Закон о гражданстве Центральной Африки
Кодекс гражданства Центральной Африки | |
---|---|
Парламент Центральноафриканской Республики | |
| |
Принят | Правительство Центральноафриканской Республики |
Статус: Действующее законодательство |
Центральноафриканской Республики Закон о гражданстве регулируется Конституцией Центральноафриканской Республики с поправками; Кодекс гражданства Центральноафриканской Республики и его поправки; и различные международные соглашения, стороной которых является страна. [1] Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Центральноафриканской Республики. [2] Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . [3] [4] Гражданство Центральноафриканской Республики обычно приобретается в соответствии с принципом права крови , т.е. по рождению в Центральноафриканской Республике или за рубежом родителями, имеющими гражданство Центральноафриканской Республики. [5] Он может быть предоставлен лицам, связанным со страной, или постоянному жителю, прожившему в стране определенный период времени путем натурализации. [6]
Приобретение гражданства
[ редактировать ]Гражданство в Центральноафриканской Республике можно приобрести при рождении или в более позднем возрасте путем натурализации. [7]
По рождению
[ редактировать ]К лицам, приобретающим гражданство при рождении, относятся:
- Дети, рожденные где-либо, у которых хотя бы один родитель является коренным гражданином Центральной Африки; [8] [Примечания 1]
- Дети, родившиеся в Центральноафриканской Республике в возрасте не менее двенадцати лет и не достигшие совершеннолетия независимо от гражданства их родителей; или [10] [Примечания 2]
- подкидыши или сироты , родители которых неизвестны. На территории обнаружены [11]
Путем натурализации
[ редактировать ]Натурализация может быть предоставлена лицам, которые проживали на территории в течение достаточного периода времени, чтобы подтвердить, что они понимают обычаи и традиции общества. Общие положения заключаются в том, что заявители инвестировали в недвижимость или сельское хозяйство, получили национальную награду и прожили в стране тридцать пять лет. [12] Расследование места жительства должно подтвердить, что в течение пяти лет, непосредственно предшествующих подаче заявления на натурализацию, лицо постоянно проживало в Центральноафриканской Республике. Заявители должны предоставить документацию, включая действующий паспорт и вид на жительство, медицинскую справку, а также подтверждение их криминального прошлого и подтверждение инвестиций в недвижимость. [9] По состоянию на 2012 год административные сборы за обработку заявления о натурализации составляли 5 миллионов XAF (что эквивалентно 7 622,45 евро или 9 021,62 доллара США). [13] После расследования заявителя национализация происходит указом президента. [9] Помимо иностранцев, соответствующих критериям, [12] К другим лицам, которые могут быть натурализованы, относятся:
- Жена гражданина Центральноафриканской Республики автоматически получает гражданство своего мужа при вступлении в брак; [14]
- Муж гражданина Центральноафриканской Республики может натурализоваться после двухлетнего проживания; [9]
- Лица, родившиеся в Центральноафриканской Республике и не получившие гражданство до достижения совершеннолетия, могут натурализоваться после двухлетнего проживания; [9]
- Дети и жена натурализованного иностранца могут натурализоваться без периода проживания, когда отец/муж приобретает гражданство; [9]
- Дети, узаконенные отцом, автоматически приобретают его гражданство после завершения узаконенного усыновления. [15]
- Усыновленные, родители которых являются центральноафриканцами, могут получить гражданство Центральноафриканской Республики и натурализоваться без подтверждения места жительства по достижении совершеннолетия; или [9] [15]
- Иностранец, оказавший исключительные заслуги в сфере искусства, бизнеса или науки, может натурализоваться без подтверждения места жительства. [9]
Потеря гражданства
[ редактировать ]Гражданство может быть утрачено в Центральноафриканской Республике за работу на службе иностранного правительства или в качестве гражданина другой страны; наличие двойного гражданства; совершение преступлений против государства или общеуголовных преступлений; или за мошенничество в ходатайстве о натурализации, или за нелояльные или предательские действия. [16]
Двойное гражданство
[ редактировать ]Двойное гражданство в Центральноафриканской Республике допускается только в том случае, если жена выходит замуж за жителя Центральной Африки и не отказывается от своего гражданства происхождения. [17]
История
[ редактировать ]Африканские королевства (1600–1894)
[ редактировать ]Центральная Африка была перекрестком во время расширения работорговли в семнадцатом и восемнадцатом веках. Среди народов, населявших регион, были народы азанде , банда , гбая , креш и сабанга. [18] С середины семнадцатого века в регионе действовали налетчики рабов из султаната Вадай на территории современного Чада. [19] В конце семнадцатого века клан народа Нгбанди , известный как Бандия, путешествовал с южного берега реки Убанги в Занделанд и основал несколько королевств. Среди королевств Бандия были то, что впоследствии стало султанатами Бангасу и Рафаи в юго-восточной части того, что сейчас известно как Центральноафриканская Республика, и султанатом Джабир в Демократической Республике Конго . [20] Территория, которой они правили, простиралась между реками Уэле и Мбому . [21] Около 1790 года Ндунга основал королевство Нзакара на реке Мбари, подчинив себе народ Нзакара . [22] [23] В 1878 году королевство стало султанатом Бангасу под властью праправнука Ндунги. [24] Около 1800 года брат Ндунги, Кассанга, основал на реке Чинко Королевство Чинко. [22] [25] который станет султанатом Рафаи под властью его правнука. [26] В 1830 году возникли другие государства, в том числе Султанат Дар-эль-Кути. [27] [28] и Королевство Занде Нунга, расположенное между реками Чинко и Уэле, которым позже будет управлять его сын как Султанат Земио. [29] Эти королевства процветали в 19 веке, избегая набегов работорговцев, участвуя в работорговле. [26]
Были построены обширные торговые пути, ведущие к морю в Каир , Дарфур и Триполи на севере и в бассейн Конго на юге. [30] Хотя они обменивали мед, слоновую кость и воск на ткани и металлические изделия, основное внимание уделялось рабам, что приводило к повсеместным беспорядкам, насилию и набегам. [19] В 1889 году французы открыли торговый пост в Банги , а в 1890 году Поль Крампель начал исследовательскую миссию на реке Убанги. Хотя он был убит в 1891 году, другие исследователи этой территории потратили следующие шесть лет на заключение договоров с туземцами, живущими вдоль рек Убанги и Сангха, об установлении протектората над регионом. [31] Военачальники Рабих аз-Зубайр и его преемник Мухаммад аль-Сануси, действовавшие в Грибинджи в верховьях реки Грибинги , были особенно жестокими и ответственными за массовые истребления в ходе своих набегов между 1890 и 1911 годами и часто вступали в столкновения с французами. [19] [32]
Французский период (1894–1960)
[ редактировать ]Французы установили протекторат над Убанги-Шари в 1894 году, ранее предъявив права на Французское Конго , также известное как Мойен-Конго, и Габон . [33] В 1896 году французская военная экспедиция покинула Габон с намерением соединить всю французскую территорию от Сенегала на атлантическом побережье до Французского Сомалиленда на побережье Аравийского моря . [19] По мнению британцев, это попытка помешать их экспансии с севера на юг. Две державы столкнулись во время инцидента в Фашоде , и Франция отказалась от своего плана отступления в Банги в 1899 году. [19] Не желая брать на себя расходы по созданию колонии, французы в 1899 году лицензировали более трех десятков частных компаний для работы на обширной территории и в обмен на свою монополию на разработку ресурсов выплачивали ежегодный сбор французскому правительству. Пятнадцать компаний базировались в Убанги-Шари. [34] Примерно в то же время французы расширились на север, чтобы создать военную буферную зону в Чаде . [33] 29 декабря 1903 года Убанги-Шари был официально объявлен колонией, а два года спустя был объединен с Чадом в единую территорию. [33] [35] В 1909 году султанаты Бангасу, Рафаи и Земио подписали договоры о том, чтобы стать протекторатами Франции и были включены в состав колонии Убанги-Шари-Чад. [36] В следующем году французы объединили свои колонии Французский Габон, Мойен-Конго и Убанги-Шари-Чад во Французскую Экваториальную Африку . Чад был отделен от колонии в 1914 году. [33]
В 1848 году рабство было отменено на всей территории Французской империи. [37] а Гражданский кодекс был распространен на всех французских граждан в колониях. Согласно Гражданскому кодексу, женщины были признаны недееспособными, а над их детьми устанавливалась отцовская власть. [38] [39] При замужестве женщина, вышедшая замуж за француза, автоматически приобретала то же гражданство, что и ее супруг. [40] Незаконнорожденным детям запрещалось наследование, а гражданство могло передаваться только через отца. [41] [42] Граждане-неграждане регулируются традиционными законами о браке и наследовании, которые ставят благополучие общества выше индивидуальных прав. [43] Эти законы не позволяли обращаться с женой как с рабыней, требовали от мужа поддерживать ее и давали родственникам право на выкуп за невесту , чтобы компенсировать им потерю ее плодовитости по отношению к их родственной группе и обеспечить законность союза. Заплатив цену за брачный контракт, она и ее потомство принадлежали к родственной сети ее мужа и могли быть унаследованы в случае смерти ее мужа. [44]
Закон о французском гражданстве 1889 года кодифицировал предыдущие статутные законы, изменив французский стандарт с jus sanguinis на jus soli и распространив его на Французскую Вест-Индию . [45] По его условиям, женщинам, которые стали апатридами по правилу приобретения гражданства своего супруга, разрешалось сохранить свое французское гражданство после вступления в брак. [46] Закон о гражданстве был изменен в 1897 году, когда он был распространен на остальные французские колонии. [47] Разъяснение в указе 1897 года включало в себя то, что предоставление гражданства по рождению на территории Франции распространялось только на детей, родившихся во Франции, восстанавливая требования по происхождению для колоний. [45] В соответствии с Кодексом статуса коренного населения , обнародованным для Алжира в 1881 году и распространенным на Французскую Экваториальную Африку в 1910 году, граждане новых колоний следовали обычному праву. [48] [49] [50] 23 мая 1912 года был издан указ, конкретно касающийся статуса французских экваториальных африканцев. По его условиям коренные жители, родившиеся в Экваториальной Африке, были гражданами Франции, но не гражданами, и на них распространялся Кодекс коренных народов. По достижении двадцати одного года они могли быть натурализованы; однако в законе четко указано, что ни жена, ни дети натурализованного экваториального африканца автоматически не получают его французского гражданства. Только если супруги состояли в браке по французскому законодательству и дети были зарегистрированы в ЗАГСе, они могли получить статус мужа или отца. [51] [Примечания 3] Для натурализации экваториальные африканцы должны были уметь читать и писать по-французски, а также должны были пройти военную службу во Франции или быть награждены орденом Почетного легиона . [51]
После окончания Первой мировой войны Франция приняла закон «Декрет № 24 от 25 марта 1915 года, который позволял подданным или покровительствуемым лицам, которые не были гражданами-гражданами и обосновались на французской территории, приобретать полное гражданство, включая натурализацию. своих жен и несовершеннолетних детей, получившие крест Почетного легиона, получившие университетскую степень, заслужившие службу нации, получившие офицерское звание или получившие медаль французской армии, вступившие в брак француженка, получившая вид на жительство сроком на один год или проживавшая более десяти лет в колонии, отличной от страны их происхождения; [53] [54] [55] Указ от 14 января 1918 года, написанный для Экваториальной Африки и Французской Западной Африки, был направлен на обеспечение натурализации награжденных ветеранов войны и их семей при условии, что им ранее не было отказано в их правах и они не участвовали в действиях против французского правления. [56] [57] [58]
В 1927 году Франция приняла новый Закон о гражданстве, который согласно статье 8 отменил требование к замужним женщинам автоматически получать гражданство мужа и предусматривал, что ее гражданство может быть изменено только в том случае, если она согласится изменить свое гражданство. [59] Он также позволил детям, рожденным во Франции от коренных француженок, вышедших замуж за иностранцев, получать гражданство от своих матерей. [60] Когда он был реализован, он включал Гваделупу, Мартинику и Реюньон, но был распространен на оставшиеся французские владения для французских граждан только в 1928 году. [46] [61] В статье 26 указа 1928 года было оговорено, что он не распространялся на выходцев из французских владений, за исключением Алжира, Гваделупы, Мартиники и Реюньона. [62] Десять лет спустя недееспособность замужних женщин была окончательно признана недействительной для граждан Франции. [63] В 1939 году Франция решила, что брак и наследование слишком важны, чтобы их можно было продолжать рассматривать в местных судах. В том же году Указ Манделя был принят во Французской Западной Африке, а также во Французской Экваториальной Африке. По его условиям детские браки не поощрялись. Он установил минимальный возраст вступления в брак на уровне четырнадцати лет для женщин и шестнадцати лет для мужчин, признал недействительными браки, в которых супруги не давали согласия, и аннулировал левиратные браки без согласия женщины. [64]
В конце Второй мировой войны закон, изданный 7 марта 1944 года, предоставил французское гражданство тем, кто оказал услуги нации, например, служил в качестве государственных служащих или получал признания . [65] Конституция 1946 года предоставила французское гражданство всем подданным территорий Франции без необходимости отказываться от своего личного статуса коренных жителей. [65] [66] По его условиям Убанги-Шари классифицировался как заморская территория в составе Французского Союза . [33] В 1945 году был принят новый Кодекс французского гражданства, который снова автоматически предоставлял французское гражданство иностранным женам французских мужчин, но позволял матерям, которые были гражданками Франции, передавать свое гражданство детям, рожденным за пределами Франции. [67] Оно прямо распространялось на Алжир, Французскую Гвиану, Гваделупу, Мартинику и Реюньон и было распространено на заморские территории в 1953 году, но в случае последних имелись различия в правах тех, кто был натурализован. [68]
В 1951 году Указ Жакино усилил положения Декрета Манделя во Французской Западной и Экваториальной Африке, лишив женщин в возрасте двадцати одного года или разведенных женщин из-под контроля со стороны отца или опекуна и установив конкретные правила выплаты и определения размера выкуп за невесту. [69] В 1958 году Убанги-Шари проголосовал за присоединение к Французскому сообществу в качестве автономного члена и 16 февраля 1959 года провозгласил первую конституцию страны. [33] [70] С принятием Конституции Франции 1958 года положения о гражданстве были стандартизированы для Франции, заморских департаментов и заморских территорий. [67] Статья 86 исключала возможность независимости колоний. [71] В 1960 году в Конституцию Франции были внесены поправки, позволяющие штатам сохранять членство в Сообществе, даже если они были независимыми республиками. В июле 1960 года переговоры в Париже установили условия независимости и передачи власти. [33]
После обретения независимости (1960 – настоящее время)
[ редактировать ]Убанги-Шари обрела независимость 13 августа 1960 года как Центральноафриканская Республика. [33] Впоследствии, 20 апреля 1961 года, был принят Кодекс гражданства (Loi n° 1961.212). [72] В закон были внесены поправки 2 декабря 1964 г. (Закон № 1964/54) и еще раз 30 августа 1966 г. (Постановление № 1966/64). [73] Поправкой от 12 апреля 1984 г. (Постановление № 84.Q22) изменения, внесенные в 1966 г. в статьи 27, 28 и 91 Кодекса о гражданстве, были отменены. [74] Обзоры неправительственных организаций , таких как Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин , Комитет по правам ребенка и Всемирный банк , показали, что существуют несоответствия между конституционными правами и законодательными положениями, а также между гражданством и Семейный кодексы в Центральноафриканской Республике. [75] [76] По мнению комитета CEDAW , нынешний кодекс гражданства нарушает положения о равенстве других законодательств, поскольку содержит разные стандарты приобретения гражданства супругами мужского и женского пола. [75] Исследование Всемирного банка в 2012 году отметило то же несоответствие, а также то, что, хотя Семейный кодекс защищает домохозяйства, возглавляемые женщинами, незаконнорожденные дети считаются имеющими гражданство братьев матери, что указывает на то, что гражданство передается только по мужской линии. Он также отметил, что при совместном усыновлении имя и гражданство ребенка могут быть получены только от мужчины. [76] [77] В 2021 году было объявлено, что поправки к первому Семейному кодексу, принятому в 1997 году, ожидают рассмотрения Комиссией по текстам и Советом министров, прежде чем они будут отправлены в Национальное собрание для принятия. [78]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Джастин Максим Кпатаманго, глава отдела политических и административных вопросов Министерства внутренних дел в 2007 году, отметил, что несовершеннолетние дети, рожденные за границей от хотя бы одного родителя, который был центральноафриканцем, могут быть натурализованы без проверки периода проживания. [9] Это противоречит мнению академика Бронвин Мэнби, которая указывает, что рождение за границей является автоматическим правом с рождения. [8]
- ^ Мэнби отмечает, что приобретение гражданства сложнее для родителей, претендующих на гражданство от имени детей, рождение которых не было зарегистрировано или чьи родители не являются гражданами страны. [10]
- ^ публичного права Йерри Урбан, преподаватель в Университете Французских Антильских островов, отмечает, что на момент вступления закона в силу не существовало положений, позволяющих коренным африканцам регистрировать рождения в Европейском реестре актов гражданского состояния. [52] [51]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мэнби 2010 , стр. 2, 36, 97.
- ^ Мэнби 2010 , стр. 1–2.
- ^ Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ^ Мэнби 2010 , стр. 36, 40.
- ^ Мэнби 2010 , стр. 6.
- ^ Мэнби 2010 , стр. 6, 36.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2010 , с. 40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Африканское агентство печати, 2007 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2010 , с. 36.
- ^ Мэнби 2010 , с. 38.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2010 , с. 68.
- ^ Радио Ндеке Лука 2012 .
- ^ Мэнби 2010 , с. 49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 57.
- ^ Мэнби 2010 , с. 84.
- ^ Мэнби 2010 , с. 63.
- ^ Кальк 1980 , с. xii.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Смит 2015 , с. 19.
- ^ Брэдшоу и Фандос-Риус 2016 , стр. 52, 95.
- ^ Брэдшоу и Фандос-Риус 2016 , с. 52.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэдшоу и Фандос-Риус, 2016 , стр. III, 95.
- ^ Кальк 1980 , с. 96.
- ^ Брэдшоу и Фандос-Риус 2016 , с. 97.
- ^ Кальк 1980 , с. 73.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэдшоу и Фандос-Риус 2016 , с. 95.
- ^ Корделл 1988 , с. 157.
- ^ Кальк 1980 , с. XXIV.
- ^ Кальк 1980 , с. 100.
- ^ Смит 2015 , стр. 18–19.
- ^ Кальк 1980 , с. XXV.
- ^ Кальк 1980 , с. xii, xxv.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мюнье 2012 , с. 192.
- ^ Смит 2015 , с. 21.
- ^ Смит 2015 , с. хх.
- ^ Кокери-Видрович 2017 , с. 76.
- ^ Адлофф 1964 , с. 125.
- ^ Коттиас 2005 , с. 236
- ^ Ньорт 2007 , с. 31.
- ^ Доннер 1994 , с. 207.
- ^ Ньорт 2007 , с. 32.
- ^ Бертосси 2010 , с. 3.
- ^ Добкин де Риос 1968 , с. 392.
- ^ Добкин де Риос 1968 , стр. 392–393.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Отправить 2012 , с. 101.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Плендер 1974 , с. 711.
- ^ Плендер 1974 , с. 717.
- ^ Grandmaison 2006 , с. 42.
- ^ Отправить 2012 , стр. 103–104.
- ^ Мерл 2002 , стр. 91, 93.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Урбан 2009 , с. 206.
- ^ Карибская лаборатория социальных наук 2021 .
- ^ Городской 2009 , стр. 215–216.
- ^ Буске 1953 , с. 602.
- ^ Семли 2014 , стр. 268, 282.
- ^ Семли 2014 , с. 284.
- ^ Опоку 1974 , стр. 143.
- ^ Городской 2009 , с. 432.
- ^ Камискиоли 1999 , с. 53.
- ^ Камискиоли 1999 , с. 57.
- ^ Флурнуа и Хадсон 1929 , с. 257.
- ^ Flournoy & Hudson 1929 , стр. 257, 268.
- ^ Камискиоли 1999 , с. 56.
- ^ Добкин де Риос 1968 , стр. 395–396.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Андре 2016 , с. 101.
- ^ Опоку 1974 , стр. 151.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Плендер 1974 , с. 713.
- ^ Плендер 1974 , стр. 717–718.
- ^ Добкин де Риос 1968 , с. 396.
- ^ Эренон 2015 .
- ^ Ронен 1975 , с. 109.
- ^ Мэнби 2010 , с. 97.
- ^ Кодекс гражданства 1966 года , с. Статья 7.
- ^ Приказ № 84.Q22 1984 г. , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Комитет КЛДЖ, 2014 год .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М'Байпор и Гарсия Мора 2012 , с. 20.
- ^ Комитет по правам ребенка, 2016 г. , с. 15.
- ^ Программа развития ООН 2021 .
Библиография
[ редактировать ]- Адлофф, Ричард (1964). Западная Африка: франкоязычные страны вчера и сегодня . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон . OCLC 467154 .
- Андре, Марк (июнь 2016 г.). «Алжирские женщины во Франции: какое гражданство? (1930–1960-е годы)» . Клио. Женщины, пол, история . 43 (1). Перевод Томлинсона, Хелен. Тулуза, Франция: Éditions Belin: 95–117. ISSN 1252-7017 . JSTOR 26242544 . OCLC 7290793879 . Проверено 29 июня 2021 г.
- Бертосси, Кристоф (апрель 2010 г.). «Отчет о законе о гражданстве: Франция» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 9 апреля 2021 г.
- Буске, GH (октябрь 1953 г.). «Как выходцы из Алжира стали гражданами Франции» . Ежеквартальный журнал по международному и сравнительному праву . 2 (4). Лондон: Британский институт международного и сравнительного правоведения: 596–605. дои : 10.1017/S0020589300100028 . ISSN 0020-5893 . JSTOR 755346 . OCLC 8271467775 . Проверено 29 июня 2021 г.
- Брэдшоу, Ричард; Фандос-Риус, Хуан (2016). Исторический словарь Центральноафриканской Республики (Новое изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield . ISBN 978-0-8108-7992-8 .
- Камищоли, Элиза (лето – осень 1999 г.). «Смешанные браки, независимое гражданство и индивидуальные права француженок: Закон от 10 августа 1927 года» . Французская политика, культура и общество . 17 (3–4). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Berghahn Books : 52–74. дои : 10.3167/153763799782378320 . ISSN 1537-6370 . JSTOR 42843081 . ОСЛК 205909023 . Проверено 3 января 2021 г.
- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (24 июля 2014 г.). Заключительные замечания по объединенным первоначальным и вторым-пятым периодическим докладам Центральноафриканской Республики (Отчет). Женева, Швейцария: Организация Объединенных Наций . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- Комитет по правам ребенка (30 июня 2016 г.). Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 44 Конвенции: Вторые периодические доклады государств-участников, подлежащие представлению в 1999 году – Центральноафриканская Республика] (Доклад) (на французском языке). Женева, Швейцария: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . Архивировано из оригинала 27 июля 2021 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- Кокери-Видрович, Екатерина (2017). Конго во времена крупных концессионных компаний 1898–1930 гг. [ Конго во времена крупных концессионных компаний 1898–1930 гг. ] (на французском языке). Париж: Мутон и компания . ISBN 978-3-11-165517-8 .
- Корделл, Деннис Д. (1988). «4. Хрупкий баланс силы и бегства: конец рабства в Восточном Убанги-Шари» . В Майерсе, Сюзанна; Робертс, Ричард Л. (ред.). Конец рабства в Африке . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета . стр. 150–171. ISBN 978-0-299-11554-8 .
- Коттиас, Мириам (август 2005 г.). «Гендер и республиканское гражданство во Французской Вест-Индии, 1848–1945» . Рабство и отмена . 26 (2). Абингдон: Рутледж : 233–245. дои : 10.1080/01440390500176400 . ISSN 0144-039X . OCLC 6895438010 . S2CID 144630105 . – через Тейлора и Фрэнсиса (требуется подписка)
- Добкин де Риос, Марлен (1968). «Колониализм и правовой статус женщин во франкоязычной Африке» . Тетради по Африке . 8 (31). Париж: Школа перспективных исследований в области социальных наук : 390–405. дои : 10.3406/cea.1968.3134 . ISSN 0008-0055 . OCLC 772667063 . Проверено 29 июня 2021 г.
- Доннер, Рут (1994). Регулирование гражданства в международном праве (2-е изд.). Ирвингтон-он-Гудзон, Нью-Йорк: Транснациональные издательства. ISBN 978-0-941320-77-1 .
- Эренон, Доминик Дезире (26 января 2015 г.). «Исполнительная власть в Центральноафриканской Республике с момента обретения независимости». Тезисы.fr (на французском языке). Париж: Докторантура права Сорбонны . Архивировано из оригинала 27 июля 2021 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- Флурной, Ричард В. младший; Хадсон, Мэнли О. (1929). «Французские колонии (кроме Гваделупы, Мартиники и Реюньона)» . Сборник законов о гражданстве различных стран, содержащихся в конституциях, статутах и договорах . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 257–268. OCLC 875321407 – через HeinOnline .
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Гранмезон, Оливье Ле Кур (2006). «Исключение и правило: о французском колониальном праве» . Диоген . 53 (4). Лондон: Публикации SAGE для Международного совета философии и гуманистических исследований : 34–53. дои : 10.1177/0392192106070346 . ISSN 0392-1921 . OCLC 437606336 . S2CID 220709847 . Проверено 25 июня 2021 г.
- Кальк, Пьер (1980). Исторический словарь Центральноафриканской Республики . Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press . ISBN 0-8108-1360-2 .
- Мэнби, Бронвин (2016). Закон о гражданстве в Африке (3-е изд.). Кейптаун, Южная Африка: африканские умы. ISBN 978-1-928331-08-7 .
- Мэнби, Бронвен (2010). Закон о гражданстве в Африке: сравнительное исследование (PDF) (2-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Фонды открытого общества, Мониторинг и пропаганда управления в Африке (AfriMAP), Правовая инициатива открытого общества. ISBN 978-1-936133-29-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 февраля 2021 года.
- М'Байпор, Люсьен; Гарсия Мора, Мария Елена (июль 2012 г.). Etudediagnostique sur la Ситуация жанра в Центральноафриканской Республике [Диагностическое исследование гендерной ситуации в Центральноафриканской Республике] (PDF) (Отчет) (на французском языке). Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк . Архивировано (PDF) из оригинала 27 июля 2021 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- Мерль, Изабель (лето 2002 г.). «Возвращение к режиму статуса коренных народов: генезис и противоречия репрессивных принципов во Французской империи» . Французская политика, культура и общество (на французском языке). 20 (2). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Berghahn Books : 77–97. дои : 10.3167/153763702782369803 . ISSN 1537-6370 . JSTOR 42843233 . OCLC 5792451223 . Проверено 25 июня 2021 г.
- Мюнье, Клиффорд Дж. (март 2012 г.). «Сетки и данные: Центральноафриканская Республика» (PDF) . Фотограмметрическая инженерия и дистанционное зондирование . 78 (3). Фолс-Черч, Вирджиния: Американское общество фотограмметрии и дистанционного зондирования : 192–194. ISSN 0099-1112 . OCLC 780462390 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2021 года . Проверено 26 июля 2021 г.
- Ньор, Жан-Франсуа (август 2007 г.). «Применение Гражданского кодекса к Гваделупе в контексте наполеоновской реакции» ( PDF) . Бюллетень Исторического общества Гваделупы (на французском языке) (146–147). Бас-Тер, Гваделупа: Историческое общество Гваделупы : 19–45. дои : 10.7202/1040648ar . ISSN 0583-8266 . Проверено 23 апреля 2021 г.
- Опоку, Кваме (1974). «Традиционное право в условиях французского колониального правления» . Конституция и право за рубежом / Право и политика в Африке, Азии и Латинской Америке . 7 (2). Баден-Баден: Nomos Verlagsgesellschaft mbH: 139–153. дои : 10.5771/0506-7286-1974-2-139 . ISSN 0506-7286 . JSTOR 43108378 . OCLC 7831297523 .
- Плендер, Ричард (октябрь 1974 г.). «Новый закон о французском гражданстве» . Ежеквартальный журнал международного и сравнительного правоведения . 23 (4). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета : 709–747. дои : 10.1093/iclqaj/23.4.709 . ISSN 0020-5893 . JSTOR 758412 . OCLC 769971121 . Проверено 23 апреля 2021 г.
- Ронен, Дов (1975). Дагомея: между традициями и современностью . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-0927-6 .
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Саада, Эммануэль (2012). Дети Империи: раса, родство и гражданство во французских колониях . Перевод Голдхаммера, Артура. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-73307-4 .
- Семли, Лорель Д. (май 2014 г.). « Эволюционная революция» и путь от африканского колониального подданного к французскому гражданину» . Обзор права и истории . 32 (2). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета Американского общества истории права: 267–307. дои : 10.1017/S0738248014000157 . ISSN 0738-2480 . JSTOR 43670704 . OCLC 7781124851 . S2CID 145771594 . Проверено 6 июля 2021 г.
- Смит, Стивен В. (2015). «2. История ЦАР: прошлое напряженного настоящего». В Караяннисе, Татьяна; Ломбард, Луиза (ред.). Осмысление Центральноафриканской Республики . Лондон: Зед Букс . стр. 17–52. ISBN 978-1-78360-380-0 .
- Программа развития ООН (23 июня 2021 г.). «La RCA располагает пересмотренным Семейным кодексом, который будет представлен для принятия Национальным собранием при поддержке ПРООН]. ReliefWeb (на французском языке). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Управление Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов . Архивировано из оригинала 27 июня 2021 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- Урбан, Йерри (19 июня 2009 г.). Race et nationalité dans le droit Colonial Français (1865–1955) [ Раса и национальность во французском колониальном праве (1865–1955) ] (доктор философии) (на французском языке). Дижон, Франция: Бургундский университет . OCLC 1136505756 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 26 июля 2021 г.
- «Devenir centrafricain: Les privilégiés et les autres» [Стать центральноафриканцем: привилегированные и другие] (на французском языке). Дакар, Сенегал. Agence de Presse Africaine. 14 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 27 июля 2021 г. Проверено 27 июля 2021 г. - через sangonet.com.
- «Гражданство Центральной Африки в размере 5 000 000 франков КФА для иностранцев» . Радио Ндеке Лука (на французском языке). Лозанна, Швейцария: Фонд Хирондель. 6 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2021 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- «Закон № 1961.212 от 20 апреля 1961 года, важный кодекс центральноафриканской нации» [Закон № 1961.212 от 20 апреля 1961 года о Кодексе гражданства Центральной Африки] (PDF) . RefWorld (на французском языке). Банги, Центральноафриканская Республика: Национальная ассамблея Центральноафриканской Республики . 1966. Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2020 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- «Постановление № 84.Q22» [Постановление № 84.Q22] (PDF) . Права гражданства Африки (на французском языке). Банги, Центральноафриканская Республика: Национальная ассамблея Центральноафриканской Республики . Архивировано (PDF) из оригинала 26 октября 2019 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- «Городской Йерри (Мартиника), MCF, Droit public» [Йерри Урбан (Мартиника), старший преподаватель (Maître de conférences, MCF) публичного права]. lc2s.cnrs.fr (на французском языке). Шельхер, Мартиника: Карибская лаборатория социальных наук. 2021. Архивировано из оригинала 26 июля 2021 года . Проверено 26 июля 2021 г.