Jump to content

Доброго мира

Движение Пай Марире (широко известное как Хаухау ) — синкретическая религия маори, основанная в Таранаки пророком Те Уа Хаумене . Он процветал на Северном острове примерно с 1863 по 1874 год. [ 1 ] Пай Марире включил в себя библейские и духовные элементы маори и пообещал своим последователям избавление от « пакеха » (британского) господства. [ 2 ] Хотя Пай Марире был основан с мирными мотивами (его название означает «добрый и мирный»), он стал известен благодаря экстремистской форме религии, известной европейцам как «Хаухау». [ 3 ] Рост и распространение насильственных высказываний Пай Марире были во многом ответом на военные операции правительства Новой Зеландии против маори Северного острова, которые были направлены на проявление европейского суверенитета и получение большего количества земель для поселений белых; [ 2 ] историк Б. Дж. Далтон утверждает, что после 1865 года вооруженных маори почти всегда называли хаухау. [ 4 ]

Губернатор Джордж Грей начал кампанию подавления этой религии в апреле 1865 года, кульминацией которой стали рейды на десятки деревень в Таранаки и на восточном побережье и арест более 400 приверженцев, большинство из которых были заключены в тюрьмы на островах Чатем . Элементы религии были включены в религию Рингату или «Поднятая рука», основанную в 1868 году Те Кути , сбежавшим из заключения на островах Чатем. [ 5 ]

По данным переписи населения Новой Зеландии 2006 года , 609 человек назвали «Хаухау» своей религией. [ 6 ]

Восстание пророка

[ редактировать ]
Пророк Те Уа Хаумене, около 1866 года.

Те Уа Хаумене родился в Таранаки, Новая Зеландия, в начале 1820-х годов. Он и его мать были схвачены и порабощены конкурирующим племенем в 1826 году. В плену он научился читать и писать на языке маори и начал изучать Новый Завет . Он был крещен преподобным Джоном Уайтли в Уэслианской миссии в Кавиа в 1834 году и получил имя Хоропапера Тувакараро, что является транслитерацией имени Джон Зоровавель . [ 7 ] Позже он вернулся в Таранаки.

В 1850-х годах он стал сторонником Королевского движения , которое выступало против дальнейшего расширения европейского суверенитета и продажи земель европейским поселенцам, а в 1860-х годах боролся против колониальных сил в Первой Таранакской войне. [ 8 ] и Война Вайкато , в которой он также выступал в качестве капеллана солдат маори. К началу 1860-х годов Те Уа входил в состав рунанги (местного совета управления), который управлял местным самоуправлением, а также следил за тем, чтобы граница земли, покрытой маной короля маори, не была нарушена.

К тому времени были заложены краеугольные камни религиозного учения Те Уа. Он считал, что маори имеют право защищать границы своей территории; верил в национальное спасение маори от белых поселенцев; и подозревал, что миссионеры помогали и способствовали потере земель маори.

Возвышение Те Уа до роли пророка последовало за инцидентом в сентябре 1862 года, когда британский пароход «Лорд Уорсли» потерпел крушение у побережья Таранаки, и местные маори обсуждали, какие действия следует предпринять с грузом и командой. Те Уа, живший тогда в Верероа Па, недалеко от Вайтотары , утверждал, что товары, спасенные с судна, следует отправлять в Нью-Плимут нетронутыми, но это было проигнорировано, и вместо этого груз был разграблен. [ 7 ] 5 сентября, огорченный произошедшим, он заявил, что ему было видение, в котором Архангел Гавриил [ 8 ] объявил ему, что дни Библии последние уже близки и что Бог избрал его пророком, который изгонит пакеев и вернет Израилю (маори) право первородства на земле Ханаанской (Аотеароа/Новая Зеландия) - добавление религиозного аспекта к вопросу независимости маори, который до этого был чисто политическим движением. [ 7 ]

Существуют противоречивые сообщения о реакции Те Уа на видение: утверждается, что он убил своего ребенка, объясняя в письме, распространенном среди племен, что это было искупление для его народа, «забывчивого, опустошенного и сомневающегося». [ 8 ] хотя есть также утверждения, что он сломал ребенку ногу и чудесным образом исцелил ее. [ 7 ] Когда начали распространяться слухи о Те Уа, он быстро приобрел репутацию обладателя других чудесных способностей. [ 7 ] Мнение среди поселенцев было менее сочувствующим: епископ Уильям Уильямс утверждал, что Те Уа проявлял явные признаки безумия, а колониальный солдат и историк Т. В. Гаджен утверждал, что до сих пор его считали «безобидным сумасшедшим» со «слабым интеллектом, но мирным характером». . [ 7 ]

Формирование и распространение религии

[ редактировать ]

Те Уа начал формулировать свою новую религию, дополненную священной книгой Уа Ронго Пай ( Евангелие от Уа ), которая сочетала в себе элементы ветхозаветной морали, христианской доктрины и традиционной религии маори. Целью было создание мирного общества, в котором восторжествовали бы праведность и справедливость. Они верили, что являются вторым «избранным народом» и что с божественной помощью они вернут себе контроль над своей наследственной землей. [ 8 ] когда создатель, Иегова , сражался за них и изгнал англичан в море. [ 9 ] Чтобы помочь ему распространять религию, Те Уа выбрал троих мужчин – Тахутаки, Гепенайю и Ви Парару.

Принятие религии некоторыми маори также сигнализировало об отказе от христианства и недоверии к миссионерам по поводу их участия в покупке земли. [ 10 ]

Религия получила широкую поддержку среди маори Северного острова и стала тесно связана с Движением королей маори . [ нужна ссылка ] но также стал причиной глубокой обеспокоенности среди европейских поселенцев, поскольку объединил племена в противостоянии пакеха. [ 11 ] и помог вдохновить ожесточенное военное сопротивление колониальным силам, особенно во время Второй войны Таранаки , проходившей в то время.

Нападение Ахуаху, апрель 1864 г.

[ редактировать ]

Среди поселенцев существование новой религии было привлечено к драматическому вниманию после серии нападений в апреле и мае 1864 года. 6 апреля отряд под предводительством Тахутаки и Гепеная организовал экспедицию в деревню Ахуаху, расположенную среди густого кустарника к югу от Оакура. , недалеко от Нью-Плимута, полагая некоторым Пакеха будет передан в их руки. [ 9 ] Группа застала врасплох объединенные силы 57-го полка и недавно сформированных военных поселенцев Таранаки, в общей сложности 101 человек, когда они отдыхали без оружия во время миссии по уничтожению местных посевов. Силы маори убили семь и ранили 12 солдат-поселенцев. Тела семи погибших, включая их командира, капитана Т.В.Дж. Ллойда , были раздеты донага и обезглавлены. У одного из солдат также была удалена нога. [ 12 ]

Легкая победа маори над численно более сильными силами под руководством британцев дала мощный импульс движению Пай Марире и подтвердила в сознании многих маори защиту архангела Гавриила, пророком которого теперь считался Те Уа. Число приверженцев росло, и обряды Пай Марире продолжали развиваться, некоторые из них включали отрубленные головы убитых солдат, через которые Те Уа утверждал, что общается с Иеговой. [ 9 ]

Нападение на Сторожевую гору, апрель 1864 г.

[ редактировать ]
Редут Сторожевого холма, Таранаки, 1863 год.

Три недели спустя, 30 апреля 1864 года, 200 воинов продемонстрировали свою веру в божественную защиту, маршируя к редуту Сторожевого холма в 9 км к северо-западу от Нью-Плимута. Редут, расположенный на вершине холма, защищали 75 имперских солдат и два миномета «Кехорн» . Атиава Маори восприняла строительство форпоста на своей земле как вызов и сформировала военный отряд из лучших бойцов западного побережья Иви. Когда они попали под обстрел с близкого расстояния, они защищались от огня, только подняв правые руки вверх и скандируя. В результате нападения погибла пятая часть сил маори. [ 13 ]

В интервью 1920 года историку Джеймсу Коуэну Те Каху-Пукоро, боец, принимавший участие в нападении, объяснил: «Религия Пай-марире была тогда новой, и мы все находились под ее влиянием и твердо верили в учение Те Уа и его апостолы были во главе военного отряда. Он был нашим пророком. Он научил нас пай-марире каракиа (песню) и сказал нам, что если мы. повторял это, когда мы шли в бой, пули Пакеха не поразили бы нас. В это мы все верили». [ 13 ]

Под предводительством Хепанайи воины участвовали в священных церемониях вокруг шеста в Манутахи па, где присутствовали все главные вожди таранаков: Вирему Кинги и Кинги Паренгаренга, а также Те Вити и Тоху Какахи , оба из которых позже стали пророками в Парихаке. . Отряд, вооруженный мушкетами, дробовиками, томагавками и копьями, двинулся к Сторожевому холму и в 8:00 начал атаку, поднявшись по склону, ведущему к редуту. Те Каху-Пукоро вспоминал:

Мы не наклонялись и не ползли, приближаясь к редуту; мы шли прямо (haere tu tonu) и, приближаясь к форту, неуклонно пели наш гимн Пай-марире.

Солдаты, спрятавшиеся за высоким бруствером, не открывали по нам огонь, пока мы не оказались на близком расстоянии. Затем пули густо пронеслись среди нас, близко, как пальцы на моей руке. Солдаты направляли свои винтовки через бойницы в бруствере и между пространствами наверху (между мешками с песком и землей) и, таким образом, могли вести по нам страшный огонь в полной безопасности для себя. В нас палило два ряда винтовок. Мы продолжали наступление, стреляя и выкрикивая боевые кличи. Теперь мы выкрикивали заклинание «Хапа» («Пройди мимо»), которому нас научила Гепанайя, чтобы пули пролетали над нами, не причиняя вреда: «Хапа, хапа, хапа! Хау, хау, хау! Пай-марире, рире, рире – хау! При этом мы держали правые руки поднятыми, ладонями вперед, на уровне головы – знак ринга-ту. Мы считали, что это позволит отразить вражеские пули; это была вера, которой всех нас вдохновил Те Уа и его апостолы.

Пули пронзили наши ряды. «Хапа, хапа!» наши люди кричали после выстрела, но упали. «Хапа!» воин кричал, подняв правую руку, чтобы отвести вражеские пули, и с оханьем – вот так – падал замертво. Туакана (старший брат) в семье падал с «Хапа!» на его губы падал тогда тэйна (младший брат); тогда старый отец падал замертво рядом с ними. [ 13 ]

Около 34 маори и один имперский солдат были убиты. [ 12 ] Среди застреленных почти в упор были вожди Хепанайя, Кинги Паренгаренга (Таранаки), Тупара Кейна (Нгатиава), Тамати Хонэ (Нгати Руануи) и Харе Те Кокаи, которые выступали за лобовую атаку на редут. По словам Коуэна, резня временно ослабила новое доверие к Пай-марире, но у Те Уа было удовлетворительное объяснение: виноваты были те, кто пал, потому что они не питали абсолютной веры в каракию или заклинание. [ 13 ]

Битва при Мутоа, май 1864 г.

[ редактировать ]

Две недели спустя, 14 мая, военный отряд Пай Марире из верховьев реки Уонгануи двинулся к поселению Вангануи , намереваясь совершить набег на него. В так называемой битве при Мутоа купапа Нижнего Вангануи (маори, верные королеве) разгромил военный отряд, убив 50 из них, включая пророка Матене Рангитауиру. [ 14 ]

Освободившиеся поселенцы установили на этом месте первый в Новой Зеландии военный мемориал, сегодня известный как Сады Мутоа , с надписью: «В память тех храбрых людей, которые пали в Мутоа 14 мая 1864 года в защиту закона и порядка от фанатизма и варварства». . [ 15 ]

Убийства на Восточном побережье, март, апрель 1865 г.

[ редактировать ]
Маршруты эмиссаров Пай Марире на Северном острове, 1865 г.

Неудачи на Сторожевом холме и острове Мутоа укрепили веру маори в движение Те Уа, поскольку они были убеждены в том, что поражения были вызваны неповиновением лидеру со стороны пророков Гепаная и Матене. Еще больше иви присоединились к Те Уа. В начале 1865 года эмиссары несли высушенные дымом отрубленные головы. [ 11 ] были отправлены из Таранаки вождю Хирини Те Кани в Бедность-Бей через Вангануи и Таупо двумя партиями - одна через Роторуа , Факатане , Опотики и Восточный Кейп , а другая через центр острова через Руатахуну и Вайроа .

Эмиссарам было приказано действовать мирно и заручиться поддержкой прошедших мимо племен, делегируя свои духовные силы ведущим новообращенным в каждом племени, каждый из которых взял на себя обязанности священника Пай Марире. [ 11 ] Но 23 февраля группа столкнулась в Пипирики недалеко от Вангануи с маори, лояльными правительству Новой Зеландии и с тех пор решившими убивать миссионеров, с которыми они столкнулись. [ 10 ]

Среди европейских поселенцев росло беспокойство по поводу растущего влияния Пай Марире. В письме местному министру магистрат-резидент Центрального Вангануи предупредил: «Фанатизм Хаухау очень быстро распространяется в провинции, и я боюсь, что он станет причиной больших бед. Сейчас он является основой движения короля ». [ 10 ]

Предупреждение пришло слишком поздно, чтобы спасти жизнь одного миссионера Северного острова. В Таупо вербовочная группа Пай Марире обыскала дом преподобного Томаса Сэмюэля Грейса , а в Опотиках 2 марта застрелила, повесила и обезглавила уроженца Германии преподобного Карла Сильвиуса Фёлкнера . Его голову отвезли в местную церковь, где ему вырвал глаза и съел пророк Кереопа Те Рау . [ 16 ] Утверждалось, что убийство было отчасти местью за деятельность Фёлкнера по шпионажу за местными маори в пользу правительства. [ 3 ] но, возможно, это также было мотивировано желанием Кереопы нанести ответный удар правительству местному Те Вакатохеа Маори в качестве расплаты за более раннюю межплеменную битву с его Те Арава иви . [ 17 ]

Грейс, сбежавшая из Таупо в Опотики, была арестована и предана суду партией Пай Марире. Две недели спустя он был спасен из плена британским военным кораблем HMS Eclipse после попытки местных лидеров Пай Марире обменять его на вождя Тауранги Хори Тупаеа . находившегося в тюрьме [ 17 ]

22 июля пророк Таранаки Хоромона возглавил убийство капитана и двух из трех членов экипажа шхуны « Кейт» в Вакатане.

Правительственное подавление

[ редактировать ]
Пророк Патара Раукатаури.

29 апреля 1865 года губернатор Джордж Грей издал прокламацию, осуждающую «отвратительные действия... отвратительные всему человечеству», совершенные последователями Пай Марире, и предупредил, что правительство будет «сопротивляться и подавлять силой оружия, если это необходимо, и всеми средствами в моя сила, фанатические доктрины, обряды и практики вышеупомянутого характера». [ 5 ]

Хоромона и Киримангу были повешены за убийства, совершенные 22 июля на шхуне « Кейт» , а коалиция правительства и лояльных сил маори во главе с провинции Хокс-Бей суперинтендантом Дональдом Маклином приступила к миссии по подавлению религии на восточном побережье. С июня по октябрь 1865 года на Восточном побережье шла настоящая гражданская война, кульминацией которой стала битва при Ваеренга-а-Хика в заливе Бедность в ноябре. [ 2 ] В ходе кампании были арестованы сотни последователей, в то время как в Таранаки отдельная кампания, возглавляемая все более сопротивляющимся британским командующим генералом Дунканом Кэмероном , совершила рейды на десятки деревень с целью арестовать еще сотни сторонников.

В феврале 1866 года Те Уа был захвачен возле Опунаке в Таранаки сменившим Кэмерона генерал-майором Тревором Чутом . Чут утверждал, что Те Уа был немедленно оставлен всеми жителями его деревни, которые принесли присягу на верность Короне и были освобождены. Он сообщил, что купапа (верные) маори настаивали на его немедленной казни. Те Уа был доставлен в Вангануи, и по пути он написал своим сторонникам на Северном острове, призывая: «Пусть злу будет положен конец… чтобы генерал мог прекратить операции против вас». [ 5 ]

Те Уа и Патара были освобождены в Окленде, и большинство других лидеров были помилованы, но Грей перевез 400 последователей Восточного побережья, включая Те Кути , на острова Чатем для заключения в тюрьму. [ 2 ] Элементы Пай Марире позже были включены в религию Рингату , основанную Те Кути.

Те Уа умер в Оэо в Таранаки в октябре 1866 года.

Обряды и верования

[ редактировать ]

Последователи Те Уа идентифицировали себя с евреями, называли своих министров Теу (евреи) и принимали еврейский седьмой день — субботу . Они верили, что являются вторым Избранным народом и что с божественной помощью они вернутся из пустыни на свободу на своей наследственной земле. [ 8 ] Те Уа учил, что Создатель, Иегова , будет сражаться за них и изгонит англичан в море. [ 9 ]

Когда последний враг погибнет, каждый маори, умерший от начала мира, воскреснет и предстанет перед Зоровавелью, исцеленный от всех болезней и немощей. Люди будут посланы с небес, чтобы научить маори всем искусствам и наукам, известным европейцам. Их первый великий день избавления наступит в декабре 1864 года. [ 9 ] Он призвал мужчин и женщин отказаться от моногамии и жить вместе, чтобы иметь как можно больше детей. [ 9 ]

Службы проводились на ниу — высоком столбе, часто высотой около 18 м, с реями, на которых висели веревки. Первым из этих ню была мачта лорда Уорсли . Члены общины обходили ниу несколько раз в день, распевая и прикасаясь к отрубленной голове, установленной на шесте, пока священники проводили молитвенные службы. Историк Бэббидж писал: «Во время ритуала прихожане доводили себя до состояния, граничащего с безумием, пока каталепсия часто не приводила их в прострацию». [ 9 ]

песнопения преданных, окружавших ниу, как «смесь христианских и древних концепций, солдатских и матросских терминов, английского языка и языка маори с вкраплениями лающего лозунга культа». Один европейский комментатор описал [ 18 ] Говорят, что «ангелы ветра» присутствовали во время службы, поднимаясь и спускаясь по веревкам, свисающим с рея мачты. [ 9 ] К концу 1865 года ню стояли почти в каждой крупной деревне от Таранаки до залива Пленти и от севера района Веллингтон до границы Вайкато . [ 11 ]

песнопения

[ редактировать ]

Историк Джеймс Коуэн описал многие песнопения как «просто бессмысленные последовательности английских слов, округленных до более мягкого языка маори ; другие были либо транслитерацией, либо неправильным произношением частей служб англиканской церкви с примесью латыни из римско-католического ритуала. Некоторые фразы были военные ордена, полученные в солдатских лагерях. Некоторые другие имели морское происхождение; Те Уа держал компас, как любой моряк Пакеха». [ 11 ]

Пение началось:

Стреляй, стреляй, стой, делись, четыре — Станция!
Поднимите, поднимите, поднимите, услышьте, поднимите, тонна, тонн пик — Станция!
Дорога, дорога вверх, дорога, слышишь, автобус, автобус вверх — Станция!
Бум, бум, бум, бум, бум — Станция!
Моутени, пики моутени, слушай моутени, пики ню, слушай ню — Станция!
Нота, на пихи, на хихи, норити мино, норити, колони — Станция!
Ешь, пей, чай, музыку слушай, за углом — Вокзал!
Хема, рура вини, ту мате вини, каму те — Станция!

(Перевод)

Убить, раз, два, три, четыре — Внимание!
Река, большая река, длинная река, камень, большой камень — Внимание!
Дорога, большая дорога, длинная дорога, куст, большой куст — Внимание!
Длинный куст, длинный камень, холм, большой холм, длинный холм — Внимание!
Гора, большая гора, длинная гора, большой посох, длинный посох — Внимание!
Север, север-восток, но-нор-восток, нор-восток-север, северо-восток, колония — Внимание!
Приходите на чай все мужчины вокруг ню... Внимание!
Сим, управляй ветром, слишком сильный ветер, приходи на чай... Внимание! [ 11 ]

Божественная защита в бою

[ редактировать ]

Те Уа учил, что богослужение и строгое следование его наставлениям сделают их неуязвимыми для пуль, если под огнем они поднимут правую руку и закричат: «Хапа! Хапа! Пай Марире, хау! Хау! Хау!» «Хапа» означало пройти мимо или отразить, а восклицание «Хау!» в конце припева - слова одного солдата были произнесены так, что это звучало как лай собаки [ 19 ] – имело буквальное значение «ветер», но относилось к жизненному принципу или жизненной искре человека, тогда как ангелов ветра называли «Анахера хау». [ 9 ]

Подобная вера в мистическую силу предотвращения пуль ранее сообщалось среди групп в Африке и Азии. [ 11 ] и Америке, например, « Движение рубашек-призраков» .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уокер, Рангинуи (1990). Мы все равно будем сражаться: борьба без конца . Окленд: Пингвин. стр. 130–132. ISBN  0-14-013240-6 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Кинг, Майкл (2003). История пингвинов Новой Зеландии . Окленд: Пингвин. стр. 216–218. ISBN  0-14-301867-1 .
  3. ^ Jump up to: а б Пол Кларк, «Хаухау: Пай-Мари в поисках идентичности маори» (1975), цитируется Белихом в «Новозеландских войнах» (1986), глава 11.
  4. ^ Далтон, Би Джей (1967). Война и политика в Новой Зеландии 1855-1870 гг . Сидней: Издательство Сиднейского университета. стр. 207–208.
  5. ^ Jump up to: а б с С. Бартон Бэббидж, «Хаухауизм: эпизод в войнах маори 1863–1866 гг.», Глава 5. AH & AW Reed, Данидин, 1937 г.
  6. ^ «Религиозная принадлежность (Общий ответ)» . Департамент статистики Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 15 ноября 2013 года . Проверено 29 января 2014 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж С. Бартон Бэббидж, «Хаухауизм: эпизод войн маори 1863–1866 гг.», Глава 1. AH & AW Reed, Данидин, 1937 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Синклер, Кейт (2000). История Новой Зеландии . Окленд: Пингвин. п. 396. ИСБН  0-14-029875-4 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я С. Бартон Бэббидж, «Хаухауизм: эпизод войн маори 1863–1866 гг.», Глава 2. AH & AW Reed, Данидин, 1937 г.
  10. ^ Jump up to: а б с С. Бартон Бэббидж, «Хаухауизм: Эпизод в войнах маори 1863–1866 гг.», Глава 3. AH & AW Reed, Данидин, 1937 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Джеймс Коуэн, Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторского периода: Том II, Глава 1, 1922 г.
  12. ^ Jump up to: а б Б. Уэллс, История Таранаки, глава 24, 1878 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д Джеймс Коуэн, Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторского периода: Том II, глава 2, 1922 г.
  14. ^ Джеймс Коуэн, Том 2, глава 3
  15. ^ «Мемориал военных действий в садах Мутоа, Новая Зеландия» . История Новой Зеландии в Интернете . Историческая группа Министерства культуры и наследия Новой Зеландии. 13 марта 2013 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
  16. ^ «Церковный миссионер, собирающий урожай, сентябрь 1865 года» . Смерть преподобного К. С. Фолькнера . Адам Мэтью Диджитал . Проверено 24 октября 2015 г.
  17. ^ Jump up to: а б С. Бартон Бэббидж, «Хаухауизм: эпизод войн маори 1863–1866 гг.», Глава 4. AH & AW Reed, Данидин, 1937 г.
  18. ^ Дж. М. Кизинг, «Изменяющиеся маори», Мемуары Совета этнологических исследований маори, 1928, цитируется Бэббиджем, глава 2.
  19. Лейтенант Гаджен, цитируется Бэббиджем, глава 2.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кларк, П. (1975) Хаухау: Пай Марире в поисках идентичности маори . Издательство Оклендского университета/Издательство Оксфордского университета.
  • Глава, LF (1992) Евангелие Те Уа Хаумене. Журнал Полинезийского общества , том 101:7-44. Полный текст собственного экземпляра Те Уа, который сейчас находится в коллекции Грея Публичной библиотеки Окленда.
  • Лайалл, AC (1979) Вакатоя из Опотики . АХ и А.В. Рид.
  • «Религии Таранаки», 2001, NJ Monsters TWOR, 2003.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8851cda8b4ee5a1de0e0c8534a1b1785__1721812260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/85/8851cda8b4ee5a1de0e0c8534a1b1785.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pai Mārire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)