Jump to content

Религия маори

Христианская церковь маори в Акароа. Христианство было принято маори по всей Новой Зеландии в 19 веке.

Религия маори включает в себя различные религиозные верования и обычаи маори , коренного полинезийского народа Новой Зеландии .

Традиционная религия маори

[ редактировать ]

Традиционная религия маори, то есть доевропейская система убеждений маори , мало отличалась от религии их тропической восточно- полинезийской родины ( Гавайки Нуи ), рассматривая все, включая природные элементы и все живые существа, как связанные общим происхождением. через вакапапу или генеалогию. Соответственно, маори считали, что все вещи обладают жизненной силой или маури . Эту концепцию связанности через генеалогию иллюстрируют основные персонификации, датируемые до периода европейских контактов:

  • Тангароа был олицетворением океана и предком или происхождением всех рыб.
  • Тане был олицетворением леса и источником всех птиц.
  • Ронго был олицетворением мирной деятельности и земледелия и прародителем культурных растений.
  • Тавириматеа был олицетворением ветра, бурь и погоды.

(Некоторые источники упоминают высшую персонификацию : Ио ; однако эта идея остается спорной.)

Тапу и мана

[ редактировать ]

Маори следовали определенным практикам, которые относятся к традиционным понятиям, таким как тапу . Определенные люди и предметы содержат ману духовную силу или сущность. Раньше члены племени более высокого ранга не прикасались к предметам, принадлежавшим членам более низкого ранга - это означало бы «осквернение»; а лица более низкого ранга не могли прикасаться к вещам знатного человека, не подвергая себя риску смерти. «По словам Беста , политика маори была «почти... теократической», поскольку «страх перед богами был сильнейшим хранителем порядка. [...]»» [ 1 ]

Слово тапу можно интерпретировать как « священное », как «духовное ограничение » или как «подразумеваемый запрет»; оно включает в себя правила и запреты . Действуют два вида тапу: частное тапу (в отношении отдельных лиц) и публичное тапу (в отношении сообществ). К человеку, предмету или месту, являющемуся тапу, нельзя прикасаться при человеческом контакте, а в некоторых случаях даже приближаться к нему. Человек, предмет или место могли быть освящены тапу на определенное время.

В обществе маори до контактов с европейцами тапу было одной из самых сильных сил в жизни маори. Нарушение тапу может иметь ужасные последствия, включая смерть правонарушителя от болезни или от рук кого-либо, пострадавшего от преступления. Раньше еда, приготовленная для человека высокого ранга, была тапу, и ее не мог есть человек низшего ранга. Дом вождя был тапу, и даже вождю нельзя было есть пищу внутри своего дома. Тапу воспринимались не только дома высокопоставленных людей, но и их имущество, включая одежду. Могильники ( маори : урупа ) и места смерти всегда были тапу, и такие места часто окружались защитными ограждениями.

В 21 веке маори все еще соблюдают тапу в вопросах, касающихся болезней, смерти и захоронения:

  • Тангиханга или похоронные обряды могут занять два или три дня. Умерший лежит публично, обычно в открытом гробу, в окружении родственников женского пола, одетых в черное, их головы иногда увенчаны листьями кавакава , которые делают несколько коротких перерывов. В течение дня посетители приходят, иногда издалека, несмотря на лишь отдаленные отношения, чтобы обратиться к умершему. Они могут откровенно говорить о его или ее недостатках, а также о достоинствах, но пение и шутки также уместны. Свободное выражение горя как мужчинами, так и женщинами поощряется. Скорбящие могут ссылаться на традиционные верования и просить умершего вернуться на родину предков, Гавайи, посредством te rerenga wairua , путешествия духов. Близкий родственник или помощник кири («мертвая кожа») не может говорить. В последнюю ночь, pō wakamutunga (ночь окончания), скорбящие проводят бдение, и на восходе солнца гроб закрывают, прежде чем состоится панихида в церкви или мараэ и / или церемония погребения на могиле, неизменно христианская. [ нужна ссылка ] Традиционно скорбящие моют руки водой и сбрызгивают ею голову перед тем, как покинуть кладбище. После завершения погребальных обрядов традиционно устраивают пир. Ожидается, что скорбящие преподнесут коху или подарки к трапезе. После погребения дом умершего и место его смерти ритуально очищаются каракией (молитвами или заклинаниями) и освящаются едой и питьем в ходе церемонии, называемой такахи варе (топтание дома). В эту ночь проводится pō wakangahau (ночь развлечений) – ночь релаксации и отдыха. Вдову или вдовца не оставляют одну в течение нескольких последующих ночей. [ нужна ссылка ]
  • В течение следующего года родственники выдающегося умершего человека посетят другие мараэ смерть» ( каве мате , «принося им ). Они несут на мараэ фотографии умершего человека.
  • Открытие надгробий ( хура ковату ) обычно происходит примерно через год после смерти, часто в праздничные дни, чтобы разместить посетителей, которые не смогли добраться до тангиханги . Помнят мертвых и выражают еще больше скорби. [ нужна ссылка ]

христианство

[ редактировать ]

В начале 19 века многие маори приняли христианство и его концепции. [ 2 ] Большое количество новообращенных присоединились к англиканской церкви и Римско-католической церкви , которые до сих пор имеют большое влияние в обществе маори. Аспект маори в англиканской церкви в Аотеароа, Новая Зеландия, уже давно признан благодаря рукоположению священников-маори в епископы Аотеароа ; хорошо известным и порой спорным обладателем этого титула был покойный преподобный сэр Вакахуихуи Верко , которого помнят за откровенную речь, которую он произнес в присутствии королевы Елизаветы II во время церемонии Дня Вайтанги . Римско-католическая церковь также рукополагает маори на высокие должности. Другие церкви также имели успех на местном уровне в 19 веке, в том числе, среди прочего, пресвитерианская церковь . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней также добилась больших успехов в привлечении новообращенных маори, начиная с 1880-х годов, и к 1901 году в 79 отделениях насчитывалось почти 4000 членов маори. [ 3 ] [ 4 ]

Сегодня христианская молитва ( каракия ) является общепринятым способом начала и завершения различных публичных собраний маори. Молитвы также возносятся в начале многих новых проектов, личных путешествий и начинаний.

Синкретические религии

[ редактировать ]
Церковь Ратана возле Раэтиши

В 19 и начале 20 веков возникло несколько новых синкретических религий, сочетающих различные аспекты христианства с традиционными и нетрадиционными философиями маори. К ним относятся:

По данным переписи населения Новой Зеландии 2006 г. [ 7 ] 16 419 человек назвали свою религию Рингату и 50 565 Ратан. Церковь Ратана также обладает значительной политической силой. [ 8 ]

Доля последователей ислама маори невелика. Хотя число мусульман-маори быстро росло в конце 20-го века до 1074 человек по переписи 2006 года, [ 7 ] общее количество новозеландцев, идентифицирующих себя как маори, составило 565 329 человек. [ 9 ] Таким образом, общее количество идентифицированных мусульман-маори составляло 0,19 процента населения маори в 2006 году. По переписи 2018 года этот показатель упал до 0,1 процента. [ 10 ]

Доля маори, последователей индуизма и других дхармических /индийских религий, невелика. Хотя число индейцев маори быстро росло в конце 20-го века до 2610 по переписи 2006 года, [ 7 ] общее количество новозеландцев, идентифицирующих себя как маори, составило 565 329 человек. [ 11 ] Большинство новообращенных являются последователями Движения Харе Кришна . Существует также меньшинство, исповедующее другие дхармические религии, включая сикхизм и буддизм .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ван дер Грип, Пол (2014). « Мана , или Идея Божественного вдохновения». Проявления маны: политическая власть и божественное вдохновение в Полинезии . Сравнительные антропологические исследования в обществе, космологии и политике (том 9). Мюнстер: LIT Verlag. п. 61. ИСБН  9783643904966 . Проверено 16 февраля 2024 г.
  2. ^ Сазерленд, Иван Лорин Джордж (1935). Ситуация с маори . Веллингтон: Гарри Х. Томбс.
  3. ^ Р. Ланье Бритч , «Традиции маори и мормонская церковь» , New Era , июнь 1981 г.
  4. ^ «Взгляд маори на Книгу Мормона - JBMS Института Максвелла» . Архивировано из оригинала 17 августа 2003 года . Проверено 28 апреля 2008 г.
  5. «СТАТУЯ МИРА». Архивировано 21 октября 2013 г. в Wayback Machine , районной библиотеке Мастертона и архиве Вайрарапы.
  6. ^ "Пейт, Саймон" , Путь
  7. ^ Jump up to: а б с «Религиозная принадлежность» , Конструктор таблиц, Статистическое управление Новой Зеландии.
  8. ^ Стоукс, Джон (21 января 2006 г.). «Непреходящее притяжение Ратаны» . Новозеландский Вестник . Проверено 12 сентября 2011 г.
  9. ^ Статистическое управление Новой Зеландии. (2007). QuickStats о маори . Получено из [1]
  10. ^ «Этническая группа маори – Религия» . Статистическое управление Новой Зеландии Таутаранга Аотеароа. 2018 . Проверено 30 июля 2021 г.
  11. ^ Статистическое управление Новой Зеландии. (2007). QuickStats о маори . Получено из [2]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ffa1b8c08b5380cde5f072056f40d1cf__1724009400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/cf/ffa1b8c08b5380cde5f072056f40d1cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Māori religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)