Jump to content

Христианская политика в Новой Зеландии

В этой статье обсуждается христианская политика в Новой Зеландии .

Монарх Новой Зеландии , который является главой государства Новой Зеландии , также является Верховным губернатором англиканской церкви . Но в самой стране, в отличие от Соединенного Королевства , нет официальной или установленной религии , а свобода религии защищена с момента подписания Договора Вайтанги . [1] [2] По данным переписи 2018 года , 37% новозеландцев исповедовали христианскую религию той или иной конфессии по сравнению с 48% тех, кто не исповедовал никакой религии, 9% исповедовали другую религию и 7% возражали отвечать. [3] [4] Существует множество взглядов на то, в какой степени христианство влияет на политику Новой Зеландии.

Схема христианской политической истории Новой Зеландии по состоянию на 2014 год, показывающая слияния, расколы и переименования.
Chart of New Zealand Christian political history as of 2014, showing mergers, splits and renamings

В течение девятнадцатого века многие церковно-ориентированные организации спонсировали и поощряли несколько первых европейских поселений в период 1840–1850 годов, в частности поселения Отаго (1848 год, Свободная церковь Шотландии ) и Кентербери (1850 год, Англиканская церковь ). – и многие евангелисты, фундаменталисты и консервативные католики считают христианство основой всей политической системы Новой Зеландии.

С другой стороны, известный политик конца XIX века сэр Роберт Стаут имел немалую репутацию вольнодумца .

Христианство никогда не играло явной роли в основных современных событиях. политические партии и религиозные элементы в этих партиях приняли различные формы, и их нелегко классифицировать как единое движение.

Христианство маори , особенно движение Ратана , часто имело важное значение, поскольку исторический союз между ним и Лейбористской партией был подписан в 1936 году, и многие другие партии теперь борются за их поддержку. [5] но обычно это рассматривается как политический, а не религиозный вопрос.

В 1990-х годах ряд христианских политических партий, таких как «Христианское наследие» , «Христианские демократы» , «Христианская коалиция» и «Судьба Новой Зеландии», возник из христианско-консервативного направления в 1970-х и 1980-х годах, в основном в ответ на предполагаемое снижение социальных стандартов ; но ни один из них не набрал 5% голосов ни на каких выборах. На сегодняшний день то же самое можно сказать и о Новой консервативной партии, Партии нового рвения и Новой Зеландии, их современных преемниках в 2020-х годах.

До 1970-х годов: дебаты по поводу сухого закона и смертной казни

[ редактировать ]


До создания крупных конкретно христианских партий в 1970-х годах евангелическое или фундаменталистское христианство не имело особого влияния на основную политику Новой Зеландии в обществе. В то время как Союз баптистов пытался добиться принятия политики запрета на алкоголь в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, католическая церковь призывала своих членов голосовать против таких законов, опасаясь, что эти меры поставят вне закона вино для Евхаристии . Референдум о запрете состоялся в 1919 году, но возвращение демобилизованных новозеландских солдат с Первой мировой войны привело к провалу этой меры. Евангелисты и католики Новой Зеландии как корпоративные институты не отреагировали на дебаты о смертной казни в Новой Зеландии в тридцатые, сороковые и пятидесятые годы, но отдельные миряне и духовенство все же дали услышать свою оппозицию. Англиканская церковь Новой Зеландии стала более решительно выступать против смертной казни и, как крупнейшая христианская конфессия в Новой Зеландии, заявила о своем присутствии.

Христианство в основных политических партиях

[ редактировать ]

Ни Лейбористская партия , ни Национальная партия , две традиционно доминирующие политические партии Новой Зеландии с 1930-х годов, не представляют явно религиозные традиции. Тем не менее, в обе партии время от времени входили люди, которые видели свою политическую миссию в религиозных терминах. Ряд первых политиков, как в Лейбористской, так и в Национальной партии, рассматривали свои политические идеологии как продолжение « христианских ценностей ».

В ранней Лейбористской партии значительная часть партии продвигала то, что можно было бы назвать « христианским социализмом », утверждая, что «христианская доброта и милосердие » подходят социализму лучше, чем консерватизму. [ нужна ссылка ] Говорят , что первый премьер-министр Новой Зеландии от Лейбористской партии Майкл Джозеф Сэвидж олицетворял «прикладное христианство» Лейбористской партии. [6] Лейбористская партия одержала подавляющую победу, представив себя партией практического христианского сострадания, в отличие от «антисемейного» коалиционного правительства эпохи депрессии. Именно в этом контексте Сэвидж, который позже вернется к своим римско-католическим корням, назвал Закон о социальном обеспечении лейбористов (1938 г.), призванный обеспечить безопасность всех новозеландцев «от колыбели до могилы», как «прикладное христианство». [7]

Ряд первых политиков Лейбористской партии имели христианское происхождение. Один из первых лидеров Лейбористской партии, Его Превосходительство Холланд (1919–1933), до своей миграции в Новую Зеландию был уличным проповедником в Армии спасения в Австралии. [8] Преемник Сэвиджа, Питер Фрейзер (1940–49), размышлял в своей личной жизни о долгосрочном влиянии своего шотландского пресвитерианского воспитания, а следующий лидер, Уолтер Нэш , был «откровенным христианином, твердо приверженным англиканской церкви». [9] Последующие лидеры Лейбористской партии также имели церковное прошлое. Арнольд Нордмейер, лидер оппозиционной Лейбористской партии с 1963 по 1965 год, был рукоположенным пресвитерианским священником. [10] Дэвид Ланге (премьер-министр 1984–1989) был методистом, [11] в то время как Норман Кирк (премьер-министр 1972–74) был воспитан набожными членами Армии Спасения . [12]

Подобные церковные связи присутствуют и в Национальной партии. Например, Кейт Холиок (премьер-министр 1957, 1960–72) «воспитывался в строгой среде Открытых братьев», а в последующие годы нерегулярно посещал пресвитерианскую церковь. [13] Джон Маршалл (заместитель премьер-министра 1957, 1960–72; премьер-министр 1972) был активным членом пресвитерианской церкви, [14] в то время как Роберт Малдун (премьер-министр 1975–84) был воспитан как баптист и продолжал оставаться членом церкви, пока не женился и не стал англиканцем, как его жена Тея. [15]

Национальная партия, якобы более консервативная в социальном плане из двух «основных» традиционных партий, в период с 2002 по 2005 год, очевидно, получала все большую пропорциональную поддержку со стороны религиозно идентифицируемых избирателей. [16] [17]

Кроме того, движение Ратана имеет некоторое влияние на политику Новой Зеландии (см. Христианство маори ниже).

В последнее время Однако религия обычно не является основным компонентом ни Лейбористской, ни Национальной платформы, а трое из последних четырех премьер-министров называли себя агностиками. [18] [19] [20] [21] Кристофера Люксона , лидера оппозиции с 2021 года, называют евангелистом. [22] [23] Майкл Вуд , бывший министр транспорта в шестом лейбористском правительстве , является практикующим англиканцем . [24]

Евангелический политический активизм: активизм против абортов в 1970-е годы

[ редактировать ]

Начиная с 1970-х годов произошел значительный рост активности новозеландских евангелических и консервативных католических организаций. [25] Во многом это противоречило реформам, проводимым правительствами. В 1970-х и 1980-х годах две значительные кампании выступали против либерализации правил абортов и легализации гомосексуальных действий . Возможно, это удивительно, но члены консервативной Национальной партии ( Джордж Гейр и Венн Янг соответственно) поддержали каждую из этих законодательных мер. Такие организации, как Общество защиты нерожденного ребенка (ныне «Голос за жизнь ») и Общество содействия общественным стандартам (SPCS), служили центром христианского консерватизма. [26] В конце концов, консерваторы выиграли свои первоначальные битвы против реформы закона о гомосексуализме, но проиграли продолжающуюся битву за аборты в конце семидесятых и начале восьмидесятых годов. Для получения дополнительной информации об истории дебатов об абортах в Новой Зеландии см . «Аборты в Новой Зеландии» .

Либеральный протестантский активизм: 1981–2001 гг.

[ редактировать ]

Основные протестантские церкви стали участвовать в прекращении спортивных контактов с Южной Африкой в ​​​​эру апартеида ( ок. 1948–1994), кульминацией чего стало то, что многие либеральные протестанты и католики приняли участие в массовых протестах против Новой по Спрингбокского тура Новозеландского футбольного союза регби в 1981 году Зеландии. . Вскоре после этого многие из тех же либеральных христиан приняли участие в движении за мир 1980-х годов, в результате которого в 1987 году Новая Зеландия стала объявленной безъядерной зоной. Во время правления Национальной партии Новой Зеландии в 1990-х годах эти либеральные христиане стали участвовать в организации против Новыми правыми» сокращения социальных пособий « (сокращение поддерживается Круглым столом новозеландского бизнеса , ACT New Zealand и аналогичными организациями).

Евангелический политический активизм: 1980-е годы: моральный активизм

[ редактировать ]

К началу 1980-х годов христианское евангелическое возрождение 1960-х годов превратилось в общественное движение, которое использовало общественные и политические действия в ответ на «моральные» проблемы. [27] На эти события повлияло появление активных христианских правых эпохи Рейгана в Соединенных Штатах , представленных такими фигурами, как Джерри Фалуэлл и Пэт Робертсон , а также такими группами, как Моральное большинство и Христианская коалиция . Как и их американские коллеги, эти консервативные евангелисты выступали против гомосексуализма , абортов , феминизма , полового воспитания и поддерживали традиционные семейные и моральные ценности. [26] Противодействие консервативных элементов внутри основных конфессий воспринимаемой « либеральной тенденции » привело к снижению числа членов церкви на 7 процентов в период с 1976 по 1981 год. Напротив, количество членов церкви в более консервативных деноминациях, таких как пятидесятнические церкви, выросло на 127 процентов за этот период. [28]

В марте 1985 года Фрэн Уайльд из Лейбористской партии представила новый законопроект о реформе закона о гомосексуализме . Это стало моральной проблемой, против которой сплотились новозеландские религиозные консерваторы. Два члена национальных парламентов, Грэм Ли и Норман Джонс , организовали петицию против законопроекта; и три депутата от лейбористской партии Джефф Брейбрук , Уэту Тирикатене-Салливан и Аллан Уоллбанк поддержали их кампанию. [29] Ряд активистов из США предоставили советы. Примерно в то же время сформировалась Коалиция обеспокоенных граждан (CCC) под девизом «За Бога, семью и страну», в то время как многие либеральные англиканцы и методисты сформировали сеть «Христиане за реформу закона о гомосексуализме», чтобы противостоять их усилиям. Однако кампания против реформы закона о гомосексуализме в конечном итоге провалилась, и законопроект стал законом в 1986 году. [26]

Как и их американские коллеги, консервативные евангелические движения в Новой Зеландии также имели тенденцию быть резко антикоммунистическими . Одна из таких активисток Барбара Фейтфулл, основательница группы давления CREDO, утверждала, что советские коммунисты использовали половое воспитание , аборты и гомосексуализм, чтобы подорвать «моральную ткань» западной цивилизации . [30] Некоторые консервативные евангелические элементы, такие как Фейтфулл и Коалиция обеспокоенных граждан, также объединили свои усилия с другими правыми группами, заявив, что существовал заговор коммунистических групп, таких как промосковская Социалистическая Единая партия (SUP), с целью проникновения в Лейбористскую партию, торговую организацию. профсоюзы и эксплуатируют различные популярные проблемы, такие как протесты против туров в Спрингбоке , бикультурализм маори и антиядерное движение . [31] [32] В ответ на предполагаемое влияние коммунистов в этих популярных направлениях некоторые консервативные христианские элементы, такие как CCC и бывший коммунист, ставший правым эксперт Джефф Макдональд, поддержали поддержание связей с Южной Африкой и сохранение альянса безопасности ANZUS с Соединенными Штатами и Австралией . [33]

CCC и другая евангелическая правозащитная группа, Ассоциация обеспокоенных родителей (CPA), также раскритиковали введение бикультурализма и мультикультурализма маори в систему образования как «антихристианское» за якобы пропаганду альтернативных религиозных убеждений. CPA и Джефф Макдональд также раскритиковали Национальный совет церквей Новой Зеландии за то, что он якобы создал чувство вины среди белых новозеландцев , выдвигая на первый план исторические проблемы, такие как конфискация земель маори во время новозеландских войн . несколько консервативных евангелических периодических изданий, таких как Coalition Courier , Family Alert и Challenge Weekly . Для распространения этих идей использовались [34]

Во время всеобщих выборов 1987 года консервативные христианские элементы, включая Общество защиты нерожденных детей (SPUC), «Женщины за жизнь» и Коалицию обеспокоенных граждан, пытались проникнуть в Национальную партию, выдвигая консервативных христиан в качестве кандидатов. Консервативные христианские группы и периодические издания, такие как Coalition Courier и Challenge Weekly, также подвергли критике политику лейбористского правительства в отношении мирного образования , полового воспитания, абортов и бикультурализма маори. Однако в этих усилиях они не добились большого успеха. [35] и руководство Национальной партии отреагировало тихой централизацией процедур отбора кандидатов. [36] [37] Однако возросшая политическая активность евангелистов подготовила почву для появления нескольких евангелистских христианских политических партий в течение следующих двадцати пяти лет (см. ниже). [38]

Евангелические партии

[ редактировать ]

В последнее время в Новой Зеландии возник ряд евангелистско-христианских политических партий. раз:

ОДНА партия (2020–23) / Партия нового рвения (2023–)

[ редактировать ]

В июне 2020 года была создана еще одна христианская партия под названием ONE Party под руководством Стефани Харавира и Эдварда Шенли. Партия ONE заявляет, что хочет продвигать христианский голос в парламенте. [40] [41]

Христианство маори

[ редактировать ]

Первая значительная деятельность конкретно христианской политической партии в Новой Зеландии произошла по инициативе движения Ратана . Церковь Ратана, основанная маори духовным лидером Тахупотики Вирему Ратана в 1925 году, получила особенно сильную поддержку со стороны маори с более низким социально-экономическим статусом. Движение Ратана активно участвовало в мире политики, и первый член парламента Ратаны был избран на дополнительных выборах 1932 года .

В парламенте движение Ратана тесно сотрудничало с Лейбористской партией , растущей силой в политике Новой Зеландии в 1930-х годах. На выборах 1935 года Ратана получила два из четырех мест маори, а вскоре после этого вступила в союз с Лейбористской партией, которая выиграла выборы. С этого момента Лейбористская партия и движение Ратана остаются близкими союзниками, хотя союз временами становится напряженным, и как Национальная партия, так и партия маори также соперничают за их поддержку. [42]

Движение Пири Вири Туа

[ редактировать ]

В последнее время В последние годы была предпринята по крайней мере одна независимая попытка привнести религию Ратана в политику - партия Пири Вири Туа , хотя и не является частью Церкви Ратана, имеет прочные корни в Ратанадоме.

Результаты выборов

[ редактировать ]
Год Кандидат(ы) Голоса % Классифицировать
1990 Партия христианского наследия Новой Зеландии 9,591 0.53 9-е
1993 Партия христианского наследия Новой Зеландии 38,749 2.02 5-е место
1996 Христианская коалиция 89,716 4.33 7-е место
1999 Партия христианского наследия Новой Зеландии 49,154 2.38 8-е место
Христианско-демократическая партия (Новая Зеландия) 23,033 1.12 9-е
Общий 72,187 3.5 Потерянный
2002 Партия христианского наследия Новой Зеландии 27,492 1.35 8-е место
2005 Судьба Новой Зеландии 14,210 0.62 9-е
Партия христианского наследия Новой Зеландии 2,821 0.12 11-е место
Общий 17,031 0.7 Потерянный
2008 Киви-вечеринка 12,755 0.54 10-е место
Тихоокеанская партия Новой Зеландии 8,640 0.37 12-е
Семейная вечеринка 8,176 0.35 13-е место
Общий 29,571 1.3 Потерянный
2020 ОДНА вечеринка 8,121 0.28 11-е место
Видение Новая Зеландия 4,237 0.15 12-е
Общий 12,358 0.43 Потерянный
2023 Новое рвение 16,109 0.56 9-е
Свободы Новой Зеландии [а] 9,573 0.33 11-е место
Новая консервативная партия 4544 0.15 14-е
Вечеринка Лейтона Бейкера 2,629 0.09 15-е место
Общий 28,311 0.98 Потерянный
  1. ^ Зонтичная вечеринка, в которую входит Vision NZ

См. также

[ редактировать ]
  1. При подписании Договора Вайтанги в 1840 году губернатор Хобсон в ответ на вопрос католического епископа Помпалье подтвердил, что «несколько верований (верований) Англии, Уэслианцев, Рима, а также обычаи маори должны быть одинаково защищен» . Хотя это не было добавлено в письменный текст, иногда его называют «Четвертой статьей».
  2. ^ «Религиозное разнообразие в Новой Зеландии – Заявление о религиозном разнообразии» (PDF) . Комиссия по правам человека . Комиссия по правам человека Новой Зеландии и Университет Виктории. июль 2019 года . Проверено 10 ноября 2020 г. Государство стремится относиться ко всем религиозным общинам и к тем, кто не исповедует никакой религии, одинаково перед законом. В Новой Зеландии нет официальной или установленной религии.
  3. ^ «Потеряем религию» . Статистика Новой Зеландии . 3 октября 2019 года . Проверено 9 ноября 2020 г.
  4. ^ «Итоги переписи населения 2018 года по темам – основные национальные события (обновлено)» . Статистика Новой Зеландии . 30 апреля 2020 г. Проверено 9 ноября 2020 г.
  5. ^ «Лейбористы стремятся укрепить связи маори - Wanganui Chronicle - Wanganui Chronicle News» . Нджеральд.co.nz . Проверено 20 мая 2015 г.
  6. ^ Майкл Джозеф Сэвидж. «Министерство культуры и наследия, обновлено 9 июля 2010 г.» . Nzhistory.net.nz . Проверено 20 мая 2015 г.
  7. ^ Джон Стенхаус. «Религия и общество – Религия и политика», Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии , обновлено 23 марта 2011 г.
  8. ^ Барри Густафсон, «Восстание Лейбористской партии», «Наследие Новой Зеландии», 6:2117-18.
  9. ^ Г. А. Вуд, «Церковь и государство в самых отдаленных уголках западного христианства», в книге Джона Стенхауса (редактор) «Христианство, современность и культура» (Аделаида: ATF Press, 2005), 226–27.
  10. ^ Брюс Браун. «Нордмейер, Арнольд Генри – Биография» . Биографический словарь Новой Зеландии. Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии, обновленная 1 сентября 2010 г. Проверено 20 мая 2015 г.
  11. ^ «Дэвид Ланге: премьер-министр Новой Зеландии», «Третий путь» , февраль 1986 г., стр. 11.
  12. ^ Маргарет Хейворд, «Ранняя жизнь Нормана Кирка: определяющий опыт», в книге Маргарет Кларк (ред.) Три лейбористских лидера: Нордмейер, Кирк, Роулинг (Palmerston North: Dunmore Press, 2001), 95; Майкл Бассетт. «Кирк, Норман Эрик - Биография» из Биографического словаря Новой Зеландии. Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии , обновлено 1 сентября 2010 г.
  13. ^ «Холиок, Кейт Джека – Биография – Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии» . Teara.govt.nz . Проверено 20 мая 2015 г.
  14. ^ Г. А. Вуд, «Церковь и государство в самых отдаленных уголках западного христианства», в книге Джона Стенхауса (ред.) «Христианство, современность и культура» (Аделаида: ATF Press, 2005), н. 75, с. 227.
  15. ^ Барри Густафсон, Его путь: биография Роберта Малдуна (Окленд: AUP, 2000), 32.
  16. ^ См. цифры в книге Р. Миллера «Политика и правительство Новой Зеландии», 4-е изд. 2006 г.; и на веб-сайте исследования выборов в Новой Зеландии.
  17. ^ «Таблица 1: Посещаемость религиозных обрядов по партийному голосованию (2005 г.)» (PDF) . Nzes.org\accessdate=20 мая 2015 г.
  18. Янг, А. « Между Кларком и Брашем оскорбления становятся личными », New Zealand Herald , 16 марта 2004 г. Проверено 25 июля 2017 г.
  19. ^ Берри, Рут (25 ноября 2006 г.). «Сделает ли настоящий Джон Ки шаг вперед» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 года . Проверено 23 августа 2007 г. Если вы спрашиваете меня, религиозен ли я, это зависит от того, как вы определяете религию. Я смотрю на религию как на правильный поступок... Я часто хожу в церковь с детьми, но я бы не назвал это чем-то, что я... Я не сильно верующий; моя мать была еврейкой , что технически делает меня евреем. Да, я, наверное, смотрю на это немного более спокойно.
  20. ^ НЗПА (5 ноября 2008 г.). «Кларк и Ки ссорятся в заключительных теледебатах перед выборами» . Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 15 июня 2010 г.
  21. ^ Найт, Ким (29 января 2017 г.). «Политика жизни: Правда о Джасинде Ардерн» . Новозеландский Вестник . Проверено 15 августа 2017 г.
  22. ^ Блок, Джордж (4 ноября 2019 г.). «National выбирает бывшего босса Air NZ Кристофера Люксона кандидатом в депутаты от ботаники» . Вещи . Архивировано из оригинала 21 августа 2020 года . Проверено 10 ноября 2019 г. .
  23. ^ Тесс МакКлюр (30 ноября 2021 г.). «Кто такой новый лидер оппозиции Новой Зеландии Кристофер Люксон?» . Хранитель .
  24. ^ «Майкл Вуд выбран для горы Роскилл» . Видение города. 17 июня 2016 г.
  25. ^ Джессон, Брюс; Райан, Аллана; Спунли, Пол (1988). «Глава 4: Реморализация политики». Возрождение правых: политика Новой Зеландии в 1980-е годы (1-е изд.). Хайнеманн Рид. стр. 56–59. ISBN  0-7900-0003-2 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с Дэвидсон, Аллан (2004). Христианство в Аотеароа: история церкви и общества в Новой Зеландии . Веллингтон: Образование для служения. стр. 176–77. ISBN  0-476-00229-Х .
  27. ^ Воданович, И (1985). «Место женщины в Божьем мире». Журнал женских исследований . 2 (1). Ассоциация женских исследований Новой Зеландии и издательство Университета Отаго: 68–79.
  28. ^ Джессон, Брюс; Райан, Аллана; Спунли, Пол (1988). «Глава 4: Реморализация политики». Возрождение правых: политика Новой Зеландии в 1980-е годы (1-е изд.). Хайнеманн Рид. п. 79. ИСБН  0-7900-0003-2 .
  29. ^ Ли, Грэм (2002). Вера, политика и лидерство служащих (1-е изд.). Замковое издательство. стр. 90–94.
  30. ^ Джессон, Аллана и Спунли, с. 95
  31. ^ Джессон, Аллана и Спунли, стр. 90–108
  32. ^ Густафсон, Барри (2004). «Глава 2: Новая Зеландия в мире холодной войны». В Трапезнике, Александр (ред.). Наследие Ленина внизу . Издательство Университета Отаго. стр. 29–30. ISBN  1-877276-90-1 .
  33. ^ «Южная Африка - Что такое правда?», Coalition Courier 5, № 2 (июнь/июль 1990 г.), стр. 4; Джефф Макдональд, Киви сопротивляются (Крайстчерч: Raven Press, 1986), стр. 204-11.
  34. ^ Джессон, Брюс; Райан, Аллана; Спунли, Пол (1988). «Глава 5: Быть британцем». Возрождение правых: политика Новой Зеландии в 1980-е годы (1-е изд.). Хайнеманн Рид. стр. 104–14. ISBN  0-7900-0003-2 .
  35. ^ Джессон, Брюс; Райан, Аллана; Спунли, Пол (1988). «Глава 4: Реморализация политики». Возрождение правых: политика Новой Зеландии в 1980-е годы (1-е изд.). Хайнеманн Рид. стр. 82–84. ISBN  0-7900-0003-2 .
  36. ^ Джеймс, Колин (21 мая 2012 г.). «Принципы партии – Национальная партия» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 5 января 2013 г.
  37. ^ Джеймс, Колин (21 мая 2012 г.). «Состав и организация партии – Национальная партия» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 5 января 2013 г.
  38. ^ Аллан Дэвидсон, с. 186.
  39. ^ Энсор, Джейми. «Политическая партия Ханны Тамаки снова получила название Vision NZ» . Проверено 30 марта 2020 г.
  40. ^ «Коротко о новостях Нортленда: создание христианской партии» . Северный адвокат . 18 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2020 года . Проверено 27 июня 2020 г.
  41. ^ «Новая политическая партия объединяет Те Тирити и Библию в одно целое» . Те Ао - Новости маори . 10 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 17 августа 2020 года . Проверено 13 августа 2020 г. .
  42. ^ «Крупные политические контингенты направляются в Ратану» . НЗПА . 22 января 2009 года . Проверено 24 сентября 2011 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Дж. Кокер и Дж. Малтон Мюррей (редакторы) Умеренность и сухой закон в Новой Зеландии : Новозеландский альянс за отмену торговли спиртными напитками: [Электронный ресурс]: 2005: [1]
  • Аллан Дэвидсон: Христианство в Аотеароа: История церкви и общества в Новой Зеландии: Веллингтон: Совет Новой Зеландии по образованию для служения: 2004. ISBN   0-476-00229-X
  • Полин Энгель: Отмена смертной казни в Новой Зеландии : Веллингтон: Министерство юстиции: 1977.
  • Морин Горинг: «Lex Talionis и христианские церкви: вопрос о смертной казни в Новой Зеландии» в книге Джеймса Вейча (редактор) « Стремиться и не сдаваться: эссе в честь Колина Брауна» . Веллингтон: Департамент религиоведения: 1994: ISBN   0-4751101-3-7
  • А.К.Григг: «Сухой закон, церковь и труд в Новой Зеландии: 1890–1914» Новозеландский исторический журнал : октябрь 1981 г.: 15:2: 135–154.
  • Брюс Джессон, Аллана Райан и Пол Спунли: Возрождение правых: Политика Новой Зеландии в 1980-е годы: Окленд: Heinemann Reed: 1988. ISBN   978-0-7900-0003-9
  • Бретт Ноулз: Новая жизнь: История церквей новой жизни Новой Зеландии: 1942–1979: Данидин: Третье тысячелетие: 1999. ISBN   1-877139-15-7 (Эта книга больше не издается. Однако версия в твердом переплете со сносками остается доступной (под другим названием) в издательстве Edwin Mellen Press, Нью-Йорк (: http://www.mellenpress. com/mellenpress.cfm?bookid=1533&pc=9 Подробности:
  • Бретт Ноулз: История новозеландского пятидесятнического движения: Церкви новой жизни Новой Зеландии с 1946 по 1979 год : Льюистон, Нью-Йорк: Edwin Mellen Press: 2000: ISBN   0-7734-7862-0
  • Дирк Вандерпил (редактор) Доверяй и подчиняйся: реформатские церкви Новой Зеландии: 1953–1993 : Silverstream: Reformed Publishing Company: 1994: ISBN   0-473-02459-4
  • Джоан Вуд: Вызов, а не перемирие: История Новозеландского женского христианского союза воздержания : 1885–1985: Нельсон: NZWCTU: 1986.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a09634d112ea1ee204f595d5f8c8b563__1722496740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/63/a09634d112ea1ee204f595d5f8c8b563.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christian politics in New Zealand - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)