Большой
глина ( Самоанское произношение: [maːɾiɛˈto.a] Mālietoa ) — государственная династия и один из четырёх главных титулов вождя Самоа . Это номинальный глава одной из двух великих королевских семей Самоа: Са Малиетоа. Название, которое буквально переводится как «великий воин», происходит от последних слов тонганских воинов, когда они бежали по пляжу к своим лодкам: «Malie To`a, Malo e tau...» («Великий воин, слава Богу»). ты за войну).
В настоящее время титул принадлежат Его Святейшеству Малиетоа Фаамаусили Моли и Его Святейшеству Малиетоа Бобу Айнуу Афамасаге, обладателям и сонаследникам титула с 16 августа 2018 года согласно решению суда.
История
[ редактировать ]В ранней полинезийской истории тонганский король Туи Тонга Талакайфаики из династии Туи Тонга правил примерно с 1250 по 1300 год несколькими западно-полинезийскими государствами, включая группу островов Лау (восточные Фиджи ), Ниуэ , Увеа , Футуна , Уполу , и Савайи ). Туи Тонга Талакайфаики основал долгосрочное место жительства в Сафоту , Савайи, Самоа. [1] и назначил своего брата Лаутивунию губернатором островов Западного Самоа. Самоанские предания предполагают, что правление Талакайфаики было периодом тирании и угнетения, вызывавшими сильное недовольство его самоанских подданных.
Семена восстания, согласно легенде, были посеяны «сыновьями» Атиогие, а именно Савеа, Туна, Фата и Улумасуи (который на самом деле был внуком Атиогие). Трое братьев и их племянник возглавили широкомасштабную кампанию гражданского неповиновения, которая в конечном итоге переросла в военное свержение Талакайфаики. Направляясь на запад от Алейпаты, Уполу (где проходили празднования дня рождения Туи Тонга) к побережью Мулифануа, король и его телохранители были загнаны в угол у моря.
На протяжении всего пути к морю шли ожесточенные бои, где Туи Тонга достигли своих превосходящих военных кораблей и обратились к тем, кто был на суше. После своего отъезда престарелый монарх произнес короткую речь, в которой восхвалял храбрые боевые качества самоанских воинов и признал победу своих некогда подданных. Название Малиетоа взято из вступительной фразы этой речи: « Mālie toa, mālie tau », что означает «великие воины, хорошо сражающиеся». [2]
Говорят, что братьям Туну и Фата понравилась честь, оказанная свергнутым Туи Тонга, и между ними последовала ссора. Легенда гласит, что один брат был убит другим, а хаос предотвратил их старший брат Савеа, который реанимировал и умилостивил обоих соперников.
Политический вакуум, образовавшийся в результате изгнания Талакайфаики, был немедленно заполнен Савеа, а это означает, что все территории, которыми когда-то правил Туи Тонга Талакайфаики, тогда находились под властью Савеа, первого Малиетоа. Королю Савеа был присвоен титул Малиетоа, за который боролись его братья, и поэтому в самоанском ораторском искусстве он почитался как король Малиетоа Савеа-али'и (Господь Савеа), Савеа Ту-ваэ-луа (Савеа, стоящий на обеих ногах) и Савеа. -матуа (Савеа Старший). Название «На-фаалого-иай-Самоа» («Тот, кого слушал Самоа») было добавлено во времена Малиетоа Вайнуупо, который, как Тупу Тафаифа после смерти Тамафаиги, официально принял христианство на Самоа в конец 1800-х годов.
Список преемственности
[ редактировать ]Ниже приводится составленный список владельцев Malietoa. Также записано несколько других версий; однако общая согласованность хронологии и номенклатуры впечатляет, учитывая устный характер передачи самоанской генеалогии .
- Малиетоа Савеа - первый Малиетоа после победы над и изгнания Туи Тонга Талакайфаики из Самоа. Он проживал в Фогаа в ФАЛЕУЛЕ. Он женился 3 раза. Его первой женой была Луафатасана, дочь верховного вождя Туаай, а их сыном - Малиетоа Файга Уилематуту. Его второй женой была Амаамаула, женщина из Туанаи, а их сыновьями были Малиетоа Гагасавеа, Леуполусавеа и Умусавеа. Его третьей женой была Солосолута, а их сыном - Полулеулигага.
- Малиетоа Ганасавеа - женат на дочери Туи Тонга по имени Пейт. У них было 6 сыновей, что привело к созданию клана Гана (Сагана) и Фалеоно О Ле Ати Гана (6 Домов Ганы). Клан Гана в Самоа также основал клан в Тонге, известный как клан Хаа Нгана.
- Малиетоа Уилематуту - также известный как Король Малиетоа Файга или Малиетоа Файзаутеле. Хорошо известен в мифологии Самоа как тиран -людоед , взимавший человеческую дань со своих подданных. [3] Он женился на Леалайнуануа, дочери туи Тонга, и поселился в Фогаа на северном побережье острова Уполу.
- Отличный опыт
- Малиетоа-Сонайплепле
- Малиетоа Селиителе
- Малиетоа Вилематуту
- Великое движение
- Малиетоа 'Ула - также известный как Малиетоа Ваэтуи или Малиетоа Валалетиму. Говорят, что это был жестокий король-людоед, живший в Леонеуте, недалеко от деревни Амоа на острове Уполу.
- Малиетоа Лепалеалаи - «главный ученый», известный своим остроумием и любовью к сложным загадкам.
- Малиетоа Уитуалаги — сын Малиетоа Уилематуту Файги и Алайнуануа Туитоги. Его положение в генеалогии спорно; некоторые полагают, что он был биологическим сыном Малиетоа Уиламатуту Файги, которым он и был, другие называют его приемным сыном, а третьи утверждают, что его положение удалено на семь поколений от Уиламатуту (как он указан здесь). Но правда в том, что он был сыном Малеитоа Уитуалаги и Алайнуануа, дочери Туитоги.
- Малиетоа Лааули - также известный как Малиетоа Лааилепули. Приемный сын Малиетоа Уитуалаги; таким образом, родословная Малиетоа Савеа с этого момента не продолжается по отцовской преемственности титула Малиетоа. Это то, что предполагают некоторые генеалогии, но правда в том, что у Малиетоа Савеа было три брака, и один из родословных является потомком нынешних Малиетоа. Не было разрыва крови Малиетоа от Малиетоа Савеа, первого Малеитоа. Малиетоа Уитуалаги женился на Гатолоайаоолелаги, и их сыновьями были Малиетоа Лааули, Малиетоа Фуаолетоэлау и сестра по имени Саотиалеу.
- Малиетоа Фуаолетоэлау - сын Уитуалаги, который выступил против своего брата Лааули, создав конкурирующее правительство в Сиуму, Уполу. Тохуия Лимапо, самоанская прародительница династии Туи Канокуполу в Тонге, была членом семьи Ама из Сафаты, происходящей из Фуаолетоэлау. [4]
- Малиетоа Фалефату - сын Малиетоа Лааули от его третьей жены Нууилематули из Маагиаги.
- Малиетоа Таулапапа — потомок Малиетоа Лааули. Малиетоа Таулапапа известен своей Маваегой или Указами своим детям. (Taofia a le Malietoa.) В результате его указов именно он теперь имеет знаменитую группу Матаис под названием «FALEUPOLU O TOFIGA».
- Малиетоа Тайа'опо - дочь Малиетоа Таулапапа от одной из его 4 жен (« усуга »). Единственная женщина Малиетоа, известная истории. Ее мужем был высокопоставленный тонганский вождь по имени Анавао, носивший Фале Фиси титул Туи Лакепа . [5] Легенда упоминает ее правление как время доброжелательности и мира. Ее брат Сейули, вероятно, тоже когда-то был Малиетоа, хотя альтернативное объяснение утверждает, что Малиетоа Сейули был потомком Малиетоа Сагагаймули, который претендовал на этот титул в это время. Малиетоа Лифуитевага также упоминается в этом месте в некоторых генеалогиях.
- Малиетоа Туилаепа - очевидно, носил тонганский титул Туи Лакепа (Туилаепа), происходящий от Фиджи, который носил его отец, а также Малиетоа.
- Малиетоа То'оа Туила'епа - может быть тем же человеком, что и Туила'епа.
- Малиетоа Э'о'айну'у - сын Туила'епы или Тоа Туила'епы. Назван в честь Аэ, жестокого военного вождя Тутуилы.
- Стол Маллиетоа
- Малиетоа Муагутутиа - также известный как Малиетоа Тиа. Политический штаб Малиетоа и королевский дом были перенесены из Мали, Уполу, в Сапапали, Савайи.
- Малиетоа Фитисеману I
- Малиетоа Вайинупо - первый Малиетоа, взошедший на королевский сан Самоа с тех пор, как к власти пришла королева Саламасина. Он также был последним, кто занимал королевский пост Самоа.
- Малиетоа Натуитасина - сводный брат (тот же отец, Малиетоа Фитисеману I) Малиетоа Вайинупо
- Малиетоа Моли
- Молодой Малиетоа Тонумайпе'а
- Малиетоа Лаупепа
- Малиетоа Танумафили I
- Малиетоа Танумафили II (1913–2007), обладатель этого титула с 1939 по 2007 год. Присвоен этот титул решением суда в 1939 году. Когда Самоа стало независимым в 1962 году, он был назначен О ле Ао о ле Мало (глава государства), занимавший совместно с Тупуа Тамасесе Меаоле .
- Малиетоа Фаамаусили Моли и Малиетоа Боб Айнуу Афамасага, обладатели и сонаследники титула с 16 августа 2018 года по решению суда.
Современные ветви Са Малиетоа
[ редактировать ]Потомки линии Малиетоа, как титульные, так и биологические, вместе называются Са Малиетоа. Сегодня Са Малиетоа обширен и выходит за рамки географических границ, религиозных убеждений, социально-экономического класса и даже этнической принадлежности (учитывая, что различные семьи вождей на Фиджи и других тихоокеанских обществах генеалогически связаны с семьей Малиетоа). Тема потомков титула Малиетоа является сложной и пронизана претензиями и встречными претензиями, существующими от первого Малиетоа до наших дней.
С точки зрения относительной истории, «старейшей» ветвью современного Са Малиетоа является Са Натуитасина (также пишется Гатуитасина). Малиетоа Натуитасина был сводным братом Вайинупо, который объединился со своим племянником Талаву против Лондонского миссионерского общества и пацифистской политики Вайинупо и христиан в 1842 году. Он более известен под своим другим титулом вождя, Таймалелаги. Са Натуитасина считает Маота Пуви (бывший жилой комплекс Таймалелаги) своей семейной «штаб-квартирой», а их муниципальный дом также расположен в Сапапалии, Савайи. Хотя титул Малиетоа носил только верхушечный предок этой ветви, постановление 1939 года предоставляет Са Натуитасина совещательные права по преемственности титула Малиетоа.
Вероятно, самая известная из трех современных ветвей, Са Моли уже более века считается одной из четырех королевских семей Самоа. Семьи Са Моли ведут свою родословную от Малиетоа Моли. Са Моли содержит семейный совет в Сапапалии под названием Путоа, который, поскольку он был основан Малиетоа Вайнупо, также считается родовым маотой Са Натуитасина и Са Талаву.
Ветвь Са Талаву включает всех потомков Малиетоа Талаву Пеа, сына Малиетоа Вайинупо, родившегося около 1810 года. Среди выдающихся членов Са Талаву - сын Талаву, Малиетоа Фаалатаитауа, который занимал должность в Таймуа и был назначен преемником должности Матаафы Джозефа как Али Сили, находясь под немецким колониальным правлением. Фаалатайтауа носил титул Малиетоа до своей смерти в 1910 году. Сын Фаалатаитауа, Фитисеману, также был назначен Малиетоа, названным Малиетоа Фитисеману II, но позже уступил этот титул после судебной тяжбы в 1939 году. Дом общинного совета Са Талаву в Сапапалии называется Маота Пуэси, это отреставрированная бывшая резиденция Малиетоа Талаву.
Хотя это и не признано юридически указом Малиетоа 1939 года (LC 853), технически существует множество других семейных линий, которые могут претендовать на генеалогические связи как на «ветви» Са Малиетоа. Некоторые из этих потомков стали известны благодаря освещению в средствах массовой информации продолжающегося титульного спора, вызванного смертью Малиетоа Танумафили II, включая семьи, которые заявляют о своем происхождении от других Малиетоа (помимо Натуитасины, Моли и Талаву) и / или их потомков.
Генеалогическое древо
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Фааматаи , главным образом система Самоа.
- Угол
- Туималеариифано
- Дамасский идол
- Ты, Мануа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Журнал Полинезийского общества
- ^ Тувале, Те'о. Отчет об истории Самоа до 1918 года.
- ^ Наводнение и сильное. Легенды тихоокеанских островов
- ^ Гиффорд, Эдвард. 1929. Тонганское общество. Издательство Музея епископа. стр. 87, 100, 102
- ^ Гансон, Нил (1987). «Священные женщины-вожди и женщины-вожди в полинезийской истории». Журнал тихоокеанской истории . 22 (3): 139–72. дои : 10.1080/00223348708572563 .
Кирх, Патрик (1989). Эволюция полинезийских вождеств . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-27316-9 .
Крамер, Огюстин (1995). Острова Самоа, тома I и II . Гавайский университет Press . ISBN 978-0-8248-1634-6 .
Беванс, Чарльз (1968). Договоры и другие международные соглашения Соединенных Штатов Америки . Государственный департамент .
Гилсон, Ричард (1970). Самоа 1830-1900: Политика мультикультурного сообщества . Издательство Оксфордского университета .
Гольдман, Ирвинг (1985). Древнее полинезийское общество . Издательство Чикагского университета .
Мелейсея, Малама (1987). Лагага: Краткая история Западного Самоа . Университет южной части Тихого океана .
Мойл, Р., изд. (1984). Самоанские дневники Джона Уильямса 1830-1832 гг . Издательство Австралийского национального университета .
Генри, брат Ф. (1979). История Самоа . ООО Коммерческие принтеры.
Фитисеману и Райт (1970). Священные куры и другие легенды Самоа .
Филд, Майкл (1984). Мау: Борьба Самоа против угнетения Новой Зеландии . AH & AW Рид .
Лестница, Джон Б. (1897). Старое Самоа или Обломки и Джетсамы из Тихого океана . Издательство Оксфордского университета .
Штюбель и брат Герман (1995). Тала о ле Вавау: Мифы, легенды и обычаи Старого Самоа . Гавайский университет Press .
Тууу, Мисилуги (2001). Правители островов Самоа, их легенды и указы . Публикации Тугаула .
Тууу, Мисилиги (2002). Превосходство и наследие Малиетоа (Самоа слушало) . Публикации Тугаула .
Харт, Райт и Паттерсон (1971). История Самоа . Песега ЛДС Пресс .
Магео, Жанетт (2002). «Миф, культурная идентичность и этнополитика: Самоа и тонганская «империя» ». Журнал антропологических исследований . 58 (4): 493–520. дои : 10.1086/jar.58.4.3630677 . S2CID 147677206 .
Шеффель, Пенелопа (1987). «Ранг, пол и политика в Древнем Самоа: Генеалогия Саламасины О ле Тафаифа». Журнал тихоокеанской истории . 22 (4): 174–193. дои : 10.1080/00223348708572566 .
Штюбель, К. (1899). «Война Тонги и Самоа и происхождение названия Малиетоа». Журнал Полинезийского общества . VIII : 231–234.
Тамасесе, Туиатуа Тупуа (1994). «Загадка истории Самоа: актуальность языка, имен, почетных знаков, генеалогии, ритуалов и песнопений для исторического анализа». Журнал тихоокеанской истории . 29 (1): 66–79. дои : 10.1080/00223349408572759 .
Туималеалиифано, Морган (1998). «Титульные споры и национальное лидерство в Самоа». Журнал тихоокеанской истории . 33 (1): 91–103. дои : 10.1080/00223349808572860 .
Гансон, Нил (1997). «Великие семьи Полинезии: межостровные связи и модели брака». Журнал тихоокеанской истории . 32 (2): 139–179. дои : 10.1080/00223349708572835 .
Гансон, Нил (1987). «Священные женщины-вожди и женщины-вожди в полинезийской истории». Журнал тихоокеанской истории . 22 (3): 139–72. дои : 10.1080/00223348708572563 .