Jump to content

HMS Бигль

Координаты : 51 ° 35'45 "N 00 ° 48'49" E  /  51,59583 ° N 0,81361 ° E  / 51,59583; 0,81361

HMS Beagle в Магеллановом проливе перед возвышающейся горой Монте Сармьенто , репродукция фронтисписа Р.Т. Притчетта из иллюстрированного издания 1890 года " Путешествие Бигля" .
История
Великобритания
Заказал 16 февраля 1817 г.
Расходы £7,803
Заложен июнь 1818 г.
Запущен 11 мая 1820 г.
Введен в эксплуатацию 1820
Выведен из эксплуатации 1845 г. переведен в береговую охрану.
Судьба Продан и разобран 1870 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Чероки» класса Бриг-шлюп
Тонны нагрузки 235 БМ ; 242 для второго рейса [1]
Длина 90,3 футов (27,5 м)
Луч 24,5 футов (7,5 м)
Черновик 12,5 футов (3,8 м)
План паруса Бриг ( барк с 1825 г.)
Дополнить 120 в качестве военного корабля, 65 плюс 9 сверхштатных сотрудников во втором рейсе.
Вооружение 10 орудий, сокращено до 6 орудий для первого исследовательского рейса, заменено на 7 орудий во время второго исследовательского рейса.

HMS Beagle Cherokee класса 10-пушечный бриг-шлюп Королевского флота , один из более чем 100 кораблей этого класса. Судно, построенное стоимостью 7803 фунта стерлингов, было спущено на воду 11 мая 1820 года с верфи Вулиджа на реке Темзе . В более поздних сообщениях говорится, что корабль принимал участие в праздновании коронации короля Соединенного Королевства Георга IV, проходя под старым Лондонским мостом , и был первым военным кораблем с оснащением, спущенным на воду вверх по реке моста. [2] [3] не было Непосредственной необходимости в «Бигле» , поэтому он « лежал в обычном порядке », пришвартованный на плаву, но без мачт и такелажа. Затем он был адаптирован в качестве исследовательского барка и принял участие в трех исследовательских экспедициях.

Второе путешествие HMS Beagle примечательно тем, что он совершил путешествие недавно получившего диплом натуралиста Чарльза Дарвина кругосветное . Пока проводились исследовательские работы, Дарвин путешествовал и исследовал геологию, естествознание и этнологию на суше. Он получил известность благодаря публикации своего дневникового журнала, наиболее известного как «Путешествие «Бигля» , а его открытия сыграли ключевую роль в формировании его научных теорий эволюции и естественного отбора . [4] [5]

Проектирование и строительство

[ редактировать ]

класса «Чероки» были 10-пушечные бриг-шлюпы спроектированы сэром Генри Пиком в 1807 году, и в конечном итоге было построено более 100 таких кораблей. Рабочие чертежи HMS Beagle и HMS Barracouta были переданы на верфь Вулиджа 16 февраля 1817 года и дополнены цветными чернилами 16 июля 1817 года с изменениями для увеличения высоты фальшбортов (борта корабля выступали над верхней палубой). на величину от 6 дюймов (15 см) на форштевне до 4 дюймов (10 см) на корме. Бигля » Киль « был заложен в июне 1818 года, стоимость строительства составила 7803 фунта стерлингов, а корабль был спущен на воду 11 мая 1820 года. [2]

Первой заявленной задачей корабля было участие в праздновании коронации короля Соединенного Королевства Георга IV ; [2] В своем «Дневнике» 1846 года Лорт Джон Стоукс сообщил, что корабль поднялся по Темзе, чтобы приветствовать коронацию, пройдя через старый Лондонский мост , и был первым военным кораблем с оснащением, плавающим вверх по реке моста. [3] [6]

Первое путешествие (1826–1830)

[ редактировать ]

Капитан Прингл Стоукс был назначен капитаном «Бигля» 7 сентября 1825 года, а корабль был передан в геодезическую секцию Гидрографического управления . 27 сентября 1825 года «Бигль» пришвартовался в Вулидже для ремонта и оснащения для выполнения новых обязанностей. Ее орудия были уменьшены с десяти орудий до шести, а ​​​​бизань- для улучшения управляемости была добавлена мачта, тем самым превратив ее из брига в барк (или барк). [7]

«Бигль» отправился из Плимута 22 мая 1826 года в свой первый рейс под командованием капитана Стоукса. Миссия заключалась в сопровождении более крупного корабля HMS Adventure (380 тонн) при гидрографическом обследовании Патагонии и Огненной Земли под общим командованием австралийского капитана Филиппа Паркера Кинга , командира и геодезиста. [8] [9]

3 марта 1827 года в проливе Барбара « Бигль » встретил лодку с выжившими тюленеводом « Принц Саксен-Кобургский» , который потерпел крушение в проливе Кокберн 16 декабря 1826 года. Стоукс послал два катера, чтобы спасти других выживших, разбивших там лагерь. [10]

Столкнувшись с более сложной частью исследования в пустынных водах Огненной Земли, капитан Стоукс впал в глубокую депрессию. В Порт-Файне на Магеллановом проливе он заперся в своей каюте на 14 дней, затем, переволнованный и заговорив о подготовке к следующему круизу, застрелился 2 августа 1828 года. После четырех дней бреда Стоукс немного поправился. , но затем его состояние ухудшилось, и 12 августа 1828 года он умер. [11] [12] Затем капитан Паркер Кинг заменил Стоукса старшим лейтенантом «Бигля» лейтенантом Уильямом Джорджем Скайрингом в качестве командира, и оба корабля отплыли в Монтевидео . 13 октября «Кинг» отплыл «Адвенчер» в Рио-де-Жанейро для переоборудования и провизии. Во время этой работы контр-адмирал сэр Роберт Отуэй , главнокомандующий южноамериканской станцией , прибыл на борт HMS Ganges и объявил о своем решении, что «Бигль» также должен быть доставлен в Монтевидео для ремонта, и что он намерен заменить «Скайринг». Когда прибыл «Бигль» , Отуэй передал корабль под командование своего помощника, флаг-лейтенанта Роберта Фитцроя . [13]

23-летний аристократ Фицрой оказался способным командиром и дотошным геодезистом. В одном случае группа огнеземельцев украла корабельную шлюпку, и Фитцрой взял на борт их семьи в качестве заложников. В конце концов, у него были двое мужчин, девочка и мальчик, которым дали имя Джемми Баттон , и эти четыре местных огнеземельца были взяты с собой, когда Бигль вернулся в Англию 14 октября 1830 года . Память , самая многообещающая из четырех, умерла от оспы. [14]

В ходе этого исследования канал Бигль был идентифицирован и назван в честь корабля. [15]

Бортовой журнал первого рейса, написанный рукой капитана Фитцроя, был приобретен на аукционе Sotheby's Военно-морским музеем Насьона (под управлением ВМС Аргентины ), расположенным в Тигре, провинция Буэнос-Айрес , Аргентина, где он и хранится сейчас. . [16]

Второе путешествие (1831–1836)

[ редактировать ]
Бигль приветствуется местными огнеземельцами во время исследования Огненной Земли , картина Конрада Мартенса, ставшего корабельным художником в 1833 году.

У Фицроя была причина надеяться, что исследование Южной Америки будет продолжено под его командованием, но когда лорды Адмиралтейства, похоже, отказались от этого плана, он принял альтернативные меры по возвращению огнеземельцев. Добрый дядя услышал об этом и обратился в Адмиралтейство. Вскоре после этого Фитцрой узнал, что его должны были назначить командиром HMS Chanticleer, который отправится на Огненную Землю, но из-за ее плохого состояния «Бигль» был заменен на рейс. Фицрой был повторно назначен командующим 27 июня 1831 года, а 4 июля 1831 года «Бигль» был введен в строй под его командованием вместе с лейтенантами Джоном Клементсом Уикхэмом и Бартоломью Джеймсом Саливаном . [17]

Продольный разрез HMS Beagle по состоянию на 1832 год.

«Бигль» был немедленно доставлен в док Девонпорта для капитального ремонта и переоборудования. Поскольку ей потребовалась новая палуба, Фицрой значительно поднял верхнюю палубу: на 8 дюймов (200 мм) назад и 12 дюймов (300 мм) вперед. Корабли класса « Чероки » имели репутацию бригов - гробов, плохо управляемых и склонных к затоплению. Помимо увеличения высоты над головой внизу, приподнятая палуба сделала «Бигль» менее подверженным тяжести сверху и возможному опрокидыванию в плохую погоду за счет уменьшения объема воды, которая могла собираться на верхней части верхней палубы и задерживаться на борту планширями . Дополнительная обшивка корпуса увеличила его нагрузку примерно на семь тонн и, возможно, на пятнадцать — к водоизмещению. [1] [18]

Корабль был одним из первых, оснащенных громоотводом, изобретенным Уильямом Сноу Харрисом . Фицрой не пожалел средств на ее оснащение, в которое вошли 22 хронометра . [1] [4] и пять образцов симпиезометра , своего рода безртутного запатентованного барометра, Александром Ади , который был одобрен Фитцроем как дающий точные показания, требуемые Адмиралтейством . [19] Чтобы уменьшить магнитные помехи навигационным приборам, Фицрой предложил заменить железные пушки латунными, но Адмиралтейство отклонило эту просьбу. (Когда в апреле 1832 года корабль достиг Рио-де-Жанейро , он использовал собственные средства для замены: теперь корабль имел «шестифунтовую лодку-карронаду» на поворотной платформе на баке, две латунные шестифунтовые пушки перед главной мачту, а за ней еще четыре медных пушки, две из них девятифунтовые, а другие две шестифунтовые.) [20] [21]

Фицрой во время первого путешествия обнаружил необходимость в совете эксперта по геологии и решил, что, если он будет участвовать в подобной экспедиции, он «постарается взять с собой человека, квалифицированного для исследования земли; в то время как офицеры и я позаботимся о гидрография». [22] Командование в ту эпоху могло быть связано со стрессом и одиночеством, о чем свидетельствует самоубийство капитана Стоукса, а собственный дядя Фитцроя виконт Каслри покончил жизнь самоубийством в результате переутомления. [23] Его попытки найти друга сопровождать его провалились, и он попросил своего друга и начальника капитана Фрэнсиса Бофорта найти джентльмена -натуралиста в качестве самофинансируемого пассажира, который составил бы ему компанию во время путешествия. Ряд запросов привел к тому, что к путешествию присоединился Чарльз Дарвин , молодой джентльмен, собиравшийся стать сельским священником. [24] Фицрой находился под влиянием физиогномики Лаватера , и Дарвин рассказал в своей автобиографии, что его почти «отвергли из-за формы моего носа! Он был ярым последователем Лафатера и был убежден , что может судить о характере человека по очертания его лица; и он сомневался, что кто-нибудь с моим носом сможет обладать достаточной энергией и решимостью для путешествия». [25] [26]

Бигль, выброшенный на берег реки Санта-Крус в Аргентине, рисунок Конрада Мартенса (1834 г.) и гравировка Томаса Ландсира (1838 г.)
Адмиралтейская карта Галапагосских островов , одна из карт, полученных в результате гидрографических исследований Фицроя.

Первоначально планировалось, что «Бигль» отправится 24 октября 1831 года, но из-за задержек в подготовке отъезд был отложен до декабря. Отправившись в революционную научную экспедицию, она покинула Девонпорт 10 декабря. Из-за плохой погоды ее первая остановка была всего в нескольких милях впереди, в Барн-Пул, на западной стороне Плимут-Саунда . [27] 27 декабря «Бигль» покинул якорную стоянку в Барн-Пул, миновав близлежащий город Плимут. После завершения обширных исследований в Южной Америке она вернулась через Новую Зеландию, Сидней, Хобарт-Таун (6 февраля 1836 г.) в Фалмут, Корнуолл , Англия, 2 октября 1836 г. [28]

Дарвин вел дневник своих переживаний и объединил его с подробностями из своих научных заметок в книгу под названием «Журнал и примечания» , опубликованную в 1839 году как третий том официального отчета об экспедиции. Этот журнал о путешествиях и научный журнал пользовались широкой популярностью и много раз переиздавались под разными названиями, а также в переработанном втором издании, став известным как «Путешествие «Бигля»» . [29] Дарвин 1989 , стр. 2–3, 24.

Третье путешествие (1837–1843)

[ редактировать ]
В 1837 году HMS Beagle отправился на исследование Австралии. Здесь он изображен на акварели 1841 года капитана Оуэна Стэнли с Beagle близнеца - корабля HMS Britomart .
1846 г. «Общая карта Австралии», на которой красным показаны побережья, исследованные HMS Beagle во время третьего рейса, из книги Джона Лорта Стоукса « Открытия в Австралии».

Через шесть месяцев после возвращения из второго плавания был произведен небольшой ремонт, и «Биглю» было поручено обследовать большую часть побережья Австралии под командованием командующего Джона Клементса Уикхэма , который во втором плавании был лейтенантом, с помощником геодезист лейтенант Джон Лорт Стоукс, который был гардемарином в первом рейсе «Бигля» , затем помощником капитана и помощником геодезиста во втором рейсе (никакого отношения к Принглу Стоксу). Они покинули Вулидж 9 июня 1837 года, буксируемые HM Steamer Boxer , и после достижения Плимута провели остаток месяца, настраивая свои инструменты. [18] Они отправились из Плимут-Саунда утром 5 июля 1837 года и поплыли на юг с остановками для наблюдений на Тенерифе , Баии и Кейптауне . [30]

Они достигли реки Суон (современный Перт , Западная Австралия) 15 ноября 1837 года. [31] Их исследование началось с западного побережья между ним и рекой Фицрой в Западной Австралии , а затем исследовало оба берега пролива Басса в юго-восточном углу континента. Для помощи «Биглю» в ее геодезических операциях в Бассовом проливе колониальный катер «Ванситтарт , вице-губернатор Земли Ван Димена, одолжил сэр Джон Франклин » с Земли Ван Димена и отдал под командование старшего помощника капитана г-на Чарльза Кодрингтона Форсайта. , которому помогает г-н Паско, еще один из ее товарищей. В мае 1839 года они отплыли на север, чтобы обследовать берега Арафурского моря напротив Тимора . Когда Уикхем заболел и ушел в отставку, в марте 1841 года командование принял лейтенант Джон Лорт Стоукс, который продолжил исследования. Третье путешествие завершилось в 1843 году.

Исследование залива Карпентария выявило две основные реки: реку Альберт и реку Флиндерс . [32]

Многочисленные места вокруг побережья были названы Уикхемом, а затем и Стоуксом, когда он стал капитаном, часто в честь выдающихся людей или членов экипажа. 9 октября 1839 года Уикхем назвал Порт-Дарвин , который впервые увидел Стоукс, в честь своего бывшего товарища по кораблю Чарльза Дарвина. О нем (и его «геологизации») им напомнило открытие там нового мелкозернистого песчаника. [33] Поселение там стало городом Пальмерстон в 1869 году и было переименовано в Дарвин в 1911 году (не путать с нынешним городом Пальмерстон недалеко от Дарвина). [34]

Во время этого исследования залив Бигль был назван в честь корабля. [35]

Nicotiana benthamiana , вид табака , используемый с 1990-х годов в качестве платформы для производства рекомбинантных фармацевтических белков , был впервые собран для научных исследований на северном побережье Австралии Бенджамином Байно во время этого путешествия. [36]

Последние годы

[ редактировать ]

В 1845 году «Бигль» был переоборудован в стационарное сторожевое судно береговой охраны , как и многие аналогичные сторожевые корабли, дислоцированные на реках и гаванях по всей стране. Ее перевели в Таможенно-акцизную службу Ее Величества для контроля контрабанды на побережье Эссекса на судоходных путях за северным берегом устья Темзы . Он был пришвартован на середине реки в реке Роуч , к югу и западу от него , которая является частью обширного лабиринта водных путей и болот, известного как Система приливных рек Река Крауч и Ривер Роуч, расположенного вокруг Бернем-он-Крауч . Эта большая морская территория имеет приливную береговую линию длиной 243 км (151 миль), что является частью береговой линии Эссекса длиной 565 км (351 миль) - самой большой береговой линии в Соединенном Королевстве. В 1851 году устричные компании и торговцы, которые выращивали и собирали устрицу «Вальфлит» или «Вальфлит» Ostrea edulis , подали прошение о том, чтобы таможенно-акцизное сторожевое судно WV-7 (бывший HMS Beagle ) было убрано, поскольку оно препятствовало реке и ее течению. устричные грядки. В списке военно-морского флота 1851 года от 25 мая указано, что она переименована. Саутенд «WV № 7» в Пэглшеме . В 1870 году она была продана компании «Господа Мюррей и Трейнер» на разделку.

Возможное место отдыха

[ редактировать ]

Расследования, начатые в 2000 году группой под руководством Роберта Прескотта из Университета Сент-Эндрюс, обнаружили документы, подтверждающие, что «WV 7» был «Бигль » , и отметили судно такого же размера, показанное в середине течения реки Роуч Пэглшем- Рич) на гидрографических картах 1847 года. график обследования. Более поздняя карта показала углубление на северном берегу Пэглшем-Рич, недалеко от Истенд-Уорф и возле Уотерсайд-Фарм. Это мог быть док для WV 7 Beagle . Обследование места обнаружило участок болотистой местности глубиной около 15 футов (4,6 м) на приливном берегу реки, примерно в 150 метрах (490 футов) к западу от лодочного сарая. Это открытие совпало с положением на карте, и в том же районе было найдено множество фрагментов керамики нужного периода. [37]

Реплика HMS Beagle в масштабе 1:1 , Музей Нао Виктория, Пунта-Аренас , Чили, 2018 г.

Обследования, проведенные в ноябре 2003 года, показали, что в доке имеются остатки существенного материала, который может быть частями самого корабля. [38] Был раскопан старый якорь образца 1841 года. Также было обнаружено, что перепись 1871 года зафиксировала новый фермерский дом на имя Уильяма Мюррея и Томаса Райнера, что привело к предположению, что они были покупателями корабля 1870 года «Господа Мюррей и Трейнер». Фермерский дом был снесен в 1940-х годах, но в соседнем эллинге были использованы деревянные брусья, соответствующие коленным брусам , используемым в «Бигле» . Известно, что еще два крупных якоря, подобных тому, который был раскопан на месте нынешнего местоположения корабля, были найдены в соседних деревнях. Считается, что корабль нес четыре якоря.

Их расследования были показаны в программе BBC телевизионной , в которой показано, как на каждом сторожевом корабле разместились бы семь офицеров береговой охраны, набранных из других районов, чтобы свести к минимуму сговор с местными жителями. У каждого офицера было около трех комнат для размещения своей семьи, образующей небольшую общину. Они использовали небольшие лодки для перехвата контрабандистов, и следователи нашли дамбу, по которой во время отлива можно было пройти через мягкий ил на берегу реки. Очевидно, следующей станцией береговой охраны был «Кенгуру» , однотипный корабль «Бигля» .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Фицрой 1839 , стр. 17–18 .
  2. ^ Jump up to: а б с Тейлор 2008 , стр. 22–24, 36.
  3. ^ Jump up to: а б Стоукс 1846 , с. 3 .
  4. ^ Jump up to: а б «HMS 'Бигль' (1820–70)» . Королевские музеи Гринвича . Архивировано из оригинала 1 марта 2018 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
  5. ^ Ховитт, Уильям (1865). «Путешествие капитанов Уикхема, Фицроя и Стоукса на корабле «Бигль» вокруг австралийского побережья с 1837 по 1843 год» . История открытий Австралии, Тасмании и Новой Зеландии: от древнейших времен до наших дней . Том. 1. Лондон: Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин . п. 332.
  6. ^ Стоукс 1846 , Том 1, Глава 1 . «Ее первым подвигом было новое и беспрецедентное прохождение по старому лондонскому мосту (первый военный корабль с оснащением, который когда-либо плавал так высоко по водам Темзы), чтобы отдать честь на коронации короля Георга Четвертого. ."
  7. ^ Тейлор 2008 , стр. 33, 36–37.
  8. King 1839 , стр. xi–xix .
  9. ^ «Указатель колониального секретаря, 1788–1825: от короля Джона (1822 г.) к королю Р.» . Государственные отчеты Нового Южного Уэльса . Правительство Нового Южного Уэльса. Архивировано из оригинала 18 сентября 2006 года. Кинг родился на острове Норфолк и уехал в Англию в 1796 году.
  10. ^ Биографический словарь Фолклендских островов - Брисбен, Мэтью (1797–1833). Проверено 1 сентября 2021 г.
  11. ^ Робин Маккай (28 июня 2003 г.). «Человек на самоубийственной миссии» . Хранитель .
  12. ^ Король 1839 , стр. 150–153 .
  13. ^ Король 1839 , с. 188 .
  14. ^ Ларри Дуглас Смит (сентябрь 1990 г.). «Фицрой и огнеземельцы: столкновение культур». Англиканская и епископальная история . Том. 59, нет. 3. С. 386–403.
  15. ^ Герберт, Сандра (1999). «Вид 1830-х годов из-за пределов Швейцарии: Чарльз Дарвин на ледниках Берилло-голубого цвета Огненной Земли» . Eclogae Geologicae Helvetiae. стр. 92: 339–346 . Проверено 22 декабря 2008 г.
  16. ^ электронное письмо от 16 января 2014 г. от Пабло Перейры, музеолога Военно-морского музея Насьона, Кеннету Уиллсу.
  17. ^ Фицрой 1839 , стр. 13–17 .
  18. ^ Jump up to: а б Стоукс 1846 , Том 1, Глава 1 .
  19. ^ Фонтейн, Марко. «Симписометр конструкции Александра Ади» . Часовой фонд . Проверено 30 ноября 2007 г.
  20. ^ Тейлор 2008 , стр. 24, 35.
  21. ^ Фицрой 1839 , с. 82 .
  22. ^ Король 1839 , с. 385 .
  23. ^ Десмонд и Мур 1991 , с. 104.
  24. ^ Браун и Нив 1989 , стр. 4–7.
  25. ^ Саймон, Мэтт (январь 2015 г.). «Фантастически неверно: глупая теория, которая чуть не помешала Дарвину отправиться в его знаменитое путешествие» . Проводной . Проверено 25 февраля 2016 г. .
  26. ^ Дарвин, Чарльз (1887). «Воспоминания о развитии моего ума и характера» . В Дарвине, Фрэнсис (ред.). Автобиография Чарльза Дарвина . Джон Мюррей . п. 49 – через Полное собрание сочинений Чарльза Дарвина в Интернете .
  27. ^ Фицрой 1839 , с. 42 .
  28. ^ Фицрой 1839 , с. 638 .
  29. ^ Дарвин 1839 г.
  30. ^ Стоукс 1846 , Том 1, Глава 2 .
  31. ^ Стоукс 1846 , Том 1, Глава 3 .
  32. ^ «Исследовательский корабль « Бигль » . Южно-Австралийский регистр . Южная Австралия. 26 июля 1843 г. с. 3 . Проверено 30 августа 2023 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  33. ^ «Открытие и исследование Австралии» . Австралия на компакт-диске . Архивировано из оригинала 3 марта 2011 года . Проверено 24 мая 2010 г.
  34. ^ «Дарвин» . Сидней Морнинг Геральд . 8 февраля 2004 г. Проверено 22 мая 2010 г.
  35. ^ Армстронг, Патрик Х. (2007). «Дарвин, город». Все вещи Дарвина: А – Я. Издательская группа Гринвуд . п. 564. ИСБН  9780313334931 . Капитан Уикхем назвал залив Бигль и Порт-Дарвин на территории нынешней Северной территории Австралии.
  36. ^ Паттон, Джанет (12 ноября 2015 г.) [Первая версия опубликована 9 августа 2014 г.]. «Как из табака Оуэнсборо вырастили возможное чудодейственное лекарство для лечения Эболы» . Лидер «Лексингтон Геральд» .
  37. ^ Грейндж, Джереми (9 января 2009 г.). «Охота на потерявшегося бигля» . Новости Би-би-си . Проверено 14 февраля 2018 г. Местоположение Google Карты
  38. ^ «Док XIX века, построенный для размещения корабля HMS Beagle, внесенного в список памятников» . HeritageDaily – Новости археологии . 11 мая 2020 г. Проверено 24 июля 2021 г.

Источники и ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]

51 ° 35'45 "N 00 ° 48'49" E  /  51,59583 ° N 0,81361 ° E  / 51,59583; 0,81361

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 108c39b283f74f955dc74871f2049401__1721916780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/01/108c39b283f74f955dc74871f2049401.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Beagle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)