Посмотрите вокруг
Охрана окружающей среды | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Король маори | |||||||||
![]() Король на картине Готфрида Линдауэра в 1882 году. | |||||||||
Король маори | |||||||||
Срок владения | 25 июня 1860 г. - 26 августа 1894 г. | ||||||||
Коронация | 5 июля 1894 г. | ||||||||
Предшественник | Потатау Красный | ||||||||
Преемник | Махута Тавьяо | ||||||||
Лорд Те Роэ Потае | |||||||||
Срок владения | 5 апреля 1864 г. - 11 июля 1881 г. | ||||||||
Предшественник | Позиция создана | ||||||||
Преемник | Должность упразднена | ||||||||
Рожденный | Тукарото Потатау Красный в. 1822 г. Оронгококеоа Па , округ Вайкато-Тайнуи, Новая Зеландия | ||||||||
Умер | 26 августа 1894 г. (71–72 года) Нгаруавахия, колония Новой Зеландии (бывшая королевская страна ) | ||||||||
Мой Лорд | Рангьяхо Гера Аотеа | ||||||||
| |||||||||
Дом | Нгати Махута | ||||||||
Отец | Потатау Красный | ||||||||
Мать | Сдаться | ||||||||
Религия | Доброго мира |
Король Тавьяо ( Тукарото Матутаэра Потатау Красный Тавьяо , [ 1 ] Маори: [taːɸiao tʉːkaɾotō matʉtaeɾa pɔːtatau te ɸɛɾɔɸɛɾɔ] ; [ 2 ] в. 1822 – 26 августа 1894), [ а ] первоначально известный как Матутаэра , правил как король маори с 1860 года до своей смерти. После своего бегства в Страну Королей Тавиао также был верховным вождем Роэ Потаэ в течение 17 лет, до 1881 года. Вайкато Тайнуи Дворянин , лидер и религиозный деятель, Тавиао накопил власть и авторитет во время важных перемен, чтобы стать де де-факто вождь племен Вайкато . Он был членом Нгати Махута хапу , в состав которого входят кахуи арики (королевская семья маори).
Сын короля Потатау те Верогеро , Тавиао был избран вторым королем маори после смерти своего отца в 1860 году, став политическим и духовным лидером новой династии. [ 3 ] [ 4 ] В отличие от своего без энтузиазма отца, Тавиао принял королевский сан и немедленно отреагировал на проблему постоянной поддержки Тайнуи Те Ати Ава во время Первой войны Таранаки . В 1863 году Тавиао крестился в веру Пай Марире , взяв свое царственное имя, прежде чем возглавить ответные действия на вторжение Вайкато . Игнорируя требование губернатора Джорджа Грея о том, чтобы Тайнуи двинулся на юг, Тавиао остался на месте и возглавил оборону Вайкато. Кингитанга потерпела тяжелое поражение в битве при Рангирири , и впоследствии были совершены военные преступления против тайнуйских маори в торговом центре Рангиаовия . [ 5 ] Превзойденный численностью, Тавиао возглавил исход тайнуи в страну королей на земле Нгати Маниапото , основав сепаратистское государство под названием Те Рохе Потаэ. [ 6 ] [ 7 ] Предупредив всех европейцев, что им грозит смерть, если они пересекут аукати Страны Королей, он управлял Те Роэ Потаэ как независимым государством в течение почти 20 лет. [ 8 ]
Несмотря на то, что Тавиао был лидером изолированного суверенного Королевства маори с некоторыми оставшимися союзниками, власть Тавиао начала значительно снижаться в 1880-х годах, особенно когда отношения с его благодетелями из Нгати Маниапото начали ухудшаться. [ 8 ] Он официально подал иск о мире с Греем в Пиронгии 11 июля 1881 года. [ 9 ] что позволило построить главную железнодорожную линию Северного острова , которая впервые открыла Страну Королей для внешнего мира. [ 10 ] Попытки Тавиао восстановить личный суверенитет или установить совместное управление в соответствии с Договором Вайтанги потерпели неудачу, и Кингитанга начала терять своих сторонников. Король внезапно умер в августе 1894 года, и ему наследовал его сын Махута Тавиао .
Наследие Тавиао включает в себя превращение кингитанги из союза племен Среднего Севера в «один из самых устойчивых политических институтов Новой Зеландии», а также превращение в могущественного противника Короны, который выстоял даже после исхода в Страну Королей и возможной потери ее суверенитета. . [ 11 ] Ему приписывают создание нескольких ключевых институтов Кингитанги, в том числе Те Вакакитенга , двухпалатного законодательного органа Вайкато Тайнуи и ежегодной конференции Поукай, а также первоначального Банка Кингитанга , который рухнул, а затем успешного Банка Аотеароа . Тавиао также был предметом споров, таких как хаос, возникший из-за конфискации банка Кингитанга и его обращения в мормонизм .
Ранняя жизнь и имя
[ редактировать ]Тукарото Потау Те Веровхеро (орфография Тайнуи: Туукарото Потатау Те Веровхеро ) родился около 1822 года в Нгаруавахии . Его отец, Те Верогеро , возможно, был верховным вождем народа Вайкато, а его мать, Вакаави , была старшей женой Те Верогеро. Те Редогеро-младший был воспитан родителями своей матери, что отдалило его от отца. [ 12 ] Его назвали Тукарото в память о выступлении его отца при осаде Матакетаки па в мае 1822 года против Нгапухи. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] После того, как вайкато были побеждены вооруженными мушкетами Нгапухи под предводительством Хонги Хика в битве при Матакитаки ( Пиронгия ) в 1822 году, они отступили в Оронгокоэкоэа Па , на территории нынешней Страны королей , и жили там в течение нескольких лет. Тавиао родился в Оронгокоэкоа примерно в 1825 году и получил имя Тукарото, как говорят, в память о стоянии его отца в Матакитаки. [ 12 ]
Имя Тавиао менялось на протяжении всей его жизни. Первоначально известный как Тукарото, позже он был крещен Матутаэрой ( Мафусаилом ) англиканским миссионером Робертом Берроузом . [ 12 ] [ 16 ] имя, от которого он отказался бы в 1867 году. [ 17 ] Те Уа Хаумене , пророк Хаухау и основатель веры Пай Марире , обратился за советом к королю в 1860-х годах. После вторжения в Вайкато в 1863 году Матутаэра отправился в Те Намупа в Опунаке, чтобы встретиться с ним. [ 18 ] Там Матутаэра крестился в веру Пай Марире. [ 12 ] взяв имя Тавиао , что означает «окружать мир». [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Биография
[ редактировать ]
В 1858 году отец Тавиао, Потау Те Верогеро , был назначен первым королем маори (взяв имя Потау), его цель состояла в том, чтобы способствовать единству народа маори перед лицом европейского вторжения . Потатау был невольным правителем и согласился принять корону в качестве временного держателя. Было проведено несколько советов , чтобы обсудить предложение старшего Те Редгеро подняться на Кингитангу. Одной из таких встреч была встреча 1857 года, известная как Те Пуна о те Роймата (источник слез), в Хауруа, к югу от Отороханги . [ 22 ] Ведущий - Тайнуи кин Нгати Маниапото . Танирау, влиятельный вождь Нгати Маниапото, объявил о решении иви в целом поддержать Потатау как короля. Потатау ответил: «E Tā, kua to te rā» (О сэр, солнце вот-вот сядет), эта пословица комментирует его преклонный возраст и плохое здоровье, подразумевая, что жить ему осталось недолго. Танирау ответил: «Наступает вечер, чтобы воскреснуть утром, и ты восстал царем». Речь шла о возможности введения наследственного правления в монархии ; Позже Танирау поддержал Тавиао (тогда известного как Матутаэра) или его братьев и сестер, чтобы они стали преемниками Потау Те Верогеро после смерти последнего. Потатау ответил: «Э пай ана» (это хорошо) и стал царем, а Вайкато — ролью кайтяки Кингитанги. Кингитанга остается наследственной монархией и еще не вышла из рук Вайкато Тайнуи.
Когда Потатау умер в 1860 году, Тавиао, его сестра Те Паэа Тиахо и Вирему Тамихана Тарапипипи из Нгати Хауа были кандидатами на его преемники. [ 23 ] Тавиао был избран и правил тридцать четыре года в один из самых трудных и обескураживающих периодов истории маори. существовало два правительства В этот период де-юре ; Английские законы и управление преобладали в британских поселениях, а обычаи маори над остальной частью страны, хотя влияние короля в основном ограничивалось Вайкато, и даже там вожди, такие как Реви Маниапото, сотрудничали с королем только тогда, когда им это было выгодно. Однако население пакеха быстро росло, в то время как численность маори была неизвестна, поскольку в течение 80 лет не проводилось надежной переписи маори и пакеха / маори. Поскольку маори отделились от пакеха, многие ошибочно полагали, что численность маори быстро сокращается. [ 24 ] Это был также период, когда британская промышленная, торговая и политическая мощь находилась на пике своего развития. Присутствие независимого туземного государства в центральной части Северного острова официально игнорировалось правительством, пока оно не создало потенциал для подрыва суверенитета колониального правительства.
После того, как Тавиао обратился в веру Пай Марире в начале 1863 года, он и Те Уа Хаумене основали Те Киваи о те Кете , военный пакт, заключенный между Таранаки и тайнуи маори во время новозеландских войн. Два иви недавно объединились в союз в 1860 году, во время Первой войны Таранаки , когда силы Кингитанги под командованием Эпихи Токохихи пришли на помощь Виллему Кинги. Потатау Те Редогеро умер в июне 1860 года, что стало первым серьезным испытанием для Тавиао в Первой Таранакской войне. Тавиао поддержал объединяющий принцип Кингитанги против продажи земель маори, чтобы предотвратить распространение британского суверенитета. [ 25 ] [ 26 ] но как пацифист он разделился во мнениях по поводу того, как реагировать. И лидер таранаки Вирему Кинги , и колониальное правительство неоднократно обращались к Потатау с дипломатической просьбой о военной и дипломатической поддержке, но к началу мая Потатау, похоже, решил предложить хотя бы символическую поддержку маори Таранаки, отправив военный отряд кингитов в округ под контролем военного начальника Эпихи Токохихи. Тавиао в конце концов решил сохранить эту политику. [ 27 ]
Вторжение Вайкато
[ редактировать ]В 1863 году, после того как воины Маниапото устроили засаду и убили британских солдат, сопровождавших задержанного британского солдата по пляжу в Нью-Плимут , чтобы предстать перед судом, [ 28 ] Правительство напало на Кингитангу в Вайкато , чтобы подавить движение Кинга и устранить предполагаемую угрозу соседнему Окленду. Сменив неэффективного Томаса Гора Брауна на посту губернатора , Джордж Грей убедил правительство в предполагаемом вторжении Вайкато Тайнуи в Окленд. По словам Брауна, в ответ на его воинственность во время Первой Таранакской войны лидеры кингитов сформировали планы начать рейд на Окленд 1 сентября, сжечь город и убить большинство его жителей. [ 29 ] С тех пор такие историки, как Джеймс Белич, отвергли это как разжигание страха со стороны Брауна с целью попытаться получить военную поддержку. План вторжения Брауна был приостановлен, когда в сентябре того же года его заменил Грей, а кингиты, в свою очередь, отказались от своего плана восстания. [ 30 ] Грей затаил обиду на короля с тех пор, как поссорился с отцом Тавиао, его старым другом Потау Те Верогеро , с которым у него когда-то были «прекрасные отношения», по словам историка Рахуи Папы. [ 31 ] По словам Брэда Тоторевы, Грей умолял Те Верогеро защитить Окленд от Нгапухи, но Те Верогеро отказался; после встречи, на которой Грей потребовал, чтобы Те Верогеро отказался от своей власти или ему грозила семилетняя война, Те Верогеро пригрозил съесть его. [ 32 ]
Помня о своем давнем желании уничтожить Кингитангу, 9 июля 1863 года Грей предъявил новый ультиматум, приказав всем маори, живущим между Оклендом и Вайкато, принести присягу на верность королеве Виктории или быть изгнанными к югу от реки. [ 33 ] Поскольку многие молодые люди с оружием отступили в кусты, власти начали хватать других, в том числе больных и престарелых, которые отказывались принести присягу, и заключали их в тюрьму без предъявления обвинений. [ 34 ] Двумя днями позже Грей издал прокламацию, адресованную «вождям Вайкато», в частности, в отличие от Тавиао, которая гласила:
Европейцы, спокойно живущие на своих землях в Вайкато, были изгнаны; их имущество разграблено; у них отобрали жен и детей. По наущению некоторых из вас в Таранаки были убиты офицеры и солдаты. Другие из вас с тех пор выразили одобрение этим убийствам... Теперь вы собираетесь в вооруженные банды; вы постоянно угрожаете спуститься по реке, чтобы разрушить поселение Окленд и убить мирных поселенцев. Некоторые из вас предложили безопасный проход через свои территории вооруженным группам, обдумывающим такие безобразия... Те, кто мирно останется в своих деревнях в Вайкато или переедет в такие районы, которые могут быть указаны правительством, будут защищены лично , имущество и земля. Те, кто ведет войну против Ее Величества или остается с оружием в руках, угрожая жизни Ее миролюбивых подданных, должны принять на себя последствия своих действий и понять, что они потеряют право на владение своими землями, гарантированное им Договор Вайтанги .
В течение дня — еще до того, как провозглашение достигло Тавиао [ 35 ] — Грей приказал вторгнуться на территорию Тавиао. Хотя Грей утверждал, что это была оборонительная акция, историк Би Джей Далтон заявил, что отчеты Грея в Лондон были «преднамеренной и явной ложью» и что вторжение было актом «рассчитанной агрессии». [ 36 ] По словам историка Винсента О'Мэлли , во вторжении в Вайкато участвовало в общей сложности 18 000 солдат, у которых было преимущество в виде готового запаса продовольствия и боеприпасов. [ 37 ] Кампания длилась девять месяцев, с июля 1863 года по апрель 1864 года. Целью вторжения было сокрушение власти кингитов (в которой европейские поселенцы видели угрозу колониальной власти). [ 38 ] а также в изгнании маори Вайкато со своей территории, готовясь к оккупации и заселению европейскими колонистами. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Ответом Тавиао было отказаться от своего пацифизма и начать сражаться. Он полагался на своих младших вождей, чтобы помочь поддержать население, а также спроектировать оборону и частоколы для защиты па и районов, имеющих экономическое значение, таких как мукомольные заводы. Те Варепу, ведущий вождь Вайкато, был вдохновителем обороны Рангирири , системы глубоких траншей и высоких парапетов длиной в один километр, которая проходила между рекой Вайкато и озером Вайкаре . Несмотря на это, битва при Рангирири 20–21 ноября 1863 года была проиграна маори Вайкато, причем обе стороны заплатили более высокую цену, чем любое другое отдельное сражение в Новозеландских войнах . Дальнейшие зверства, совершенные в Рангиаовии, сделали ситуацию еще более отчаянной для руководства Тавиао.
Битва при Оракау стала поворотным моментом и, возможно, решающим сражением войны Вайкато, которое «ознаменовало конец одной формы сопротивления и начало другой». [ 42 ] Сражением командовали Тавиао, Вирему Тамихана и Реви Маниопото с 31 марта по 2 апреля 1864 года против сил Дункана Кэмерона . По словам Майкла Белгрейва, когда Кэмерон предложил силам Тавиао и Реви Манипото сдаться, защитники ответили: «Э хоа, ка вавай тону ахау ки а кой, аке, аке!» («Друг, я буду сражаться с тобой во веки веков!»). Когда женщинам и детям предложили безопасный проход, голос па крикнул: «Ки те мате нга тане, ме мате ано нга вахине ме нга тамарики» («Если мужчины умрут, женщины и дети тоже должны умереть» ). Белгрейв говорит, что, хотя их побег «был отмечен изнасилованиями и жестокими убийствами сдавшихся», храбрость последних защитников Оракау не сыграла никакой роли в возникшем мифе.
Описанная как «Последняя битва Реви», битва запомнилась историкам Пакеха в ближайшие десятилетия как «смертный акт обреченного народа, противостоящего… превосходящему европейскому миру». По словам Белгрейва, Джордж Грей использовал события в Оракау, чтобы описать сопротивление маори как «акт непобедимого мужества со стороны… противников, павших перед превосходящими силами и оружием – акт, к которому будут стремиться будущие жители Новой Зеландии». подражать, но никогда не превзойти». Белгрейв утверждает, что это подрывает устойчивость Вайкато Тайнуи, о чем свидетельствует их исход в Страну Королей. [ 43 ]
Сдаться и полететь
[ редактировать ]После поражения короля при Оракау Кэмерон приготовился штурмовать Уильяма Тамиханы крепость , Те Тики о те Ихингаранги, примерно в 25 км к северо-востоку от Оракау, недалеко от современного озера Карапиро , куда сбежал Тавиао. Па кингиты составляли часть длинной линии па, которую называли аукати , или граница. Кэмерон оценил стену как слишком прочную, чтобы ее можно было атаковать, и неспособную обойти ее с фланга. [ 44 ] 2 апреля он расположил перед ним свои войска и приготовился обстреливать его. 5 апреля жители Па бежали и начали свой долгий исход на юго-восток, в Нгати Маниапото Венуа — Страну Королей .
Вторжение в Вайкато, убившее тысячи людей и принудившее их к изгнанию, было разрушительным для Кингитанги. По словам Винсента О'Мэлли, «очевидно, что маори Вайкато понесли ужасающие потери... общие оценки убитых и раненых во время войны Вайкато колеблются от 500 до 2000 жертв на стороне Кингитанги». О'Мэлли сравнил потери Вайкато с тяжелыми потерями новозеландских солдат во время Первой мировой войны, в которой служило 5,8% населения страны численностью чуть более 1 миллиона человек, 1,7% из которых были убиты. О'Мэлли говорит, что, хотя «сегодня справедливо помнят этот ошеломляющий уровень кровопролития, [его] возможно, затмил уровень потерь, понесенных маори Вайкато в 1863 и 1864 годах», в которых, по его оценкам, сражались 7,7 процента их общей численности населения. и чуть менее 4 процентов были убиты. [ 45 ] Завоеванные земли были конфискованы, всего около миллиона акров (4000 км2). 2 ).
Шляпная зона
[ редактировать ]Тавиао и его люди двинулись на юг, на территорию Нгати Маниапото , область Новой Зеландии, которая до сих пор известна как Страна Королей . Он основал Те Роэ Потае , сепаратистское независимое государство, которым он и другие рангатира правили в течение 20 лет. [ 46 ] Это название переводится как «Область шляпы» и, как говорят, возникло, когда Тавиао поместил свой белый цилиндр на большую карту Северного острова и заявил, что вся земля, покрытая шляпой, будет находиться под его маной (или властью). . [ 47 ]
По словам профессора Университета Мэсси Майкла Белгрейва, Роэ Потаэ также стал «убежищем для маори, которые оказали вооруженное сопротивление Короне». Ярким примером этого был Те Кути, который жил под защитой Тавиао с 1872 года. По словам Белгрейва: «В течение многих лет [Тавхиао] смело находился вне законной власти королевы и мести тех общин, которые он разорил на территории Восточное побережье... создание Роэ Потаэ после войны привело к созданию независимого конституционного образования со своими границами и собственной централизованной властью. Белгрейв сравнил вторжение в Вайкато с Гражданской войной в США , поскольку оно привело к созданию «независимого отколовшегося государства ». [ 8 ] По словам Белгрейва, «между битвой при Оракау и серединой 1880-х годов Роэ Потае оставалось независимым и единым государством, но это единство было шатким» из-за разногласий между иви Тайнуи и растущего недовольства монархическим правлением. [ 48 ]
В течение следующих двадцати лет Тавиао вел странствующий образ жизни, путешествуя среди своих людей в поселениях Таранаки и Маниапото, напоминая им, что война всегда имеет свою цену, и цена всегда была выше, чем ожидалось. Он считал себя помазанником избранного народа, скитающегося по пустыне. [ 49 ] Но он также предсказал, что народ маори обретет справедливость и возмещение причиненного им вреда. Он проповедовал, что кингиты должны держаться отдельно от Пакехи. Он был категорически против того, чтобы дети маори ходили в школу, чтобы получить образование. В результате, когда железная дорога проходила через территорию кингитов, кингиты могли получить только неквалифицированную работу, например, расчистку кустарников. Эта решительная антиобразовательная позиция положила начало кингитской традиции, которая привела к усилению изоляции и более низкому уровню жизни, чем у маори в других местах Новой Зеландии. Лишь на рубеже веков кингитов наконец убедили отказаться от ненависти к формальному образованию в школах. [ 50 ]
Тавиао теперь был лидером своего собственного сепаратистского королевства, но был совершенно изолирован. По словам Белгрейва, «Роэ Потаэ представляла собой закрытую территорию, окруженную землей, принадлежащей короне». Она простиралась от гавани Аотеа на восток до границы, где произошла конфискация земель в Вайкато, а затем «вдоль границ блоков Маунгатаутари и Патетере до ручья Вайпапа, а затем на юг до Таупо . После этого линия пересекала середину озеро и добежал до вершины хребта Кайманава, прошел через центральное плато между Руапеху и Нгаруахо, а затем пересек Уонгануи. Река в Кирикау и направлялась на запад, пока не влилась в конфискационный блок Таранаки». [ 51 ] На западе находился Кавхия, главный порт Те Рохе Потае, а на востоке - Те Арава , которые были верны британской короне. Купапа среди их высших рангов не позволили подкреплениям союзников с Восточного Кейпа прийти на поддержку Тавиао во время вторжения в Вайкато. На юге находилась конфискация таранаки и в значительной степени двойственная группа маори, живущая в Вангануи , которые, несмотря на большую дружбу, которую Тавиао утверждал, существует между вайкато и таранаки, [ 52 ] разделились во мнениях о поддержке короля. [ 51 ] Роэ Потае, хотя и было неприкасаемым сепаратистским государством, оставалось окруженным со всех сторон. [ 51 ] Вскоре Кингитанга столкнулась с угрозами со стороны вождей-отступников, которых она укрывала от короны, в том числе Титоковару и Те Кути , которые «прямо угрожали власти короля выступать от имени диссидентов маори по всей стране». [ 53 ]
В 1878 году правительство Новой Зеландии во главе с Джорджем Греем в качестве премьер-министра обратилось к Тавиао с предложением вернуть им часть их земель Вайкато, если они согласятся на интеграцию Страны Королей с остальной частью Новой Зеландии. По совету своего совета Тавиао отклонил это предложение. Однако через три года он был принят в измененном виде.
Упадок власти короля был ускорен из-за уменьшения щедрости Нгати Маниопото в приеме Кингитанги; иви все больше с нетерпением ждали возвращения Тавиао на родину Вайкато. После символического провозглашения мира в июле 1881 года Тавиао начал терять свою власть, а после 1882 года король «больше не мог выполнять объединяющую роль, и племена были вынуждены найти другую конституционную основу для сохранения своей независимой власти». Хотя они по-прежнему будут контролировать свои венуа, по крайней мере, до 1886 года, Манипото начал испытывать проблемы с поддержанием порядка и принятием решений после ухода Тавиао. По словам Белгрейва, несмотря на усилия добровольного руководства Нгати Маниапото, им и другим лидерам стало чрезвычайно трудно, а иногда и невозможно «поддерживать целостное конституционное образование внутри аукати». Достижение определенного консенсуса только среди Нгати Маниапото было по-видимому, это «извилистый процесс», что облегчает задачу местному министру. Джон Брюс присмотрит за ранее закрытой территорией. [ 54 ]
Позднее правление
[ редактировать ]Визит в Соединенное Королевство
[ редактировать ]
В начале 1880-х годов маори уже подали британскому правительству две неудачные петиции. к 1884 году осталось всего 1000 сторонников кингита . По словам Бриджит Уильямс , [ 55 ] Король Тавиао обошел Северный остров, собирая деньги. Это принесло 3000 фунтов. Он забрал все средства, которые были вложены в банк Кингитанга многими продавцами земли маори, и отправился в Лондон, чтобы встретиться с королевой Викторией вместе с от западных маори депутатом Вирему Те Уоро, чтобы возглавить депутацию с петицией к короне, чтобы попытаться убедить ее соблюдать договор между своими народами. Ходатайство Тавиао отличалось от предыдущих неудачных. Он просил не что иное, как полное, отдельное самоуправление маори, опираясь на статью 71 Закона о Конституции Новой Зеландии 1852 года . [ 56 ] [ нужна ссылка ] Хотя Тавиао видел в королеве не более чем «отдаленную и мягкую фигуру, не имеющую особого значения» - какова была позиция Кингитанги с момента ее основания - он считал, что она сможет проявить уважение к Договору Вайтанги . [ 57 ]
В путешествии помогал губернатор Джордж Грей , который заранее встретился с Тавиао на саммите на острове Кавау . Он убедил короля и его товарищей-рангатиру Реви Маниапото и Те Вёро подписать клятву действовать с «приличием и достоинством, которые стали его положением». Тавиао Это была завуалированная ссылка на алкоголизм ; Грей был «полон решимости ограничить вероятность появления пьяного монарха на королевской вечеринке в саду» По данным The Spinoff , . Судя по всему, это было успешным, и на протяжении всего своего пребывания Тавиао вместо этого наевался имбирным элем . [ 58 ]
Однако, несмотря на все его попытки воздержания, Виктория отказалась дать ему аудиенцию. Тавиао, однако, добился встречи с лордом Дерби , государственным секретарем по делам колоний , который сказал, что вопрос самоопределения маори является проблемой, которую правительство Новой Зеландии должно решить внутри страны. Вернувшись в Новую Зеландию, премьер-министр Роберт Стаут настаивал на том, что ответственность за все события, произошедшие до 1863 года, лежит на имперском правительстве. Вкладчики банка маори, обнаружив, что их деньги пропали, совершили набег на банк в поисках наличных, но, не найдя их, сожгли его в 1884 году. [ 59 ] Полностью разочаровавшись, Тавиао попробовал различные инициативы по продвижению независимости и благосостояния своего народа, но фактически оказался на обочине. Его проблемы были связаны не только с позицией правительства Новой Зеландии. Движение короля никогда не представляло весь народ маори, и по мере того, как оно теряло свою силу и авторитет, оно становилось еще более разобщенным.
Не испугавшись, Тавиао решил основать новый банк, Банк Аотеароа ( Te Peeke o Aotearoa ), в Паравере в 1886 году. Он быстро расширился до Маунгататари и Маунгакавы . [ 60 ] Чеки выдавались клиентами, но банк не выпускал банкнот и не чеканил монеты. Он предоставлял маори банковские и денежные услуги (особенно в Стране королей). На образцах банкнот был написан текст « E waimana ana tenei moni ki nga tangata katoa» (эти деньги действительны для всех людей). Чеки, выданные Банком Аотеароа, позволяют клиентам переводить большие суммы денег без использования наличных.
Встреча в Пиронгии
[ редактировать ]11 июля 1881 года Тавиао в сопровождении от пятисот до шестисот человек, многие из которых были вооружены, въехал в Пиронгию из поселения Тайнуи в Хикуранги, современный Таумарануи . Пацифист, Тавиао наконец решил просить мира. Его сопровождали вожди Вахануи и Манухири. Это был майор Уильям Мэйр, местный правительственный чиновник Верхнего Вайкато, которого губернатор Джордж Грей послал встретиться с Тавиао, и там, на главной улице городка, король маори положил свое ружье к ногам Мэра. Десятки его людей последовали его примеру, пока семьдесят семь орудий не оказались на дороге перед правительственным чиновником. По словам Джеймса Коуэна, Вахануи вышел вперед и сказал: «Знаешь, что это значит, Мэйр? Таков результат слов Тавиао, данных вам, что проблем больше не будет. Это означает мир». Маир ответил, что это самоочевидно, и сказал: «Я вспоминаю слова, которые Тавиао произнес в Томотомо-вака (Те Копуа) о том, что боевых действий больше не будет. Это день, которого мы все ждали. Мы знай теперь, что проблем больше не будет». [ 61 ]
Несмотря на это, следующее десятилетие приведет к дальнейшему обнищанию Тайнуи, поскольку аукати были распущены, а их последний оплот оказался под угрозой европейских поселенцев. Строительство главной автомобильной железной дороги Северного острова означало бы конец Роэ Потаэ как независимого государства. [ 62 ]
Основание Каухангануи и упадок
[ редактировать ]Вернувшись в Новую Зеландию в 1886 году и ища решения маори проблем маори через учреждения маори, он обратился к министру коренных народов Джону Баллансу с просьбой о создании Совета маори «для всех вождей этого острова». он учредил парламент Кингитанга в Маунгакаве Когда и это предложение было проигнорировано, в 1892 году ; первоначально назывался Каухангануи , позже он был переименован в Те Вакакитенга . Хотя на мероприятие были приглашены все иви Северного острова, участие в нем ограничивалось в основном людьми Вайкато, Маниапото и Хаураки, которые уже были частью Королевского движения. Обсуждения на собрании включали разбирательства в национальном парламенте, толкование Договора Вайтанги, вопрос о конфискации и условиях продажи земли, но его обсуждения и рекомендации были либо проигнорированы, либо высмеяны парламентом и государственными служащими. [ 63 ] [ 64 ] Создание Каухангануи Тавиао совпало с формированием парламента маори в Вайпату Марае в Херетаунге . Этот парламент, который состоял из 96 членов от Северных и Южных островов под руководством премьер-министра Хамиоры Мангакахии , был сформирован как часть Движения Котахитанга (объединения), к которому Тавиао отказался присоединиться. [ 65 ] : 165–171
Смерть
[ редактировать ]В течение оставшейся части жизни Тавиао пользовался уважением и даже принимался как член королевской семьи многими народами маори и пакеха. Но ему не разрешалось почти никакого влияния на политические события, поскольку он не имел юридических полномочий в рамках английского права .
Тавиао внезапно скончался 26 августа 1894 года в возрасте 71 или 72 лет. По обычаю Тайнуи, он был похоронен на горе Таупири в безымянной могиле в знак равенства среди своего народа. Его тангиханга состоялась в сентябре, и ее посетили тысячи людей. [ 66 ] На посту короля ему наследовал его сын Махута Тавиао , который выиграл выборы, чтобы заменить его.
Религия и философия
[ редактировать ]Воодушевленный поддержкой своего отца-ветерана стать человеком мира, Тавиао на протяжении всей своей жизни был глубоко духовным человеком. Король был одновременно христианином и последователем местной религии маори , и хотя сам не был тохунга, он хорошо разбирался в древних обрядах жречества Тайнуи . В более поздние годы высказывания Тавиао считались пророчествами на будущее и передавались как таонга туку ихо . [ 67 ] Принципиально пацифистский характер Тавиао побудил его официально осудить конфликт между маори и пакеха и начать кампанию за мирное сосуществование и автономию маори в соответствии со статьей 71 Закона о Конституции Новой Зеландии . [ 68 ] Его потомок Роберт Махута процитировал слова Тавиао: «Остерегайтесь соблазна взять в руки меч. Результатом войны является то, что вещи становятся похожими на гниющие, старые высушенные листья льна. заплати цену». [ 68 ]
После его крещения в веру пророком Те Уа Хаумене в Опунаке в 1863 году связь Тавиао с религией Пай Марире стала сильнее. Двое мужчин помогли основать веру. Первоначально веру называли Хаухау , или хаухауизм, особенно ее недоброжелатели; Само имя «Пай Марире» (добрый и нежный) было взято из ритуального песнопения Вайкато. Тавиао также высоко ценил отношения между Вайкато и Таранаки . Во время визита в Таранаки примерно в 1864 году Тавиао, как известно, сказал: «У тебя, Таранаки, есть одна ручка набора, а у меня, Вайкато, — другая. Когда-нибудь ребенок придет и соберет его содержимое». [ 52 ]
В 1875 году он издал вакапуакитангу, провозгласив свою собственную версию веры, которая называлась Тариао (утренняя звезда) – официальной религией движения короля. Внучка Тавиао, Те Пуэа, обеспечила продолжение Пай Марире до наших дней, вспоминая историю о том, как незадолго до своей смерти Тавиао сказал своему народу: «Я верну этот дар к подножию гор, оставив его там». лгать. Когда ты будешь обременен тяжелым бременем, тогда принеси его тебе». [ 68 ]
Связь с мормонизмом
[ редактировать ]Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) действовала в Новой Зеландии с 1867 года. [ 69 ] В 1880-х годах газета Вайрарапа процитировала Тавиао, заявившего о своей вере в мормонизм : «Некоторое время назад я обратился в мормонскую веру, и теперь я полностью придерживаюсь ее. Мои люди на Севере также верят в мормонизм. и я желаю, чтобы все маори исповедовали эту веру». [ 70 ]
Хотя Церковь СПД не имеет никаких записей о крещении Тавиао , другие маори присоединились к церкви на основании пророчества, которое, как они утверждали, Тавиао сделал в 1860-х годах, — что посланники Бога придут из-за моря Кива ( Тихий океан ), путешествуя парами. и обучение маори на их родном языке. Когда некоторые, слышавшие пророчество Тавиао, увидели пары мормонских миссионеров из Соединенных Штатов, обучающих на языке маори , они сразу же приняли мормонизм. [ 71 ]
Некоторые новообращенные маори также утверждали, что Тавиао точно предсказал место расположения храма церкви СПД в Гамильтоне, Новая Зеландия , который был построен в 1958 году. [ 72 ]
Прямых современных свидетельств того, что Тавиао обратился в мормонизм, мало. Широко опубликованные отчеты о его тангиханге не упоминают мормонизм, но вместо них говорят местные священники. [ 73 ] или Тохунга . Однако не вызывает сомнений то, что он и другие лидеры маори того времени действительно встречались с мормонскими миссионерами. [ 74 ] [ 75 ]

Семья
[ редактировать ]У Тавиао было девять детей от трех жен и других женщин. Его главной женой была Гера Нгапора, дочь его советника Тамати Нгапора и его двоюродного брата. Их детьми были: [ 76 ]
- Тиауия Тавиао (1850–1898). У принцессы маори были потомки, в том числе Те Пуэа Херанги .
- Махута Тавиао (1855–1912). У третьего короля маори были потомки. [ 77 ]
- Хирург (1857–1900). Принц Маори.
- Тавьяо Красный (1860–1911). Принц-регент маори.
Его вторую жену звали Рангиахо Таймана, и у них было двое детей:
- Хирург Тавиао (1844–1927). Принц маори имел потомков.
- Хаунуи Тавиао (1882–1945). Принц маори имел потомков.
Его третьей женой была Аотеа Те Паратене, тоже двоюродная сестра. У них была только одна дочь:
- Те Ауру Пуахаре Те Попоке Тавиао (1856–1920). Принцесса маори имела потомков.
У него была возлюбленная Хинепау Тамамоту, дочь вождя маори. У них было две дочери:
- Элизабет Пити Те Паэа Тавиао (1850–1900). Принцесса маори имела потомков.
- Хуэй Хуэй Тавьяо (1851–1910). Принцесса маори имела потомков.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В этой статье макроны используются как часть стандартизированного написания маори.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тукарото Потатау Матутаэра Тавиао (Король Тавиао)» . История Новой Зеландии в Интернете . Министерство культуры и наследия . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ Мурфилд, Джон К. «Тавхиао, Тукарото Матутаэра Потатау Красный» . Словарь ака маори . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ Рахуи Папа и Пол Мередит, «Кингитанга - движение королей маори», Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, http://www.TeAra.govt.nz/en/kingitanga-the-maori-king-movement/print (по состоянию на 25 марта 2024 г.)
- ^ RT Махута. «Тавхиао, Тукарото Матутаэра Потау Те Редогеро», Новозеландский биографический словарь, впервые опубликованный в 1993 году, обновленный. Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, https://teara.govt.nz/en/biographys/2t14/tawhiao-tukaroto-matutaera-potatau-te-wherowhero (по состоянию на 25 марта 2024 г.)
- ^ Коуэн, Джеймс (1955). «Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторский период: Том I: 1845–1864 гг., Глава 37: Вторжение в Рангиаовию» . nzetc.victoria.ac.nz . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Уокер, Рангинуи (1990). Мы все равно будем сражаться: борьба без конца . Окленд: Пингвин. п. 126. ИСБН 0-14-013240-6 .
- ^ Далтон, Би Джей (1967). Война и политика в Новой Зеландии 1855–1870 гг . Сидней: Издательство Сиднейского университета. п. 260.
- ^ Jump up to: а б с Белгрейв, Майкл. Танцы с королем: взлет и падение страны королей, 1864–1885 , издательство Оклендского университета, 2017. Электронная книга ProQuest Central , стр. 3–11
- ^ Коуэн, Джеймс: НОВОЗЕЛАНДСКИЕ ВОЙНЫ: ИСТОРИЯ КАМАНИЙ МАОРИ И ПИОНЕРСКИЙ ПЕРИОД: ТОМ II: ВОЙНЫ ХАУХАУ, (1864–72), Р. Э. Оуэн, 1956, Веллингтон
- ^ RT Махута. «Тавхиао, Тукарото Матутаэра Потау Те Редогеро», Новозеландский биографический словарь, впервые опубликованный в 1993 году, обновленный. Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, https://teara.govt.nz/en/biographys/2t14/tawhiao-tukaroto-matutaera-potatau-te-wherowhero (по состоянию на 25 марта 2024 г.)
- ^ Рахуи Папа и Пол Мередит, «Кингитанга - движение королей маори», Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, http://www.TeAra.govt.nz/en/kingitanga-the-maori-king-movement (доступен 25 марта 2024 г.)
- ^ Jump up to: а б с д Махута, RT (1 сентября 2010 г.). «Тавьяо, Тукарото Матутаэра Потатау Красный» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ RT Махута. «Тавхиао, Тукарото Матутаэра Потау Те Редогеро», Новозеландский биографический словарь, впервые опубликованный в 1993 году, обновленный. Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, https://teara.govt.nz/en/biographys/2t14/tawhiao-tukaroto-matutaera-potatau-te-wherowhero (по состоянию на 25 марта 2024 г.)
- ^ «200-летие осады Матакитаки Па» . РНЗ . 28 мая 2022 г. Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «Место кровавой битвы вновь посетили с миром» . Вестник Новой Зеландии . 25 марта 2024 г. Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ ЦИКЛОПЕДИЯ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ [ОКЛЕНД ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ОКРУГ] НЕКОРОЛ: REV. РОБЕРТ БЕРРОУЗ https://nzetc.victoria.ac.nz/tm/scholarly/tei-Cyc02Cycl-t1-body1-d1-d23-d24.html
- ^ Росс, Уолтер Хью (1966). «Красный (Таухьяо), Матутаэра Те Пекупуке Те Пауэ Те Крато Те-а-Потауа Таухайо» . Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 20 мая 2012 г.
- ^ «Те наму па, Опунаке» . Онлайн-коллекция Puke Ariki . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «Художник Бретт Грэм — Те Наму» . www.brettgraham.co.nz . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Грэм, Бретт: Тай Моана Тай Тангата (1 августа – 31 октября 2021 г.), Городская галерея Веллингтона
- ^ «Бретт Грэм: Тай Моана Тай Тангата -» . citygallery.org.nz . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Те Ахукараму Чарльз Ройал, «Племя Вайкато - Движение короля», Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, http://www.TeAra.govt.nz/en/photograph/1730/haurua-monument (по состоянию на 25 марта 2024 г.) )
- ^ Баллара, Анжела (1 сентября 2010 г.). «Те Паэа Тиахо» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Р. Беннетт. Договор к договору.2007.
- ^ Белич, Джеймс (1986). Новозеландские войны и викторианская интерпретация расового конфликта (1-е изд.). Окленд: Пингвин. стр. 77–88. ISBN 0-14-011162-Х .
- ^ Майкл Кинг (2003). История пингвинов Новой Зеландии . Книги о пингвинах. стр. 211–213. ISBN 0-14-301867-1 .
- ^ Белич, Джеймс (1986). Новозеландские войны и викторианская интерпретация расового конфликта (1-е изд.). Окленд: Пингвин. стр. 90–98. ISBN 0-14-011162-Х .
- ^ Коуэн, Джеймс (1922). «25, Второй поход Таранаки». Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторского периода . Том. 1. Веллингтон: Правительственная типография РНЗ.
- ^ Синклер, Кейт (2000). История Новой Зеландии (изд. 2000 г.). Окленд: Пингвин. стр. 138–142. ISBN 0-14-029875-4 .
- ^ Коуэн, Джеймс (1922). «26, Война Вайкато и ее причины». Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторский период: Vol. 1, 1845–1864 гг . Веллингтон: Правительственный принтер RNZ.
- ^ Коллектив, Aotearoa Media; Воздух, Великое Южное Телевидение | Сделано при поддержке NZ On (3 февраля 2021 г.). «Документальный фильм | Войны Новой Зеландии: Истории Тайнуя» . РНЗ . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Коллектив, Aotearoa Media; Воздух, Великое Южное Телевидение | Сделано при поддержке NZ On (3 февраля 2021 г.). «Документальный фильм | Войны Новой Зеландии: Истории Тайнуя» . РНЗ . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Белич, Джеймс (1986). Новозеландские войны . Окленд: Пингвин. стр. 100-1 119–125. ISBN 0-14-027504-5 .
- ^ Далтон, Би Джей (1967). Война и политика в Новой Зеландии 1855–1870 гг . Сидней: Издательство Сиднейского университета. стр. 176–179.
Сама кампания представляла собой войну, никогда ранее не виданную в Новой Зеландии, разработанную и проведенную с целью изгнать Вайкато с их территории и оккупировать ее, готовую к заселению европейцами. Хотя целью было «наказать» вайкато, где бы они ни вступали в бой, боевые действия были подчинены главной цели — расчистке и удержанию большого участка земли.
- ^ Оранжевый, Клаудия (1987). Договор Вайтанги . Веллингтон: Аллен и Анвин. п. 165. ИСБН 086861-634-6 .
- ^ Далтон, Би Джей (1967). Война и политика в Новой Зеландии 1855–1870 гг . Сидней: Издательство Сиднейского университета. стр. 176–179.
Сама кампания представляла собой войну, никогда ранее не виданную в Новой Зеландии, разработанную и проведенную с целью изгнать Вайкато с их территории и оккупировать ее, готовую к заселению европейцами. Хотя целью было «наказать» вайкато, где бы они ни вступали в бой, боевые действия были подчинены главной цели — расчистке и удержанию большого участка земли.
- ^ Коллектив, Aotearoa Media; Воздух, Великое Южное Телевидение | Сделано при поддержке NZ On (3 февраля 2021 г.). «Документальный фильм | Войны Новой Зеландии: Истории Тайнуя» . РНЗ . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Майкл Кинг (2003). История пингвинов Новой Зеландии . Книги о пингвинах. п. 214. ИСБН 0-14-301867-1 .
- ^ Далтон, Би Джей (1967). Война и политика в Новой Зеландии 1855–1870 гг . Сидней: Издательство Сиднейского университета. стр. 176–179.
Сама кампания представляла собой войну, никогда ранее не виданную в Новой Зеландии, разработанную и проведенную с целью изгнать Вайкато с их территории и оккупировать ее, готовую к заселению европейцами. Хотя целью было «наказать» вайкато, где бы они ни вступали в бой, боевые действия были подчинены главной цели — расчистке и удержанию большого участка земли.
- ^ Кинг, Майкл (1977). Те Пуэа: Жизнь . Penguin Random House New Zealand Limited (опубликовано в 2013 г.). ISBN 9781742539683 . Проверено 13 января 2021 г.
«Плодородные и самые красивые поля» [...] и сама река [...] послужили стимулом и средствами для вторжения в Вайкато. Окленд наполнялся новыми поселенцами; правительственные министры и специалисты по закупкам земли были полны решимости приобрести плодородные земли к югу от города; тот факт, что он контролировался движением, обязавшимся не продавать землю, проклинал кингитов в глазах большинства европейцев [...].
- ^ О'Мэлли, Винсент (2016). Великая война за Новую Зеландию: Вайкато 1800-2000 гг . Веллингтон: Книги Бриджит Уильямс. п. 398. ИСБН 9781927277577 .
Теперь все решено, и туземцы будут полностью понимать, что, если они решат начать войну с нами, мы захватим их землю, наполним ее военными поселенцами и будем постоянно продвигать нашу границу ... Губернатор вполне смирился его намерение изгнать всех враждебно настроенных туземцев на границе Окленда, предоставив им землю на условиях, аналогичных тем, которые указаны в газете для Таранаки.
- ^ Белгрейв, Майкл. Танцы с королем: взлет и падение страны королей, 1864–1885 гг., Auckland University Press, 2017, стр. 1–5.
- ^ Белгрейв, Майкл. Танцы с королем: взлет и падение страны королей, 1864–1885 гг., Auckland University Press, 2017, стр. 1–5.
- ^ Белич, Джеймс (1986). Новозеландские войны . Окленд: Пингвин. стр. 100-1 166–176. ISBN 0-14-027504-5 .
- ^ О'Мэлли, Винсент: Великая война за Новую Зеландию: Вайкато 1800–2000, стр. 369–372.
- ^ Белгрейв, Майкл (26 февраля 2018 г.). «Отрывок из понедельника: Тавиао, второй король маори, едет в Лондон, чтобы увидеться с королевой» . Спинофф . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ "Зона шляпы" , Путь
- ^ Белгрейв, Майкл. Танцы с королем: взлет и падение страны королей, 1864–1885 , издательство Оклендского университета, 2017. Электронная книга ProQuest Central , стр. 10
- ^ Те Пуэа.М Кинг.Рид 2003.P22
- ^ Пуэа. М. Кинг Рид.2003.
- ^ Jump up to: а б с Белгрейв, Майкл. Танцы с королем: Взлет и падение страны королей, 1864–1885 , издательство Оклендского университета, 2017. Электронная книга ProQuest Central , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б РТ Махута. «Тавхиао, Тукарото Матутаэра Потау Те Редогеро», Новозеландский биографический словарь, впервые опубликованный в 1993 году, обновленный. Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, https://teara.govt.nz/en/biographys/2t14/tawhiao-tukaroto-matutaera-potatau-te-wherowhero (по состоянию на 25 марта 2024 г.)
- ^ Белгрейв, Майкл. Танцы с королем: взлет и падение страны королей, 1864–1885 , издательство Оклендского университета, 2017. Электронная книга ProQuest Central , стр. 26
- ^ Белгрейв, Майкл. Танцы с королем: взлет и падение страны королей, 1864–1885 , издательство Оклендского университета, 2017. Электронная книга ProQuest Central , стр. 11
- ^ Договор Вайтанги. C Оранжевый.Бриджит Уильямс .1987.П 211
- ^ Договор Вайтанги. С. Оранжевый. П 212.
- ^ Белгрейв, Майкл (26 февраля 2018 г.). «Отрывок из понедельника: Тавиао, второй король маори, едет в Лондон, чтобы увидеться с королевой» . Спинофф . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Белгрейв, Майкл (26 февраля 2018 г.). «Отрывок из понедельника: Тавиао, второй король маори, едет в Лондон, чтобы увидеться с королевой» . Спинофф . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ "Банк Новой Зеландии" , NZJH
- ^ Парк, Стюарт (октябрь 1992 г.). «Те Пике о Аотеароа - Банк короля Тавиао» (PDF) . Новозеландский исторический журнал . 26 . Исторический факультет Оклендского университета: 161–183. Архивировано (PDF) из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 16 октября 2013 г.
- ^ Коуэн, Джеймс, ФРГС, НОВОЗЕЛАНДСКИЕ ВОЙНЫ: ИСТОРИЯ КАМАНИЙ МАОРИ И ПИОНЕРСКИЙ ПЕРИОД: ТОМ II: ВОЙНЫ ХАУХАУ, (1864–72), Р. Э. Оуэн, 1956, Веллингтон
- ^ RT Махута. «Тавхиао, Тукарото Матутаэра Потау Те Редогеро», Новозеландский биографический словарь, впервые опубликованный в 1993 году, обновленный. Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, https://teara.govt.nz/en/biographys/2t14/tawhiao-tukaroto-matutaera-potatau-te-wherowhero (по состоянию на 25 марта 2024 г.)
- ^ Кинг, Майкл (1977). Те Пуэа: Биография . Окленд: Ходдер и Стоутон. стр. 31–34. ISBN 0-340-22482-7 .
- ^ «Движение королей маори 1860–94: напряжение ослабевает» . История Новой Зеландии в Интернете . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 11 августа 2019 года . Проверено 11 августа 2019 г.
- ^ Уокер, Рангинуи (1990). Мы все равно будем сражаться: борьба без конца . Окленд: Пингвин. п. 126. ИСБН 0-14-013240-6 .
- ^ RT Махута. «Тавхиао, Тукарото Матутаэра Потау Те Редогеро», Новозеландский биографический словарь, впервые опубликованный в 1993 году, обновленный. Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, https://teara.govt.nz/en/biographys/2t14/tawhiao-tukaroto-matutaera-potatau-te-wherowhero (по состоянию на 25 марта 2024 г.)
- ^ RT Махута. «Тавхиао, Тукарото Матутаэра Потау Те Редогеро», Новозеландский биографический словарь, впервые опубликованный в 1993 году, обновленный. Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, https://teara.govt.nz/en/biographys/2t14/tawhiao-tukaroto-matutaera-potatau-te-wherowhero (по состоянию на 25 марта 2024 г.)
- ^ Jump up to: а б с РТ Махута. «Тавхиао, Тукарото Матутаэра Потау Те Редогеро», Новозеландский биографический словарь, впервые опубликованный в 1993 году, обновленный. Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, https://teara.govt.nz/en/biographys/2t14/tawhiao-tukaroto-matutaera-potatau-te-wherowhero (по состоянию на 25 марта 2024 г.)
- ^ Церковные новости
- ^ Стандарт Вайрарапа , 7 марта 1883 г.
- ^ Грант Андервуд , «Мормонизм и формирование религиозной идентичности маори» в Гранте Андервуде (редактор) (2000). Путешествия веры: исследования мормонской истории Тихого океана (Прово, Юта: Издательство Университета Бригама Янга ), стр. 107–126.
- ^ Церковь СПД (1958). Храм мормонов (Гамильтон, Новая Зеландия: Церковь СПД), с. 13.
- ^ «Прошлые документы — Окленд Стар — 22 сентября 1894 г. — страница 2» . paperspast.natlib.govt.nz . 2011 . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ «Документы прошлого — Звезда — 23 марта 1881 г. — МОРМОНЫ В ОРАКЕЕ» . paperspast.natlib.govt.nz . 2011 . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ «Документы прошлого — Брюс Геральд — 25 мая 1886 г. — МОРМОНИЗМ В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ» . paperspast.natlib.govt.nz . 2011 . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Махута, RT (июль 2011 г.). «Окружающая среда, Тукарото Матутаэра Потатау Красный» .
- ^ Баллара, Анджела (1996). «Махута Тавиао Потатау Красный» . Teara.govt.nz . Проверено 25 мая 2021 г.
