Суд

Те Кути Арикиранги Те Туруки (ок. 1832–1893) был лидером маори , основателем религии Рингату и партизанским борцом.
Во время боевых действий вместе с правительственными войсками против Хаухау в 1865 году его обвинили в шпионаже. Сосланный на острова Чатем без суда вместе с пленным Хаухау, он испытал видения и стал религиозным лидером. В 1868 году он возглавил побег 168 заключенных, захватив шхуну «Стрелок» и отплыв обратно на Северный остров , где начал серию рейдов. Последовавшая за этим военная кампания репрессий стала известна как Война Те Кути . Он был помилован в 1883 году, но продолжал активно распространять послание мира Рингату и возвращать земли Пакехи.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Первые годы существования Суда малоизвестны. Он родился в Те Па-о-Каху в регионе Гисборн в семье Хоне Рангипатахи (отца) и Хине Туракау (матери) из племени Ронгоухакаата ( иви ). [1] Их подплеменем ( хапу ) было Нгати Мару, деревни которого располагались вблизи лагуны Авапуни , где река Вайпаоа впадает в океан. [2] Считается, что Арикиранги — это настоящее имя Те Кути. Датой его рождения считается примерно 1832 год. [3]
Тойроа Икарики (Икарихи), провидец из Нукутауруа на полуострове Махия , предсказал рождение Те Кути (а также приход белых людей, пакеха ):
Это жаркая ночь.
Это апрель
Арикиранги уезжает сегодня.
Темна, темна ночь.
Есть Пакерева
Впереди Арикиранги.
Песня датирована 1766 годом. Пакерева были незнакомцами с красной или белой кожей, а Арикиранги был внуком Тойроа, который еще не родился. [4]
Те Кути - это его христианское имя при крещении. Предполагается, что [3]
Те Кути, очевидно, был очень неприятным мальчиком для своего отца, который пытался его убить. В 1852 году он стал известен как один из группы молодых маори, создающих беспорядки в районе Гисборн. Он взял на себя роль «социального бандита», врываясь в дома поселенцев и похищая товары в рамках грабительской группы. [5] Его отправили в миссионерскую школу в Вакато, недалеко от Манутуке . В 1846–1847 годах его преподавал Сэмюэл Уильямс. Сэмюэл и его дядя Уильям Уильямс «помогли мальчику найти новый мир в Библии». [6]
Но его репутация все еще страдала, в том числе после контактов с преподобным Томасом Сэмюэлем Грейсом , который должен был заменить Уильяма Уильямса на несколько лет (1850–1853). Поселенцы попросили местных вождей сотрудничать с местным рунангом (советом маори) для решения проблем с Те Кути, но люди Те Кути упорно отбирали свиней, лошадей, крупный рогатый скот и алкоголь, что разозлило рунангу, которой управляют старшие вожди. В результате па Те Кути подвергся нападению со стороны Те Айтанга-а-Махаки . Было взято много пленных, но Те Кути сбежал. [7]
Ему пришлось покинуть дом и отправиться в море на разных кораблях, торговавших у берегов Северного острова . [ нужна ссылка ]
Изгнание
[ редактировать ]В 1865 году во время борьбы с правительственными войсками за подавление Пай Марире (или культа Хаухау) он был арестован как шпион при попытке связаться со своим братом, сражавшимся на стороне Хаухау, и сослан на острова Чатем вместе с повстанцами, которых он имел. боролся против. Его никогда не судили, и он использовал любую возможность, чтобы потребовать суда. Некоторые говорят, что он получил свое имя от этого «Кути» (произносится [ kɔːti ] как «Корти»), другие говорят, что это была маорийская версия фамилии «Коутс». Если он действительно снабжал Пай Марире оружием, как утверждается, то он также принимал участие в бою против них. Есть утверждения, что при этом он стрелял холостыми патронами. [ нужна ссылка ]
Находясь на островах Чатем, Те Кути испытал видения и стал религиозным лидером. Другие заключенные называли Те Кути Таваки, дваждырожденным, после того, как он неожиданно выздоровел от туберкулеза. [8] Он также продемонстрировал некоторую ловкость рук , например, использовал спичечные головки, чтобы поджечь руку над алтарем во время церковной службы. Эти уловки повлияли на пленников-маори на островах Чатем, и когда некоторые из присутствовавших на острове вождей были отправлены обратно на материк, Те Кути воспользовался ситуацией, чтобы стать местным лидером. Только дядю Те Кути эти фокусы не впечатлили, и он видел их насквозь. Тем не менее, Те Кути основал веру под названием Рингату («поднятая рука»), которая приобрела множество последователей и до сих пор присутствует в новозеландском обществе. [ нужна ссылка ]
В это время на островах Чатем Те Кути (или Те Коти, как он подписался в документах) женился гражданским браком на Маате Те Овай 27 июля 1867 года. В брачных документах указано, что он родился в 1832 году. [9]
Побег
[ редактировать ]В 1868 году, ожидая прибытия лодки с припасами, Те Кути предсказал, что вскоре прибудут две лодки, чтобы забрать их с острова. Обычно заключенные работали на ферме, но под предлогом дождя некоторым заключенным удалось войти в редут. На самом деле на всем острове было только 6 охранников, поскольку большинство из них было перевезено в апреле на Хокитику, где опасались восстания фенийцев. 4 июля 1868 года Те Кути совершил побег и вместе со 168 другими заключенными захватил шхуну «Стрелок» с припасами и винтовками, затопил еще одно судно « Флоренс», чтобы нельзя было поднять тревогу, и отправился обратно на Северный остров. Один сержант с острова Чатем был убит из-за личной обиды. [10] Морякам Пакея разрешили жить и отплыть к побережью Новой Зеландии с помощью угонщиков маори. Моряки попытались плыть в сторону Веллингтона , но благодаря опыту Те Кути в мореплавании были пойманы и сказаны, что их выбросят за борт, если они не будут держать курс на восточное побережье . На четвертый день плавания корабль заштилел, и Те Кути заявил, что необходима жертва. У Те Кути был дядя Те Варихи Отини. [11] выбросили за борт, и вскоре после этого корабль снова двинулся вперед.
По прибытии в Вареонгаонгу в заливе Бедность Те Кути попросил Движения королей маори и племен Тухо убежища у , но получил отказ. Он также стремился к диалогу с колониальным правительством, но получил отказ. Он направил заявление о том, что если правительство хочет войны, то он даст ей ее в ноябре.
На войне
[ редактировать ]
10 ноября 1868 года Те Кути и его последователи напали на поселок Матагеро на окраине Гисборна. Было убито около 54 человек, включая женщин и детей. Среди погибших были 22 местных маори, а также европейские поселенцы. Вероятно, это было нападение из мести, мотивированное заключением Те Кути в тюрьму как шпиона.
Затем Те Кути преследовали колониальные и симпатизирующие ему силы маори. Его община была окружена в Нгатапе и осаждена , но Те Кути и его воинам удалось бежать.
Оттуда Те Кути преследовали до Те Порере , где он основал па . Он потерпел поражение в последующей битве при Те-Порере . Хотя Те Кути сбежал, он оставил много убитых и раненых. Сам Те Кути получил ранение в палец при побеге.
Оттуда Те Кути сбежал в Уревера и заключил союз с руководством Тухо.
С 1869 по 1872 год Те Кути и его последователи совершали набеги на центральную часть Северного острова, преследуемые своими колониальными врагами и врагами-маори. Его власть была сломлена только после того, как его союзники Тухо были систематически завоеваны его врагами. Но Те Кути снова удалось бежать, на этот раз в Страну Королей , где он провел следующее десятилетие под защитой короля маори. Те Кути использовал это время для развития своей религии.
Прощение и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1878 году Те Кути был выброшен из хуи в Хикуранги, вызванного правительством, за то, что он нарушил запрет на алкоголь, введенный королем Тавиао. Те Кути выбежал с собрания и пришел в дикую ярость. Утром он вернулся, весь в перьях альбатроса, шаркая ногами и согнувшись, приняв облик шаркающего старика. Те Кути изображается в этом повествовании как Таваки, дважды рожденный. Он сбросил маскировку, и из его подмышек сверкнула молния. Согласно этой истории, перья должны были символизировать богодухновенный мир. [13]
В 1883 году Те Кути был помилован правительством и начал путешествовать по Новой Зеландии. Число его последователей росло, и он решил вернуться в свой старый дом. Однако его прошлое насилие не было забыто, и местный судья арестовал его и заключил в тюрьму, сославшись на упреждающее нарушение общественного порядка. Те Кути был освобожден при условии, что он никогда больше не попытается вернуться в свой старый дом. Те Кути обжаловал это решение и поначалу добился успеха, но в 1890 году апелляционный суд постановил, что ужас и тревога, которые повлекло бы за собой повторное появление Те Кути, оправдывают решение мирового судьи.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бинни, Джудит . «Биография Те Кути Арикиранги Те Туруки» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 19 февраля 2016 г.
- ^ Бинни, Песни искупления , стр. 16; Бофой, 2006, стр. 9.
- ^ Jump up to: а б Бинни, «Песни искупления» , стр. 16.
- ↑ Бинни, Песни искупления , стр. 11.
- ^ Бинни, Песни искупления , стр. 21.
- ^ Миткалф, 1963, стр. 46.
- ↑ Бинни, Песни искупления , стр. 22.
- ^ Бинни, Истории без конца , стр. 188.
- ↑ Король, Быть Пакехой сейчас , стр. 202.
- ^ Король, Мориори [ нужна страница ]
- ^ Бинни, Песни искупления , стр. 20.
- ^ Гринвуд, Уильям (1946). «Иконография Те Кути Рикиранги» . Журнал Полинезийского общества . 55 (1) . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Бинни, Истории без конца , стр. 189.
Библиография
[ редактировать ]- Бофой, Бетти – Конфликт: история Те Кути и поселенцев . Опубл. Дорсет Энтерпрайзис, Веллингтон, 2006 г. ISBN 0-473-11015-6
- Бинни, Джудит . Песни искупления: жизнь Те Кути Арикиранги Те Тюруки , Окленд: Издательство Оклендского университета, 1995. ISBN 978-1-86940-131-3 .
- Бинни, Джудит. Истории без конца . Веллингтон: Книги Бриджит Уильямс, 2010.
- Черчилль, Уинстон С. (1958). Великие демократии . История англоязычных народов. Том. 4.
- Кинг, Майкл. Быть Пакехой сейчас . Пингвин, 2004 г.
- Кинг, Майкл. Мориори , 2000 г.
- Миткалф, Барри. «Тохунга и завещание: Те Кути - с Библией в одной руке и пистолетом в другой», стр. 45–40 в журнале Nine New Zealanders . Крайстчерч: 1963.
В художественной литературе
[ редактировать ]- Шедболт, Морис – Время евреев . Опубл. Ходдер и Стоутон, Лондон и WW Нортон, Нью-Йорк, 1987 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биография Те Кути в Энциклопедии Новой Зеландии (1966)
- Редакционное возражение против помилования , Хавера и Норманби Стар , 1883 г.
- Высокий суд Турции в Центре электронных текстов Новой Зеландии