Купапа
Купапа — маори, сражавшиеся на стороне Великобритании в новозеландских войнах 19 века.
Мотивы купапа сильно различались, как и степень их приверженности делу Великобритании. Историк Джеймс Белич выделил в их рядах три категории групп.

На одном конце шкалы находились группы купапа , искренне поддерживавшие британцев. В их число входило крупнейшее племя Новой Зеландии Нгапухи (по оценкам демографа Яна Пула, в 1840 году оно насчитывало 40% всего народа маори), которое провело собрание под руководством своего вождя Тамати Вака Нене в Хокианге в 1863 году, чтобы поддержать правительство в войне. против «повстанцев» Вайкато. [ 1 ] Вака Нене, который был близким сторонником губернатора Грея , предложил услуги воинов Нгапухи, от которых Грей отказался. В него также входила основная часть арава из Роторуа и залива Пленти , которые отдалились от своих соседей-маори и стремились к союзу с правительством, чтобы выжить в изоляции. Другими глубоко приверженными делу были группы воинов, связанные с такими вождями, как Ропата Вахаваха из Нгати Пору и Те Кипа Те Рангихивинуи из Вангануи, чья власть в племени выросла из-за их деятельности купапа . [ 2 ]
Вторая категория включала группы, которые поддерживали британское дело по собственной ограниченной причине — либо для защиты своей экономической деятельности с британскими поселенцами, либо для получения преимущества над местными соперниками. [ 2 ] Белич предполагает, что купапы участие в битве при Мутоа 14 мая 1864 года, предотвратившей набег Пай Марире на Вангануи, было мотивировано их желанием защитить свои ценные коммерческие сделки в поселении.
Третья категория купапа оказывала британцам поверхностную поддержку, сопровождая колониальные экспедиции, но отказываясь участвовать в боевых действиях. Некоторые из этой категории присоединились просто ради зарплаты: воины Вангануи, которые присоединились к британцам для битвы с Титоковару во время военных действий в 1868–1869 годах, получали четыре шиллинга в день. [ 2 ]
Белич утверждает, что британцы редко осознавали разные уровни приверженности и часто обвиняли купапу в предательстве, трусости, вялости и некомпетентности. Но он говорит, что купапа часто были хорошими солдатами, особенно когда они получали поддержку со стороны правительства, которая позволяла им собрать большие силы и удерживать их дольше, чем их противник-маори. Он заключил: «Несмотря на свою ограниченную приверженность, купапа были жизненно важны для колонистов после вывода имперских войск. Без них колониальные операции 1864-1868 годов были бы гораздо менее успешными, а войны против Титоковару и Те Кооти могли бы быть гораздо менее успешными. потерянный." [ 2 ]
Историк Майкл Кинг сказал, что купапа- маори в основном процветали после земельных войн. Он сказал, что их земли и ресурсы нетронуты, они получили благосклонное внимание правительства, включая церемониальные мечи и памятники их погибшим, а также с ними консультировались по некоторым вопросам государственной политики. [ 3 ]
Точные цифры неясны, но около 560 британских и колониальных солдат, 250 купапа и 2000 маори, сражавшихся против Короны, возможно, погибли в войнах. [ 4 ] Первоначально около 1 миллиона гектаров земли было конфисковано у иви, выступавших против Короны, хотя часть этой земли в конечном итоге была возвращена. [ 4 ]
Положение маори в британской армии
[ редактировать ]Во время первых стычек Таранаки британские регулярные войска были в меньшинстве, и им помогали вспомогательные силы маори. Однако подполковник Дж. Е. Александер из 2/14 полка поставил под сомнение эффективность этих союзников-маори, но позже отметил: [ 5 ] «Это правда, что они были очень полезны при обнаружении засад, при заготовке и заготовке дров, при строительстве пристаней. [ 6 ] [так в оригинале] [хижины] и т. д.; и таким образом их присутствие в войсках может быть полезным, но боевые действия, возможно, следует ограничить только белыми солдатами». [ 7 ] Несмотря на наблюдательность подполковника, купапы часто использовались в боях, а также отличались быстрой адаптацией, в том числе в одежде и обычаях, кроме того, они оказались выдающимися в тактике. [ 5 ] и британцы не раз извлекали из этого значительную выгоду.
Руководители купап часто обсуждали организационные вопросы со своими британскими работодателями. Например, когда полковник Дж. Уитмор включил в состав вождей аравов на более поздних этапах войны, они настаивали на выплате своим воинам четырех шиллингов в день - той же ставки, что и колониальная милиция, находящаяся на действительной службе. Кроме того, они требовали трех офицеров на каждые 100 человек и минимальных отчислений из заработной платы за пайки. При этом каждому зачисленному воину требовалась синяя рубашка. Имперские командиры время от времени находили независимость этих начальников-офицеров разочаровывающей. Генерал-майор Тревор Чют , известный своим солдатам как «Бык Керри», даже угрожал им казнью во время последних кампаний Таранаки, хотя он так и не осуществил эту угрозу, потому что нуждался в их поддержке. [ 5 ] Воины Купапа становились все более эффективными, и по этой причине им было разрешено дисциплинировать и обучать своих людей. Они были опытными снайперами, атакующими из-под прикрытия деревьев и часто пробиравшимися на территорию противника под видом подкрепления. Несмотря на то, что они носили императорскую униформу и владели мечами, руководителями вспомогательных отрядов были воины маори, которые следовали кодексу ведения войны маори, включая концепцию уту , или стремления отомстить посредством убийства. [ 5 ]
Этимология
[ редактировать ]Значение этого термина в Те Рео Маори интерпретируется как «съёжившаяся собака, ползающая по земле», однако сами купапа предпочитали более респектабельные упоминания, такие как «местные помощники», «лоялисты», «члены союзных племен». [ 5 ] их также называли «квинитами», от имени королевы Виктории , [ 8 ] и дружелюбные туземцы. [ 2 ]
Слово «купапа» первоначально использовалось как глагол, существительное и модификатор (лексические родственники). Глагол означает «лежать, наклоняться, идти незаметно», «сохранять спокойствие» или «быть нейтральным в ссоре, сотрудничать, вступать в сговор». Когда он играет роль модификатора , он передает значение «находиться на низком уровне, рядом с землей или над поверхностью». [ 9 ] Идея, скрытая за этим словом и его использованием, ясна, и она дала начало существительному купапа , которое означало «сотрудник, союзник» и относилось к маори, которые встали на сторону оппозиции Пакеха или правительства. [ 9 ] Первобытный и исторический смысл претерпел временные изменения и был адаптирован к современным реалиям. Оно стало более уничижительным и близким по смыслу к таким терминам, как «перебежчик», «предатель», « квислинг » и « дядя Том ». [ 9 ]
Этот термин также время от времени использовался в современном смысле в уничижительном смысле для описания маори, который считается находящимся на стороне пакеха или правительства и действующим против интересов маори в конфликтах с государственными властями. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
По словам Р.ИМ. Бернетта, переведенное имя, похоже, имело различные значения и оттенки значений, прежде чем было принято последователями лагеря Коренного Контингента. Например, в январе 1862 года Дж. Армитидж ассоциировал слово «купапа» с «нейтральным», сообщая о совете племени Нгатитахинга. [ 13 ] Два года спустя преподобный Л. Уильямс подтвердил, что турангские маори «всегда называют себя «Купапа» , поскольку не являются сторонниками ни одной из сторон». [ 13 ]
В 1844 году этот термин был определен Уильямом Уильямсом как глагол «наклониться», и последующие употребления в печати относились к скрытному движению. Купапа, означающая «нейтралитет», начала использоваться в конце 1861 года и стала обозначать сторонников правительства маори только примерно в 1868 году. [ 14 ]
Однако газета «The New Zealand Herald» от 17 июня 1864 года заявила, что Купапа был «кингитским когноменом для туземцев королевы». Преподобный Б. А. Эшвелл, по-видимому, понимал оба значения. В июне 1865 года он использовал фразу «один из ( купапа ) дружественных туземцев», а пять месяцев спустя сообщил, что видел «многие враждебно настроенные туземцы, живущие с купапами или нейтральной стороной» в Тамахере. [ 13 ]
Купапские старшие начальники
[ редактировать ]Во время войны старшие вожди приобрели замечательную репутацию талантливых тактиков и лидеров, но в то же время иногда они были соперниками. Майор Кемп (Те Рангихивинуи, Тайтоко, Те Кипа), вождь из того же региона, был главным соперником майора Мете Кинги Паэтеахи . Первоначально, когда Паэтеахи проявил лишь некоторую симпатию к армии Его Величества, Кемп организовал собственный контингент и получил звание капитана, что побудило Паэтеахи наконец и полностью поддержать британцев и предоставить свой собственный контингент. Храбрость и навыки Кемпа в борьбе с кустарниками произвели впечатление на британцев, за что он получил почетный меч, а его сторонники дали ему титул «генерала». [ 5 ]
Сам Мете Кинги был одним из самых известных купапов и, вполне возможно, первым, кто получал дневную зарплату за свои услуги, позже дал несколько измененную интерпретацию термина «купапа» . Выступая перед Палатой представителей в июне 1869 года по поводу отступления из Вайхи в Вангануи в предыдущем году и цитируя совет полковника Т. Холтена присоединиться к пакехе и перенять их методы, он сказал: «Я объяснил ему, что это было обычным маори должны использовать стратегию. Поэтому я убедил группу в Вангануи отправиться в лес. По их возвращению военный министр предложил, чтобы, если маори будут организованы в солдаты, они могли бы начать боевые действия. Однако маори возражали против участия в боевых действиях в качестве солдат; они предпочитали сражаться как Купапы ». [ 13 ]
Другой известный вождь, майор Ропата Вахаваха с восточного побережья Северного острова Новой Зеландии, также воспользовался шансом вступить в войну против давних противников своего племени, которые присоединились к королю маори. Храбрость и самореклама Ропаты, подкрепленные рассказами о его смелости и новаторских стратегиях, снискали ему давнюю славу и обожание. Истории рассказывают о его необычайной храбрости, его предпочтении использовать в качестве оружия только трость, его мастерстве в рукопашном бою против повстанцев и его бесстрашном руководстве из опасных позиций, часто игнорирующем собственную безопасность. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Paperspast.Таранки Вестник. Сидней и война.22 Херетурикоха, 1863, стр.3
- ^ Перейти обратно: а б с д и Белич, Джеймс (1986). Новозеландские войны . Окленд: Пингвин. стр. 100-1 211–213. ISBN 0-14-027504-5 .
- ^ Кинг, Майкл (2003). История пингвинов Новой Зеландии . Окленд: Пингвин. п. 223. ИСБН 0-14-301867-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Кинан, Дэнни. " "Новозеландские войны". " . Те Ара, Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Барбер, Л.Х. (1984). «1844. Союзники королевы-маори» . Журнал Общества армейских исторических исследований . 62 (250): 114–16. JSTOR 44225118 . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ На языке маори хижина — дом.
- ^ Александр, Дж. Э. (1863). Инциденты войны маори: Новая Зеландия в 1860-61 гг . Р. Бентли. стр. 223–224.
- ^ Королевское движение 1860-94 , история Новой Зеландии
- ^ Перейти обратно: а б с " "Купапа - словарь те ака маори." " . Купапа - словарь те ака маори . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ Маунтджой, Спайк (15 ноября 2007 г.). «Тухо Громкий и Ясный Гнев из-за полицейских рейдов» . Совок . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Берри, Рут (29 ноября 2004 г.). «Партия маори обсуждает более широкую привлекательность» . Новозеландский Вестник . Проверено 13 октября 2011 г.
- ^ Таонуи, Дэвид (1 июня 2017 г.). «Новая идентичность маори - новая идентичность маори» . Те Ара — Интернет-энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бернетт, РИМ (1965). «Купапас» . Журнал Полинезийского общества . 74 (2): 227–30. JSTOR 20704286 . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Мэтью Бейкер; Кэти Купер; Майкл Фицджеральд; Ребекка Райс (март 2024 г.), Те Ата о Ту: Тень Туматауэнги: Новозеландские войны. Коллекции Те Папы: Тень Туматауэнги , Веллингтон: Te Papa Press, Викиданные Q125817596