Jump to content

Купапа

Купапа — маори, сражавшиеся на стороне Великобритании в новозеландских войнах 19 века.

Мотивы купапа сильно различались, как и степень их приверженности делу Великобритании. Историк Джеймс Белич выделил в их рядах три категории групп.

Вождь Нгати Пору и купапа лидер майор Ропата Вахаваха .

На одном конце шкалы находились группы купапа , искренне поддерживавшие британцев. В их число входило крупнейшее племя Новой Зеландии Нгапухи (по оценкам демографа Яна Пула, в 1840 году оно насчитывало 40% всего народа маори), которое провело собрание под руководством своего вождя Тамати Вака Нене в Хокианге в 1863 году, чтобы поддержать правительство в войне. против «повстанцев» Вайкато. [ 1 ] Вака Нене, который был близким сторонником губернатора Грея , предложил услуги воинов Нгапухи, от которых Грей отказался. В него также входила основная часть арава из Роторуа и залива Пленти , которые отдалились от своих соседей-маори и стремились к союзу с правительством, чтобы выжить в изоляции. Другими глубоко приверженными делу были группы воинов, связанные с такими вождями, как Ропата Вахаваха из Нгати Пору и Те Кипа Те Рангихивинуи из Вангануи, чья власть в племени выросла из-за их деятельности купапа . [ 2 ]

Вторая категория включала группы, которые поддерживали британское дело по собственной ограниченной причине — либо для защиты своей экономической деятельности с британскими поселенцами, либо для получения преимущества над местными соперниками. [ 2 ] Белич предполагает, что купапы участие в битве при Мутоа 14 мая 1864 года, предотвратившей набег Пай Марире на Вангануи, было мотивировано их желанием защитить свои ценные коммерческие сделки в поселении.

Третья категория купапа оказывала британцам поверхностную поддержку, сопровождая колониальные экспедиции, но отказываясь участвовать в боевых действиях. Некоторые из этой категории присоединились просто ради зарплаты: воины Вангануи, которые присоединились к британцам для битвы с Титоковару во время военных действий в 1868–1869 годах, получали четыре шиллинга в день. [ 2 ]

Белич утверждает, что британцы редко осознавали разные уровни приверженности и часто обвиняли купапу в предательстве, трусости, вялости и некомпетентности. Но он говорит, что купапа часто были хорошими солдатами, особенно когда они получали поддержку со стороны правительства, которая позволяла им собрать большие силы и удерживать их дольше, чем их противник-маори. Он заключил: «Несмотря на свою ограниченную приверженность, купапа были жизненно важны для колонистов после вывода имперских войск. Без них колониальные операции 1864-1868 годов были бы гораздо менее успешными, а войны против Титоковару и Те Кооти могли бы быть гораздо менее успешными. потерянный." [ 2 ]

Историк Майкл Кинг сказал, что купапа- маори в основном процветали после земельных войн. Он сказал, что их земли и ресурсы нетронуты, они получили благосклонное внимание правительства, включая церемониальные мечи и памятники их погибшим, а также с ними консультировались по некоторым вопросам государственной политики. [ 3 ]

Точные цифры неясны, но около 560 британских и колониальных солдат, 250 купапа и 2000 маори, сражавшихся против Короны, возможно, погибли в войнах. [ 4 ] Первоначально около 1 миллиона гектаров земли было конфисковано у иви, выступавших против Короны, хотя часть этой земли в конечном итоге была возвращена. [ 4 ]

Положение маори в британской армии

[ редактировать ]

Во время первых стычек Таранаки британские регулярные войска были в меньшинстве, и им помогали вспомогательные силы маори. Однако подполковник Дж. Е. Александер из 2/14 полка поставил под сомнение эффективность этих союзников-маори, но позже отметил: [ 5 ] «Это правда, что они были очень полезны при обнаружении засад, при заготовке и заготовке дров, при строительстве пристаней. [ 6 ] [так в оригинале] [хижины] и т. д.; и таким образом их присутствие в войсках может быть полезным, но боевые действия, возможно, следует ограничить только белыми солдатами». [ 7 ] Несмотря на наблюдательность подполковника, купапы часто использовались в боях, а также отличались быстрой адаптацией, в том числе в одежде и обычаях, кроме того, они оказались выдающимися в тактике. [ 5 ] и британцы не раз извлекали из этого значительную выгоду.

Руководители купап часто обсуждали организационные вопросы со своими британскими работодателями. Например, когда полковник Дж. Уитмор включил в состав вождей аравов на более поздних этапах войны, они настаивали на выплате своим воинам четырех шиллингов в день - той же ставки, что и колониальная милиция, находящаяся на действительной службе. Кроме того, они требовали трех офицеров на каждые 100 человек и минимальных отчислений из заработной платы за пайки. При этом каждому зачисленному воину требовалась синяя рубашка. Имперские командиры время от времени находили независимость этих начальников-офицеров разочаровывающей. Генерал-майор Тревор Чют , известный своим солдатам как «Бык Керри», даже угрожал им казнью во время последних кампаний Таранаки, хотя он так и не осуществил эту угрозу, потому что нуждался в их поддержке. [ 5 ] Воины Купапа становились все более эффективными, и по этой причине им было разрешено дисциплинировать и обучать своих людей. Они были опытными снайперами, атакующими из-под прикрытия деревьев и часто пробиравшимися на территорию противника под видом подкрепления. Несмотря на то, что они носили императорскую униформу и владели мечами, руководителями вспомогательных отрядов были воины маори, которые следовали кодексу ведения войны маори, включая концепцию уту , или стремления отомстить посредством убийства. [ 5 ]

Этимология

[ редактировать ]

Значение этого термина в Те Рео Маори интерпретируется как «съёжившаяся собака, ползающая по земле», однако сами купапа предпочитали более респектабельные упоминания, такие как «местные помощники», «лоялисты», «члены союзных племен». [ 5 ] их также называли «квинитами», от имени королевы Виктории , [ 8 ] и дружелюбные туземцы. [ 2 ]

Слово «купапа» первоначально использовалось как глагол, существительное и модификатор (лексические родственники). Глагол означает «лежать, наклоняться, идти незаметно», «сохранять спокойствие» или «быть нейтральным в ссоре, сотрудничать, вступать в сговор». Когда он играет роль модификатора , он передает значение «находиться на низком уровне, рядом с землей или над поверхностью». [ 9 ] Идея, скрытая за этим словом и его использованием, ясна, и она дала начало существительному купапа , которое означало «сотрудник, союзник» и относилось к маори, которые встали на сторону оппозиции Пакеха или правительства. [ 9 ] Первобытный и исторический смысл претерпел временные изменения и был адаптирован к современным реалиям. Оно стало более уничижительным и близким по смыслу к таким терминам, как «перебежчик», «предатель», « квислинг » и « дядя Том ». [ 9 ]

Этот термин также время от времени использовался в современном смысле в уничижительном смысле для описания маори, который считается находящимся на стороне пакеха или правительства и действующим против интересов маори в конфликтах с государственными властями. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

По словам Р.ИМ. Бернетта, переведенное имя, похоже, имело различные значения и оттенки значений, прежде чем было принято последователями лагеря Коренного Контингента. Например, в январе 1862 года Дж. Армитидж ассоциировал слово «купапа» с «нейтральным», сообщая о совете племени Нгатитахинга. [ 13 ] Два года спустя преподобный Л. Уильямс подтвердил, что турангские маори «всегда называют себя «Купапа» , поскольку не являются сторонниками ни одной из сторон». [ 13 ]

В 1844 году этот термин был определен Уильямом Уильямсом как глагол «наклониться», и последующие употребления в печати относились к скрытному движению. Купапа, означающая «нейтралитет», начала использоваться в конце 1861 года и стала обозначать сторонников правительства маори только примерно в 1868 году. [ 14 ]

Однако газета «The New Zealand Herald» от 17 июня 1864 года заявила, что Купапа был «кингитским когноменом для туземцев королевы». Преподобный Б. А. Эшвелл, по-видимому, понимал оба значения. В июне 1865 года он использовал фразу «один из ( купапа ) дружественных туземцев», а пять месяцев спустя сообщил, что видел «многие враждебно настроенные туземцы, живущие с купапами или нейтральной стороной» в Тамахере. [ 13 ]

Купапские старшие начальники

[ редактировать ]

Во время войны старшие вожди приобрели замечательную репутацию талантливых тактиков и лидеров, но в то же время иногда они были соперниками. Майор Кемп (Те Рангихивинуи, Тайтоко, Те Кипа), вождь из того же региона, был главным соперником майора Мете Кинги Паэтеахи . Первоначально, когда Паэтеахи проявил лишь некоторую симпатию к армии Его Величества, Кемп организовал собственный контингент и получил звание капитана, что побудило Паэтеахи наконец и полностью поддержать британцев и предоставить свой собственный контингент. Храбрость и навыки Кемпа в борьбе с кустарниками произвели впечатление на британцев, за что он получил почетный меч, а его сторонники дали ему титул «генерала». [ 5 ]

Сам Мете Кинги был одним из самых известных купапов и, вполне возможно, первым, кто получал дневную зарплату за свои услуги, позже дал несколько измененную интерпретацию термина «купапа» . Выступая перед Палатой представителей в июне 1869 года по поводу отступления из Вайхи в Вангануи в предыдущем году и цитируя совет полковника Т. Холтена присоединиться к пакехе и перенять их методы, он сказал: «Я объяснил ему, что это было обычным маори должны использовать стратегию. Поэтому я убедил группу в Вангануи отправиться в лес. По их возвращению военный министр предложил, чтобы, если маори будут организованы в солдаты, они могли бы начать боевые действия. Однако маори возражали против участия в боевых действиях в качестве солдат; они предпочитали сражаться как Купапы ». [ 13 ]

Другой известный вождь, майор Ропата Вахаваха с восточного побережья Северного острова Новой Зеландии, также воспользовался шансом вступить в войну против давних противников своего племени, которые присоединились к королю маори. Храбрость и самореклама Ропаты, подкрепленные рассказами о его смелости и новаторских стратегиях, снискали ему давнюю славу и обожание. Истории рассказывают о его необычайной храбрости, его предпочтении использовать в качестве оружия только трость, его мастерстве в рукопашном бою против повстанцев и его бесстрашном руководстве из опасных позиций, часто игнорирующем собственную безопасность. [ 5 ]

  1. ^ Paperspast.Таранки Вестник. Сидней и война.22 Херетурикоха, 1863, стр.3
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Белич, Джеймс (1986). Новозеландские войны . Окленд: Пингвин. стр. 100-1 211–213. ISBN  0-14-027504-5 .
  3. ^ Кинг, Майкл (2003). История пингвинов Новой Зеландии . Окленд: Пингвин. п. 223. ИСБН  0-14-301867-1 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Кинан, Дэнни. " "Новозеландские войны". " . Те Ара, Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 30 мая 2024 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Барбер, Л.Х. (1984). «1844. Союзники королевы-маори» . Журнал Общества армейских исторических исследований . 62 (250): 114–16. JSTOR   44225118 . Проверено 27 мая 2024 г.
  6. ^ На языке маори хижина — дом.
  7. ^ Александр, Дж. Э. (1863). Инциденты войны маори: Новая Зеландия в 1860-61 гг . Р. Бентли. стр. 223–224.
  8. ^ Королевское движение 1860-94 , история Новой Зеландии
  9. ^ Перейти обратно: а б с " "Купапа - словарь те ака маори." " . Купапа - словарь те ака маори . Проверено 28 мая 2024 г.
  10. ^ Маунтджой, Спайк (15 ноября 2007 г.). «Тухо Громкий и Ясный Гнев из-за полицейских рейдов» . Совок . Проверено 16 сентября 2023 г.
  11. ^ Берри, Рут (29 ноября 2004 г.). «Партия маори обсуждает более широкую привлекательность» . Новозеландский Вестник . Проверено 13 октября 2011 г.
  12. ^ Таонуи, Дэвид (1 июня 2017 г.). «Новая идентичность маори - новая идентичность маори» . Те Ара — Интернет-энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 16 сентября 2023 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Бернетт, РИМ (1965). «Купапас» . Журнал Полинезийского общества . 74 (2): 227–30. JSTOR   20704286 . Проверено 27 мая 2024 г.
  14. ^ Мэтью Бейкер; Кэти Купер; Майкл Фицджеральд; Ребекка Райс (март 2024 г.), Те Ата о Ту: Тень Туматауэнги: Новозеландские войны. Коллекции Те Папы: Тень Туматауэнги , Веллингтон: Te Papa Press, Викиданные   Q125817596
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 882241d126959e2691dfe7d188bfa04c__1719434880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/4c/882241d126959e2691dfe7d188bfa04c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kūpapa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)