Экономика Индии под британским владычеством
![]() | Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( январь 2022 г. ) |
Роль и масштабы британской имперской политики во время британского владычества (1858–1947 гг.) в отношении относительного снижения мирового ВВП Индии остаются предметом споров среди экономистов, историков и политиков. Некоторые комментаторы утверждают, что эффект британского правления был отрицательным и что Великобритания проводила политику деиндустриализации Индии в интересах британских экспортеров, в результате чего индийцы стали относительно беднее, чем до британского правления. [1] Другие утверждают, что влияние Великобритании на Индию было либо нейтральным, либо положительным, и что снижение доли Индии в мировом ВВП было вызвано другими факторами, такими как новые технологии массового производства или внутренний этнический конфликт. [2]
Экономическое влияние британского империализма
[ редактировать ]Уильям Дигби подсчитал, что с 1870 по 1900 год из Индии было переведено 900 миллионов фунтов стерлингов. [3] В 17 веке Индия была относительно урбанизированной и коммерциализированной страной с крупной экспортной торговлей, в основном посвященной хлопчатобумажным тканям, а также шелку, специям и рису. Индия была основным производителем хлопкового текстиля в мире и вела значительную экспортную торговлю с Великобританией, а также со многими другими европейскими странами через Ост-Индскую компанию. По мнению некоторых комментаторов, после победы Великобритании над Империей Великих Моголов ( Битва при Буксаре ) Индия была деиндустриализирована Ост-Индской компанией, а затем и англичанами. [1]
Напротив, историк Найл Фергюсон утверждает, что Индия получила выгоду от британских инвестиций в размере 270 миллионов фунтов стерлингов в индийскую инфраструктуру, ирригацию и промышленность к 1880-м годам (что составляет почти одну пятую всех британских инвестиций за рубежом). К 1914 году эта сумма достигла 400 миллионов фунтов стерлингов. Он также пишет, что британцы увеличили площадь орошаемых земель в восемь раз, до 25% всей земли. [4] Доля деревенской экономики в общем доходе после уплаты налогов выросла под британским правлением с 45% до 54%. Фергюсон утверждает, что, поскольку этот сектор составляет три четверти всего населения, его растущая доля снижает неравенство доходов в Индии. [5]
Влияние на торговлю
[ редактировать ]Британская Ост-Индская компания заставила открыть большой индийский рынок для британских товаров, которые можно было продавать в Индии без тарифов и пошлин , по сравнению с местными индийскими производителями, которые облагались высокими налогами. В то же время в Великобритании была введена протекционистская политика, такая как запреты и высокие тарифы, чтобы ограничить продажу там индийского текстиля. Британцы ввели тарифы и пошлины в размере 70–80% на текстиль, производимый в Индии, что сделало их нецелесообразным для экспорта. [6] В начале 1700-х годов на долю Индии приходилось 25% мировой торговли текстилем. [6] Однако хлопок-сырец импортировался из Индии на британские фабрики без пошлин. Фабрики производили текстиль из индийского хлопка и продавали его обратно на индийский рынок. Британская экономическая политика дала им монополию на большой рынок Индии и хлопковые ресурсы. [7] [8] Индия служила одновременно важным поставщиком сырья для британских производителей и крупным закрытым рынком для британских промышленных товаров. [9] Поскольку в период британского правления экспорт промышленных товаров стал нежизнеспособным, доля Индии в мировом экспорте промышленных товаров упала с 27% до 2%. Напротив, экспорт из Великобритании в Индию резко увеличился за счет беспошлинных товаров, с которыми индийские товары больше не могли конкурировать ни по качеству, ни по цене. [6]
Ущерб текстильной промышленности вышел за рамки простого сокращения производства и экспорта. Поскольку промышленное производство было серьезно нарушено, индийские рабочие были вынуждены заниматься сельским хозяйством на уровнях, неприемлемых для земли. Заработная плата в сельской местности затем снизилась из-за переполненного рынка сельскохозяйственных рабочих. Кроме того, эти рабочие использовали производство тканей в качестве резервного источника дохода, если погода повлияла на их урожай. Для них это больше не было приемлемым вариантом. В конечном итоге бедность в сельской Индии была вызвана политикой, проводимой британцами. [6]
Налогообложение
[ редактировать ]Налогообложение британцев, составлявшее в некоторых частях Индии до 50% дохода, было настолько обременительным для населения, что оно было вынуждено бежать со своих земель. Эта форма получения доходов отличалась от практики, применявшейся индийскими правителями в прошлом, которые в основном собирали средства через глобальные и региональные торговые сети, а не через налогообложение фермеров. В соответствии с системой доходов заминдари, внедренной британцами , фермеры больше не облагались налогом на процент произведенного урожая. Скорее, они облагались налогом в размере процента от арендной платы за землю, независимо от успеха или неурожая урожая. По оценкам британцев, сельскохозяйственные налоги были в два-три раза выше, чем до британского правления, и были самыми высокими в мире. [6]
Однако П. Дж. Маршалл утверждает, что британский режим не делал резких разрывов с традиционной экономикой и что контроль в основном остался в руках региональных правителей. На протяжении второй половины XVIII века экономика поддерживалась общими условиями процветания, за исключением частых голодов с высоким уровнем смертности. Маршалл отмечает, что британцы получили доходы через местных налоговых администраторов и сохранили старые ставки налогообложения Великих Моголов. Маршалл писал, что британцы управляли этой экономикой, в основном контролируемой коренными народами, посредством сотрудничества с индийской элитой. [10]
Влияние на ВВП
[ редактировать ](ВВП) Индии С 1850 по 1947 год валовой внутренний продукт в международном долларовом выражении 1990 года вырос со 125,7 миллиардов долларов до 213,7 миллиардов долларов, увеличившись на 70%, или среднегодовой темп роста 0,55%. Это были более высокие темпы роста, чем в эпоху Великих Моголов (1600–1700 гг.), когда он вырос на 22%, ежегодный темп роста составлял 0,20%, или в более длительный период правления преимущественно британских Ост-Индских компаний с 1700 по 1850 г., когда он вырос на 39%, или 0,22% ежегодно. [11] Однако к концу британского правления экономика Индии составляла гораздо меньшую долю мирового ВВП . В 1820 году ВВП Индии составлял 16% мирового ВВП. К 1870 году она упала до 12%, а к 1947 году — до 4%. в Индии Во время правления Раджа доход на душу населения оставался в основном неизменным, при этом большая часть роста ВВП обеспечивалась за счет увеличения населения. Рост дохода на душу населения с 1850 по 1900 год оценивается в диапазоне от 0,75% до 1,25% в год. Эта цифра подкрепляется снижением темпов прироста населения Индии, вызванным болезнями и голодом. [12] С 1850 по 1947 год ВВП Индии на душу населения вырос на 16%, с 533 до 618 долларов в международных долларах 1990 года. Согласно историческим оценкам ВВП экономиста Ангуса Мэддисона , ВВП Индии вырос в абсолютном выражении, но снизился в относительной доле по отношению к мировому. [11]
С I века н. э. до начала британской колонизации Индии в 17 веке ВВП Индии колебался от 25% до 35% от общего мирового ВВП. [13] больше, чем вся Европа вместе взятая. [6] она упала до 2% . К тому времени, когда Великобритания покинула Индию в 1947 году, [14] В то же время доля Соединенного Королевства в мировой экономике выросла с 2,9% в 1700 году до 9% только в 1870 году. [8] Политик и историк Шаши Тхарур утверждает: «Причина проста: Индией управляли в интересах Британии. Подъем Британии в течение 200 лет финансировался за счет ее грабежей в Индии». [6] Однако следует отметить, что Великобритания имела самую промышленно развитую экономику в мире и имела множество источников дохода за пределами Индии.
Под британским правлением доля Индии в мировой экономике снизилась с 23% в начале 18 века до чуть более 3%, когда Индия получила независимость. В 1700 году эта цифра составляла 27%. [6] ВВП Индии (ППС) на душу населения находился в застое во времена Империи Великих Моголов и начал снижаться до прихода британского правления. [15] Доля Индии в мировом промышленном производстве снизилась с 25% в 1750 году до 2% в 1900 году. [14] С 1600 по 1871 год отношение ВВП на душу населения в Индии к ВВП Великобритании упало с более чем 60% до менее 15%. [16] Государственный долг Индии под британским правлением резко увеличился, и половина доходов Индии перекачивалась в зарубежные страны, в первую очередь в Англию. Индийские налоги также использовались для финансирования британской армии и ее экспедиций по всему миру, при этом 64% общих доходов финансировали британские индийские войска за пределами Индии в 1922 году. [6]
Снижение доли мирового ВВП
[ редактировать ]
По данным британского экономиста Ангуса Мэддисона , общая доля Индии в мировой экономике выросла с 24,4% в 1700 году до 4,2% в 1950 году. По оценкам Мэддисона, за тот же период ВВП Индии на душу населения немного увеличился с 550 до 619 долларов. [18] Это указывает на то, что, хотя экономика Индии действительно росла за этот период, ее общая доля в мировой экономике уступила позиции быстро развивающимся экономикам Европы, а также недавно созданным Соединенным Штатам. ВВП Индии (ППС) на душу населения находился в застое во времена Империи Великих Моголов и начал снижаться до прихода британского правления. [15] Доля Индии в мировом промышленном производстве также снизилась с 25% в 1750 году до 2% в 1900 году. [14] В то же время экономики Западной Европы и США быстро росли. Например, доля Соединенного Королевства в мировой экономике выросла с 2,9% в 1700 году до 9% в 1870 году. [15] а Великобритания заменила Индию в качестве крупнейшего в мире производителя текстиля в 19 веке. [8] Историк Ширин Моосви также приводит оценки экономического производства Индии за этот период, которые немного отличаются от оценок Мэддисона. По оценкам Моосви, в Индии Великих Моголов также был доход на душу населения на 1,24% выше в конце 16 века, чем в Британской Индии в начале 20 века, а вторичный сектор вносил более высокий процент в экономику Империи Великих Моголов (18,2%), чем то же самое произошло с экономикой Британской Индии начала 20 века (11,2%). [19] Что касается урбанизации , в 1600 году в Индии Великих Моголов также был более высокий процент населения (15%), проживавший в городских центрах, чем в Британской Индии в 19 веке. [20]
Ряд современных историков экономики обвиняют колониальное правление в состоянии экономики Индии, поскольку инвестиции в индийскую промышленность ограничены, поскольку она была колонией. [21] Под британским правлением Индия пережила деиндустриализацию . [7] [8] [22] Производство пряжи в ручном ткацком производстве снизилось с 419 миллионов фунтов в 1850 году до 240 миллионов фунтов в 1900 году. [14] Из-за колониальной политики британцев произошел значительный перенос капитала из Индии в Англию, что привело к массовому оттоку доходов, а не к систематическим усилиям по модернизации внутренней экономики. [23]
Год | ВВП (Миллионы долларов 1990 года ) | ВВП на душу населения (доллары 1990 года) | в % Средний рост ВВП |
---|---|---|---|
1850 | 125,681 | 533 | — |
1870 | 134,882 | 533 | 0.354 |
1890 | 163,341 | 584 | 0.962 |
1900 | 170,466 | 599 | 0.428 |
1910 | 210,439 | 697 | 2.129 |
1920 | 194,051 | 635 | −0.807 |
1930 | 244,097 | 726 | 2.321 |
1940 | 265,455 | 686 | 0.842 |
1947 | 213,680 | 618 | −3.052 |
Отсутствие индустриализации
[ редактировать ]Взгляды историков и экономистов
[ редактировать ]В 17 веке Индия была относительно урбанизированной и коммерциализированной страной с оживленной экспортной торговлей, в основном посвященной хлопчатобумажным тканям , но также включавшим шелк, специи и рис. Индия была основным производителем хлопкового текстиля в мире и вела значительную экспортную торговлю с Великобританией, а также со многими другими европейскими странами через Ост-Индскую компанию (EIC).
Доля Индии в мировом промышленном производстве также снизилась с 25% в 1750 году до 2% в 1900 году. В то же время доля Соединенного Королевства в мировой экономике выросла с 2,9% в 1700 году до 9% в 1870 году, и Великобритания заменила Индию. как крупнейший в мире производитель текстиля в 19 веке.
После победы Великобритании над Империей Великих Моголов ( Битва при Буксаре , 1764 г.) Индия была деиндустриализирована благодаря EIC, британской и колониальной политике. [14]
Поскольку в конце 18 - начале 19 веков в британской хлопковой промышленности произошла технологическая революция, индийская промышленность находилась в состоянии стагнации и деиндустриализации. [7]
Еще в 1772 году Генри Паттулло, писавший об экономических ресурсах Бенгалии, заметил, что их ткани были такого непревзойденного качества, что спрос на них никогда не мог упасть. [24] Однако к началу 19 века экспорт текстиля начал снижаться; [25] В 1840 году председатель Ассоциации Ост-Индии и Китая заявил английскому парламенту: «Эта компания преуспела в превращении Индии из страны-производителя в страну, экспортирующую сырье». [26]
Часто повторяемая легенда гласит, что EIC отрезал большие пальцы ткачам в Бенгалии, чтобы уничтожить местную ткацкую промышленность в пользу британского импорта текстиля. Однако обычно это считается мифом, основанным на отчете Уильяма Болтса 1772 года, в котором он утверждает, что несколько прядильщиков шелка отрезали себе большие пальцы в знак протеста против плохих условий труда. [27] [28]
Историк экономики Прасаннан Партасарати указал на данные о доходах, которые показывают, что реальная заработная плата XVIII века в Бенгалии и Майсуре была сопоставима с Великобританией. Например, рабочие текстильной промышленности в Бенгалии и Майсуре зарабатывали больше, чем в Великобритании. [14] [29] Есть также свидетельства того, что рабочим в Великобритании приходилось работать дольше, чем в Бенгалии и Южной Индии. [30] По словам историка экономики Иммануэля Валлерстайна , сельскохозяйственное производство на душу населения и стандарты потребления в Индии Великих Моголов 17-го века, вероятно, были выше, чем в Европе 17-го века, и определенно выше, чем в Британской Индии начала 20-го века . [31]
Британский контроль над торговлей и экспорт дешевого манчестерского хлопка называют важными факторами, объясняющими, почему Великобритания провела индустриализацию первой, прежде чем Франция, Германия, Индия и Китай. [32] хотя индийский текстиль сохранял конкурентное ценовое преимущество перед британским текстилем до 19 века. [8] Некоторые историки указывают на колонизацию Индии как на главный фактор как деиндустриализации Индии, так и промышленной революции в Великобритании . [33] [34] [35]
Индийские артиллерийские заводы
[ редактировать ]История и развитие индийских артиллерийских заводов напрямую связаны с британским владычеством в Индии. Ост-Индская компания считала военную технику жизненно важным элементом обеспечения своих экономических интересов в Индии и увеличения своей политической власти. В 1775 году Британская Ост-Индская компания согласилась создать Совет по артиллерийскому вооружению в Форт-Уильяме , Калькутта . Это ознаменовало официальное начало армейской артиллерии и промышленной революции в Индии.
В 1787 году пороховой в Ичапуре был основан завод. Производство началось в 1791 году, а с 1904 года это место позже использовалось как винтовочный завод. В 1801 году в Коссипоре, Калькутта, было основано Gun Carriage Agency (теперь известное как Gun & Shell Factory), а производство началось 18 марта 1802 года. Это старейший из существующих оружейных заводов в Индии. До того, как Индия стала независимой в 1947 году, существовало восемнадцать заводов по производству боеприпасов. [36]
Сельское хозяйство и промышленность
[ редактировать ]Между 1860 и 1914 годами сельское хозяйство росло за счет расширения земельных границ, что стало более трудным после 1914 года. [37]
Предприниматель Джамсетджи Тата начал свою промышленную карьеру в 1877 году в Центрально-индийской прядильной, ткацкой и производственной компании в Бомбее. В то время как другие индийские фабрики производили дешевую грубую пряжу (а позже и ткань), используя местный коротковолокнистый хлопок и дешевое оборудование, импортированное из Великобритании, Tata добилась гораздо большего успеха, импортируя дорогой длинноволокнистый хлопок из Египта и покупая более сложное оборудование с кольцевым веретеном в США. Штаты будут прясть более тонкую пряжу, которая сможет конкурировать с импортом из Великобритании. [38] Воздействие на промышленность заключалось в сочетании двух различных процессов: активного роста современных фабрик и медленного роста кустарной промышленности, которая достигла более высоких темпов роста за счет перехода от традиционного домашнего производства к производству, основанному на заработной плате. [39]
В 1890-х годах Tata запустила планы по расширению деятельности в тяжелой промышленности с использованием индийского финансирования после того, как с 1883 года британцы отказали ей в разрешении. [6] Радж не предоставил капитал, но он знал об ухудшении позиций Британии по отношению к США и Германии в сталелитейной промышленности, и ему хотелось иметь сталелитейные заводы в Индии, поэтому оно пообещало закупить любые излишки стали, которые Tata не могла продать. [40] Однако британское правительство и железные дороги, крупнейшие потребители стали в стране, обязали использовать сталь с рейтингом BSSS (Британская стандартная спецификация стали), в то время как остальной мир использовал NBSSS (Небританская стандартная спецификация стали). ) рейтинг. Это препятствовало индийским производителям стали производить более дешевую сталь с рейтингом NBSSS, что делало индийскую сталь неконкурентоспособной на мировом рынке. Великобритания также ввела ограничения на импорт стали, из-за чего сталь, произведенную в Индии с рейтингом BSSS, трудно экспортировать с целью получения прибыли. [6] Компания Tata Iron and Steel Company (TISCO) открыла свой завод в Джамшедпуре в Бихаре в 1908 году. В 1945 году она стала ведущим производителем железа и стали в Индии со 120 000 сотрудников. [41] Согласно Оксфордскому национальному биографическому словарю , ТИСКО «стал символом индийского технического мастерства, управленческой компетентности и предпринимательского чутья». [38]
Орошение
[ редактировать ]Британское владычество инвестировало в инфраструктуру, включая каналы и ирригационные системы. [42] Канал Ганг простирался на 350 миль от Харидвара до Канпура и снабжал распределительными каналами на тысячи миль. К 1900 году у Раджа была самая большая ирригационная система в мире. Всего количество орошаемых земель увеличилось в восемь раз. Историк Дэвид Гилмор говорит: [43]
К 1870-м годам крестьянство в районах, орошаемых каналом Ганг, было заметно лучше питалось, размещалось и одевалось, чем раньше; к концу века новая сеть каналов в Пенджабе привела к появлению там еще более процветающего крестьянства.
железные дороги
[ редактировать ]

Британские инвесторы построили в конце 19 века современную железнодорожную систему, которая на тот момент стала четвертой по величине в мире. [44] Правительство поддерживало железные дороги, осознавая их ценность для военного использования и экономического роста, и они были предназначены для улучшения обороны и внешней торговли. [12] Хотя частные британские компании инвестировали в железные дороги, они инвестировали очень мало за пределами этого проекта. С 1890 года, когда было завершено строительство основной очереди, по 1914 год доля зарубежного британского капитала, вложенного в Индию, снизилась с 19% до 10%. [12] Поначалу железные дороги находились в частной собственности и управлялись британскими администраторами, инженерами и ремесленниками, а единственными неквалифицированными рабочими были индийцы. [45]
План железнодорожной системы в Индии был впервые выдвинут в 1832 году. Первый поезд в Индии прошёл от Красных холмов до моста Чинтадрипет в Мадрасе в 1837 году. Он назывался Red Hill Railway . [46] Он использовался только для грузовых перевозок. Еще несколько коротких линий были построены в 1830-х и 1840-х годах, но они не соединялись между собой и использовались только для грузовых перевозок. Ост-Индская компания, а затем и колониальное правительство, поощряли новые железнодорожные компании, поддерживаемые частными инвесторами, в рамках схемы, которая предоставляла землю и гарантировала годовой доход до 5% в первые годы работы. Компании должны были построить и эксплуатировать линии на условиях аренды сроком на 99 лет, при этом правительство имело возможность выкупить их раньше. [46] В 1854 году генерал-губернатор лорд Далхаузи сформулировал план строительства сети магистральных линий, соединяющих основные регионы Индии. Благодаря правительственным гарантиям в страну поступили инвестиции и был создан ряд новых железнодорожных компаний, что привело к быстрому расширению железнодорожной системы в Индии. [47]
В 1853 году было открыто первое пассажирское поездное сообщение между Бори Бундером в Бомбее и Тейном , преодолевшее расстояние 34 км (21 миль). [48] Протяженность маршрутов этой сети увеличилась с 1349 км (838 миль) в 1860 году до 25 495 км (15 842 миль) в 1890 году, в основном расходясь вглубь страны от трех крупных портовых городов: Бомбея, Мадраса и Калькутты. [49] Большая часть строительства железной дороги была осуществлена индийскими компаниями под руководством британских инженеров. Система была прочной и состояла из прочных путей и прочных мостов. Несколько крупных княжеств вскоре построили свои собственные железнодорожные системы, и сеть распространилась почти на все регионы Индии. [46] К 1900 году в Индии существовал полный спектр железнодорожных услуг с разной собственностью и управлением, работавших на сетях широкой, метровой и узкой колеи. [50]
Во время Первой мировой войны железные дороги использовались для перевозки войск и зерна в порты Бомбея и Карачи по пути в Великобританию, Месопотамию и Восточную Африку. [ нужна ссылка ] Поскольку поставки оборудования и запчастей из Великобритании сократились, техническое обслуживание стало намного сложнее. В армию пошли критически важные рабочие, мастерские были переоборудованы для производства боеприпасов, а локомотивы, подвижной состав и пути некоторых целых линий были отправлены на Ближний Восток. Железные дороги едва могли удовлетворить возросший спрос. [51] К концу войны состояние железных дорог сильно ухудшилось. [52] [50]
Хедрик утверждает, что и линии Раджа, и частные компании нанимали только европейских диспетчеров, инженеров-строителей и даже эксплуатационный персонал, например машинистов локомотивов. Политика правительства в отношении магазинов требовала, чтобы заявки на железнодорожные контракты подавались в Индийский офис в Лондоне, исключая большинство индийских фирм. [ нужна ссылка ] Железнодорожные компании закупили большую часть своего оборудования и запчастей в Великобритании. В Индии существовали мастерские по ремонту железных дорог, но им редко разрешалось производить или ремонтировать локомотивы. [53]
Кристенсен рассматривает колониальные цели, местные потребности, капитал, услуги и частные и общественные интересы. Он заключает, что превращение железных дорог в создание государства препятствовало успеху, поскольку железнодорожные расходы должны были пройти через тот же трудоемкий и политический процесс составления бюджета, что и все другие государственные расходы. Таким образом, железнодорожные расходы не могли быть адаптированы к своевременным потребностям железных дорог или их пассажиров. [54]
Великая депрессия
[ редактировать ]Всемирная Великая депрессия 1929 года практически не повлияла на Индию и лишь незначительно повлияла на современный вторичный сектор. Правительство мало что сделало, чтобы облегчить бедствие, и было сосредоточено в основном на доставке золота в Великобританию. [55] Худшими последствиями стала дефляция, которая увеличила долговое бремя сельских жителей и одновременно снизила стоимость жизни. [56] Что касается объема общего объема производства, то в период с 1929 по 1934 год не было спада. Падение цен на джут и пшеницу нанесло ущерб более крупным производителям. Сильнее всего пострадал сектор производства джута в Бенгалии, который был важным элементом внешней торговли. Он процветал в 1920-е годы, но в 1930-е годы он сильно пострадал. [57] Что касается занятости, то произошел некоторый спад, в то время как сельское хозяйство и мелкая промышленность продемонстрировали рост. [58] Самой успешной новой отраслью промышленности была сахарная промышленность, рост которой наблюдался в 1930-е годы. [59] [60]
Последствия
[ редактировать ]Казначейство нового независимого, но слабого правительства Союза сообщило о годовом доходе в 334 миллиона фунтов стерлингов в 1950 году. Напротив, широко сообщалось, что Низам Асаф Джах VII из штата Хайдарабад в Южной Индии в то время имел состояние почти в 668 миллионов фунтов стерлингов. [61] К 1950 году примерно одна шестая часть населения страны проживала в городах. [62] Доллар США был обменян по цене 4,97 индийской рупии.
В 1947 году, когда Индия обрела независимость от британского владычества, 90% населения Индии проживало в сельской местности, а 55% жили за международной чертой бедности. [12]
См. также
[ редактировать ]- ВВП Индии (1–1947 г. н.э.)
- Эксплуатационный колониализм
- Экономика Индии под управлением компании
- Экономическая история Индии
- Экономика Индии в британскую эпоху (1793–1947)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тхарур, Шаши (22 июля 2015 г.). «Точка зрения: Великобритания должна выплатить Индии репарации» . Новости Би-би-си . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ Маккензи, Джон (28 июля 2015 г.). «Точка зрения: почему Великобритания не должна репарации Индии» . Новости Би-би-си . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ Рой, Рама Дев (1987). «Некоторые аспекты утечки экономики из Индии во время британского правления». Социолог . 15 (3): 39–47. дои : 10.2307/3517499 . JSTOR 3517499 .
- ^ Фергюсон, Найл (2003). Империя: как Британия создала современный мир . Книги о пингвинах. стр. 215–216. ISBN 0-713-99615-3 .
- ^ Фергюсон, Найл (2003). Империя: как Британия создала современный мир . Книги о пингвинах. п. 218. ИСБН 0-713-99615-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Шаши Тхарур , март 2017 г., Бесславная империя: что британцы сделали с Индией , К. Херст и компания , Великобритания.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сайфер, Джеймс М. (2014) [Впервые опубликовано в 1997 г.]. Процесс экономического развития (4-е изд.). Рутледж . п. 97. ИСБН 978-0-415-64327-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Бродберри, Стивен; Гупта, Бишнуприя (2005). «Хлопковый текстиль и большое расхождение: Ланкашир, Индия и смещение конкурентных преимуществ, 1600–1850 годы» (PDF) . Международный институт социальной истории . Факультет экономики Уорикского университета . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ Генри Юл , AC Burnell (2013). Хобсон-Джобсон: Полный глоссарий Британской Индии . Издательство Оксфордского университета . п. 20. ISBN 9781317252931 .
- ^ П. Дж. Маршалл, «Британцы в Азии: торговля с доминионом, 1700–1765», в Оксфордской истории Британской империи : том. 2, «Восемнадцатый век» изд. П. Дж. Маршалл, (1998), стр. 487–507.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэддисон, Ангус. «ВВП». Историческая статистика мировой экономики: 1–2008 г. н. э. (XLSX) (Отчет). Университет Гронингена . Проверено 26 марта 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уошбрук, Дэвид (2012). Индия и Британская империя . Издательство Оксфордского университета. стр. 48, 49, 56, 58. ISBN. 9780191744587 .
- ^ Мэддисон 2007, с. 379, таблица А.4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Джеффри Г. Уильямсон , Дэвид Клингингсмит (август 2005 г.). «Деиндустриализация Индии в 18 и 19 веках» (PDF) . Гарвардский университет . Проверено 18 мая 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэддисон, Ангус (2003): Исследования Центра развития. Историческая статистика мировой экономики: Историческая статистика , Издательство ОЭСР , ISBN 9264104143 , стр. 261.
- ^ Бродберри, Стивен; Кустодис, Иоганн; Гупта, Бишнуприя (2015). «Индия и великое расхождение: англо-индийское сравнение ВВП на душу населения, 1600–1871 гг.» . Исследования по экономической истории . 55 : 58–75. дои : 10.1016/j.eeh.2014.04.003 . S2CID 130940341 .
- ^ Таблица данных в Мэддисон А (2007), Контуры мировой экономики I-2030AD, Oxford University Press, ISBN 978-0199227204
- ^ «Список регионов по прошлому ВВП (ППС) на душу населения» , Arc.Ask3.Ru , 25 февраля 2024 г. , дата обращения 26 марта 2024 г.
- ^ Ширин Моосви (2015) [Впервые опубликовано в 1989 году]. Экономика Империи Великих Моголов ок. 1595: Статистическое исследование (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 432–433. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199450541.001.0001 . ISBN 978-0-19-908549-1 .
- ^ Авраам Эрали (2007), Мир Великих Моголов: Жизнь в последний золотой век Индии , страница 5 , Penguin Books
- ^ Т. Р. Джайн; ВК Охри. Статистика по экономике и экономическому развитию Индии . Публикации ВК. п. 15. ISBN 9788190986496 .
- ^ Байрох, Пол (1993). Экономика и всемирная история: мифы и парадоксы . Издательство Чикагского университета . п. 89. ИСБН 0-226-03462-3 .
- ^ Чаудхури, КН (1983). «Внешняя торговля и платежный баланс (1757-1947)». В Кумаре, Дхарма (ред.). Кембриджская экономическая история Индии . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. стр. 876–877. ISBN 0-521-22802-6 .
- ^ Чаудхури, КН (2006) [Впервые опубликовано в 1978 году]. Торговый мир Азии и английская Ост-Индская компания, 1660–1760 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 237. ИСБН 978-0-521-03159-2 .
- ^ Индия и современный мир - II (изд. марта 2007 г.). Национальный совет образовательных исследований и обучения . 2007. с. 116. ИСБН 978-8174507075 .
- ^ Салливан, Дилан; Хикель, Джейсон. «Как британский колониализм убил 100 миллионов индейцев за 40 лет» (Мнение). Аль Джазира . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Донигер, Венди (2009). Индусы: Альтернативная история . Пингвин Пресс. п. 582. ИСБН 978-159420-205-6 .
- ^ Болтс, Уильям (1772). Соображения по делам Индии: особенно в отношении нынешнего состояния Бенгалии и ее зависимостей . Дж. Алмон. п. 194 . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Партхасарати, Прасаннан (2011). Почему Европа разбогатела, а Азия нет: глобальное экономическое расхождение, 1600–1850 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 38–39. ISBN 978-1-139-49889-0 .
- ^ Партхасарати, Прасаннан (2011). Почему Европа разбогатела, а Азия нет: глобальное экономическое расхождение, 1600–1850 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН 978-1-139-49889-0 .
Еженедельный заработок в Великобритании и на Индийском субконтиненте также необходимо соотносить с рабочим временем. Существует множество свидетельств того, что в XVIII веке рабочий день в Британии был гораздо длиннее, чем в Бенгалии или Южной Индии.
- ^ Сунеджа, Вивек (2000). Понимание бизнеса: многомерный подход к рыночной экономике . Психология Пресс . п. 13. ISBN 9780415238571 .
- ^ Гриффин, Эмма. «Почему Британия была первой? Промышленная революция в глобальном контексте» . Проверено 9 марта 2013 г.
- ^ Джуни Т. Тонг (2016), Финансы и общество в Китае 21 века: китайская культура и западные рынки , стр. 151 , CRC Press
- ^ Эспозито, Джон Л. , изд. (2004). «Великобритания» . Исламский мир: прошлое и настоящее . Том. 1. Издательство Оксфордского университета . п. 174. ИСБН 978-0-19-516520-3 .
Продажа экспорта из этих регионов помогла поддержать промышленную революцию в Великобритании.
- ^ Рэй, Индраджит (2011). Бенгальская промышленность и британская промышленная революция (1757–1857) . Рутледж. стр. 7–10. ISBN 978-1-136-82552-1 .
- ^ «Индийские артиллерийские заводы: завод по производству орудий и снарядов» . Ofb.gov.in. Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ Батен, Йорг (2016). История мировой экономики. С 1500 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. п. 255. ИСБН 9781107507180 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браун, Ф.Х.; Томлинсон, БР (23 сентября 2004 г.). «Тата, Джамшед Насарванджи [Джамсетджи] (1839–1904)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/36421 . Проверено 28 января 2012 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Батен, Йорг (2016). История мировой экономики. С 1500 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. п. 255. ИСБН 9781107507180 .
- ^ Бахл, Винай (декабрь 1994 г.). «Появление крупной сталелитейной промышленности в Индии под британским колониальным правлением, 1880-1907». Обзор экономической и социальной истории Индии . 31 (4): 413–460. дои : 10.1177/001946469403100401 . S2CID 144471617 .
- ^ Номура, Чикаёси (2011). «Продажа стали в 1920-е годы: TISCO в переходный период». Обзор экономической и социальной истории Индии . 48 : 83–116. дои : 10.1177/001946461004800104 . S2CID 154594018 .
- ^ историографию см. Д'Суза, Рохан (июль 2006 г.). «Вода в Британской Индии: создание« колониальной гидрологии » » (PDF) . Исторический компас . 4 (4): 621–628. дои : 10.1111/j.1478-0542.2006.00336.x .
- ^ Дэвид Гилмор (2007) [Впервые опубликовано в 2005 г.]. Правящая каста: жизнь имперцев в викторианском владычестве . Макмиллан. п. 9. ISBN 978-0-374-53080-8 .
- ^ Керр, Ян Дж. (2007). Двигатели перемен: железные дороги, которые создали Индию . Прегер. п. 63. ИСБН 978-0-275-98564-6 .
- ^ Дербишир, ID (1987). «Экономические изменения и железные дороги в Северной Индии, 1860–1914». Современные азиатские исследования . 21 (3): 521–545. дои : 10.1017/S0026749X00009197 . JSTOR 312641 . S2CID 146480332 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Р.Р. Бхандари (2005). Индийские железные дороги: славные 150 лет . Министерство информации и радиовещания, правительство Индии. стр. 1–19. ISBN 978-81-230-1254-4 .
- ^ Торнер, Дэниел (2001). «Схема развития железных дорог в Индии». В Керре, Ян Дж. (ред.). Железные дороги в современной Индии . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. стр. 83–85. ISBN 978-0-19-564828-7 .
- ^ Бабу, Т. Стэнли (2004). «Яркое свидетельство прогресса». Индийские железные дороги . Том. 50. Управление железных дорог Индии. п. 101.
- ^ Херд, Джон (2001). «Железные дороги». В Керре, Ян Дж. (ред.). Железные дороги в современной Индии . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. п. 149. ИСБН 978-0-19-564828-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Р.Р. Бхандари (2005). Индийские железные дороги: славные 150 лет . Министерство информации и радиовещания, правительство Индии. стр. 44–52. ISBN 978-81-230-1254-4 .
- ^ Хедрик, Дэниел Р. (1988). Щупальца прогресса: передача технологий в эпоху империализма, 1850–1940 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 78–79. ISBN 0-19-505115-7 .
- ^ Авасти, Аруна (1994). История и развитие железных дорог Индии . Нью-Дели: Deep & Deep Publications. стр. 181–246.
- ^ Хедрик, Дэниел Р. (1988). Щупальца прогресса: передача технологий в эпоху империализма, 1850–1940 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 81–82. ISBN 0-19-505115-7 .
- ^ Кристенсен, Р.О. (сентябрь 1981 г.). «Работа железных дорог штата и Индии, 1870–1920 гг., часть I. Финансовая эффективность и стандарты обслуживания». Журнал истории транспорта . 2 (2): 1–15. дои : 10.1177/002252668100200201 . S2CID 168461253 .
- ^ К. А. Маникумар, Колониальная экономика во время Великой депрессии, Мадрас (1929–1937) (2003), стр. 138-9.
- ^ Дитмар Ротермунд, Экономическая история Индии до 1991 года (1993), стр. 95.
- ^ Госвами, Омкар (август 1984 г.). «Сельское хозяйство в кризисе: крестьянская экономика Восточной и Северной Бенгалии в 1930-е годы». Обзор экономической и социальной истории Индии . 21 (3): 335–364. дои : 10.1177/001946468402100304 . S2CID 144852916 .
- ^ Симмонс, Колин (май 1987 г.). «Великая депрессия и индийская промышленность: меняющиеся интерпретации и меняющиеся представления». Современные азиатские исследования . 21 (3): 585–623. дои : 10.1017/S0026749X00009215 . JSTOR 312643 . S2CID 145538790 .
- ^ Дитмар Ротермунд, Экономическая история Индии до 1991 года (1993), стр. 111.
- ^ Ротермунд, Дитмар (1992). Индия в Великой депрессии, 1929–1939 гг . Нью-Дели: Манохар. п. 169. ИСБН 81-85425-76-0 .
- ^ «Дочь Низама» . Время . 19 января 1959 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 года . Проверено 16 октября 2012 г.
- ^ «К 1950 году одна шестая часть индийцев проживала в городах» . Архивировано из оригинала 3 марта 2009 года . Проверено 8 ноября 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Ольденбург, Филип (2007), « Индия: Движение за свободу» , Энциклопедия Encarta , заархивировано с оригинала 24 мая 2024 года .
- Стейн, Бертон (2001), История Индии , Нью-Дели и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Стр. xiv, 432, ISBN 978-0-19-565446-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адамс, Джон; Уэст, Роберт Крейг (1979), «Деньги, цены и экономическое развитие в Индии, 1861–1895», Журнал экономической истории , 39 (1): 55–68, doi : 10.1017/S0022050700096297 , JSTOR 2118910 , S2CID 154570073
- Эпплярд, Деннис Р. (2006), «Условия торговли между Соединенным Королевством и Британской Индией, 1858–1947», Economic Development and Culture Change , 54 (3): 635–654, doi : 10.1086/500031 , S2CID 154484126
- Баннерджи, Абхиджит; Айер, Лакшми (2005), «История, институты и экономическая эффективность: наследие колониальных систем землевладения в Индии», American Economic Review , 95 (4): 1190–1213, doi : 10.1257/0002828054825574 , hdl : 1721.1/ 63662 , JSTOR 4132711
- Бэйли, Калифорния (ноябрь 1985 г.), «Государство и экономика в Индии за семьсот лет», The Economic History Review , New Series, 38 (4): 583–596, doi : 10.1111/j.1468-0289.1985.tb00391.x , JSTOR 2597191
- Бэйли, Калифорния (2008), «Коренные и колониальные истоки сравнительного экономического развития: пример колониальной Индии и Африки», Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики , Рабочие документы по исследованию политики, 4474 , doi : 10.1596/1813-9450-4474 , HDL : 10535/6331
- Бозе, Сумит (1993), Крестьянский труд и колониальный капитал: сельская Бенгалия с 1770 года (Новая Кембриджская история Индии) , Кембридж и Лондон: Издательство Кембриджского университета. .
- Бродберри, Стивен; Гупта, Бишнуприя (2007), Ланкашир, Индия, и изменение конкурентных преимуществ хлопкового текстиля, 1700–1850 гг.: пренебрегаемая роль цен на факторы производства.
- Клингингсмит, Дэвид; Уильямсон, Джеффри Г. (2008), «Деиндустриализация в Индии 18 и 19 веков: упадок Великих Моголов, климатические потрясения и промышленный подъем Великобритании» , Explorations in Economic History , 45 (3): 209–234, doi : 10.1016/j.eeh .2007.11.002
- Куэнка-Эстебан, Хавьер (2007), «Вклад Индии в платежный баланс Великобритании, 1757–1812», Исследования в области экономической истории , 44 (1): 154–176, doi : 10.1016/j.eeh.2005.10.007 , HDL : 10016/435
- Коллинз, Уильям Дж. (1999), «Мобильность рабочей силы, рыночная интеграция и конвергенция заработной платы в Индии конца XIX века», Explorations in Economic History , 36 (3): 246–277, doi : 10.1006/exeh.1999.0718
- Фарни, Д.А. (1979), Английская хлопковая промышленность и мировой рынок, 1815–1896 гг ., Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press. Стр. 414, ISBN 978-0-19-822478-5
- Фергюсон, Найл; Шуларик, Мориц (2006), «Эффект империи: детерминанты странового риска в первую эпоху глобализации, 1880–1913» (PDF) , Journal of Economic History , 66 (2): 283–312, doi : 10.1017/ S002205070600012X , S2CID 3950563
- Гхош, Аджит Кумар (1982), «Продовольствие и голод: исследование голода применительно к Индийскому субконтиненту», Oxford Economic Papers , New Series, 34 (2): 368–389, doi : 10.1093/oxfordjournals.oep. а041557 , PMID 11620403
- Града, Оскар О. (1997), «Рынки и голод: простой тест с индийскими данными», Economics Letters , 57 (2): 241–244, doi : 10.1016/S0165-1765(97)00228-0
- Гуха, Р. (1995), Правило собственности в Бенгалии: очерк идеи постоянного поселения , Дарем, Северная Каролина: Duke University Press, ISBN 978-0-521-59692-3
- Хабиб, Ирфан (2007), Экономика Индии 1858–1914 , Алигарх: Общество историков Алигарха и Нью-Дели: Tulika Books . Стр. xii, 249., ISBN 978-81-89487-12-6
- Харнетти, Питер (июль 1991 г.), « Возвращение к деиндустриализации: ткачи-ткачи центральных провинций Индии, ок. 1800–1947», Modern Asian Studies , 25 (3): 455–510, doi : 10.1017/S0026749X00013901 , JSTOR 312614 , S2CID 144468476
- Имперский географический справочник Индии, том. III (1907), Индийская империя, экономика , опубликовано под руководством государственного секретаря Его Величества по делам Индии в Совете Оксфорда в издательстве Clarendon Press. Стр. ххх, 1 карта, 552.
- Кумар, Дхарма; Райчаудхури, Тапан; и др., ред. (2005), Кембриджская экономическая история Индии: ок. 1757–2003 , Издательство Кембриджского университета. 2-Е ИЗД. Стр. 1078, ISBN 978-0-521-22802-2
- Макэлпин, Мишель Б. (1979), «Нехватка, голод и риск: меняющееся влияние неурожаев в Западной Индии, 1870–1920», Журнал экономической истории , 39 (1): 143–157, doi : 10.1017 /S0022050700096352 , S2CID 130101022
- Рэй, Раджат Канта (1995), «Азиатская столица в эпоху европейского доминирования: рост базара, 1800–1914», Modern Asian Studies , 29 (3): 449–554, doi : 10.1017/S0026749X00013986 , JSTOR 312868 , S2CID 145744242
- Рой, Тиртханкар (лето 2002 г.), «Экономическая история и современная Индия: новое определение связи», The Journal of Economic Perspectives , 16 (3): 109–130, doi : 10.1257/089533002760278749 , JSTOR 3216953
- Рой, Тиртханкар (2006), Экономическая история Индии 1857–1947, второе издание , Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. Стр. xvi, 385., ISBN 978-0-19-568430-8
- Рой, Тиртханкар (2007), «Глобализация, цены на факторы производства и бедность в колониальной Индии», Australian Economic History Review , 47 (1): 73–94, doi : 10.1111/j.1467-8446.2006.00197.x
- Рой, Тиртханкар (2008), «Сардары, джобберы, кангани: подрядчик по труду и экономическая история Индии», Modern Asian Studies , 42 (5): 971–998, doi : 10.1017/S0026749X07003071 , S2CID 154880051
- Сен, А.К. (1982), Бедность и голод: эссе о правах и лишениях , Оксфорд: Clarendon Press. Стр. ix, 257, ISBN 978-0-19-828463-5
- Студер, Роман (2008), «Индия и великое расхождение: оценка эффективности рынков зерна в Индии восемнадцатого и девятнадцатого веков» (PDF) , Journal of Economic History , 68 (2): 393–437, doi : 10.1017 /S0022050708000351 , S2CID 55102614
- Тиртханкар, Рой. «Финансирование Раджа: лондонский Сити и колониальная Индия 1858–1940». История бизнеса 56 № 6 (2014): 1024–1026.
- Томлинсон, Б.Р. (1993), Экономика современной Индии, 1860–1970 (Новая Кембриджская история Индии, III.3) , Кембридж и Лондон: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-58939-0
- Томлинсон, Б.Р. (2001), «Экономика и империя: периферия и имперская экономика», в Портере, Эндрю (редактор), Оксфордская история Британской империи: девятнадцатый век , Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. . 53–74, ISBN. 978-0-19-924678-6
- Трэверс, Т.Р. (2004), « Реальная стоимость земель: навабы, британцы и земельный налог в Бенгалии восемнадцатого века», Modern Asian Studies , 38 (3): 517–558, doi : 10.1017/ С0026749С03001148 , С2КИД 145666000
- Вулперт, Стэнли, изд. Энциклопедия Индии (4 тома, 2005 г.), полное освещение учеными
- Джадунатх Саркар , Экономика Британской Индии (1965)