Кредитное дело маори
Дело о займах маори (или дело о гавайских займах [ 1 ] ) в 1986 и 1987 годах в Новой Зеландии была несанкционированной попыткой Департамента по делам маори (сегодня называемого Те Пуни Кокири ) собрать деньги за рубежом для развития маори . Впервые этот вопрос был поднят в парламенте задал вопрос 16 декабря 1986 года, когда оппозиционный национальный депутат Уинстон Питерс о переговорах по кредиту; откровения ошеломили министров; и Палата представителей 18 декабря закрыла заседание. Питерс не хотел делиться всей своей информацией с Комиссии по государственным услугам председателем Родериком Дином или лидером Национальной партии Питерса Джимом Болджером , и тогда Болджер преуменьшил значение этого дела. Петерс получал информацию от информатора в Коро Ветере и от бизнесмена из Роторуа Роки Крибба. офисе [ 2 ] Петерсу впервые сообщил об этом деле Эдвин Перри, соратник Крибба и, как и Крибб, член Национальной партии. Этот роман помог Питерсу продвинуться на передовую скамью после выборов 1987 года . [ 3 ]
Члены Четвертого лейбористского правительства разделились во мнениях относительно действий, которые необходимо предпринять: премьер-министр Дэвид Ланге , сотрудники Ланге и его заместитель Джеффри Палмер. [ 4 ] желая отставки Ветере с поста министра по делам маори и со своего места в парламенте (Ветере пришлось бы провести дополнительные выборы в год выборов), хотя 9 февраля Кабинет министров отказался от этого. Следовательно, как позже писал Бассетт : «Некоторые министры согласились в последующие годы, однако именно во время дела о займах маори солидарность кабинета министров начала разваливаться». [ 5 ] Министр финансов Роджер Дуглас позже рассказал, что «боевые действия» внутри кабинета министров начались с дела о займах маори. [ 6 ]
В начале 1987 года новозеландское телевидение в репортаже с Гавайских островов утверждало о связи с ЦРУ и предполагало попытку Америки дестабилизировать лейбористское правительство из-за его антиядерной политики , хотя Палмер считал, что дело связано с некомпетентностью ведомства. [ 7 ]
Кредит
[ редактировать ]Кредит, предположительно в размере 600 миллионов новозеландских долларов ближневосточных нефтедолларов (включая «комиссию за поиск» в размере 20 миллионов новозеландских долларов), должен был быть использован для создания Корпорации развития ресурсов маори, которая будет использовать рабочую силу маори для изготовления сборных домов на экспорт. Министр по делам маори Тамати Риди вел переговоры в качестве попечителя маори посоветовал ему отказаться от предложенной ссуды , но в ноябре Грэм Скотт из Казначейства . Старшие должностные лица департамента присутствовали на серии встреч на Гавайях, и их представил участникам Рокки Крибб, бизнесмен из Роторуа. [ 8 ] [ 9 ]
Родерику Дину , председателю Комиссии по государственным услугам , было поручено провести расследование, и когда он обнаружил доказательства некомпетентности ведомства, в канун Рождества представил более полный отчет. Иногда, работая всю ночь, он обнаруживал, что «некоторые министры» знали о переговорах, но не смогли их остановить, а подписание Риди документа, озаглавленного «Соглашение о безоговорочном и безотзывном вознаграждении», было несанкционированным и противоречило рекомендациям Казначейства. [ 10 ] [ 11 ]
Условия 4% годовых на срок более 25 лет были неправдоподобными; деньги, согласно телексу из посольства в Вашингтоне, вероятно, были отмыты, мошеннические или вообще не существовали; а предполагаемый источник кредита, некий Ахмед Омар из королевской семьи Кувейта , не существовал. [ 12 ] Кредит был на сумму 300 миллионов долларов США, и в опубликованных документах говорилось, что в этом предложении в качестве залога будет использоваться земля маори, и что помимо комиссии в размере 3,5% для Gicondi, будет также комиссия в размере 2,5% для Raepelle, что составит 6%. Тревор де Клин предположил, что источником денег мог быть Фердинанд Маркос , живший тогда на Гавайях. [ 13 ]
Первая выплата процентов составила бы 24 миллиона долларов; Дэвид Ланге, который был в своей стихии, сказал хуэй : «Вы говорите мне, что дети вышли на улицу… в следующую минуту вы говорите мне, что можете профинансировать 24 миллиона долларов». Активист Титевай Харавира сказал Ланге, что «народу маори нужно гораздо больше, чем 600 миллионов долларов, и правительство должно позволить им занять их». [ 14 ]
Принципы
[ редактировать ]Директором был Макс Рэппл, «самопровозглашенный немецкий финансист» со своим другом Михаэлем Джизонди. Рэппл прибыл в Новую Зеландию в январе, а 21 января Ланге раскритиковал «некоторых нытиков и активистов маори (с) чем-то вроде менталитета карго-культа, который является полным предательством того, чем является предприятие маори» и «самостоятельности». -назначенные активисты в области международных финансов, начиная от невыпущенных банкротов и заканчивая истёкшими священниками и всеми видами людей, которые признают добросовестность (Рапеля), которые не позволяют даже его полномочиям быть прочитанным в газете». Бассетт прокомментировал, что «такие люди, как Ева Рикард, Сонни Вару, Кен Мэйр и Эру Потака Дьюс, которые расхаживали с важным видом, мало что знали о бизнесе». [ 15 ]
Журналисты расследовали (Рокки) Крибба, предполагаемых гавайских банкиров, призрачных европейцев Макса Рэппла и Майкла Джизонди, а также их связи с маори. Благодаря своим международным банковским контактам Дин обнаружил, что «оба европейца, как выяснилось, были специалистами в фальшивых денежных схемах, а в кабинете министров 20 января 1987 года Ланге развлекал министров мрачными отчетами о деятельности Джизонди». [ 16 ] Ланге писал, что в этой истории «было множество мошенников, гавайских посредников и теневых ближневосточных финансистов». [ 17 ]
Джеральд Хенсли , глава департамента премьер-министра , написал, что небольшая группа из Резервного банка , полиции, Министерства иностранных дел и спецслужб, которым помогали ФБР и вашингтонский офис по защите валюты, расследовала причастных к делу людей и раскрыла «запутанную крысиную историю». череда отмывателей денег, преступников и торговцев змеиным маслом, которые обрушились на Тихий океан и в наш собственный департамент по делам маори после нефтедолларового бума». Это были варианты «игры в доверие к кредитам при посредничестве». Утверждалось, что арабскими связями были бывший министр финансов Кувейта, а также другие мошенники, такие как отставной генерал ВВС, который был «плейбоем и пьяницей», кто-то, намекающий на связи с ЦРУ, модный декоратор интерьеров и другие «осужденные мошенники, банкроты». и промоутеры рухнувших компаний». [ 18 ]
Рэппл «отнесся к зарубежным валютным службам и службам по защите от мошенничества с явной неприязнью, усугубленной тем фактом, что в серии сомнительных операций никто не смог привлечь к нему уголовное наказание». [ 9 ] Он действовал в Тихом океане; в июле 1986 года в Куксе как «калифорнийский филантроп, заинтересованный в недорогом жилье», затем в Вануату с предложением собрать средства из источников на Ближнем Востоке для нового аэропорта, затем фиаско в Тонге из-за недостроенного «Отеля наследного принца». и разговоры о создании «Международного банка южной части Тихого океана». [ 9 ] Ланге предположил в парламенте, что Раэппл был тем же человеком, что и некий Вернер Рорих, у которого действительно было полицейское досье. [ 19 ]
Министр
[ редактировать ]
Коро Ветере, министр по делам маори , «по-видимому, дал добро» секретарю (Риди) в качестве попечителя маори на переговоры с «американским (так в оригинале) финансистом»; и хотя Ветере утверждал, что кредит был согласован с министром финансов Роджером Дугласом , Дуглас не помнил ни о каком соглашении. [ 2 ] По словам Ланге, Ветере «отрицал всю информацию о плане» Палмеру. [ 17 ] и Папе Римскому, [ 14 ] но Джеффри Палмер написал, что министр «не согласился на получение какого-либо кредита» и «выбил эту идею с ног, когда узнал всю суть происходящего». [ 20 ] Были предположения, что Ветере знал об этом предложении еще 21 октября 1986 года и что поездка, которую он должен был совершить на Гавайи в декабре, заключалась в том, чтобы обсудить это предложение, а также присутствовать на инаугурации нового губернатора Гавайев. [ 21 ]
Дин обнаружил свидетельства «значительного хаоса» в отделе и обсудил с Ланге, стоит ли увольнять Риди и реструктурировать отдел; однако, поскольку это означало бы увольнение и Ветере, Ланге отказался. [ 22 ] Риди и его заместитель Невилл Бейкер были на время отстранены от должности, но реструктуризация Департамента по делам маори была приостановлена. В январе, когда большая группа людей заявила, что Дин несправедливо обращается с маори, и потребовала встречи с министром (Wētere), Дин по настоянию своего заместителя Дона Ханна организовал целый день дискуссий с едой и чашками чая в Здание Комиссии по госуслугам. Со временем чувства стали спокойнее, а отношения более дружескими. [ 22 ]
Ланге вылетел в Нейпир и Вангануи на выходных 7 и 8 февраля, чтобы проконсультироваться с лидерами маори; предположительно во время секретного рейса, в аэропорту Вангануи его встретил почетный караул из проводивших там учения территорий. Во время поездки лидеры маори перед парламентом передали ему сообщение о том, что произошедшее прискорбно, но Ветере следует поддержать, поэтому он «начал 1987 год с изобретения защиты для министра». Ланге публично заявил, что министр поступил «неразумно» (написав ноту поддержки Крибба). [ 17 ] На встрече лидеров маори, которую Ланге созвал по просьбе Палмера, перед ним вспыхнуло нечто похожее на кулачный бой; Палмер вручил ему записку, в которой было написано: «Я не с этой планеты», и вышел из комнаты. [ 23 ]
По возвращении Ланге сказал Ветере, что лидеры маори, с которыми он консультировался, поддерживают его отставку и дополнительные выборы, и Ветере предложил уйти в отставку. В собственном отчете Ланге говорится, что будущее Ветере было на волоске, но не упоминается, что он хотел, чтобы Ветере ушел с поста министра (чтобы его заменил Питер Тэпселл ), а также отказался от своего места и провел дополнительные выборы. Преббл и Дуглас узнали об этой стратегии вечером 8 февраля. Таким образом, 9 февраля кабинет министров провел длительную дискуссию, и предложение об отставке было отклонено, причем за него высказались только четыре министра (Ланге и Палмер, а также Рассел Маршалл и Маргарет Шилдс ). Дуглас сказал Ветере на заседании кабинета министров: «Я не хочу видеть вас по телевидению каждый вечер в течение следующих четырех недель предвыборной кампании, говорящих о кредитах маори, которые не были собраны, когда есть так много более важных вопросов. перед нами в год выборов». Преббл сказал: «Лучше говорить о 7 миллиардах долларов, которые были взяты в долг ( Малдуном для Think Big ), чем о 600 миллионах долларов, которых не было». После заседания кабинета министров Ланге (по настоянию своих сотрудников) защитил Ветере на пресс-конференции, заявив: «... было странно, что его приговаривали к позорному столбу из-за кредитов, которые не были собраны, в то время как средства массовой информации, казалось, не интересовались семидолларовыми кредитами. миллиардов, которые были собраны и растрачены National». [ 24 ] [ 16 ]
Отдел
[ редактировать ]Министерство по делам маори возглавляли министр по делам маори Тамати Риди и его заместитель Невилл Бейкер. из Казначейства посоветовал ему отказаться от предложенной ссуды Риди вел переговоры в качестве попечителя маори, но в ноябре Грэм Скотт . Старшие должностные лица ведомства посетили серию встреч на Гавайях. [ 9 ] Местным посредником был бизнесмен Рокки Крибб из Роторуа, которому Ветере передал письмо поддержки и который обанкротился. Крибб был главным информатором Уинстона Питерса . [ 25 ] Были предложения перевести Тамати Риди в новую Комиссию по языку маори , но Риди расценил это как повышение по службе, требующее более высокой оплаты. [ 26 ]
Палмер заявил, что департамент был некомпетентен и «тратил большую часть своего времени и энергии на управление различными видами программ финансовой помощи». Сага закончилась еще до того, как что-либо произошло, но негативное освещение в СМИ усилилось. Джим Каллаган, недавно вышедший в отставку министр юстиции, был привлечен, чтобы навести порядок в департаменте. [ 27 ] Палмер отметил, что решения кабинета министров больше не могут быть безопасно переданы в отдел по делам маори, поскольку протоколы отправляются прямо в прессу. [ 16 ]
Ланге и Дуглас увидели необходимость в компетентно управляемом отделе по развитию бизнеса маори, а также в реорганизации «развалин» в Департаменте по делам маори. Реорганизация ведомства была отложена, но 10 февраля 1987 года правительство в принципе решило создать Корпорацию развития маори, и это было включено в бюджет 1987 года. [ 5 ] Позже Бассетт сказал, что министры приняли двойные стандарты ожиданий в отношении маори, а стандарты подотчетности за расходование государственных денег многими группами маори оставались чуждыми. Среди проблем было предприятие MANA, созданное департаментом в 1985 году, которое «погрязло в обвинениях в бесхозяйственности». [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Кредитное дело в Австралии, 1975 г.
- Список политических скандалов в Новой Зеландии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Умер бывший министр по делам маори Коро Ветере» . РНЗ . 23 июня 2018 года . Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бассетт 2008 , с. 229.
- ^ Хамес 1995 , с. 53,54.
- ^ Хамес 1995 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Бассетт 2008 , с. 234.
- ^ «Военные действия начались с дела о займах маори». Новозеландский Вестник . 16 декабря 1988 г. с. 3.
- ^ Ричардс 2010 , с. 275.
- ^ Бассетт 2006 , с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хенсли 2006 , с. 292.
- ^ Ричардс 2010 , с. 274.
- ^ Бассетт 2006 , стр. 165, 199.
- ^ Ричардс 2010 , стр. 274–275.
- ^ Хамес 1995 , с. 48,49.
- ^ Перейти обратно: а б Папа 2011 , с. 153.
- ^ Бассетт 2008 , с. 231.
- ^ Перейти обратно: а б с Бассетт 2006 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с Ланге 2005 , с. 232.
- ^ Хенсли 2006 , с. 292-293.
- ^ Хамес 1995 , с. 47.
- ^ Палмер 2013 , с. 404.
- ^ Хамес 1995 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Бассетт 2006 , стр. 165–166.
- ^ Ланге 2005 , с. 298.
- ^ Бассетт 2008 , стр. 232, 233, 234.
- ^ Бассетт 2008 , с. 235.
- ^ Бассетт 2008 , с. 233.
- ^ Палмер 2013 , с. 403.
- ^ Бассетт 2008 , с. 291.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бассетт, Майкл (2008). Работа с Дэвидом: Внутри кабинета Ланге . Окленд: Ходдер Моа. ISBN 978-1-86971-094-1 .
- Бассетт, Майкл; Бассетт, Джудит (2006). Родерик Дин: его жизнь и времена . Окленд: Викинг/Пингвин. ISBN 0-670-04567-5 .
- Хамес, Мартин (1995). Winston First: Неавторизованный отчет о карьере Уинстона Питерса . Окленд: Рэндом Хаус. ISBN 1-86941-257-5 .
- Хенсли, Джеральд (2006). Последние подходы: Мемуары . Новая Зеландия: Издательство Оклендского университета. ISBN 1-86940-378-9 .
- Ланге, Дэвид (2005). Моя жизнь . Окленд: Викинг/Пингвин. ISBN 0-67-004556-Х .
- Палмер, Джеффри (2013). Реформа: Мемуары . Веллингтон: Издательство Университета Виктории. ISBN 978-0-86473-905-6 .
- Ричардс, Раймонд (2010). Палмер: Парламентские годы . Крайстчерч: Издательство Кентерберийского университета. ISBN 978-1-877257-92-6 .
- Папа, Маргарет (2011). Поворотный момент: моя политическая жизнь с Дэвидом Ланге . Окленд: Публикации AM. ISBN 978-0-473-190255 .
- Репортаж в Австралии: Sydney Morning Herald