Jump to content

Нгати Те Вехи

Нгати Те Вехи
Иви (племя) в маоридоме
Роэ (регион) Гавань Аотеа
каноэ Много
Население 10,000

Нгати Те Вехи маори, иви (племя) базирующееся в Кавиа на западном побережье Новой Зеландии Северного острова . [ 1 ] [ 2 ]

По переписи 1874 года Нгати Те Вехи числились как иви. Они являются главными иви гавани Аотеа иви, имеющими тесные связи и связи с Нгати Реко, Нгати Махута , Нгати Вавхакиа], Нгати Патупо, Нгати Те Уру и Нгати Маханга . также имеют исторические связи с Нгати Хауа , Нгати Уауа , Нгати Коата , Нгати Тоа Рангатира , Нгати Мутунга , Нгати Руануи , Нгати Тауга, Нгати Пайпай, Нгати -Уаре, Нагата, Нагата, Нагата , Ngati te Wehi Нагата я часу, те wehiwhakaruru и Нгати Пихи. гору Кариой Все аотеа моана иви считают и ее мужа Карева / остров олушей священными. У Нгати Те Вехи есть племенные владения в Те Тайтокерау , Нгати Маниапото и Аотеа .

Те Вехи является предком-основателем Нгати Те Вехи иви. Для этого верните священный боевой плащ из собачьей шкуры или Каху Кури. [ 3 ] (короваи из собачьей шкуры были самым престижным плащом маори), а также военная дубина или пунаму просто, [ 4 ] предметы, которые ни один другой местный вождь не мог получить, кроме как благодаря мане (престижу) его отца Пакауэ, которого все равно убил за них Таутини-моко (сын Туаху-махины, местного вождя Кавхии), который завидовал, поскольку ему отказали Высшие вожди и священные предметы.

Те Вехи или Те Вехи Родители Те Кихи - отец Пакауэ и мать Коата из Нгати Коата, Пакауэ - из Нгати Ту-ириранги / Нгати Вайрере. Есть несколько версий вакапапы о том, кто был родителями Пакауэ, согласно Нгати Те Вехи. Кауматуа и Куя во время слушаний Вайтанги, состоявшихся в Нгаруавахии в 1908-09 годах, Кауки Тауира из Нгаати Те Вехи и Те Каманомано из Нгати Реко заявляют вакапапа. Пакауэ и ссылка на Тухоротини, сына Туириранги, и Куру Тувеа из Нгати Вайрере, которые были родителями Пакауэ. Мама Те Вехи Коата, по словам Тайнуи, принадлежит к народам Нгати Маханга, Нгати Махута и Нгати Манго.

Согласно исследованиям, Те Вехи считается очень быстрым бегуном и свирепым воином, так же как и его старший сводный брат Кавару Великан был ростом 9 футов. Оба жили в достатке, но затем разошлись после небольшой братской драки в Кавхии, в которой Кавхару отправился жить со своим отцом Нгере и своим народом Нгати Тамаинупо в Вай-керия.

Те Вехи Те Кихи родился в Кавхии, в местечке, известном как Карере-атуа, и провел свою юную юность в Кавхии после небольшой драки, старший брат Кавхару покинул Кавхию, но в конце концов вернулся после помощи в битвах против Те Аравы с вождем Нгати Раукава Нгатоковару. .

Те Вехи переехал в гавань Аотеа после того, как Пакауэ, его отец, был убит из-за вещей, которые мог получить только он. Очень известный плащ короваи из собачьей шкуры по имени Пипитевай и не менее известная священная военная дубина по имени Кариои-муту были подарены Пакауэ внутренним вождем по имени Те Рау, который жили над хребтами в долине Вайпа. Те Рау завершил этот очень красивый плащ каху кури (собачья шкура), и он стал предметом желания многих местных вождей. Двоюродный брат Пакауэ Туаху-махина, сын Ту-ириранги и вождь племени Нгати Ариари, жил в Моту-нгайопа недалеко от Карере-атуа. Его неудачная попытка получить эти желанные предметы и замечания от великого вождя маниапото Те Канавы « О Туаху-махина, твой престиж был подорван твоим младшим родственником Пакауэ, потому что он смог чтобы получить то, в чем тебе было отказано». Мысль об этом очень разозлила Туаху-махину.

Те Канава отправился в Кавию, чтобы увидеть Пакауэ и его сыновей-воинов, и начал спор с Кавару. [ 5 ] что настолько разозлило Те Канаву, что он пожаловался Туаху-махине, который напал вместе с Нгати Ариари, Пакауэ и его семья сбежали, но Пакауэ выбрал другой маршрут, был найден Таутини-моко, сыном Туаху-махины, и убил старшего Пакауэ ради плаща и священной войны. убийство

Теперь Тоа-Рангатира (Нгати Манго) является дядей Те Вехи, поскольку он женился на сестре Пакауэ Мананаки. Сводный брат Кавару женился на дочери Тоа-Рангатиры Вайкаури, дедушке Те Раупарахи.

Гигант Кавару, не удовлетворившись своей единственной местью воинам Туаху-махины, решил заручиться помощью своего тестя Тоа-Рангатиры, чей первый совместный бой с Кавару победил Те Канаву после того, как он напал на них, но Тоа-Рангатира позволил Те Канава идет, чтобы распространить свою славу великих воинов, затем пара со своими племенами выиграла битву против Туаху-махины у Те Майка, последний убежал в безопасное место на своем Моту-нгайо Па. но затем окруженный, попал в засаду и был убит Тоа-Рангатирой, когда он затем пытался бежать из Моту-нгайо, названия битв, которые произошли, дошли до нас. Это были Те Моана-вайпу, Похоетангехе и Те Кекеукеа.

После этих сражений около 1675 года Кавару и Тоа-Рангатира из Марокопы получили в свое бесспорное владение район Кавия. Старший брат Кахару, теперь удовлетворенный отомщенной местью, пожелал заключить мир с выжившими. Те Вехи не согласился, и Кавару, не желая участвовать в дальнейшем, собрал своих людей, двинулся к берегам гавани Аотеа и занял Раорао-кауэре и Мануаити Па , в то время как Те Вехи уехал жить в Матакохай и Нгати Тоа-Рангатира. сохранял Моту Нгаио Па до 1820-х годов, прежде чем мигрировать на юг вместе с Те Раупараха и Нгати Коата.

Весть о смерти Туаху-махины распространилась и достигла ушей Таутини-моко, который бежал в Вангануи, и, услышав, что мир заключен, он вернулся со священным Пату и коровайским плащом из собачьей шкуры и занял па Те Рау-о. -тэ-хуйя, недалеко от Раорао-кауэре. Когда Таутини-моко вернулся, Те Вехи жил в гавани Те Маари Аотеа, и когда до него дошли новости о том, что убийца его отца находился на другом берегу гавани, он решил убить его. Однако когда он объявил о своих намерениях, он не получил никакой поддержки, поскольку утверждалось, что мир был заключен; но Те Вехи не смог обмануть свою месть и отправился в Вайкато, чтобы получить помощника из этого племени.

По словам предков, Нгати Те Вехи стал иви после того, как восстановил ману своего отца и установил связи со своими дедушками Варетипети и Тапауэ из Нгаати Махуты. Махута родил Уэрату, который женился на Пуакиранги, тете Коаты. Уэрата и Пуакиранги имели Рангихото, Варетиипети, Хоуруа и Тапауэ.

После поддержки со стороны Варетиипети и Тапауэ в атаке на Те Рау-о-те-хуйапа, Те Вехи, очень быстрый бегун, преследовал нападавшего на своего отца у полуострова в гавани Аотеа, убив его и захватив Кариои Муту и ​​Пипи Те Вай. Те Вехи отдал Испуганных Пату и Короваи вождям Нгати Махута, поскольку они протянули им руку помощи, он также отдал свою дочь Реко замуж за сына Тапауэ Тахау. Тогда называемая Токореко и ее муж Тахау стали прапрародителями Вакаави , матери короля Тавиао . Десятилетия спустя плащ короваи и Мере были захвачены законными владельцами и помещены в Руакури, одну из трех знаменитых пещер Вайтомо, но когда эта пещера стала известна европейцам, они обе были удалены Те Моэруа. Натанахира и помещен в хранилище в Те Котахитанга, Отороханга. [ 6 ]

Нгати Ватуа слышал о храбрости и силе Кавару в бою и в 1680 году попросил его на север, в Кайпару, чтобы помочь в борьбе с Те Каверау. Он возглавил серию рейдов, известных как Те Раупату Тихоре, «Зачистка», через перешеек Тамаки, прежде чем был убит в городе Вайхерунга в Южной Кайпаре. [ 7 ]

У Те Вехи было много небольших па, расположенных вокруг Аотеа, но самое красивое из них находилось на вершинах вершин Матакохай. После его смерти его люди, известные как «Нгати Те Вехи», двинулись к юго-западу от гавани Аотеа, некоторые остались в Макомако, Те Папатапу и Мотакотако.

Известно, что у Те Вехи было три жены, но его главной женой была Мариу, родившая Те Хаувангайруа, Те Пайпай, Токореко, Пайака, Те Вакамауи, Хинекету и Те Рангитауваваро. Каждый из этих Детей жил в Моухити (Пакока), Те Папатапу, Те Маари, Макомако, Те Уревера, Ватейка, Кайарики, Паатака, Патумарама, Руакотаре, Вайроа, Маунгароа, как и их потомки. Позже большинство потомков направились в район Вайтетуна как часть завоеванных земель, на которые претендовал Те Вехи после свержения гигантского тирана Тоа-ангианги. Эти земли, на которые претендовал самый быстрый бегун в Аотеароа, находились от Пукекохе до Отороханги и Западного побережья, поэтому Эти Дети Те Вехи и Мариу имеют важное значение, поскольку сегодня они являются основателями многих иви и хапу.

Это подводит нас к Рангитаупопоки, сыну Ваенгануи II, который является сыном Пайаки и Рангихоры, причем Рангихора является дочерью гигантского военачальника Нгаати Кура Хотумауэа. [ 8 ] Пайака был сыном великого Те Вехи и его жены-принцессы Мариу, дочери Хапе и Те Ангаангаваэро, дочери великого вождя Вахиао Те Аравы, потомка Тухуранги-Нгати Вахиао, Тухуранги был ростом 9 футов.

Рангитаупопоки женился на двух потомках Нгати Маниапото по имени Парехикитанга и Ваймаханга, которые были сестрами. У Парехикитанги и мужа было трое детей: дочь Те Урумауэ, Тутемахуранги и Те Моке. Тутемахуранги родил троих известных сыновей и женился на Метирии Вайкато, дочери Те Ририи Уарегере, одним из его сыновей был Пита Вайкато, позже известный как Пита Маху Вайкато из Нгати Те Вехи. Пита Маху вышла замуж за Тиримату Карухеро, вождь, оккупировавшую Маукутею до ее замужества с ним. Тиримата получила титул вожди после смерти ее отца Мохи Карухеро, правнука Тауарики и Токореко. [ 9 ] Одним из сыновей Питы и Тириматы был Те Махара Пита Маху, который очень активно претендовал на Нгати Те Вехи. Другими известными сыновьями Тутемахуранги были Матиу и Те Аотуроа, также известные как Хоне Вайтере, сыновья, рожденные от Марутехьякины II. Матиу был взят в заложники в 1822 году, после чего Нга Пухи забрал его обратно в Фангареи, и там он был воспитан вождём как собственный сын. [ 10 ]

У правнука Те Вехи Рангитаупопоки из Нгати Пайака/Нгапухи и его принцессы Нгати Маниапото было два сына-воина, Те Моке и Тутемахуранги, чьи сыновья Пита Маху Вайкато и Те Аотуроа Хоне Вайтере, которым в то время было около 20 лет, помогли бы своему отцу. и дядя Те Моке с битвами против Те Раупарахи, когда он убил Те Уиру, и битвой за вождя Нгати Те Вехи Те Аомарамы в Макомако, гавань Аотеа. Вскоре после этого Нгати Маханга и Нгати Маниапото Те Моке собрали 5000 человек вместе с Потау Те Верогеро из Нгати Махуты, а также Нгати Хоуруа и вместе Нгати Коата (Аотеа) и Нгати Тоа из гавани Кавхия были очищены, и наступил вечный мир, и все люди венуа (люди земли) обрабатывали свои земли и продавали свою продукцию Окленду Пакеха до 1863 года, когда правительство захотело использовать плодородный бассейн Вайкато для сами по себе, так начались сражения против британской армии. [ 11 ]

После войны 1821 года вождь Нгати Маханга / Нгати Те Вехи Те Аотуроа Хон Уайтере и его принцесса Нгати Маханга / Кура Пирихири переехали в Те Вайхи на полуострове Аотеа, когда в 1822 году его младший брат был захвачен Нга Пухи. Затем вспоминают, как Хоне Вайтере жил в Те Пахи, где их дети родились в конце 1830-х и 1842 годах. Все они мирно жили в резиденциях своего отца и на месте его захоронения Те Пахи, гавань Аотеа.

Те Аотуроа взял имя Те Аотуроа Хоне-Официант, когда в середине 1830-х годов Джон Уайтли основал в этом районе Уэслианскую миссию. В 1840 году Джон убедил Те Аотуроа подписать Договор Вайтанги, но не смог убедить Те Редгеро. Те Аотуроа Хон Уэйтер продал землю в Те Копуа в Вайпе уэслианцам, чтобы научить свой народ читать и выращивать новые продукты питания из далеких стран. Вскоре после подписания Договора Вайтанги он уговорил своего дядю Те Моке продать землю в Раораокаурере уэслианцам, чтобы у них была собственная миссионерская станция, и, используя старые посадки в Раораокауэре, они выращивали пшеницу и ячмень, поэтому у Нгати Те Вехи появилась первая вода с водяным приводом. мельницы в этом районе.

Те Аотуроа Хон Вайтере был вождем Нгати Те Вехи / Нгати Маханга, подписавшим копию Манукау-Кавхия Договора Вайтанги 15 июня 1840 года. [ 12 ] Эта копия Договора Вайтанги на языке манукау-кавиа маори с 13 подписями является единственной сохранившейся копией с подписью министра по делам колоний Уиллоби Шортленда. Кроме того, это был последний экземпляр, который был возвращен в 1841 году.

13 марта 1840 года Шортленд отправил его капитану Уильяму Саймондсу для сбора подписей у вождей вокруг гавани Манукау и к югу от нее. Саймондс работал в этом районе от имени предлагаемого поселения Шотландской земельной компании. Он и Джеймс Хэмлин из Церковного миссионерского общества собрали нескольких руководителей, вероятно, в Ауиту, но не смогли добиться от них согласия. Многие руководители Вайкато, в том числе Те Верогеро, присутствовали на второй встрече 20 марта. Тогда подписали три вождя Нгати Ватуа (Кавау, Тинана и Ревети), но ни один из вождей Вайкато. Уэслианские миссионеры Джеймс Уоллис и Джон Уайтли (от Хоне Уэйтера до Кавии Маори) собрали еще 10 подписей в Кавии в период с апреля по сентябрь 1840 года. Каждое имя имеет префикс «Ко», который не является частью имени и имеет «его знак» после имени. моко или марк. Подписанный договор 15 июня 1840 года при свидетеле Джона Уайтли.

Родившийся в гавани Аотеа примерно в 1799 году, Те Аотуроа (он же Хонэ-Уэйтер) до подписания Договора Вайтанги также подписал 35 акров земли, проданных за 4 фунта стерлингов для Уэслианской миссии в Те Копуа 5 мая 1840 года. [ 13 ] & Продал 10 000 тузов вместе с другими вождями короне 2 декабря 1857 года под названием Te Wharauroa Block, Джон Роган заплатил 410 фунтов стерлингов от имени королевы Виктории в течение 4 лет. [ 14 ] Последняя земельная сделка с короной перед войнами Вайкато до 1911 года, когда 17 000 акров блока Моэранги были проданы правительству.

Миссионерская школа и ферма Аотеа Уэслиан

[ редактировать ]
Помещения Уэслианской миссии в Кавии [ 15 ]

К 1840 году в этом районе уже было 3 Уэслианские миссии, а Вайхаракеке - место первой Уэслианской миссионерской станции, основанной Джоном Уайтли в апреле 1835 года. (Te Waitere) [ 16 ] Кавхия, Реглан 1839 г., а теперь Те Копуа 1840 г., но не один с Нгати Те Вехи в гавани Аотеа. Итак, примерно во время подписания договора Кавхия Хон Уайтере Те Аотуроа Рангатира из Нгати Те Вехи, Хапу Нгати Пайака из гавани Аотеа с любовью убедил преподобного. Джон Бамби, суперинтендант Уэслианской церкви, организовал миссию в гавани Аотеа , месте высадки каноэ Аотеа и древнего Па. [ 17 ] На северной стороне 844 акра были подарены Уэслианцам. [ 18 ] для школы для мальчиков и миссионерской станции, и преподобный Х. Хансен, не говорящий на маори, был повторно назначен на эту должность. [ 19 ]

Здания миссии и церковь в Раорао, около 1850 г.
Мемориальная доска на месте миссионерской станции Раораокауэре

В 1843 году преподобный Гидеон Смейлс был назначен на место преподобного Тертона. Смейлс собирал средства для миссионерской станции, много путешествовал для этого, и 95% пожертвований поступило от маори. 29 января 1844 года Гидеон Смейлс высадился в Раораокауэре на северной стороне гавани Аотеа и приступил к строительству своей миссии, которую он назвал БИЧАМДЕЙЛ. Итак, были созданы ферма и школа по выращиванию пшеницы. «В 1844 году они собрали по всему округу не более двадцати акров пшеницы... в 1845 году около восьмидесяти... в 1846 году сто пятьдесят... а в этом году они соберут около двухсот акров пшеницы, кроме небольшого участка овса и еще одного ячменя.

Значительная часть их пшеницы продавалась торговцам за бязь и печатную продукцию и отправлялась на небольших судах в Окленд и другие англо-новозеландские города. Они использовали то, что сохранили, для собственного потребления, в некоторых случаях просто варя пшеницу; в других - корорири, или вареная мука и вода; (с сахаром, если его можно было достать) и очень часто в виде хлеба.

Школа открылась в 1898 году и, по-видимому, закрылась к июлю 1904 года из-за болезни учителей. [ 20 ] хотя замена была назначена в апреле того же года. [ 21 ]

Водяная мельница

[ редактировать ]

Для помола пшеницы труд и затраты на ручные мельницы оказались слишком тяжелыми; а за последний год нам удалось построить отличную водяную мельницу. Это первое сооружение такого рода, воздвигнутое для туземцев Новой Зеландии; и я рад узнать, что другие три партии теперь собираются последовать этому похвальному примеру нашего народа.

Затраты на работу одного только мельника составили восемьдесят фунтов, и эту сумму они заплатили быком и свиньями; большая сумма для столь бедного народа. Многим из них пришлось дрожать всю зиму в своих рваных одеялах из-за этого, по их мнению, необычайного усилия.

Но результат интересный... Чрезвычайно приятно видеть двух-трех старых ветеранов варварской жизни, сидящих часами возле водяного колеса; его резкий, дребезжащий звук, кажется, дает новую жизнь их закаленным воинам душам.

И как будто только что пробудившись от долгого сна варварства, внезапный поворот цивилизации, кажется, придает живость и жизнерадостность, которые до сих пор были им чужды. Они с новым интересом и энергией болтают вокруг механизмов, в то время как вода плещется и пенится под их ногами.

Можно перечислить преимущества, возникшие в результате прогресса христианства здесь, как и в других местах. Мне не известно, чтобы с начала 1844 года в округе произошел хоть один случай детоубийства или убийства вследствие колдовства». [ 22 ]

Те Аотуроа взял имя Hone Waitere в честь Джона Уитли. [ 23 ] (или Hone Waitere для Kawhia Maori), поскольку они были друзьями, но и в Новой Зеландии другие уэслианские маори называли себя или своих сыновей в честь Джона Уайтли (Hone Waitere)

Те Аотуроа Хон Вайтере женился на Прихилире (Нгати Те Вехи / Кура) и вырастил дочь Мери и двух сыновей Те Моке II и Нгатокоруа Хон Вайтере (р. 1842) в гавани Аотеа.

Нгатокоруа Хон-официант и жена Хингая Махара (Нгати Хорокатере) покинули гавань Аотеа во время войн за захват земель 1863/64 года и поехали на лошадях к Темзе, поэтому не сражались с англичанами и сохранили свою ману, когда вернулись по возвращении, и построили здание в Кайтенаки, а затем позже в Сад. Большие участки конфискованной земли, принадлежащие другим потомкам Нгати Те Вехи, все еще подлежат рассмотрению короной, поскольку Великий Те Вехи жаждал большего количества земель после убийства Тоа-ангианги. [ 24 ] и добавил его к своему огромному холдингу. [ 25 ] На этом снимке изображен Нгатокоруа Хон-Официант. [ 26 ] Снято в феврале 1934 года в возрасте 92 лет с сыном Вири Токо Вайтером и внуками (резчиком) Тутемахуранги (Недом) и Хоном Джо Вайтером. [ 27 ]

Таким образом, Нгати Те Вехи связан с движением Короля Те Кингитанга и поддерживает его. [ 28 ] как один из Нгати Те Вехи Мараэ «Окапу Мараэ Те Котахитанга Нгати Те Вехи» входят в число 29 Мараэ, которые проводят ежегодный Общий Пукай 14 марта каждого года. Первый Поукай был проведен в Раораокауэре, затем в начале 1800-х годов Мотакотако Мараэ Те Охааки О Махута, который был подарен Макомако Те Тихи Моеранги, но в то время Макомако, Те Тихи Моеранги назывался Каокао в 1896 году и, наконец, поместил Пукай с Окапу. Мараэ в 1897 году сделал Поукай в Окапу Мараэ 119-летним.

Правительство

[ редактировать ]

Нгати Те Вехи иви продолжают добиваться возмещения ущерба от Короны и Трибунала Вайтанги по поводу жалоб, возникших во время новозеландских войн и европейской колонизации. Первое слушание было запланировано и проведено в Вайпапа Марае, организованное Нгати Хикаиро 7 октября 2013 года. Нгати Те Вехи ждут результатов, прежде чем продолжить переговоры. [ 1 ]

Мараэ и Варенуи

[ редактировать ]

К Нгати Махуте принадлежит 11 мараэ (мест встреч). В большинстве из них есть варенуи (дом собраний).

Гавань Аотеа

[ редактировать ]
  • Pet House Marae and Kote Pet House на 111 Aotea Rd, Аотеа, Кавия 3889, Новая Зеландия
  • Окапу мараэ и Те Котахитанга или Нгати Те Вехи варенуи на Аотеа-роуд, 4 в Кавиа
  • Мотакотако мараэ и Те Охаки а Махута варенуи на Филлипс-роуд
  • Те Папатапу (Те Вехи) мараэ и Паре Вакарукуруку варэнуи на улице Те Папатапу
  • Те Тихи о Моеранги мараэ и варенуи на Кавхия-роуд [ 1 ]

Возьмите гавань

[ редактировать ]
  • Макету мараэ и Ауау ки те Ранги варенуи на улице Каора в Кавиа
  • Вайпапа Марае и Такухия Уаренуи на 5491 Kawhia Rd, Аотеа, Кавия 3889, Новая Зеландия
  • Арука Мараэ и Тахароа Уаренуи на улице Арука Мараэ в Тахароа
  • Те Кораха мараэ и Те Охаки варенуи на Тахароа-роуд в Тахароа

Разделите это

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д «Профиль Те Пуни Кокири иви» . tkm.govt.nz. Лагерь Кокири , правительство Новой Зеландии . Проверено 29 мая 2018 г.
  2. ^ Роял, «Воспитание Чарльза». «Профиль Те Ара Иви» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 29 мая 2017 г.
  3. ^ «Загрузка... - Онлайн-коллекции - Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева» . Collections.tepapa.govt.nz .
  4. ^ «Mere pounamu - NZHistory, история Новой Зеландии онлайн» . www.nzhistory.net.nz .
  5. ^ «Глава XI. — Карьера Кавару — NZETC» . nzetc.victoria.ac.nz .
  6. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 января 2016 г. Проверено 18 июня 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  7. ^ «175-летие Окленда: место, желанное многими» . 22 мая 2015 г. – через www.nzherald.co.nz.
  8. ^ Модель Кауки (1909–1910). Мобильный телефон МБ 2А . Родной суд Маориленда. п. 49.
  9. ^ Караипу, Моряк (1909–1910). Мобильный телефон МБ 2А . Родной суд Маориленда. стр. 60–63.
  10. ^ «Те Мата - Аотеа - [Район между Те Мата и Кавиа, Вайкато, Новая Зеландия] Вернона, RT и CR Buckeridge: AO Rice Ltd, Hamilton Soft Covers, First Edition - Archway Books» . www.abebooks.com .
  11. ^ «Война в Вайкато - Война в Вайкато - NZHistory, история Новой Зеландии онлайн» . www.nzhistory.net.nz .
  12. ^ «Копия договора Манукау-Кавиа - NZHistory, история Новой Зеландии в Интернете» . www.nzhistory.net.nz .
  13. ^ «Блок Те Копуа (Уэслианская миссионерская станция), округ Вайпа — NZETC» . nzetc.victoria.ac.nz .
  14. ^ «Квартал Варауроа, район Вайнгароа — NZETC» . nzetc.victoria.ac.nz .
  15. ^ «Форт и Петта Бангалора» . Уэслианское приношение для несовершеннолетних . VI . Лондон: Уэслианский миссионерский дом. 1849 год . Проверено 9 ноября 2015 г.
  16. ^ «Te Waitere — Пей» . www.kawhia.co.nz .
  17. ^ «Па и ямы в старой дюнной местности недалеко от гавани Аотеа - NZETC» . nzetc.victoria.ac.nz .
  18. ^ http://www.methodist.org.nz/files/docs/waikato%20waiariki/kawhia%20pilgrimage.pdf [ только URL-адрес PDF ]
  19. ^ «История Уэслианской миссии в гавани Аотеа» . Архивировано из оригинала 20 января 2016 г. Проверено 29 мая 2016 г.
  20. ^ Кристоффель, доктор Пол (февраль 2011 г.). «Предоставление образовательных услуг маори в Те Роэ Потае, 1840–2010 гг.» (PDF) . Трибунал Вайтанги .
  21. ^ «ВЕСТИ ИЗ РАЙОНОВ СТРАТЫ. ВЕСТНИК НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ» . paperspast.natlib.govt.nz . 5 апреля 1904 года . Проверено 21 февраля 2019 г.
  22. ^ «История Уэслианской миссии в гавани Аотеа» . Архивировано из оригинала 20 января 2016 г. Проверено 18 июня 2016 г.
  23. ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. «Уайтли, Джон» . www.teara.govt.nz .
  24. ^ «Глава из ранней истории маори Вайкато» . New Zealand Illustrated Magazine : 63. 1 июня 1901 г. - через Papers Past.
  25. ^ Биггс, Брюс (28 февраля 1995 г.). Нга Иви О Тайнуи: Традиционная история народа Тайнуи . Издательство Оклендского университета. ISBN  9781869401191 – через Google Книги.
  26. ^ указано: Нет (1 января 1934 г.). «Рыболовная вака спускается на воду в ручье Папатапу, гавани Аотеа, к северу от Кавии - Национальная библиотека Новой Зеландии» . natlib.govt.nz .
  27. ^ указано: Нет (1 января 1934 г.). «Рыболовная вака спускается на воду в ручье Папатапу, гавани Аотеа, к северу от Кавии - Национальная библиотека Новой Зеландии» . natlib.govt.nz .
  28. ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. «1. – Кингитанга – движение королей маори – Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии» . www.teara.govt.nz .
  • Биггс, Брюс. «Джонс, Пей Те Хуринуи» . Биографический словарь Новой Зеландии. Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии, обновленная 30 октября 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 343756590555c44bb5754ab9936b2a2f__1713212520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/2f/343756590555c44bb5754ab9936b2a2f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ngāti Te Wehi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)