Приход
Приход | |
---|---|
Координаты: 39 ° 17'17,9 "ю.ш., 173 ° 50'25,3" в.д. / 39,288306 ° ю.ш., 173,840361 ° в.д. | |
Страна | Новая Зеландия |
Область | Таранаки |
Округ | Южный район Таранаки |
Население | |
• Общий | Менее 100 |

Парихака — община в регионе Таранаки в Новой Зеландии , расположенная между горой Таранаки и Тасмановым морем . В 1870-х и 1880-х годах поселение, считавшееся тогда крупнейшей деревней маори в Новой Зеландии, стало центром крупной кампании ненасильственного сопротивления европейской оккупации конфискованных земель в этом районе. Были отправлены вооруженные солдаты, которые арестовали лидеров мирного сопротивления и многих жителей маори, часто удерживая их в тюрьме месяцами без суда и следствия.
Деревня была основана примерно в 1866 году вождями маори Те Вити о Ронгомаи и Тоху Какахи на земле, захваченной правительством во время после новозеландских войн конфискации земель в 1860-х годах. Население деревни выросло до более чем 2000 человек, что привлекло маори, которые были лишены своей земли в результате конфискации. [1] и впечатляет европейских посетителей своей чистотой и промышленностью, а также обширными посевами, производящими товарные культуры, а также продуктами питания, достаточными для того, чтобы прокормить своих жителей.
Когда приток европейских поселенцев в Таранаки создал спрос на сельскохозяйственные угодья, который превысил их наличие, правительство Серых активизировало усилия по обеспечению права собственности на землю, которую оно конфисковало, но впоследствии не использовало для заселения. С 1876 года некоторые маори в Таранаки принимали выплаты «без вины», называемые такоха компенсацией , в то время как некоторые хапу , или субплеменные группы, находившиеся за пределами зоны конфискации, брали государственные платежи, чтобы позволить провести обследование и заселение. [2] Маори возле Парихаки и равнин Ваймате отказались от платежей, однако правительство в ответ разработало планы по захвату земли силой. [3] В конце 1878 года правительство начало обследование земли и выставление ее на продажу. Те Вити и Тоху ответили серией ненасильственных кампаний, в ходе которых они сначала распахали сельскохозяйственные угодья поселенцев, а затем возвели заборы вдоль дорог, чтобы убедить правительство в его праве занимать конфискованную землю, на которую, по их мнению, они все еще имели права, учитывая неспособность правительства предоставить обещанные резервы. [4] Кампании вызвали серию арестов, в результате которых более 400 маори были заключены в тюрьму на Южном острове, где они оставались без суда в течение 16 месяцев с помощью ряда новых репрессивных законов. [5]
По мере того как среди белых поселенцев росли опасения, что кампания сопротивления является прелюдией к возобновлению вооруженного конфликта, [6] Правительство Холла начало планировать военное нападение на Парихаку, чтобы закрыть его. [7] Под давлением местного министра Джона Брайса правительство наконец приняло меры в конце октября 1881 года, когда сочувствующего губернатора не было в стране. Под предводительством Брайса верхом 1600 солдат и кавалерия вошли в деревню на рассвете 5 ноября 1881 года. [8] Солдат встретили сотни прыгающих и поющих детей, предлагающих им еду. Те Вити и Тоху были арестованы и заключены в тюрьму на 16 месяцев, 1600 жителей Парихака были изгнаны и рассеяны по всему Таранаки без еды и крова, а остальным 600 жителям были выданы правительственные пропуска для контроля над их передвижением. Солдаты разграбили и разрушили большую часть зданий в Парихаке. Земля, которая была обещана в качестве резерва комиссией по расследованию конфискации земель, позже была конфискована и продана для покрытия расходов на подавление сопротивления Те Вити, в то время как другие были сданы в аренду европейским поселенцам, лишив маори возможности участвовать в принятии решений по землепользованию.
В своем крупном отчете за 1996 год Трибунал Вайтанги заявил, что события в Парихаке наглядно продемонстрировали антагонизм правительства по отношению к любому проявлению политической независимости маори. В нем отмечалось: «Яркая и продуктивная община маори была уничтожена, и требовался полный государственный контроль над всеми вопросами маори с полной властью над социальным порядком маори». [9] Историк Хейзел Райзборо также считала, что центральным вопросом, мотивирующим вторжение, была мана Те Вити : «Европейцы были обеспокоены своим превосходством и доминированием, которое, как им казалось, можно было обеспечить только путем уничтожения маны . Пока он оставался в Парихаке, он представлял собой угроза европейскому превосходству в том, что он предложил своему народу альтернативу тому образу жизни, который европейцы стремились навязать им». [10]
Международный фестиваль мира Парихака проводится здесь ежегодно с 2006 года.
Поле
[ редактировать ]Рангикапуя, Те Нихо, Тороануи и Махикуаре В местном марае Парихака теперь есть дома собраний . [11] Это место встречи племен таранаки - хапу и Нгати Хаупото Нгати Моэаху . [12]
В октябре 2020 года правительство выделило 457 693 доллара из Фонда роста провинции на модернизацию молитвенного дома Тороануи, создав 6 рабочих мест. [13]
Урегулирование
[ редактировать ]
Поселение Парихака было основано примерно в 1866 году, в конце Второй Таранакской войны и через год после того, как почти все земли маори в Таранаки были конфискованы правительством для наказания «мятежных» маори. Поселение было основано вождем маори и ветераном Таранаки войн Те Вити о Ронгомаи как средство дистанцирования от европейских контактов и связей с воинственными группами маори. [1] Па . располагался на виду от горы Таранаки и моря, на поляне, окруженной невысокими холмами, рядом с ручьем, известным как Вайтотороа (вода долгой крови) К нему присоединились его коллега-вождь Тоху Какахи и близкий родственник Те Вету. Позже в том же году король Тавиао отправил 12 «апостолов» жить в Парихаке, чтобы укрепить связи между вайкато и таранаки маори, которые выступали против дальнейшей продажи земли правительству или белым поселенцам. [14] В течение года поселение выросло и в нем разместилось более 100 больших китов (домов) с соломенными крышами вокруг двух мараэ , а к 1871 году его население, как сообщается, составляло 300 человек. Медицинский офицер Таранаки посетил его в 1871 году и сообщил об изобилии еды, хороших кухнях и отсутствии болезни. Это был самый чистый и ухоженный па, который он когда-либо посещал, а его жители — «самая прекрасная раса людей, которую я когда-либо видел в Новой Зеландии». Ежемесячно проводились большие встречи, на которых Те Уити предупреждал о растущем уровне взяточничества и коррупции, чтобы заставить маори продать свою землю, однако европейских гостей по-прежнему встречали с достоинством, вежливостью и гостеприимством. [14]

К концу 1870-х годов его население составляло около 1500 человек, и его описывали как самое густонаселенное и процветающее поселение маори в стране. Он имел собственную полицию, пекарню и банк, использовал современную сельскохозяйственную технику и организовывал большие команды, которые обрабатывали побережье и кустарники, чтобы собрать достаточно морепродуктов и дичи, чтобы накормить тысячи пришедших на собрания. Когда журналисты посетили Парихаку в октябре 1881 года, за месяц до жестокого правительственного рейда, который разрушил ее, они обнаружили «квадратные мили полей картофеля, дынь и капусты вокруг Парихаки; они простирались во все стороны, и акры и акры земли показывают результаты». великого трудолюбия и заботы». Деревню описывали как «огромный родной город с тихим и внушительным характером» с «обычными улицами с домами». [9]
Давление на землю
[ редактировать ]
В июне 1868 года военные действия возобновились в Таранаки, когда Нгати Руануи вождь Рива Титоковару предпринял серию эффективных набегов на поселенцев и правительственные войска, пытаясь заблокировать оккупацию земель маори. Те Вити оставался нейтральным в течение девятимесячной войны , не помогая и не мешая Титоковару. [1] [14] Когда война закончилась уходом Титоковару в марте 1869 года, Те Вити объявил этот год те тау о те такаханга , «годом попирания ногами», в течение которого Парихака будет попирать королей, королев, губернаторов и правительства. Он заявил на встрече, что наступит новая эра «борьбы за мир» без отдачи земель и потери независимости. Он также заявил, что, поскольку они оставались независимыми во время недавней войны, конфискация их земель как «мятежных британских подданных» была несправедливой, недействительной и недействительной. сообщил О заявлении Те Уити на встрече премьер-министру Эдварду Стаффорду офицер по закупкам земли Таранаки Роберт Рид Пэррис , который описал его как «молодого вождя, чье влияние было сильным в провинции и на Тавиао». [14] [15]
В 1872 году правительство признало, что, хотя все земли маори в Таранаки были конфискованы, большая их часть фактически вернулась в собственность маори, поскольку европейцы заселили очень мало земель. В результате правительство начало выкупать землю, в том числе резервную и землю, предоставленную в качестве компенсации за неправомерную конфискацию. [16]
Однако по мере того, как Те Вити продолжал отвергать эти предложения, европейский гнев по отношению к Парихаке рос, что усиливало призывы к подавлению его «опасного» движения. Газеты и правительственные агенты, которые ранее хвалили его как миролюбивого и дружелюбного, начали описывать его как «фанатика», произносившего «бессвязные», «неразборчивые» и «кощунственные» речи, оказывающие «губительное влияние». [17]
К середине 1870-х годов в Таранаки наблюдался быстрый рост иммиграции: были основаны Инглвуд и другие фермерские города, были построены внутренние дороги на юг до Стратфорда и железнодорожное сообщение из Нью-Плимута в Вайтару . В середине 1878 года, когда правительство провинции потребовало от правительства дополнительных земель, [9] Колониальный казначей Джон Балланс выступал за исследование и силовую продажу равнин Ваймате в Южном Таранаки. Члены кабинета министров рассчитывали получить от продажи 500 000 фунтов стерлингов в государственную казну. [17] В июне премьер-министр сэр Джордж Грей и министр коренных народов Джон Шиэн провели большую встречу в Вайтаре, чтобы раздать «подарки», в том числе консервированные фрукты и варенье, алкоголь, одежду и парфюмерию, вождям таранаки, желающим продать их. Ни Те Вити, ни Тавиао не присутствовали, поэтому Шихан посетил Парихаку, а затем равнины Ваймате, где он, по-видимому, убедил Титоковару разрешить обследование земель при условии, что места захоронений, возделывания и рыболовные угодья будут уважаться, а огороженные заповедники будут охраняться. созданный. [17]
Беспокойство маори росло по мере продвижения изысканий, а обещанных запасов почти не было. В феврале 1879 года геодезисты начали прорезать линии через посевы и заборы, вытаптывать товарные культуры, а также проложили дорогу к собственному поселению Титоковару. Маори в ответ вырвали с корнем километры геодезических колышков. Шихан поехал в Парихаку, чтобы оправдать действия правительства, но уехал после словесных оскорблений со стороны Те Вити. На следующий день, 24 марта 1879 года, Те Вити приказал своим людям убрать всех геодезистов с равнин Ваймате. Хотя геодезисты не уходили по собственному желанию, маори спокойно собрали каждый исследовательский лагерь, погрузили лошадей и повозки и перевезли все обратно через реку Вайнгонгоро, между Манайей и Хаверой . [18]
Подстрекаемый поселенческой прессой, которая утверждала, что необходимы дополнительные сельскохозяйственные угодья и что «эти земли больше не должны принадлежать беспокойным, полуварварским людям, слишком праздным, чтобы использовать их для какого-либо использования», [19] Правительство 26 марта начало рекламировать продажу первых 16 000 акров (65 км²). 2 ) на равнинах Ваймате. 24 апреля было объявлено, что продажа отложена на неопределенный срок. Шихан решил выяснить, что было обещано маори и не было ли это причиной прерывания опроса. [9] [20] Тем не менее, правительство отказалось подтвердить свое обещание о резервах.
Ежемесячные собрания в Парихаке привлекали маори со всей Новой Зеландии, и каждому племени было выделено право иметь свои собственные мараэ , молитвенный дом и группу китов по всей деревне. По мере роста населения росло и трудолюбие: обрабатываемая территория охватывала более обширную территорию, использовалось более 100 волов, 10 лошадей и 44 телеги. [17] Тем не менее, собрания продолжали беспокоить поселенцев, которые в конце мая призвали Грея усилить вооруженную полицию Таранаки, заявив, что они «живут в условиях постоянной угрозы», опасаются за свою жизнь и «полностью зависят от милости туземцев». Маори в Опунаке начали распахивать и ограждать поля поселенцев и угрожали захватить мукомольную мельницу. [21] Жители Хаверы были убеждены, что война начнется «в любой момент». [22] а газета Patea Mail призвала начать новую «войну на истребление» против маори: «Справедливость требует, чтобы эти кровожадные фанатики были возвращены в прах… в наших умах пришло время, когда Новая Зеландия должна нанести удар за свободу, и это означает смертельный удар для расы маори». [23]
Первое сопротивление: Пахари
[ редактировать ]26 мая 1879 года этих волов и лошадей начали использовать для вспашки длинных борозд на пастбищах белых фермеров-поселенцев - сначала в Чакуре , а затем по всему Таранаки, от Хаверы на юге до Пукеарухе на севере. [24] Большая часть земли ранее была конфискована у маори. Те Вити настаивал, что вспашка была направлена не против поселенцев, а с целью заставить правительство провозгласить политику, но фермеры были возмущены и угрожали расстрелять пахарей и их лошадей, если они не откажутся. Мировые судьи округа Патеа сообщили Грею, что у маори есть 10 дней, чтобы прекратить «приставать к собственности», иначе они будут «расстреляны», в то время как член парламента майор Гарри Аткинсон призвал фермеров записываться в качестве добровольцев и солдат ополчения. [25] Он пообещал модернизировать их винтовки, и, как сообщалось в Taranaki Herald, он сказал, что «он надеялся, что, если начнется война, туземцы будут истреблены». [26] В Хавере группа из 100 вооруженных дружинников столкнулась с пахарями, но те, кому они пришли угрожать, отговорили их от насилия.
29 июня вооруженная полиция начала арестовывать пахарей. Большие отряды набросились на пахарей, которые не оказали сопротивления. Ежедневно арестовывались десятки человек, но их места тут же занимали другие, приехавшие даже из Вайканаэ . Те Вити приказал, чтобы люди, обладающие величайшим мана , или престижем, первыми взялись за орала, поэтому среди первых арестованных были выдающиеся деятели Титоковару , Те Ики и Матакатеа. [9] Когда тюрьмы Таранаки были переполнены, пахарей отправили в казармы на горе Кук в Веллингтоне . К августу было взято почти 200 пленных. [27] [28] К тому времени, однако, акция протеста, казалось, имела некоторый успех: Шихан, местный министр, заявил парламенту 23 июля: «Я не знал... каково точное положение этих земель на западном побережье. стало ясно нам только после перерыва в исследованиях. Оказывается, от Белых скал до Вайтотара вся страна усыпана невыполненными обещаниями». [29] Бывший министр коренных народов д-р Дэниел Поллен также предупредил о последствиях более жестких действий правительства против пахарей Парихака: «Я предупреждаю моего уважаемого друга, что за Те Уити стоят не двести человек, а во многих случаях двести человек». Он предупредил, что все тюрьмы Новой Зеландии не будут достаточно большими, чтобы вместить их.
10 августа ведущие проправительственные вожди обратились ко всем племенам Новой Зеландии с обращением, призывающим правительство прекратить обследование спорных земель, а маори прекратить свои действия по претензиям на эти земли. В прокламации также предлагалось проверить законность конфискации в Верховном суде. Те Вити согласился на перемирие, и к концу месяца вспашка закончилась.
Тюремное заключение
[ редактировать ]
Первые 40 пахарей предстали перед судом в июле по обвинению в умышленном причинении имущественного ущерба, насильственном проникновении и массовых беспорядках. Их приговорили к двум месяцам каторжных работ и обязали либо выплатить залог в размере 600 фунтов стерлингов за хорошее поведение в течение 12 месяцев после освобождения, либо — если они не смогут собрать деньги — быть заключенными в тюрьму Данидина на 12 месяцев. [30] Правительство отказалось предъявить обвинения кому-либо из оставшихся 180 протестующих, но также отказалось их освободить. Министр колоний и министр обороны полковник Джордж С. Уитмор, который возглавлял колониальные силы против Титоковару в 1868–1869 годах, признал, что необходимо обойти закон, чтобы держать протестующих в заключении, опасаясь, что они будут освобождены Верховным судом, если они продолжат пробный. [31] Правительство Серых было на грани краха после ряда вотумов недоверия, но, чтобы обеспечить юридическую поддержку своему шагу, в последний день своей сессии в офисе Уитмор в срочном порядке провел через обе палаты законопроект о суде над заключенными-маори. поспешность, заявившая, что на карту поставлена «фактическая безопасность страны, а также жизни и имущества ее верных подданных». Перевод закона не был предоставлен, несмотря на протесты депутатов-маори . [32] Новый закон предусматривал, что задержанные должны были предстать перед судом в любой точке колонии в день, назначенный губернатором, в течение 30 дней после открытия следующей сессии парламента.
Новое правительство Холла было сформировано в октябре 1879 года и сразу же приняло дополнительные законы для решения «вопроса Парихаки». 19 декабря был принят Закон о расследовании конфискации земель и судебных процессах над заключенными маори. Закон предусматривал «расследование предполагаемых жалоб коренных жителей в отношении определенных земель, захваченных Короной» — конфискованной территории в Таранаки, — а также позволял губернатору отложить судебные процессы над заключенными маори, которые должны были предстанут перед Верховным судом в Веллингтоне в конце декабря. Джон Брайс , новый министр коренных народов, заявил парламенту, что не придает особого значения идее расследования жалоб маори; Шихан, его предшественник, признал, что было много невыполненных обещаний и что у жителей западного побережья было достаточно недовольства, чтобы оправдать свои действия, но сказал, что в их интересах терпеть «мягкое заключение», пока правительство не решит вопрос. [33]
Была назначена новая дата суда — 5 апреля 1880 года в Веллингтоне, — но в январе 1880 года правительство незаметно перевезло всех заключенных на Южный остров, поместив их в тюрьмы в Данидине , Хокитике , Литтелтоне и на острове Рипапа в Кентербери. [9] Этот шаг побудил Хоне Таухаи , члена партии Северных маори , заметить: «Я не могу отделаться от мысли, что их, должно быть, забрали туда для того, чтобы от них можно было избавиться и чтобы они там погибли». [33] [34] В конце марта дату суда перенесли на 5 июля; в конце июня его снова перенесли на 26 июля. [33]
Многие из заключенных уже находились в тюрьме 13 месяцев, когда 14 июля 1880 года Брайс представил законопроект об заключенных маори, призванный отложить суд над ними на неопределенный срок. Брайс, который гордился своей откровенностью, заявил парламенту, что это «фарс — говорить о судебном разбирательстве над этими заключенными за преступления, в которых они обвиняются… если бы они были осуждены, по всей вероятности, у них не было бы более 24 часов». «Тюремное заключение. В законопроекте мы вообще исключаем это положение в отношении судебного разбирательства». [34] Новое законодательство провозгласило, что все находящиеся в тюрьме теперь считаются законно арестованными и находятся под стражей на законных основаниях, и постановило, что «ни один суд, судья, мировые судьи или иное лицо в период действия настоящего Закона не может быть освобождено, освобождено под залог или освободить упомянутых туземцев». [35]
Тем временем Шиэн заявил, что люди Те Уити колеблются и скоро распадутся, а Брайс заявил, что конец игры близок: «Я вполне ожидаю, что в течение следующего лета увижу на этих равнинах сотни поселенцев». [34]
Комиссия Западного побережья
[ редактировать ]
В январе 1880 года, через месяц после того, как правительство организовало расследование жалоб по поводу конфискации земель на западном побережье и обвинений в невыполнении обещаний, губернатор сэр Геркулес Робинсон назначил депутатом Хоне Таухаи, бывшего премьер-министра сэра Уильяма Фокса , а также скотовода и бывшего члена кабинета министров сэра Фрэнсиса Диллона Белла. в качестве членов Комиссии Западного побережья с Фоксом в качестве ее председателя. [9] Таваи подал в отставку до начала слушаний, заявив, что его коллеги-члены комиссии не были беспристрастными и были «теми людьми, которые создали проблемы на Западном побережье». Фокс и Белл оба служили министрами по делам коренных народов, владели обширными участками земли и поддерживали конфискацию. [9] Тавай, возможно, также был уязвлен описанием комиссии Те Вити как «два пакеха и собака». [34]
Слушания начались в Оэо, Южный Таранаки, в феврале, но были немедленно бойкотированы последователями Те Вити, когда комиссия отказалась поехать в Парихаку для проведения обсуждений. [2] [9] Историк Дик Скотт заявил, что Фокс, который уже выразил в письменной форме свое желание продать и заселить равнины Ваймате, был назначен председателем комиссии при условии, что он поддержит земельную политику правительства в этом районе и обеспечит центральную часть Таранаки для поселений белых. . Переписка с премьер-министром Джоном Холлом показывает, что Фокс считал бесполезным заслушивать «каждого туземца, который думает, что у него есть жалобы», и стремился к тому, чтобы слушания комиссии не задерживали дорожно-строительные работы на равнинах Ваймате, которые могли быть проведены в лето. [36]
Фокс настаивал на том, чтобы никакое обследование земель вокруг Парихаки не проводилось до тех пор, пока комиссия не подготовит отчет. Брайс согласился, что в центр Таранаки въезд не будет, пока не будет завершен необходимый ремонт дороги. Однако в апреле он обнаружил именно такую необходимость, приказав 550 вооруженным солдатам – в основном безработным, недавно завербованным с обещанием бесплатной земли. [37] – начнет «ремонтировать» новую дорогу, которая приведет прямо к Парихаке. [9] Его отряд двинулся из Оо, чтобы разбить лагерь возле Парихаки. Частокол и лагерь были созданы в Рахоту , редут и блокпост в Пунгареху и вооруженный лагерь в Вайкино на севере. Земля вокруг Парихаки начала обследоваться, и начались работы как с северного, так и с южного подходов на прибрежной дороге между Нью-Плимутом и Хаверой . Помимо предложения солдатам еды, маори продолжали свою повседневную жизнь, как будто геодезистов не существовало. В своем отчете о конфискации земель Таранаки за 1996 год Трибунал Вайтанги отметил, что Брайс был ветераном войны Таранаки, который «явно сохранил свой вкус к войне… по его собственному признанию, он всегда желал похода на Парихаку, чтобы уничтожить ее. " Трибунал заявил, что его последующие действия были «настолько провокационными, что, по нашему мнению, он также пытался воссоздать военные действия». [9]
В своем первом промежуточном отчете, опубликованном в марте 1880 года, Фокс и Белл признали загадку того, почему земля была конфискована, хотя ее владельцы никогда не поднимали оружие против правительства, хотя с самого начала они ясно дали понять, что не допустят подачи заявлений. о действительности конфискации. [37] [38] Они рекомендовали очертить «широкую непрерывную полосу заповедника» площадью около 25 000 акров (100 км2). 2 ) на равнинах Ваймате и дополнительный резерв площадью от 20 000 до 25 000 акров для народа парихака - «пока они живут там в мире». [38] Второй промежуточный отчет был опубликован 14 июля, а 5 августа последовал третий и последний отчет. В этом последнем отчете выражалось желание членов комиссии «отдать должное туземцам», а также продолжить «английское заселение страны». Он призвал правительство выполнить обещания, данные сменяющими друг друга министерствами, а затем рекомендовал Короне сохранить часть блока Парихака между новой дорогой и побережьем (район лучших пахотных земель), но вернуть остальную часть блока Парихака Те. Уити и его люди. Члены комиссии также ясно дали понять, что ни одно действие Те Уити между вспашкой в 1879 году и фехтованием в 1880 году нельзя «справедливо назвать враждебным». [38] [39] Брайс, который решительно выступал против работы членов комиссии и возмущался их влиянием, пренебрежительно отнесся к их отчету в своем парламентском обращении по нему и не высказал никаких предположений, что он будет выполнять рекомендации. [40]
Дальнейшее сопротивление: Фехтовальщики
[ редактировать ]Тем временем в июне 1880 года дорога достигла Парихаки, и по указанию Брайса вооруженная полиция сломала заборы вокруг крупных посевов Парихака, подвергнув их товарный урожай бродячему скоту, пересекла посевы и разграбила собственность маори. [9] [41] Газета New Zealand Herald сообщила о следующей тактике маори, когда там начались геодезические работы: «Наше положение очень неудовлетворительное. Мы выделяем резервы для туземцев... указываем (места для) европейских поселений. Туземцы в ответ строят дома, ограждают, насаждают и заняли наши кемпинги». Пока солдаты и геодезисты срубали заборы и размечали линии дорог через посевные поля, маори так же быстро восстанавливали заборы поперек дорог. Когда солдаты стащили их вниз, маори снова поставили их на место, отказываясь отвечать на вопросы о том, кто ими руководил. Когда в июле 1880 года Те Вету пригрозил срубить телеграфные столбы, он был арестован вместе с восемью другими мужчинами и доставлен в Нью-Плимут. Для правительства это стало началом новой кампании, в ходе которой фехтовальщиков арестовывали, часто утаскивая силой, пока они продолжали возводить заборы. По мнению Трибунала Вайтанги, аресты были недействительными: эта земля не принадлежала Короне, и, следовательно, на территорию вторгалась армия, а не маори. Действия фехтовальщиков-маори также не являлись преступной деятельностью. [9] Тем не менее, число арестов росло с каждым днем, и маори начали приезжать из других частей страны, включая Вайкато и Вайрарапу , чтобы предоставить больше рабочей силы. В одном случае 300 фехтовальщиков прибыли к линии дороги недалеко от Пунгареху, перекопали дорогу, засеяли ее пшеницей и построили забор. Газета сообщила: «Они выглядели как огромный рой пчел или армия саранчи, двигавшаяся с устойчивой и непрерывное движение по лицу земли. Когда каждая порция была закончена, они поднимали крик и насмешливую песню». [42]
Правительство отреагировало принятием Закона о содержании заключенных маори (принятого 6 августа, на следующий день после того, как Западная комиссия опубликовала свой окончательный отчет), согласно которому все заключенные оставались под стражей, а затем, 1 сентября 1880 года, еще более суровым Поселением Западного побережья (Северное побережье). Остров) Закон, который расширял полномочия по аресту и предусматривал наказание в виде двух лет тюремного заключения с каторжными работами, при этом преступник освобождался только при условии выплаты поручительства, назначенного судом. Арест может быть произведен для любого, кого даже подозревают в «угрозе миру» путем раскопок, вспахивания или нарушения поверхности земли, а также возведения или демонтажа забора. Губернатор Робинсон считал этот закон необходимым в собственных интересах маори и заявил, что он «разработан с целью предотвращения новой войны маори», но Грей сказал, что закон «представляет собой общий ордер на задержание всех людей… правонарушения, которые вообще не были названы - на самом деле их могли арестовать ни за какие преступления». [42] [43]
К сентябрю около 150 фехтовальщиков были задержаны и отправлены в тюрьмы Южного острова. [43] а ряды взрослых мужчин в Парихаке были настолько истощены, что полицейские часто обращались с молодыми мальчиками и стариками, чьи заборы часто были лишь символическими, состоящими из палок и веток. [44] Когда 23 сентября группа из 59 маори предстала перед окружным судом Нью-Плимута по обвинению в незаконном препятствовании свободному проезду по улице, присяжные из 12 поселенцев совещались в течение 45 минут, прежде чем вернуться и заявить, что не могут прийти к согласию по поводу вердикт. Судья Шоу сказал присяжным, что, если они осудят обвиняемых, он может приговорить их «только к часу тюремного заключения» и обязать их соблюдать мир «лишь на номинальный срок». Он сказал присяжным, что, если они не вынесут вердикт в течение часа, он запирает их на ночь. Они совещались всего несколько минут, прежде чем вернуться с обвинительным приговором. Судья немедленно приговорил фехтовальщиков к двум годам тюремного заключения с каторжными работами в тюрьме Литтелтона , а также к требованию, чтобы каждый нашел поручительство в размере 50 фунтов стерлингов для поддержания мира в течение шести месяцев. [43]
С этого дня арестов больше не было. [43] Стоимость операции выросла слишком сильно: хотя отбираемая земля оценивалась в 750 000 фунтов стерлингов, затраты на операцию в Южном Таранаки уже превысили 1 миллион фунтов стерлингов. Кровавые столкновения между вооруженными солдатами и безоружными маори, возводящими заборы на своей земле, а также растущее число смертей в холодных тюрьмах Южного острова уже привлекли внимание британской Палаты общин и европейских газет. Однако в Новой Зеландии тяжелое положение более 400 политических заключенных, поровну разделенных между пахарями и фехтовальщиками, не получило широкого освещения в прессе. [28] Только когда около 100 заключенных были наконец освобождены из тюрем Южного острова в ноябре 1880 года, газеты начали сообщать о смертях в тюрьмах, условиях одиночного заключения и сообщениях о огромной переполненности камер. Репортеры отметили, что некоторые заключенные в тюрьме Литтелтона были неизлечимо больны, а другие находились «в очень критическом состоянии и едва могли ходить». [45]
Брайс безуспешно пытался навязать мужчинам условия после их освобождения, включая принятие ими резерва. [9] Остальные 300 заключенных были освобождены в первые шесть месяцев 1881 года. Вернувшись в Таранаки, они узнали, что правительство решило обследовать и продать четыре пятых равнин Ваймате и 31 000 акров (130 км²). 2 ), или более половины из 56 000 акров (230 км²). 2 ) Блок Парихака. Фактически Парихака должна была быть разделена на три части: со стороны моря и внутри страны, в деревне, отмеченной для поселения пакеха, а маори осталась с полосой между ними. [45] Брайс поклялся, что «английские усадьбы будут построены у самых дверей дома (Те Уити)». [9] В январе 1881 года Брайс подал в отставку с поста местного министра, разгневанный отсутствием поддержки правительства его планов вторжения в Парихаку и закрытия поселения. [46]
Однако распродажа центральной части Таранаки продолжалась, и в июне 1881 года, когда большая часть равнин Ваймате была продана с аукциона, комиссар земель Короны продал 753 акра (3,05 км 2). 2 ) блока Парихака по цене чуть более 2,10 фунта стерлингов за акр, при этом резервы еще не выделены. Несмотря на продажу, маори в Парихаке продолжали расчищать, огораживать и обрабатывать землю, независимо от того, была ли она обследована и продана, и их настойчивость привела к использованию более 200 вооруженных полицейских для сноса заборов, что, в свою очередь, спровоцировало преследование маори, вооруженного палками. [47] К сентябрю газеты сообщили, что «определенные круги» упорно развертывают кампанию запугивания, предполагая, что Те Уити укрепляет Парихаку и готовится вторгнуться в Нью-Плимут, в то время как « Таранаки Геральд» сообщила, что поселение находится «в ужасно грязном состоянии», а его жители «в плачевном состоянии» - разительный контраст с ситуацией, которую обнаружил врач Веллингтона во время своего визита, написав, что это место «исключительно чистое… регулярно подметается… дренаж отличный». [48]
Вторжение
[ редактировать ]
Британское правительство, уже обеспокоенное растущей расовой напряженностью в Новой Зеландии, в конце 1880 года направило нового губернатора, сэра Артура Гордона , чтобы он рассмотрел ситуацию и отчитался перед ним. Гордон больше симпатизировал маори. [9] и уже был уволен как «негр-любитель, пропагандирующий евангелие» отставным судьей Земельного суда коренных народов Фредериком Манингом и человеком «диких демократических теорий» Премьер Холлом. [49] В середине сентября 1881 года Гордон отплыл на Фиджи , оставив главного судью сэра Джеймса Прендергаста исполняющим обязанности губернатора. В его отсутствие и в преддверии предстоящих выборов министерство Холла завершило свои планы по вторжению в Парихаку. Сменивший Брайса на посту местного министра фермер из Кентербери Уильям Роллстон получил два голоса на общую сумму 184 000 фунтов стерлингов за защиту на случай непредвиденных обстоятельств от таранаки-маори, и правительство значительно увеличило количество вооруженных полицейских сил на западном побережье. 8 октября Роллстон посетил Парихаку, чтобы убедить Те Вити подчиниться желанию правительства. Если он откажется и начнется война, объяснил Роллстон, "вина будет лежать не на мне и правительстве. Она будет лежать на вас". [50] [51]
Когда новости о планах правительства Холла достигли Гордона, он прекратил свой визит на Фиджи и поспешил обратно в Новую Зеландию. Однако в 8 часов вечера 19 октября, за два часа до возвращения губернатора в Веллингтон, Холл созвал экстренное заседание своего Исполнительного совета , а Прендергаст издал прокламацию, в которой раскритиковал Те Уити и его людей за их «угрожающее отношение», их мятежные речи и сопротивление. вооруженной полиции. Он призвал жителей Парихаки покинуть Те Вити, а посетителей вернуться домой. Им давалось 14 дней на то, чтобы принять «большие и обильные» резервы на условиях, поставленных перед ними правительством, и добровольно подчиниться закону королевы, иначе земли навсегда отойдут от них, и только они будут нести за это ответственность и «за великое зло, которое должно обрушиться на них». «Как обычно, — заметил историк Хейзел Райзборо, — это был вопрос маны ». Прокламация была подписана Роллстоном поздно вечером 19 октября — это его последнее действие на посту министра перед возвращением Брайса в кабинет министров и всего за два часа до того, как Гордон вернулся в Новую Зеландию. Губернатор, хотя и рассердился на издание Прокламации, признал, что ее поддержат «девять десятых белого населения колонии», и оставил ее в силе. [52]
Напряженность среди европейцев в Таранаки возросла. Хотя с момента последней военной операции против маори в Таранаки прошло более 12 лет и несмотря на отсутствие какой-либо угрозы насилия со стороны жителей Парихаки, майор Чарльз Стапп, командир Добровольческих отрядов Таранаки, заявил, что каждый мужчина в провинции от 17 до 55 лет находился на действительной службе в милиции. В правительственной газете было объявлено о призыве 33 отрядов добровольцев от Нельсона до Темзы . [53] В конце октября силы - 1074 вооруженных полицейских силы, почти 1000 добровольцев со всей Новой Зеландии и до 600 добровольцев таранаки, в совокупности превосходящие по численности взрослых мужчин парихака в четыре раза, - собрались возле Парихаки, добровольцев в Рахоту и вооруженных полицейских сил в Пунгареху. и начались учения и стрельба по стрельбе. Брайс ежедневно ездил среди них.
1 ноября Те Вити подготовил свой народ речью, в которой предупредил: «Ковчег, которым мы должны спастись сегодня, — это мужество, а бегство — это смерть… Сегодня нет ничего в борьбе, кроме прославления Бог и мир на земле... Подождем конца; больше ничего нам не останется на земле». Он предостерег от вооруженной защиты: «Если кто-нибудь подумает о своем ружье или лошади и пойдет за ними, он умрет от этого». [53] Пресса поселенцев продолжала осуждать собрания Парихака как «школы фанатизма и подстрекательства» и заявляла, что Те Вити и Тоху необходимо «преподать урок подчинения и послушания». [54]

Вскоре после 5 часов утра 5 ноября длинные колонны вышли из двух основных лагерей и сошлись в Парихаке, окружив деревню. Каждый человек нес двухдневный паек, войска были оснащены артиллерией, а шестифунтовая пушка Армстронга была установлена на близлежащем холме и направлена на Парихаку. [9] В 7 часов утра передовой отряд подошел к главному въезду в деревню и обнаружил, что их путь преграждают 200 маленьких детей, стоящих в очередях. Позади них шли группы девочек постарше, прыгающих в унисон. Полковник Уильям Базир Мессенджер, которого призвали со своей фермы в Пунгареху, чтобы командовать отрядом из 120 вооруженных полицейских сил для вторжения, позже вспоминал:
Их отношение к пассивному сопротивлению и терпеливому подчинению приказам Те Вити было необычайным. У входа в большую деревню стояла очередь детей, что-то вроде урока пения, которым руководил старик с палкой. Дети сидели неподвижно и гудели, и даже когда подскакал конный офицер и так коротко подтянул лошадь, что грязь с ее передних ног забрызгала детей, они все равно продолжали петь, совершенно не обращая, по-видимому, внимания на пакеху и старик спокойно продолжал свое монотонное бормотание.Я был первым, кто со своей компанией вошел в город маори. Я обнаружила, что моим единственным препятствием был юношеский женский элемент. По дороге гуляли компании девушек. Когда я подошел к первой группе девушек, я попросил их отойти, но они не обратили на это внимания. Я ухватился за один конец скакалки, а девушка на другом конце так быстро отдернула ее, что она обожгла мне руки. Наконец, чтобы освободить путь для своих людей, я схватился за один из держателей веревки. Это была толстая, крупная молодая женщина, и все, что я мог сделать, это поднять ее и отнести на обочину дороги. Она не оказала ни малейшего сопротивления, но я был рад отпустить пышногрудую девицу. Все мои люди ухмылялись, глядя на то, как их капитан уносит большую девочку. Я сразу же провел их через брешь, и мы оказались в деревне. Там было шестьсот женщин и детей, и наш прием прошел совершенно мирно. [55]
Когда передовой отряд достиг мараэ в центре деревни, они обнаружили, что вместе сидят 2500 маори. Они ждали с полуночи. В 8 утра Брайс, который приказал отключить прессу и запретил репортерам появляться на месте происшествия, [56] прибыл на белом зарядном устройстве. Два часа спустя он потребовал ответа на заявление от 19 октября. Когда его требование было встречено молчанием, он приказал прочитать Закон о массовых беспорядках , предупредив, что «люди незаконно, буйно и шумно собираются вместе, нарушая общественный порядок». [57] имел один час, чтобы разойтись или получить пожизненное тюремное заключение к каторжным работам. Не успел час пройти, как прозвучал сигнал, и в деревню вошли войска.
Затем Брайс приказал арестовать Те Вити, Тоху и Хироки, маори вайкато, который нашел убежище в Парихаке после убийства повара, путешествовавшего с исследовательской группой на юге Таранаки в конце 1878 года. [58] Проходя мимо своего народа, Те Вити сказал им: «Мы ищем мира и находим войну». [59] На мараэ толпа спокойно сидела до вечера, а затем разошлась по своим домам.
Два дня спустя офицеры полиции, все еще находившиеся в напряжении из-за слухов о том, что Титоковару вызвал вооруженное подкрепление в 500 человек, [60] начал обыскивать дома в селе в поисках оружия. Они нашли 200 ружей, в основном охотничьих. Полковник Мессенджер сообщил Коуэну, что было «много грабежей – фактически грабежей» зеленых камней и других сокровищ. [55] «Изнасилования [были] совершены войсками Короны после вторжения». [61] Брайс приказал членам всех племен, мигрировавших в Парихаку, вернуться в свои прежние дома. Когда никто не двинулся с места, их предупредили, что по ним будет стрелять из пушки Армстронга на Форт-Роллстоне, холме с видом на деревню. Угроза не была осуществлена, но солдаты развлекались, направляя винтовки на толпу.
На следующий день полиция начала совершать набеги на другие центральные поселения маори Таранаки в поисках оружия, и через несколько дней рейды, сопровождавшиеся разрушениями и грабежами, распространились на Вайтару. 11 ноября были арестованы 26 маори Вангануи , и Брайс, разочарованный в своей попытке опознать тех, кто проживал за пределами центра Таранаки, телеграфировал Холлу и сообщил, что намерен уничтожить всех китов в деревне. Он сказал Холлу: «Подумайте, вот 2000 человек сидят неподвижно, абсолютно отказываясь сообщить мне, где они находятся; они будут сидеть неподвижно там, где они находятся, и больше ничего не делать».
Каждый день происходили десятки арестов, а с 15 ноября офицеры начали уничтожать киоты , которые были либо пусты, либо населены только женщинами, предполагая, что это были дома выселенных мужчин из Вангануи. Когда женщин Вангануи все еще не удалось окончательно идентифицировать, для их идентификации был привлечен информатор маори. Затем маори Северного Таранаки, включая детей, были разделены – «как овцы на призыве», как сообщила одна газета – и затем под охраной прошли маршем в Вайтару. Чтобы уморить голодом остальных, солдаты уничтожили все окружающие посевы, уничтожив 45 акров (180 000 м2). 2 ) картофеля, таро и табака, затем начал повторять эту меру по всей сельской местности. [9] К 18 ноября выселялось по 400 человек в день, а к 20-му — 1443 человека, их дома были разрушены, чтобы воспрепятствовать их возвращению. [59] Молитвенный дом Те Вити был разрушен, а его сломанные бревна разбросаны по мараэ в попытке осквернить землю.
22 ноября была выведена последняя группа из 150 заключенных, в результате чего было изгнано в общей сложности 1600 человек. Шестистам были выданы официальные пропуска и разрешено остаться. Тем, у кого не было пропуска, вход был запрещен. Дальнейшие публичные собрания были запрещены. Скотт отметил:
Самый крупный и процветающий город в истории маори был превращен в руины менее чем за три недели, что по обычному времени было совсем немного, но первый ультиматум, направленный под дулом пистолета, дал людям один час на то, чтобы разойтись. А потом сутки угроз продлились до 18 дней... [62]
К декабрю стало известно, что многие рассеянные маори столкнулись с голодом. Брайс предложил им работу, но это было величайшим унижением — прокладка дорог и ограждение для раздела их земли. Затем правительство постановило, что 5000 акров (20 км²) 2 ) земли, выделенной в качестве резерва Парихака, будет удержано в качестве «компенсации за убытки, понесенные правительством при подавлении… мятежа Парихака». [9] Как и в случае с конфискацией земель в середине 1860-х годов, маори были фактически вынуждены платить правительству стоимость военного вторжения на их земли.
Суд над Те Вити, Тоху и Титоковару
[ редактировать ]Те Вити и Тоху предстали перед мировым судьей и восемью мировыми судьями в зале суда Нью-Плимута 12 ноября 1881 года. Те Вити был описан в суде как «злой, злонамеренный, мятежный и злонамеренный человек», который стремился «предотвратить силой и оружием исполнение законов королевства». В конце своего четырехдневного суда Те Вити заявил: «Я не желаю, чтобы зло пришло к двум расам. Я желаю, чтобы все мы жили мирно и счастливо на этой земле». Мировой судья заключил обоих мужчин в тюрьму в Нью-Плимуте до дальнейшего уведомления. Шесть месяцев спустя их перевели на Южный остров, где их часто выводили из тюрьмы и сопровождали по фабрикам, церквям и общественным зданиям. [63]
Титоковару, которого поместили в одиночную камеру в полицейском лагере Пунгареху , объявил короткую голодовку в знак протеста против обращения с ним. 25 ноября ему было предъявлено обвинение в угрозе сжечь отель в Манайе в октябре и использовании оскорбительных выражений в адрес войск в Парихаке в ноябре. Три недели спустя, когда он все еще находился в тюрьме, ему было предъявлено третье обвинение в незаконном препятствовании сидению на мараэ в Парихаке. Мировые судьи приказали ему выделить поручителям по 500 фунтов стерлингов каждому, чтобы они сохраняли мир в течение 12 месяцев и тем временем содержались в тюрьме Нью-Плимута. Он оставался в тюрьме до июля 1882 года, когда за него внесли залог. [64]
В мае 1882 года правительство представило новый закон — Закон о сохранении мира на Западном побережье, который постановил, что Те Вити и Тоху не подлежат суду, а будут заключены в тюрьму на неопределенный срок. В случае освобождения их могут повторно арестовать без предъявления обвинений в любое время. [65] Брайс объяснил, что закон необходим для защиты жителей Таранаки и потому, что он опасается, что два вождя могут быть оправданы присяжными или, в случае признания их виновными, получить мягкий приговор. [66] За этим законом, подписанным 1 июля, последовал Закон о возмещении ущерба, который компенсировал ущерб тем, кто, сохраняя мир на западном побережье, мог принять меры, «превышающие законные полномочия». [65]
Однако в то время Те Уити все еще находился в тюрьме, и его посетил один из сотрудников Брайса, который сказал ему, что, если он согласится прекратить собирать своих людей, он сможет вернуться в Таранаки, где он получит государственный доход и землю для себя. Те Вити отказался. Предложение было повторено и отклонено две недели спустя. Заключенных перевели в Нельсон, где в августе они получили третье предложение. В конце концов их освободили в марте 1883 года — через месяц после объявления всеобщей амнистии для всех маори. [67] - и вернулся в Парихаку, все еще находясь под угрозой ареста в соответствии с Законом о сохранении мира на Западном побережье, продленным в августе 1883 года. Оставшаяся у него земля все еще сокращалась: 1 января 1883 года резервы, предоставленные маори Комиссией Западного побережья - многие которые были описаны Фоксом как «чрезвычайно суровая страна, изрезанная глубокими и широкими оврагами и покрытая чрезвычайно густым лесом», - были переданы Общественному фонду для 30-летней аренды европейским поселенцам под рыночную аренду, что побудило Те Уити отказаться от подписать документы и отказаться от получения дохода от аренды в размере 7000 фунтов стерлингов в год. [68] [69]
Кампания продлена
[ редактировать ]Вооруженная полиция по-прежнему дислоцировалась в Парихаке, обеспечивая соблюдение законов о пропуске и запрета на публичные собрания, однако восстановление началось. В августе 1884 года Те Вити и Тоху начали новую кампанию по пропаганде потери своих земель, начав крупные марши протеста через Таранаки, на юг до Патеи и на север до Уайт-Клифс. В июле 1886 года кампания изменила направление, когда маори начали проникать на фермы пакеха , чтобы занять землю и построить хижины с соломенными крышами. Титоковару и восемь других маори были арестованы, а 20 июля вооруженные констебли совершили утренний рейд на Парихаку, чтобы арестовать Те Вити. Десять недель спустя они предстали перед судом Верховного суда в Веллингтоне. Те Уити был заключен в тюрьму на три месяца и оштрафован на 100 фунтов стерлингов за соучастие в насильственном проникновении, беспорядках и злонамеренном нанесении ущерба имуществу; остальные были заключены в тюрьму на месяц и оштрафованы на 20 фунтов стерлингов. В конце 1889 года Те Уити был снова арестован из-за спорного долга в 203 фунта стерлингов и приговорен к трем месяцам каторжных работ. [31]
Парихака восстановлена
[ редактировать ]В 1889 году начались работы над домом собраний и Те Раукура, большим викторианским особняком, в котором располагались столовые, спальни, кухни, пекарня и помещения совета для Те Вити и его рунанги (совета). В 1895 году Парихаку с государственным визитом посетил министр труда Уильям Пембер Ривз , а два месяца спустя - премьер-министр Ричард Седдон , которые вступили в напряженный разговор с Те Уити по поводу прошлой несправедливости. Седдон, беседуя с поселенцами Патеа несколько дней спустя, хвастался увеличением темпов приобретения земли правительством и сказал им, что Парихака поощрял маори вести «ленивый и распутный» образ жизни. Он поклялся, что государство уничтожит «тот коммунизм, который сейчас существовал среди них». [31]
Тоху умер 4 февраля 1907 года, а Те Вити умер девять месяцев спустя, 18 ноября.
С тех пор их последователи продолжают ежемесячно отмечать дни Те Вити и Тоху от заката до заката в Парихаке. Это для Те Вити проводится в домах собраний Те Нихо или те Ати Ава и Те Паепае, а для Тоху – в Те Ранги Капуйя. Хотя номинально они приходятся на 17 и 18 числа каждого месяца, на самом деле они проводятся 18 и 19 числа. (Одна из причин, предложенных для этого, - компенсировать день, потерянный во время битвы при Иерихоне .) Точно так же годовщина увольнения, 5 ноября, отмечается 6 ноября.
Те Раукура был уничтожен пожаром в 1960 году. От него остался только фундамент.
Извинения и возмещение ущерба
[ редактировать ]Несколько племен таранаки пострадали от инцидента с Парихакой. В период с 2001 по 2006 год правительство Новой Зеландии предоставило компенсацию и официальное извинение четырем из этих племен, Нгати Руануи , Нгати Тама , Нгаа Рауру Киитахи и Нгати Мутунга , за ряд исторических проблем, включая Парихаку. Десятки миллионов новозеландских долларов были предоставлены племенам в качестве компенсации за потери в Парихаке и конфискации. Большая часть конфискованной земли сейчас находится в частной собственности и стоит значительно дороже. [ нужна ссылка ]
В июне 2017 года Корона официально извинилась перед сообществом. Министр по переговорам по договору Крис Финлейсон принес извинения от имени Короны и отметил, что это произошло уже давно. Он сказал, что прошлые события в Парихаке были «одними из самых позорных в истории нашей страны». Он также сказал, что Корона сожалеет о своих действиях, которые оставили ей позорное наследие. [70]
были и более жестокие инциденты Хотя во время новозеландских войн , память о Парихаке до сих пор считается символом колониальной агрессии против народа маори. [ нужна ссылка ]
Упоминания в популярной культуре
[ редактировать ]История Парихаки была в значительной степени забыта новозеландцами, не являющимися маори, до публикации Истории Парихаки» « Диком Скоттом в 1954 году. Она была переработана и дополнена под названием « Спроси эту гору». [71] в 1975 году.
Новозеландский композитор Энтони Ричи сочинил оркестровое произведение « Помни Парихаку» (соч. 61) в 1964 году, вдохновленное книгой Дика Скотта 1954 года. [72]
Сардоническая «песенная пьеса» о земельных проблемах маори, в том числе «Парихака», «Песни для судей» , на слова Мервина Томпсона и музыку Уильяма Дарта, была исполнена в Окленде в феврале 1980 года и гастролировала в 1981 году. Две песни, Gather up the «Земля» и «В тот день » основаны на высказываниях Те Вити . Он был выпущен как LP (SLD-69) на лейбле Kiwi/Pacific Records в 1982 году.
Пьеса Гарри Дэнси о Парихаке под названием «Те Раукура» впервые была поставлена в Окленде, а затем, в урезанной версии для исполнителей школьного возраста, в Хатт-Вэлли и в Парихаке в 1981 году.
В 1989 году музыканты Тим Финн и Хербс выпустили песню Parihaka об этом инциденте.
В 2011 году новозеландский писатель Вити Ихимаэра опубликовал роман под названием «Женщина Парихака» , в котором представлена вымышленная история о женщине по имени Эренора из Парихаки, но также приводится множество исторических фактов по этой теме. [73]
Песня, выпущенная в 2022 году Доном МакГлашаном и Джоном Брайсом , сравнивает, насколько хорошо изучены и запоминаются события Порохового заговора 5 ноября 1605 года по сравнению с событиями в Парихаке 5 ноября 1881 года. Первые продолжают вдохновлять ежегодную Ночь Гая Фокса. празднования в Новой Зеландии, но припев МакГлашана предлагает: «Давайте подожжем костер нового парня … Зажгите Джона Брайса 5 ноября / Сделайте это Днем Парихаки». [74]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 35–37. ISBN 0-04-614010-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Белгрейв, Майкл (2005). Исторические разногласия: претензии маори и заново изобретенная история . Окленд: Издательство Оклендского университета. стр. 252, 254. ISBN. 1-86940-320-7 .
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. стр. 50, 108. ISBN. 0-86863-375-5 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. п. 2. ISBN 0-04-614010-7 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 79, 84. ISBN. 0-04-614010-7 .
- ^ Майкл Кинг, История пингвинов Новой Зеландии , Penguin, 2003, глава 15.
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. п. 109. ИСБН 0-86863-375-5 .
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. стр. 111–117. ISBN 0-86863-375-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Отчет Таранаки: Первые принципы Трибунала Вайтанги, глава 8.
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. п. 212. ИСБН 0-04-614010-7 .
- ^ «Природные карты» . maorimaps.com . Детский национальный фонд.
- ^ «Справочник Те Кахуи Мангай» . tkm.govt.nz. Лагерь действий .
- ^ «Объявления Мараэ» (Excel) . Growregions.govt.nz . Провинциальный фонд развития . 9 октября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. стр. 31–38. ISBN 0-86863-375-5 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 232, сноска 51. ISBN. 0-04-614010-7 .
- ^ Отчет Таранаки: Первые принципы Трибунала Вайтанги, глава 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. стр. 50, 54. ISBN. 0-86863-375-5 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 53–55. ISBN 0-04-614010-7 .
- ^ Новости Таранаки , 19 апреля 1879 г., цитируется Райзборо, стр. 65.
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 58, 62. ISBN. 0-04-614010-7 .
- ↑ The Patea Mail , 7 июня 1879 г.
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 69–70, 74. ISBN. 0-04-614010-7 .
- ^ The Patea Mail , 7 июня 1879 г., цитируется Райзборо, стр. 73.
- ^ Джеймс Коуэн, Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторский период: том II, 1922, стр. 478.
- ^ Брайан Л. Киран, Новозеландский крест: самая редкая награда за храбрость в мире. АвторДомВеликобритания (2016)]
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. п. 56. ИСБН 0-86863-375-5 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 80, 82. ISBN. 0-04-614010-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б В книге Скотта говорится, что в общей сложности около 400 маори были арестованы во время кампаний по пахоте и фехтованию. Трибунал Вайтанги в разделе 8.13 своего отчета Таранаки утверждает, что к концу 1879 года более 420 пахарей были заключены в тюрьму, а в 1880 году было арестовано 216 фехтовальщиков, в результате чего за две кампании было арестовано в общей сложности более 636 человек.
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. п. 61. ИСБН 0-04-614010-7 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. п. 76. ИСБН 0-04-614010-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. ISBN 0-86863-375-5 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 79–81. ISBN 0-04-614010-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 87–88, 91, 104–105. ISBN 0-04-614010-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн . стр. 61–65. ISBN 0-86863-375-5 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 105–106. ISBN 0-04-614010-7 .
- ^ Документы Ричмонда-Аткинсона, GH Scholefield (ed.), (1960), цитируется Скоттом, страницы 66–7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. стр. 71, 72. ISBN. 0-86863-375-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 95, 98, 111. ISBN. 0-04-614010-7 .
- ^ Отчеты Королевской комиссии Западного побережья, 1880 г., страница liii, Приложение к журналам Палаты представителей, веб-сайт Национальной библиотеки Новой Зеландии.
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 113, 116–117. ISBN 0-04-614010-7 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. п. 103. ИСБН 0-04-614010-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. стр. 77, 78. ISBN. 0-86863-375-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 112, 114–115. ISBN 0-04-614010-7 .
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. п. 80. ИСБН 0-86863-375-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. стр. 85, 86. ISBN. 0-86863-375-5 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 130–133. ISBN 0-04-614010-7 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 140–141. ISBN 0-04-614010-7 .
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. п. 96. ИСБН 0-86863-375-5 .
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. п. 81. ИСБН 0-86863-375-5 .
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. п. 99. ИСБН 0-86863-375-5 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 144, 147, 152, 241, сноска 84. ISBN. 0-04-614010-7 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 154–159. ISBN 0-04-614010-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. стр. 103, 106. ISBN. 0-86863-375-5 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. п. 162. ИСБН 0-04-614010-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеймс Коуэн, Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторского периода: том II , страницы 517–8, 1922.
- ↑ Его приказ, по словам Скотта, был проигнорирован несколькими репортерами, которые прибыли в Парихаку еще до рассвета, чтобы предупредить Те Вити, а затем наблюдали за событиями дня со скрытых позиций.
- ^ Закон о беспорядках 1714 года.
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 49–50. ISBN 0-04-614010-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 166–169. ISBN 0-04-614010-7 .
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. стр. 120–121, 127. ISBN. 0-86863-375-5 .
- ^ Закон о примирении приходов 2019 г. (60, Приложение 1). Парламент Новой Зеландии. 30 октября 2019 г.
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. п. 130. ИСБН 0-86863-375-5 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. п. 186. ИСБН 0-04-614010-7 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 176, 196. ISBN. 0-04-614010-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 183, 186. ISBN. 0-04-614010-7 .
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. п. 139. ИСБН 0-86863-375-5 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 198, 199. ISBN. 0-04-614010-7 .
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. п. 147. ИСБН 0-86863-375-5 .
- ^ Райзборо, Хейзел (1989). Дни тьмы: Таранаки 1878-1884 гг . Веллингтон: Аллен и Анвин. стр. 205, 209. ISBN. 0-04-614010-7 .
- ^ «Корона извиняется перед Парихакой за прошлые ужасы» . Вещи . 9 июня 2017 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Скотт, Дик (1975). Спросите эту гору: история Парихаки . Окленд: Хайнеманн. ISBN 0-7900-0190-Х .
- ^ Информационная страница композитора.
- ^ «Женщина Парихака Вити Ихимаэра» . Случайные домашние книги . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ МакКинли, Том (28 февраля 2022 г.). «Поп и Парихака» . Отаго Дейли Таймс . Проверено 27 апреля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- parihaka.com
- Парихака – прошлое, настоящее и будущее
- Уиндер, Вирджиния (27 мая 2003 г.). «Ограбление Парихаки» . Пуке Арики .
- Наследие Паришаки
- Новая Зеландия в истории: Парихака
- Краткое изложение урегулирования Договора Нгати Мутунга (pdf, 4 страницы)
- Парихака и дар ненасильственного сопротивления
- Отчет Трибунала Вайтанги по претензиям Таранаки
- Галерея Международного фестиваля мира Парихака
- Музыкальное видео Парихака Тима Финна и Хербса , 1989, Архив фильмов Новой Зеландии