Нгати Тама
В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( Март 2022 г. ) |
Нгати Тама | |
---|---|
Иви (племя) в маоридоме | |
Роэ (регион) | Страна Кинг , Таранаки , Веллингтон , Южный остров , острова Чатем |
каноэ | Два |
Население | 1,764 |
Нгати Тама — историческое маори племя на территории современной Новой Зеландии. Их происхождение, согласно устной традиции маори, восходит к Тама Арики, главному мореплавателю на Токомару вака . Они расположены на севере Таранаки , вокруг Путамы . Река Мохакатино отмечает их северную границу с Тайнуи и Нгати Маниапото . [ нужна ссылка ] Тесная географическая близость Нгати Тоа Тайнуи из Кавхии и Нгати Мутунга объясняет долгие, непрерывные и тесные отношения между этими тремя племенами. [ 1 ]
История и территория
[ редактировать ]Нгати Тама мигрировали на юг в 1820-х годах в поисках лучших возможностей (например, торговли) и для обеспечения своей безопасности, поскольку произошел конфликт с вооруженными мушкетами людьми тайнуи. Верховный вождь Нгати Тама Те Пуохо-о-те-ранги возглавил экспедицию на юг вместе со своим братом Те Каеа и другими вождями. [ 2 ] [ 3 ]
Хотя Нгати Тама были одними из первых племен Таранаки, прибывших в Веллингтон в 1820-х годах, к миграции из Таранаки присоединились и другие племена и кланы, такие как Нгати Мутунга и Те Атиава. Эти три племени имеют общее наследие, восходящее к «каноэ Токомару». Некоторые центральные и южные племена таранаки, в том числе вангануи, также приняли участие в путешествии на юг.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Нгати Тама и Те Атиава прибыли в Вангануи-а-Тара в результате серии миграций из Таранаки под предводительством Нгати Тоа) в 1822 году, участвуя в процессе вторжения, завоевания и оккупации окрестностей Веллингтона к 1824 году. Они столкнулись с племенами, которые уже обосновались в Те Вангануи-а-Тара, такими как Нгай Тара, Нгати Ира и Нгати Кахунгуну.
В то время как племена Нгати Тоа и Таранаки имели общие права на землю вокруг Веллингтона, Нгати Тама сохраняли отдельную и четкую идентичность в различных районах Веллингтона. Поселения Нгати Тама в гавани включали Кайваравара, Пакуао и Рауриму с момента первого прибытия в 1824 году, Тиакиваи (Торндон) после ухода Нгати Мутунги (в 1835 году).
Нгати Тама основали поселения в Охариу, Макаре, Охауа и Отеронго на западном побережье; и Комангараутвари дальше на север. У них также были летние рыбацкие деревни в Окиви и Мукамуке (залив Паллисер).
Нгати Тама фактически владела всеми правами на Те Вангануи-а-Тара и его ресурсы, особенно от запада до побережья. Нгати Тама присоединились к тангата венуа и имели статус тино рангатиратанга, мана венуа и тангата венуа над этими землями в соответствии с традиционными законами и обычаями маори. Они проявляли свой статус с помощью своей маны, рангатиратанги, путем создания отношений между группами или путем физического использования, выращивания и занятий.
Племя Нгати Тама сохранило в Веллингтоне свою самобытность. Они любят рыбалку и наблюдение за птицами; владеют правами на землю и имеют организационную структуру, связанную, среди прочего, с кайнга, мараэ и вахи тапу.
геноцид мориори
[ редактировать ]Несмотря на давление конкурирующих интересов среди племен Веллингтона, поначалу была развита процветающая экономика. Эта экономика в основном основывалась на торговле с заезжими кораблями. В ноябре 1835 года, после обсуждения возможного вторжения на Самоа и острова Норфолк, многие Нгати Тама приняли участие в морском вторжении на ближайшие острова Чатем. Вместе с Нгати Мутунга они схватили помощника лорда Родни и угрожали убить его, если он не отвезет их на острова Чатем. Там они убили около 300 мориори , изнасиловали женщин, поработили выживших и разрушили их экономику и традиционный образ жизни. [ 4 ] Некоторые вернулись домой в Таранаки. [ 5 ]
В 1835 году, через 24 поколения после того, как вождь мориори Нунуку запретил войну, мориори приветствовали около 900 человек из двух племен маори, Нгати Мутунга и Нгати Тама. Родом из Таранаки (на Северном острове Новой Зеландии), они отправились из Веллингтона на переполненном европейском судне «Родни». Они прибыли сильно ослабленными, но хозяева-мориори вылечили их. Однако вскоре они раскрыли свои враждебные намерения и начали царство террора.
Ошеломленные мориори созвали совет из 1000 человек в Те Авапатики, чтобы обсудить, что им делать. Молодые люди стремились дать отпор захватчикам и утверждали, что, хотя они и не воевали на протяжении многих столетий, они превосходили пришельцев численностью в два раза и были сильным народом. Но старейшины утверждали, что Закон Нунуку является священным заветом с их богами и не может быть нарушен. Последствия для Мориори были разрушительными.
Хотя общее число мориори, убитых первыми, составляло около 300 человек, еще сотни были порабощены вторгшимися племенами, а затем умерли. Некоторые были убиты похитителями. Другие, ужаснувшись поруганию своих убеждений, умерли от отчаяния. Согласно записям старейшин, 1561 мориори умер в период с 1835 по 1863 год, когда их освободили из рабства. Многие умерли от болезней, завезенных европейцами, но большое количество людей также погибло от рук Нгати Мутунга и Нгати Тама. В 1862 году остался всего 101 человек. Когда в 1933 году умер последний известный чистокровный мориори, многие подумали, что это означает вымирание расы. [ 6 ]
Европейская колонизация и перемещение
[ редактировать ]В конце 1830-х годов Новозеландская компания привезла лодки с европейскими колонизаторами, которые искали место для поселения в Те Уонгануи-а-Тара (гавань Веллингтона). Последствия европейского заселения Нгати Тама оказались катастрофическими, поскольку вновь прибывшие стремились к землям маори.
Договор Порт-Николсона представлял собой сделку по продаже земли между новозеландской компанией и вождями долины Хатт, в которой принимал участие вождь Нгати Тама Те Каеа. Новозеландская компания думала, что они купили землю у Те Кеаа, когда им только предоставили права на якорную стоянку и порт в гавани Веллингтона.
Корона создала испанскую комиссию для расследования продажи земли в Веллингтоне. Испания заняла позицию по отношению к притязаниям Нгати Тама, наносящую ущерб их интересам из-за оккупации земель в Хатте Нгати Тама. Хотя Испания признала многочисленные ошибки при продаже земли, в выводах Комиссии ошибочно предполагалось, что участие Те Каеа в сделке по Порт-Николсону было равносильно полной поддержке продажи земли Нгати Тама. Несмотря на протесты Нгати Тама, Корона оказала помощь поселенцам и предоставила им земли коренных народов. Действия Короны имели фатальные последствия для Вангануи-а-Тара: Нгати Тама потеряли земли, завоеванные ими в 1822 году.
В 1844 году губернатор Фицрой принял политику компенсации Нгати Тама. Однако консультаций не было, и компенсация была произведена только в упрощенном порядке. Нгати Тама, живущие в Кайварахаре, получили свою долю компенсации в знак протеста, в то время как жители Охариу вообще не получили никакой компенсации.
В 1847 году Макклеверти заключил ряд соглашений с Нгати Тама, чтобы окончательно решить проблему резервов. Всего 200 Нгати Тама получили 2600 акров резервов, из которых в качестве компенсации было выделено около 13 акров на человека. Переданные резервы были недостаточны для их нужд и непригодны для выращивания сельскохозяйственных культур, необходимых для выживания Нгати Тама. [ 7 ]
К 1842 году народ Нгати Тама был насильственно изгнан со своих земель в результате оккупации поселенцами при поддержке Короны. Они искали убежища, поселившись на земле в долине Хатт, где почва была более плодородной, чем в предоставленных им резервах. Оккупация была недолгой и закончилась в феврале 1846 года, когда губернатор Грей выселил их под угрозой военной интервенции.
Посевные площади Нгати Тама, их единственный источник выживания, были разграблены. Их вождь Те Кея сослан в Окленд.
Оставшимся Нгати Тама пришлось искать убежища среди других коренных племен и кланов. Они страдали от высокого уровня заболеваний и смертности, и у них не было другого выбора, кроме как продать резервные земли по необходимости. Когда Корона завершила программу приобретения земель, у Нгати Тама практически не осталось земли. К 1870-м годам они в основном переехали из гавани и были выселены.
Воздействие на Нгати Тама было значительным. Они были рассеяны вторжением племен Вайкато во время мушкетных войн 1820-х годов. Многие затем покинули Веллингтон, который они вторглись и завоевали, чтобы принять участие в морском вторжении на острова Чатем. Некоторые люди выжили, многие из них принадлежали к группам ванау и жили вместе с другими группами маори. Присутствие Нгати Тама в Веллингтоне как племени было потеряно. [ 8 ]
Учитывая отсутствие организованной организации, представляющей Нгати Тама в Веллингтоне, другие племена, такие как Нгати Тоа и Те Атиава, взяли на себя ответственность за защиту интересов Нгати Тама. В частности, Wellington Tenths Trust напрямую представлял интересы своих бенефициаров; а именно тех лиц и их потомков, которые еще в XIX веке были названы владельцами заповедников Нгати Тама в районе Веллингтона. [ 9 ]
Закон об урегулировании претензий Нгати Тама 2003 года
[ редактировать ]В 2003 году исторические претензии племени по Договору Вайтанги были урегулированы принятием Закона 2003 года об урегулировании претензий Нгати Тама. [ 10 ] Закон включает историческое повествование о взаимодействии Короны с племенем и извинения:
- Корона глубоко сожалеет и безоговорочно приносит извинения Нгати Тама за свои действия, которые привели к фактическому безземелью Нгати Тама в Таранаки и причинили страдания и лишения Нгати Тама на протяжении поколений до сегодняшнего дня.[...]
Урегулирование также включает в себя конкретные финансовые выгоды. [ 10 ]
Радиостанция
[ редактировать ]Те Коримако О Таранаки — радиостанция Нгати Тама и других племен из региона Таранаки , включая Нгати Мутунга , Те Атиава , Нгати Мару , Таранаки , Нгаруахине , Нгати Руануи и Нгаа Рауру Киитахи . Он начался в Белл-Блок кампусе Политехнического института Таранаки в 1992 году и переехал в кампус Спотсвуд в 1993 году. [ 11 ] Он доступен на частоте 94,8 FM в Таранаки. [ 12 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Ирландские слезы Греннелл [ 13 ]
- Джордж Матенга [ 14 ]
- Те Киоре Парамата Те Вахапиро [ 15 ]
- Уильям Барнард Роудс-Мурхаус [ 16 ]
- Уильям Генри Родс-Мурхаус [ 16 ]
- Кея [ 3 ]
- Прогноз погоды [ 2 ]
- Музыка [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ http://www.ngatitama.com/tama-ariki-of-tokomaru-waka/
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Атолл . «Те Пуохо-о-те-ранги» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Баллара, Анжела . «Те Каеаа» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ М. Кинг. Морори> 2005 Пингвин.
- ^ http://www.ngatitama.com/a-distinct-iwi-and-rohe/
- ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату. «Влияние вновь прибывших» . Teara.govt.nz .
- ^ http://www.ngatitama.com/european-impact/
- ^ http://www.ngatitama.com/dispossessed-ngatitama-seek-sanctuary/
- ^ http://www.ngatitama.com/others-represent-ngatitama-interests/
- ^ Jump up to: а б «Закон об урегулировании претензий Нгати Тама № 126 2003 г. (по состоянию на 20 мая 2014 г.), Публичный закон – Законодательство Новой Зеландии» . www.legislation.govt.nz .
- ^ «Коримако Таранаки» . Находить . Желтая группа . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Радиопокрытие Иви» (PDF) . maorimedia.co.nz . Медиа-сеть маори. 2007 . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Пейн, Айрини. «Айрини Нга Роймата Греннелл» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ Ормсби, Мэри Луиза. «Хурия Матенга» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ Ричардсон, Лесли. «Те Киоре Паремата Те Вахапиро» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Уильям Барнард Роудс-Мурхаус VC (Нгати Тама, Нгати Руануи)» . Городские библиотеки Веллингтона. 23 апреля 2020 г. Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ Баллара, Анжела. «Вайтаоро» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 13 марта 2022 г.