Jump to content

Четвертое лейбористское правительство Новой Зеландии

Четвертое лейбористское правительство

Министерства Новой Зеландии
1984–1990
Дата формирования 26 июля 1984 г.
Дата расторжения 2 ноября 1990 г.
Люди и организации
Монарх Елизавета II
премьер-министр Дэвид Ланге (1984–1989)
Джеффри Палмер (1989–1990)
Майк Мур (1990)
Заместитель премьер-министра Джеффри Палмер (1984–1989)
Хелен Кларк (1989–1990)
Член партии Лейбористская партия
Оппозиционная партия Национальная партия
Лидер оппозиции
История
Выборы
Предшественник Третье национальное правительство Новой Зеландии
Преемник Четвертое национальное правительство Новой Зеландии

Четвертое лейбористское правительство Новой Зеландии управляло Новой Зеландией с 26 июля 1984 по 2 ноября 1990 года (период до 8 августа 1989 года также называется правительством Ланге ). Это было первое лейбористское правительство, выигравшее второй срок подряд со времен Первого лейбористского правительства с 1935 по 1949 год. Политическая программа Четвертого лейбористского правительства значительно отличалась от программ предыдущих лейбористских правительств: оно провело крупные социальные реформы (такие как легализация гомосексуальных отношений) . ) и экономические реформы (включая акционирование государственных услуг и реформу налоговой системы ).

Экономические реформы стали известны как « Роджерномика » в честь министра финансов Роджера Дугласа . По словам одного политолога:

Между 1984 и 1993 годами Новая Зеландия претерпела радикальную экономическую реформу, перейдя от, вероятно, самой защищенной, регулируемой и доминируемой государством системы из всех капиталистических демократий к крайней позиции на открытом, конкурентном и свободном рыночном конце спектра. [ 1 ]

Лейбористское правительство также приняло закон о безъядерной политике, что привело к тому, что Соединенные Штаты приостановили свои договорные обязательства перед Новой Зеландией в рамках альянса ANZUS . Дэвид Ланге возглавлял правительство большую часть его двух трехлетних сроков. У Ланге и Дугласа произошла ссора, которая расколола партию. Правительство потерпело поражение на всеобщих выборах 1990 года , но новое национальное правительство сохранило большую часть реформ.

Важная политика

[ редактировать ]

Экономический

[ редактировать ]

Внешняя политика

[ редактировать ]

Самая заметная внешнеполитическая инициатива правительства касалась ядерного оружия и альянса ANZUS . Многие новозеландцы (особенно внутри Лейбористской партии) хотели сделать Новую Зеландию безъядерной зоной . Опрос общественного мнения, проведенный Комитетом обороны, показал, что 92% населения против присутствия ядерного оружия в Новой Зеландии. [ 5 ] Однако в конечном итоге это потребует запрета всем американским военным кораблям заходить в воды Новой Зеландии, поскольку политика США заключалась в том, чтобы «не подтверждать и не отрицать» наличие у отдельных кораблей ядерного оружия. Военные корабли посещали Новую Зеландию в рамках альянса ANZUS, и большинство людей надеялись, что альянс удастся сохранить, даже если запрет на ядерное оружие вступит в силу. Проблема достигла апогея вскоре после выборов 1984 года, когда визит военного корабля США «Бьюкенен» намечался . Ланге объявил, что Бьюкенен не будет желанным гостем, и США приостановили свои договорные обязательства перед Новой Зеландией в рамках альянса ANZUS. Этот вопрос стал знаменитым в Новой Зеландии, возможно, прежде всего потому, что малые страны редко противостоят более крупным и могущественным странам таким образом. В Америке правые призывали к торговым санкциям против Новой Зеландии, а левые идеализировали страну. Дипломатические отношения Новой Зеландии с Америкой так и не вернулись к состоянию, существовавшему до 1984 года, хотя ядерная проблема становится менее важной. [ 6 ] Правительство также восстановило в должности резидента дипломатического представителя в Индии (Малдун закрыл там Высшую комиссию ) и назначило Эдмунда Хиллари на этот пост .

  • В 1989 году Новая Зеландия выводит все силы 1-го батальона Королевского новозеландского пехотного полка из казарм Дьеппа в Сингапуре . [ 7 ]

конституционный

[ редактировать ]

Конституционные реформы правительства были в первую очередь работой Джеффри Палмера , юриста по конституционному праву, который на протяжении многих лет был обеспокоен отсутствием в Новой Зеландии писаной конституции и «необузданной властью» исполнительной власти. [ 8 ] Эти опасения вышли на первый план, когда правительство было избрано на должность, и привели к созданию Официального комитета по конституционной реформе, который отчитался перед парламентом в феврале 1986 года и привел к принятию Закона о Конституции 1986 года. По иронии судьбы, правительство Палмера стало ключевым примером злоупотребления исполнительной властью своей властью, поскольку одна фракция в кабинете министров обладала властью, непропорциональной ее численности (см. Раздел по поводу «Рогерномики» ниже). План Палмера по созданию письменной конституции и укоренившегося Билля о правах был сорван частично из-за общественного безразличия, но в основном из-за противодействия со стороны маори, которые считали, что Договор Вайтанги будет отодвинут на второй план в этом процессе.

Социальная политика

[ редактировать ]

Справедливость

[ редактировать ]
  • Легализация секса между мужчинами старше 16 лет ( Реформа закона о гомосексуализме ).
  • Принял Закон о детях, молодежи и их семьях 1989 года , вводящий семейные групповые конференции.
  • Смертная казнь была полностью отменена.
  • Изнасилование в браке было криминализировано.
  • Стандарты безопасности дорожного движения были улучшены за счет ужесточения соблюдения законов в отношении водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. [ 9 ]

Социальное развитие и благосостояние

[ редактировать ]
  • Расходы на образование и здравоохранение были значительно увеличены с 1985/86 по 1988/89 годы, на 24% и 9,6% соответственно. [ 10 ]
  • Пособия по инвалидности были увеличены: в бюджете 1985 года пособие для детей-инвалидов было увеличено на 31%, а пособие по инвалидности - на 80%. Специальное освобождение от заработка в размере 20 долларов в неделю было также введено для бенефициаров с тяжелыми формами инвалидности в качестве стимула к личным усилиям. [ 11 ]
  • Новое пособие по поддержке семьи (введенное в 1984 году как пособие по уходу за семьей) повысило доходы некоторых бедных семей. [ 12 ]
  • Программа социальной помощи была реформирована (1986 г.) с введением гарантированного минимального семейного пособия. Это установило минимальный уровень дохода выше установленной законом минимальной заработной платы для лиц, имеющих детей-иждивенцев и работающих полный рабочий день. [ 13 ] Известный как гарантированный минимальный семейный доход, он гарантировал работающим семьям примерно 80% средней заработной платы после уплаты налогов, хотя его влияние на уровень участия было ограничено ростом безработицы и высокими эффективными предельными ставками налогов. [ 10 ]
  • Уровень льгот для большинства пособий был повышен, чтобы бенефициарам социального обеспечения было легче войти в состав рабочей силы, не опасаясь потерять свои льготы, пока они не станут более авторитетными. [ 14 ]
  • Программы социальной помощи были расширены и консолидированы. [ 10 ]
  • Министерство по делам женщин (ныне Министерство по делам женщин ) было создано (1986 г.) для содействия равенству женщин; первым министром была Энн Геркус . [ 15 ]
  • Закон 1987 года об отпуске по уходу за ребенком и защите занятости расширил право женщин и их партнеров или супругов брать неоплачиваемый отпуск с работы. [ 16 ]
  • Программа профессиональной подготовки постоянно развивалась, о чем свидетельствует программа Access, в рамках которой к 1990 году обучалось 60 000 человек в год. [ 9 ]
  • Пакет налоговой реформы 1985 года снизил налоговое бремя для домохозяйств с низким и средним уровнем дохода и улучшил благосостояние большинства новозеландцев. [ 9 ]
  • Бюджет 1985 года сделал систему пособий более справедливой, введя более щедрые пределы освобождения от налога и снижения пособий. Хотя льготы стали облагаться налогом, бюджет также предоставил бенефициарам ценовую компенсацию за введение GST и включил их в выплаты по поддержке семьи. В целом эти меры означали, что бенефициары фактически выиграли от введения налога на товары и услуги, а это, в свою очередь, уменьшило неравенство. [ 9 ]
  • Либерализация иммиграции в Новую Зеландию в 1987 году, особенно для квалифицированных мигрантов.
  • Правительство намеревалось побудить Радиовещательную корпорацию предоставить соответствующие помещения, а также нанять и обучить достаточное количество сотрудников, уже свободно владеющих языками маори и тихоокеанских островов. Приверженность ТВНЗ развитию и укреплению присутствия независимого и местного производства на экране была продемонстрирована «в назначении редактора, ответственного за увеличение закупок независимого производства, а также в создании отдела программ маори, руководитель которого особое участие в создании программы обучения для радиовещателей маори». Аналогичная поддержка была также оказана вещанию на островах Тихого океана: первый показ «Тагата Пасифика» состоялся в 1987 году, а в его производстве участвовали сотрудники островов Тихого океана. [ 9 ]
  • Размер пособия на проживание был увеличен (1985 г.). [ 17 ]
  • Были увеличены пенсионные выплаты и другие выплаты (1984 г.). [ 17 ]
  • Всеобщая выплата семейного пособия была отменена и направлена ​​на наиболее нуждающиеся семьи. [ 17 ]
  • Были увеличены лимиты капитализации семейных пособий для лиц, ищущих первый дом (1985 г.). [ 17 ]
  • В национальный пенсионный фонд (1988 г.) были внесены изменения, гарантирующие, что «всем новым пенсионерам будет выплачиваться одинаковая ставка, независимо от возраста супруга». [ 17 ]
  • Повышенная помощь оказывалась ветеранам-пенсионерам и одиноким пенсионерам (1990 г.). [ 17 ]
  • Ежегодная индексация военных пенсий, пособий по социальному обеспечению и пенсионного обеспечения была восстановлена ​​в связи с падением инфляции (1988 г.). [ 17 ]
  • В 1985 году было введено специальное пособие на жилье для малообеспеченных слоев населения, испытывающих трудности с арендной платой. [ 17 ]
  • Налоговые льготы были введены для малообеспеченных семей в рамках схем гарантированного семейного дохода и поддержки семьи (1986 г.). [ 17 ]
  • Пределы доходов для капитализации семейных пособий были увеличены для лиц со скромными доходами (1985 г.).
  • Была разработана новая политика для удовлетворения потребностей женщин и пожилых людей, а также общих разнообразных жилищных потребностей (1989 г.). [ 17 ]

Производственные отношения

[ редактировать ]
  • Закон о трудовых отношениях 1987 года был принят с намерением увеличить относительную власть профсоюзов и в то же время децентрализовать ведение переговоров до уровня «предприятий» (фирм). Принятие этого закона укрепило профсоюзы. [ 10 ]
  • Закрытый цех для профсоюзов частного сектора был восстановлен. [ 10 ]
  • Расходы на социальные услуги для профсоюзов государственного сектора были увеличены. [ 10 ]

Образование

[ редактировать ]
  • В сфере высшего образования Четвертое лейбористское правительство ввело сборы в размере 10 процентов от стоимости обучения, хотя студенты с низкими доходами компенсировались целевыми пособиями. [ 10 ]
  • Государственное финансирование детских садов было существенно увеличено, а отпуска по беременности и родам и отцовству были продлены (феминистки внутри и за пределами Лейбористской партии Новой Зеландии помогли добиться этих событий). [ 18 ]
  • Были достигнуты улучшения в сфере образования, о чем свидетельствуют расширение и укрепление дошкольного образования, значительное увеличение преподавательского состава в детских садах, повышение квалификации учителей, внимание к специальному образованию и поддержка таха маори, а также финансирование мер, которые позволили универсализация трехлетней интегрированной подготовки учителей по уходу за детьми и в детских садах. [ 9 ]
  • Закон о поправке к образованию (№ 2) 1987 года внес поправки в Закон об образовании 1964 года, чтобы лица с особыми образовательными потребностями (будь то по причине инвалидности или по иным причинам) имели те же права на поступление и получение образования в учреждениях, созданных в соответствии с Законом, что и лица, не имеющие таковых. потребности. [ 9 ]
  • Мультикультурное образование поощрялось за счет увеличения уровня набора учителей из числа культур меньшинств, и эта политика привела к значительному увеличению числа абитуриентов, принятых на обучение, а также к большему количеству учителей из числа меньшинств в начальных, средних и мультикультурных школах. [ 9 ]
  • Значительно расширился доступ к заочному обучению. [ 9 ]
  • Плата за обучение для иностранных студентов была снижена с 1500 до 1000 долларов в 1984 году, а затем отменена в 1987 году. [ 9 ]
  • Профессиональные возможности для выпускников школ были значительно расширены, что характерно для объединения различных профессиональных программ в единую Программу помощи в обучении (1985 г.). [ 9 ]
  • Была расширена подготовка учителей дошкольного образования. [ 9 ]
  • Был отменен вступительный экзамен в университет (ВЭ), имевший далеко идущее значение для обучения учащихся старших классов средней школы. «Вместо того, чтобы рассматриваться исключительно как подготовка к учебе в университете, курсы, ведущие к получению аттестата шестого класса (SFC), обеспечивали более широкое и общее образование. Эта награда более удовлетворительно учитывала разнообразные потребности учащихся 6-го класса и, таким образом, признавала изменения, более широкий состав студенческого населения на этом уровне». [ 9 ]
  • В 1985 году Национальная кинобиблиотека инициировала «услугу по выдаче видеокассет наряду с традиционными услугами по прокату 16-миллиметровых фильмов». Эта мера предоставила школам «доступ к широкому спектру программ, производимых в видео- и телевизионном формате». [ 9 ]
  • Финансирование было выделено на дошкольное образование, что позволило универсализировать трехлетнюю интегрированную подготовку учителей по уходу за детьми и детских садов. [ 9 ]
  • Поправка об образовании (№ 2) 1987 года внесла изменения в Закон об образовании 1964 года, так что лица с особыми образовательными потребностями (будь то по причине инвалидности или по иным причинам) имели те же права на поступление и получение образования в учреждениях, созданных в соответствии с Законом, что и лица, не имеющие таковых. потребности. [ 9 ]
  • В период с 1985 по 1986 год четырехминутное чтение и восстановление чтения — процедура обучения, которая снижает частоту неудач при чтении среди шестилетних детей — была распространена еще на 200 школ. [ 9 ]
  • Пять новых школ Кура Каупапа были открыты в качестве средства повышения образовательных достижений маори (1990 г.). [ 17 ]
  • Были увеличены расходы на полный рабочий день начальных, средних, политехнических и местных школьных должностей, преподающих/репетиторских/учительских колледжей (1987 г.). [ 17 ]
  • Были увеличены расходы на дошкольное образование (1989 г.). [ 17 ]
  • Дополнительное финансирование было предоставлено для включения учащихся специальных учебных заведений (1990 г.). [ 17 ]

Здоровье

[ редактировать ]
  • Поправка к Закону о медсестрах (1990 г.) гарантировала, что акушерки восстановили автономию в качестве независимых практикующих специалистов, и предоставила им тот же уровень оплаты, что и врачам, занимающимся акушерством. [ 19 ]
  • Государственное субсидирование услуг врача общей практики было увеличено в 1988 году, а затем в 1990 году для пожилых людей, детей и хронических больных. С сентября 1990 года практикующим врачам была предоставлена ​​возможность присоединиться к «контрактной схеме, которая предлагала субсидию с учетом инфляции для всех консультаций в обмен на ограничения на плату с пользователей и предоставление информации о пациентах для национальной базы данных». [ 20 ] Четвертое национальное правительство отказалось от этой схемы. [ 20 ]
  • Расходы на общие медицинские услуги и льготы по иммунизации были увеличены (1985 г.). [ 17 ]
  • Программа Homestart (введенная в 1986 году) дала семьям и отдельным лицам с низкими и средними доходами возможность начать свой первый дом с субсидированной помощью для преодоления дефицита депозитов. [ 9 ]
  • Жилищный пакет в бюджете на ноябрь 1984 года ввел гибкие уровни кредитов, которые отражали индивидуальные семейные обстоятельства и региональные различия в ценах на жилье, что обеспечило доступ к ипотечному финансированию на более справедливой основе. [ 9 ]
  • Жилищный пакет в бюджете на ноябрь 1984 года ввел гибкие уровни кредитов, «отражающие индивидуальные семейные обстоятельства и региональные различия в ценах на жилье, что обеспечивает доступ к ипотечному финансированию на более справедливой основе». [ 9 ]
  • Изменения в требованиях к кредитам и формальному опыту для поселений и других покупок земли облегчили приобретение земли молодым и новым фермерам. [ 9 ]
  • Пилотный фонд был выделен для финансирования жилищных проектов, направленных на помощь женщинам и семьям с низкими доходами. [ 9 ]
  • Местным властям было предложено приобрести существующие дома для модернизации и перепродажи. Кредиты на покупку и восстановление, разрешенные местным властям, увеличились более чем на 3465% в период с 1985 по 1987 год. [ 9 ]
  • Правительство предложило передать деньги под залог независимому органу, который будет инвестировать их в уполномоченные учреждения, а не в собственность арендодателей, и заявило, что: «Проценты по этим деньгам будут использованы для покрытия расходов суда по аренде». Последующий Закон об аренде жилья 1986 года «предусмотрел, чтобы все проценты, выплаченные из фонда облигаций, использовались для выплаты всех заработных плат, гонораров, пособий, расходов, издержек и выплат, подлежащих выплате Трибуналу по аренде». [ 9 ]
  • Закон об аренде жилья (1986 г.) предоставил новые гарантии арендаторам. [ 21 ]
  • Схема снижения подоходного налога для выплаты процентов по первым домам была отменена (1984 г.). [ 17 ]
  • В 1984 г. были введены выплаты по ипотечным кредитам, привязанные к доходу. [ 17 ]
  • Были увеличены расходы на кредитование департамента по делам маори, кредиты Жилищной корпорации, рефинансирование ипотечных кредитов (в крайне трудном положении) и строительство государственных сдаваемых в аренду объектов (1984 г.). [ 17 ]
  • Был введен новый жилищный пакет, предназначенный для оказания жилищной помощи наиболее нуждающимся (1984 г.). [ 17 ]
  • Было введено более гибкое кредитование Жилищной корпорации с процентными ставками, скорректированными с учетом платежеспособности человека (1985 г.). [ 17 ]
  • Увеличение расходов было направлено на увеличение строительства или приобретение арендуемых помещений Жилищной корпорации (1985 г.). [ 17 ]
  • Капитализация семейных пособий для лиц со скромным доходом, ищущих первый дом, была увеличена (1985 год). [ 17 ]
  • В 1985 году было введено специальное жилищное пособие для наемных работников, испытывающих проблемы с оплатой арендной платы. [ 17 ]
  • Положения об ограничении арендной платы были отменены, чтобы стимулировать новые инвестиции в частный сектор аренды (1985 г.). [ 17 ]
  • Были введены доходные ставки и арендная плата (1985 г.). [ 17 ]
  • Положения о домах для престарелых (1987 г.) требовали, чтобы ванные комнаты, кухни, санитарно-техническое оборудование и прачечные в домах для престарелых имели одобренную раковину с достаточным запасом горячей и холодной воды. [ 22 ]
  • Расходы были выделены для новозеландцев, неспособных найти жилье в частном секторе, вместе с расходами на аренду государственного жилищного фонда (1989 г.). [ 17 ]
  • Специальная программа кредитования была расширена, чтобы помочь общественным и благотворительным организациям предоставить вспомогательное жилье (1989 г.). [ 17 ]

Институциональная реформа

[ редактировать ]
  • Департамент охраны природы был создан (1987 г.) для «…управления находящимися под угрозой исчезновения, уязвимыми, редкими и охраняемыми растениями, животными и экосистемами для обеспечения их долгосрочной жизнеспособности». [ 9 ]
  • Министерство по делам потребителей было создано (1986 г.) «для консультирования правительства по вопросам, затрагивающим потребителей; для содействия и участия в пересмотре законодательства, политики и программ, касающихся потребителей; для повышения осведомленности потребителей и делового сектора об их правах и обязанностях». на рынке, а также поддерживать и координировать участие неправительственных организаций в решении проблем потребителей». [ 9 ]
  • Правительственные ведомства были обязаны удовлетворить «требование о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями на государственную службу». Шестьдесят мест были «выделены для программы трудоустройства инвалидов», и к концу первого срока правительства 57 мест были заполнены. [ 9 ]
  • Правительство представило «Новый курс в области обучения и возможностей трудоустройства» (1985 г.), который представлял собой переход «к активному долгосрочному подходу к рынку труда, сосредоточенному на обучении, развитии навыков и интеграции в рабочую силу». [ 9 ]
  • Правительственные ведомства были обязаны удовлетворить «требование о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями на государственную службу». Шестьдесят мест были «выделены для программы трудоустройства инвалидов», и к концу первого срока Пятого лейбористского правительства пятьдесят семь мест были заполнены. [ 9 ]
  • В 1988/89 году OSH (охрана труда и гигиена труда) стремилась подчеркнуть здоровье на рабочем месте, «обеспечивая соблюдение стандартов, установленных нормативными актами или сводами правил».
  • Закон о государственном секторе 1988 года и Закон о государственных финансах 1989 года установили дисциплину заработной платы и труда в стиле частного сектора в традиционном государстве всеобщего благосостояния и в тех «некоммерческих» агентствах, которые все еще контролируются Комиссией по государственным услугам, что привело к «более дружелюбному обслуживанию клиентов». доставка во многих случаях». [ 10 ]

Договор Вайтанги и политика маори

[ редактировать ]
  • Предоставление Трибуналу Вайтанги возможности расследовать претензии по Договору, относящиеся к 1840 году ( Закон о поправках к Договору Вайтанги 1985 года ).
  • Сделать Те Рео Маори (язык маори) официальным языком Новой Зеландии на основании Закона о языке маори . Закон также учредил Комиссию по языку маори, в число задач которой входит сохранение и продвижение языка маори.
  • Отреагировал на решение Апелляционного суда по делу Совет маори Новой Зеландии против Генерального прокурора 1987 года , изложив свои собственные принципы Договора Вайтанги в 1989 году.
  • Была введена жилищная программа Папакаинга, которая позволяла людям занимать деньги для строительства или покупки жилья на землях маори, находящихся в многократной собственности.
  • Схема аттестации маори «Хе Тоху Матауранга» была распространена на первичную службу (1988 год). Процесс аттестации проводился попечителями мараэ. Это подтвердило свободное владение кандидатом языком маори и понимание культуры маори. Кандидаты на подготовку учителей начальных классов могут использовать аттестацию в качестве дополнительного критерия для поступления на трехлетний курс подготовки. В результате «набор маори в педагогические колледжи увеличился на 175 (41%) с 1988 по 1989 год». [ 9 ]
  • Закон Рунанга Иви 1990 года наделил племенные власти полномочиями реализовывать государственные программы. Он был отменен новым национальным правительством.
  • Дело о займе маори (о предложенном несанкционированном зарубежном займе) было раскрыто Уинстоном Питерсом 16 декабря 1986 года и продолжалось в январе и феврале 1987 года.

Экологическая политика

[ редактировать ]

Четвертое лейбористское правительство провело значительные реформы в законодательстве по управлению ресурсами, сохранению, планированию и горнодобывающей промышленности, а также в местном самоуправлении, а также в государственном секторе. Важные новые законы включали:

Джеффри Палмер инициировал процесс реформы закона об управлении ресурсами, который позже привел к принятию Закона об управлении ресурсами 1991 года и Закона о полезных ископаемых Короны 1991 года , после того как лейбористы потеряли свой пост на выборах 1990 года.

В 1988 году Четвертое лейбористское правительство инициировало первую рабочую программу по разработке политики в области изменения климата. Это произошло в ответ на создание Межправительственной группы экспертов по изменению климата . Политическая программа координировалась между агентствами Министерством окружающей среды. [ 23 ]

Формирование

[ редактировать ]

Четвертое лейбористское правительство пришло к власти благодаря убедительной победе на выборах 1984 года . Это были досрочные выборы, назначенные премьер-министром Робертом Малдуном после того, как он потерял уверенность в своей способности управлять большинством в парламенте. Очень короткий период подготовки к выборам означал, что у лейбористов не было времени составить официальный манифест, и это давало им право проводить многие политики, о которых они не сообщили избирателям перед выборами. К тому времени Малдун был крайне непопулярен, и большинство избирателей разочаровались в его экономической политике, поэтому вполне вероятно, что лейбористы выиграли бы эти выборы, даже если бы они заранее объявили о своей программе. Также произошел значительный рост курса новозеландского доллара, вызванный конституционным кризисом после выборов, когда уходящий премьер-министр Роберт Малдун отказался девальвировать новозеландский доллар.

Выборы 1987 года

[ редактировать ]

Хотя правительство получило одно место, после предыдущих выборов было создано два дополнительных места, и его большинство осталось неизменным - 17. Его доля голосов выросла с 43% в 1984 году до 48%, хотя явка избирателей несколько снизилась. Она потеряла голоса традиционных оплотов, но получила их на местах, ранее ориентированных на националистов. По словам Ланге, это насторожило его к тому факту, что Лейбористская партия отходит от своей традиционной базы поддержки. Он был особенно встревожен тем, что лейбористы почти завоевали богатое место в Ремуэре , традиционно являющемся национальным оплотом. Общественная поддержка позиции правительства по вопросу ANZUS, вероятно, также принесла ему голоса.

Несмотря на внутренние разногласия, правительству удалось сохранить единый фронт до и во время выборов 1987 года. В ночь выборов Ланге поднял руку Дугласа в победной позе в боксерском стиле, чтобы выразить единство.

Однако в январе и феврале 1987 года уже возникли разногласия по поводу кредитного дела маори , и только два других министра поддержали предложение Ланге и Палмера о том, что Коро Ветере должен уйти с поста министра по делам маори и со своего места в парламенте с последующими выборами- год довыборов.

Разделение по Роджерномике

[ редактировать ]

Лейбористская партия была основана на социалистических принципах и традиционно выступала за государственное регулирование экономики и решительную поддержку обездоленных членов общества. Первое лейбористское правительство провело крупные кейнсианские реформы в этом направлении, а последующие правительства продолжили эту систему. К 1970-м годам система регулирования, протекционизма и высоких налогов уже не функционировала должным образом и требовала еще большего регулирования для ее стабилизации. Между тем, Лейбористская партия, в которой когда-то доминировали рабочий класс и профсоюзные деятели, привлекла многих представителей среднего класса своей либеральной социальной и независимой внешней политикой. Эти новые члены интересовались международными проблемами, такими как система апартеида в Южной Африке и ядерное оружие, а также внутренними проблемами « политики идентичности », такими как Договор Вайтанги и феминизм. Эта группа придерживалась очень широкого спектра экономических взглядов, но большинство из них мало интересовались экономикой и не знали ее.

Когда Четвертое лейбористское правительство пришло к власти, большинство членов признали необходимость некоторых экономических реформ. Министр финансов Роджер Дуглас и его сторонники считали, что необходима полная перестройка экономической системы Новой Зеландии. Первоначально большая часть правительства поддержала это, хотя ряд традиционалистов уже с подозрением относились к Дугласу. Постепенно все больше и больше депутатов, включая премьер-министра Дэвида Ланге, стали встревожены масштабами и скоростью реформ. Тем в правительстве, кто хотел замедлить или остановить реформы, было трудно это сделать. Частично это связано с тем, что немногие из них хорошо разбирались в экономике и поэтому не смогли убедительно опровергнуть предложения «Дугласа». В 1984 году Дэвид Кейгилл и Ричард Преббл были назначены помощниками министров Дугласа, при этом Дуглас, Кейгилл и Преббл, известные как «Тройка» или «Тройка казначейства», стали самой влиятельной группой в кабинете министров. [ 24 ]

Фракция «Дугласа», поддержавшая реформы, доминировала в кабинете министров . Доктрина коллективной ответственности кабинета министров в рамках «Вестминстерской системы» требует, чтобы все члены кабинета поддерживали политику кабинета министров, даже если они с ней не согласны. Поскольку Кабинет министров имел небольшое большинство в Лейбористской фракции , фракция Дугласа смогла доминировать в фракции, даже несмотря на то, что они были в меньшинстве. Позже утверждалось, что [ нужна ссылка ] что Дуглас и его сторонники использовали закулисную тактику, например, вносили важные предложения в последнюю минуту, предотвращая серьезные дебаты. Дэвид Ланге также жаловался в своей автобиографии на « Клуб Backbone », рыжую группу под председательством Рона Бейли , которая поддерживала Дугласа и Rogernomics. [ 25 ]

Разногласия внутри правительства достигли апогея в 1988 году. Ланге считал, что Новая Зеландия пережила достаточно перемен за короткий период и что стране нужно время, чтобы оправиться от реформ, а также от последствий краха фондового рынка 1987 года и вызванного им краха. экономический спад . Дуглас хотел продолжить реформы и выдвинул предложение о фиксированном налоге . Ланге первоначально поддержал это решение, но затем понял, что это неизбежно приведет к сокращению социальных услуг. Не проинформировав своих коллег, он провел пресс-конференцию, объявив, что схема единого налога не будет реализована. Дуглас опубликовал письмо и заявление для прессы, в котором заявил о недоверии к Ланге, и Ланге воспринял это как отставку. На посту министра финансов его сменил Дэвид Кейгилл , который в специальном выпуске журнала Eyewitness заявил , что выступает за продолжение Роджерномики. [ 26 ]

В следующем году произошел еще больший перелом. Потерпев поражение в своей заявке на пост президента партии, Джим Андертон покинул партию и сформировал NewLabour ; который отстаивал традиционные социалистические ценности лейбористов. Дуглас был переизбран в кабинет министров, что привело к отставке Ланге. Его заменил Джеффри Палмер , сторонник Ланге и конституционный юрист. Однако ему не хватило харизмы, чтобы привлечь избирателей, и незадолго до выборов 1990 года его сменил Майк Мур .

Лейбористской партии потребовалось несколько лет, чтобы оправиться от ущерба, нанесенного этими годами, и вернуть доверие своих бывших сторонников. На выборах 1990 года Лейбористская партия потеряла много голосов NewLabour , « Зеленых» , а в 1993 году Партии Альянса , которая была сформирована NewLabour, «Зелеными» и несколькими другими небольшими левыми политическими партиями.

Дуглас не баллотировался на выборах 1990 года, и несколько его сторонников потерпели поражение. Он сформировал партию ACT , целью которой было продолжить его реформы. Позже к нему присоединился Ричард Преббл , который стал лидером.

Поражение и наследие

[ редактировать ]

Ко времени всеобщих выборов 1990 года правительство пребывало в хаосе. Ланге подал в отставку, и Майк Мур сменил преемника Ланге Джеффри Палмера всего за восемь недель до выборов. Джим Андертон вышел из партии, чтобы сформировать NewLabour , которая представляла традиционные ценности Лейбористской партии .

Выборы стали катастрофой для лейбористов. Партия потеряла почти половину своих мест, в том числе одно – Андертону . Андертона Новая лейбористская партия и « Зеленые» отобрали много голосов у лейбористов, хотя избирательная система «первым прошедшим» означала, что их доля голосов не отражалась при разделении мест. Майкл Бассетт прокомментировал, что правительство «без сожаления хныкало, став жертвой низких цен на сырье, которые задерживали восстановление экономики, но, в частности, катастрофически плохого руководства во время его второго срока». [ 27 ]

Национальная партия победила на выборах, сформировав Четвертое национальное правительство . Лейбористы не вернутся к власти до 1999 года . Джим Болджер заявил, унаследовав от лейбористов два финансовых кризиса (дефицит бюджета, а не профицит, и необходимость оказания помощи Банку Новой Зеландии ), что лейбористы лгали во время предвыборной кампании: он все еще злился, потому что ложь была настолько большой . [ 28 ] Несмотря на проведение кампании по обещанию создания «достойного общества» после «Рогерномики», Четвертое национальное правительство Болджера, по сути, продвинуло реформы свободного рынка Четвертого лейбористского правительства - это продолжение «Рогерномики» называлось Рутаназия . Экономическая структура, представленная Роджером Дугласом, практически не изменилась с 1980-х годов.

Разочарование электората также отразилось на референдумах в 1992 и 1993 годах, которые привели к избирательной реформе в форме перехода от мажоритарного к пропорциональному смешанному представительству (MMP), форме пропорционального представительства .

По состоянию на 2018 год политика Четвертого лейбористского правительства в отношении безъядерной зоны все еще время от времени обсуждается. и был предметом споров в Новой Зеландии. Дон Браш ( лидер Национальной партии с 2003 по 2006 год) говорил об отмене антиядерного закона шести сенаторам США , прибывшим в мае 2004 года, даже зашел так далеко, что заявил, что запрет на посещение ядерных кораблей «уйдет к обеду». даже". [ 29 ] Он и его партия подверглись резкой критике за обещание иностранным политикам запретить то, что так укоренилось в политической культуре Новой Зеландии .

Результаты выборов

[ редактировать ]
Выборы Парламент Сиденья Всего голосов Процент Прибыль (убыток) Выиграно мест Изменять Большинство
1984 41-й 95 829,154 42.98% +3.97% 56 +13 17
1987 42-й 97 878,448 47.96% +4.98% 57 +1 17
1990 43-й 97 640,915 35.14% -12.82% 29 -28

Премьер-министры

[ редактировать ]

Дэвид Ланге был премьер-министром большую часть срока полномочий нынешнего правительства. В 1989 году он ушел в отставку, и его заменил Джеффри Палмер . Чуть больше года спустя Майк Мур сменил Палмера, всего за восемь недель до выборов 1990 года :

кабинет министров

[ редактировать ]
Портфель Министр Начинать Конец
премьер-министр Дэвид Лонг 26 июля 1984 г. 8 августа 1989 г.
Джеффри Палмер 8 августа 1989 г. 4 сентября 1990 г.
Майк Мур 4 сентября 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Заместитель премьер-министра Джеффри Палмер 26 июля 1984 г. 8 августа 1989 г.
Хелен Кларк 8 августа 1989 г. 2 ноября 1990 г.
Министр сельского хозяйства Колин Мойл 26 июля 1984 г. 9 февраля 1990 г.
Джим Саттон 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Генеральный прокурор Джеффри Палмер 26 июля 1984 г. 8 августа 1989 г.
Дэвид Лонг 8 августа 1989 г. 2 ноября 1990 г.
Министр искусств, культуры и наследия Питер Тэпселл 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Майкл Бассетт 24 августа 1987 г. 9 февраля 1990 г.
Маргарет Остин 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр радиовещания Джонатан Хант 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Ричард Преббл 24 августа 1987 г. 5 ноября 1988 г.
Джонатан Хант 5 ноября 1988 г. 2 ноября 1990 г.
Министр гражданской обороны Питер Тэпселл 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Майкл Бассетт 24 августа 1987 г. 9 февраля 1990 г.
Маргарет Остин 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр торговли Дэвид Батчер 24 августа 1987 г. 2 ноября 1990 г.
Министр охраны природы Рассел Маршалл 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Хелен Кларк 24 августа 1987 г. 30 января 1989 г.
Филип Вулластон 30 января 1989 г. 2 ноября 1990 г.
Министр таможни Маргарет Шилдс 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Тревор де Клин 24 августа 1987 г. 14 декабря 1988 г.
Маргарет Шилдс 14 декабря 1988 г. 8 августа 1989 г.
Питер Нилсон 8 августа 1989 г. 2 ноября 1990 г.
Министр обороны Фрэнк О'Флинн 26 июля 1984 г. 24 июля 1987 г.
Боб Тизард 24 июля 1987 г. 9 февраля 1990 г.
Питер Тэпселл 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр образования Рассел Маршалл 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Дэвид Лонг 24 августа 1987 г. 8 августа 1989 г.
Джеффри Палмер 8 августа 1989 г. 14 августа 1989 г.
Фил Гофф 14 августа 1989 г. 2 ноября 1990 г.
Министр занятости Керри Берк 26 июля 1984 г. 6 апреля 1987 г.
Фил Гофф 6 апреля 1987 г. 14 августа 1989 г.
Аннетт Кинг 14 августа 1989 г. 2 ноября 1990 г.
Министр энергетики Боб Тизард 26 июля 1984 г. 16 сентября 1987 г.
Дэвид Батчер 16 сентября 1987 г. 2 ноября 1990 г.
Министр окружающей среды Рассел Маршалл 26 июля 1984 г. 17 февраля 1986 г.
Фил Гофф 17 февраля 1986 г. 24 августа 1987 г.
Джеффри Палмер 24 августа 1987 г. 2 ноября 1990 г.
Министр финансов Роджер Дуглас 26 июля 1984 г. 14 декабря 1988 г.
Дэвид Кейгилл 14 декабря 1988 г. 2 ноября 1990 г.
Министр рыболовства Колин Мойл 26 июля 1984 г. 9 февраля 1990 г.
Кен Ширли 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр иностранных дел Дэвид Лонг 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Рассел Маршалл 24 августа 1987 г. 9 февраля 1990 г.
Майк Мур 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр лесного хозяйства Коро Ветере 26 июля 1984 г. 24 июля 1987 г.
Питер Тэпселл 24 июля 1987 г. 9 февраля 1990 г.
Джим Саттон 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр здравоохранения Майкл Бассетт 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Дэвид Кейгилл 24 августа 1987 г. 30 января 1989 г.
Хелен Кларк 30 января 1989 г. 2 ноября 1990 г.
Министр жилищного строительства Фил Гофф 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Хелен Кларк 24 августа 1987 г. 14 августа 1989 г.
Джонатан Хант 14 августа 1989 г. 2 ноября 1990 г.
Министр иммиграции Керри Берк 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Стэн Роджер 24 августа 1987 г. 14 августа 1989 г.
Роджер Дуглас 14 августа 1989 г. 9 февраля 1990 г.
Аннетт Кинг 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр внутренних дел Питер Тэпселл 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Майкл Бассетт 24 августа 1987 г. 9 февраля 1990 г.
Маргарет Остин 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр юстиции Джеффри Палмер 26 июля 1984 г. 8 августа 1989 г.
Билл Джеффрис 8 августа 1989 г. 2 ноября 1990 г.
Министр труда Стэн Роджер 26 июля 1984 г. 8 августа 1989 г.
Хелен Кларк 8 августа 1989 г. 2 ноября 1990 г.
Лидер Палаты Джеффри Палмер 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Джонатан Хант 24 августа 1987 г. 2 ноября 1990 г.
Министр местного самоуправления Майкл Бассетт 26 июля 1984 г. 9 февраля 1990 г.
Филип Вулластон 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр по делам маори Коро Ветере 26 июля 1984 г. 2 ноября 1990 г.
Министр полиции Энн Геркус 26 июля 1984 г. 16 сентября 1987 г.
Питер Тэпселл 16 сентября 1987 г. 8 августа 1989 г.
Роджер Дуглас 8 августа 1989 г. 10 июля 1990 г.
Ричард Преббл 10 июля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Генеральный почтмейстер Джонатан Хант 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Ричард Преббл 24 августа 1987 г. 5 ноября 1988 г.
Дэвид Батчер 5 ноября 1988 г. 14 августа 1989 г.
Министр путей сообщения Ричард Преббл 26 июля 1984 г. 4 ноября 1988 г.
Стэн Роджер 4 ноября 1988 г. 9 февраля 1990 г.
Ричард Преббл 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр доходов Роджер Дуглас 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Тревор де Клин 24 августа 1987 г. 15 декабря 1988 г.
Дэвид Кейгилл 15 декабря 1988 г. 9 февраля 1990 г.
Питер Нилсон 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр социального обеспечения Энн Геркус 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Майкл Каллен 24 августа 1987 г. 2 ноября 1990 г.
Министр спорта и отдыха Майк Мур 26 июля 1984 г. 24 июля 1987 г.
Питер Тэпселл 24 июля 1987 г. 10 июля 1990 г.
Ноэль Скотт 10 июля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр государственных предприятий Ричард Преббл 26 июля 1984 г. 4 ноября 1988 г.
Дэвид Лонг 4 ноября 1988 г. 8 ноября 1988 г.
Стэн Роджер 8 ноября 1988 г. 9 февраля 1990 г.
Ричард Преббл 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр государственных услуг Стэн Роджер 26 июля 1984 г. 9 февраля 1990 г.
Клайв Мэтьюсон 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр статистики Боб Тизард 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Маргарет Шилдс 24 августа 1987 г. 2 ноября 1990 г.
Министр туризма Майк Мур 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Фил Гофф 24 августа 1987 г. 10 января 1988 г.
Джонатан Хант 10 января 1988 г. 24 августа 1989 г.
Фрэн Уайльд 24 августа 1989 г. 2 ноября 1990 г.
Министр торговли Майк Мур 26 июля 1984 г. 2 ноября 1990 г.
Министр торговли и промышленности Дэвид Кейгилл 26 июля 1984 г. 10 октября 1988 г.
Дэвид Батчер 10 октября 1988 г. 11 июля 1989 г.
Министр транспорта Ричард Преббл 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Билл Джеффрис 24 августа 1987 г. 2 ноября 1990 г.
Министр труда Фрейзер Колман 26 июля 1984 г. 15 августа 1987 г.
Ричард Преббл 15 августа 1987 г. 8 ноября 1988 г.
Билл Джеффрис 8 ноября 1988 г. 9 февраля 1990 г.
Питер Нилсон 9 февраля 1990 г. 2 ноября 1990 г.
Министр по делам женщин Энн Геркус 26 июля 1984 г. 24 августа 1987 г.
Маргарет Шилдс 24 августа 1987 г. 2 ноября 1990 г.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джек Х. Нагель, «Социальный выбор в плюралитарной демократии: политика либерализации рынка в Новой Зеландии», Британский журнал политической науки (1998), 28 № 2, стр. 223–267 в JSTOR
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Грей, Тим; Рирдон, Джон (2007). «О повороте: анализ причин принятия Лейбористской партией Новой Зеландии неолиберальной политики в 1984–1990 годах» (PDF) . Политический ежеквартальный журнал . 78 (3): 447 455 . Проверено 17 июня 2017 г.
  3. ^ Чемберс 2007 , с. 265.
  4. ^ http://teara.govt.nz/en/exotic-forestry/page-5 «Лесная служба Новой Зеландии расформирована, а леса проданы»
  5. ^ Корнер, Фрэнк (1986). Оборона и безопасность: чего хотят новозеландцы / доклад следственной комиссии обороны . Веллингтон, Новая Зеландия: Комитет обороны.
  6. ^ Янг, Одри (26 марта 2007 г.). «Премьер-министр говорит, что ослабление ядерной напряженности поможет торговле» . Новозеландский Вестник . Проверено 30 сентября 2011 г.
  7. ^ «Назад в те дни: Новая Зеландия уходит из Сингапура» . ТВНЗ . Проверено 23 мая 2018 г.
  8. ^ Палмер, Джеффри (1979), Необузданная власть?: Интерпретация конституции и правительства Новой Зеландии .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Маккласки, Натан П. (2008). Политика честности: выполнение предвыборных обещаний в Новой Зеландии, 1972–2005 гг. (PDF) (Диссертация). Университет Кентербери.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Благосостояние и работа в открытой экономике, Том 2: Разнообразные ответы на общие проблемы, под редакцией Фрица В. Шарпфа и Вивиан А. Шмидт
  11. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 1 июня 2010 года . Проверено 19 декабря 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  12. ^ Коммерциализация Новой Зеландии, автор: BH Easton.
  13. ^ Реформа французского государства всеобщего благосостояния: идеализм против шведского, новозеландского и голландского прагматизма Джеймса Ангресано
  14. ^ «Институт Максима» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 13 июня 2011 г.
  15. ^ История Новой Зеландии Тома Брукинга [ нужна страница ]
  16. ^ «Оценка отпуска по уходу за ребенком в Новой Зеландии в 2005/2006 году» . Департамент труда. Архивировано из оригинала 14 августа 2010 года . Проверено 14 августа 2010 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа КОПЬЕ (декабрь 2005 г.). «Мониторинг воздействия социальной политики, 1980–2001: Отчет о значимых политических событиях» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 марта 2016 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
  18. ^ Развитие и кризис государства всеобщего благосостояния: партии и политика на глобальных рынках Эвелин Хубер и Джон Д. Стивенс
  19. ^ Майн Смит 2012 , с. 250.
  20. ^ Перейти обратно: а б Международная реформа здравоохранения Коллин Флуд
  21. ^ Пережить перемены: как фирмы приспособились к новой среде Дэвид Харпер и Джерард Малкольм
  22. ^ http://www.health.govt.nz/publication/guidelines-drinking-water-quality-management-new-zealand Информация содержится в статье под названием «Краткий обзор законодательства о питьевой воде (pdf, 137 КБ)».
  23. ^ МФЭ (2007). «Глава 5: Реакция на изменение атмосферы» . Состояние окружающей среды Новой Зеландии, 1997 год . Министерство окружающей среды. Архивировано из оригинала 14 марта 2013 года . Проверено 15 июля 2012 г.
  24. ^ Бассетт 2008 , стр. 108, 279.
  25. ^ Ланге 2005 , с. 261 ф.
  26. ^ Бассетт 2008 , стр. 455–7.
  27. ^ Бассетт 2008 , с. 538.
  28. ^ Эспинер, Гийон (2017). 9-й этаж: Беседы с пятью премьер-министрами Новой Зеландии . Веллингтон: Радио Новой Зеландии и Книги Бриджит Уильямс. п. 98. ИСБН  9781988533223 .
  29. ^ Сравнивать: Ядерная политика – исчезла к обеду при Нац

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бассетт, Майкл (2008). Работа с Дэвидом: Внутри кабинета Ланге . Окленд: Ходдер Моа. ISBN  978-1-86971-094-1 .
  • Брукинг, Том (1999) [1988]. Вехи: поворотные моменты в истории Новой Зеландии (2-е изд.). Пальмерстон Норт: Данмор Пресс. ISBN  0-908722-30-3 .
  • Чемберс, Джон Х (2007) [2004]. История путешественника Новой Зеландии и островов южной части Тихого океана (2-е изд.). Нью-Йорк: Интерлинк. ISBN  978-1-56656-506-6 .
  • Истон, Брайан Эд (1989). Создание Роджерномики . Издательство Оклендского университета. ISBN  1-86940-041-0 . {{cite book}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  • Харви, Джон; Эдвардс, Джон (2019). Аннетт Кинг: Официальная биография . Окленд: Upstart Press. ISBN  978-1-988516-37-0 .
  • Холланд, Мартин и Бостон, Джонатан, ред. Четвертое лейбористское правительство: радикальная политика в Новой Зеландии (1988)
  • Ланге, Дэвид (2005). Моя жизнь . Окленд, Новая Зеландия: Викинг. ISBN  0-670-04556-Х .
  • Майн Смит, Филиппа (2012) [2005]. Краткая история Новой Зеландии (2-е изд.). Мельбурн: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-40217-1 .
  • МакКуин, Харви (1991). Девятый этаж: Внутри кабинета премьер-министра – политический опыт . Окленд: Книги Пингвинов.
  • Папа, Маргарет (2011). Поворотный момент: моя политическая жизнь с Дэвидом Ланге . Окленд: Публикации AM. ISBN  978-0-473-190255 .
  • Рассел, Марсия (1996). Революция: Новая Зеландия от крепости к свободному рынку . Окленд: Ходдер Моа Беккет. ISBN  1-86958-428-7 .
  • Шеппард, Саймон (1999). Разорванный круг: упадок и падение четвертого лейбористского правительства . Веллингтон: PSL Press. ISBN  0-9582063-1-7 .
  • Воулз, Джек и Питер Эймер. Месть избирателей: выборы 1990 года в Новой Зеландии и судьба Четвертого лейбористского правительства (1993, Auckland University Press) ISBN   1-86940-078-X
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e7edaf91250aa1898d78bad274c6de6__1723069140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/e6/4e7edaf91250aa1898d78bad274c6de6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fourth Labour Government of New Zealand - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)