Канал Тори
Tory Channel / Kura Te Au | |
---|---|
Школа Те Ау ( маори ) | |
![]() Вход на канал Тори / Кура Те Ау | |
Расположение | Регион Мальборо , Новая Зеландия |
Координаты | 41 ° 14'24 "ю.ш., 174 ° 14'00" в.д. / 41,24000 ° ю.ш., 174,23333 ° в.д. |
Тип | Риа |
Часть | Мальборо Саундс |
Макс. длина | 16,8 км (10,4 миль) |
Макс. ширина | 1,1 км (0,68 миль) |
Средняя глубина | 39,2 метра (129 футов) |
Макс. глубина | 65 метров (213 футов) |
Острова | Остров Мойоио |
Канал Тори (официально Канал Тори / Кура Те Ау ) — одна из затопленных долин, образующих пролив Мальборо в Новой Зеландии. между островами Паромы обычно используют его как основной канал между проливом Кука и проливом Мальборо. [ 1 ] [ 2 ]
Канал Тори расположен к югу от острова Арапаоа , отделяя его от материка. На западном конце он соединяется с более крупным проливом Королевы Шарлотты , с которым встречается на полпути по длине последнего. Его восточный конец встречается с проливом Кука недалеко от самого узкого места пролива. [ 3 ] Длина канала составляет 16,8 км (10,4 мили), ширина в среднем 1,1 км (0,68 мили), глубина до 65 м (213 футов), средняя глубина канала 39,2 м (129 футов). [ 4 ]
Канал Тори составляет значительную часть паромного маршрута между Веллингтоном и Пиктоном . Эрозия, связанная с следом от паромов, особенно от новых, более быстрых (прекращено в 2005 г.). [ 5 ] ), привело к ограничению скорости. [ 6 ] [ 7 ]
Один из двух кандидатов на самую восточную точку Южного острова (вместе с мысом Кэмпбелл ) находится у входа в пролив Тори. Он называется Вест-Хед.
История
[ редактировать ]Те Ати Ава и Нгати Тама признают канал Кура Те Ау важным историческим махинга каем (источником пищи) и поселением Те Ати Ава . Канал использовался Те Ати Ава в качестве основной автомагистрали , и иви до сих пор контролирует его и защищает в экологических судах.
Название Кура Те Ау происходит от красного цвета моря, вызванного разнообразием планктона и высокой популяцией ракообразных криля. Согласно легенде, Кура Те Ау — это место, где Купе убил гигантского мифического осьминога Те Веке-а-Мутуранги , в результате чего его кровь потекла по каналу, окрасив воду в красный цвет. Курахаупо и Рангитане придают Кура Те Ау значение «красный поток». [ 8 ]
Джеймс Кук несколько раз бросал якорь в близлежащей бухте, которую он назвал Шип-Коув . Он увидел пролив Тори во время экскурсии на катере со своего корабля HMS Резолюция 5 ноября 1774 года. Джон Гард основал первую постоянную китобойную станцию на острове Арапаоа в 1827 году, охотясь на китов в проливе Тори ради их уса и китового жира . [ 9 ] Канал Тори был тщательно обследован в 1840 году и назван в честь Новозеландской компании корабля Тори , корабля-первопроходца, который доставил британских колонистов в Веллингтон . Примерно в это же время в заливе Те-Авайти уже работали китобойные станции. Между 1911 и 1964 годами семья Перано охотилась на китов в заливе Уекенуи. Горбатые киты были замечены с холмов у входа в пролив Тори во время их миграции через пролив Кука. Китобойная станция Перано была последней китобойной промысловой операцией в Новой Зеландии и закрылась в 1964 году.
В августе 2014 года название канала было официально изменено на Tory Channel / Kura Te Au. [ 10 ]
Приливная сила
[ редактировать ]Energy Pacifica планировала установить до десяти подводных турбин приливных потоков , каждая из которых сможет производить до 1,2 МВт, возле входа в пролив Кука в канал Тори. Они утверждали, что в канале Тори приливные потоки составляли 3,6 метра в секунду (12 футов/с) при хорошей батиметрии и доступе к электросети. [ 11 ] Другие проекты предусматривали до 50 турбин, но есть неопределенности в отношении скорости потока, территория находится примерно в 15 км (9,3 мили) от межостровной передающей станции HVDC в Ораумоа / Файтинг-Бей , а расчеты 2013 года показали, что экономическая отдача была вряд ли. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Путешествие» . Интерайлендер . Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ «Путешествие» . Бьюбридж . Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ «Канал Тори, Мальборо – топографическая карта Новой Зеландии» . Топографическая карта Новой Зеландии . Информация о земле Новая Зеландия . Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Плев, Дэвид Р.; Стивенс, Крейг Л. (1 сентября 2013 г.). «Численное моделирование влияния турбин на течения в приливном канале – Канал Тори, Новая Зеландия» . Возобновляемая энергия . 57 : 269–282. doi : 10.1016/j.renene.2013.02.001 . ISSN 0960-1481 .
- ^ «История рыси» . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ «Экологически значимые морские объекты в Мальборо» . Окружной совет Мальборо и Департамент охраны природы . Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ «Ограничение скорости на Мальборо-Саундс сохранено» . Новозеландский Вестник . АПН Новая Зеландия Лимитед. 1 июня 2006 года . Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ «Кура Те Ау» . gasetteer.linz.govt.nz . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ Прикетт, Найджел (1983). «Археологическая разведка берегового китобойного промысла на острове Капити, Новая Зеландия» . Записи Оклендского института и музея . 20 : 41–63. ISSN 0067-0464 . JSTOR 42906515 . Викиданные Q58677530 .
- ^ «Решения НЗГБ» . Информация о земле Новая Зеландия. Август 2014. Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 6 ноября 2015 г.
- ^ Благоприятные приливы Energy NZ № 6, весна 2008 г. Contrafed Publishing.