Конституция Новой Зеландии
Новозеландский портал |
Конституция Новой Зеландии представляет собой совокупность законов и принципов, определяющих политическое управление Новой Зеландией . В отличие от многих других стран, Новая Зеландия не имеет единого конституционного документа. [1] [2] Это некодифицированная конституция , которую иногда называют «неписаной конституцией», хотя конституция Новой Зеландии на самом деле представляет собой объединение письменных и неписаных источников. [3] [4] Конституционный акт 1986 года играет центральную роль, [5] наряду с собранием других статутов , приказов Совета , патентных грамот , решений судов , принципов Договора Вайтанги , [1] [6] и неписаные традиции и условности . Нет никакой технической разницы между обычными законами и законом, считающимся « конституционным законом »; ни один закон не имеет более высокого статуса . [7] [8] В большинстве случаев парламент Новой Зеландии может провести «конституционную реформу», просто приняв акты парламента , и, таким образом, имеет право изменять или отменять элементы конституции. Однако из этого правила есть некоторые исключения: Закон о выборах 1993 года требует, чтобы некоторые положения могли быть изменены только после референдума . [9]
После десятилетий самоуправления Новая Зеландия получила полную законодательную независимость от Великобритании в 1947 году. Это конституционная монархия с парламентской демократией . [10] [11] Монарх Новой Зеландии является главой государства , представленным в Королевстве Новой Зеландии , генерал-губернатором и является источником исполнительной, судебной и законодательной власти, хотя эффективная власть находится в руках министров, избранных демократическим путем. Палата представителей Новой Зеландии . [11] Эта система основана на « Вестминстерской модели », хотя этот термин становится все более неуместным, учитывая конституционные изменения, характерные для Новой Зеландии. [2] Например, Новая Зеландия ввела однопалатную систему в течение десяти лет после обретения ею законодательной независимости. [12]
Источники конституции
[ редактировать ]Конституция включает, помимо прочего, следующие источники: [3] [13]
Имя | Дата | Тип | Описание |
---|---|---|---|
Договор Вайтанги | 1840 | Конвенции | Договор представлял собой соглашение между вождями маори и представителями британской короны . Его часто считают основополагающим документом Новой Зеландии, несмотря на его юридическую недействительность . [14] [15] С конца 20 века он играл косвенную роль во вновь создаваемом законодательстве. [16] |
Руководство по шкафу | 1979 | Конвенции | Описывает процедуры кабинета министров и считается «авторитетным руководством по принятию решений для министров и их сотрудников, а также для правительственных ведомств». [17] |
Закон об официальной информации | 1982 | Статут | Обеспечивает свободу информации и прозрачность правительства. |
Патентные письма, составляющие Управление генерал-губернатора Новой Зеландии | 1983 | Патентные письма | Описывает роль генерал-губернатора и функции Исполнительного совета . |
Конституционный закон | 1986 | Статут | Описаны три ветви власти. Заменил Закон о Конституции Новой Зеландии 1852 года . |
Закон о применении имперских законов | 1988 | Статут | Включает важные британские конституционные законы в законодательство Новой Зеландии, включая Великую хартию вольностей , Билль о правах 1689 года и Акт об урегулировании 1701 года . |
Закон Новой Зеландии о Билле о правах | 1990 | Статут | Перечисляет права граждан против государства; закрепляет в качестве закона некоторые обязательства Новой Зеландии по Международному пакту о гражданских и политических правах . |
Закон о выборах | 1993 | Статут | Описаны выборы членов парламента. |
Закон о старших судах | 2016 | Статут | Описывает юрисдикцию судебной власти Новой Зеландии и образует высшие суды Новой Зеландии, включая Верховный суд Новой Зеландии в качестве последней апелляционной инстанции Новой Зеландии. |
Элементы
[ редактировать ]Конституция Новой Зеландии не кодифицирована , и ее можно найти в официальных юридических документах, решениях судов и практике (некоторые из которых называются конвенциями ). [18] [19] Он устанавливает, что Новая Зеландия является конституционной монархией , имеет парламентскую систему правления и является представительной демократией . [11] Это все больше отражает тот факт, что Договор Вайтанги считается основополагающим документом правительства Новой Зеландии. [20] Конституцию также необходимо рассматривать в международном контексте, поскольку правительственные учреждения Новой Зеландии должны все больше учитывать международные обязательства и стандарты.
Конституционный закон 1986 года описывает три ветви власти в Новой Зеландии: исполнительную (Исполнительный совет, поскольку Кабинет министров не имеет формального юридического статуса), законодательную власть (Палата представителей и суверен в парламенте) и судебную власть (судебная система). . [13]
Суверенный
[ редактировать ]Согласно Закону о Конституции 1986 года, Новая Зеландия является конституционной монархией , в которой роль правящего суверена является одновременно юридической и практической. Основополагающим принципом является демократия, при которой политическая власть осуществляется через демократически избранный парламент – это часто утверждается как «[монарх] правит, но правительство правит до тех пор, пока оно пользуется поддержкой Палаты представителей». [13] Часть 1 Закона о Конституции описывает «Суверена», правящего монарха, как главу государства Новой Зеландии . [21]
Раздел 2 (1) Закона провозглашает «Суверена Новой Зеландии в праве » главой государства. [21] а в разделе 5 (1) преемник суверена описывается как «определенный в соответствии с постановлением Парламента Англии, озаглавленным «Акт об урегулировании». [21] Это означает, что глава государства Соединенного Королевства в соответствии с Актом об урегулировании 1701 является также главой государства Новой Зеландии. Однако в соответствии с Законом о применении имперских законов 1988 года Акт об урегулировании считается новозеландским законом, поправки в который могут быть внесены только парламентом Новой Зеландии. « Корона Новой Зеландии по праву» была юридически отделена от британской монархии после принятия Новой Зеландией Вестминстерского статута 1931 года в 1947 году. [22]
«Корона» считается олицетворением государства . [23] с монархом в центре конструкции, в которой вся власть разделена между многочисленными правительственными институтами, действующими под властью суверена. Монарх является членом парламента , и королевское согласие . для того, чтобы законопроекты стали законом, требуется [24] На практике монарх мало принимает непосредственного участия в повседневных функциях правительства; решения об осуществлении суверенных полномочий делегируются от монарха либо по закону, либо по соглашению министрам Короны или другим государственным органам, за исключением лично монарха. Более того, поскольку монарх обычно не проживает в стране, представителем суверена в Королевстве Новая Зеландия и на его территории является генерал-губернатор . [21] Государь назначает генерал-губернатора по рекомендации , премьер-министра с лидером оппозиции который обычно консультируется по поводу кандидатуры . Должность в основном церемониальная, хотя генерал-губернатор обладает рядом « резервных полномочий ». [25] например, возможность уволить премьер-министра в исключительных случаях. Статья 3(1) Конституционного закона гласит: «Каждая власть, предоставленная генерал-губернатору каким-либо законом или на его основании, является королевской властью, которая может осуществляться генерал-губернатором от имени суверена и, соответственно, может осуществляться либо Суверен лично или генерал-губернатором». [21]
Государственные учреждения
[ редактировать ]Новой Зеландии Законодательная, исполнительная и судебная власть функционируют в соответствии с Законом о Конституции 1986 года. [21] и различные неписаные конвенции , заимствованные из Вестминстерской системы.
Хотя в Новой Зеландии нет единого всеобъемлющего конституционного документа, конституция у нас определенно есть. Существует тщательный баланс между нашей исполнительной, законодательной и судебной властью. Это классическое разделение властей является фундаментальной особенностью конституции, обеспечивающей систему сдержек и противовесов.
— Дэвид Бэгналл, главный секретарь канцелярии секретаря Палаты представителей [26]
В Новой Зеландии есть законодательный орган , называемый Парламентом Новой Зеландии , состоящий из короля в парламенте и Палаты представителей . Согласно принципу парламентского суверенитета , Парламент может принимать любые законы по своему усмотрению. [27] С 1996 года Новая Зеландия использует смешанную пропорциональную систему (MMP), которая по сути представляет собой пропорциональное представительство с одномандатными местами (что может повлиять на пропорциональность Палаты представителей, но только в ограниченной степени). Семь избирательных округов в настоящее время зарезервированы для членов, избранных по отдельному списку маори . Однако маори могут принять решение проголосовать и баллотироваться на незарезервированные места. [28] и некоторые из них прошли в парламент таким образом.
осуществляет Кабинет министров , который подотчетен Парламенту Исполнительную власть . Кабинет министров является практическим выражением формального органа, известного как Исполнительный совет . Премьер -министр как парламентский лидер политической партии или коалиции партий, имеющих или пользующихся поддержкой большинства мест в Палате представителей, возглавляет Кабинет министров. Раздел 6 (1) Конституционного закона 1986 года гласит: «Лицо может быть назначено и может занимать должность члена Исполнительного совета или министра Короны только в том случае, если это лицо является членом парламента». [21] Премьер-министр и все другие министры вступают в должность после получения ордера от генерал-губернатора; это основано на принципе, согласно которому вся исполнительная власть в конечном итоге исходит от суверена. Правительство должно иметь возможность заручиться и поддерживать поддержку большинства депутатов, чтобы давать советы генерал-губернатору и суверену; [29] это принцип ответственного правительства .
Судебная система Новой Зеландии представляет собой иерархию, состоящую из Верховного суда Новой Зеландии , Апелляционного суда Новой Зеландии , Высокого суда Новой Зеландии и окружных судов . Все эти суды относятся к общей юрисдикции. Существует несколько других судов специализированной юрисдикции, в том числе Суд по трудовым спорам, Суд по вопросам окружающей среды и Земельный суд маори , а также Суд по семейным делам и Суд по делам несовершеннолетних, которые действуют как специализированные подразделения окружных судов. Существует также ряд специализированных трибуналов, которые действуют в судебном или квазисудебном качестве, например, Трибунал по спорам, Трибунал по вопросам аренды и Трибунал Вайтанги .
Закон
[ редактировать ]Законодательство Новой Зеландии имеет три основных источника: английское общее право ; некоторые статуты парламента Соединенного Королевства, принятые до 1947 года (в частности, Билль о правах 1689 года ); и статуты Парламента Новой Зеландии . При толковании общего права существует опровержимая презумпция в поддержку единообразия с общим правом, как оно интерпретируется в Соединенном Королевстве и связанных с ним юрисдикциях. Неоднородность возникает тогда, когда суды Новой Зеландии считают, что местные условия оправдывают это, или когда закон был кодифицирован новозеландским законодательством. [30] Сохранение Судебного комитета Тайного совета в Лондоне в качестве последней апелляционной инстанции, а также практика судей, стремящихся следовать британским решениям, хотя формально они ими не связаны, подкрепляют эту презумпцию. [31] Верховный суд Новой Зеландии , который был создан в соответствии с законодательством в октябре 2003 года и заменил Тайный совет для будущих апелляций, продолжил развивать эту презумпцию. [ нужна ссылка ]
Решение было вынесено 3 марта 2015 года по последней апелляции Новой Зеландии, рассматриваемой Тайным советом. [32] [33] [34]
Договор Вайтанги
[ редактировать ]Место Договора Вайтанги в конституции является предметом многочисленных споров. [6] Договор не имеет собственного юридического статуса, но рассматривается в различных законодательных актах и все чаще рассматривается как важный источник конституционного права . [11] [20]
Закон о Договоре Вайтанги 1975 года впервые включил текст Договора в статут (в виде графика) и создал Трибунал Вайтанги для расследования претензий, касающихся применения принципов Договора. [35] Первоначально Закон был перспективным, но в 1985 году в него были внесены поправки, позволяющие расследовать претензии, относящиеся к подписанию Договора в 1840 году. [36]
Ссылки на « принципы Договора Вайтанги » встречаются в ряде статутов, хотя сами принципы в статуте не определены. [16] Вместо этого они определяются по общему праву решением Апелляционного суда от 1987 года, знаменитым «земельным делом», возбужденным Советом маори Новой Зеландии ( Совет маори Новой Зеландии против Генерального прокурора ). [37] из-за опасений по поводу перевода активов из бывших правительственных ведомств в государственные предприятия , что является частью реструктуризации экономики Новой Зеландии, проводимой Четвертым лейбористским правительством . Поскольку государственные предприятия по сути были частными фирмами, принадлежащими правительству, они предотвращали возвращение активов, которые были переданы маори в пользование государству маори Трибуналом Вайтанги. Совет маори добивался соблюдения статьи 9 Закона о государственных предприятиях 1986 года: «Ничто в этом законе не позволяет Короне действовать таким образом, который несовместим с принципами Договора Вайтанги». [38]
Закон Новой Зеландии о Билле о правах
[ редактировать ]Закон о Билле о правах Новой Зеландии устанавливает гражданские и политические права граждан Новой Зеландии в отношении трех ветвей власти, а также организаций и лиц, выполняющих государственные функции. Закон не является устоявшимся и теоретически может быть изменен парламентом простым большинством голосов. [39]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]До европейского заселения Новой Зеландии общество маори основывалось в основном на племенных единицах: иви и хапу . [40] По мере расширения контактов с европейцами возникла необходимость в едином руководящем органе. колония Новый Южный Уэльс В 1788 году была основана . Согласно измененной Комиссии губернатора Артура Филлипа от 25 апреля 1787 года, колония включала «все острова, прилегающие к Тихому океану» и идущие на запад по континенту до 135-го меридиана восточной долготы . До 1840 года сюда формально входила Новая Зеландия, но администрация Нового Южного Уэльса мало интересовалась Новой Зеландией. На фоне растущего беззакония и сомнительных сделок с землей между маори и европейцами Британское управление по делам колоний назначило Джеймса Басби британским резидентом в Новой Зеландии.
Басби созвал Конфедерацию вождей объединенных племен Новой Зеландии , которая приняла Декларацию независимости Новой Зеландии в Вайтанги в 1835 году. Хотя Декларация была признана королем Вильгельмом IV , она не обеспечила окончательного решения проблемы управления. . В 1839 году были созданы Letters Patent, призванные расширить юрисдикцию колонии Новый Южный Уэльс на Новую Зеландию, фактически аннексировав «любую территорию, которая является или может быть приобретена ... в пределах группы островов, известной как Новая Зеландия». Эта стратегия была принята Министерством по делам колоний, чтобы дать капитану Уильяму Хобсону время для законного приобретения суверенитета над Объединенными племенами Новой Зеландии по договору.
6 февраля 1840 года в Вайтанги был подписан первый экземпляр Договора Вайтанги (Те Тирити о Вайтанги). Несколько последующих экземпляров были подписаны в разных местах Северного и Южного островов. 21 мая Хобсон издал две прокламации о британском суверенитете над Новой Зеландией: одну для Северного острова по договору, [41] а другой - для Южного острова путем открытия (Южный остров был объявлен « Terra nullius » или лишенным людей). [42] В дальнейшем заявлении от 23 мая осудилось «незаконное взятие власти» поселениями Новозеландской компании в Порт-Николсоне ( Веллингтон и Британия, позже Петоне ), создавшие свой собственный управляющий совет из 12 членов. [43] Хобсон стремился предотвратить создание того, что он считал «республикой», то есть независимого государства за пределами его юрисдикции.
В августе 1840 года парламент Соединенного Королевства принял Закон о правительстве Новой Зеландии 1840 года, разрешающий создание колониальной администрации в Новой Зеландии, отделенной от Нового Южного Уэльса. [44] После этого постановления была провозглашена Королевская хартия 1840 года. Хартия разрешала создание Законодательного совета и провинциальных советов; [45] Затем Хобсон был объявлен вице-губернатором Новой Зеландии и разделил колонию на две провинции (Северный остров — Нью-Ольстер, Южный остров — Нью-Мюнстер), названные в честь провинций Северной и Южной Ирландии .
3 мая 1841 года Новая Зеландия стала колонией Короны , а губернатором был объявлен Хобсон. самостоятельной [46]
Самоуправление
[ редактировать ]Имперский парламент (Вестминстер) принял первый Закон о Конституции Новой Зеландии 1846 года, наделяющий полномочиями правительство Новой Зеландии в 1846 году. Закон должен был быть полностью реализован в 1848 году, но так и не был принят, потому что главный губернатор в то время Сэр Джордж Грей отказался применить его по ряду причин. Вместо этого действие Закона было приостановлено на пять лет. Грей правил с полномочиями диктатора в течение следующих пяти лет; назначая провинциальные советы по своему усмотрению.
После приостановки действия Закона 1846 года Имперский парламент снова принял решение предоставить Новой Зеландии самоуправление с помощью Закона о Конституции Новой Зеландии 1852 года , который отменил предыдущий Закон о Конституции. Этот закон был почти полностью основан на проекте сэра Джорджа Грея, главное отличие заключалось в назначении губернатора министром колоний, а не Палатой представителей (Новой Зеландии). Новый закон вступил в силу в Новой Зеландии только в 1853 году.
Закон предусматривал:
- Новая Зеландия разделена на шесть провинций . В каждой провинции был избранный суперинтендант и право принимать подзаконные акты (постановления). Губернатор сохранил за собой право наложить вето на закон, а Корона также имела право его отклонить в течение двух лет после принятия законов;
- Генеральная ассамблея, состоящая из избранной Палаты представителей , назначенного Законодательного совета (верхней палаты) и губернатора, была создана для принятия закона о « мире, порядке и хорошем правительстве Новой Зеландии»;
- Исполнительный совет, состоящий из всех министров, под председательством губернатора.
Первым постановлением первого парламента Новой Зеландии, избранного в соответствии с этим законом, стал Закон об английских законах 1854 года. [47] который подтвердил применение 17 английских законов к Новой Зеландии. Это было расширено Законом об английских законах 1858 года, который распространил его на все английские законы, существовавшие по состоянию на 14 января 1840 года; [48] в частности, Билль о правах 1689 года и Хабеас корпус . Полномочия парламента Новой Зеландии были разъяснены Законом о действительности колониальных законов (имперским) 1865 года, который предоставил определенную степень юридической независимости. Согласно закону, парламент Новой Зеландии мог принимать законы, несовместимые с британскими законами или общим правом, при условии, что Имперский статут не был конкретно применим к Новой Зеландии. Если бы это произошло, статут Новой Зеландии был бы недействителен.
В 1857 году парламент Соединенного Королевства принял Закон о внесении поправок в конституцию Новой Зеландии 1857 года , который позволил парламенту Новой Зеландии иметь возможность вносить поправки в определенные части Закона 1852 года. В основном это касалось предложений по созданию новых провинций Новой Зеландии. Затем парламент Новой Зеландии создал несколько новых провинций. Первая крупная отмена части Закона произошла в 1876 году с принятием Закона об отмене провинций, который отменил раздел 2 Закона и упразднил провинции с 1 января 1877 года, тем самым централизовав правительство Новой Зеландии в двухпалатном парламенте.
В 1891 г. состав Законодательного совета был изменен, советники больше не назначались пожизненно; вместо этого сроком на семь лет с возможностью повторного назначения.
Доминион и Царство
[ редактировать ]Имперская конференция 1907 года постановила разрешить некоторым колониям стать независимыми государствами, получившими название « доминионы ». После конференции Палата представителей приняла предложение, требующее, чтобы король Эдуард VII «предпринял такие шаги, которые он сочтет необходимыми; изменить официальное название Новой Зеландии с «Колония Новой Зеландии» на «Доминион Новой Зеландии». Министр сэр Джозеф Уорд призвал предпринять меры по «поднятию Новой Зеландии» и заверил, что это «не будет иметь никакого иного эффекта, кроме пользы стране». 9 сентября король Эдуард издал Королевскую прокламацию о предоставлении Новой Зеландии статуса доминиона. VII Прокламация вступила в силу 27 сентября. В результате должность губернатора стала генерал-губернатором в соответствии с Патентом 1917 года, что более полно отразило статус Новой Зеландии как доминиона. Патент также лишил губернатора ряда полномочий. проводилось, пока Новая Зеландия была колонией. [49]
В 1908 году были приняты два закона конституционного значения: Закон о судебной власти, который описывает юрисдикцию судебной власти Новой Зеландии; и Закон о законодательном собрании, определяющий полномочия Парламента. Последнее сейчас в значительной степени отменено, и остались лишь некоторые положения, кодифицирующие аспекты парламентских привилегий .
Имперская конференция 1926 года подтвердила Декларацию Бальфура 1926 года , в которой говорилось, что британские доминионы «равны по статусу». Что касается генерал-губернатора, в Декларации говорилось, что они занимают «ту же позицию в отношении управления государственными делами в Доминионе», которую занимал монарх в Соединенном Королевстве. Таким образом, генерал-губернатор был связан советами своих ответственных министров. [50]
Чтобы воплотить в жизнь декларации конференции 1926 года, был принят Вестминстерский статут 1931 года , снявший ограничения, установленные Законом о действительности колониальных законов 1865 года . Статут применяется к Новой Зеландии, но для его применения в Новой Зеландии он должен быть принят парламентом Новой Зеландии в качестве собственного закона. [51] После долгих дебатов это произошло в 1947 году с принятием Закона об усыновлении Вестминстерского статута . По запросу парламента Новой Зеландии Вестминстер принял Закон о Конституции Новой Зеландии (поправки) 1947 года , чтобы предоставить парламенту Новой Зеландии полные суверенные полномочия по внесению поправок или отмене Закона о Конституции Новой Зеландии 1852 года. Парламент Соединенного Королевства все еще мог принимать законы. по требованию парламента Новой Зеландии. Эта остаточная власть, которая использовалась только для Закона о поправках 1947 года, была отменена с принятием Закона о Конституции 1986 года , который отменил Закон о Конституции 1852 года. [52]
В результате этих изменений Новая Зеландия стала « Королевством » с юридически отдельной Короной . Лишь в 1983 году была принята первая поправка к буквенному патенту с 1917 года, в которой Новая Зеландия была описана как Королевство Новая Зеландия , которое включает в себя самоуправляющиеся территории Островов Кука и Ниуэ .
Верхняя палата
[ редактировать ]Национальная партия победила на выборах 1949 года , пообещав упразднить Законодательный совет. Затем в состав совета вошел так называемый « отряд самоубийц », чтобы позволить Палате представителей принять Закон об упразднении Законодательного совета 1950 года, упраздняющий верхнюю палату. [53] Несмотря на предложения восстановить верхнюю палату, такие как Джима Болджера в предложение Сенате в 1990 году, [54] Парламент Новой Зеландии остается однопалатным . Таким образом, законодательство может проходить через законодательные стадии гораздо быстрее по сравнению с другим парламентом Вестминстерского типа. Ученый-правовед и политик Джеффри Палмер охарактеризовал парламент Новой Зеландии в 1979 году как «самого быстрого законодателя на Западе». [55]
Реформы лейбористского правительства 1984–1990 гг.
[ редактировать ]Сразу после выборов 1984 года , на которых Лейбористская партия получила большинство в парламенте, возник конституционный кризис , когда действующий премьер-министр сэр Роберт Малдун из Национальной партии отказался выполнить инструкции избранного премьер-министра Дэвида Ланге о девальвации новозеландского доллара до нуля. от спекулятивного набега на валюту. [56] Кризис разрешился, когда через три дня Малдун уступил под давлением своего собственного кабинета министров, который угрожал назначить на его место заместителя премьер-министра Джима Маклея .
После конституционного кризиса новое Четвертое лейбористское правительство сформировало Официальный комитет по конституционной реформе для рассмотрения вопроса о передаче власти. По итогам работы комитета правительство выпустило Белую книгу Билля о правах, а также представило Закон о Конституции 1986 года , первый крупный пересмотр Закона о Конституции Новой Зеландии за 134 года. [57] До принятия этого закона только 12 из 82 положений Закона 1852 года оставались в силе. Закон состоит из пяти основных частей, охватывающих суверенную, исполнительную, законодательную, судебную власть и различные положения. Парламент также принял Закон о применении имперских законов 1988 года, чтобы разъяснить, какие имперские и английские законы должны применяться к Новой Зеландии.
Четвертое лейбористское правительство также начало процесс избирательной реформы . В 1986 году он созвал Королевскую комиссию по избирательной системе. Комиссия предложила Новой Зеландии перейти на смешанную пропорциональную избирательную систему (MMP). В 1990-х годах по этому вопросу было проведено два референдума, причем MMP был принят в 1993 году и реализован в 1996 году. Хотя MMP привел ко многим изменениям в политической системе Новой Зеландии, таким как более сложные механизмы управления, согласованные между несколькими партиями , важные аспекты Новой Зеландии Конституция Зеландии осталась прежней после ее принятия. Например, было отклонено предложение о создании высшего билля о правах , который предоставил бы судам возможность признавать недействительными акты парламента посредством судебного надзора . [58] Парламент по-прежнему выполняет функции верховного законодателя.
Последней крупной конституционной реформой Четвертого лейбористского правительства стал Закон Новой Зеландии о Билле о правах 1990 года (NZBORA). [59] обязательства Новой Зеландии по Международному пакту о гражданских и политических правах NZBORA вводит в действие в новозеландском законодательстве 1977 года (ICCPR). Однако Закон не является ни закрепленным, ни высшим законом (как это обсуждалось в Белой книге 1985 года). [60] и, следовательно, может быть отменен простым большинством голосов Парламента. [61] [58]
Реформа
[ редактировать ]Поскольку это не высший закон, конституцию Новой Зеландии теоретически сравнительно легко реформировать: для внесения в нее поправок требуется лишь большинство членов парламента . [62] о чем свидетельствует упразднение Законодательного совета в 1950 году. [53]
Некоторые аспекты конституции укоренились . в некотором роде [29] Статья 268 Закона о выборах гласит, что закон, регулирующий максимальный срок полномочий Парламента (который сам является частью Закона о Конституции), наряду с некоторыми положениями Закона о выборах, касающимися перераспределения избирательных границ, возраста для голосования и тайного голосования , может быть изменено только тремя четвертями всего состава Палаты представителей или большинством действительных голосов на всенародном референдуме . Сама статья 268 не защищена этим положением, поэтому правительство может юридически отменить статью 268 и продолжить изменение устоявшихся частей закона, и то, и другое простым большинством в парламенте. Однако положение о закреплении уже давно пользуется поддержкой обеих партий, и электоральные последствия использования правовой лазейки для изменения укоренившегося положения, вероятно, будут серьезными.
Несмотря на то, что это не закреплено законодательно, существенные изменения в других аспектах конституции вряд ли произойдут без широкой поддержки, будь то посредством широкого законодательного соглашения или референдума. [ нужна ссылка ]
Референдумы
[ редактировать ]В Новой Зеландии не требуется проведения референдума для принятия конституционных изменений, за исключением избирательной системы и срока полномочий парламента. [63] Однако в истории Новой Зеландии было несколько референдумов, последний из которых решал характер избирательной реформы в Новой Зеландии . Многие группы выступают за конституционную реформу путем референдума, например, Республика Новая Зеландия поддерживает референдум о республике . Тайный совет как высший апелляционный суд Новой Зеландии был заменен Верховным судом Новой Зеландии простым парламентским актом, несмотря на призывы New Zealand First , National и ACT провести референдум по этому вопросу.
Закон 1993 года о референдумах, инициируемых гражданами, разрешает проведение референдумов, не имеющих обязательной силы, по любому вопросу, если его сторонники подадут в парламент петицию, подписанную 10% зарегистрированных избирателей. В 1999 году был проведен один такой референдум по вопросу о том, следует ли сократить число членов парламента со 120 до 99. Подавляющее большинство избирателей проголосовали за это предложение. Однако никаких шагов по внесению поправок в Закон о выборах 1993 года в соответствии с этим результатом не предпринималось до 2006 года, когда первым депутатом Новой Зеландии Барбарой Стюарт был внесен законопроект о сокращении размера парламента до 100 человек. Законопроект был принят в первом чтении 61 голосом. 60, но был отклонен во втором чтении после того, как Специальный комитет рекомендовал отклонить законопроект.
Референдумы по конституционным вопросам в Новой Зеландии (результаты выделены жирным шрифтом): [64]
Год | Проблема | Оказаться [65] | Результат |
---|---|---|---|
1967 | Срок полномочий парламента | 69.7% | 3 года: 68,1% , 4 года: 31,9% |
1990 | Срок полномочий парламента | 85.2% | 3 года: 69,3% , 4 года: 30,7% |
1992 | Изменение избирательной системы | 55.2% | Изменение: 84,7% , сохранение 15,3% MMP : 70.3% , SM : 5.5%, STV : 17.5%, AV : 6.6% |
1993 | Новая избирательная система | 85.2% | ММП: 54% , ФПП : 46% |
1999 | Количество членов парламента | 81% | 99 депутатов: 81,46% , 120 депутатов: 18,53% |
2011 | Изменение избирательной системы | 74.2% | Сохранить: 57,8% , изменить 42,2% FPP: 46.7%, SM: 24.1%, STV: 16.3%, PV : 12.5% |
Предложения по реформе
[ редактировать ]Письменная конституция
[ редактировать ]Опрос, проведенный TVNZ в 2004 году, показал, что 82% опрошенных считают, что Новая Зеландия должна иметь «писаную конституцию». [66] В 2016 году бывший премьер-министр Джеффри Палмер и Эндрю Батлер создали «Конституцию Аотеароа Новой Зеландии», чтобы спровоцировать общественное обсуждение письменной конституции. [67]
Комитет по конституционным мерам
[ редактировать ]В ноябре 2004 года премьер-министр Хелен Кларк объявила о создании специального комитета Палаты представителей для проведения расследования существующих конституционных механизмов Новой Зеландии. Ни Национальная партия , ни Новая Зеландия прежде всего не участвовали. [68] Начиная с 2005 года, расследование Комитета по конституционным мерам проводилось в соответствии с пятью задачами, выявляя и описывая:
- Конституционное развитие Новой Зеландии с 1840 года;
- ключевые элементы конституционной структуры Новой Зеландии и взаимосвязи между этими элементами;
- источники конституции Новой Зеландии;
- процесс, которому следовали другие страны при проведении ряда конституционных реформ; и
- процессы, которым Новой Зеландии было бы целесообразно следовать, если бы в будущем рассматривались важные конституционные реформы.
Комитет дал правительству три ключевые рекомендации:
- Общие принципы должны лежать в основе всех дискуссий о конституционных изменениях в отсутствие какого-либо предписанного процесса,
- Необходимо приложить дополнительные усилия для улучшения гражданского и гражданского образования в школах, и
- Правительство рассмотрит вопрос о том, может ли независимый институт способствовать лучшему пониманию общественностью конституционных механизмов Новой Зеландии и проведению информированных дебатов.
2 февраля 2006 г. правительство ответило на отчет комитета. Правительство положительно отреагировало на первую и вторую рекомендации, но не поддержало третью рекомендацию. [69]
Конституционный обзор
[ редактировать ]В декабре 2010 года было объявлено о пересмотре Конституции в рамках соглашения о доверии и поставках между Национальной партией и Партией маори , начиная с 2011 года. [70] Соглашение было частью дебатов о будущем электората маори . National проводила политику отмены мест, в то время как Партия маори хотела, чтобы места были закреплены законом. Пересмотр Конституции был согласован как способ удовлетворить обе стороны. [71]
Консультативная группа поддержала министров Билла Инглиша и Питу Шарплс , которые должны были представить окончательный отчет кабинету министров к концу 2013 года. В первом отчете министров кабинету министров был согласован состав консультативной группы, план взаимодействия с общественностью и как обзор будет взаимодействовать с другими правительственными проектами конституционного измерения, такими как референдум по MMP. [70] 4 августа 2011 года был объявлен состав консультативного комитета, сопредседателями которого стали бывший Нгай Таху лидер сэр Типен О'Риган и бывший профессор права и комиссар по правовым вопросам Джон Берроуз. [72]
Конституционная рабочая группа маори
[ редактировать ]В 2010 году Национальный форум председателей иви , форум, состоящий из людей из организаций иви со всей Новой Зеландии, создал конституционную рабочую группу для обсуждения с маори того, как разработать конституцию Новой Зеландии с точки зрения маори. [73] [74] [75] Форум председателей Иви поручил рабочей группе построить дискуссию на основе Хэ Вакапутанга (Декларация независимости 1835 года), Те Тирити о Вайтанги , Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов и принципов тиканга . под председательством Маргарет Муту и созванная Моаной Джексон В период с 2012 по 2015 год рабочая группа провела 252 встречи с маори на мараэ и в других местах. [74] [76] Результаты были опубликованы в 2016 году в документе под названием Matike Mai Aotearoa . [74] [77]
См. также
[ редактировать ]- Независимость Новой Зеландии
- Политика Новой Зеландии
- История конституции Соединенного Королевства , неписаные элементы которой включены в конституцию Новой Зеландии.
- Конституционализм
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Макдауэлл и Уэбб 2002 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Джозеф, Филип (1989). «Основы Конституции» (PDF) . Обзор закона Кентербери. п. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Эйхбаум и Шоу 2005 , с. 33.
- ^ Палмер, Мэтью (20 июня 2012 г.). «Конституция. Что такое конституция?» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Эйхбаум и Шоу 2005 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2008 , с. 17.
- ^ Макдауэлл и Уэбб 2002 , с. 169.
- ^ Geddis 2016 , Политический характер конституции Новой Зеландии.
- ^ Макдауэлл и Уэбб 2002 , с. 129.
- ^ Макдауэлл и Уэбб 2002 , с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эйхбаум и Шоу 2005 , с. 37.
- ^ Кумарасингхам, Харшан (2008). Возвращение Вестминстера: применимость Вестминстерской системы исполнительной власти в Индии, Цейлоне и Новой Зеландии после обретения независимости (PDF) (Диссертация). Веллингтон: Университет Виктории в Веллингтоне . п. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с Сэр Кеннет Кейт (2017). «О Конституции Новой Зеландии: введение в основы нынешней формы правления» . Департамент премьер-министра и кабинета министров . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ «Кратко о Договоре» . НЖИстория . Министерство культуры и наследия . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Руру, Хасинта (2012). Рецензия на «Простое ничтожество? Дело Ви Парата в законодательстве и истории Новой Зеландии» » (PDF) . Новозеландский исторический журнал . 46 (1): 84–86.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2008 , стр. 139.
- ^ Эйхбаум, Крис. «Руководство кабинета министров» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ Эйхбаум и Шоу 2005 , с. 36.
- ^ Палмер, Мэтью (20 июня 2012 г.). «Конституция – Конституционные конвенции» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2008 , стр. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Закон о Конституции 1986 года (1986 № 114)» . www.nzlii.org . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ Квентин-Бакстер и Маклин, 2017 , с. 65.
- ^ «Что вообще означает« Корона »?» . Королевский Централ . 11 февраля 2013 года . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ «Королевское согласие» . Парламент Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ «Резервные полномочия» . Генерал-губернатор Новой Зеландии . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ «Первый Конституционный закон Новой Зеландии был принят 165 лет назад» . www.parliament.nz . Парламент Новой Зеландии. 30 июня 2017 года . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ «Краткая информация о парламенте: что такое парламент?» . Парламент Новой Зеландии. 21 марта 2014 года . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ «Что такое избирательный вариант маори?» . выборы.nz . Избирательная комиссия Новой Зеландии . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер, Мэтью (20 июня 2012 г.). «Конституция – исполнительная и законодательная власть» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ «Коуч против Генерального прокурора [2010] NZSC 27» . 13 июня 2008 года . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Маклинток, AH , изд. (18 сентября 2007 г.) [1966]. «Особенности законодательства Новой Зеландии». Право, История России . Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ «Тайный совет выносит решение по окончательной апелляции Новой Зеландии – Brick Court Chambers» . www.brickcourt.co.uk .
- ^ Апелляция Тайного совета, Пора (апеллянт) против Королевы (ответчик) (Новая Зеландия) , решение [2015 г.] UKPC 9. [1]
- ^ Верховный суд Великобритании (3 марта 2015 г.). «Пора (истец) против Королевы (ответчик) (Новая Зеландия)» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года — на YouTube.
- ^ Палмер 2008 , стр. 60.
- ^ Палмер 2008 , стр. 91.
- ^ Палмер 2008 , стр. 94.
- ^ Палмер 2008 , стр. 109.
- ^ Ришворт, Пол; Хаскрофт, Грант; Оптикан, Скотт; Махони, Ричард (2003). Новозеландский Билль о правах . Издательство Оксфордского университета. п. 73. ИСБН 978-0-19-558361-8 .
- ^ Баллара, Анджела (1998). Иви: Динамика племенной организации маори с 1769 по 1945 год (1-е изд.). Веллингтон: Издательство Университета Виктории. ISBN 9780864733283 .
- ^ «Провозглашение суверенитета над Северным островом 1840 г.» . 21 мая 1840 года . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ «Провозглашение суверенитета над Южными островами и островами Стюарт в 1840 году» . 21 мая 1840 года . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ «Прокламация о незаконном захвате власти в округе Порт-Николсон в 1840 году» . 23 мая 1840 года . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ «Закон правительства Новой Зеландии 1840 года (3 и 4 победа, глава 62) (Имп)» . 7 августа 1840 года . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ «Королевская грамота 1840 года» . 10 ноября 1840 г. Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ «Уильям Хобсон» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . 1990 год . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ «Окленд, среда, 11 октября 1854 года» . Новая Зеландия . Том. 10, нет. 886. 11 октября 1854. с. 2.
- ^ Эванс, Льюис (11 марта 2010 г.). «Право и экономика – создание рамок» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии .
- ^ Кумарасингем 2010 , с. 15.
- ^ Кумарасингем 2010 , с. 16.
- ^ Кумарасингем 2010 , с. 19.
- ^ Кумарасингем 2010 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б «Законодательный совет упразднен» . Министерство культуры и наследия . Проверено 10 сентября 2019 г.
- ^ «Сенатский законопроект: отчет комитета по избирательному праву» . Парламентские дебаты (Хансард) . 7 июня 1994 года . Проверено 15 октября 2021 г. - через VDIG.net.
- ^ Палмер 1979 , гл. 7.
- ^ Макдауэлл и Уэбб 2002 , с. 156.
- ^ Макдауэлл и Уэбб 2002 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Хочу 2005 , стр. 180–181.
- ^ Макдауэлл и Уэбб 2002 , с. 162.
- ^ Макдауэлл и Уэбб 2002 , с. 161.
- ^ Макдауэлл и Уэбб 2002 , с. 168.
- ^ Эйхбаум и Шоу 2005 , с. 44.
- ^ «Раздел 271 Закона о выборах 1993 года» . Legislation.govt.nz.
- ^ «Избирательная комиссия – Референдумы» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2005 года.
- ^ «Избирательная комиссия – Референдумы» .
- ^ «Премьер-министр преуменьшает значение конституционного контроля» . ТВНЗ . 14 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 28 апреля 2010 г. Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ Палмер и Батлер 2016 , с. 2.
- ^ «Нэшнл отказывается участвовать в пересмотре конституции» . Новозеландский Вестник . 14 ноября 2004 года . Проверено 16 января 2008 г.
- ^ «Окончательный отчет конституционного расследования» (PDF) . 11 августа 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Дебаты о монархии не по теме при пересмотре конституции» . ТВНЗ . 8 декабря 2010 года . Проверено 14 марта 2011 г.
- ^ Бостон, Батлер и Моррис 2011 , с. 20.
- ^ « Хорошее сочетание» в конституционной комиссии» . Новозеландский Вестник . 4 августа 2011 г. Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ «Конституционная рабочая группа» . Форум Iwi Chairs - Делимся видением Котахитанги . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Отчет Матике Май Аотеароа - Независимой рабочей группы по конституционной трансформации» . Сеть Вайтанги Отаутахи . 26 июля 2018 года . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ «Тайви взаимодействует с отчетом Матике Май Аотеароа | Ресурсный центр по договорам – Ресурсный центр по договорам» . Ресурсный центр договоров . Архивировано из оригинала 21 января 2018 года . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Поттер, Хелен; Джексон, Моана (9 апреля 2018 г.). «Конституционная трансформация и проект Матике Май: Кореро с Моаной Джексон» . Экономические и социальные исследования Аотеароа . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ «Моана Джексон – новая конституция Аотеароа» . РНЗ . 23 октября 2016 г. Проверено 17 января 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бостон, Джонатан; Батлер, Петра; Моррис, Кэролайн, ред. (2011). Восстановление Конституции . Спрингер. ISBN 9783642215711 .
- Эйхбаум, Крис; Шоу, Ричард (2005). Государственная политика в Новой Зеландии – институты, процессы и результаты . Pearson Education Новая Зеландия. ISBN 1877258938 .
- Геддис, Эндрю (январь 2016 г.). «Парламентское правительство в Новой Зеландии: линии преемственности и моменты перемен» . Международный журнал конституционного права . 14 (1): 99–118. дои : 10.1093/значок/mow001 .
- Джозеф, Филип (1993). Конституционное и административное право в Новой Зеландии (4-е изд.). Томсон Рейтер . ISBN 9780864728432 .
- Кумарасингхам, Харшан (2010). Вперед с исполнительной властью – уроки Новой Зеландии 1947-57 гг . Институт политических исследований, Университет Виктории, Веллингтон . ISBN 978-1-877347-37-5 .
- Макдауэлл, Мораг; Уэбб, Дункан (2002). Правовая система Новой Зеландии (3-е изд.). ЛексисНексис Баттервортс. ISBN 0408716266 .
- Палмер, Джеффри (1979). Необузданная власть: интерпретация конституции и правительства Новой Зеландии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-558170-6 .
- Палмер, Джеффри; Батлер, Эндрю (2016). Конституция Аотеароа, Новая Зеландия . Издательство Университета Виктории. ISBN 9781776560868 .
- Палмер, Джеффри; Палмер, Мэтью (2004). Обузданная власть: Конституция и правительство Новой Зеландии (4-е изд.). Южный Мельбурн, Вик. [ua]: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-195-58463-9 .
- Палмер, Мэтью (2008). Договор Вайтанги в законодательстве и конституции Новой Зеландии . Университет Виктории, Веллингтон Пресс. ISBN 978-0-86473-579-9 .
- Палмер, Мэтью; Найт, Дин (2022). Конституция Новой Зеландии – контекстуальный анализ . Издательство Блумсбери. ISBN 9781849469036 .
- Квентин-Бакстер, Элисон ; Маклин, Джанет (2017). Это королевство Новой Зеландии: Суверен, Генерал-губернатор, Корона . Издательство Оклендского университета. ISBN 978-1-869-40875-6 .
- Хочешь, Джон (2005). Вестминстерская траектория Новой Зеландии: архетипическая трансплантация к отдельному индивидууму . Сидней, Новый Южный Уэльс: UNSW Press. стр. 180–181. hdl : 10072/262 . ISBN 0868408484 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конституция Аотеароа. Архивировано 11 августа 2019 года в Wayback Machine.
- Ресурсы по конституционному праву Новой Зеландии
- Согласие
- Руководство кабинета министров 2017 г.
- Временный сайт Конституционной консультативной группы
- Ответ правительства на отчет Комитета по конституционным нормам
- Лучшая демократия - Группа, выступающая за обязательность референдумов, инициированных гражданами.
- График политической и конституционной политики Новой Зеландии – NZHistory.net.nz
- Джон МакСорили, Конституция Новой Зеландии , Парламентская библиотека Новой Зеландии, 2005 г.