Цветок
He Puapua («Прорыв») — это доклад за 2019 год, подготовленный по заказу правительства Новой Зеландии с целью изучения и отчета о соответствующих мерах по достижению целей, изложенных в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов . [ 1 ] Отчет был подготовлен Министерством развития маори , которое в августе 2019 года создало «Рабочую группу по декларациям» из четырех правительственных чиновников и пяти представителей негосударственных организаций. Отчет был возвращен министру развития маори в декабре 2019 года, но не был опубликован до тех пор, пока оппозиция не узнала копию и не обнародовала документ в 2021 году. [ 2 ]
В докладе представлена дорожная карта для реализации принципов, изложенных в декларации ООН, к 2040 году, году, когда исполняется 200 лет со дня подписания Договора Вайтанги . [ 3 ] Основная цель рабочей группы, как указано в отчете, заключалась в том, чтобы «рекомендовать переориентацию на рангатиратанга маори» («самоопределение маори»).
Хэ Пуапуа оставался скрытым от общественности до мая 2021 года, когда информация была передана оппозиционным Национальной партиям и партиям АСТ , которые впоследствии обнародовали отчет. Публикация отчета вызвала серьезные споры и дебаты о конституционных основах страны. [ 4 ]
После выборов 2023 года в коалиционное соглашение Национальной партии с New Zealand First был включен пункт: «Прекратить всю работу над Хэ Пуапуа». [ 5 ]
История
[ редактировать ]Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов
[ редактировать ]В 2007 году Организация Объединенных Наций приняла Декларацию о правах коренных народов . За декларацию проголосовали 144 страны, против проголосовали США , Австралия , Канада и Новая Зеландия , а еще 11 стран воздержались. Декларация подтверждает, что коренные народы имеют те же права, что и все остальные люди, и направлена на защиту и развитие культуры коренных народов, а также признание прав на землю и ресурсы. [ 6 ] Коренными жителями Новой Зеландии являются маори и мориори .
В то время правительство Кларка не поддержало декларацию, поскольку не считало ее подходящей для конституционных механизмов Новой Зеландии или модели урегулирования Договора Вайтанги . [ 7 ] Министр по делам маори Парекура Хоромия назвал декларацию «беззубой» и заявил: «У нас есть проблемы с четырьмя положениями, которые делают декларацию фундаментально несовместимой с конституционными и правовыми нормами Новой Зеландии». Статья 26, в частности, «похоже, требует признания прав на земли, которые сейчас законно принадлежат другим гражданам, как коренным, так и некоренным. Это игнорирует современную реальность и было бы невозможно реализовать». [ 8 ]
Признание
[ редактировать ]В 2009 году правительство Австралии отменило свое решение и решило присоединиться к декларации. [ 9 ] [ 10 ] Кроме того, Канада и США при администрации Обамы дали понять, что сделают то же самое. [ 11 ]
7 июля 2009 года Пита Шарплс , ныне министр по делам маори, поддерживающий правительство меньшинства Ки , объявил, что правительство поддержит декларацию; Однако это заявление оказалось преждевременным, поскольку правительство Новой Зеландии осторожно отступило от июльского заявления Шарплса. [ 12 ] Однако 19 апреля 2010 года Шарплс смог заявить о поддержке декларации Новой Зеландией на своем выступлении в Нью-Йорке. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Премьер-министр Джон Ки заявил, что одобрение Новой Зеландией декларации о правах коренных народов не изменит «наши фундаментальные законы или конституцию». [ 18 ] Кроме того, Ки заявил, что это был «хороший день для Новой Зеландии» после заявления Шарплса о поддержке декларации.
После этого объявления правительство подверглось нападкам со стороны партии ACT лидера Родни Хайда , который заявил, что это заявление является нарушением соглашения ACT с правительством «без сюрпризов» и предоставляет маори права и привилегии, которыми не пользуются другие новозеландцы. [ 19 ]
Мнения о правовых последствиях подписания декларации разделились.
Отчет
[ редактировать ]В августе 2019 года Рабочая группа по декларациям (DWG) была создана правительством Лейбористской партии Новой Зеландии во главе с Джасиндой Ардерн . [ 20 ] Целью этой рабочей группы было разработать план и создать более глубокое видение реализации рекомендаций декларации. Правительство так и не опубликовало полный отчет публично, но неотредактированная версия попала в Национальную партию , которая опубликовала его в апреле 2021 года. [ 21 ]
Введение
[ редактировать ]В докладе говорится, что цель декларации — предоставить дорожную карту для достижения «Видения 2040». [ 22 ] год, который отмечает двухсотлетие со дня подписания Договора Вайтанги .
Новая Зеландия описывается как сравнительно продвинутая в мире страна в обеспечении включения маори в правительство и культуру, однако в отчете утверждается, что еще предстоит проделать большую работу. Как говорится в отчете: «Основной вклад Рабочей группы по Декларации заключается в том, чтобы рекомендовать переориентировать внимание на самоопределение маори )». Самоопределение и то, как оно осуществляется, считается оставленным на коренных усмотрение народов.
Однако оно определяется как диапазон от участия в правительстве с одной стороны до полной независимости с другой. Отмечается, что между ними находятся соглашения о самоуправлении и автономии в определенных областях, таких как этническое образование независимое и здравоохранение . Контекст этого еще больше подчеркивается.
«Контекстом для создания плана Декларации является давнее утверждение маори права осуществлять рангатиратангу и защищать нашу землю и территории. Это включает в себя, начиная с 1920-х годов, участие в международных делах для признания наших прав по Договору о Вайтанги также включает поддержку Новой Зеландией Декларации в 2010 году, приверженность плану Декларации в 2014 году и ООН по правам человека поддержку Плана Декларации органами .
В отчете подчеркивается идея о том, что Новая Зеландия достигла состояния зрелости и теперь в состоянии осуществить переходный период, необходимый для реструктуризации управления для реализации власти маори. существующим государственным инициативам, законам и политике, а также судебной практике Особое внимание уделяется .
Хе Пуапуа признает, что масштабы UNDRIP весьма значительны и могут включать почти все аспекты отношений между властями маори и Короной. Признавая это, в отчете цели дорожной карты разделены на 5 отдельных тем реализации: «Власть и юриспруденция», «Отношения между правительством и короной» , «Земли, территории и ресурсы», «Культура» и «Справедливость».
В отчете признается, что приоритеты правительства в области благополучия , инклюзивности и гордости соответствуют дорожной карте. правам и интересам маори с ограниченными возможностями, женщин, пожилых людей, молодежи, детей, а также сообществ ЛГБТКИ+ В частности , следует уделять особое внимание .
Реализация Декларации «Видение 2040»
[ редактировать ]Хэ Пуапуа обрисовывает структуру, в которой можно изложить цели «Видения 2040», состоящую из пяти ключевых областей.
1. Орган власти и судебная практика
[ редактировать ]- Маори будут осуществлять исключительную и/или совместную власть над заявленными землями, территориями и ресурсами, а также над вопросами, связанными со священными землями и культурой.
- Будут созданы племенно-клановые структуры управления с признанием их полномочий.
- Процедуры и обычаи маори будут действовать и применяться на всей территории Новой Зеландии под властью маори и, где это применимо, под властью Короны.
2. Отношения правительства и короны
[ редактировать ]- Участие маори в центральных и местных органах власти будет сильным и надежным.
- Маори будет иметь значимый, а иногда и доминирующий голос при принятии решений по управлению ресурсами.
- В законодательстве и политике штатов будет обеспечена надежная защита Договора Вайтанги и признанных Организацией Объединенных Наций прав человека.
- Маори будут обеспечивать маори.
3. Земли, территории и ресурсы
[ редактировать ]- Нация будет знать и ценить племенные границы, где очевидна практика открытого племенного контроля.
- Будет расширено племенное поместье, чему будет способствовать значительное увеличение возврата земель и вод Короны, включая побережья, прибрежную полосу и права на морское дно, в собственность маори. (Это в дополнение к требованиям об урегулировании Договора Вайтанги).
- Закон, политика и процессы будут поддерживать территории племен иви , в том числе там, где иви могут внести позитивный вклад в контроль, доступ и управление всеми землями и ресурсами в пределах своих территориальных претензий в соответствии с обычаями и знаниями маори.
- Будет больший отказ от власти правительства Короны над землей, ресурсами и священными/охраняемыми территориями.
- Закон, политика, процессы и организации будут поддерживать двухкультурную систему руководства и управления.
4. Культура
[ редактировать ]- Иви будет осуществлять власть над всеми аспектами своей культуры, включая возможность контролировать, защищать и развивать свое культурное и природное наследие.
- Язык маори будет процветать, его использование будет широко распространено, а его целостность будет защищена.
- У всех маори будет возможность получить доступ, практиковать и развивать свою культуру и язык, общаться со своими предками и быть уверенными в своей этнической идентичности.
- Все новозеландцы будут принимать и уважать культуру маори как неотъемлемую часть национальной идентичности.
5. Капитал
[ редактировать ]- Новая Зеландия станет страной, в которой маори будут процветать и процветать во всех аспектах жизни, включая доступ поколений.
- Между народами будет достигнуто равенство результатов , а это означает, что власть маори признается и уважается.
- В сфере отношений появятся настоящие партнерские структуры.
- Все маори получат равные результаты .
- Понимание благополучия Новой Зеландии будет включать точку зрения маори.
Рабочая группа
[ редактировать ]Рабочая группа по декларации состояла из следующих членов: [ 23 ]
- Клэр Чартерс - председатель
- Кайла Кингдон-Бебб
- Тамати Олсен
- Ваймиранги Ормсби
- Эмили Оуэн
- Джудит Прайор
- Хасинта Руру
- Наоми Соломон
- Гэри Уильямс
Выполнение
[ редактировать ]
Хэ Пуапуа не был признан официальной политикой правительства, а премьер-министр Джасинда Ардерн заявила, что ее правительство не освободило Хэ Пуапуа публично «из-за опасений, что это будет неверно истолковано как политика правительства». [ 24 ] Однако был предпринят ряд шагов для реализации декларации, указанной в отчете.
Избирательные округа маори
[ редактировать ]1 февраля 2021 года министр местного самоуправления Наная Махута объявила, что правительство Новой Зеландии примет закон, подтверждающий решения местных советов о создании приходов и избирательных округов маори . [ 25 ] 7 февраля газета The New Zealand Herald правительство в срочном порядке внесет законопроект о внесении поправок в местные выборы . сообщила, что 9 февраля [ 26 ]
В ответ Национальной партии лидер Джудит Коллинз подтвердила, что ее партия будет выступать против нового законодательства, заявив, что с новозеландцами не консультировались по поводу этих изменений. [ 27 ] Законопроект был принят в третьем чтении в парламенте Новой Зеландии 24 февраля с перевесом 77:41. Правящая Лейбористская партия , союзная Партия зеленых и Партия маори проголосовали за закон, тогда как Национальная партия и Партия ACT выступили против него. [ 28 ] [ 29 ]
Управление здравоохранения маори
[ редактировать ]В апреле 2021 года министр здравоохранения Эндрю Литтл объявил о создании независимого Управления здравоохранения маори , которое будет определять стратегию и политику здравоохранения маори, а также контролировать ввод в эксплуатацию некоторых медицинских услуг маори. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Предлагаемая организация подверглась критике со стороны оппозиционной Национальной партии Новой Зеландии за пропаганду предполагаемого расового «сепаратизма». [ 33 ]
В ответ заместитель министра здравоохранения Айеша Веррал заявила, что Управление здравоохранения маори обеспечит вклад маори в финансирование и улучшит показатели здоровья маори. [ 34 ] В середине сентября 2021 года правительство объявило временных членов совета Управления здравоохранения, в состав которого вошли сопредседатели Шэрон Ши (председатель совета здравоохранения округа Залив Пленти ), Типа Махута (заместитель председателя совета здравоохранения округа Манукау) . ), и леди Туреити Моксон . [ 35 ]
Учебная программа
[ редактировать ]Затем министр образования Крис Хипкинс начал работу над введением новой учебной программы по истории Новой Зеландии, которая будет отражать историю, ориентированную на маори, колонизацию, а также влияние власти и привилегий. Новая учебная программа будет в первую очередь охватывать следующие темы:
- Прибытие маори в Новую Зеландию.
- Первые встречи и ранняя колониальная история Новой Зеландии.
- Договор Вайтанги и его история.
- Колонизация и иммиграция в Новую Зеландию, включая новозеландские войны.
- Развитие национальной идентичности Новой Зеландии в конце 19 - начале 20 веков.
- Роль Новой Зеландии в Тихом океане.
- Новая Зеландия в конце 20 века и эволюция национальной идентичности с культурным плюрализмом. [ 36 ]
Земельная реформа
[ редактировать ]Департамент охраны природы проводит консультации по предложениям о передаче государственных заповедных земель, реформировании управления природоохранной деятельностью, чтобы отразить Договорное партнерство на всех уровнях, а также обеспечить делегирование, передачу и передачу функций и полномочий народу маори. [ нужна ссылка ]
Инфраструктура и вода
[ редактировать ]Те Мана о Те Вай была создана лейбористским правительством, чтобы обеспечить повышенную роль маори в принятии решений, а также работать над правами и интересами маори в области пресной воды. Министр местного самоуправления Наная Махута начала работу по реализации комплекса объектов по передаче управления питьевой водой и сточными водами. Махута предложил, чтобы каждая организация управлялась по модели совместного управления , при которой половина членов совета директоров будет избираться, а другая половина будет представлять мана когдауа. Мэр Окленда Фил Гофф отметил, что это будет означать, что организации не будет подотчетности перед налогоплательщиками и она рискует стать корыстной. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Амбициозный план используется для разжигания расовой розни» . РНЗ . 14 мая 2021 г. Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Мойр, Джо (11 мая 2021 г.). «Хе Пуапуа – отчет о разделении парламента» . Отдел новостей . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Хайден, Леони (04 мая 2021 г.). «Хе Пуапуа: сообщение коренных народов, вызвавшее политический шум в Новой Зеландии» . Спинофф . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Донован, Эмиль (16 мая 2021 г.). «Детали: что такое Хе Пуапуа и почему он попадает в заголовки газет?» . Вещи . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Национальная партия и Первая партия Новой Зеландии. «Коалиционное соглашение» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 ноября 2023 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы: Декларация о правах коренных народов» (PDF) . Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов .
- ^ «Бездействие лейбористов, грубость National подводят нас» . Отдел новостей . 21 мая 2021 г. Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Голова партии маори витает в облаках» . www.scoop.co.nz . 14 сентября 2007 года . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Служба новостей Организации Объединенных Наций (3 апреля 2009 г.). «Эксперты приветствуют поддержку Австралией декларации ООН о правах коренных народов» . Центр новостей ООН . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года.
- ^ «Канада поддерживает декларацию о правах коренных народов» . Новости ЦБК . 12 ноября 2010 г.
- ^ Карен, Бохан (17 декабря 2010 г.). «Обама поддерживает декларацию ООН о правах коренных народов» . Рейтер .
- ^ «Правительство поддержит декларацию ООН о правах коренных народов» . Вещи . Новая Зеландия. 7 июля 2009 года . Проверено 7 июля 2009 г.
- ^ «Новая Зеландия делает разворот в Хартии прав» . 20 апреля 2010 г.
- ^ «Заявление Новой Зеландии перед 9-й сессией Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2010 года.
- ^ «Правительство вынуждено объяснить последствия декларации» . РНЗ . 21 апреля 2010 г. Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «Деталь: Хэ Пуапуа, амбициозный план, используемый для разжигания расовой розни» . Отдел новостей . 17 мая 2021 г. Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Национальное правительство поддержит декларацию прав ООН» . Улей . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Декларация ООН о правах коренных народов» . www.tpk.govt.nz. Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Скрыть: Декларация коренных народов нарушает соглашение» . Вещи . 20 апреля 2010 г. Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Деталь: Хэ Пуапуа, амбициозный план, используемый для разжигания расовой розни» . Отдел новостей . 17 мая 2021 г. Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Джудит Коллинз призывает Джасинду Ардерн к «национальному разговору» после скандального доклада Хе Пуапуа» . Ньюшуб . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Поддержат ли лейбористы революционные предложения, содержащиеся в Хэ Пуапуа – 20-летнем плане по реализации Декларации ООН о правах коренных народов в Аотеароа/Новая Зеландия?» . Интерес.co.nz . 11 апреля 2021 г. Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ «Хе Пуапуа – отчет о разделении парламента» . Отдел новостей . 11 мая 2021 г. Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Хе Пуапуа не был освобожден из-за опасений, что это может быть неправильно истолковано как политика правительства – Джасинда Ардерн» . Ньюшуб . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ «Изменения в «фундаментально несправедливом» процессе, чтобы освободить место для подопечных маори» . РНЗ . 01.02.2021 . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ «Лейбористы, стремящиеся ускорить принятие закона о подопечных маори, - Джудит Коллинз из National говорит, что это «недемократично» » . Вестник Новой Зеландии . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ «Лейбористы, стремящиеся ускорить принятие закона о подопечных маори, - Джудит Коллинз из National говорит, что это «недемократично» » . Вестник Новой Зеландии . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Уэйд, Амелия (24 февраля 2021 г.). «Законопроект об отмене местного вето в отношении приходов маори принят, несмотря на марафонскую оппозицию National» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Скотчер, Кэти (24 февраля 2021 г.). «Законопроект о поправках к округам маори прошел окончательное чтение в парламенте» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ «Управление здравоохранения маори / Те Мана Хауора Маори | Будущее здравоохранения» . www.futureofhealth.govt.nz . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Манч, Томас; Уиттон, Брайди (21 апреля 2021 г.). «Правительство объявляет о радикальном плане по централизации здравоохранения и отмене DHB» . Вещи . Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Куинн, Роуэн (21 апреля 2021 г.). «Крупная встряска в секторе здравоохранения: DHB упразднены и объявлено о новом Управлении здравоохранения маори» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 года . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Уоллс, Джейсон (21 апреля 2021 г.). « «Безрассудная» встряска здравоохранения может создать двухуровневую систему здравоохранения, – заявляет Национальная партия» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 28 апреля 2021 года . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Нилсон, Майкл (28 апреля 2021 г.). «Джудит Коллинз называет Управление здравоохранения маори «сегрегацией» прошлого века» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ «Объявлены советы временного Управления здравоохранения маори и Министерства здравоохранения Новой Зеландии» . Департамент премьер-министра и кабинета министров . 23 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 31 октября 2021 года . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ «Преподавание собственной истории Новой Зеландии приближает нас на шаг» . Beehive.govt.nz . Правительство Новой Зеландии . 3 февраля 2021 г. Проверено 17 сентября 2021 г.