Jump to content

Экономика Индии под британским владычеством

Роль и масштабы британской имперской политики во время британского владычества (1858–1947 гг.) в отношении относительного снижения мирового ВВП Индии остаются предметом споров среди экономистов, историков и политиков. Некоторые комментаторы утверждают, что эффект британского правления был отрицательным и что Великобритания проводила политику деиндустриализации Индии в интересах британских экспортеров, в результате чего индийцы стали относительно беднее, чем до британского правления. [1] Другие утверждают, что влияние Великобритании на Индию было либо нейтральным, либо положительным, и что снижение доли Индии в мировом ВВП было вызвано другими факторами, такими как новые технологии массового производства или внутренний этнический конфликт. [2]

Экономическое влияние британского империализма

[ редактировать ]

Уильям Дигби подсчитал, что с 1870 по 1900 год из Индии было переведено 900 миллионов фунтов стерлингов. [3] В 17 веке Индия была относительно урбанизированной и коммерциализированной страной с крупной экспортной торговлей, в основном посвященной хлопчатобумажным тканям, а также шелку, специям и рису. Индия была основным производителем хлопкового текстиля в мире и вела значительную экспортную торговлю с Великобританией, а также со многими другими европейскими странами через Ост-Индскую компанию. По мнению некоторых комментаторов, после победы Великобритании над Империей Великих Моголов ( Битва при Буксаре ) Индия была деиндустриализирована Ост-Индской компанией, а затем и англичанами. [1]

Напротив, историк Найл Фергюсон утверждает, что Индия получила выгоду от британских инвестиций в размере 270 миллионов фунтов стерлингов в индийскую инфраструктуру, ирригацию и промышленность к 1880-м годам (что составляет почти одну пятую всех британских инвестиций за рубежом). К 1914 году эта сумма достигла 400 миллионов фунтов стерлингов. Он также пишет, что британцы увеличили площадь орошаемых земель в восемь раз, до 25% всей земли. [4] Доля деревенской экономики в общем доходе после уплаты налогов выросла под британским правлением с 45% до 54%. Фергюсон утверждает, что, поскольку этот сектор составляет три четверти всего населения, его растущая доля снижает неравенство доходов в Индии. [5]

Влияние на торговлю

[ редактировать ]

Британская Ост-Индская компания заставила открыть большой индийский рынок для британских товаров, которые можно было продавать в Индии без тарифов и пошлин , по сравнению с местными индийскими производителями, которые облагались высокими налогами. В то же время в Великобритании была введена протекционистская политика, такая как запреты и высокие тарифы, чтобы ограничить продажу там индийского текстиля. Британцы ввели тарифы и пошлины в размере 70–80% на текстиль, производимый в Индии, что сделало их нецелесообразным для экспорта. [6] В начале 1700-х годов на долю Индии приходилось 25% мировой торговли текстилем. [6] Однако хлопок-сырец импортировался из Индии на британские фабрики без пошлин. Фабрики производили текстиль из индийского хлопка и продавали его обратно на индийский рынок. Британская экономическая политика дала им монополию на большой рынок Индии и хлопковые ресурсы. [7] [8] Индия служила одновременно важным поставщиком сырья для британских производителей и крупным закрытым рынком для британских промышленных товаров. [9] Поскольку в период британского правления экспорт промышленных товаров стал нежизнеспособным, доля Индии в мировом экспорте промышленных товаров упала с 27% до 2%. Напротив, экспорт из Великобритании в Индию резко увеличился за счет беспошлинных товаров, с которыми индийские товары больше не могли конкурировать ни по качеству, ни по цене. [6]

Ущерб текстильной промышленности вышел за рамки простого сокращения производства и экспорта. Поскольку промышленное производство было серьезно нарушено, индийские рабочие были вынуждены заниматься сельским хозяйством на уровнях, неприемлемых для земли. Заработная плата в сельской местности затем снизилась из-за переполненного рынка сельскохозяйственных рабочих. Кроме того, эти рабочие использовали производство тканей в качестве резервного источника дохода, если погода повлияла на их урожай. Для них это больше не было приемлемым вариантом. В конечном итоге бедность в сельской Индии была вызвана политикой, проводимой британцами. [6]

Налогообложение

[ редактировать ]

Налогообложение британцев, составлявшее в некоторых частях Индии до 50% дохода, было настолько обременительным для населения, что оно было вынуждено бежать со своих земель. Эта форма получения доходов отличалась от практики, применявшейся индийскими правителями в прошлом, которые в основном собирали средства через глобальные и региональные торговые сети, а не через налогообложение фермеров. В соответствии с системой доходов заминдари, внедренной британцами , фермеры больше не облагались налогом на процент произведенного урожая. Скорее, они облагались налогом в размере процента от арендной платы за землю, независимо от успеха или неурожая урожая. По оценкам британцев, сельскохозяйственные налоги были в два-три раза выше, чем до британского правления, и были самыми высокими в мире. [6]

Однако П. Дж. Маршалл утверждает, что британский режим не делал резких разрывов с традиционной экономикой и что контроль в основном остался в руках региональных правителей. На протяжении второй половины XVIII века экономика поддерживалась общими условиями процветания, за исключением частых голодов с высоким уровнем смертности. Маршалл отмечает, что британцы получили доходы через местных налоговых администраторов и сохранили старые ставки налогообложения Великих Моголов. Маршалл писал, что британцы управляли этой экономикой, в основном контролируемой коренными народами, посредством сотрудничества с индийской элитой. [10]

Влияние на ВВП

[ редактировать ]

(ВВП) Индии С 1850 по 1947 год валовой внутренний продукт в международном долларовом выражении 1990 года вырос со 125,7 миллиардов долларов до 213,7 миллиардов долларов, увеличившись на 70%, или среднегодовой темп роста 0,55%. Это были более высокие темпы роста, чем в эпоху Великих Моголов (1600–1700 гг.), когда он вырос на 22%, ежегодный темп роста составлял 0,20%, или в более длительный период правления преимущественно британских Ост-Индских компаний с 1700 по 1850 г., когда он вырос на 39%, или 0,22% ежегодно. [11] Однако к концу британского правления экономика Индии составляла гораздо меньшую долю мирового ВВП . В 1820 году ВВП Индии составлял 16% мирового ВВП. К 1870 году она упала до 12%, а к 1947 году — до 4%. в Индии Во время правления Раджа доход на душу населения оставался в основном неизменным, при этом большая часть роста ВВП обеспечивалась за счет увеличения населения. Рост дохода на душу населения с 1850 по 1900 год оценивается в диапазоне от 0,75% до 1,25% в год. Эта цифра подкрепляется снижением темпов прироста населения Индии, вызванным болезнями и голодом. [12] С 1850 по 1947 год ВВП Индии на душу населения вырос на 16%, с 533 до 618 долларов в международных долларах 1990 года. Согласно историческим оценкам ВВП экономиста Ангуса Мэддисона , ВВП Индии вырос в абсолютном выражении, но снизился в относительной доле по отношению к мировому. [11]

С I века н. э. до начала британской колонизации Индии в 17 веке ВВП Индии колебался от 25% до 35% от общего мирового ВВП. [13] больше, чем вся Европа вместе взятая. [6] она упала до 2% . К тому времени, когда Великобритания покинула Индию в 1947 году, [14] В то же время доля Соединенного Королевства в мировой экономике выросла с 2,9% в 1700 году до 9% только в 1870 году. [8] Политик и историк Шаши Тхарур утверждает: «Причина проста: Индией управляли в интересах Британии. Подъем Британии в течение 200 лет финансировался за счет ее грабежей в Индии». [6] Однако следует отметить, что Великобритания имела самую промышленно развитую экономику в мире и имела множество источников дохода за пределами Индии.

Под британским правлением доля Индии в мировой экономике снизилась с 23% в начале 18 века до чуть более 3%, когда Индия получила независимость. В 1700 году эта цифра составляла 27%. [6] ВВП Индии (ППС) на душу населения находился в застое во времена Империи Великих Моголов и начал снижаться до прихода британского правления. [15] Доля Индии в мировом промышленном производстве снизилась с 25% в 1750 году до 2% в 1900 году. [14] С 1600 по 1871 год отношение ВВП на душу населения в Индии к ВВП Великобритании упало с более чем 60% до менее 15%. [16] Государственный долг Индии под британским правлением резко увеличился, и половина доходов Индии перекачивалась в зарубежные страны, в первую очередь в Англию. Индийские налоги также использовались для финансирования британской армии и ее экспедиций по всему миру, при этом 64% общих доходов финансировали британские индийские войска за пределами Индии в 1922 году. [6]

Снижение доли мирового ВВП

[ редактировать ]
Глобальный вклад крупнейших экономик мира в мировой ВВП с 1 г. по 2003 г. н. э., согласно оценкам Ангуса Мэддисона. [17] Вплоть до начала 18 века Китай и Индия были двумя крупнейшими экономиками по объему ВВП.

По данным британского экономиста Ангуса Мэддисона , общая доля Индии в мировой экономике выросла с 24,4% в 1700 году до 4,2% в 1950 году. По оценкам Мэддисона, за тот же период ВВП Индии на душу населения немного увеличился с 550 до 619 долларов. [18] Это указывает на то, что, хотя экономика Индии действительно росла за этот период, ее общая доля в мировой экономике уступила позиции быстро развивающимся экономикам Европы, а также недавно созданным Соединенным Штатам. ВВП Индии (ППС) на душу населения находился в застое во времена Империи Великих Моголов и начал снижаться до прихода британского правления. [15] Доля Индии в мировом промышленном производстве также снизилась с 25% в 1750 году до 2% в 1900 году. [14] В то же время экономики Западной Европы и США быстро росли. Например, доля Соединенного Королевства в мировой экономике выросла с 2,9% в 1700 году до 9% в 1870 году. [15] а Великобритания заменила Индию в качестве крупнейшего в мире производителя текстиля в 19 веке. [8] Историк Ширин Моосви также приводит оценки экономического производства Индии за этот период, которые немного отличаются от оценок Мэддисона. По оценкам Моосви, в Индии Великих Моголов также был доход на душу населения на 1,24% выше в конце 16 века, чем в Британской Индии в начале 20 века, а вторичный сектор вносил более высокий процент в экономику Империи Великих Моголов (18,2%), чем то же самое произошло с экономикой Британской Индии начала 20 века (11,2%). [19] Что касается урбанизации , в 1600 году в Индии Великих Моголов также был более высокий процент населения (15%), проживавший в городских центрах, чем в Британской Индии в 19 веке. [20]

Ряд современных историков экономики обвиняют колониальное правление в состоянии экономики Индии, поскольку инвестиции в индийскую промышленность ограничены, поскольку она была колонией. [21] Под британским правлением Индия пережила деиндустриализацию . [7] [8] [22] Производство пряжи в ручном ткацком производстве снизилось с 419 миллионов фунтов в 1850 году до 240 миллионов фунтов в 1900 году. [14] Из-за колониальной политики британцев произошел значительный перенос капитала из Индии в Англию, что привело к массовому оттоку доходов, а не к систематическим усилиям по модернизации внутренней экономики. [23]

ВВП ( ППС ) в международных долларах 1990 года. [11]
Год ВВП
(Миллионы долларов 1990 года )
ВВП на душу населения
(доллары 1990 года)
в % Средний рост ВВП
1850 125,681 533
1870 134,882 533 0.354
1890 163,341 584 0.962
1900 170,466 599 0.428
1910 210,439 697 2.129
1920 194,051 635 −0.807
1930 244,097 726 2.321
1940 265,455 686 0.842
1947 213,680 618 −3.052

Отсутствие индустриализации

[ редактировать ]

Взгляды историков и экономистов

[ редактировать ]

В 17 веке Индия была относительно урбанизированной и коммерциализированной страной с оживленной экспортной торговлей, в основном посвященной хлопчатобумажным тканям , но также включавшим шелк, специи и рис. Индия была основным производителем хлопкового текстиля в мире и вела значительную экспортную торговлю с Великобританией, а также со многими другими европейскими странами через Ост-Индскую компанию (EIC).

Доля Индии в мировом промышленном производстве также снизилась с 25% в 1750 году до 2% в 1900 году. В то же время доля Соединенного Королевства в мировой экономике выросла с 2,9% в 1700 году до 9% в 1870 году, и Великобритания заменила Индию. как крупнейший в мире производитель текстиля в 19 веке.

После победы Великобритании над Империей Великих Моголов ( Битва при Буксаре , 1764 г.) Индия была деиндустриализирована благодаря EIC, британской и колониальной политике. [14]

Поскольку в конце 18 - начале 19 веков в британской хлопковой промышленности произошла технологическая революция, индийская промышленность находилась в состоянии стагнации и деиндустриализации. [7]

Еще в 1772 году Генри Паттулло, писавший об экономических ресурсах Бенгалии, заметил, что их ткани были такого непревзойденного качества, что спрос на них никогда не мог упасть. [24] Однако к началу 19 века экспорт текстиля начал снижаться; [25] В 1840 году председатель Ассоциации Ост-Индии и Китая заявил английскому парламенту: «Эта компания преуспела в превращении Индии из страны-производителя в страну, экспортирующую сырье». [26]

Часто повторяемая легенда гласит, что EIC отрезал большие пальцы ткачам в Бенгалии, чтобы уничтожить местную ткацкую промышленность в пользу британского импорта текстиля. Однако обычно это считается мифом, основанным на отчете Уильяма Болтса 1772 года, в котором он утверждает, что несколько прядильщиков шелка отрезали себе большие пальцы в знак протеста против плохих условий труда. [27] [28]

Историк экономики Прасаннан Партасарати указал на данные о доходах, которые показывают, что реальная заработная плата XVIII века в Бенгалии и Майсуре была сопоставима с Великобританией. Например, рабочие текстильной промышленности в Бенгалии и Майсуре зарабатывали больше, чем в Великобритании. [14] [29] Есть также свидетельства того, что рабочим в Великобритании приходилось работать дольше, чем в Бенгалии и Южной Индии. [30] По словам историка экономики Иммануэля Валлерстайна , сельскохозяйственное производство на душу населения и стандарты потребления в Индии Великих Моголов 17-го века, вероятно, были выше, чем в Европе 17-го века, и определенно выше, чем в Британской Индии начала 20-го века . [31]

Британский контроль над торговлей и экспорт дешевого манчестерского хлопка называют важными факторами, объясняющими, почему Великобритания провела индустриализацию первой, прежде чем Франция, Германия, Индия и Китай. [32] хотя индийский текстиль сохранял конкурентное ценовое преимущество перед британским текстилем до 19 века. [8] Некоторые историки указывают на колонизацию Индии как на главный фактор как деиндустриализации Индии, так и промышленной революции в Великобритании . [33] [34] [35]

Индийские артиллерийские заводы

[ редактировать ]

История и развитие индийских артиллерийских заводов напрямую связаны с британским владычеством в Индии. Ост-Индская компания считала военную технику жизненно важным элементом обеспечения своих экономических интересов в Индии и увеличения своей политической власти. В 1775 году Британская Ост-Индская компания согласилась создать Совет по артиллерийскому вооружению в Форт-Уильяме , Калькутта . Это ознаменовало официальное начало армейской артиллерии и промышленной революции в Индии.

В 1787 году пороховой в Ичапуре был основан завод. Производство началось в 1791 году, а с 1904 года это место позже использовалось как винтовочный завод. В 1801 году в Коссипоре, Калькутта, было основано Gun Carriage Agency (теперь известное как Gun & Shell Factory), а производство началось 18 марта 1802 года. Это старейший из существующих оружейных заводов в Индии. До того, как Индия стала независимой в 1947 году, существовало восемнадцать заводов по производству боеприпасов. [36]

Сельское хозяйство и промышленность

[ редактировать ]

Между 1860 и 1914 годами сельское хозяйство росло за счет расширения земельных границ, что стало более трудным после 1914 года. [37]

Предприниматель Джамсетджи Тата начал свою промышленную карьеру в 1877 году в Центрально-индийской прядильной, ткацкой и производственной компании в Бомбее. В то время как другие индийские фабрики производили дешевую грубую пряжу (а позже и ткань), используя местный коротковолокнистый хлопок и дешевое оборудование, импортированное из Великобритании, Tata добилась гораздо большего успеха, импортируя дорогой длинноволокнистый хлопок из Египта и покупая более сложное оборудование с кольцевым веретеном в США. Штаты будут прясть более тонкую пряжу, которая сможет конкурировать с импортом из Великобритании. [38] Воздействие на промышленность заключалось в сочетании двух различных процессов: активного роста современных фабрик и медленного роста кустарной промышленности, которая достигла более высоких темпов роста за счет перехода от традиционного домашнего производства к производству, основанному на заработной плате. [39]

В 1890-х годах Tata запустила планы по расширению деятельности в тяжелой промышленности с использованием индийского финансирования после того, как с 1883 года британцы отказали ей в разрешении. [6] Радж не предоставил капитал, но он знал об ухудшении позиций Британии по отношению к США и Германии в сталелитейной промышленности, и ему хотелось иметь сталелитейные заводы в Индии, поэтому оно пообещало закупить любые излишки стали, которые Tata не могла продать. [40] Однако британское правительство и железные дороги, крупнейшие потребители стали в стране, обязали использовать сталь с рейтингом BSSS (Британская стандартная спецификация стали), в то время как остальной мир использовал NBSSS (Небританская стандартная спецификация стали). ) рейтинг. Это препятствовало индийским производителям стали производить более дешевую сталь с рейтингом NBSSS, что делало индийскую сталь неконкурентоспособной на мировом рынке. Великобритания также ввела ограничения на импорт стали, из-за чего сталь, произведенную в Индии с рейтингом BSSS, трудно экспортировать с целью получения прибыли. [6] Компания Tata Iron and Steel Company (TISCO) открыла свой завод в Джамшедпуре в Бихаре в 1908 году. В 1945 году она стала ведущим производителем железа и стали в Индии со 120 000 сотрудников. [41] Согласно Оксфордскому национальному биографическому словарю , ТИСКО «стал символом индийского технического мастерства, управленческой компетентности и предпринимательского чутья». [38]

Орошение

[ редактировать ]

Британское владычество инвестировало в инфраструктуру, включая каналы и ирригационные системы. [42] Канал Ганг простирался на 350 миль от Харидвара до Канпура и снабжал распределительными каналами на тысячи миль. К 1900 году у Раджа была самая большая ирригационная система в мире. Всего количество орошаемых земель увеличилось в восемь раз. Историк Дэвид Гилмор говорит: [43]

К 1870-м годам крестьянство в районах, орошаемых каналом Ганг, было заметно лучше питалось, размещалось и одевалось, чем раньше; к концу века новая сеть каналов в Пенджабе привела к появлению там еще более процветающего крестьянства.

железные дороги

[ редактировать ]
Карта железных дорог Индии 1871 года.
Карта железных дорог Индии 1909 года.

Британские инвесторы построили в конце 19 века современную железнодорожную систему, которая на тот момент стала четвертой по величине в мире. [44] Правительство поддерживало железные дороги, осознавая их ценность для военного использования и экономического роста, и они были предназначены для улучшения обороны и внешней торговли. [12] Хотя частные британские компании инвестировали в железные дороги, они инвестировали очень мало за пределами этого проекта. С 1890 года, когда было завершено строительство основной очереди, по 1914 год доля зарубежного британского капитала, вложенного в Индию, снизилась с 19% до 10%. [12] Поначалу железные дороги находились в частной собственности и управлялись британскими администраторами, инженерами и ремесленниками, а единственными неквалифицированными рабочими были индийцы. [45]

План железнодорожной системы в Индии был впервые выдвинут в 1832 году. Первый поезд в Индии прошёл от Красных холмов до моста Чинтадрипет в Мадрасе в 1837 году. Он назывался Red Hill Railway . [46] Он использовался только для грузовых перевозок. Еще несколько коротких линий были построены в 1830-х и 1840-х годах, но они не соединялись между собой и использовались только для грузовых перевозок. Ост-Индская компания, а затем и колониальное правительство, поощряли новые железнодорожные компании, поддерживаемые частными инвесторами, в рамках схемы, которая предоставляла землю и гарантировала годовой доход до 5% в первые годы работы. Компании должны были построить и эксплуатировать линии на условиях аренды сроком на 99 лет, при этом правительство имело возможность выкупить их раньше. [46] В 1854 году генерал-губернатор лорд Далхаузи сформулировал план строительства сети магистральных линий, соединяющих основные регионы Индии. Благодаря правительственным гарантиям в страну поступили инвестиции и был создан ряд новых железнодорожных компаний, что привело к быстрому расширению железнодорожной системы в Индии. [47]

В 1853 году было открыто первое пассажирское поездное сообщение между Бори Бундером в Бомбее и Тейном , преодолевшее расстояние 34 км (21 миль). [48] Протяженность маршрутов этой сети увеличилась с 1349 км (838 миль) в 1860 году до 25 495 км (15 842 миль) в 1890 году, в основном расходясь вглубь страны от трех крупных портовых городов: Бомбея, Мадраса и Калькутты. [49] Большая часть строительства железной дороги была осуществлена ​​индийскими компаниями под руководством британских инженеров. Система была прочной и состояла из прочных путей и прочных мостов. Несколько крупных княжеств вскоре построили свои собственные железнодорожные системы, и сеть распространилась почти на все регионы Индии. [46] К 1900 году в Индии существовал полный спектр железнодорожных услуг с разной собственностью и управлением, работавших на сетях широкой, метровой и узкой колеи. [50]

Во время Первой мировой войны железные дороги использовались для перевозки войск и зерна в порты Бомбея и Карачи по пути в Великобританию, Месопотамию и Восточную Африку. [ нужна ссылка ] Поскольку поставки оборудования и запчастей из Великобритании сократились, техническое обслуживание стало намного сложнее. В армию пошли критически важные рабочие, мастерские были переоборудованы для производства боеприпасов, а локомотивы, подвижной состав и пути некоторых целых линий были отправлены на Ближний Восток. Железные дороги едва могли удовлетворить возросший спрос. [51] К концу войны состояние железных дорог сильно ухудшилось. [52] [50]

Хедрик утверждает, что и линии Раджа, и частные компании нанимали только европейских диспетчеров, инженеров-строителей и даже эксплуатационный персонал, например машинистов локомотивов. Политика правительства в отношении магазинов требовала, чтобы заявки на железнодорожные контракты подавались в Индийский офис в Лондоне, исключая большинство индийских фирм. [ нужна ссылка ] Железнодорожные компании закупили большую часть своего оборудования и запчастей в Великобритании. В Индии существовали мастерские по ремонту железных дорог, но им редко разрешалось производить или ремонтировать локомотивы. [53]

Кристенсен рассматривает колониальные цели, местные потребности, капитал, услуги и частные и общественные интересы. Он заключает, что превращение железных дорог в создание государства препятствовало успеху, поскольку железнодорожные расходы должны были пройти через тот же трудоемкий и политический процесс составления бюджета, что и все другие государственные расходы. Таким образом, железнодорожные расходы не могли быть адаптированы к своевременным потребностям железных дорог или их пассажиров. [54]

Великая депрессия

[ редактировать ]

Всемирная Великая депрессия 1929 года практически не повлияла на Индию и лишь незначительно повлияла на современный вторичный сектор. Правительство мало что сделало, чтобы облегчить бедствие, и было сосредоточено в основном на доставке золота в Великобританию. [55] Худшими последствиями стала дефляция, которая увеличила долговое бремя сельских жителей и одновременно снизила стоимость жизни. [56] Что касается объема общего объема производства, то в период с 1929 по 1934 год не было спада. Падение цен на джут и пшеницу нанесло ущерб более крупным производителям. Сильнее всего пострадал сектор производства джута в Бенгалии, который был важным элементом внешней торговли. Он процветал в 1920-е годы, но в 1930-е годы он сильно пострадал. [57] Что касается занятости, то произошел некоторый спад, в то время как сельское хозяйство и мелкая промышленность продемонстрировали рост. [58] Самой успешной новой отраслью промышленности была сахарная промышленность, рост которой наблюдался в 1930-е годы. [59] [60]

Последствия

[ редактировать ]

Казначейство нового независимого, но слабого правительства Союза сообщило о годовом доходе в 334 миллиона фунтов стерлингов в 1950 году. Напротив, широко сообщалось, что Низам Асаф Джах VII из штата Хайдарабад в Южной Индии в то время имел состояние почти в 668 миллионов фунтов стерлингов. [61] К 1950 году примерно одна шестая часть населения страны проживала в городах. [62] Доллар США был обменян по цене 4,97 индийской рупии.

В 1947 году, когда Индия обрела независимость от британского владычества, 90% населения Индии проживало в сельской местности, а 55% жили за международной чертой бедности. [12]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тхарур, Шаши (22 июля 2015 г.). «Точка зрения: Великобритания должна выплатить Индии репарации» . Новости Би-би-си . Проверено 15 января 2020 г. .
  2. ^ Маккензи, Джон (28 июля 2015 г.). «Точка зрения: почему Великобритания не должна репарации Индии» . Новости Би-би-си . Проверено 15 января 2020 г. .
  3. ^ Рой, Рама Дев (1987). «Некоторые аспекты утечки экономики из Индии во время британского правления». Социолог . 15 (3): 39–47. дои : 10.2307/3517499 . JSTOR   3517499 .
  4. ^ Фергюсон, Найл (2003). Империя: как Британия создала современный мир . Книги о пингвинах. стр. 215–216. ISBN  0-713-99615-3 .
  5. ^ Фергюсон, Найл (2003). Империя: как Британия создала современный мир . Книги о пингвинах. п. 218. ИСБН  0-713-99615-3 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Шаши Тхарур , март 2017 г., Бесславная империя: что британцы сделали с Индией , К. Херст и компания , Великобритания.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сайфер, Джеймс М. (2014) [Впервые опубликовано в 1997 г.]. Процесс экономического развития (4-е изд.). Рутледж . п. 97. ИСБН  978-0-415-64327-6 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Бродберри, Стивен; Гупта, Бишнуприя (2005). «Хлопковый текстиль и большое расхождение: Ланкашир, Индия и смещение конкурентных преимуществ, 1600–1850 годы» (PDF) . Международный институт социальной истории . Факультет экономики Уорикского университета . Проверено 5 декабря 2016 г.
  9. ^ Генри Юл , AC Burnell (2013). Хобсон-Джобсон: Полный глоссарий Британской Индии . Издательство Оксфордского университета . п. 20. ISBN  9781317252931 .
  10. ^ П. Дж. Маршалл, «Британцы в Азии: торговля с доминионом, 1700–1765», в Оксфордской истории Британской империи : том. 2, «Восемнадцатый век» изд. П. Дж. Маршалл, (1998), стр. 487–507.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэддисон, Ангус. «ВВП». Историческая статистика мировой экономики: 1–2008 г. н. э. (XLSX) (Отчет). Университет Гронингена . Проверено 26 марта 2022 г.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уошбрук, Дэвид (2012). Индия и Британская империя . Издательство Оксфордского университета. стр. 48, 49, 56, 58. ISBN.  9780191744587 .
  13. ^ Мэддисон 2007, с. 379, таблица А.4.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Джеффри Г. Уильямсон , Дэвид Клингингсмит (август 2005 г.). «Деиндустриализация Индии в 18 и 19 веках» (PDF) . Гарвардский университет . Проверено 18 мая 2017 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэддисон, Ангус (2003): Исследования Центра развития. Историческая статистика мировой экономики: Историческая статистика , Издательство ОЭСР , ISBN   9264104143 , стр. 261.
  16. ^ Бродберри, Стивен; Кустодис, Иоганн; Гупта, Бишнуприя (2015). «Индия и великое расхождение: англо-индийское сравнение ВВП на душу населения, 1600–1871 гг.» . Исследования по экономической истории . 55 : 58–75. дои : 10.1016/j.eeh.2014.04.003 . S2CID   130940341 ​​.
  17. ^ Таблица данных в Мэддисон А (2007), Контуры мировой экономики I-2030AD, Oxford University Press, ISBN   978-0199227204
  18. ^ «Список регионов по прошлому ВВП (ППС) на душу населения» , Arc.Ask3.Ru , 25 февраля 2024 г. , дата обращения 26 марта 2024 г.
  19. ^ Ширин Моосви (2015) [Впервые опубликовано в 1989 году]. Экономика Империи Великих Моголов ок. 1595: Статистическое исследование (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 432–433. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199450541.001.0001 . ISBN  978-0-19-908549-1 .
  20. ^ Авраам Эрали (2007), Мир Великих Моголов: Жизнь в последний золотой век Индии , страница 5 , Penguin Books
  21. ^ Т. Р. Джайн; ВК Охри. Статистика по экономике и экономическому развитию Индии . Публикации ВК. п. 15. ISBN  9788190986496 .
  22. ^ Байрох, Пол (1993). Экономика и всемирная история: мифы и парадоксы . Издательство Чикагского университета . п. 89. ИСБН  0-226-03462-3 .
  23. ^ Чаудхури, КН (1983). «Внешняя торговля и платежный баланс (1757-1947)». В Кумаре, Дхарма (ред.). Кембриджская экономическая история Индии . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. стр. 876–877. ISBN  0-521-22802-6 .
  24. ^ Чаудхури, КН (2006) [Впервые опубликовано в 1978 году]. Торговый мир Азии и английская Ост-Индская компания, 1660–1760 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 237. ИСБН  978-0-521-03159-2 .
  25. ^ Индия и современный мир - II (изд. марта 2007 г.). Национальный совет образовательных исследований и обучения . 2007. с. 116. ИСБН  978-8174507075 .
  26. ^ Салливан, Дилан; Хикель, Джейсон. «Как британский колониализм убил 100 миллионов индейцев за 40 лет» (Мнение). Аль Джазира . Проверено 31 августа 2023 г.
  27. ^ Донигер, Венди (2009). Индусы: Альтернативная история . Пингвин Пресс. п. 582. ИСБН  978-159420-205-6 .
  28. ^ Болтс, Уильям (1772). Соображения по делам Индии: особенно в отношении нынешнего состояния Бенгалии и ее зависимостей . Дж. Алмон. п. 194 . Проверено 21 марта 2017 г.
  29. ^ Партхасарати, Прасаннан (2011). Почему Европа разбогатела, а Азия нет: глобальное экономическое расхождение, 1600–1850 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 38–39. ISBN  978-1-139-49889-0 .
  30. ^ Партхасарати, Прасаннан (2011). Почему Европа разбогатела, а Азия нет: глобальное экономическое расхождение, 1600–1850 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН  978-1-139-49889-0 . Еженедельный заработок в Великобритании и на Индийском субконтиненте также необходимо соотносить с рабочим временем. Существует множество свидетельств того, что в XVIII веке рабочий день в Британии был гораздо длиннее, чем в Бенгалии или Южной Индии.
  31. ^ Сунеджа, Вивек (2000). Понимание бизнеса: многомерный подход к рыночной экономике . Психология Пресс . п. 13. ISBN  9780415238571 .
  32. ^ Гриффин, Эмма. «Почему Британия была первой? Промышленная революция в глобальном контексте» . Проверено 9 марта 2013 г.
  33. ^ Джуни Т. Тонг (2016), Финансы и общество в Китае 21 века: китайская культура и западные рынки , стр. 151 , CRC Press
  34. ^ Эспозито, Джон Л. , изд. (2004). «Великобритания» . Исламский мир: прошлое и настоящее . Том. 1. Издательство Оксфордского университета . п. 174. ИСБН  978-0-19-516520-3 . Продажа экспорта из этих регионов помогла поддержать промышленную революцию в Великобритании.
  35. ^ Рэй, Индраджит (2011). Бенгальская промышленность и британская промышленная революция (1757–1857) . Рутледж. стр. 7–10. ISBN  978-1-136-82552-1 .
  36. ^ «Индийские артиллерийские заводы: завод по производству орудий и снарядов» . Ofb.gov.in. ​Проверено 17 июля 2012 г.
  37. ^ Батен, Йорг (2016). История мировой экономики. С 1500 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. п. 255. ИСБН  9781107507180 .
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браун, Ф.Х.; Томлинсон, БР (23 сентября 2004 г.). «Тата, Джамшед Насарванджи [Джамсетджи] (1839–1904)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/36421 . Проверено 28 января 2012 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  39. ^ Батен, Йорг (2016). История мировой экономики. С 1500 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. п. 255. ИСБН  9781107507180 .
  40. ^ Бахл, Винай (декабрь 1994 г.). «Появление крупной сталелитейной промышленности в Индии под британским колониальным правлением, 1880-1907». Обзор экономической и социальной истории Индии . 31 (4): 413–460. дои : 10.1177/001946469403100401 . S2CID   144471617 .
  41. ^ Номура, Чикаёси (2011). «Продажа стали в 1920-е годы: TISCO в переходный период». Обзор экономической и социальной истории Индии . 48 : 83–116. дои : 10.1177/001946461004800104 . S2CID   154594018 .
  42. ^ историографию см. Д'Суза, Рохан (июль 2006 г.). «Вода в Британской Индии: создание« колониальной гидрологии » » (PDF) . Исторический компас . 4 (4): 621–628. дои : 10.1111/j.1478-0542.2006.00336.x .
  43. ^ Дэвид Гилмор (2007) [Впервые опубликовано в 2005 г.]. Правящая каста: жизнь имперцев в викторианском владычестве . Макмиллан. п. 9. ISBN  978-0-374-53080-8 .
  44. ^ Керр, Ян Дж. (2007). Двигатели перемен: железные дороги, которые создали Индию . Прегер. п. 63. ИСБН  978-0-275-98564-6 .
  45. ^ Дербишир, ID (1987). «Экономические изменения и железные дороги в Северной Индии, 1860–1914». Современные азиатские исследования . 21 (3): 521–545. дои : 10.1017/S0026749X00009197 . JSTOR   312641 . S2CID   146480332 .
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Р.Р. Бхандари (2005). Индийские железные дороги: славные 150 лет . Министерство информации и радиовещания, правительство Индии. стр. 1–19. ISBN  978-81-230-1254-4 .
  47. ^ Торнер, Дэниел (2001). «Схема развития железных дорог в Индии». В Керре, Ян Дж. (ред.). Железные дороги в современной Индии . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. стр. 83–85. ISBN  978-0-19-564828-7 .
  48. ^ Бабу, Т. Стэнли (2004). «Яркое свидетельство прогресса». Индийские железные дороги . Том. 50. Управление железных дорог Индии. п. 101.
  49. ^ Херд, Джон (2001). «Железные дороги». В Керре, Ян Дж. (ред.). Железные дороги в современной Индии . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. п. 149. ИСБН  978-0-19-564828-7 .
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Р.Р. Бхандари (2005). Индийские железные дороги: славные 150 лет . Министерство информации и радиовещания, правительство Индии. стр. 44–52. ISBN  978-81-230-1254-4 .
  51. ^ Хедрик, Дэниел Р. (1988). Щупальца прогресса: передача технологий в эпоху империализма, 1850–1940 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 78–79. ISBN  0-19-505115-7 .
  52. ^ Авасти, Аруна (1994). История и развитие железных дорог Индии . Нью-Дели: Deep & Deep Publications. стр. 181–246.
  53. ^ Хедрик, Дэниел Р. (1988). Щупальца прогресса: передача технологий в эпоху империализма, 1850–1940 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 81–82. ISBN  0-19-505115-7 .
  54. ^ Кристенсен, Р.О. (сентябрь 1981 г.). «Работа железных дорог штата и Индии, 1870–1920 гг., часть I. Финансовая эффективность и стандарты обслуживания». Журнал истории транспорта . 2 (2): 1–15. дои : 10.1177/002252668100200201 . S2CID   168461253 .
  55. ^ К. А. Маникумар, Колониальная экономика во время Великой депрессии, Мадрас (1929–1937) (2003), стр. 138-9.
  56. ^ Дитмар Ротермунд, Экономическая история Индии до 1991 года (1993), стр. 95.
  57. ^ Госвами, Омкар (август 1984 г.). «Сельское хозяйство в кризисе: крестьянская экономика Восточной и Северной Бенгалии в 1930-е годы». Обзор экономической и социальной истории Индии . 21 (3): 335–364. дои : 10.1177/001946468402100304 . S2CID   144852916 .
  58. ^ Симмонс, Колин (май 1987 г.). «Великая депрессия и индийская промышленность: меняющиеся интерпретации и меняющиеся представления». Современные азиатские исследования . 21 (3): 585–623. дои : 10.1017/S0026749X00009215 . JSTOR   312643 . S2CID   145538790 .
  59. ^ Дитмар Ротермунд, Экономическая история Индии до 1991 года (1993), стр. 111.
  60. ^ Ротермунд, Дитмар (1992). Индия в Великой депрессии, 1929–1939 гг . Нью-Дели: Манохар. п. 169. ИСБН  81-85425-76-0 .
  61. ^ «Дочь Низама» . Время . 19 января 1959 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 года . Проверено 16 октября 2012 г.
  62. ^ «К 1950 году одна шестая часть индийцев проживала в городах» . Архивировано из оригинала 3 марта 2009 года . Проверено 8 ноября 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa1b33dbaf093f751ce4554890a8da76__1717346580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/76/fa1b33dbaf093f751ce4554890a8da76.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economy of India under the British Raj - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)