Религия маори
Религия маори включает в себя различные религиозные верования и обычаи маори , коренного полинезийского народа Новой Зеландии .
Традиционная религия маори
[ редактировать ]Традиционная религия маори, то есть доевропейская система убеждений маори , мало отличалась от религии их тропической восточно- полинезийской родины ( Гавайки Нуи ), рассматривая все, включая природные элементы и все живые существа, как связанные общим происхождением. через вакапапу или генеалогию. Соответственно, маори считали, что все вещи обладают жизненной силой или маури . Эту концепцию связанности через генеалогию иллюстрируют основные персонификации, датируемые до периода европейских контактов:
- Тангароа был олицетворением океана и предком или происхождением всех рыб.
- Тане был олицетворением леса и источником всех птиц.
- Ронго был олицетворением мирной деятельности и земледелия и прародителем культурных растений.
- Тавириматеа был олицетворением ветра, бурь и погоды.
(Некоторые источники упоминают высшую персонификацию : Ио ; однако эта идея остается спорной.)
Тапу и мана
[ редактировать ]Маори следовали определенным практикам, которые относятся к традиционным понятиям, таким как тапу . Определенные люди и предметы содержат ману – духовную силу или сущность. Раньше члены племени более высокого ранга не прикасались к предметам, принадлежавшим членам более низкого ранга - это означало бы «осквернение»; а лица более низкого ранга не могли прикасаться к вещам знатного человека, не подвергая себя риску смерти. «По словам Беста , политика маори была «почти... теократической», поскольку «страх перед богами был сильнейшим хранителем порядка. [...]»» [ 1 ]
Слово тапу можно интерпретировать как « священное », как «духовное ограничение » или как «подразумеваемый запрет»; оно включает в себя правила и запреты . Действуют два вида тапу: частное тапу (в отношении отдельных лиц) и публичное тапу (в отношении сообществ). К человеку, предмету или месту, являющемуся тапу, нельзя прикасаться при человеческом контакте, а в некоторых случаях даже приближаться к нему. Человек, предмет или место могли быть освящены тапу на определенное время.
В обществе маори до контактов с европейцами тапу было одной из самых сильных сил в жизни маори. Нарушение тапу может иметь ужасные последствия, включая смерть правонарушителя от болезни или от рук кого-либо, пострадавшего от преступления. Раньше еда, приготовленная для человека высокого ранга, была тапу, и ее не мог есть человек низшего ранга. Дом вождя был тапу, и даже вождю нельзя было есть пищу внутри своего дома. Тапу воспринимались не только дома высокопоставленных людей, но и их имущество, включая одежду. Могильники ( маори : урупа ) и места смерти всегда были тапу, и такие места часто окружались защитными ограждениями.
В 21 веке маори все еще соблюдают тапу в вопросах, касающихся болезней, смерти и захоронения:
- Тангиханга или похоронные обряды могут занять два или три дня. Умерший лежит публично, обычно в открытом гробу, в окружении родственников женского пола, одетых в черное, их головы иногда увенчаны листьями кавакава , которые делают несколько коротких перерывов. В течение дня посетители приходят, иногда издалека, несмотря на лишь отдаленные отношения, чтобы обратиться к умершему. Они могут откровенно говорить о его или ее недостатках, а также о достоинствах, но пение и шутки также уместны. Свободное выражение горя как мужчинами, так и женщинами поощряется. Скорбящие могут ссылаться на традиционные верования и просить умершего вернуться на родину предков, Гавайи, посредством te rerenga wairua , путешествия духов. Близкий родственник или помощник кири («мертвая кожа») не может говорить. В последнюю ночь, pō wakamutunga (ночь окончания), скорбящие проводят бдение, и на восходе солнца гроб закрывают, прежде чем состоится панихида в церкви или мараэ и / или церемония погребения на могиле, неизменно христианская. [ нужна ссылка ] Традиционно скорбящие моют руки водой и сбрызгивают ею голову перед тем, как покинуть кладбище. После завершения погребальных обрядов традиционно устраивают пир. Ожидается, что скорбящие преподнесут коху или подарки к трапезе. После погребения дом умершего и место его смерти ритуально очищаются каракией (молитвами или заклинаниями) и освящаются едой и питьем в ходе церемонии, называемой такахи варе (топтание дома). В эту ночь проводится pō wakangahau (ночь развлечений) – ночь релаксации и отдыха. Вдову или вдовца не оставляют одну в течение нескольких последующих ночей. [ нужна ссылка ]
- В течение следующего года родственники выдающегося умершего человека посетят другие мараэ смерть» ( каве мате , «принося им ). Они несут на мараэ фотографии умершего человека.
- Открытие надгробий ( хура ковату ) обычно происходит примерно через год после смерти, часто в праздничные дни, чтобы разместить посетителей, которые не смогли добраться до тангиханги . Помнят мертвых и выражают еще больше скорби. [ нужна ссылка ]
христианство
[ редактировать ]В начале 19 века многие маори приняли христианство и его концепции. [ 2 ] Большое количество новообращенных присоединились к англиканской церкви и Римско-католической церкви , которые до сих пор имеют большое влияние в обществе маори. Аспект маори в англиканской церкви в Аотеароа, Новая Зеландия, уже давно признан благодаря рукоположению священников-маори в епископы Аотеароа ; хорошо известным и порой спорным обладателем этого титула был покойный преподобный сэр Вакахуихуи Верко , которого помнят за откровенную речь, которую он произнес в присутствии королевы Елизаветы II во время церемонии Дня Вайтанги . Римско-католическая церковь также рукополагает маори на высокие должности. Другие церкви также имели успех на местном уровне в 19 веке, в том числе, среди прочего, пресвитерианская церковь . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней также добилась больших успехов в привлечении новообращенных маори, начиная с 1880-х годов, и к 1901 году в 79 отделениях насчитывалось почти 4000 членов маори. [ 3 ] [ 4 ]
Сегодня христианская молитва ( каракия ) является общепринятым способом начала и завершения различных публичных собраний маори. Молитвы также возносятся в начале многих новых проектов, личных путешествий и начинаний.
Синкретические религии
[ редактировать ]В 19 и начале 20 веков возникло несколько новых синкретических религий, сочетающих различные аспекты христианства с традиционными и нетрадиционными философиями маори. К ним относятся:
- Пай Марире («Крутой»), 1863 г.
- Лингату , 1868 г.
- Церковь семи правил Иеговы , [ 5 ] [ 6 ] 1890-е годы
- последователи Руа Кенана Хепетипа в Маунгапохату, 1905 г.
- Лондонская церковь , 1925 год.
По данным переписи населения Новой Зеландии 2006 г. [ 7 ] 16 419 человек назвали свою религию Рингату и 50 565 Ратан. Церковь Ратана также обладает значительной политической силой. [ 8 ]
ислам
[ редактировать ]Доля последователей ислама маори невелика. Хотя число мусульман-маори быстро росло в конце 20-го века до 1074 человек по переписи 2006 года, [ 7 ] общее количество новозеландцев, идентифицирующих себя как маори, составило 565 329 человек. [ 9 ] Таким образом, общее количество идентифицированных мусульман-маори составляло 0,19 процента населения маори в 2006 году. По переписи 2018 года этот показатель упал до 0,1 процента. [ 10 ]
индуизм
[ редактировать ]Доля маори, последователей индуизма и других дхармических /индийских религий, невелика. Хотя число индейцев маори быстро росло в конце 20-го века до 2610 по переписи 2006 года, [ 7 ] общее количество новозеландцев, идентифицирующих себя как маори, составило 565 329 человек. [ 11 ] Большинство новообращенных являются последователями Движения Харе Кришна . Существует также меньшинство, исповедующее другие дхармические религии, включая сикхизм и буддизм .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ван дер Грип, Пол (2014). « Мана , или Идея Божественного вдохновения». Проявления маны: политическая власть и божественное вдохновение в Полинезии . Сравнительные антропологические исследования в обществе, космологии и политике (том 9). Мюнстер: LIT Verlag. п. 61. ИСБН 9783643904966 . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ Сазерленд, Иван Лорин Джордж (1935). Ситуация с маори . Веллингтон: Гарри Х. Томбс.
- ^ Р. Ланье Бритч , «Традиции маори и мормонская церковь» , New Era , июнь 1981 г.
- ^ «Взгляд маори на Книгу Мормона - JBMS Института Максвелла» . Архивировано из оригинала 17 августа 2003 года . Проверено 28 апреля 2008 г.
- ↑ «СТАТУЯ МИРА». Архивировано 21 октября 2013 г. в Wayback Machine , районной библиотеке Мастертона и архиве Вайрарапы.
- ^ "Пейт, Саймон" , Путь
- ^ Jump up to: а б с «Религиозная принадлежность» , Конструктор таблиц, Статистическое управление Новой Зеландии.
- ^ Стоукс, Джон (21 января 2006 г.). «Непреходящее притяжение Ратаны» . Новозеландский Вестник . Проверено 12 сентября 2011 г.
- ^ Статистическое управление Новой Зеландии. (2007). QuickStats о маори . Получено из [1]
- ^ «Этническая группа маори – Религия» . Статистическое управление Новой Зеландии Таутаранга Аотеароа. 2018 . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Статистическое управление Новой Зеландии. (2007). QuickStats о маори . Получено из [2]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оуэнс, JMR (апрель 1968 г.). «Христианство и маори до 1840 года» (PDF) . Новозеландский исторический журнал . 2 (1): 18–40. [ так в оригинале ]
- Моррисон, Хью Дуглас; Лачи Патерсон; Бретт Ноулз; Мюррей Рэй (2012). Мана Маори и христианство . Издательство Хуйя. ISBN 9781775500124 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с религией маори , на Викискладе?