Закон о гражданстве Фиджи
Закон о гражданстве Фиджи 2009 г. | |
---|---|
![]() | |
Парламент Фиджи | |
| |
Цитирование | № 23 2009 г. |
Территориальная протяженность | Фиджи |
Принят | Парламент Фиджи |
Началось | 10 апреля 2009 г. |
Статус: Изменено |
Закон о гражданстве Фиджи на которых человек является гражданином Фиджи подробно описывает условия , . Основным законом, регулирующим требования к гражданству, является Закон о гражданстве Фиджи 2009 года, который вступил в силу 10 апреля 2009 года.
Любой человек, родившийся на Фиджи, кроме родившихся в период с 1990 по 1997 год, автоматически получает гражданство при рождении независимо от национальности его родителей. Лица, родившиеся во время действия Конституции Фиджи 1990 года, получали фиджийское гражданство при рождении только в том случае, если хотя бы один из родителей был гражданином Фиджи. Иностранцы могут стать гражданами Фиджи путем натурализации, прожив в стране не менее пяти лет и продемонстрировав знание одного из официальных языков страны.
Фиджи ранее были колонией Британской империи , а местные жители были британскими подданными . Хотя Фиджи получили независимость в 1970 году и фиджийцы больше не имеют британского гражданства, они по-прежнему имеют привилегированный статус при проживании в Соединенном Королевстве ; Будучи гражданами Содружества , фиджийцы имеют право голосовать на выборах в Великобритании и занимать там государственные должности.
Терминология
[ редактировать ]Различие между значением терминов «гражданство» и «национальность» не всегда четкое в английском языке и различается в зависимости от страны. Как правило, гражданство относится к юридической принадлежности человека к суверенному государству и является общим термином, используемым в международных договорах при обращении к членам страны, тогда как гражданство обычно означает набор прав и обязанностей, которые человек имеет в этой стране. Это различие четко выражено в неанглоязычных странах, но не в англосфере . [1] В Соединенном Королевстве и Содружестве Наций эти два термина часто используются как синонимы. [2]
История
[ редактировать ]Контекст колониальной эпохи
[ редактировать ]Архипелаг Фиджи впервые был объединен в 1871 году как Королевство Фиджи . [3] С 1860 года европейские поселенцы создали плантационную экономику, сильно зависящую от торговли хлопком, что создало спрос на импорт дешевой рабочей силы из-за границы. [4] Проблемы внутренней безопасности, возникающие в результате продолжительного конфликта между поселенцами и коренными жителями, большого государственного долга, [5] а быстрый рост незаконной торговли рабочей силой побудил короля передать острова под британский контроль. [6] Соединенное Королевство аннексировало эту территорию в 1874 году, основав колонию Фиджи . [7] Позднее в 1881 году колония была расширена за счет добавления Ротумы . [8] Закон о британском гражданстве применялся к колонии, [9] как это было и в других частях Британской империи . Фиджийцы и все другие имперские граждане были британскими подданными ; любой человек, родившийся на Фиджи, в Соединенном Королевстве или где-либо еще в пределах владений Короны, был британским подданным по рождению. [10]
Закон о британском гражданстве в то время был некодифицирован и не имел стандартного набора правил. [11] вместо этого полагаясь на прецедент и общее право . [12] До середины XIX века было неясно, применимы ли правила натурализации в Соединенном Королевстве в других частях Империи. Каждая колония имела широкую свободу действий в разработке собственных процедур и требований для приема иностранных поселенцев в качестве подданных. [13] В 1847 году Имперский парламент формализовал четкое различие между подданными, натурализовавшимися в Великобритании, и теми, кто сделал это на других территориях. Считалось, что лица, натурализовавшиеся в Великобритании, получили статус в результате имперской натурализации, которая действовала на всей территории Империи. Сообщалось, что те, кто натурализовался в колониях, прошли местную натурализацию и получили статус субъекта, действительный только на соответствующей территории; [14] подданный, натурализовавшийся на местном уровне в Новом Южном Уэльсе, был там британским подданным, но не в Англии или на Фиджи. Тем не менее, местные натурализованные британские подданные по-прежнему имели право на имперскую защиту при выезде за пределы Империи. [15]
Лица, живущие на Фиджи или намеревающиеся проживать на ней, могут подать прошение о предоставлении натурализации губернатору . Не было никаких требований к минимальному месту жительства, и заявителям просто нужно было одобрение губернатора. Британские подданные, которые уже были натурализованы в Соединенном Королевстве или других частях Империи, могли подать заявление о повторной натурализации на Фиджи, не принося присягу на верность, если они ранее ее принимали. В соответствии с новыми правилами считалось, что иностранные женщины, вышедшие замуж за британских подданных, автоматически натурализовались. [16]
Федеральный совет Австралазии , созданный в 1885 году, был первой попыткой формирования единого руководящего органа в Австралазийском регионе и состоял из Фиджи, а также четырех колоний на материковой части Австралии (Квинсленд, Тасмания, Виктория и Западная Австралия). [17] Законодательство, принятое Федеральным советом в 1897 году, позволяло британским подданным, натурализовавшимся в колонии, находящейся под его властью, считаться натурализованными в других таких колониях. [18] хотя тело было распущено всего три года спустя, в 1900 году. [19]
Начиная с 1879 года большое количество наемных индийских рабочих было нанято для работы на Фиджи. Хотя иммиграция поначалу была медленной, темпы миграции неуклонно росли по мере того, как сахарные плантации расширяли свою деятельность на островах. После пяти лет службы наемные рабочие могли продлить свои контракты еще на пять лет, после чего у них была возможность вернуться в Индию за государственный счет или арендовать небольшие участки земли у коренных фиджийцев для обработки. К 1912 году на Фиджи проживало более 50 000 индейцев. [20] Широкое сопротивление в Индии суровым условиям работы системы договоренностей в конечном итоге привело к ее отмене в 1920 году. [21]
Несмотря на запрет на наемный труд, иммигранты из Индии продолжали переезжать на Фиджи в поисках экономических возможностей. Однако эта миграция была крайне несбалансированной и почти полностью состояла из мужчин; чуть более шести процентов индийских мигрантов составляли женщины. Начиная с 1930 года индийским мужчинам был запрещен въезд на Фиджи. [22] Колониальная администрация дополнительно потребовала, чтобы индийское правительство отказалось выдавать паспорта всем мужчинам, пытающимся въехать на Фиджи без сопровождения своих жен или иным образом без явного разрешения правительства Фиджи. Ежегодный максимум от 500 до 700 индийских мигрантов, допущенных на территорию, был установлен в 1931 году, а затем уменьшен до 350 человек в 1938 году. Местное правительство также прекратило выдачу фиджийских паспортов всем индейцам, кроме тех, кто родился в колонии, въехал в качестве наемные работники и оставались резидентами Фиджи или уже проживали на Фиджи не менее 10 лет и имели постоянную работу. [23]
В результате пересмотра конституции Фиджи в 1936 году индо-фиджийцев было больше, чем коренных фиджийцев, права и интересы коренного населения имели первостепенное значение и защищались законом. [24] [25] Законодательный совет в соответствии с Конституцией 1936 года дал по пять представителей от фиджийских, европейских и индо-фиджийских избирательных округов и будет действовать более двадцати пяти лет. [26]
Закон об имперском гражданстве был полностью реформирован в 1948 году. Закон о британском гражданстве 1948 года дал новое определение британскому подданному, означающее любого гражданина Соединенного Королевства, его колоний или других стран Содружества. Гражданин Содружества впервые был определен в этом Законе как имеющий то же значение. В то время как раньше все подданные Империи имели общий статус благодаря верности Короне, каждая страна Содружества в рамках реформированной системы стала ответственной за принятие законов о своем гражданстве и сохраняла общий статус по добровольному соглашению между всеми государствами-членами. Британские подданные в предыдущем значении, которые имели этот статус 1 января 1949 года из-за связи с Соединенным Королевством или оставшейся колонией (включая Фиджи), стали гражданами Соединенного Королевства и колоний (CUKC). [27] [28]
Постановление по делам Фиджи 1944 года восстановило бывший Совет по делам коренных народов, назвав его Советом по делам Фиджи и предоставив ему больше полномочий. Совет обязал фиджийских членов Исполнительного совета, Законодательного совета, Большого совета вождей и юрисконсульта контролировать управление делами Фиджи. [29] В годы войны европейцы стремились сформировать солидарность с руководством Фиджи, чтобы предотвратить индо-фиджийское доминирование из-за их большей численности. [30] В 1961 году для ликвидации оставшихся систем принудительного труда были приняты постановления об отмене общинных обязательств и предоставлении провинциальным советам регулирующих полномочий. [31] Прямые выборы членов Законодательного совета произошли после поправки к конституции 1963 года, которая предоставила каждому избирательному округу (европейскому, фиджийскому, индо-фиджийскому) довольно равное количество выборщиков с большинством в один фиджийец. [32] С начала 1960-х годов Великобритания начала настаивать на самоуправлении и независимости Фиджи. [32]
Период после обретения независимости (1970 – настоящее время)
[ редактировать ]Фиджи обрела независимость 10 октября 1970 года. [8] Как правило, лица, которые ранее были гражданами, как это определено в классификации «Граждане Соединенного Королевства и колоний», станут гражданами Фиджи в День независимости и перестанут быть гражданами Великобритании. Исключения были сделаны для лиц, желающих сохранить свое британское гражданство и статус, если они (или их отец или дедушка) родились, натурализовались или зарегистрировались в части королевства, которая на 10 октября оставалась частью Соединенного Королевства или колоний, или была присоединено к такому месту. [8] Другие исключения включали то, что жены CUKC не теряли своего статуса CUKC, если только их муж не потерял свой статус после обретения независимости. [33] Согласно условиям Приказа о независимости Фиджи 1970 года, единственными людьми, которые не стали автоматически гражданами после обретения независимости, были те, кто мог получить гражданство только от своей матери или от бабушки и дедушки. [8] Конституция определяла фиджийцев как потомков коренных жителей Фиджи или островов Меланезии , Микронезии или Полинезии , или индейцев, чьи предки произошли с Индийского субконтинента . [34] После обретения независимости Законодательное собрание приняло Закон о гражданстве 1971 года, который содержал дополнительные положения о приобретении гражданства. [33]
В 1987 году коалиционное правительство, сформированное Тимочи Бавадрой , в котором было большинство индо-фиджийских министров , было свергнуто в результате государственного переворота . Монархия Фиджи была заменена республиканским правительством , и конституция утратила силу. Из-за приостановки деятельности законодательного органа до 1990 года глава государства правил указом. [35] В 1990 году была принята новая конституция, гарантировавшая примат интересов и институтов коренных фиджийцев. [35] [36] Законодательный орган состоял из одного представителя от Ротумы, пяти генеральных представителей, двадцати семи индо-фиджийских представителей и тридцати семи фиджийских членов. [35] Жители Китая, Европы, Меланезии и Полинезии не признавались по своей идентичности и ограничивались пятью общими местами. [37] Великий совет вождей был возведен в положение над законом и за пределами механизмов надзора. [38] В то время было признано, что Конституция 1990 года является временным документом, и в 1995 году была назначена Комиссия по пересмотру Конституции. [35]
Конституция 1997 года попыталась исключить положения об этническом доминировании и заменить их системами, создающими единую национальную идентичность. [39] С этой целью активисты, участвующие в Движении за права женщин Фиджи, сосредоточили внимание на том, чтобы Билль о правах был включен в новую конституцию и чтобы была устранена гендерная дискриминация. [40] В то время положения о гражданстве позволяли законным детям получать гражданство только через отца, если только дедушка ребенка (отец его коренной матери, которая была замужем за иностранцем) не был фиджийцем. Незаконнорожденные дети могли получить гражданство только от своей матери. [41] Иностранные мужья фиджийских женщин не имели права на получение вида на жительство или натурализации на основании своего брака, но жены-иностранки автоматически имели право на регистрацию после заключения брака с мужем-фиджийцем. Усилия женских групп увенчались успехом в устранении гендерного неравенства из положений о гражданстве Конституции 1997 года. [40]
Впоследствии 2000 и государственные перевороты 2006 годов приостановили действие конституции 1997 года. [42] [Примечания 1] В 2007 году Лаисения Карасе возбудила судебное разбирательство, оспаривая обоснованность государственного переворота. [44] В следующем году Высокий суд Фиджи , состоящий из назначенцев руководства переворота, подтвердил законность переворота, и на это решение была подана апелляция. [45] [46] Апелляционный суд Фиджи в 2009 году отменил предыдущее решение, отметив, что доктрина необходимости не может использоваться для оправдания государственного переворота, а положения конституции не позволяют президенту увольнять премьер-министра, за исключением определенных узких обстоятельств, как это определено путем вотума недоверия законодательному органу. [45] После опубликования решения апелляционного суда президент Хосефа Илоило отменил конституцию . [46] [47] [48] В том же году был принят Указ о гражданстве Фиджи (позже известный как Закон о гражданстве Фиджи 2009 года), объединяющий все законы о гражданстве в стране. [49] [48] Общественные консультации по новой конституции начались в 2012 году, и она была принята в 2013 году . [50] [51] Определения граждан и приобретения гражданства в соответствии с Законом о гражданстве 2009 года остались в силе, но новая конституция разрешила двойное гражданство. [52] [51]
Приобретение и утрата гражданства
[ редактировать ]Любой человек, родившийся на Фиджи, кроме родившихся в период с 1990 по 1997 год, автоматически получает гражданство при рождении независимо от национальности его родителей. Лица, родившиеся во время действия Конституции Фиджи 1990 года, получали фиджийское гражданство при рождении только в том случае, если хотя бы один из родителей был гражданином Фиджи. Дети, рожденные у иностранных правительственных чиновников, обладающих дипломатическим иммунитетом , обычно не являются гражданами при рождении, если только один или оба родителя не являются также гражданами Фиджи. Предполагается, что брошенные дети, обнаруженные в стране, родились на Фиджи и считаются гражданами Фиджи по рождению. [53]
Лица, рожденные за границей, по крайней мере, от одного родителя-гражданина Фиджи, имеют право получить гражданство Фиджи путем регистрации. Зарегистрированные лица в возрасте 18 лет и старше должны проживать в стране не менее трех из пяти лет, предшествующих подаче заявления. [53] Супруги граждан Фиджи также могут зарегистрироваться в качестве граждан после выполнения того же требования к месту жительства. [54]
Иностранцы могут натурализоваться в качестве граждан Фиджи после проживания в стране не менее пяти из предыдущих 10 лет, непосредственно предшествующих подаче заявления. Кандидаты должны иметь намерение продолжать проживать на Фиджи, продемонстрировать достаточное знание одного из официальных языков страны, соответствовать требованиям хорошего характера и принести присягу на верность государству. [55] Несовершеннолетние дети успешно натурализованных фиджийцев могут получить гражданство путем регистрации. Дети, усыновленные гражданами Фиджи, также имеют право быть зарегистрированными в качестве граждан. [56]
От гражданства Фиджи можно отказаться, подав заявление об отказе, при условии, что заявитель уже имеет другое гражданство. [57] Гражданства могут быть принудительно лишены лица, приобретшие его обманным путем или совершившие акты нелояльности по отношению к государству. [58] Наличие множественного гражданства разрешено законодательством Фиджи с 2009 года. [59] [49] Бывшие граждане Фиджи, утратившие свое гражданство в результате приобретения иностранного гражданства, могут впоследствии подать заявление о перерегистрации в качестве граждан Фиджи при условии получения дискреционного одобрения. [60]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Переворот 2000 года приостановил действие конституции, но решением Верховного суда она была восстановлена в 2001 году. [43]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кондо 2001 , стр. 2–3.
- ^ Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Уорд 1948 , с. 205.
- ^ Николь 2006 , с. 55.
- ^ Макинтайр 1960 , стр. 365, 371.
- ^ Верачини 2008 , с. 192.
- ^ Макинтайр 1960 , с. 365.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Франсман 2011 , с. 925.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 8.
- ^ Каратани 2003 , стр. 41–42.
- ^ Гозевинкель 2008 , с. 13.
- ^ Каратани 2003 , с. 41.
- ^ Каратани 2003 , стр. 55–56.
- ^ Историческая справка о национальности , с. 8.
- ^ Каратани 2003 , с. 55.
- ^ Постановления колонии Фиджи: новое издание , стр. 15–16.
- ^ Кэй 1996 , стр. 58–59.
- ^ Испанский, 2015 , с. 71.
- ^ Кэй 1996 , стр. 61, 64.
- ^ Д'Суза 2001 , стр. 1071–1072.
- ^ Д'Суза 2001 , стр. 1077.
- ^ Али 1977a , с. 1786.
- ^ Гиллион 1977 , стр. 116–117.
- ^ Макнот 2016 , с. 111.
- ^ Гиллион 1977 , с. 173.
- ^ Али 1977b , с. 1829.
- ^ Уэйд 1948 , стр. 69–70.
- ^ Каратани 2003 , стр. 116–118.
- ^ Макнот 2016 , с. 154.
- ^ Макнот 2016 , с. 154-155.
- ^ Макнот 2016 , с. 157.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макнот 2016 , с. 158.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 926.
- ^ Ривз 1998 , стр. 223–224.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ривз 1998 , с. 224.
- ^ Гай и Коттрелл 2007 , с. 640.
- ^ Гай и Коттрелл 2007 , стр. 643, 648.
- ^ Гай и Коттрелл 2007 , с. 652.
- ^ Гай и Коттрелл 2007 , стр. 654, 656.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эмде 2019 , с. 72.
- ^ Карсвелл 2000 , стр. 139–140.
- ^ Гай и Коттрелл 2007 , стр. 664–665.
- ^ Гай и Коттрелл 2007 , с. 665.
- ^ Джоуитт 2009 , с. 28.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джоуитт 2009 , с. 29.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Международная ассоциация юристов 2009 .
- ^ Катиканен 2009 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джоуитт 2009 , с. 30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жанин 2009 .
- ^ Новости ABC 2012 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б МакАдам 2016 , с. 313.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дзеджич 2020 , стр. 7–8.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 14.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 12–13.
- ^ Закон о гражданстве 2016 г. , с. Часть 3, CF8.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 17–18.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 20.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 23.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 16.
Библиография
[ редактировать ]- Али, Ахмед (15 октября 1977 г.). «Аспекты истории Индии Фиджи, 1879–1939: общество в переходный период: I» . Экономический и политический еженедельник . 12 (42). Мумбаи, Индия: Фонд Самикша: 1782–1790. ISSN 0012-9976 . JSTOR 4366022 . OCLC 6015408788 . Проверено 3 мая 2021 г.
- Али, Ахмед (22 октября 1977b). «Аспекты истории Индии Фиджи, 1879–1939: общество в переходный период: II» . Экономический и политический еженедельник . 12 (43). Мумбаи, Индия: Фонд Самикша: 1821–1830 гг. ISSN 0012-9976 . JSTOR 4366022 . OCLC 5550111450 . Проверено 3 мая 2021 г.
- Карсуэлл, Сюзанна Л. (март 2000 г.). Тростник и обязательства: гендерные и семейные отношения на мелких фермах по выращиванию сахарного тростника на Фиджи (PDF) (доктор философии). Данидин, Новая Зеландия: Университет Отаго . Архивировано (PDF) из оригинала 16 сентября 2020 года.
- Д'Суза, Юджин Дж. (2001). «Индийский наемный труд на Фиджи». Труды Индийского исторического конгресса . 61 . Конгресс истории Индии . JSTOR 44144422 .
- Дзеджич, Анна (февраль 2020 г.). Сравнительный региональный отчет по законодательству о гражданстве: Океания (Отчет). Европейский университетский институт . hdl : 1814/66229 .
- Эмде, Сина (2019). «3. Между уязвимостью, устойчивостью и сопротивлением: женщины-активистки с островов Фиджи и этнонационалистические политические кризисы в 2000 году» . В Дуссе, Лоран; Найрал, Мелисса (ред.). Реалии Тихоокеанского региона: меняющиеся взгляды на устойчивость и сопротивление . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Berghahn Books . стр. 65–88. ISBN 978-1-78920-041-6 .
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Издательство Блумсбери . ISBN 978-1-845920-95-1 .
- Гай, Яш; Коттрелл, Джилл (октябрь 2007 г.). «Повесть о трех конституциях: этническая принадлежность и политика на Фиджи» . Международный журнал конституционного права . 5 (4). Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета : 639–669. дои : 10.1093/icon/mom030 . ISSN 1474-2640 . ОСЛК 357304019 . Проверено 4 мая 2021 г.
- Джиллион, Кеннет Л. (1977). Индейцы Фиджи: вызов европейскому господству, 1920–1946 гг . Издательство Австралийского национального университета . hdl : 1885/115196 . ISBN 0-7081-1291-9 .
- Гозевинкель, Дитер (15 апреля 2008 г.). Нация и гражданство с конца девятнадцатого века: сравнительная европейская перспектива (PDF) (Отчет). Европейский парламент . Архивировано (PDF) из оригинала 27 мая 2019 года . Проверено 7 августа 2021 г.
- Историческая справка о национальности (PDF) (Отчет). 1.0. Великобритания: Министерство внутренних дел . 21 июля 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 29 декабря 2018 г. . Проверено 3 апреля 2019 г.
- Джанин, Сера (29 июля 2009 г.). «Иммиграционная служба работает с заявлениями о двойном гражданстве» . Фиджи Солнце . Сува, Фиджи. Архивировано из оригинала 30 апреля 2021 года . Проверено 30 апреля 2021 г.
- Джовитт, Анита (декабрь 2009 г.). «Апелляционное дело Карасе против Байнимарама» (PDF) . Журнал южнотихоокеанского права . 13 (1). Сува, Фиджи: Юридический факультет Южно-Тихоокеанского университета : 24–31. ISSN 1684-5307 . OCLC 646055062 . Архивировано (PDF) из оригинала 31 марта 2020 г. Проверено 4 мая 2021 г.
- Каратани, Риеко (2003). Определение британского гражданства: Империя, Содружество и современная Британия . Издательство Фрэнка Касса. ISBN 0-7146-8298-5 .
- Катиканен, Бхаргав (10 апреля 2009 г.). «Президент Фиджи приостанавливает действие Конституции после того, как суд признал правительство незаконным» . ЮРИСТ . Питтсбург, Пенсильвания: JURIST Legal News & Research Services, Inc. Архивировано из оригинала 4 мая 2021 года . Проверено 4 мая 2021 г.
- Кэй, Стюарт Б. (1996). «Забытый источник: Законодательное наследие Федерального совета Австралазии» (PDF) . Обзор закона Ньюкасла . 1 (2). Университет Ньюкасла : 57–71. OCLC 7128733924 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 мая 2017 года . Проверено 9 мая 2021 г. - через Австралазийский институт правовой информации .
- Кондо, Атуши, изд. (2001). Гражданство в глобальном мире . Пэлгрейв Макмиллан . дои : 10.1057/9780333993880 . ISBN 978-0-333-80266-3 .
- Макнот, Тимоти Дж. (2016). Колониальный опыт Фиджи: исследование неотрадиционного порядка в условиях британского колониального правления до Второй мировой войны (PDF) . Актон, столичная территория Австралии: Австралийский национальный университет . ISBN 978-1-921934-35-3 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 марта 2021 года.
- МакАдам, Джейн (май 2016 г.). « «Под двумя юрисдикциями»: иммиграция, гражданство и самоуправление при трансграничном переселении сообществ» . Обзор права и истории . 34 (2). Шампейн, Иллинойс: Американское общество истории права : 281–333. дои : 10.1017/S0738248016000055 . ISSN 0738-2480 . JSTOR 24771453 . OCLC 8271369462 . S2CID 147108703 . Проверено 4 мая 2021 г.
- Макинтайр, У.Д. (ноябрь 1960 г.). «Англо-американское соперничество в Тихом океане: британская аннексия островов Фиджи в 1874 году». Тихоокеанский исторический обзор . 29 (4). Издательство Калифорнийского университета : 361–380. дои : 10.2307/3636309 . JSTOR 3636309 .
- Николь, Роберт Эммануэль (2006). Тревожная история: аспекты сопротивления на ранних колониальных Фиджи, 1874–1914 гг. (PDF) (доктор философии). Крайстчерч, Новая Зеландия: Кентерберийский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 16 сентября 2020 года.
- Ривз, Пол (сентябрь 1998 г.). «Создание Конституции Фиджи» . Журнал Полинезийского общества . 107 (3). Окленд, Новая Зеландия: Полинезийское общество : 223–228. ISSN 0032-4000 . JSTOR 20706809 . OCLC 5544737752 . Проверено 4 мая 2021 г.
- Спаньоло, Бенджамин (2015). Преемственность правовых систем в теории и практике . Издательство Блумсбери . ISBN 978-1-8494-6884-8 . Архивировано из оригинала 16 октября 2021 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- Постановления колонии Фиджи: новое издание . Правительство Фиджи . 1906. OCLC 40935268 .
- Верачини, Лоренцо (сентябрь 2008 г.). « Явно не колония белого человека»: колониализм поселенцев и строительство колониальных Фиджи». Журнал тихоокеанской истории . 43 (2). Тейлор и Фрэнсис : 189–205. JSTOR 25169808 .
- Уэйд, ECS (1948). «Закон о британском гражданстве 1948 года». Журнал сравнительного законодательства и международного права . 30 (3/4). Издательство и оценка Кембриджского университета : 67–75. JSTOR 754289 .
- Уорд, Джон Мэннинг (1948). Британская политика в южной части Тихого океана (1786–1893): исследование британской политики в отношении островов южной части Тихого океана до создания правительств великими державами . Сидней, Новый Южный Уэльс: Австралазийская издательская компания. OCLC 470085237 .
- «Закон о гражданстве Фиджи: Часть 3. Гражданство по регистрации, CF 8» . Laws.gov.fj. Сува, Фиджи: Генеральный прокурор Фиджи . 1 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 г. Проверено 4 мая 2021 г.
- «Фиджи начинает публичные слушания по новой конституции» . Новости АВС . Аделаида, Южная Австралия. 5 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 31 октября 2016 года . Проверено 4 мая 2021 г.
- «Президент Фиджи увольняет судей и отменяет Конституцию» . Международная ассоциация юристов . Лондон. 14 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 4 мая 2021 г. Проверено 4 мая 2021 г.