Реви Маниапото
Реви Манга Маниапото (1807–1894) был вождем Нгати Маниапото , который возглавлял силы Кингитанги во время вторжения правительства Новой Зеландии в Вайкато во время новозеландских войн .
Родство
[ редактировать ]Реви, или Манга, как его называли его родственники, был ребенком Парахеке (Те Коре) и Те Нгохи. [1] Его мать Парахеке была из Нгати Раукава и имела тесные связи с Нгати Капутухи. Его отец Те Нгохи, также известный как Кавхия, был известным боевым вождем Нгати Паретекава, субхапу Нгати Маниапото , и подписал Договор Вайтанги , один из пяти вождей Маниапото, подписавших его. У Реви был младший брат по имени Те Раоре или Те Руре, который был убит в Оракау. Те Раоре женился на Кереихи, также известном как Те Ореоре Пурау, из Нгати Тувакатаха, и у них родилась дочь по имени Те Раууэ Те Раоре, которая умерла, не оставив проблем. Когда Парехеке был убит в Патеранги, Те Нгохи снова женился на женщине по имени Кахутуангау из Нгати Те Канава и Нгати Парекахуки, субхапу Нгати Маниапото. У них родилась дочь по имени Те Вакахае, она же Рипека, она была сводной сестрой Реви Манги Маниапото и всех ее потомками являются семьи Мураахи, Мокау и Вахо из Напинапи Мараэ недалеко от поселения Пиопио.
Ранний период жизни
[ редактировать ]В молодости он сопровождал своего отца в нападениях на Таранаки во время длительных межплеменных мушкетных войн . Он оказал защиту миссионеру Моргану , который переехал в его роэ в 1841 году. Он подружился с католическими миссионерами, которые также поселились в этом районе. Он получил образование у уэслианских миссионеров, стал грамотным и приветствовал развитие своего роэ в продуктивное фермерское сообщество европейского типа с посадкой пшеницы, созданием нескольких мукомольных заводов и массовой посадкой фруктовых деревьев. Миссионеры вместе с правительством первоначально финансировали мельницы и организовали переселение европейских мукомолов и производство муки. Миссионеры построили в Те Авамуту торговую школу, где обучают грамоте и практическим навыкам, таким как изготовление и ремонт сельскохозяйственных инструментов.
Конфликт возник между конкурирующими Вайкато иви в районе Те Авамуту из-за давно оспариваемой земли. Нгати Маниапото завидовал вниманию, уделяемому Нгати Махуте и Нгати Раукаве, которые приобрели европейские знания и товары. Первоначально поселенцам было продано всего несколько акров. Позже 800 акров были проданы под ремесленное училище и его продовольственный запас. Напряженность нарастала, граничащая с открытой войной. Нгати Махута был напуган Маниапото и пообещал больше не продавать землю. На протяжении всего этого периода Реви Маниапото был вождем племени. [2]
Затем в 1849 году ядро Нгати Махуты покинуло этот район и поселилось на земле в Мангере, предоставленной им правительством для защиты Окленда от нападения с юга. [3] Это событие демонстрирует характер грозного Реви, поскольку Те Верогеро был великим военным вождем, с которым нельзя шутить.
В 1850-х годах он попал под влияние маори, которые хотели большей автономии. Он был одним из пяти вождей, подписавших документ, запрещающий правительственным судьям занимать свои должности. Когда возник конфликт по поводу продажи земли маори в Таранаки, он встал на сторону тех маори, которые удерживали свою землю от продажи, и к 1860 году поддержал вождя таранаки Вирему Кинги в его борьбе с правительством. Реви отправился в Таранаки, принял участие в боях против правительства и сам участвовал в двух сражениях.
Он все больше осознавал, что губернатор Джордж Грей был полон решимости подорвать движение Кингитанга. Грей пришел в Вайкато и прямо сказал вождям, что будет копать движение вокруг, пока оно не падет. К 1863 году напряженность в Вайкато возросла, поскольку Реви предпринял более воинственные действия.
4 апреля Грей организовал имперские силы численностью 300 человек, чтобы выселить маори из оспариваемого квартала Татарамайка в Таранаки и снова оккупировать его. Маори восприняли повторную оккупацию как акт войны, и 4 мая группа из примерно 40 воинов Нгати Руануи совершила нападение из мести, устроив засаду на небольшой военный отряд на прибрежной дороге в соседней Чакуре , убив всех, кроме одного из 10 солдат. Засада, организованная Реви, возможно, была спланирована как покушение на Грея, который регулярно ездил по трассе между Нью-Плимутом и военным постом Татараймака. [4] [5] [6]
Он разрушил мировой суд в Северном Вайкато и вместе с Вирему Кинги разрушил торговую школу в Те Авамуту, украв прессу. Реви был раздражен тем, что правительство публиковало в его роде газету, направленную против Кингитанги. Другие вожди Вайкато были обеспокоены его действиями. Было проведено несколько крупных встреч, например, в Перии, где Реви аргументировал свою позицию нападением на правительство, в то время как другие, такие как Вирему Тамихана , выступали за менее радикальный подход и больше переговоров с правительством.
Другие события, такие как попытки похищения жен и детей поселенцев, еще больше усилили напряженность, равно как и вмешательство католических миссионеров, которые предположили, что британские поселенцы и официальные лица были шпионами. Помпалье, католический епископ, еще больше усилил напряженность, предложив ему начать еще одну миссию в этом районе, чтобы противостоять влиянию протестантского церковно-миссионерского общества (CMS). Поскольку сестра короля Те Паэа и другие вожди, такие как Ви Корамоа и Танти (так в оригинале), были протестантами, этого не произошло. [7] [8] [9] [10]
Вторжение Вайкато
[ редактировать ]10 июля 1863 года Грей приказал вторгнуться на территорию кингита, заявив, что он совершает карательную экспедицию против Реви из-за засады в Чакуре и наносит упреждающий удар, чтобы сорвать «решительный и кровожадный» заговор с целью нападения на Окленд. [11] [12] 12 июля генерал Кэмерон и первый эшелон армии вторжения пересекли ручей Мангатавири. [4] [13] [14] - Вторжение Вайкато Началось .
Маниапото сражался в 1863–1864 годах и дал последний бой при Оракау в 1864 году. Реви и войска Кингитанги (Движение королей маори) были окружены правительственными войсками с ограниченными запасами еды и воды. Правительственные силы построили траншею на расстоянии до 20 метров от па и забросали ее ручными гранатами. Гилберт Майр , офицер, свободно говоривший на языке маори , предложил им сдаться или хотя бы выпустить женщину и детей. Кингиты ответили знаменитыми словами: «Ка вавай тону мату, Аке! Аке! Аке!» («Мы будем сражаться во веки веков!»). [15] В 15:30 того же дня к голове сапа поднесли ружье и обстреляли па в упор. При этом защитники запаниковали, и, оставив 50 тоа (воинов) в па, остальные внезапно прорвались через правительственные линии в прилегающие болота. Все 50 человек в па были убиты или взяты в плен. Погибло 160 человек из Кингитанги. Половина беглецов были ранены. Семнадцать правительственных сил погибли и 52 были ранены.
Переезд в страну королей
[ редактировать ]Маниапото остался в Стране королей к югу от реки Пуниу вместе с выжившими маори. Он построил еще два па, но правительственные войска не последовали за ним в холмы. Маниапото принимал у себя племя Вайкато иви , но отношения испортились, когда король попытался использовать свою ману на землях Маниапото. Это, вместе с отказом Маниапото выступить и сражаться в битве при Рангирири в 1863 году, [ нужна ссылка ] оставил горькую ноту между двумя группами. Реви был обеспокоен вспышками пьянства среди своего народа и убийствами изолированных Пакеха, путешествующих по этому району.
Реви неохотно приютил Те Кути , который сбежал с островов Чатем , а затем напал и убил различных маори и европейских поселенцев. Когда Те Кути приехал в Те Куити в 1869 году, он приехал, чтобы бросить вызов Таваио за королевский сан маори. Король был враждебно настроен к действиям Реви, поскольку он не хотел, чтобы Кингитанга ассоциировалась с крайним насилием и антиправительственной деятельностью Те Кути, но он очень нервничал по поводу доминирования Те Кути. В течение нескольких месяцев Реви наблюдал за Те Кути вблизи, поскольку Кингитанга рассматривала возможность возобновления борьбы против правительства. Кингитанга был впечатлен смелостью Те Кути. Сам Реви хотел оценить военное мастерство Те Кути, прежде чем прийти к какому-то политическому соглашению с ним. Они предложили Те Кути возможность мирно жить в Стране Королей, но он отказался. После своего решающего поражения при Те Порере Реви сообщил, что Те Кути не был военным гением. Мировой судья Уильям Сиранк, свободно говоривший на языке маори, присутствовал, когда Реви встретился с Те Кути и сообщил правительству, что Те Кути сильно напился и подробно рассказал о своем прошлом, но не о будущем. Реви Маниапото оставался трезвым и бдительным. [16]
Возвращаться
[ редактировать ]В 1877 году депутат Джон Шиэн стал местным министром. Он свободно говорил на языке маори и помогал маори восточного побережья в Движении за отказ вернуть землю, которая, как они утверждали, была незаконно продана крупным землевладельцам. Шихан укрепил свою репутацию среди маори за то, что поддержал их против государственной власти. Он отправился в Страну королей, чтобы поговорить с королем Тавиао и вождями Таранаки, чтобы убедить их продать землю правительству, но они отказались. Однако он обнаружил, что Реви Маниапото очень хочет продать землю. Первоначально идея правительства заключалась в том, чтобы открыть эту землю для европейских поселенцев, чтобы стимулировать ассимиляцию. [17] В конце концов Реви согласился продать правительству землю для главной магистральной железнодорожной линии при том понимании, что его людям будут платить за вырубку кустов для геодезистов, и что алкоголь не будет продаваться в Стране Королей. Маниапото вернули его племенную землю в Кихикии , дали дом и государственную пенсию. Он стал большим другом губернатора Грея и пожелал быть похороненным вместе с ним. [ нужна ссылка ]
Реви Маниапото использовал свои связи с правительством, чтобы помочь ренегату Те Кути освободиться из тюрьмы и переселить его на землю в Вангануи. [ нужна ссылка ] .
Почетные эпонимы
[ редактировать ]Реви-роуд в Ройал-Оук, Новая Зеландия, была названа в честь Маниапото в конце 1930-х годов. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «В РОДНОМ СУДЕ АОТЕАРЕОА» (PDF) . 2024.
- ^ Король маори. стр. 21-23 Дж. Горст. Рид. Сингапур. 2001.
- ^ Королевские фехтовальщики Новой Зеландии 1847-52.стр. 108-109. Общество фехтования Новой Зеландии. Поступок. Вайуку.1997 г.
- ^ Перейти обратно: а б Синклер, Кейт (2000). История Новой Зеландии (изд. 2000 г.). Окленд: Пингвин. стр. 138–142. ISBN 0-14-029875-4 .
- ^ Коуэн, Джеймс (1922). «25, Второй поход Таранаки». Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторский период: Том. 1, 1845–1864 гг . Веллингтон: Правительственный принтер RNZ.
- ^ Бохан, Эдмунд (2005). Климат войны; Новая Зеландия в конфликте 1859–1869 гг . Крайстчерч: Hazard Press. п. 128.
Семь солдат были застрелены и избиты томагавками воинами, уверенными, что они убивают губернатора.
- ^ Король маори, стр. 124.
- ^ Те Ара, Энциклопедия Новой Зеландии История Маниапото, Реви Манга.
- ^ Война Вайкато 1863-64 гг. Н. Ричи. Музей Те Авамуту и отдел консервации. 2001 г. ISBN 0-478-22051-0 ,
- ^ 1864 Король маори ... Горст, сэр Дж. Э. Кэппер Пресс. Переиздание 1974 года.
- ^ Далтон, Би Джей (1967). Война и политика в Новой Зеландии 1855–1870 гг . Сидней: Издательство Сиднейского университета. стр. 176–179.
- ^ Оранжевый, Клаудия (1987). Договор Вайтанги . Веллингтон: Аллен и Анвин. п. 165. ИСБН 086861-634-6 .
- ^ Белич, Джеймс (1986). Новозеландские войны и викторианская интерпретация расового конфликта (1-е изд.). Окленд: Пингвин. стр. 204–205. ISBN 0-14-011162-Х .
- ^ Белич, Джеймс (1986). Новозеландские войны . Окленд: Пингвин. стр. 100-1 133–134. ISBN 0-14-027504-5 .
- ^ Биография Реви Маниапото , nzhistory.com
- ^ Песни искупления.Дж. Бинни. стр. 178-180. Книги Оклендского университета. Окленд. 1996.
- ^ Уотерсон, Д.Б. «Шиэн, Джон 1844–1885» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 7 апреля 2011 г.
- ^ Рейди, Джейд (2013). Не просто пройти: создание горы Роскилл (2-е изд.). Окленд: Местный совет Пукетапапы . п. 158. ИСБН 978-1-927216-97-2 . OCLC 889931177 . Викиданные Q116775081 .