Jump to content

Суд

Суд

Те Кути Арикиранги Те Туруки (ок. 1832–1893) был лидером маори , основателем религии Рингату и партизанским борцом.

Во время боевых действий вместе с правительственными войсками против Хаухау в 1865 году его обвинили в шпионаже. Сосланный на острова Чатем без суда вместе с пленным Хаухау, он испытал видения и стал религиозным лидером. В 1868 году он возглавил побег 168 заключенных, захватив шхуну «Стрелок» и отплыв обратно на Северный остров , где начал серию рейдов. Последовавшая за этим военная кампания репрессий стала известна как Война Те Кути . Он был помилован в 1883 году, но продолжал активно распространять послание мира Рингату и возвращать земли Пакехи.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Первые годы существования Суда малоизвестны. Он родился в Те Па-о-Каху в регионе Гисборн в семье Хоне Рангипатахи (отца) и Хине Туракау (матери) из племени Ронгоухакаата ( иви ). [1] Их подплеменем ( хапу ) было Нгати Мару, деревни которого располагались вблизи лагуны Авапуни , где река Вайпаоа впадает в океан. [2] Считается, что Арикиранги — это настоящее имя Те Кути. Датой его рождения считается примерно 1832 год. [3]

Тойроа Икарики (Икарихи), провидец из Нукутауруа на полуострове Махия , предсказал рождение Те Кути (а также приход белых людей, пакеха ):

Это жаркая ночь.
Это апрель
Арикиранги уезжает сегодня.

Темна, темна ночь.
Есть Пакерева
Впереди Арикиранги.

Песня датирована 1766 годом. Пакерева были незнакомцами с красной или белой кожей, а Арикиранги был внуком Тойроа, который еще не родился. [4]

Те Кути - это его христианское имя при крещении. Предполагается, что [3]

Те Кути, очевидно, был очень неприятным мальчиком для своего отца, который пытался его убить. В 1852 году он стал известен как один из группы молодых маори, создающих беспорядки в районе Гисборн. Он взял на себя роль «социального бандита», врываясь в дома поселенцев и похищая товары в рамках грабительской группы. [5] Его отправили в миссионерскую школу в Вакато, недалеко от Манутуке . В 1846–1847 годах его преподавал Сэмюэл Уильямс. Сэмюэл и его дядя Уильям Уильямс «помогли мальчику найти новый мир в Библии». [6]

Но его репутация все еще страдала, в том числе после контактов с преподобным Томасом Сэмюэлем Грейсом , который должен был заменить Уильяма Уильямса на несколько лет (1850–1853). Поселенцы попросили местных вождей сотрудничать с местным рунангом (советом маори) для решения проблем с Те Кути, но люди Те Кути упорно отбирали свиней, лошадей, крупный рогатый скот и алкоголь, что разозлило рунангу, которой управляют старшие вожди. В результате па Те Кути подвергся нападению со стороны Те Айтанга-а-Махаки . Было взято много пленных, но Те Кути сбежал. [7]

Ему пришлось покинуть дом и отправиться в море на разных кораблях, торговавших у берегов Северного острова . [ нужна ссылка ]

Изгнание

[ редактировать ]

В 1865 году во время борьбы с правительственными войсками за подавление Пай Марире (или культа Хаухау) он был арестован как шпион при попытке связаться со своим братом, сражавшимся на стороне Хаухау, и сослан на острова Чатем вместе с повстанцами, которых он имел. боролся против. Его никогда не судили, и он использовал любую возможность, чтобы потребовать суда. Некоторые говорят, что он получил свое имя от этого «Кути» (произносится [ kɔːti ] как «Корти»), другие говорят, что это была маорийская версия фамилии «Коутс». Если он действительно снабжал Пай Марире оружием, как утверждается, то он также принимал участие в бою против них. Есть утверждения, что при этом он стрелял холостыми патронами. [ нужна ссылка ]

Находясь на островах Чатем, Те Кути испытал видения и стал религиозным лидером. Другие заключенные называли Те Кути Таваки, дваждырожденным, после того, как он неожиданно выздоровел от туберкулеза. [8] Он также продемонстрировал некоторую ловкость рук , например, использовал спичечные головки, чтобы поджечь руку над алтарем во время церковной службы. Эти уловки повлияли на пленников-маори на островах Чатем, и когда некоторые из присутствовавших на острове вождей были отправлены обратно на материк, Те Кути воспользовался ситуацией, чтобы стать местным лидером. Только дядю Те Кути эти фокусы не впечатлили, и он видел их насквозь. Тем не менее, Те Кути основал веру под названием Рингату («поднятая рука»), которая приобрела множество последователей и до сих пор присутствует в новозеландском обществе. [ нужна ссылка ]

В это время на островах Чатем Те Кути (или Те Коти, как он подписался в документах) женился гражданским браком на Маате Те Овай 27 июля 1867 года. В брачных документах указано, что он родился в 1832 году. [9]

В 1868 году, ожидая прибытия лодки с припасами, Те Кути предсказал, что вскоре прибудут две лодки, чтобы забрать их с острова. Обычно заключенные работали на ферме, но под предлогом дождя некоторым заключенным удалось войти в редут. На самом деле на всем острове было только 6 охранников, поскольку большинство из них было перевезено в апреле на Хокитику, где опасались восстания фенийцев. 4 июля 1868 года Те Кути совершил побег и вместе со 168 другими заключенными захватил шхуну «Стрелок» с припасами и винтовками, затопил еще одно судно « Флоренс», чтобы нельзя было поднять тревогу, и отправился обратно на Северный остров. Один сержант с острова Чатем был убит из-за личной обиды. [10] Морякам Пакея разрешили жить и отплыть к побережью Новой Зеландии с помощью угонщиков маори. Моряки попытались плыть в сторону Веллингтона , но благодаря опыту Те Кути в мореплавании были пойманы и сказаны, что их выбросят за борт, если они не будут держать курс на восточное побережье . На четвертый день плавания корабль заштилел, и Те Кути заявил, что необходима жертва. У Те Кути был дядя Те Варихи Отини. [11] выбросили за борт, и вскоре после этого корабль снова двинулся вперед.

По прибытии в Вареонгаонгу в заливе Бедность Те Кути попросил Движения королей маори и племен Тухо убежища у , но получил отказ. Он также стремился к диалогу с колониальным правительством, но получил отказ. Он направил заявление о том, что если правительство хочет войны, то он даст ей ее в ноябре.

На войне

[ редактировать ]
Предполагается, что рисунок Те Кути, хотя в этом есть сомнения. [12]

10 ноября 1868 года Те Кути и его последователи напали на поселок Матагеро на окраине Гисборна. Было убито около 54 человек, включая женщин и детей. Среди погибших были 22 местных маори, а также европейские поселенцы. Вероятно, это было нападение из мести, мотивированное заключением Те Кути в тюрьму как шпиона.

Затем Те Кути преследовали колониальные и симпатизирующие ему силы маори. Его община была окружена в Нгатапе и осаждена , но Те Кути и его воинам удалось бежать.

Оттуда Те Кути преследовали до Те Порере , где он основал па . Он потерпел поражение в последующей битве при Те-Порере . Хотя Те Кути сбежал, он оставил много убитых и раненых. Сам Те Кути получил ранение в палец при побеге.

Оттуда Те Кути сбежал в Уревера и заключил союз с руководством Тухо.

С 1869 по 1872 год Те Кути и его последователи совершали набеги на центральную часть Северного острова, преследуемые своими колониальными врагами и врагами-маори. Его власть была сломлена только после того, как его союзники Тухо были систематически завоеваны его врагами. Но Те Кути снова удалось бежать, на этот раз в Страну Королей , где он провел следующее десятилетие под защитой короля маори. Те Кути использовал это время для развития своей религии.

Прощение и дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В 1878 году Те Кути был выброшен из хуи в Хикуранги, вызванного правительством, за то, что он нарушил запрет на алкоголь, введенный королем Тавиао. Те Кути выбежал с собрания и пришел в дикую ярость. Утром он вернулся, весь в перьях альбатроса, шаркая ногами и согнувшись, приняв облик шаркающего старика. Те Кути изображается в этом повествовании как Таваки, дважды рожденный. Он сбросил маскировку, и из его подмышек сверкнула молния. Согласно этой истории, перья должны были символизировать богодухновенный мир. [13]

В 1883 году Те Кути был помилован правительством и начал путешествовать по Новой Зеландии. Число его последователей росло, и он решил вернуться в свой старый дом. Однако его прошлое насилие не было забыто, и местный судья арестовал его и заключил в тюрьму, сославшись на упреждающее нарушение общественного порядка. Те Кути был освобожден при условии, что он никогда больше не попытается вернуться в свой старый дом. Те Кути обжаловал это решение и поначалу добился успеха, но в 1890 году апелляционный суд постановил, что ужас и тревога, которые повлекло бы за собой повторное появление Те Кути, оправдывают решение мирового судьи.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бинни, Джудит . «Биография Те Кути Арикиранги Те Туруки» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 19 февраля 2016 г.
  2. ^ Бинни, Песни искупления , стр. 16; Бофой, 2006, стр. 9.
  3. ^ Jump up to: а б Бинни, «Песни искупления» , стр. 16.
  4. Бинни, Песни искупления , стр. 11.
  5. ^ Бинни, Песни искупления , стр. 21.
  6. ^ Миткалф, 1963, стр. 46.
  7. Бинни, Песни искупления , стр. 22.
  8. ^ Бинни, Истории без конца , стр. 188.
  9. Король, Быть Пакехой сейчас , стр. 202.
  10. ^ Король, Мориори [ нужна страница ]
  11. ^ Бинни, Песни искупления , стр. 20.
  12. ^ Гринвуд, Уильям (1946). «Иконография Те Кути Рикиранги» . Журнал Полинезийского общества . 55 (1) . Проверено 13 октября 2021 г.
  13. ^ Бинни, Истории без конца , стр. 189.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бофой, Бетти – Конфликт: история Те Кути и поселенцев . Опубл. Дорсет Энтерпрайзис, Веллингтон, 2006 г. ISBN   0-473-11015-6
  • Бинни, Джудит . Песни искупления: жизнь Те Кути Арикиранги Те Тюруки , Окленд: Издательство Оклендского университета, 1995. ISBN   978-1-86940-131-3 .
  • Бинни, Джудит. Истории без конца . Веллингтон: Книги Бриджит Уильямс, 2010.
  • Черчилль, Уинстон С. (1958). Великие демократии . История англоязычных народов. Том. 4.
  • Кинг, Майкл. Быть Пакехой сейчас . Пингвин, 2004 г.
  • Кинг, Майкл. Мориори , 2000 г.
  • Миткалф, Барри. «Тохунга и завещание: Те Кути - с Библией в одной руке и пистолетом в другой», стр. 45–40 в журнале Nine New Zealanders . Крайстчерч: 1963.

В художественной литературе

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c7ff19b52ffef1395257b81308565090__1712471280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/90/c7ff19b52ffef1395257b81308565090.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Te Kooti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)