Закон о гражданстве Индии
Закон о гражданстве 1955 года. | |
---|---|
Парламент Индии | |
| |
Цитирование | Закон № 57 1955 года. |
Территориальная протяженность | Индия |
Принят | Парламент Индии |
Принят | 30 декабря 1955 г. |
Началось | 30 декабря 1955 г. |
Соответствующее законодательство | |
Закон об иностранцах 1946 года. | |
Статус: Изменено |
Закон о гражданстве Индии подробно описывает условия, на которых человек имеет индийское гражданство. Двумя основными законодательными актами, регулирующими эти требования, являются Конституция Индии и Закон о гражданстве 1955 года.
Все лица, родившиеся в Индии в период с 26 января 1950 года по 1 июля 1987 года, автоматически получили гражданство по рождению независимо от национальности их родителей. В период с 1 июля 1987 г. по 3 декабря 2004 г. гражданство по рождению предоставлялось, если хотя бы один из родителей был гражданином. Лица, родившиеся в стране с тех пор, получают индийское гражданство при рождении только в том случае, если оба родителя являются гражданами Индии или если один из родителей является гражданином, а другой не считается нелегальным мигрантом.
Иностранцы могут стать гражданами Индии путем натурализации после проживания в стране не менее 12 лет и отказа от любого предыдущего гражданства. Члены некоторых общин религиозных меньшинств из соседних стран имеют право на сокращенное требование проживания до шести лет. Граждане Индии, постоянно поселяющиеся в Пакистане или Бангладеш или добровольно приобретающие иностранное гражданство, автоматически теряют индийское гражданство. Двойное гражданство допускается в отдельных случаях в отношении несовершеннолетних детей. [1] [2]
Индия ранее находилась под властью Британской империи , а местные жители были британскими подданными и лицами, находившимися под защитой Великобритании . Хотя Индия получила независимость в 1947 году и индийцы больше не имеют британского гражданства, они по-прежнему имеют привилегированный статус при проживании в Соединенном Королевстве ; Будучи гражданами Содружества , индийцы имеют право голосовать на выборах в Великобритании и занимать там государственные должности. Граждане Индии также пользуются правом свободного передвижения в Непале на основании двустороннего соглашения .
Терминология
[ редактировать ]Различие между значением терминов «гражданство» и «национальность» не всегда четкое в английском языке и различается в зависимости от страны. Как правило, гражданство означает юридическую принадлежность человека к национальному государству и является общим термином, используемым в международных договорах применительно к членам государства; гражданство относится к набору прав и обязанностей, которые человек имеет в этой стране. [3]
В общем дискурсе в индийском контексте эти два термина используются как синонимы. Однако Верховный суд дает более точное определение, применимое в законодательстве Индии; Гражданство — это правовой статус, которым могут обладать только физические лица и который определяет гражданские и политические права, которые может осуществлять человек, в то время как гражданство — это статус, который может применяться как к физическим, так и к юридическим лицам , который определяет права, которые лицо имеет в контексте международное право. [4]
История колониальной эпохи
[ редактировать ]Администрация компании
[ редактировать ]Ост -Индская компания была основана королевской хартией в 1600 году и предоставила монополию на всю английскую торговлю с Азией. В течение 17 века компания обеспечила сильное коммерческое присутствие на Индийском субконтиненте благодаря торговле красителем индиго , селитрой и индийским текстилем. Операции стали более прибыльными, когда Империя Великих Моголов пришла в упадок в 18 веке, что дало компании возможность получить дополнительные преимущества за счет вмешательства в региональную политику. Огромные финансовые ресурсы фирмы и ее превосходящая армия позволили ей победить конкурирующих европейских торговых компаний и стать доминирующей силой в Индии. [5] Сама компания правила как непосредственный руководящий орган с 1757 по 1858 год, хотя суверенитет часто делился с Короной . Хотя был принят закон, касающийся британских подданных в Индии, не существовало всеобъемлющего закона о гражданстве, определяющего, какие лица являются подданными, в результате чего статус коренных индейцев оставался неоднозначным на протяжении всего этого периода. [6]
Закон, принятый в 1852 году, позволил иностранцам, проживающим на территории, управляемой Ост-Индской компанией, натурализоваться в качестве британских подданных путем подачи заявления в правительство. Не было никаких требований к минимальному месту жительства, и кандидатам просто требовалось одобрение соответствующего должностного лица. Присяга на верность, которую приносили успешные кандидаты, требовала от них присяги на верную службу компании, а также на верность британскому монарху . [7]
Прямое имперское правление
[ редактировать ]Индия попала под прямое управление Британской империи в 1858 году. Территории были широко разделены между двумя политическими группировками: провинциями Британской Индии , которыми управляло британское правительство, и княжескими штатами , которые представляли собой территории, управляемые местными монархами с ограниченными полномочиями. автономию в обмен на признание британского сюзеренитета. Жители провинции были британскими подданными , [8] в то время как подданные правителей княжеских государств вместо этого считались лицами, находящимися под защитой Великобритании . [9]
Хотя Великобритания обладала всеобъемлющей юрисдикцией в отношении обоих типов владений, внутреннее законодательство рассматривало княжества как иностранную территорию. обращались как с иностранцами С лицами, находящимися под защитой Великобритании, в Соединенном Королевстве , но как индийским британским подданным, так и лицам, находящимся под защитой, могли быть выданы британские индийские паспорта . Покровительствуемые лица не могли поехать в Великобританию без предварительного разрешения, но им предоставлялась такая же консульская защита, как и британским подданным, при выезде за пределы Империи. Человек, имеющий связи как с непосредственно управляемыми частями Британской Индии, так и с одним из княжеств, мог одновременно быть британским подданным и лицом, находящимся под защитой Великобритании. [10]
Закон о британском гражданстве в то время был некодифицирован и не имел стандартного набора правил. [11] вместо этого полагаясь на прошлый прецедент и общее право . [12] До середины XIX века было неясно, применимы ли правила натурализации в Соединенном Королевстве в других частях Империи. Каждая колония имела широкую свободу действий в разработке собственных процедур и требований для приема иностранцев в качестве подданных. [13] Натурализация в Великобритании осуществлялась посредством отдельных парламентских актов до 1844 года, когда был введен более упрощенный административный процесс. [14] В 1847 году Имперский парламент формализовал четкое различие между подданными, натурализованными в Великобритании, и теми, кто сделал это на других территориях. Считалось, что лица, натурализованные в Великобритании, получили статус в результате имперской натурализации, которая действовала на всей территории Империи. Утверждалось, что лица, натурализованные в колониях, прошли местную натурализацию и получили статус субъекта, действительный только на соответствующей территории. [15] Например, подданный, натурализованный на местном уровне в Бенгалии, был там британским подданным, но не в Англии или Новом Южном Уэльсе . Как и лица, находящиеся под защитой, натурализованные на местном уровне британские подданные по-прежнему имели право на имперскую защиту при выезде за пределы Империи. [16]
Имперский парламент впервые внес положения о статусе британских подданных в кодифицированный статутный закон, приняв Закон о британском гражданстве и статусе иностранцев 1914 года ( 4 и 5 Geo. 5. c. 17). Статус британского подданного был стандартизирован как общее гражданство всей Империи. [17] [18] [19] Этот закон позволил доминионам и Британской Индии предоставлять статус подданных иностранцам путем имперской натурализации, но не препятствовал дальнейшим предоставлениям местной натурализации в соответствии с местным законодательством. [20] Продолжающееся применение местной натурализации позволило властям Британской Индии избежать добавления требований английского языка к процессу натурализации. [21]
Неравный статус
[ редактировать ]После года индийского восстания 1857 королева Виктория в 1858 году издала королевскую прокламацию «принцам, вождям и народу Индии», провозгласив, что Корона «связана с уроженцами наших индийских территорий теми же долговыми обязательствами, которые связывают нас». ко всем остальным нашим предметам». [22] Официальная риторика подчеркивала статус британского подданного как платформу равенства, иллюстрируя имперскую философию, согласно которой все подданные Короны равны перед законом, независимо от расы или происхождения. [23]
Этому идеалу прямо противоречил ряд иммиграционных ограничений в других колониях и доминионах, которые были созданы для того, чтобы исключить въезд небелых мигрантов, в том числе индийских британских подданных, на въезд в их границы. [24] Австралия , Канада , Новая Зеландия и Южная Африка к началу 20-го века приняли законы, строго ограничивающие индийскую иммиграцию в той или иной форме. [25] Индийцы добились большего успеха в реализации своих прав британских подданных в самой Британии, примером чего являются избрания двух индийских кандидатов в Палату общин , Дадабхая Наороджи и Манчерджи Бхунагри . [26]
Требования равного имперского гражданства с тем же статусом и правами, что и европейские британские подданные, были основным мотиватором индийских движений за гражданские права по всей Империи в конце 19 - начале 20 веков. [27] Хотя имперское правительство признавало эти претензии законными до Первой мировой войны , оно нервничало из-за перспективы того, что эти движения приобретут революционный характер, и решило силой подавить местные беспорядки, а не решать политические проблемы Индии. [28] Когда стало очевидно, что равенство внутри Британской империи невозможно, послевоенные индийские политические движения сосредоточили внимание на независимости. [29]
Политика после обретения независимости
[ редактировать ]Раздел и переход
[ редактировать ]Британская Индия была разделена на два независимых доминиона 15 августа 1947 года: Союз Индии и Федерацию Пакистана . [30] Индия временно сохраняла британского суверена в качестве главы государства до тех пор, пока ее дальнейшее членство в Содружестве Наций в качестве республики не было согласовано на Конференции премьер-министров Содружества в 1949 году . [31] Индийцы продолжали оставаться британскими подданными до тех пор, пока независимая Индия не приняла собственное законодательство о гражданстве. [32] Подданные княжеств, которые ранее считались покровительствуемыми Великобританией лицами, стали британскими подданными Индии, когда их штаты присоединились к Индии . [33]
Статус британского подданного был изменен в соответствии с Законом о британском гражданстве 1948 года . Закон отказался от общего гражданства, используемого по всей Империи, и дал новое определение британскому подданному, означающее любого гражданина страны Содружества. Гражданин Содружества был определен в этом Законе как имеющий то же значение. Статус британского подданного/гражданина Содружества сосуществовал с гражданством каждой страны Содружества. Поскольку к моменту вступления в силу Закона 1948 года 1 января 1949 года в Индии не были приняты правила о гражданстве, индийцы (и граждане всех других доминионов, не имеющих законов о гражданстве) были временно классифицированы как «британские подданные без гражданства». [34]
Республика и национальное гражданство
[ редактировать ]Положения Конституции Индии о гражданстве вступили в силу 26 ноября 1949 года. [35] до полной даты вступления документа в силу и преобразования страны в республику 26 января 1950 года. [36] Раздел привел к крупномасштабному перемещению населения через новые границы, разделяющие Индию и Пакистан . В этом контексте Учредительное собрание ограничило сферу применения конституционных положений о гражданстве с непосредственной целью определения гражданства этих мигрантов. Закон о гражданстве, принятый позже парламентом в 1955 году, обеспечивает полную структуру, подробно описывающую требования к гражданству после этого момента. [37]
Любой человек, постоянно проживающий в Индии, автоматически становился гражданином Индии в 1949 году, если он: родился в Индии, родился хотя бы от одного родителя, который сам родился в Индии, или проживал в Индии не менее пяти лет до вступления в силу Конституции. [35] Лица индийского происхождения, проживающие за пределами страны, могли зарегистрироваться для получения гражданства, но лицу, добровольно принявшему гражданство иностранного государства, запрещалось иметь индийское гражданство. [38] В этом контексте определение «иностранное государство» не включает государства-члены Содружества. [39]
Лица, мигрировавшие из территории, которая стала частью Пакистана, могли быть зарегистрированы в качестве граждан Индии, если они (или их родители, бабушки и дедушки) родились в любой части Индии до раздела, как это определено Законом о правительстве Индии 1935 года , и либо получили постоянное место жительства. на территории Индии до 19 июля 1948 года или был зарегистрирован в качестве гражданина Индии должностными лицами Доминиона после этой даты, но до вступления в силу Конституции. Мигранты из Пакистана должны были проживать в Индии не менее шести месяцев до подачи заявления на регистрацию. И наоборот, лица, мигрировавшие из Индии в Пакистан и поселившиеся там в любое время, не считаются гражданами Индии. [40]
Миграция между Непалом и Индией не была ограничена с тех пор, как между двумя странами существовала четкая граница. Хотя правительство Британской Индии поощряло непальцев селиться на северо-востоке Индии, чтобы способствовать росту чайных плантаций в этом районе, высокий уровень миграции между двумя странами продолжал иметь место из-за культурного и религиозного сходства. После обретения Индией независимости правительство заключило соглашение о свободном передвижении с Непалом, результатом которого стал Индо-Непальский договор о мире и дружбе 1950 года ; с тех пор все граждане Индии и Непала получили официально разрешенную возможность жить и работать в любой из стран. [41]
Гражданство Содружества
[ редактировать ]Граждане Содружества первоначально продолжали автоматически иметь право на поселение в Соединенном Королевстве и Ирландии после 1949 года. [42] [43] Иммиграция небелого населения в Великобританию систематически не поощрялась, но сильные экономические условия в Британии после Второй мировой войны вызвали беспрецедентную волну колониальной миграции. [44] В ответ британский парламент ввел иммиграционный контроль в отношении всех граждан Содружества, происходящих из-за пределов Британских островов, на основании Закона Содружества об иммигрантах 1962 года . [45] Ирландия продолжала разрешать всем британским подданным свободное передвижение, несмотря на обретение независимости в 1922 году в рамках соглашения об общей зоне путешествий , но в 1962 году перешла к тому, чтобы отразить британские ограничения, ограничив эту возможность только людьми, родившимися на островах Великобритании или Ирландии. [46] [43] Великобритания несколько смягчила эти меры в 1971 году для граждан, чьи родители или бабушки и дедушки родились в Соединенном Королевстве. [45] который предоставил эффективные преференции белым гражданам Содружества. [47]
В соответствии с Законом о гражданстве 1955 года граждане Содружества имели право получить индийское гражданство путем регистрации вместо натурализации, хотя этот метод получения не имел особых преимуществ. [48] Этот путь был доступен до тех пор, пока статус гражданина Содружества не был исключен из индийского законодательства в 2003 году. [49] Великобритания сама обновила свой закон о гражданстве, чтобы отразить более скромные границы ее оставшейся территории и заморских владений, приняв Закон о британском гражданстве 1981 года . [50] который изменил определение термина «британский подданный», чтобы больше не включать граждан Содружества. Граждане Индии остаются гражданами Содружества по британскому законодательству [51] и по-прежнему имеют право голосовать и баллотироваться на государственные должности в Великобритании. [52]
Интеграция оставшихся колоний
[ редактировать ]находящийся под управлением Франции, Остальные европейские колониальные владения в Индии были реинтегрированы к 1961 году. Чандернагор, провел референдум в 1949 году, в результате которого город слился с Западной Бенгалией . [53] в то время как остальная часть Французской Индии была оставлена к 1954 году. [54] Португальская Индия была взята силой в ходе двух военных наступлений в 1954 и 1961 годах . [55] Хотя большинству жителей этих территорий был предоставлен выбор между получением индийского гражданства и сохранением своего прежнего гражданства, жителям Дадры и Нагар-Хавели такой возможности не было. [56] В Гоа, Дамане и Диу жители автоматически становились гражданами Индии 20 декабря 1961 года, если до этой даты они не сделали письменное заявление о своем намерении сохранить существующее гражданство. [57] Португалия не признала аннексию своих бывших индийских территорий; [58] лица, родившиеся в соответствующих районах до 3 июня 1975 года, признавались гражданами Португалии. [59]
Присоединение Сиккима
[ редактировать ]Королевство Сикким было автономной монархией на северо-востоке Индии с 17 века по 1975 год. [60] Хотя Великобритания (а позже и Индия) контролировали свои внешние дела, Сикким никогда не считался княжеским государством и всегда обладал полной автономией во внутренних делах. [61] В Сиккиме не было кодифицированного законодательства о гражданстве до 1961 года, когда вступило в силу Постановление о субъекте Сиккима. [61] Первоначально в этом законодательстве подданными Сиккима считались лица коренного происхождения, имеющие постоянный дом в стране, или лица, постоянно поселившиеся в Сиккиме, которые разорвали все связи со своей предыдущей страной или приобрели недвижимость в Сиккиме. [62] Статус субъекта был дополнительно ограничен требованием иметь права собственности в Сиккиме до 1937 года, что фактически не позволяло большому количеству жителей Непала получить постоянный статус в стране. [63] Двойное гражданство было запрещено, и женщины автоматически теряли свои права субъектов при вступлении в брак с мужчинами, не являющимися сиккимцами. [64]
Этнический ценз на статус подданного был особенно непопулярен, что привело к восстанию и отмене этого постановления в следующем году. Однако поправка 1962 года также создала облегченный путь натурализации для лиц, не являющихся гражданами местного происхождения; любой человек, происходящий от человека, проживавшего в Сиккиме до 1850 года, мог подать заявление на получение статуса подданного, даже если он не жил в стране. [62]
После роспуска монархии Сиккима и его присоединения к Индии в 1975 году любое лицо, зарегистрированное в качестве сиккимского подданного до 26 апреля 1975 года, становилось гражданином Индии. [65] В результате этого процесса приобретения некоторые группы людей, живущих в Сиккиме, остались без гражданства , включая долгосрочных жителей без собственности, сиккимских женщин, вышедших замуж за не-сиккимцев, а также лиц, которые в других отношениях имели право на статус подданного, но не смогли пройти регистрацию до 1975 года. [66]
Законодательные меры реагирования на миграцию
[ редактировать ]Правила индийского гражданства были в целом либеральными, когда они были впервые созданы во время основания республики. Сменявшие друг друга правительства, начиная с 1980-х годов, постепенно увеличивали сложность получения индийского гражданства в ответ на изменение структуры иммиграции из соседних стран. [67]
Масштабная миграция в Ассам из Бенгалии началась во время колониального правления. Британские власти поощряли рабочих из-за пределов региона переселяться туда, чтобы обеспечить постоянный источник рабочей силы для строительства железных дорог, развития сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых. [68] Национальный реестр граждан Ассама был создан в 1951 году для ведения централизованного реестра всех граждан штата в результате местного недовольства притоком мигрантов. [69] [70]
Темпы прироста населения Ассама были значительно выше, чем в остальной части Индии за весь период с 1901 по 1981 год. [71] Самый высокий уровень миграции произошел в течение десятилетия после Освободительной войны Бангладеш 1971 года ; [72] примерно 1,8 миллиона человек поселились в штате в 1970-х годах по сравнению с 221 000 в 1950-х и 424 000 в 1960-х. [73] Во время местных выборов 1979 года выяснилось, что значительная часть зарегистрированного электората не является гражданами. Последовавшая за этим реакция положила начало многолетнему Ассамскому движению . [74] который требовал изгнания иностранцев из государства. [75] Организаторы протестов и правительственные чиновники в конечном итоге согласовали Ассамское соглашение в 1985 году, в результате которого в том же году к Закону о гражданстве был добавлен раздел 6А. [76] Согласно этому изменению, любое лицо, проживавшее в Ассаме до 1966 года, считалось гражданином Индии; те, кто поселился там в период с 1966 по 1971 год, были исключены из списков избирателей и подвергнуты 10-летнему периоду ожидания, прежде чем они получат право зарегистрироваться для получения гражданства. Все мигранты, прибывшие после 1971 года, считались нелегально иммигрировавшими. [72]
Этнический конфликт в соседней Шри-Ланке привел к гражданской войне в 1983 году. После начала боевых действий около 100 000 человек искали убежище в Индии. Это событие в сочетании с продолжающимися беспорядками в Ассаме привело к внесению в 1986 году еще одной поправки к Закону о гражданстве, которая ограничивала гражданство по рождению для детей, рожденных хотя бы от одного родителя-индейца. Дальнейшая поправка , внесенная в 2003 году, ограничила это право только детьми, у которых двое родителей-индейцев, или детьми, у которых один из родителей является гражданином, а другой не считается нелегальным мигрантом. [77] В том же году была введена обязательная регистрация в Национальном реестре граждан для всей страны (в отличие от реестра, специфичного для Ассама). [78] а также зарубежное гражданство для индийской диаспоры, проживающей за рубежом. [56]
В 2019 году были выборочно смягчены ограничения для мигрантов из соседних стран, принадлежащих к определенным религиозным группам, незаконно въехавших в Индию до 2015 года; лица из Афганистана , Бангладеш и Пакистана, являющиеся индуистами , сикхами , буддистами , джайнами , парсами или христианами , не считаются нелегальными мигрантами для целей гражданства. [79] и имеют право на сокращенное шестилетнее требование проживания для натурализации. [80] Принятие этих изменений вызвало массовые протесты против светского характера предыдущего закона о гражданстве. [81]
Национальный реестр граждан Ассама был полностью обновлен в 2019 году, и каждый гражданин штата должен был предъявить доказательства своего гражданства и поселения до 1971 года. [82] 1,9 миллиона человек не предоставили достаточных документов и не были внесены в реестр, в результате чего они остались без гражданства и подлежат депортации. [83]
Приобретение и утрата гражданства
[ редактировать ]Право по рождению или происхождению
[ редактировать ]Все лица, родившиеся в Индии в период с 26 января 1950 года по 1 июля 1987 года, автоматически получили гражданство по рождению независимо от национальности их родителей. С 1 июля 1987 года по 3 декабря 2004 года дети, родившиеся в стране, получали индийское гражданство по рождению, если хотя бы один из родителей был гражданином. С тех пор гражданство по рождению предоставляется только в том случае, если оба родителя являются гражданами Индии или если один из родителей является гражданином, а другой не считается нелегальным мигрантом. [84]
Дети, родившиеся за рубежом, имеют право стать гражданами Индии по происхождению, если хотя бы один из родителей является гражданином Индии. рождение подходящих лиц должно быть зарегистрировано в дипломатическом представительстве Индии Для получения гражданства в течение определенного периода времени. Лицам, родившимся до 3 сентября 2004 года, не требовалось регистрироваться при рождении и автоматически получать гражданство по происхождению, за исключением случаев, когда один из родителей был гражданином Индии по происхождению, и в этом случае регистрация их рождения была обязательной. До 10 декабря 1992 года только дети индийских отцов (а не матерей) имели право на получение гражданства по происхождению. [85] Граждане Индии по происхождению, имеющие другое гражданство, автоматически перестают быть гражданами Индии через шесть месяцев после достижения 18-летнего возраста, если только они не откажутся от своего иностранного гражданства. [86]
Добровольное приобретение
[ редактировать ]Некоторые неграждане имеют право на получение гражданства путем регистрации, если они состоят в браке с гражданином Индии, являются несовершеннолетними детьми граждан Индии или имеют индийское происхождение и проживают либо в стране, либо за пределами территории Индии до раздела. [87] Лица, родители которых являются гражданами Индии, которые сами или их родители ранее имели индийское гражданство или имели зарубежное гражданство в течение не менее пяти лет, также имеют право получить гражданство путем регистрации. Лица, имеющие право на участие в программе, должны проживать в стране не менее 12 месяцев до подачи заявления на регистрацию, и к ним предъявляются дополнительные требования к месту жительства в зависимости от критерия, по которому они соответствуют критериям. [88]
Все остальные иностранцы могут стать гражданами Индии путем натурализации после проживания в стране не менее 11 из предыдущих 14 лет с дополнительными 12 месяцами проживания непосредственно перед подачей заявления, в общей сложности 12 лет. [80] Любой, кто приобретает индийское гражданство путем натурализации или регистрации, должен отказаться от своего предыдущего гражданства. [48] В период с 2010 по 2019 год около 21 000 человек натурализовались в качестве граждан Индии. [89]
Любому лицу, считающемуся нелегальным мигрантом, обычно запрещается получать гражданство посредством натурализации и регистрации. [90] Однако мигранты из Афганистана, Бангладеш или Пакистана, принадлежащие к избранным религиозным общинам (индусы, сикхи, буддисты, джайны, парсы или христиане) и прибывшие в Индию до 2015 года, не считаются нелегальными мигрантами. [79] Они имеют право на натурализацию с уменьшенными требованиями к месту жительства; не менее пяти лет проживания в течение предыдущего 14-летнего периода, а также дополнительные 12 месяцев проживания непосредственно перед подачей заявления. [91]
Отказ и лишение
[ редактировать ]От индийского гражданства добровольно может отказаться любой человек, достигший 18-летнего возраста. Несовершеннолетние дети лица, отказавшегося от гражданства, также перестают быть гражданами. По достижении совершеннолетия эти дети имеют возможность возобновить индийское гражданство в течение одного года. До 2003 года для отказа требовалось сохранение гражданства другой страны, и все замужние женщины считались совершеннолетними для целей отказа от гражданства независимо от их фактического возраста. Несовершеннолетние дети теряли гражданство только в том случае, если их отцы (а не матери) отказались от этого статуса до 1992 года. Любой гражданин Индии, постоянно поселяющийся в Пакистане или Бангладеш или добровольно приобретающий гражданство другой страны в любое время, автоматически теряет индийское гражданство. [92] В период с 2015 по 2019 год около 670 000 человек потеряли индийское гражданство либо в результате отказа, либо в результате автоматической потери после приобретения иностранного гражданства. [93]
Двойное гражданство
[ редактировать ]Граждане Индии по происхождению могут иметь двойное гражданство до 18 лет, после чего им необходимо выбрать гражданство. [86] [1] [2] Двойное гражданство было разрешено с отдельными странами до 2005 года. [94] Законопроект о поправках к гражданству 2003 года позволил гражданам по происхождению продолжать получать индийское гражданство после 18 лет, если они зарегистрировались в качестве иностранных граждан. [95] Жители Гоа утверждают, что имеют двойное гражданство, поскольку не было закона, прекращающего их предыдущее гражданство. [96] [97]
Зарубежное гражданство
[ редактировать ]Бывшие граждане Индии и потомки граждан имели право на получение зарубежного гражданства с момента его создания в 2003 году. [98] Этот статус дает его обладателям пожизненное право жить и работать в стране, но они не могут голосовать на выборах , баллотироваться на государственные должности и подлежат ограничениям на въезд в охраняемые и ограниченные зоны . Зарубежное гражданство — это статус, созданный специально для обхода конституционного запрета на обладание несколькими гражданствами; это не считается полной формой индийского гражданства. [99] Все лица, которые (или чьи родители, бабушки и дедушки) когда-либо были гражданами Пакистана или Бангладеш, навсегда не имеют права на получение зарубежного гражданства. [100]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Просьба Девьяни Хобрагаде о двойном гражданстве для детей отклонена» . Индия сегодня . 23 июля 2015 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Passport_Manual_16_Chapters_to_be_disclosured» (PDF) . Passport_Manual_16_Chapters_to_be_disclosured . 27 ноября 2023 г.
- ^ Кондо 2001 , стр. 2–3.
- ^ Ашеш и Тирувенгадам, 2017 , с. 1.
- ^ Меткалф и Меткалф 2006 , стр. 44–55.
- ^ Ашеш и Тирувенгадам 2017 , стр. 3–4.
- ^ Закон о натурализации Индии 1852 года .
- ^ Ашеш и Тирувенгадам, 2017 , с. 4.
- ^ Джонс 1945 , с. 124.
- ^ Джонс 1945 , стр. 127–128.
- ^ Гозевинкель 2008 , с. 13.
- ^ Каратани 2003 , с. 41.
- ^ Каратани 2003 , стр. 55–56.
- ^ Бэгналл и Шерратт, 2021 , с. 286.
- ^ Историческая справка о национальности , с. 8.
- ^ Каратани 2003 , с. 55.
- ^ Болдуин 2001 , стр. 527–528.
- ^ Историческая справка о национальности , с. 10.
- ^ Ашеш и Тирувенгадам, 2017 , с. 5.
- ^ Парри 1954 , с. 102.
- ^ Парри 1954 , стр. 106–107.
- ^ Мороз 2018 , с. 849.
- ^ Хаттенбек 1973 , стр. 108–109, 118.
- ^ Хаттенбек 1973 , стр. 117–118.
- ^ Хаттенбек 1973 , стр. 111, 116, 120, 134–135.
- ^ Мороз 2018 , с. 850.
- ^ Мороз 2018 , стр. 850, 856, 860.
- ^ Мороз 2018 , стр. 859–860.
- ^ Мороз 2018 , стр. 865–867.
- ^ Пачаури 2010 , с. 1135.
- ^ Стейнберг 1949 , с. 39.
- ^ Ансари 2013 , с. 287
- ^ Парри 1954 , с. 107.
- ^ Уэйд 1948 , стр. 69–70, 73.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ашеш и Тирувенгадам 2017 , с. 6.
- ^ Винегард 2011 , с. 2.
- ^ Джаял 2019 , с. 34.
- ^ Ашеш и Тирувенгадам, 2017 , с. 8.
- ^ Ахмад 1997 , с. 114.
- ^ Ашеш и Тирувенгадам 2017 , стр. 6–7.
- ^ Таплиял 1999 , стр. 778–780.
- ^ Маккей 2008 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Райан 2001 , с. 862.
- ^ Хансен 1999 , стр. 90, 94–95.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эванс 1972 , стр. 508–509.
- ^ Ллойд 1998 , стр. 515–516.
- ^ Пол 1997 , с. 181.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Токсли 1967 , с. 498.
- ^ Ашеш и Тирувенгадам, 2017 , с. 9.
- ^ Пол 1997 , стр. 182–183.
- ^ Блум 2011 , с. 640.
- ^ Блум 2011 , с. 654.
- ^ Ечури 2015 , с. 1150.
- ^ Ечури 2015 , с. 1164.
- ^ Гонсалвес 2003 , с. 56.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ашеш и Тирувенгадам 2017 , с. 15.
- ^ Феррао 2010 , стр. 250–251.
- ^ Феррао 2010 , с. 249.
- ^ Феррао 2010 , с. 251.
- ^ Ванденхельскен 2021a , стр. 213.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ванденхельскен 2021а , стр. 217.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ванденхельскен 2021b , стр. 260–261.
- ^ Ванденхельскен 2021b , стр. 262.
- ^ Ванденхельскен 2021a , стр. 221, 223.
- ^ Ванденхельскен 2021b , стр. 264.
- ^ Ванденхельскен 2021a , стр. 219.
- ^ Джаял 2019 , стр. 34–35.
- ^ Хиллали 2016 , стр. 59–61.
- ^ Бхатия 2021 , стр. 185.
- ^ Кумар 2019 , с. 205.
- ^ Баруа 1986 , с. 1187.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джаял 2019 , с. 35.
- ^ Вайнер 1983 , стр. 285–286.
- ^ Ашеш и Тирувенгадам, 2017 , с. 11.
- ^ Фернандес 2005 , с. 3237.
- ^ Ашеш и Тирувенгадам, 2017 , с. 13.
- ^ Ашеш и Тирувенгадам 2017 , стр. 10–12.
- ^ Бозе, Прасенджит (6 декабря 2019 г.). «Восстановление светского понятия гражданства» . Индус . Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 22 октября 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандрахуд 2020 , с. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандрахуд 2020 , с. 20.
- ^ Чандрахуд 2020 , с. 1.
- ^ Бхатия 2021 , с. 188.
- ^ Геттлман, Джеффри; Радж, Сухасини (31 августа 2019 г.). «Массовая проверка гражданства в Индии оставила 2 миллиона человек в подвешенном состоянии» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 15 декабря 2019 года . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Чандрахуд 2020 , стр. 14–15.
- ^ Чандрахуд 2020 , стр. 15–16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Закон о гражданстве 1955 года , ст. 4.
- ^ Бхат 2019 , с. 12.
- ^ Чотани, Пурви (8 сентября 2021 г.). «Полное руководство по отказу от иностранного гражданства и получению индийского гражданства» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ Джайн, Бхарти (4 февраля 2020 г.). «Более 21 000 человек получили индийское гражданство за последние 10 лет: правительство» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Чандрахуд 2020 , с. 30.
- ^ Чандрахуд 2020 , стр. 20–21.
- ^ Ашеш и Тирувенгадам 2017 , стр. 7 и 16.
- ^ «Парламентские разбирательства: более 6,7 тысяч человек отказались от индийского гражданства в 2015-2019 годах» . Индус . 10 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2021 года . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | Индия: Закон № 57 1955 года, Закон о гражданстве 1955 года» . Рефмир . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ «Законопроект №39 от 2003 года» (PDF) .
- ^ Репортер Incredible Goa Staff (12 февраля 2017 г.). «Гоанцы имеют двойное гражданство по рождению - адвокат Радхарао Грасиас» . Невероятный Гоа . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ «Индия признает двойное гражданство» . о Геральдо . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Ксавье 2011 , стр. 34–35.
- ^ Ксавье 2011 , стр. 45–46.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по OCI» . Генеральное консульство Индии, Сан-Франциско. Архивировано из оригинала 13 января 2022 года . Проверено 13 января 2022 г.
Общие источники
[ редактировать ]- Ахмад, Бадар (1997). Свобода прессы и Верховный суд: оценка (PDF) (доктор философии). Алигархский мусульманский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г. - через CORE .
- Ансари, Сара (2013). «Подданные или граждане? Индия, Пакистан и Закон о британском гражданстве 1948 года». Журнал истории Империи и Содружества . 41 (2). Рутледж : 285–312. дои : 10.1080/03086534.2013.768094 . S2CID 143661406 .
- Ашеш, Ашна; Тирувенгадам, Арун (июль 2017 г.). Отчет о законе о гражданстве: Индия (Отчет). Европейский университетский институт . hdl : 1814/47124 .
- Бэгналл, Кейт; Шерратт, Тим (2021). «Недостающие звенья: истории данных из архива колониального гражданства британских поселенцев» . Журнал всемирной истории . 32 (2). Издательство Гавайского университета : 281–300. дои : 10.1353/jwh.2021.0025 .
- Болдуин, М. Пейдж (октябрь 2001 г.). «Подчинение империи: замужние женщины и Закон о британском гражданстве и статусе иностранцев». Журнал британских исследований . 40 (4). Издательство Кембриджского университета : 522–556. дои : 10.1086/386266 . JSTOR 3070746 . ПМИД 18161209 . S2CID 5762190 .
- Баруа, Санджай (ноябрь 1986 г.). «Иммиграция, этнические конфликты и политические беспорядки - Ассам, 1979–1985». Азиатский опрос . 26 (11). Издательство Калифорнийского университета : 1184–1206. дои : 10.2307/2644315 . JSTOR 2644315 .
- Бхат, М. Мохсин Алам (2019). «Конституционное дело против законопроекта о поправках к гражданству». Экономический и политический еженедельник . 54 (3). Самикша Траст: 12–14. ССНН 3367310 .
- Бхатия, Мониш (2021). «Государственное насилие в Индии: от убийств на границе до Национального реестра граждан и Закона о поправках к гражданству». В Бхатии — Мониш; Каннинг, Виктория (ред.). Кража времени: миграция, временные рамки и государственное насилие . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 171–192. дои : 10.1007/978-3-030-69897-3_9 . ISBN 978-3-030-69897-3 . S2CID 238062637 .
- Блум, Тендайи (2011). «Противоречия в формальных правах гражданства Содружества в странах Содружества». Круглый стол . 100 (417). Тейлор и Фрэнсис : 639–654. дои : 10.1080/00358533.2011.633381 . S2CID 154726067 .
- Чандрахуд, Абхинав (февраль 2020 г.). Секуляризм и Закон о внесении поправок в Закон о гражданстве . Индия: семьдесят лет республики. Университет Виктории в Веллингтоне . стр. 1–35. ССНН 3513828 .
- Эванс, Дж. М. (1972). «Закон об иммиграции 1971 года». Обзор современного права . 35 (5). Уайли : 508–524. дои : 10.1111/j.1468-2230.1972.tb02363.x . JSTOR 1094478 .
- Фернандес, Вальтер (2005). «Закон IMDT и иммиграция в Северо-Восточной Индии». Экономический и политический еженедельник . 40 (30). Самикша Траст: 3237–3240. JSTOR 4416922 .
- Феррао, Ранджана (2010). «Сохранение португальского гражданства в Гоа» . Ежегодник ИГИЛ по международному гуманитарному праву и праву беженцев . 244 . Индийское общество международного права: 244–272. Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 22 октября 2021 г. - через HeinOnline .
- Фрост, Марк Р. (2018). «Имперское гражданство или что-то еще: либеральные идеалы и разрушение империи в Индии, 1890–1919» (PDF) . Журнал истории Империи и Содружества . 46 (5). Рутледж : 845–873. дои : 10.1080/03086534.2018.1519243 . S2CID 165197198 . Архивировано (PDF) из оригинала 4 ноября 2021 года . Проверено 4 ноября 2021 г.
- Гонсалвес, Арнальдо (2003). «Макао, Тимор и португальская Индия в контексте недавней деколонизации Португалии». В Ллойд-Джонсе, Стюарт; Пинто, Антониу Коста (ред.). Последняя империя: тридцать лет португальской деколонизации . Интеллектуальные книги. стр. 53–66. ISBN 1-84150-897-7 . Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 22 октября 2021 г.
- Гозевинкель, Дитер (15 апреля 2008 г.). Нация и гражданство с конца девятнадцатого века: сравнительная европейская перспектива (PDF) (Отчет). Европейский парламент . Архивировано (PDF) из оригинала 27 мая 2019 года . Проверено 7 августа 2021 г.
- Хансен, Рэндалл (1999). «Политика гражданства в Великобритании 1940-х годов: Закон о британском гражданстве». Британская история двадцатого века . 10 (1). Издательство Оксфордского университета : 67–95. дои : 10.1093/tcbh/10.1.67 .
- Хилали, Сара (январь 2016 г.). «Представление колониального Ассама: изображение «пустошей» в процессе его создания». Экономический и политический еженедельник . 51 (3). Самикша Траст: 55–62. JSTOR 44004205 .
- Историческая справка о национальности (PDF) (Отчет). 1.0. Великобритания: Министерство внутренних дел . 21 июля 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 29 декабря 2018 г. . Проверено 3 апреля 2019 г.
- Хаттенбек, РА (ноябрь 1973 г.). «Британская империя как «страна белого человека» - расовые отношения и иммиграционное законодательство в колониях белых поселений». Журнал британских исследований . 13 (1): 108–137. дои : 10.1086/385652 . JSTOR 175372 . S2CID 143685923 .
- Джаял, Нираджа Гопал (2019). «Реконфигурация гражданства в современной Индии» . Южная Азия: Журнал исследований Южной Азии . 42 (1). Рутледж : 33–50. дои : 10.1080/00856401.2019.1555874 .
- Джонс, Дж. Мервин (1945). «Кто такие лица, находящиеся под защитой Великобритании» . Британский ежегодник международного права . 22 . Издательство Оксфордского университета : 122–145. Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г. - через HeinOnline .
- Каратани, Риеко (2003). Определение британского гражданства: Империя, Содружество и современная Британия . Издательство Фрэнка Касса. ISBN 0-7146-8298-5 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2019 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- Кондо, Ацуши, изд. (2001). Гражданство в глобальном мире . Пэлгрейв Макмиллан . дои : 10.1057/9780333993880 . ISBN 978-0-333-80266-3 .
- Кумар, Алок Прасанна (2019). « Больше исполнительной власти, чем исполнительной власти»: роль Верховного суда в интерпретации NRC» (PDF) . Обзор Национальной юридической школы Индии . 31 (2). Национальный юридический факультет Индийского университета : 203–210. Архивировано (PDF) из оригинала 5 декабря 2020 года . Проверено 12 января 2022 г.
- Ллойд, Тревор (1998). «Перегородка внутри, перегородка: ирландский пример». Международный журнал . 53 (3). Издательство SAGE : 505–521. дои : 10.2307/40203326 . JSTOR 40203326 .
- Маккей, Джеймс (2008). «Принятие Закона Содружества об иммигрантах 1962 года, пример использования закулисной власти». Обсерватория Британского общества (6). Тулонский университет : 89–108. дои : 10.4000/osb.433 .
- Меткалф, Барбара ; Меткалф, Томас Р. (2006). Краткая история современной Индии (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-68225-1 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г.
- Пачаури, СК (2010). «Решение Индии остаться в Содружестве - 1949 год — важная веха во внешней политике». Труды Индийского исторического конгресса . 70 . Конгресс истории Индии : 1134–1143 гг. JSTOR 44147757 .
- Парри, Клайв (1954). «Гражданство в Содружестве с особым упором на Индию». Индия ежеквартально . 10 (2). Издательство SAGE : 101–125. дои : 10.1177/097492845401000201 . JSTOR 45068608 . S2CID 155297198 .
- Пол, Кэтлин (1997). Обеление Британии: раса и гражданство в послевоенную эпоху . Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-0-8014-8440-7 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- Райан, Бернард (2001). «Общая зона путешествий между Великобританией и Ирландией» (PDF) . Обзор современного права . 64 (6). Уайли : 855–874. дои : 10.1111/1468-2230.00356 . JSTOR 1097196 .
- Стейнберг, С.Х., изд. (1949). Ежегодник государственного деятеля: статистический и исторический ежегодник государств мира за 1949 год . Пэлгрейв Макмиллан . дои : 10.1057/9780230270787 . ISBN 978-0-230-27078-7 . Архивировано из оригинала 29 сентября 2021 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- Таплиял, Сангита (1999). «Перемещение населения между Индией и Непалом: новые проблемы». Стратегический анализ . 23 (5). Тейлор и Фрэнсис : 777–789. дои : 10.1080/09700169908455083 .
- Токсли, Уолтер В. (1967). «Ограничительная политика гражданства в Содружестве» . Юридический журнал Макгилла . 13 . Университет Макгилла : 494–502. Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 21 октября 2021 г. - через HeinOnline .
- Ванденхельскен, Мелани (2021a). «Происхождение, миграция, права и изоляция: гражданство в индийском штате Сикким» . Азиатская национальность . 22 (2). Рутледж : 213–234. дои : 10.1080/14631369.2020.1802575 .
- Ванденхельскен, Мелани (2021b). «Регулирование предмета Сиккима 1961 года и «косвенное правление» в Сиккиме: происхождение, земельная собственность и неравное гражданство» . Азиатская национальность . 22 (2). Рутледж : 254–271. дои : 10.1080/14631369.2020.1801338 .
- Уэйд, ECS (1948). «Закон о британском гражданстве 1948 года». Журнал сравнительного законодательства и международного права . 30 (3/4). Издательство Кембриджского университета : 67–75. JSTOR 754289 .
- Вайнер, Майрон (июнь 1983 г.). «Политическая демография антииммигрантского движения Ассама». Обзор народонаселения и развития . 9 (2). Совет по народонаселению : 279–292. дои : 10.2307/1973053 . JSTOR 1973053 .
- Вайнгард, Тимоти К. (2011). Коренные народы британских доминионов и Первая мировая война . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-01493-0 . Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- Ксавье, Константино (2011). «Эксперименты с объединением диаспор: зарубежное гражданство Индии». Национализм и этническая политика . 17 (1). Рутледж : 34–53. дои : 10.1080/13537113.2011.550545 . S2CID 143534570 .
- Йечури, Ахила (декабрь 2015 г.). «Представляя Индию, деколонизацию Французской Индии, ок. 1947–1954» . Исторический журнал . 58 (4). Издательство Кембриджского университета : 1141–1165. дои : 10.1017/S0018246X14000727 . S2CID 164986173 .