Jump to content

Шарифизм

Шарифизм — это термин, используемый для описания системы в доколониальном Марокко , в которой шурафа — потомки исламского пророка Мухаммеда (через его внука Хасана ибн Али , в случае Марокко [1] ) — занимал привилегированное религиозное и политическое положение в обществе. [2] Те, кто заявлял об этом происхождении, считались своего рода аристократами и пользовались привилегиями, по словам Сахара Баззаза , «как политические агенты, как собеседники между различными слоями общества и как династы Марокко». [2] Кроме того, считалось, что они обладают баракой , или силой благословения. [2] Утверждение об этом происхождении также служило оправданием авторитета; Династия Идриси (788–974), династия Саади (1510–1659) и династия Алави (1631 – настоящее время) заявляли о своем происхождении от Ахль аль-Байта . [3]

Шурафа как свободно определенная появились в период Маринидов группа с социальными и политическими привилегиями, получившая политический престиж благодаря своему участию в джихадистском сопротивлении иберийским католическим вторжениям в 15 веке. [2] При шарифизме шурафа стали почитать как святых - аулиа салихин ( أولياء صالحين «праведные авторитеты») - всеми социальными классами Марокко. [2] Шарифизм проявился в праздновании Мавлида о обладании пророческими реликвиями , новой агиографической традиции и традициях зияры гробницам и завиям от шурафов , заявлениях , которые считались «священными и неприкосновенными» и предлагали убежище ( حُرم ḥurm ) Махзен . [2]

Суфийские учения, связанные с Мухаммадом аль-Джазули, поддерживали идею власти шурафа . [2] Эти учения основывались на концепции тадждида ( تجديد «обновление»), основанной на пророческом учении «Бог пошлет в эту общину на рубеже каждого столетия того, кто восстановит религию». [4] аль-Джазули и его последователи считали аулия салихинов образцом духовной и социальной добродетели. [2]

Династия Саади возродила шарифизм в 16 веке, чтобы утвердить арабское превосходство в регионе, где преобладали берберы . [1] В это время он конкурировал с суфизмом и в конечном итоге маргинализировал его, став основным каналом легитимности и власти. [1] Это стало особенно важным во время «Марабутского кризиса», имея в виду борьбу за власть с участием суфийских завий или рибатов после конца могущественных династий амазигов (Альморавидов , Альмохадов и Маринидов ) , которая усилилась после смерти Ахмада аль- Мансура , когда его сыновья Зидан Абу Маали и Абу Фарис Абдаллах боролись за трон. [1] [5] При династии Саади вооруженные суфийские рибаты представляли собой вызов власти Махзена. [1] Саади стремились поглотить власть суфиев, взяв на себя джихад. [1] Они даже выкопали тело Мухаммада аль-Джазули и похоронили его в мавзолее в Марракеше. [1]

Династия алавитов из Тафилальта пришла к власти благодаря своим собственным заявлениям о пророческом происхождении, а также своим союзам с семьями шурафов в Фесе , особенно с семьей Идрисидов , потомками основателя Феса Идриса II . [2] Начиная с правления султана Исмаила (1672-1727), махзены начали официально документировать и проверять родословную, ограничивая количество семей, которые могли получить снижение налогов и другие льготы на основе их шарифиского происхождения. [2]

Доколониальный период

[ редактировать ]

Эдмунд Берк III назвал шарифизм «центральным элементом марокканской политики» в доколониальный период. [3] Престиж, влияние и власть в марокканском обществе основывались на происхождении, а не на богатстве, и семьи шарифиского происхождения, по словам Сахара Баззаза, «с большей вероятностью получили богатство в результате своего благородного происхождения или благодаря доступу к покровителю-клиенту». сети этих шарифанских семей». [2] доколониальный период включают обширные земельные владения шурафов Ваззана к северу от против Феса , восстания Примеры шарифизма в Махзена во главе с шейхами суфийского ордена Шаркави и кампанию самозванца аль-Джилали аз- Заруни . [2]

Изменения 19 века

[ редактировать ]

В XIX веке возник новый класс купцов с беспрецедентным политическим влиянием. Эта новая коммерческая элита начала вытеснять традиционные иерархии, основанные на шарифиатском происхождении. [2] обретение власти и престижа благодаря связям с европейскими торговыми компаниями, знанию европейских языков и современных моделей управления, экономики и бизнеса, которые представляют большую ценность для Махзена. [2] В 1830 году, например, после французского вторжения в Алжир , группа купцов из Феса убедила султана Абд ар-Рахмана не разрывать отношений с Францией, поскольку их коммерческие интересы в Алжире были слишком важны, чтобы им мог угрожать политический конфликт. [6] [2] После англо-марокканского договора 1856 года и последующих договоров с Францией и Испанией марокканские купцы – как мусульмане, так и евреи – процветали. [2] С середины 19-го века марокканские купцы присоединились к бюрократии Махзена, которая расширялась для облегчения отношений с Европой, в роли тарифных инспекторов или уманы, созданной Мухаммедом IV . [2] [7]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко: история от доисламских до постколониальных времен . Лондон. ISBN  978-1-83860-361-8 . OCLC   1139892409 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Баззаз, Сахар (2010). Забытые святые: история, власть и политика в создании современного Марокко . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-03539-3 . OCLC   467355120 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берк, Эдмунд III (2014). Этнографическое государство: Франция и изобретение марокканского ислама . Беркли. ISBN  978-1-322-07609-6 . OCLC   889552181 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Дж., Корнелл, Винсент (1998). Царство святого: сила и авторитет в марокканском суфизме . Издательство Техасского университета. ISBN  0-292-71209-Х . OCLC   466556071 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Шиллингтон, Кевин (4 июля 2013 г.). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. ISBN  978-1-135-45670-2 .
  6. ^ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ И РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ БУРЖУАЗИИ В ДОКОЛОНИАЛЬНОМ МАРОККОСигара, Норман. Обзор Магриба; Лондон Том. 6, вып. 3, (1 мая 1981 г.): 55.
  7. ^ Ларуи, Абдалла (1992). Исторические очерки (на французском языке). Арабский культурный центр.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5791d39ce305272a6f6fd43be8ebaa49__1719664380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/49/5791d39ce305272a6f6fd43be8ebaa49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sharifism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)