Христианская политика в Новой Зеландии
В этой статье обсуждается христианская политика в Новой Зеландии .
Монарх Новой Зеландии , который является главой государства Новой Зеландии , также является Верховным губернатором англиканской церкви . Но в самой стране, в отличие от Соединенного Королевства , нет официальной или установленной религии , а свобода религии защищена с момента подписания Договора Вайтанги . [1] [2] По данным переписи 2018 года , 37% новозеландцев исповедовали христианскую религию той или иной конфессии по сравнению с 48% тех, кто не исповедовал никакой религии, 9% исповедовали другую религию и 7% возражали отвечать. [3] [4] Существует множество взглядов на то, в какой степени христианство влияет на политику Новой Зеландии.

В течение девятнадцатого века многие церковно-ориентированные организации спонсировали и поощряли несколько первых европейских поселений в период 1840–1850 годов, в частности поселения Отаго (1848 год, Свободная церковь Шотландии ) и Кентербери (1850 год, Англиканская церковь ). – и многие евангелисты, фундаменталисты и консервативные католики считают христианство основой всей политической системы Новой Зеландии.
С другой стороны, известный политик конца XIX века сэр Роберт Стаут имел немалую репутацию вольнодумца .
Христианство никогда не играло явной роли в основных современных событиях. [update] политические партии и религиозные элементы в этих партиях приняли различные формы, и их нелегко классифицировать как единое движение.
Христианство маори , особенно движение Ратана , часто имело важное значение, поскольку исторический союз между ним и Лейбористской партией был подписан в 1936 году, и многие другие партии теперь борются за их поддержку. [5] но обычно это рассматривается как политический, а не религиозный вопрос.
В 1990-х годах ряд христианских политических партий, таких как «Христианское наследие» , «Христианские демократы» , «Христианская коалиция» и «Судьба Новой Зеландии», возник из христианско-консервативного направления в 1970-х и 1980-х годах, в основном в ответ на предполагаемое снижение социальных стандартов ; но ни один из них не набрал 5% голосов ни на каких выборах. На сегодняшний день то же самое можно сказать и о Новой консервативной партии, Партии нового рвения и Новой Зеландии, их современных преемниках в 2020-х годах.
До 1970-х годов: дебаты по поводу сухого закона и смертной казни
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм в Новой Зеландии |
---|
![]() |
До создания крупных конкретно христианских партий в 1970-х годах евангелическое или фундаменталистское христианство не имело особого влияния на основную политику Новой Зеландии в обществе. В то время как Союз баптистов пытался добиться принятия политики запрета на алкоголь в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, католическая церковь призывала своих членов голосовать против таких законов, опасаясь, что эти меры поставят вне закона вино для Евхаристии . Референдум о запрете состоялся в 1919 году, но возвращение демобилизованных новозеландских солдат с Первой мировой войны привело к провалу этой меры. Евангелисты и католики Новой Зеландии как корпоративные институты не отреагировали на дебаты о смертной казни в Новой Зеландии в тридцатые, сороковые и пятидесятые годы, но отдельные миряне и духовенство все же дали услышать свою оппозицию. Англиканская церковь Новой Зеландии стала более решительно выступать против смертной казни и, как крупнейшая христианская конфессия в Новой Зеландии, заявила о своем присутствии.
Христианство в основных политических партиях
[ редактировать ]Ни Лейбористская партия , ни Национальная партия , две традиционно доминирующие политические партии Новой Зеландии с 1930-х годов, не представляют явно религиозные традиции. Тем не менее, в обе партии время от времени входили люди, которые видели свою политическую миссию в религиозных терминах. Ряд первых политиков, как в Лейбористской, так и в Национальной партии, рассматривали свои политические идеологии как продолжение « христианских ценностей ».
В ранней Лейбористской партии значительная часть партии продвигала то, что можно было бы назвать « христианским социализмом », утверждая, что «христианская доброта и милосердие » подходят социализму лучше, чем консерватизму. [ нужна ссылка ] Говорят , что первый премьер-министр Новой Зеландии от Лейбористской партии Майкл Джозеф Сэвидж олицетворял «прикладное христианство» Лейбористской партии. [6] Лейбористская партия одержала подавляющую победу, представив себя партией практического христианского сострадания, в отличие от «антисемейного» коалиционного правительства эпохи депрессии. Именно в этом контексте Сэвидж, который позже вернется к своим римско-католическим корням, назвал Закон о социальном обеспечении лейбористов (1938 г.), призванный обеспечить безопасность всех новозеландцев «от колыбели до могилы», как «прикладное христианство». [7]
Ряд первых политиков Лейбористской партии имели христианское происхождение. Один из первых лидеров Лейбористской партии, Его Превосходительство Холланд (1919–1933), до своей миграции в Новую Зеландию был уличным проповедником в Армии спасения в Австралии. [8] Преемник Сэвиджа, Питер Фрейзер (1940–49), размышлял в своей личной жизни о долгосрочном влиянии своего шотландского пресвитерианского воспитания, а следующий лидер, Уолтер Нэш , был «откровенным христианином, твердо приверженным англиканской церкви». [9] Последующие лидеры Лейбористской партии также имели церковное прошлое. Арнольд Нордмейер, лидер оппозиционной Лейбористской партии с 1963 по 1965 год, был рукоположенным пресвитерианским священником. [10] Дэвид Ланге (премьер-министр 1984–1989) был методистом, [11] в то время как Норман Кирк (премьер-министр 1972–74) был воспитан набожными членами Армии Спасения . [12]
Подобные церковные связи присутствуют и в Национальной партии. Например, Кейт Холиок (премьер-министр 1957, 1960–72) «воспитывался в строгой среде Открытых братьев», а в последующие годы нерегулярно посещал пресвитерианскую церковь. [13] Джон Маршалл (заместитель премьер-министра 1957, 1960–72; премьер-министр 1972) был активным членом пресвитерианской церкви, [14] в то время как Роберт Малдун (премьер-министр 1975–84) был воспитан как баптист и продолжал оставаться членом церкви, пока не женился и не стал англиканцем, как его жена Тея. [15]
Национальная партия, якобы более консервативная в социальном плане из двух «основных» традиционных партий, в период с 2002 по 2005 год, очевидно, получала все большую пропорциональную поддержку со стороны религиозно идентифицируемых избирателей. [16] [17]
Кроме того, движение Ратана имеет некоторое влияние на политику Новой Зеландии (см. Христианство маори ниже).
В последнее время [update]Однако религия обычно не является основным компонентом ни Лейбористской, ни Национальной платформы, а трое из последних четырех премьер-министров называли себя агностиками. [18] [19] [20] [21] Кристофера Люксона , лидера оппозиции с 2021 года, называют евангелистом. [22] [23] Майкл Вуд , бывший министр транспорта в шестом лейбористском правительстве , является практикующим англиканцем . [24]
Евангелический политический активизм: активизм против абортов в 1970-е годы
[ редактировать ]Начиная с 1970-х годов произошел значительный рост активности новозеландских евангелических и консервативных католических организаций. [25] Во многом это противоречило реформам, проводимым правительствами. В 1970-х и 1980-х годах две значительные кампании выступали против либерализации правил абортов и легализации гомосексуальных действий . Возможно, это удивительно, но члены консервативной Национальной партии ( Джордж Гейр и Венн Янг соответственно) поддержали каждую из этих законодательных мер. Такие организации, как Общество защиты нерожденного ребенка (ныне «Голос за жизнь ») и Общество содействия общественным стандартам (SPCS), служили центром христианского консерватизма. [26] В конце концов, консерваторы выиграли свои первоначальные битвы против реформы закона о гомосексуализме, но проиграли продолжающуюся битву за аборты в конце семидесятых и начале восьмидесятых годов. Для получения дополнительной информации об истории дебатов об абортах в Новой Зеландии см . «Аборты в Новой Зеландии» .
Либеральный протестантский активизм: 1981–2001 гг.
[ редактировать ]Основные протестантские церкви стали участвовать в прекращении спортивных контактов с Южной Африкой в эру апартеида ( ок. 1948–1994), кульминацией чего стало то, что многие либеральные протестанты и католики приняли участие в массовых протестах против Новой по Спрингбокского тура Новозеландского футбольного союза регби в 1981 году Зеландии. . Вскоре после этого многие из тех же либеральных христиан приняли участие в движении за мир 1980-х годов, в результате которого в 1987 году Новая Зеландия стала объявленной безъядерной зоной. Во время правления Национальной партии Новой Зеландии в 1990-х годах эти либеральные христиане стали участвовать в организации против Новыми правыми» сокращения социальных пособий « (сокращение поддерживается Круглым столом новозеландского бизнеса , ACT New Zealand и аналогичными организациями).
Евангелический политический активизм: 1980-е годы: моральный активизм
[ редактировать ]К началу 1980-х годов христианское евангелическое возрождение 1960-х годов превратилось в общественное движение, которое использовало общественные и политические действия в ответ на «моральные» проблемы. [27] На эти события повлияло появление активных христианских правых эпохи Рейгана в Соединенных Штатах , представленных такими фигурами, как Джерри Фалуэлл и Пэт Робертсон , а также такими группами, как Моральное большинство и Христианская коалиция . Как и их американские коллеги, эти консервативные евангелисты выступали против гомосексуализма , абортов , феминизма , полового воспитания и поддерживали традиционные семейные и моральные ценности. [26] Противодействие консервативных элементов внутри основных конфессий воспринимаемой « либеральной тенденции » привело к снижению числа членов церкви на 7 процентов в период с 1976 по 1981 год. Напротив, количество членов церкви в более консервативных деноминациях, таких как пятидесятнические церкви, выросло на 127 процентов за этот период. [28]
В марте 1985 года Фрэн Уайльд из Лейбористской партии представила новый законопроект о реформе закона о гомосексуализме . Это стало моральной проблемой, против которой сплотились новозеландские религиозные консерваторы. Два члена национальных парламентов, Грэм Ли и Норман Джонс , организовали петицию против законопроекта; и три депутата от лейбористской партии Джефф Брейбрук , Уэту Тирикатене-Салливан и Аллан Уоллбанк поддержали их кампанию. [29] Ряд активистов из США предоставили советы. Примерно в то же время сформировалась Коалиция обеспокоенных граждан (CCC) под девизом «За Бога, семью и страну», в то время как многие либеральные англиканцы и методисты сформировали сеть «Христиане за реформу закона о гомосексуализме», чтобы противостоять их усилиям. Однако кампания против реформы закона о гомосексуализме в конечном итоге провалилась, и законопроект стал законом в 1986 году. [26]
Как и их американские коллеги, консервативные евангелические движения в Новой Зеландии также имели тенденцию быть резко антикоммунистическими . Одна из таких активисток Барбара Фейтфулл, основательница группы давления CREDO, утверждала, что советские коммунисты использовали половое воспитание , аборты и гомосексуализм, чтобы подорвать «моральную ткань» западной цивилизации . [30] Некоторые консервативные евангелические элементы, такие как Фейтфулл и Коалиция обеспокоенных граждан, также объединили свои усилия с другими правыми группами, заявив, что существовал заговор коммунистических групп, таких как промосковская Социалистическая Единая партия (SUP), с целью проникновения в Лейбористскую партию, торговую организацию. профсоюзы и эксплуатируют различные популярные проблемы, такие как протесты против туров в Спрингбоке , бикультурализм маори и антиядерное движение . [31] [32] В ответ на предполагаемое влияние коммунистов в этих популярных направлениях некоторые консервативные христианские элементы, такие как CCC и бывший коммунист, ставший правым эксперт Джефф Макдональд, поддержали поддержание связей с Южной Африкой и сохранение альянса безопасности ANZUS с Соединенными Штатами и Австралией . [33]
CCC и другая евангелическая правозащитная группа, Ассоциация обеспокоенных родителей (CPA), также раскритиковали введение бикультурализма и мультикультурализма маори в систему образования как «антихристианское» за якобы пропаганду альтернативных религиозных убеждений. CPA и Джефф Макдональд также раскритиковали Национальный совет церквей Новой Зеландии за то, что он якобы создал чувство вины среди белых новозеландцев , выдвигая на первый план исторические проблемы, такие как конфискация земель маори во время новозеландских войн . несколько консервативных евангелических периодических изданий, таких как Coalition Courier , Family Alert и Challenge Weekly . Для распространения этих идей использовались [34]
Во время всеобщих выборов 1987 года консервативные христианские элементы, включая Общество защиты нерожденных детей (SPUC), «Женщины за жизнь» и Коалицию обеспокоенных граждан, пытались проникнуть в Национальную партию, выдвигая консервативных христиан в качестве кандидатов. Консервативные христианские группы и периодические издания, такие как Coalition Courier и Challenge Weekly, также подвергли критике политику лейбористского правительства в отношении мирного образования , полового воспитания, абортов и бикультурализма маори. Однако в этих усилиях они не добились большого успеха. [35] и руководство Национальной партии отреагировало тихой централизацией процедур отбора кандидатов. [36] [37] Однако возросшая политическая активность евангелистов подготовила почву для появления нескольких евангелистских христианских политических партий в течение следующих двадцати пяти лет (см. ниже). [38]
Евангелические партии
[ редактировать ]В последнее время в Новой Зеландии возник ряд евангелистско-христианских политических партий. [update] раз:
- Партия христианского наследия (1989–2006)
- Христианско-демократическая партия (1995–1998)
- Судьба Новой Зеландии (2007–10)
- Семейная вечеринка (2007–10)
- Vision New Zealand (2019–) (первоначально будет Coalition NZ) [39]
ОДНА партия (2020–23) / Партия нового рвения (2023–)
[ редактировать ]В июне 2020 года была создана еще одна христианская партия под названием ONE Party под руководством Стефани Харавира и Эдварда Шенли. Партия ONE заявляет, что хочет продвигать христианский голос в парламенте. [40] [41]
Христианство маори
[ редактировать ]Первая значительная деятельность конкретно христианской политической партии в Новой Зеландии произошла по инициативе движения Ратана . Церковь Ратана, основанная маори духовным лидером Тахупотики Вирему Ратана в 1925 году, получила особенно сильную поддержку со стороны маори с более низким социально-экономическим статусом. Движение Ратана активно участвовало в мире политики, и первый член парламента Ратаны был избран на дополнительных выборах 1932 года .
В парламенте движение Ратана тесно сотрудничало с Лейбористской партией , растущей силой в политике Новой Зеландии в 1930-х годах. На выборах 1935 года Ратана получила два из четырех мест маори, а вскоре после этого вступила в союз с Лейбористской партией, которая выиграла выборы. С этого момента Лейбористская партия и движение Ратана остаются близкими союзниками, хотя союз временами становится напряженным, и как Национальная партия, так и партия маори также соперничают за их поддержку. [42]
Движение Пири Вири Туа
[ редактировать ]В последнее время [update] В последние годы была предпринята по крайней мере одна независимая попытка привнести религию Ратана в политику - партия Пири Вири Туа , хотя и не является частью Церкви Ратана, имеет прочные корни в Ратанадоме.
Результаты выборов
[ редактировать ]Год | Кандидат(ы) | Голоса | % | Классифицировать |
---|---|---|---|---|
1990 | Партия христианского наследия Новой Зеландии | 9,591 | 0.53 | 9-е |
1993 | Партия христианского наследия Новой Зеландии | 38,749 | 2.02 | 5-е место |
1996 | Христианская коалиция | 89,716 | 4.33 | 7-е место |
Партия христианского наследия Новой Зеландии | 49,154 | 2.38 | 8-е место | |
Христианско-демократическая партия (Новая Зеландия) | 23,033 | 1.12 | 9-е | |
Общий | 72,187 | 3.5 | Потерянный | |
2002 | Партия христианского наследия Новой Зеландии | 27,492 | 1.35 | 8-е место |
Судьба Новой Зеландии | 14,210 | 0.62 | 9-е | |
Партия христианского наследия Новой Зеландии | 2,821 | 0.12 | 11-е место | |
Общий | 17,031 | 0.7 | Потерянный | |
Киви-вечеринка | 12,755 | 0.54 | 10-е место | |
Тихоокеанская партия Новой Зеландии | 8,640 | 0.37 | 12-е | |
Семейная вечеринка | 8,176 | 0.35 | 13-е место | |
Общий | 29,571 | 1.3 | Потерянный | |
ОДНА вечеринка | 8,121 | 0.28 | 11-е место | |
Видение Новая Зеландия | 4,237 | 0.15 | 12-е | |
Общий | 12,358 | 0.43 | Потерянный | |
Новое рвение | 16,109 | 0.56 | 9-е | |
Свободы Новой Зеландии [а] | 9,573 | 0.33 | 11-е место | |
Новая консервативная партия | 4544 | 0.15 | 14-е | |
Вечеринка Лейтона Бейкера | 2,629 | 0.09 | 15-е место | |
Общий | 28,311 | 0.98 | Потерянный |
См. также
[ редактировать ]- Религия в Новой Зеландии
- Семья Первая Новая Зеландия
- Политика Новой Зеландии
- Братья Рэйвен-Тейлор-Хейлз (Эксклюзивные братья)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ При подписании Договора Вайтанги в 1840 году губернатор Хобсон в ответ на вопрос католического епископа Помпалье подтвердил, что «несколько верований (верований) Англии, Уэслианцев, Рима, а также обычаи маори должны быть одинаково защищен» . Хотя это не было добавлено в письменный текст, иногда его называют «Четвертой статьей».
- ^ «Религиозное разнообразие в Новой Зеландии – Заявление о религиозном разнообразии» (PDF) . Комиссия по правам человека . Комиссия по правам человека Новой Зеландии и Университет Виктории. июль 2019 года . Проверено 10 ноября 2020 г.
Государство стремится относиться ко всем религиозным общинам и к тем, кто не исповедует никакой религии, одинаково перед законом. В Новой Зеландии нет официальной или установленной религии.
- ^ «Потеряем религию» . Статистика Новой Зеландии . 3 октября 2019 года . Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ «Итоги переписи населения 2018 года по темам – основные национальные события (обновлено)» . Статистика Новой Зеландии . 30 апреля 2020 г. Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ «Лейбористы стремятся укрепить связи маори - Wanganui Chronicle - Wanganui Chronicle News» . Нджеральд.co.nz . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Майкл Джозеф Сэвидж. «Министерство культуры и наследия, обновлено 9 июля 2010 г.» . Nzhistory.net.nz . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Джон Стенхаус. «Религия и общество – Религия и политика», Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии , обновлено 23 марта 2011 г.
- ^ Барри Густафсон, «Восстание Лейбористской партии», «Наследие Новой Зеландии», 6:2117-18.
- ^ Г. А. Вуд, «Церковь и государство в самых отдаленных уголках западного христианства», в книге Джона Стенхауса (редактор) «Христианство, современность и культура» (Аделаида: ATF Press, 2005), 226–27.
- ^ Брюс Браун. «Нордмейер, Арнольд Генри – Биография» . Биографический словарь Новой Зеландии. Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии, обновленная 1 сентября 2010 г. Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ «Дэвид Ланге: премьер-министр Новой Зеландии», «Третий путь» , февраль 1986 г., стр. 11.
- ^ Маргарет Хейворд, «Ранняя жизнь Нормана Кирка: определяющий опыт», в книге Маргарет Кларк (ред.) Три лейбористских лидера: Нордмейер, Кирк, Роулинг (Palmerston North: Dunmore Press, 2001), 95; Майкл Бассетт. «Кирк, Норман Эрик - Биография» из Биографического словаря Новой Зеландии. Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии , обновлено 1 сентября 2010 г.
- ^ «Холиок, Кейт Джека – Биография – Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии» . Teara.govt.nz . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Г. А. Вуд, «Церковь и государство в самых отдаленных уголках западного христианства», в книге Джона Стенхауса (ред.) «Христианство, современность и культура» (Аделаида: ATF Press, 2005), н. 75, с. 227.
- ^ Барри Густафсон, Его путь: биография Роберта Малдуна (Окленд: AUP, 2000), 32.
- ^ См. цифры в книге Р. Миллера «Политика и правительство Новой Зеландии», 4-е изд. 2006 г.; и на веб-сайте исследования выборов в Новой Зеландии.
- ^ «Таблица 1: Посещаемость религиозных обрядов по партийному голосованию (2005 г.)» (PDF) . Nzes.org\accessdate=20 мая 2015 г.
- ↑ Янг, А. « Между Кларком и Брашем оскорбления становятся личными », New Zealand Herald , 16 марта 2004 г. Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ Берри, Рут (25 ноября 2006 г.). «Сделает ли настоящий Джон Ки шаг вперед» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 года . Проверено 23 августа 2007 г.
Если вы спрашиваете меня, религиозен ли я, это зависит от того, как вы определяете религию. Я смотрю на религию как на правильный поступок... Я часто хожу в церковь с детьми, но я бы не назвал это чем-то, что я... Я не сильно верующий; моя мать была еврейкой , что технически делает меня евреем. Да, я, наверное, смотрю на это немного более спокойно.
- ^ НЗПА (5 ноября 2008 г.). «Кларк и Ки ссорятся в заключительных теледебатах перед выборами» . Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 15 июня 2010 г.
- ^ Найт, Ким (29 января 2017 г.). «Политика жизни: Правда о Джасинде Ардерн» . Новозеландский Вестник . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ Блок, Джордж (4 ноября 2019 г.). «National выбирает бывшего босса Air NZ Кристофера Люксона кандидатом в депутаты от ботаники» . Вещи . Архивировано из оригинала 21 августа 2020 года . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ Тесс МакКлюр (30 ноября 2021 г.). «Кто такой новый лидер оппозиции Новой Зеландии Кристофер Люксон?» . Хранитель .
- ^ «Майкл Вуд выбран для горы Роскилл» . Видение города. 17 июня 2016 г.
- ^ Джессон, Брюс; Райан, Аллана; Спунли, Пол (1988). «Глава 4: Реморализация политики». Возрождение правых: политика Новой Зеландии в 1980-е годы (1-е изд.). Хайнеманн Рид. стр. 56–59. ISBN 0-7900-0003-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвидсон, Аллан (2004). Христианство в Аотеароа: история церкви и общества в Новой Зеландии . Веллингтон: Образование для служения. стр. 176–77. ISBN 0-476-00229-Х .
- ^ Воданович, И (1985). «Место женщины в Божьем мире». Журнал женских исследований . 2 (1). Ассоциация женских исследований Новой Зеландии и издательство Университета Отаго: 68–79.
- ^ Джессон, Брюс; Райан, Аллана; Спунли, Пол (1988). «Глава 4: Реморализация политики». Возрождение правых: политика Новой Зеландии в 1980-е годы (1-е изд.). Хайнеманн Рид. п. 79. ИСБН 0-7900-0003-2 .
- ^ Ли, Грэм (2002). Вера, политика и лидерство служащих (1-е изд.). Замковое издательство. стр. 90–94.
- ^ Джессон, Аллана и Спунли, с. 95
- ^ Джессон, Аллана и Спунли, стр. 90–108
- ^ Густафсон, Барри (2004). «Глава 2: Новая Зеландия в мире холодной войны». В Трапезнике, Александр (ред.). Наследие Ленина внизу . Издательство Университета Отаго. стр. 29–30. ISBN 1-877276-90-1 .
- ^ «Южная Африка - Что такое правда?», Coalition Courier 5, № 2 (июнь/июль 1990 г.), стр. 4; Джефф Макдональд, Киви сопротивляются (Крайстчерч: Raven Press, 1986), стр. 204-11.
- ^ Джессон, Брюс; Райан, Аллана; Спунли, Пол (1988). «Глава 5: Быть британцем». Возрождение правых: политика Новой Зеландии в 1980-е годы (1-е изд.). Хайнеманн Рид. стр. 104–14. ISBN 0-7900-0003-2 .
- ^ Джессон, Брюс; Райан, Аллана; Спунли, Пол (1988). «Глава 4: Реморализация политики». Возрождение правых: политика Новой Зеландии в 1980-е годы (1-е изд.). Хайнеманн Рид. стр. 82–84. ISBN 0-7900-0003-2 .
- ^ Джеймс, Колин (21 мая 2012 г.). «Принципы партии – Национальная партия» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ Джеймс, Колин (21 мая 2012 г.). «Состав и организация партии – Национальная партия» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ Аллан Дэвидсон, с. 186.
- ^ Энсор, Джейми. «Политическая партия Ханны Тамаки снова получила название Vision NZ» . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ «Коротко о новостях Нортленда: создание христианской партии» . Северный адвокат . 18 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2020 года . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Новая политическая партия объединяет Те Тирити и Библию в одно целое» . Те Ао - Новости маори . 10 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 17 августа 2020 года . Проверено 13 августа 2020 г. .
- ^ «Крупные политические контингенты направляются в Ратану» . НЗПА . 22 января 2009 года . Проверено 24 сентября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дж. Кокер и Дж. Малтон Мюррей (редакторы) Умеренность и сухой закон в Новой Зеландии : Новозеландский альянс за отмену торговли спиртными напитками: [Электронный ресурс]: 2005: [1]
- Аллан Дэвидсон: Христианство в Аотеароа: История церкви и общества в Новой Зеландии: Веллингтон: Совет Новой Зеландии по образованию для служения: 2004. ISBN 0-476-00229-X
- Полин Энгель: Отмена смертной казни в Новой Зеландии : Веллингтон: Министерство юстиции: 1977.
- Морин Горинг: «Lex Talionis и христианские церкви: вопрос о смертной казни в Новой Зеландии» в книге Джеймса Вейча (редактор) « Стремиться и не сдаваться: эссе в честь Колина Брауна» . Веллингтон: Департамент религиоведения: 1994: ISBN 0-4751101-3-7
- А.К.Григг: «Сухой закон, церковь и труд в Новой Зеландии: 1890–1914» Новозеландский исторический журнал : октябрь 1981 г.: 15:2: 135–154.
- Брюс Джессон, Аллана Райан и Пол Спунли: Возрождение правых: Политика Новой Зеландии в 1980-е годы: Окленд: Heinemann Reed: 1988. ISBN 978-0-7900-0003-9
- Бретт Ноулз: Новая жизнь: История церквей новой жизни Новой Зеландии: 1942–1979: Данидин: Третье тысячелетие: 1999. ISBN 1-877139-15-7 (Эта книга больше не издается. Однако версия в твердом переплете со сносками остается доступной (под другим названием) в издательстве Edwin Mellen Press, Нью-Йорк (: http://www.mellenpress. com/mellenpress.cfm?bookid=1533&pc=9 Подробности:
- Бретт Ноулз: История новозеландского пятидесятнического движения: Церкви новой жизни Новой Зеландии с 1946 по 1979 год : Льюистон, Нью-Йорк: Edwin Mellen Press: 2000: ISBN 0-7734-7862-0
- Дирк Вандерпил (редактор) Доверяй и подчиняйся: реформатские церкви Новой Зеландии: 1953–1993 : Silverstream: Reformed Publishing Company: 1994: ISBN 0-473-02459-4
- Джоан Вуд: Вызов, а не перемирие: История Новозеландского женского христианского союза воздержания : 1885–1985: Нельсон: NZWCTU: 1986.