Совместное управление
маори Темы |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Права коренных народов |
---|
![]() |
Права |
Правительственные организации |
Организации Объединенных Наций Инициативы |
Международные договоры |
НПО и политические группы |
Проблемы |
Страны |
Категория |
Совместное управление в Новой Зеландии состоит из различных договоренностей, в которых народ маори и Корона совместно принимают решения, или маори осуществляют форму самоопределения посредством передачи государственной власти. Яркие примеры включают совместное управление природными ресурсами в рамках предоставления социальных услуг маори организациями, ориентированными на маори, а также установленное законом представительство маори в органах местного самоуправления. [1] [2] Кроме того, поселения, заключенные в соответствии с Договором Вайтанги от 2008 года, часто имели соглашения о совместном управлении, в которых участвующие иви работали с важными реками, водоразделами, береговыми линиями и достопримечательностями. [3]
В течение 53-го парламентского срока Новой Зеландии (2020–2023 гг.) Шестое лейбористское правительство реализовало несколько механизмов совместного управления в нескольких положениях государственных услуг, включая здравоохранение, управление водными ресурсами и управление ресурсами, включая округа маори и округа в местных органах власти , Те Ака Вай Ора ( Управление здравоохранения маори), Закон о природной и искусственной среде 2023 года и программа реформы «Три воды» . Эта расширенная политика совместного управления вызвала активную оппозицию со стороны партий National , ACT и New Zealand First . [4] [5] После всеобщих выборов в Новой Зеландии в 2023 году недавно сформированное коалиционное правительство под руководством народа объявило, что оно отменит некоторые политики лейбористов по совместному управлению общественными службами, включая Управление здравоохранения маори. [6] [7]
Определения
[ редактировать ]В рамках Новой Зеландии существуют различные определения совместного управления. Комиссия по правам человека определила совместное управление как «различные механизмы, в которых маори и новозеландская корона разделяют полномочия по принятию решений или где маори осуществляют определенную форму самоопределения, хотя и в виде делегирования государственной власти». Яркие примеры механизмов совместного управления включают совместное управление природными ресурсами в рамках поселений Договора Вайтанги , предоставление социальных услуг маори организациями, ориентированными на маори, такими как Te Aka Whai Ora (Управление здравоохранения маори) и гарантированное включение маори в местное управление (через приходы и избирательные округа маори ). [1]
Старший преподаватель Университета Мэсси Джайлс Додсон описывает совместное управление как «договоренности, в которых высшие полномочия по принятию решений принадлежат совместному органу, осуществляющему переданные полномочия, – где власть и ответственность распределяются между правительством и местными заинтересованными сторонами». Додсон отличает совместное управление от совместного управления, заявляя, что первое занимается стратегическими вопросами, а второе занимается оперативными административными обязанностями, включая принятие решений и решение проблем. [8] [2]
Бывший генеральный прокурор и министр по переговорам по Договору Вайтанги Крис Финлейсон сравнил совместное управление с совместным управлением, заявив, что «это не возможность микроуправления работой чиновников, а шанс установить приоритеты и высказать свое мнение в как управлять ресурсом». В национальных рамках бывший Te Whatu Ora председатель (Здравоохранение Новой Зеландии) и защитник этического бизнеса Роб Кэмпбелл описал структуру совместного управления как «разделение ответственности между маори и [ пакеха ]». По словам Кэмпбелла, наиболее распространенными механизмами совместного управления являются соглашения «между Короной и некоторой структурой тангата венуа («Народ земли»), часто создаваемой Короной для этой цели, чтобы частично выполнить обязательства по Договору Вайтанги». [4]
Оклендского университета Профессор по изучению маори Маргарет Муту описала совместное управление как «мы [маори] принимаем решения о своей собственной жизни, правительство принимает свои собственные решения о жизни своего народа, и обе стороны встречаются, чтобы принять решения по вопросам, которые касаются нас». оба." Муту является автором доклада Хэ Пуапуа , который был заказан правительством Новой Зеландии в 2019 году для изучения того, как Новая Зеландия может достичь целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов 2007 года . [5]
Выполнение
[ редактировать ]Управление ресурсами
[ редактировать ]Известные механизмы совместного управления ресурсами включают Управление реки Вайкато , Управление Тупуна Маунга или Тамаки Макаурау, управляющее вулканическим полем Окленда , Соглашение о совместном управлении Те Вайхора, регулирующее озеро Элсмир в Кентербери , Стратегическую группу озер Роторуа Те Арава, Тауранга . s Нга Путириао о Мауао, Фонд экологических островов Маунгатаутари в Вайкато , Совет заповедников Нгати Вхатуа Оракей, Совет рекреационного заповедника Паракай, Нгаи Тухо и Департамент охраны природы , совместно управляющие лесами и озерами Те Уревера , и Те Ава Тупуа (поселение на реке Вангануи). [2] [5] [9]
В 2003 году региональный совет залива Пленти и окружной совет Роторуа учредили совместный комитет, известный как Группа стратегии развития озер Роторуа-Те-Арава, в которую вошел Доверительный совет маори Те-Арава. Стратегическая группа стала отвечать за управление водосборной зоной озер Роторуа , которая состояла из 12 крупных озер Роторуа и их водосборов. В 2006 году комитет получил официальный статус после того, как Закон о поселении озер Те Арава 2006 года передал право собственности на дна озер обратно народу Те Арава . В 2007 году Корона подписала меморандум с двумя советами местных органов власти и Доверительным советом маори Те Арава по управлению качеством воды в водосборном бассейне озер Роторуа. [10]
В 2008 году племя Вайкато-Тайнуи (иви) и правительство Новой Зеландии достигли соглашения по претензиям племени на реку Вайкато . Это урегулирование было пересмотрено, и на его основе был принят Закон 2010 года об урегулировании претензий Вайкато-Тайнуи Раупату (река Вайкато) , который учредил Управление реки Вайкато как часть структуры совместного управления и совместного управления между Короной и пятью местными иви ( Тайнуи). , Те Арава , Нгати Туваретоа , Нгати Раукава и Маниапото ). Отражая структуру совместного управления Органа, его совет из десяти членов состоит из пяти членов племени и пяти членов Короны (включая одного регионального совета члена и одного члена территориального органа ). [3] [11] [12] Совет действует на основе консенсуса, принимает решения , и его видение и стратегия являются долгосрочными, а не политическими циклами, и направлены на восстановление и защиту здоровья реки для будущих поколений. [3]
После переговоров по урегулированию договора в период с 2010 по 2012 год Закон о коллективном возмещении ущерба Нга Мана Венуа о Тамаки Макаурау 2014 года передал право собственности на 14 вулканов на территории Оклендского вулканического поля Нга Мана Венуа о Тамаки Макаурау (коллективная группа, представляющая 13 иви и хапу (субъекты) -племена) Окленда). Закон о возмещении создал Управление Тупуна Маунга или Тамаки Макаурау со структурой совместного управления, состоящей из шести представителей племен, шести представителей Оклендского совета и одного представителя Короны без права голоса. Кроме того, Закон о возмещении разделил управление 14 вулканами между Управлением, Департаментом охраны природы (DOC) и Советом Окленда. В рамках соглашения DOC управляет Норт-Хед , а Оклендский совет управляет горой Смарт . Кроме того, Корона владеет землей горы Мангере и частью Маунгакиеке / Холма одного дерева , но Управление управляет этими двумя участками в соответствии с Законом о заповедниках 1977 года . [13]
В марте 2012 года Фонд Мауао при поддержке Коллектива Тауранга Моана Иви предложил создать совместный управляющий орган с городским советом Тауранги для исторического заповедника Мауао . В июле 2004 года Корона согласилась передать простое поместье, взимаемое за резерв, трем местным иви в Тауранге: Нгаи Те Ранги , Нгати Рангинуи , Нгати Пукенга . Эти три иви впоследствии в июле 2007 года основали Фонд Мауао, который представлял их интересы. В середине 2013 года Фонд Мауоа и городской совет подписали меморандум о взаимопонимании и учредили Нга Путириао о Мауао для совместного управления историческим заповедником Мауоа. [14]
В 2015 году Нгаи Таху иви, Корона и Региональный совет Кентербери достигли официального соглашения о совместном управлении по управлению озером Элсмир/Те-Вайхора и окружающим его водосборным бассейном. В 1998 году правительство передало право собственности на дно озера Те Вайхора Нгай Таху в рамках соглашения об урегулировании Договора Вайтанги. Правление Te Waihora компании Ngāi Tahu впоследствии работало с DOC над разработкой совместного плана управления дном озера Элсмир и прилегающими территориями. Результатом этого стала Кентерберийская стратегия управления водными ресурсами 2009 года, которая привела к соглашению о совместном управлении в 2015 году. [15]
В 2023 году Партия зеленых Аотеароа объявила о создании Фонда Моаны в размере 100 миллионов новозеландских долларов для иви и хапу для реализации проектов восстановления побережья вокруг островов Сахарная Голова возле порта Таранаки , вдохновленных проектом восстановления Кайпара Моана. [5]
Предоставление государственных услуг
[ редактировать ]Во время 53-й сессии Парламента Новой Зеландии (2020–2023 гг.) Шестое лейбористское правительство представило несколько политик и программ совместного управления, включая закрепление приходов и избирательных округов маори в органах местного самоуправления , развертывание программы реформы «Три воды» , создание Управления здравоохранения маори ( Те Ака Вай Ора ) и Закон о природной и искусственной среде 2023 года (в рамках усилий по замене Закона об управлении ресурсами 1991 года ). [4] [5] [9] Политика совместного управления лейбористского правительства вызвала оппозицию со стороны оппозиционных Национальной партии и партии ACT . [5] [16] и лоббистская группа «Клятва Хобсона» правый активист Джулиан Бэтчелор . [17] [18]
Во время всеобщих выборов в Новой Зеландии 2023 года совместное управление было важным вопросом выборов: National, ACT и New Zealand First проводили кампанию за отмену нескольких программ совместного управления Лейбористской партии, включая отделения маори, Three Waters, Управление здравоохранения маори. и совместное управление биоразнообразием коренных народов. [19] [5] [20]
В конце ноября 2023 года недавно сформированное Шестое национальное правительство обязалось отменить политику совместного управления лейбористским правительством в государственном секторе в рамках своего коалиционного соглашения с ACT и New Zealand First. [6] [7] Правительство также обязалось «восстановить право местного референдума по вопросу создания или дальнейшего использования палат маори». [6] [7]
20 декабря 2023 года возглавляемое государством коалиционное правительство приняло закон об отмене Закона о природной и искусственной среде в рамках своих планов по реформированию Закона об управлении ресурсами . [21]
14 февраля 2024 года правительство в срочном порядке приняло закон, отменяющий предыдущую программу реформы «Три воды» лейбористского правительства . Хотя National, ACT и NZ First поддержали законопроект, против него выступили партии Лейбористской партии, Зеленых и Маори . [22]
28 февраля 2024 года правительство приняло срочный закон о ликвидации Те Ака Вай Ора ( Управление здравоохранения маори ). [23]
30 июля 2024 года правительство приняло закон, восстанавливающий право местного референдума по вопросу создания или дальнейшего использования приходов маори . National, ACT и NZ First поддержали законопроект, против которого выступили партии Лейбористской партии, Зеленых и Маори . [24] [25]
Международные параллели
[ редактировать ]Международные примеры совместного управления коренными народами включают коренных американцев племенной суверенитет в США и саамские парламенты в Финляндии , Норвегии , Швеции . [1] [26]
Взгляды и позиции политических партий
[ редактировать ]В начале 2020-х годов политические партии Новой Зеландии заняли ряд точек зрения на совместное управление. В то время как партии Лейбористской партии , Зеленых и Маори поддерживают совместное управление как средство соблюдения Договора Вайтанги, National и ACT поддерживают совместное управление в управлении ресурсами, одновременно выступая против его распространения на предоставление государственных услуг. Между тем, New Zealand First выступает против всех механизмов совместного управления как расово-дискриминационных и элитарных. [5] [27] Это был спорный вопрос. С одной стороны, утверждается, что это недемократический подход и неверное толкование Договора Вайтанги . [28] [29] [30] а с другой стороны, оно поддерживается как совместное принятие решений и партнерство в управлении, как это подтверждено Договором Вайтанги. [30] [4]
Поддерживать
[ редактировать ]Лейбористская партия рассматривает совместное управление как партнерство, основанное на сотрудничестве, совместном принятии решений и обмене информацией и опытом. Лейбористы поддержали такие механизмы совместного управления, как Управление реки Вайкато, которое они считали образцом для своей программы реформы «Три воды», [5] и расширение округов и избирательных округов маори в органах местного самоуправления. [27]
Партия зеленых рассматривает совместное управление как средство уважения тино рангатиратанга (самоопределения маори) в рамках маорийской версии Договора Вайтанги. Зеленые поддержали проекты восстановления побережья Фонда Моаны, в которых участвуют маори иви (иногда называемые «племенами») и хапу (подгруппы). Партия поддерживает механизмы совместного управления, которые были одобрены иви и хапу как подлинные. [5]
Те Пати Маори рассматривает совместное управление как способ для Короны и Маори найти общность и сотрудничество для достижения желаемых целей. Партия одобрила несколько механизмов совместного управления, включая Управление реки Вайкато и Управление Тупуна Маунга в Таранаки . [ нужны разъяснения ] В дополнение к существующим механизмам управления ресурсами Те Пати Маори поддержал распространение совместного управления на другие области, включая образование и здравоохранение. [5]
Смешанный
[ редактировать ]Национальная партия поддержала механизмы совместного управления ресурсами, такие как Управление реки Вайкато, Управление Тупуна Маунга или Тамаки Макаурау и соглашение Те Ава Тупуа (поселение на реке Вангануи). Эти механизмы совместного управления были созданы в рамках соглашений по Договору Вайтанги между Короной и различными иви и хапу при участии других сторон, включая местные органы власти, фермеров и предприятия. [5] [27] Крис Финлейсон был министром переговоров по Договору Вайтанги во время многих соглашений и заявлял: «Я не согласен с тем, что существует дефицит демократии в соглашениях о совместном правительстве». [3] National выступает против распространения механизмов совместного управления на государственные службы, такие как программа реформы «Три воды», Те Ака Вай Ора, а также округа и советы маори. [5] [27]
Аналогичным образом, партия ACT поддержала механизмы совместного управления ресурсами, такие как Управление Тупуна-Маунга и Управление реки Вайкато. Однако партия выступила против распространения совместного управления на государственные службы. Как и National, ACT выступает за отмену Закона о природной и искусственной среде 2023 года, Te Aka Whai Ora и программы «Три воды». ACT также пообещала отменить создание приходов и округов маори в местных органах власти. [5] [27] Представитель Национальной партии развития маори Тама Потака заявила в 2023 году: «Соглашения о совместном управлении существуют уже почти 20 лет и в целом работают очень хорошо». [5]
Оппозиция
[ редактировать ]Лидер партии New Zealand First Уинстон Питерс выступил против совместного управления, утверждая, что эта концепция перешла от сотрудничества к так называемым «расовым привилегиям» и «этнической элитарности». NZ First отверг программу «Три воды», заявив, что она предоставит местному иви право вето при принятии решений. [5] Партия выступает против совместного управления в управлении местным биоразнообразием. [27]
В марте 2024 года Питерс во время своего обращения к нации неоднозначно сравнил совместное управление с нацистской расовой теорией. назвали его высказывания оскорбительными и подстрекательскими Представитель Центра Холокоста Новой Зеландии Бен Кепес и лидер Лейбористской партии Крис Хипкинс . [31]
Опрос общественного мнения
[ редактировать ]Исследование Talbot Mills Research, проведенное в период с июня по июль 2023 года, показало, что 29% респондентов поддерживают совместное управление, а 36% против него. Талбот Миллс использовал определение совместного управления, данное доктором Маргарет Муту, которое основывалось на идее, что маори осуществляют самоопределение в своей жизни, одновременно ведя переговоры с Короной по вопросам, касающимся как маори, так и других новозеландцев. Маори и пасифика с большей вероятностью согласились на совместное управление по сравнению с азиатскими и европейскими новозеландцами . Более молодые новозеландцы также склонны оказывать большую поддержку. Талбот Миллс опросил 1100 репрезентативных на национальном уровне людей-респондентов в возрасте 18 лет и старше, и его погрешность составила 3 процента. [5]
В конце сентября 2023 года компания Horizon Research опубликовала результаты опроса о том, как на выбор новозеландцев при голосовании повлияли их взгляды на совместное управление, Договор Вайтанги и расовую гармонию. Исследование выявило большую пропасть между избирателями-маори и европейскими избирателями Новой Зеландии по взаимосвязанным вопросам совместного управления и соблюдения Договора. Что касается совместного управления, 28% опрошенных европейских избирателей заявили, что прекращение политики совместного управления оказало важное влияние на выбор их партии при голосовании, по сравнению с 17% респондентов-маори. 62% потенциальных избирателей ACT выступили против совместного управления по сравнению с 45% потенциальных избирателей Новой Зеландии First и 40% потенциальных избирателей национального уровня. Что касается Договора, 46% респондентов-маори считают, что соблюдение Договора оказывает важное влияние на голосование за их партию, по сравнению с 20% респондентов-европейцев. [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Совместное управление, права человека и те Тирити о Вайтанги» . Комиссия по правам человека . 6 ноября 2023 года. Архивировано из оригинала 27 января 2024 года . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Часть 1: Введение» . Контролер и генеральный аудитор Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 6 ноября 2023 года . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Финлейсон, Крис; Рождество, Джеймс (19 июля 2021 г.). Хе Купу Тауранги: урегулирования по договору и будущее Аотеароа, Новая Зеландия . Издательство Хуйя. ISBN 978-1-77550-615-7 .
- ^ Jump up to: а б с д «Совместное управление: неправильно понятая политическая горячая картошка и вероятный доминант на выборах?» . МинтерЭллисонРаддУоттс. 14 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 30 октября 2023 года . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Мойр, Джо (6 октября 2023 г.). «Совместное управление объясняется и определяется политиками» . Отдел новостей . Архивировано из оригинала 18 января 2024 года . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с ЛаХатт, Дебора (24 ноября 2023 г.). «Вопросы договора среди политических компромиссов для нового правительства» . Новости Те Ао Маори . Телевидение маори . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Что новое правительство может означать для маори, Те Тирити» . 1 Новости . ТВНЗ . 24 ноября 2023 года. Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ Додсон, Джайлз (14 февраля 2014 г.). «Совместное управление и расширение прав и возможностей местного населения? Рамки партнерства в области охраны природы и защиты морской среды в Мимивангате, Новая Зеландия» . Общество и природные ресурсы . 27 (5): 521–539. Бибкод : 2014СНатР..27..521Д . дои : 10.1080/08941920.2013.861560 . hdl : 10652/2953 . S2CID 53694023 . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Объяснитель: Что такое совместное управление?» . 1 Новости . ТВНЗ . 15 марта 2023 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 г. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Приложение 4: О Группе по стратегии озер Роторуа-Те-Арава» . Контролер и генеральный аудитор Новой Зеландии . Февраль 2016. Архивировано из оригинала 29 января 2024 года . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Поселения на реках Вайкато и Вайпа» . Районный совет Вайкато . Архивировано из оригинала 29 ноября 2023 года . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ «Приложение 1: Об управлении реки Вайкато» . Контролер и генеральный аудитор Новой Зеландии . Февраль 2016. Архивировано из оригинала 31 мая 2023 года . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ «Приложение 2: Об органе Тупуна Маунга или Тамаки Макаурау» . Контролер и генеральный аудитор Новой Зеландии . Февраль 2016 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 г. Проверено 29 января 2024 г.
- ^ «Приложение 5: О Нга Путириао о Мауао» . Контролер и генеральный аудитор Новой Зеландии . Февраль 2016. Архивировано из оригинала 29 января 2024 года . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Приложение 3: О Соглашении о совместном управлении Те Вайхора» . Контролер и генеральный аудитор Новой Зеландии . Февраль 2016. Архивировано из оригинала 29 января 2024 года . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Смит, Аннеке (30 марта 2022 г.). «Сеймур отвергает обвинение Те Паати Маори в дебатах о совместном управлении» . РНЗ. Архивировано из оригинала 23 июня 2022 года . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ «Хе Пуапуа - план лейбористов по совместному управлению к 2040 году» . Обещание Хобсона . 4 мая 2021 г. Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ Скотт, Мэтью (21 марта 2023 г.). «Проверка фактов роуд-шоу по совместному управлению» . Отдел новостей . Архивировано из оригинала 3 августа 2023 года . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Де Сильва, Томми (4 октября 2023 г.). «Выборы 2023 года: совместное управление и политика Те Тирити о Вайтанги за две минуты» . Спинофф . Архивировано из оригинала 6 октября 2023 года . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ «Последние три законопроекта о воде проходят через парламент» . Радио Новой Зеландии . 23 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Бишоп, Крис (20 декабря 2023 г.). «НБА и СПА успешно отменены» . Beehive.govt.nz (пресс-релиз). Правительство Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 20 декабря 2023 года . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ «Парламент в срочном порядке отменяет программу «Три воды»» . Радио Новой Зеландии . 16 февраля 2024 года. Архивировано из оригинала 16 февраля 2024 года . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Харавира, Тумамао (28 февраля 2024 г.). «Парламент принимает законопроект о ликвидации Те Ака Вай Ора» . Новости Те Ао Маори . Маори ТВ . Архивировано из оригинала 3 марта 2024 года . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Законопроект о палатах маори принят в третьем чтении» . РНЗ . 30 июля 2024 г.
- ^ «Законопроект об опеках маори прошел окончательное чтение в парламенте» . Вестник Новой Зеландии . 30 июля 2024 г.
- ^ Торивио А. Кормовой. Программы управления коренными народами в Америке и Новой Зеландии (PDF) (Отчет). Центр управления маори и коренного населения, Университет Вайкато . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж де Сильва, Томми (4 октября 2023 г.). «Выборы 2023 года: совместное управление и политика Те Тирити о Вайтанги за две минуты» . Спинофф . Архивировано из оригинала 1 декабря 2023 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Роуд-шоу против совместного управления: площадка в Роторуа отказывается от проведения спорного мероприятия» . Радио Новой Зеландии . 25 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Партнерство Те Тирити или Вайтанги — это «неверное толкование», считает Дэвид Сеймур» . Радио Новой Зеландии . 22 января 2024 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2024 года . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Мандоу, Никки (14 февраля 2023 г.). «Совместное управление – это совсем не то, что вы думаете» . Отдел новостей . Архивировано из оригинала 4 февраля 2024 года . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Пирс, Адам (17 марта 2024 г.). «Лидер Новой Зеландии Уинстон Питерс сравнивает совместное управление с нацистской Германией и говорит, что обещанное снижение налогов «не невозможно» » . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 17 марта 2024 года . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Макдональд, Кельвин (30 сентября 2023 г.). «Новое исследование выявило «большой разрыв» между избирателями маори и пакеха по вопросам совместного управления и договора» . Новости Те Ао Маори . Телевидение Маори . Архивировано из оригинала 2 октября 2023 года . Проверено 2 октября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Принципы эффективного совместного управления природными ресурсами (Отчет). Контролер и генеральный аудитор Новой Зеландии . Февраль 2016 года . Проверено 29 января 2024 г.
- «Совместное управление, права человека и те Тирити о Вайтанги» . Комиссия по правам человека . 6 ноября 2023 года. Архивировано из оригинала 27 января 2024 года . Проверено 28 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Инструктивное письмо 2019 года. Важный документ, на котором основаны многие дискреционные практики совместного управления по расовому признаку, используемые организациями Короны.