, нет. 12. 1 июля 1955 г. с. 164-165 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Перейти обратно: а б с «САМОАНСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ БУДЕТ ОСНОВАНО НА САМОАНСКОЙ ТРАДИЦИИ» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXVI, нет. 9. 1 апреля 1956 г. с. 51-53 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Западное Самоа вырабатывает новую конституцию» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXXI, нет. 2. 1 сентября 1960 г. с. 23 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Самоа завершает марафонское задание» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXXI, нет. 4. 1 ноября 1960 г. с. 71-75 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «ЗАПАДНОЕ САМОА ГОВОРИТ ДА» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. XXXI, нет. 10. 1 мая 1961. с. 20 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Западное Самоа: результаты плебисцита Организации Объединенных Наций» . Текущие заметки по международным делам . Том. 32, нет. 6. 30 июня 1961 г. с. 59 . Проверено 31 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Перейти обратно: а б «Закон о внесении поправок в Конституцию 2015 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 3 июня 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2021 г. . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «ОБЪЯВЛЕНО ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ» . Правительство Самоа. 20 марта 2020 г. Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2015 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 3 июня 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2021 г. . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Статьи 73 (2) и 4 соответственно.
- ^ Статьи 80 и 81.
- ^ Пита против Генерального прокурора , 1995 WSCA 6 (Апелляционный суд Западного Самоа, 18 декабря 1995 г.).
- ^ Комиссар по выборам и Анор против партии FAST и Анор , 2021 WSCA 2 , 25 и 39 (Апелляционный суд Самоа).
- ^ Партия FAST и Анор против комиссара по выборам и Анора , WSSC 23 , 61 (Верховный суд Самоа, 17 мая 2021 г.).
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 3) 1991 года» . ПАКЛИЙ. 28 ноября 1991 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 1) 1997 года» . ПАКЛИЙ. 14 марта 1997 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Рука, которая трясет колыбельку» . Ежемесячник тихоокеанских островов . Том. 68, нет. 4. 1 апреля 1998 г. с. 12 . Проверено 1 августа 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2014 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 27 января 2014 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 2) 1997 года» . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2005 года» . ПАКЛИИ. 25 января 2005 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ Айафи против Спикера Законодательного собрания , WSSC 65 (Верховный суд Самоа).
- ^ «Суд Самоа восстановил в должности девять депутатов и отменил дополнительные выборы» . Радио Новой Зеландии . 2 июля 2009 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2010 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 26 февраля 2010 г. Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «В Самоа будут назначены дополнительные выборы после принятия новых поправок» . Радио Новой Зеландии . 18 марта 2010 г. Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2013 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 25 июня 2013 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 2) 2015 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 5 ноября 2015 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Самоа вносит поправку, согласно которой прокурорские полномочия будут переданы Генеральному прокурору» . РНЗ. 30 декабря 2016 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 1) 2017 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 6 июня 2017 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ Attorney General v Latu , WSCA 6 , 85 (23 July 2021).
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 2) 2017 г.» (PDF) . Парламент Самоа . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Грант Уайет (16 июня 2017 г.). «Самоа официально становится христианским государством» . Дипломат . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ «Самоа внесет изменения в парламент» . РНЗ. 30 января 2019 года . Проверено 15 августа 2020 г.
- ^ «Закон о внесении изменений в Конституцию (№ 3) 2019 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 31 января 2019 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2019 года» (PDF) . Парламент Самоа. 31 января 2019 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Закон о внесении изменений в Конституцию (№ 2) 2019 г.» (PDF) . Парламент Самоа. 31 января 2019 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Судьи предупреждают правительство Самоа о судебной реформе» . РНЗ. 13 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию 2020 года» (PDF) . Парламент Самоа. 5 января 2021 г. Проверено 1 августа 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конституция Независимого Государства Западное Самоа 1960 года , Институт правовой информации тихоокеанских островов .
- Конституция Независимого Государства Самоа. Архивировано 23 июня 2022 года в Wayback Machine (по состоянию на 31 декабря 2019 года).