Археология Самоа
Археология Самоа началась с первого систематического исследования археологических находок на острове Савайи , проведенного Джеком Голсоном в 1957 году. [1] С тех пор обзоры и исследования на остальной территории Самоа выявили важные находки поселений, каменных и земляных курганов, включая звездные курганы, остатки керамики Лапита и доисторические артефакты. [2]
Важная часть археологии Самоа и Океании связана с поиском ответа на вопрос о происхождении полинезийцев . [3] текущие исследования, которые проводятся совместно с другими областями, включая лингвистику и генетику .
Самая старая дата на сегодняшний день из доисторических останков на Самоа была рассчитана учеными новозеландскими до вероятного истинного возраста около 3000 лет назад (до настоящего времени) на стоянке Лапита в Мулифануа в 1970-х годах. [4]
История
[ редактировать ]Были известны и более ранние сообщения о «земляных курганах» и «монументальной архитектуре», но никаких научных исследований не проводилось до углубленной работы Голсона в 1957 году. Голсон также провел полевые исследования на Уполу , где он обнаружил первые керамические черепки на Самоа в деревне Вайлеле на острове северное побережье острова. На 10-м Тихоокеанском научном конгрессе в Гонолулу в 1961 году археологи решили применить скоординированный подход к исследованию предыстории региона.
В 1963–1964 годах эту работу проводила международная группа под руководством Роджера Кертиса Грина в рамках Программы полинезийской археологии Оклендского университета . [1] Основываясь на исследованиях Голсона, группа провела полевые работы на островах Савайи, Уполу и Аполима . Другим руководителем группы была новозеландский археолог Джанет Дэвидсон , которая внесла большой вклад в область археологии Самоа и остальной части Тихого океана. Грин и Дэвидсон заложили основу археологии на Самоа. Среди многих находок этого проекта была керамика с Уполу и Аполимы. Однако ключевым открытием ближе к концу этой поездки стало обнаружение остатков керамики лапита в Мулифануа с радиоуглеродными датами 930-800 гг. до н.э. До 2008 года вся известная керамика на Самоа представляла собой «простую посуду», за исключением тех, что были раскопаны в Мулифануа. [5] Важная часть работы Дэвидсона на Самоа на протяжении многих лет была сосредоточена на моделях расселения до контакта с Европой. Она стала первой, кто на основе полевых археологических исследований обосновал распространение гораздо большего населения Самоа в 17 и 18 веках нашей эры. Ранние оценки численности населения в 19 веке сильно отличались.
Были и другие археологи, которые проводили важные полевые работы на Самоа, в том числе американцы Джесси Д. Дженнингс и Ричард Холмер в 1970-х годах. Дженнингс руководил исследованиями на плантации горы Оло на Уполу и вдали от Сапапали на Савайи. Обширные руины доисторических поселений были обследованы, нанесены на карту и раскопаны в августе, сентябре и октябре 1974, 1976 и 1977 годов в рамках Самоанской археологической программы Университета Юты. С 1978 по 1979 год проводились дальнейшие полевые работы с обширными исследованиями доисторического поселения в районе Палаули . Это исследование в Палаули было проведено Грегори Джекмондом , волонтером Американского Корпуса Мира, который ранее проводил полевые исследования доисторических руин вдали от деревни Сапапалии .
В 2002-2004 гг. под руководством шведского археолога Хелены Мартинссон-Валлин ( исследовательский институт музея Кон-Тики /Университет Готланда) в сотрудничестве с Паулем Валлином (Музей Кон-Тики) в 2002-2004 гг. Готландский университет) и Джеффри Кларк ( Австралийский национальный университет ). Эти раскопки и последующие полевые исследования Мартинссона-Валлина на плантации Летоло, Стармунде Малефоно и Фале-о-ле-Фе привели к сотрудничеству с Национальным университетом Самоа для создания программы археологии.
Многие другие ученые внесли свой вклад в археологию Самоа до 1957 года, в том числе историк маори Те Ранги Хироа (также известный как сэр Питер Генри Бак) и Дерек Фриман, который проводил полевые работы в Вайлеле и пещерах Фалемауга на Уполу, когда он был школьным учителем. в Самоа в начале 1940-х годов. [6]
Ключевые сайты
[ редактировать ]Для себя
[ редактировать ]Ключевые места полевых работ на острове Савайи включают доисторические поселения, расположенные внутри страны в Сапапалии , обширные деревенские поселения в Палаули , где курган Пулемелей . расположен [1] и мусор в деревне Сиуту на южном побережье. [7] Археологические работы в Сапапалии проводил Джекмонд, который обследовал территорию площадью 20 гектаров (49 акров) и обнаружил обширные доисторические руины. Данные работы Джекмонда в Сапапалии, как правило, повторяли данные, собранные на плантации горы Оло на Уполу, с аналогичными каменными стенами, приподнятыми дорожками и платформами. Одним из важных отличий было большее количество земляных печей, обнаруженных на стоянке Савайи. Команда на горе Оло ранее предположила, что земляные печи были признаком социального ранга и статуса. Когда эти исследования были завершены в 1976 году, работа Джекмонда в Корпусе мира была продлена еще на два года, и он провел полевые работы на обширных доисторических поселениях в районе Палаули. Более раннее картирование Савайи, включая курган Пулемелей, было выполнено С.Д. Скоттом и Алистером Г. Бьюистом в 1969 году. Их полевые исследования на Савайи в 1969 году показали археологические остатки плотных поселений внутри страны до контакта с европейцами в Сафоту , Сафуне и Фагамало ( район деревни Матауту , остров Савайи), на северном побережье острова. [8]
Кровь
[ редактировать ]Доисторическое поселение Летоло расположено в районе Палаули на южном побережье в восточной части Савайи. Участок расположен на земле, которая в наше время известна как Плантация Нельсона, находящаяся под управлением Совета корпорации Нельсон. Во время колониализма в конце 19 века земля перешла в собственность Германии и была продана шведскому торговцу Августу Нильспетеру Густаву Нельсону , который женился на самоанской женщине и управлял торговым постом в Сафуне . В последние годы между вождями Палаули и семьей Нельсон возникли судебные дела по поводу права собственности на землю.
Вход на плантацию осуществляется через мост в западной части Вайлоа , столицы Палаули.
Исследования Джекмонда в 1977–1978 годах в Летоло охватывали территорию от южного побережья до пологой земли в 3 км вглубь страны до высоты 135 м на северной окраине. Территория ограничена с восточной стороны рекой Фалеата и с западной стороны рекой Сеугагого. На обследованной территории площадью 198,8 гектара (491 акр) было зарегистрировано около 3000 объектов человеческого производства, включая фундаментные площадки, 64,6 км каменных заборов, основные и второстепенные пешеходные дорожки и около 300 жилых участков. Всего зафиксировано 1059 платформ; самый крупный из них - курган Пулемелей , о котором ранее сообщали другие археологи. Курган Пулемелей имеет размеры 50 × 61 м и высоту 12 м. От земли он ступенчато спускается внутрь и вверх к плоской ровной вершине. С вершины Пулемелей можно увидеть море, смотрящее на юг. Предполагаемые даты строительства относятся к периоду между 1100 и 1400 годами нашей эры. [9] В целом платформы в среднем составляли 236±251 м. 2 в прикорневой области и 46 ± 52 см в высоту. Площадки имели прямоугольную или овальную форму, за исключением двух небольших звездных курганов диаметром 7,8 м (7 рукавов) и 10 м (5 рукавов) и высотой 50 см. Все курганы построены из базальтовых камней и валунов. [10]
Археологические изыскания показали, что когда-то здесь существовали буквально сотни хозяйственных единиц, простиравшихся далеко вглубь территории за пределы нанесенной на карту территории, за каменным курганом Пулемелей. Главный путь через поселение проходил через гористую часть Савайи по «старой дороге», упомянутой ранними миссионерами.
Обширные археологические раскопки в кургане Пулемелей проводились в 2002–2004 годах Хелен Мартинссон-Валлин из музея Кон-Тики / Университета Готланда и адъюнкт-профессором Национального университета Самоа. Раскопки показали, что курган Пулемелей начал строиться около 700–900 лет назад в виде платформы размером 60x65 метров и высотой 3 метра, очерченной из тесаного камня по краю. Он был построен на месте более раннего поселения, возраст которого составляет не менее 2000 лет, с находками черепков горшков, каменных орудий труда и очагов. Около 400–500 лет назад курган был надстроен, и его высота достигла 12 метров, а на западной и восточной стороне кургана были построены две дорожки. Курган Пулемелей — центральное место в крупном поселении на склонах Палаули, заброшенном в 18 веке. [11]
Уболу
[ редактировать ]Сельская местность
[ редактировать ]Ключевые памятники на острове Уполу включают стоянку Лапита в Мулифануа , где было обнаружено 4288 черепков керамики и два тесла типа Лапита. Истинный возраст этого места составляет около 3000 лет назад, согласно датировке C14 на раковине. [12] Затопленный участок Лапита в Мулифануа был обнаружен в 1973 году во время работ по расширению межостровного паромного причала. Учитывая изменение береговой линии с течением времени, ученые, изучавшие это место, обнаружили доказательства того, что затопленное место когда-то было песчаным пляжем у лагуны. [4] Это единственное место на Самоа, где украшенные черепки лапиты. были найдены [13] хотя остатки простой керамики, связанные с «культурой» лапита, были найдены в других частях Самоа, включая первый образец, найденный Голсоном в Вайлеле в 1957 году. Два тесла были обнаружены в 1988 году Рисом Ричардсом из Высокой комиссии Новой Зеландии в Самоа во время исследования черепков керамики вместе с археологом Хелен М. Лич , через пятнадцать лет после первоначального открытия места. [4]
Бассейн
[ редактировать ]Большой курган Лаупуле в деревне Вайлеле на Уполу сравним с курганом Пулемелей на Савайи. В 1940-х годах новозеландский антрополог Дерек Фриман , школьный учитель в Самоа с апреля 1940 по ноябрь 1943 года, [6] изучал земляные курганы, лежащие у ручья Таусала, впадающего в море между Фагали и Вайлеле. Курганы в основном лежали на расстоянии трех четвертей мили вглубь суши на высоте 200 футов над уровнем моря. Из восьми курганов в этом районе семь представляли собой усеченные прямоугольные пирамиды, построенные из земли. Восьмой был конусообразным, усеченным и сделанным из земли и камня. Самый большой Лаупуле имел размеры 346 футов на 314 футов у основания и высоту 40 футов. Рядом с ним располагались три кургана поменьше. Все они лежали на западном берегу ручья Таусала. На другом берегу ручья находились три кургана, все они назывались Тапуитеа ( вечерняя звезда ). Самый большой из них имел длину 384 фута (что делало его длиннее, чем главный курган Лаупуле), ширину 235 футов и высоту 15 футов. [14] Согласно устной традиции, курган Лаупуле был связан с фигурой по имени Тупуивао в 17 веке. [15]
Другие деревни
[ редактировать ]Другие места на Уполу включают археологические находки, найденные внутри страны в Луатуану (домовые участки), Луфилуфи и Фалефа . Были также разрозненные участки на южном побережье от Лотофаги до Лепы, простирающиеся вглубь страны на два-три километра. [1] Джанет Дэвидсон провела шесть месяцев, проводя обследование местности на Уполу (1965–1966) в Сасоаа в долине Фалефа , деревне Лаломану в районе Алейпата и на государственной плантации WSTEC в Мулифануа.
Гора Оло
[ редактировать ]Дэвидсон также был первым, кто исследовал внутренние поселения на плантации горы Оло, в западной части Уполу. В 1973 году другая группа, не знавшая о предыдущем исследовании Дэвидсона, обнаружила обширную территорию с разрушенными платформами, стенами и переходами. Полевые работы на плантации горы Оло проводились в разные периоды в течение трех лет в рамках Самоанской археологической программы Университета Юты. [16]
Горные пещеры
[ редактировать ]Пещеры Фалемауга расположены в Фалемауге, районе в центре Уполу, примерно в пяти с половиной милях к югу (внутри страны) от деревни Малие на северном побережье острова. Есть свидетельства человеческой деятельности в доисторические времена Самоа и того, что пещеры использовались в качестве убежища жителями района Туамасага . На самоанском языке имя Фалемауга можно разделить на два слова: fale , что означает «дом», и mauga , что означает «гора».Новозеландец Дерек Фриман провел раскопки в начале 1940-х годов и опубликовал свой отчет в Журнале Полинезийского общества Новой Зеландии в 1944 году. Он обнаружил «сложную систему платформ», построенных из лавовых камней, поднятых на высоту около 2–2 метров. На высоте 3 футов над полом пещеры каменные тесла, типичные для доисторических типов, найденных в стране, места для приготовления пищи уму , останки морских моллюсков и кухонные остатки. [17]
Остров Маноно
[ редактировать ]В 1970-х годах самоанская археологическая программа Университета Юты обнаружила останки доисторической керамики в двух прибрежных кучах на острове Маноно . [18]
Модели расчетов
[ редактировать ]Частью работы Дэвидсона и Грина было изучение моделей расселения самоанских общин. Дэвидсон отметил: «Археолог, занимающийся исследованием памятников Самоа, сталкивается с ошеломляющим разнообразием археологических памятников, которые часто кажутся постоянно разбросанными по территории». [1] Работа Голсона в 1957 году предположила, что поселения возникли внутри страны, а затем появились поселения вдоль побережья. [19] который был преобладающим образцом с момента самого раннего прибытия европейцев на Самоа в 19 веке.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и [1] Модели расселения на Самоа до 1840 года, Джанет М. Дэвидсон, Журнал Полинезийского общества, Vol. 78 1969, № 1, с.44-82. Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ [2] Самоанская археология: обзор истории исследований Хелен Мартинссон-Валлин, Археология в Океании, 1 октября 2007 г. Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ [3] Археология Самоа: обзор истории исследований Хелен Мартинссон-Валлин, Археология в Океании, 1 октября 2007 г. Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с [4] Архивировано 10 мая 2011 г. в Wayback Machine. Новая информация о паромном причале, Мулифануа, Западное Самоа, Роджером К. Грином и Хелен М. Лич, Журнал Полинезийского общества, Том. 98, № 3, 1989. Проверено 29 декабря 2009 г.
- ^ [5] Архивировано 18 сентября 2009 г. в Wayback Machine. Самоанская керамика из простой посуды с острова Тутуила, Американское Самоа: некоторые мысли об их пространственном и хронологическом распределении. Дэвид Дж. Аддисон, Джеффри Толоа, Туипуаваи Таго, Сиаки Вауэли, Последние достижения. в археологии региона Фиджи/Западной Полинезии , с. 97, редакторы Дэвид Дж. Аддисон и Кристоф Сэнд. Исследования Университета Отаго в области доисторической антропологии № 21, Данидин, 2008 г. Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хемпенстолл, Питер (2004). «Наши миссионеры и культурные изменения в Самоа». Журнал тихоокеанской истории . 39 (2): 241–250. дои : 10.1080/0022334042000250760 . JSTOR 25169695 .
- ^ [6] Архивировано 18 сентября 2009 г. при археологических раскопках Wayback Machine на месте Сиуту Мидден, остров Савайи, Томо Ишимура и Томохиро Иноуэ, Журнал самоанских исследований, Том. 2, 1006. Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ [7] «Рост и распад обществ тихоокеанских островов: археологические и демографические перспективы», Патрик Винтон Кирч и Жан-Луи Раллю, с. 222. Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ «Уроки консервного завода» . Samoa Observer — местные новости, обзоры и мнения о Самоа, бизнесе, спорте, кино, путешествиях, книгах, работе, образовании, недвижимости, автомобилях и многом другом на … Архивировано из оригинала 17 октября 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ [8] Образцы самоанских деревень: четыре примера Джесси Д. Дженнингса, Ричарда Холмера и Грегори Джекмонда, Университет Юты, Журнал полинезийского общества, Vol. 91, № 1, 1982. Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ Мартинссон-Валлин, Хелен; Валлин, Пол; Кларк, Джеффри (2007). «3. Раскопки стоянки Пулемелей 2002–2004 гг.». Археология в Океании . 42 : 1–38. дои : 10.1002/j.1834-4453.2007.tb00009.x . hdl : 1885/33898 .
- ^ [9] Архивировано 10 мая 2011 г. в Wayback Machine. Новая информация о паромном причале, Мулифануа, Западное Самоа, Роджером К. Грином и Хелен М. Лич, Журнал Полинезийского общества, Том. 98, 1989, № 3. Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ [10] Температурные пески в доисторической керамике Океании: геотектоника, седиментология, петрография, происхождение Уильяма Р. Дикинсона, стр. 10. 34. Проверено 2 ноября 2009 г.
- ^ [11] Земляные курганы Вайлеле, Дж. Д. Фриман, Журнал Полинезийского общества, Vol. 53, № 4, 1944. Проверено 2 ноября 2009 г.
- ^ [12] Лагага: краткая история Западного Самоа Маламы Мелейсеи и Пенелопы Шеффель Мелейсеа, стр.20. Проверено 2 ноября 2009 г.
- ^ [13] Образцы самоанских деревень: четыре примера Джесси Д. Дженнингса, Ричарда Холмера и Грегори Джекмонда, Университет Юты. Журнал Полинезийского общества, Vol. 91, №1. 1982. Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ [14] Пещеры Фалемауга, Дж. Д. Фриман, Журнал полинезийского общества, Vol. 53, 1944, № 3, с.86-106. Проверено 31 января 2010 г.
- ^ [15] Обзор отчета о полевых сезонах 1976 и 1977 годов Самоанской археологической программы Университета Юты, подготовленный Джанет Дэвидсон, Университет Отаго, Журнал Полинезийского общества, Vol. 90, № 4, 1981. Проверено 2 ноября 2009 г.
- ^ [16] Факторы окружающей среды, препятствующие GPS на острове Тутуила, Американское Самоа, Тейлор Хьюстон и Эпи Суафоа, 2001. Проверено 1 ноября 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- [17] Модели расселения на Самоа до 1840 года, Джанет М. Дэвидсон, Журнал Полинезийского общества, Vol. 78 1969, № 1, с. 44-82. Проверено 1 ноября 2009 г.
- [18] Модели самоанских деревень: четыре примера Джесси Д. Дженнингс, Ричард Холмер и Грегори Джекмонд, Университет Юты, Журнал полинезийского общества, Vol. 91, № 1, 1982. Проверено 1 ноября 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [19] короткое видео Джанет Дэвидсон в энциклопедии Te Ara New Zealand.