Уильям Уильямс (епископ)
Уильям Уильямс | |
---|---|
Епископ Вайапу | |
Провинция | Восточное побережье Северного острова Новой Зеландии |
епархия | Англиканская епархия Вайапу |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 9 февраля 1878 г. Нейпир, Новая Зеландия | (77 лет)
Национальность | Британский |
Супруг | Джейн Уильямс (урожденная Нельсон) |
Занятие | Англиканский епископ и миссионер |
- Отличать от Уильяма Уильямса (миссионера) (1859–1892) в Хаси-Хиллз, Индия.
Уильям Уильямс (18 июля 1800 – 9 февраля 1878) был рукоположен в сан первого англиканского епископа Вайапу , Новая Зеландия, 3 апреля 1859 года Генеральным синодом в Веллингтоне. [1] Его сын Леонард Уильямс стал третьим епископом Вайапу, а его внук Герберт Уильямс — шестым. Его брат, преподобный Генри Уильямс , возглавлял миссию Церковного миссионерского общества (CMS) в Новой Зеландии. Уильям Уильямс возглавил миссионеров CMS по переводу Библии на язык маори и опубликовал ранний словарь и грамматику языка маори .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Уильямс родился в Ноттингеме в семье Томаса и Мэри Уильямс 18 июля 1800 года. Его дедом по отцовской линии был преподобный Томас Уильямс (1725–1770), священник Конгрегации Независимой часовни Госпорта. [2] [3] [4]
После смерти отца Уильяма в 1804 году его мать переехала с младшими детьми в Саутвелл, Ноттингемшир , где открыла школу для девочек. [5] Уильям Уильямс получил образование в Моравской школе в Фэрфилде, Манчестер, затем в гимназии Саутвелла под руководством преподобного Э. Футита, [6] прежде чем пройти обучение у хирурга из Саутвелла по имени Форстер. [5]
Уильямс находился под влиянием преподобного Эдварда Гаррарда Марша, который в феврале 1818 года стал англиканцем , а затем присоединился к Церковному миссионерскому обществу (CMS). [4]
Уильямс поступил в Магдален-холл (позже Хертфорд-колледж в Оксфорде ) в 1822 году в качестве потенциального стажера CMS. Он покинул Оксфорд в 1824 году, получив степень бакалавра классической литературы. 26 сентября 1824 года он был рукоположен в сан дьякона (англиканской) англиканской церкви . В 1825 году он поступил в колледж Церковного миссионерского общества в Ислингтоне с намерением последовать за своим братом, преподобным Генри Уильямсом , в Новую Зеландию . [7]
11 июля 1825 года Уильямс женился на Джейн Нельсон из Ньюарк-он-Трент , Ноттингемшир, учительнице в школе его матери. [5] 12 августа они погрузились на корабль «Сэр Джордж Осборн», чтобы отплыть в Сидней , Австралия, затем в Пайхию , залив Островов , куда они прибыли 25 марта 1826 года. [8]
У Уильямса и его жены было девять детей: [9]
- Мэри, родилась 12 апреля 1826 г.; вышла замуж за Сэмюэля Уильямса [10]
- Джейн Элизабет, родившаяся 23 октября 1827 года; вышла замуж за Генри (Гарри) Уильямса [11]
- Уильям Леонард родился 22 июля 1829 г. [12] [13]
- Томас Сидней родился 9 февраля 1831 г.
- Джеймс Нельсон родился 22 августа 1837 г.
- Анна Мария родилась 25 февраля 1839 г. [14]
- Лидия Кэтрин родилась 7 апреля 1841 г.
- Марианна родилась 22 августа 1843 г.
- Эмма Кэролайн родилась 20 февраля 1846 г.
Третий ребенок и старший сын Уильямса, Леонард , после завершения университетского образования в Оксфордском университете, а затем рукоположен, работал с Уильямсом в епархии Вайапу. В 1862 году Леонард Уильямс был назначен архидиаконом Вайапу. [15] В 1895 году Леонард Уильямс стал третьим епископом Вайапу . [16]
Миссия Паихия и перевод Библии на язык маори
[ редактировать ]По прибытии в Паихию Уильямс стал учителем мальчиков в школе для детей семей CMS. [17]
Уильямс обладал талантом к изучению языка маори и возглавлял комитет членов CMS по переводу Библии на язык маори. [18] После 1826 года он взял на себя ответственность за руководство миссионерами CMS по дальнейшему переводу Библии и другой христианской литературы. В июле 1827 года была напечатана первая Библия маори, включающая три главы Бытия, 20-ю главу Исхода, первую главу Евангелия от Иоанна, 30 стихов 5-й главы Евангелия от Матфея, молитву Господню и несколько гимнов. . [19] [20] В 1833 году были опубликованы дополнительные части Библии маори. В Пайхии было основано церковно-миссионерское издательство. [21]
После 1844 года преподобный Роберт Маунселл также работал с Уильямсом над переводом Библии. [22] Уильямс сосредоточился на Новом Завете, а Маунселл работал над Ветхим Заветом, части которого были опубликованы в 1840 году, а полный перевод был завершен в 1857 году. [17] [23] Уильям Гилберт Паки также сотрудничал с Уильямсом при переводе Нового Завета, который был опубликован в 1837 году, и его пересмотре в 1844 году. [17]
Уильямс опубликовал « Словарь новозеландского языка и краткую грамматику» в 1844 году. [17]
Путешествие в Восточный Кейп, Темзу и Вайкато
[ редактировать ]В апреле 1833 года семь мужчин Нгати Пору и пять женщин прибыли в залив острова на китобойном судне « Элизабет» . Они попали в плен, когда капитан китобойного судна покинул Вайапу (место нынешнего города Руатория ) после столкновения с Нгати Пору. В Заливе Островов их доставили вождям Нгапухи , чтобы они стали рабами. Уильямс, его брат Генри и Альфред Несбит Браун убедили нгапухи отказаться от рабов. Была предпринята попытка вернуть их на шхуне «Актив», но шторм сорвал эту попытку. Они вернулись в залив Островов, где получали религиозное обучение до следующего лета. [24]
В январе 1834 года шхуна « Фортитьюд» перевезла деревянный каркас дома, чтобы Джеймс Прис, его жена и Джон Морган могли основать миссию Пурири . Затем « Стойкость» доставила Уильяма Уильямса, Уильяма Йейта и Нгати Пору к Восточному мысу . [24] В период с июля по ноябрь 1834 года Уильямс и Альфред Несбит Браун гуляли по регионам Темзы и Вайкато.
В январе 1838 года он прошел от Восточного Кейпа до Туранги, залива Бедность, вместе с Уильямом Коленсо , Ричардом Мэтьюзом и Джеймсом Стэком . Уильям вернулся на Восточное побережье вместе с Ричардом Тейлором с марта по май 1839 года. Эти путешествия убедили Уильяма в необходимости основать миссию CMS на восточном побережье в районе Гисборна . [7] [25] Во время этих путешествий Уильям обнаружил, что христианские учителя-маори открыли школу в Рангитукии и часовню в Вакатуре. [26] Он выбрал землю для дома в Нгати Кайпохо па в Умукапуа, недалеко от Туранги. [26]
Миссия Ваймате
[ редактировать ]В 1834 году Уильямс был назначен в церковь Св. Иоанна Крестителя в миссии Те Ваймате . [27] 23 и 24 декабря 1835 года Чарльз Дарвин, его посетил в то время как HMS Beagle провел 10 дней в заливе Островов . [28] [29] Однако после публикации « Происхождения видов » Уильямс охарактеризовал дарвинизм как отрицание «работы всемогущего творца». [30]
Туранга и Варенга-а-хика, Миссия Бедного залива
[ редактировать ]Уильямс и его семья прибыли в Турангу, залив Бедность , 20 января 1840 года. [31] Первая миссионерская станция была построена на берегу реки Вайпаоа и получила название Каупапа (по плану; первый этап или шаг). [32] Школы, которыми руководили Уильям и Джейн, пользовались хорошей посещаемостью, в школе открылось пять классов для мужчин, два класса для женщин и классы для мальчиков. Занятия охватывали практические знания, а также преподавание Священного Писания. [32] К 1 июля 1841 года было крещено 622 взрослых, около 1300 также получили инструкции по крещению. [33] и общины, насчитывающие в среднем около 1800 человек. [34]
Джеймс Стэк был уэслианским миссионером в Кео ; затем позже присоединился к Церковному миссионерскому обществу . В 1839 году Джеймс Стэк и его жена Мэри присоединились к Уильяму Уильямсу на миссионерской станции в Туранге, а позже основали миссию в Рангитукии (1842–1847). [17] К 1840 году в округах Ист-Кейп и Бедность-Бэй насчитывалось около 20 религиозных учителей-маори, одним из них был Анару Матете из Ронгоухакааты , который, как считалось, помог Уильямсу основать станцию миссионерского общества Церковного Туранга. [35] [36]
Джордж Август Селвин , первый англиканский епископ Новой Зеландии, назначил Уильямса архидьяконом Восточно-Капской епархии 27 ноября 1842 года. [1] В число миссионеров CMS, назначенных в епархию, входили: Джордж Адам Кисслинг и Маргарет Кисслинг в Кавакаве ( Хикс-Бей ) с 1843 по 1846 год; [37] Чарльз и Ханна Бейкер в Уаве ( залив Толага ) с 1843 по 1851 год; Джеймс и Элизабет Хэмлин в Вайроа с 1844 по 1864 год; Уильям и Элизабет Коленсо в Вайтанги (Ахурири, Нейпир ) с 1844 года, пока Уильям Коленсо не был удален в 1852 году; [38] и Томас Сэмюэл Грейс в Туранге с 1850 по 1853 год. [26]
Уильямс жил в Туранге до 1850 года, когда он решил переместить станцию Туранга, Вакато , в Ваеренга-а-хика, новое место примерно в семи милях дальше вглубь страны. [39] В 1850 году Уильямс и его семья уехали в Англию, где он участвовал в успешных попытках вернуть своего брата Генри в члены Церковного миссионерского общества - Генри был уволен из CMS из-за его отказа следовать приказам епископа. Селвину отказаться от земли, которую Генри приобрел в Пакараке . [40] [41]
Уильямс вернулся в Варенга-а-Хика и жил там с 1853 по 1865 год. [26] 3 апреля 1859 года Уильямс был назначен первым епископом Вайапу , основав свою епархию в Варенга-а-Хика. [1] Рукоположение Раньеры Кавиа, первое, проведенное Уильямсом, произошло в Варепонге недалеко от Восточного мыса 17 февраля 1860 года. [42] Первый Синод епархии Вайапу состоялся в Варенга-а-хике 3 декабря 1861 года. В это время в епархии насчитывалось 10 священнослужителей, 6 священников и 4 дьякона. [43]
В 1865 году в епархии Вайапу было четырнадцать священнослужителей - шесть европейцев и восемь маори. Маори были: в Вайапу, Рота Вайтоа , Раньера Кавхия и Мохи Турей ; в Токомару Матиаха Пахева ; в Вайроа, Тамихана Хуата ; в Туранге — Харе Таваа; на Столовом Мысе — надзиратель Моэка; в Макету, Ишая Те Аху . [44] [45]
Церковь маори Вайапу, представляющая район от залива Хикс до мыса Тейбл (мыс Кахутара), полуостров Махия , собралась в Турангануи 30 октября 1870 года. На мероприятии присутствовало восемь священнослужителей, семь из которых были маори, а также миряне маори. Уильямс рукоположил Харе Таваа из Турангануи и Мохи Турей из Рангитукии в священники , а Ви Прейра из Хикс-Бей и Хоне Похуту в дьяконы . [46]
Договор Вайтанги - Договор
[ редактировать ]Уильямс пытался ограничить приобретение земли Новозеландской ассоциацией . [26] В письме Эдварду Гаррарду Маршу от 8 января 1840 года Уильямс объяснил свои планы последовать примеру своего брата Генри в приобретении земли в «доверенное владение» в пользу маори, у которых была куплена земля: «При движении в Турангу он Я намерен купить столько земли, сколько будет достаточно для жителей, и я также надеюсь сделать тот же шаг в Вайапу и Вайроа, и тогда я брошу вызов ассоциации». [47] Однако эта попытка была сорвана провозглашением губернатора Гиппса от 14 января 1840 года, которое аннулировало трастовый акт, передавший право собственности на землю Туранга; [48] в это время комиссия губернатора колонии Новый Южный Уэльс распространялась на любую землю, которая могла быть приобретена в Новой Зеландии.
После подписания Договора Вайтанги («Договор») Генри Уильямс прибыл в залив Бедности 8 апреля 1840 года на корабле «Ариэль» с копией Договора на языке маори («копия Договора Туранги»). В период с 5 мая по 9 июня 1840 года Уильям Уильямс представил копию Турангского договора лидерам Туранги, Уавы, Вакавитиры, Рангитукии и Токомару, чтобы вожди Восточного побережья могли подписать его; На копии Турангского договора стоит 41 подпись, ряд важных лидеров отказались подписать, в том числе Те Кани а Такирау из Уавы и Исраэль Те Хоукамау из Восточного Кейпа. [26] [49]
- Турангского договора Копия Договора Вайтанги об истории Новой Зеландии онлайн
В 1847 году Уильямс опубликовал брошюру, в которой защищал роль Церковного миссионерского общества в годы, предшествовавшие подписанию Договора, а также в отношении войны на севере , которую начал Хоне Хеке . [50] Уильямс буквально интерпретировал Договор Вайтанги. В июне 1861 года он написал губернатору Томасу Гору Брауну и раскритиковал «пагубную привычку» комиссаров по земле заставлять одного или двух человек подписывать контракты на продажу земли, не посоветовавшись со всем племенем. [51] Уильямс признал, что и Земельная лига Таранаки [52] а Движение королей маори или Кингитанга Вайкато отражало искреннее беспокойство среди маори по поводу того, каким образом правительство покупало землю. [51] [53]
Мирный (Круто)
[ редактировать ]Первая война Таранаки , продолжавшаяся с марта 1860 по 1862 год, привела к тому, что районы Восточного Кейпа и залива Бедность стали все более нестабильными. В Бедном заливе развилось движение «отречения». Вождь Нгати Кайпохо Рахарухи сообщил губернатору Томасу Гору Брауну , что маори не признают притязания королевы Виктории на управление ими и что земли, полученные поселенцами в заливе Бедности, должны быть возвращены. [54]
Пай Марире (Хаухау) переехали в залив Бедности в марте 1865 года. Маори из залива Бедность не были ни за, ни против хаухау. В то время как Ронгоухакаата иви защищали миссию, Уильямс потерял уверенность в безопасности миссии, когда некоторые вожди оказали поддержку Хаухау. [55] Ходили слухи, что Хаухау намеревались спровоцировать маори из Бедной бухты на какой-то акт насилия против епископа Уильямса, чтобы заставить их присоединиться к движению Хаухау. [55] 31 марта 1865 года Уильям и Джейн Уильямс и их дочери отправились в Нейпир на пароходе « Сент-Килда» . Однако Леонард остался в миссии. [55]
Уильямс вернулся в Паихию , где основал школу подготовки миссионеров маори в Хоротуту. [7] [56]
Миссия в Ваеренга-а-хике стала полем битвы. [57] После того, как Хаухау потерпели поражение, поддержка христианской веры у маори в заливе Бедности значительно снизилась, хотя она сохранялась там, где были миссионеры CMS и священнослужители маори. [58] В июле 1868 года Те Кути и группа Хаухау сбежали с островов Чатем и вернулись на восточное побережье. Бои начались снова, пока преследование Те Кути не закончилось . [59]
Резиденция в Нейпире
[ редактировать ]Хокс-Бей был добавлен к епархии Вайапу, и в мае 1867 года Уильям и Джейн Уильямс переехали в Нейпир , в котором собор Вайапу был центром епархии. Сэмюэл Уильямс , [60] его племянник и зять основали поместье Те Оте . Уильямс поддержал своего племянника в создании школы для мальчиков маори в поместье Те Оте, а в 1854 году открылся колледж Те Оте . [61] Уильямс также поддержал своих дочерей в создании школы для девочек-маори. была основана родная школа для девочек Хукарере, которая стала колледжем для девочек Хукарере В июле 1875 года в Нейпире . [61] Уильямс также работал над созданием средней школы для мальчиков Нэпие . [61]
Уильямс был рукоположен в епископа Вайапу 3 апреля 1859 года на заседании Генерального синода в Веллингтоне. [1] Уильямс оставался епископом, пока в 1876 году у него не случился инсульт, и он не ушел в отставку. Он умер в Нейпире 9 февраля 1878 года. [25] [62]
Публикации
[ редактировать ]- Словарь новозеландского языка и краткая грамматика (1844 г.)
- Уильямс, Уильям (1847). Простые факты о поздней войне в Северном округе Новой Зеландии - через Национальную библиотеку Австралии.
- Письма достопочтенному. Граф Чичестер (1851 г.) Доступно онлайн на ENZB
- Христианство среди новозеландцев (1867 г.) Доступно на сайте Archive.org.
Литература и источники
[ редактировать ]- Хью Карлтон, «Жизнь Генри Уильямса», Vol. Я (1874) . Переиздано издательством Early New Zealand Books (ENZB), Оклендский университет.
- Хью Карлтон, «Жизнь Генри Уильямса», Vol. II (1874 г.) . Переиздано издательством Early New Zealand Books (ENZB), Оклендский университет.
- Фрэнсис Портер. «Уильямс, Уильям - Биография» в Биографическом словаре Новой Зеландии (DNZB)
- Эванс, Рекс Д. (составитель) (1992) – Вера и сельское хозяйство Te huarahi ki te ora; Наследие Генри Уильямса и Уильяма Уильямса . Издано Evagean Publishing, 266 Shaw Road, Титиранги, Окленд, Новая Зеландия. ISBN 0-908951-16-7 (мягкая обложка), ISBN 0-908951-17-5 (твердая обложка), ISBN 0-908951-18-3 (в кожаном переплете)
- Фицджеральд, Кэролайн (2004) – « Письма из залива островов ». Саттон Паблишинг Лимитед, Великобритания; ISBN 0-7509-3696-7 (твердый переплет). Penguin Books, Новая Зеландия, (мягкая обложка) ISBN 0-14-301929-5
- Фицджеральд, Кэролайн (2011) – Te Wiremu – Генри Уильямс: Ранние годы на Севере , Huia Publishers, Новая Зеландия ISBN 978-1-86969-439-5
- Гиллис, Иэн и Джон (1998) – Пионеры Восточного побережья. Семейный портрет Уильямсов; Наследие земли, любви и партнерства . Издано The Gisborne Herald Co. Ltd, Гладстон-Роуд, Гисборн, Новая Зеландия. ISBN 0-473-05118-4
- Уильямс, Фредерик Ванклин. «Через девяносто лет, 1826–1916: жизнь и работа среди маори в Новой Зеландии: заметки из жизни Уильяма и Уильяма Леонарда Уильямса, первого и третьего епископов Вайапу» . Ранние новозеландские книги (NZETC).
- Уильямс, Уильям (1867) – Христианство среди новозеландцев . Лондон. Доступно онлайн на Archive.org.
- Уильямс, В. Журналы Туранги, 1840–1850 , изд. Ф. Портер. Веллингтон, 1974 г. Доступно в Интернете на сайте ENZB.
- Некролог, New Zealand Herald (11 февраля 1878 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (Ред). п. 586.
- ^ «Уильямс, Томас (? – ок. 1770)» . Центр диссидентских исследований доктора Уильямса. 2011 . Проверено 21 декабря 2013 г.
- ^ Дэниелс, Эйлир (2010). «Отчет об исследовании: преподобный Томас Уильямс, Госпорт, Хэмпшир (1724/25–1770)» . Проверено 21 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харви-Уильямс, Невил (март 2011 г.). «Семья Уильямс в 18 и 19 веках - Часть 1» . Проверено 21 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Харви-Уильямс, Невил (март 2011 г.). «Семья Уильямс в 18 и 19 веках - Часть 3» . Проверено 21 декабря 2013 г.
- ^ «Биографический справочник Блейна англиканского духовенства в южной части Тихого океана» (PDF) . 2015 . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Портер, Фрэнсис (1 сентября 2010 г.). «Уильямс, Уильям 1800–1878» . Биографический словарь Новой Зеландии. Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 17 сентября 2011 г.
- ^ Фицджеральд, Кэролайн (2004). Марианна Уильямс: Письма из залива островов . Penguin Books, Новая Зеландия. п. 103. ИСБН 0-14-301929-5 .
- ^ «Семья преподобного Уильяма Уильямса» . До 1839 года иностранцы в Новой Зеландии . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ Бойд, Мэри (1 сентября 2010 г.). «Уильямс, Сэмюэл – Биография» . Биографический словарь Новой Зеландии. Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 17 марта 2012 г.
- ^ Cyclopedia Company Limited (1902 г.). «Достопочтенный Генри Уильямс». Циклопедия Новой Зеландии: Провинциальный округ Окленд . Крайстчерч: Циклопедия Новой Зеландии . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ Портер, Фрэнсис (30 октября 2012 г.). «Уильямс, Уильям Леонард» . Биографический словарь Новой Зеландии. Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ НТЕТК
- ^ Flashoff, Рут (30 октября 2012 г.). «Уильямс, Анна Мария» . Биографический словарь Новой Зеландии. Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). стр. 587–588.
- ^ « Уильямс, Уильям » из Энциклопедии Новой Зеландии под редакцией А. Х. Маклинтока, первоначально опубликованной в 1966 году. Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, получено 9 января 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Роджерс, Лоуренс М. (1973). Те Вирему: Биография Генри Уильямса . Пегас Пресс.
- ↑ Журнал Генри Уильямса , 12 июля 1826 г.
- ^ Гиллис 1995, с. 48
- ^ Роджерс 1973, с. 25, б/н, с. 70
- ^ «Церковный миссионер-собиратель, декабрь 1844 г.» . Библия в Новой Зеландии . Адам Мэтью Диджитал . Проверено 13 октября 2015 г.
- ^ Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). п. 44.
- ^ Записано преосвященным доктором Терри Брауном, епископом Малаиты, Церковь провинции Меланезия, 2008 г. (10 ноября 1858 г.). «Статья без названия о переводе Библии маори» . Церковный журнал, Нью-Йорк . Проверено 30 ноября 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). п. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Эванс, Рекс Д. (составитель) (1992) – Вера и сельское хозяйство Te huarahi ki te ora; Наследие Генри Уильямса и Уильяма Уильямса , Evagean Publishing
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дерби, Марк (июль 2007 г.). «Вай 900 - Расследование Восточного побережья,« Ненарушенное владение »- Те Тирити о Вайтанги и маори Восточного побережья 1840–1865 (Обзорный отчет)» (PDF) . Руавайпу . Проверено 3 октября 2011 г.
- ^ Бедгуд, МЫ (1971). Краткая история баптистской церкви Святого Иоанна Те Ваймате . Новости, Спикеры.
- ^ Чарльз Дарвин, Журнал кругосветного путешествия , 1831–1836 гг.
- ^ Фицджеральд, Кэролайн (2004) Письма из залива островов с. 219-230
- ^ Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). п. 609.
- ^ Уильямс, Уильям. «Церковный миссионер-собиратель, апрель 1841 г.» . Формирование церковной миссии в Туранге, или заливе Бедности, Новая Зеландия . Адам Мэтью Диджитал . Проверено 9 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фаулер, Лео (1974). Те Мана о Туранга . Penrose Printing / Фонд исторических мест Новой Зеландии. п. 1 и 4.
- ^ «Церковный миссионер-собиратель, июль 1842 г.» . Прогресс Евангелия в восточных округах Новой Зеландии . Адам Мэтью Диджитал . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ «Миссионерский реестр» . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. 1842. стр. 471–475 . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ «Христианский хранитель. Страницы 393–394» . Журнал англиканской церкви. Октябрь 1840 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Гордон, Питер. «Матете, Анару» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату Таонга . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Церковный миссионер-собиратель, август 1844 года» . Формирование станции в Кауакауа, залив Хикс . Адам Мэтью Диджитал . Проверено 13 октября 2015 г.
- ^ Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). п. 40.
- ^ Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). стр. 582–583.
- ^ Карлтон, Хью (1877). «Том II» . Жизнь Генри Уильямса . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. стр. 260–281.
- ^ Уильямс, Фредерик Ванклин (1939). Через девяносто лет, 1826–1916: Жизнь и работа среди маори в Новой Зеландии: Записки из жизни Уильяма и Уильяма Леонарда Уильямса, первого и третьего епископов Вайапу . Ранние новозеландские книги (NZETC). стр. 124–126.
- ^ Уильямс, Фредерик Ванклин (1939). Через девяносто лет, 1826–1916: Жизнь и работа среди маори в Новой Зеландии: Записки из жизни Уильяма и Уильяма Леонарда Уильямса, первого и третьего епископов Вайапу . Ранние новозеландские книги (NZETC). п. 162.
- ^ Уильямс, Фредерик Ванклин (1939). Через девяносто лет, 1826–1916: Жизнь и работа среди маори в Новой Зеландии: Записки из жизни Уильяма и Уильяма Леонарда Уильямса, первого и третьего епископов Вайапу . Ранние новозеландские книги (NZETC). п. 175.
- ^ Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). стр. 587–588.
- ^ Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). стр. 588–590.
- ^ Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). п. 607.
- ^ Дерби (2007), Wai 900 - расследование Восточного побережья (отчет об обзоре), стр. 23, цитирует письмо Уильяма Уильямса Эдварду Гаррарду Маршу , 8 января 1840 г.
- ^ Дерби (2007) Wai 900 - Расследование Восточного побережья (Отчет об обзоре), стр. 41.
- ^ Оливер, Стивен. «Ихарайра Те Хоукамау» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ Преподобный. Уильям Уильямс (1847 г.). Простые факты о войне на севере . Интернет-издатель – Государственная библиотека Виктории, Австралия: Филип Кунст, Шортленд-стрит, Окленд . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). п. 591.
- ^ Коуэн, Джеймс (1955). «Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторского периода: том I: 1845–1864; глава 15: Таранаки и Земельная лига» . НЗЕТК . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ «Уильям Уильямс» . История Новой Зеландии в Интернете . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). п. 593.
- ^ Перейти обратно: а б с Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). п. 595.
- ^ Гиллис, Иэн и Джон (1998) – Пионеры Восточного побережья. Семейный портрет Уильямсов; Наследие земли, любви и партнерства
- ^ Уильямс, Фредерик Ванклин (1939). Через девяносто лет, 1826–1916: Жизнь и работа среди маори в Новой Зеландии: Записки из жизни Уильяма и Уильяма Леонарда Уильямса, первого и третьего епископов Вайапу . Ранние новозеландские книги (NZETC). стр. 218–230.
- ^ Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). п. 600.
- ^ Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). п. 603.
- ^ Бойд, Мэри (1 сентября 2010 г.). «Уильямс, Сэмюэл – Биография» . Биографический словарь Новой Зеландии. Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). стр. 602–604.
- ^ Уильямс, Уильям (1974). Журналы Туранги, 1840–1850 гг . Ф. Портер (ред.). п. 610.
- 1800 рождений
- 1878 смертей
- Духовенство из Ноттингема
- Англиканские епископы XIX века в Новой Зеландии
- Англиканские миссионеры в Новой Зеландии
- Английские англиканские миссионеры
- Договор Вайтанги
- Евангелические лидеры Новой Зеландии
- Англиканские епископы Вайапу
- Люди, получившие образование в университетской гимназии Саутвелл-Минстер.
- Выпускники Колледжа Церковного миссионерского общества, Ислингтон
- Выпускники Хартфордского колледжа Оксфорда
- Английские эмигранты в Новой Зеландии
- Переводчики Библии на язык маори
- Семья Уильямс (Новая Зеландия)