Шарифизм
История Марокко |
---|
![]() |
Шарифизм — это термин, используемый для описания системы в доколониальном Марокко , в которой шурафа — потомки исламского пророка Мухаммеда (через его внука Хасана ибн Али , в случае Марокко [1] ) — занимал привилегированное религиозное и политическое положение в обществе. [2] Те, кто заявлял об этом происхождении, считались своего рода аристократами и пользовались привилегиями, по словам Сахара Баззаза , «как политические агенты, как собеседники между различными слоями общества и как династы Марокко». [2] Кроме того, считалось, что они обладают баракой , или силой благословения. [2] Утверждение об этом происхождении также служило оправданием авторитета; Династия Идриси (788–974), династия Саади (1510–1659) и династия Алави (1631 – настоящее время) заявляли о своем происхождении от Ахль аль-Байта . [3]
История
[ редактировать ]Шурафа как свободно определенная появились в период Маринидов группа с социальными и политическими привилегиями, получившая политический престиж благодаря своему участию в джихадистском сопротивлении иберийским католическим вторжениям в 15 веке. [2] При шарифизме шурафа стали почитать как святых - аулиа салихин ( أولياء صالحين «праведные авторитеты») - всеми социальными классами Марокко. [2] Шарифизм проявился в праздновании Мавлида о обладании пророческими реликвиями , новой агиографической традиции и традициях зияры гробницам и завиям от шурафов , заявлениях , которые считались «священными и неприкосновенными» и предлагали убежище ( حُرم ḥurm ) Махзен . [2]
Суфийские учения, связанные с Мухаммадом аль-Джазули, поддерживали идею власти шурафа . [2] Эти учения основывались на концепции тадждида ( تجديد «обновление»), основанной на пророческом учении «Бог пошлет в эту общину на рубеже каждого столетия того, кто восстановит религию». [4] аль-Джазули и его последователи считали аулия салихинов образцом духовной и социальной добродетели. [2]
Династия Саади возродила шарифизм в 16 веке, чтобы утвердить арабское превосходство в регионе, где преобладали берберы . [1] В это время он конкурировал с суфизмом и в конечном итоге маргинализировал его, став основным каналом легитимности и власти. [1] Это стало особенно важным во время «Марабутского кризиса», имея в виду борьбу за власть с участием суфийских завий или рибатов после конца могущественных династий амазигов (Альморавидов , Альмохадов и Маринидов ) , которая усилилась после смерти Ахмада аль- Мансура , когда его сыновья Зидан Абу Маали и Абу Фарис Абдаллах боролись за трон. [1] [5] При династии Саади вооруженные суфийские рибаты представляли собой вызов власти Махзена. [1] Саади стремились поглотить власть суфиев, взяв на себя джихад. [1] Они даже выкопали тело Мухаммада аль-Джазули и похоронили его в мавзолее в Марракеше. [1]
Династия алавитов из Тафилальта пришла к власти благодаря своим собственным заявлениям о пророческом происхождении, а также своим союзам с семьями шурафов в Фесе , особенно с семьей Идрисидов , потомками основателя Феса Идриса II . [2] Начиная с правления султана Исмаила (1672-1727), махзены начали официально документировать и проверять родословную, ограничивая количество семей, которые могли получить снижение налогов и другие льготы на основе их шарифиского происхождения. [2]
Доколониальный период
[ редактировать ]Эдмунд Берк III назвал шарифизм «центральным элементом марокканской политики» в доколониальный период. [3] Престиж, влияние и власть в марокканском обществе основывались на происхождении, а не на богатстве, и семьи шарифиского происхождения, по словам Сахара Баззаза, «с большей вероятностью получили богатство в результате своего благородного происхождения или благодаря доступу к покровителю-клиенту». сети этих шарифанских семей». [2] доколониальный период включают обширные земельные владения шурафов Ваззана к северу от против Феса , восстания Примеры шарифизма в Махзена во главе с шейхами суфийского ордена Шаркави и кампанию самозванца аль-Джилали аз- Заруни . [2]
Изменения 19 века
[ редактировать ]В XIX веке возник новый класс купцов с беспрецедентным политическим влиянием. Эта новая коммерческая элита начала вытеснять традиционные иерархии, основанные на шарифиатском происхождении. [2] обретение власти и престижа благодаря связям с европейскими торговыми компаниями, знанию европейских языков и современных моделей управления, экономики и бизнеса, которые представляют большую ценность для Махзена. [2] В 1830 году, например, после французского вторжения в Алжир , группа купцов из Феса убедила султана Абд ар-Рахмана не разрывать отношений с Францией, поскольку их коммерческие интересы в Алжире были слишком важны, чтобы им мог угрожать политический конфликт. [6] [2] После англо-марокканского договора 1856 года и последующих договоров с Францией и Испанией марокканские купцы – как мусульмане, так и евреи – процветали. [2] С середины 19-го века марокканские купцы присоединились к бюрократии Махзена, которая расширялась для облегчения отношений с Европой, в роли тарифных инспекторов или уманы, созданной Мухаммедом IV . [2] [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко: история от доисламских до постколониальных времен . Лондон. ISBN 978-1-83860-361-8 . OCLC 1139892409 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Баззаз, Сахар (2010). Забытые святые: история, власть и политика в создании современного Марокко . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03539-3 . OCLC 467355120 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берк, Эдмунд III (2014). Этнографическое государство: Франция и изобретение марокканского ислама . Беркли. ISBN 978-1-322-07609-6 . OCLC 889552181 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дж., Корнелл, Винсент (1998). Царство святого: сила и авторитет в марокканском суфизме . Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-71209-Х . OCLC 466556071 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Шиллингтон, Кевин (4 июля 2013 г.). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. ISBN 978-1-135-45670-2 .
- ^ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ И РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ БУРЖУАЗИИ В ДОКОЛОНИАЛЬНОМ МАРОККОСигара, Норман. Обзор Магриба; Лондон Том. 6, вып. 3, (1 мая 1981 г.): 55.
- ^ Ларуи, Абдалла (1992). Исторические очерки (на французском языке). Арабский культурный центр.