Экономика Дели
Коннот-Плейс в Нью-Дели является важным экономическим центром национальной столицы . | |
1 апреля – 31 марта | |
Статистика | |
ВВП | 272,603 миллиарда долларов (NCR; номинал, оценка на 2021–2022 годы) [1] [2] 370 миллиардов долларов (NCR; по ППС ВВП метрополитена ) [3] [4] [5] |
Рейтинг ВВП | 6-е место |
Рост ВВП | 9.18% (2023–24) [2] |
ВВП на душу населения | вон 598 922 (7200 долларов США) (2021–22 гг.) [6] [7] |
Рейтинг ВВП на душу населения | 2-й |
ВВП по секторам | Сельское хозяйство 2% Промышленность 14% Услуги 84% (2021–22 гг.) [2] |
Безработица | ![]() |
Государственные финансы | |
вон -9 194 крор (-1,1 миллиарда долларов США) (оценка на 2022–2023 годы). [2] | |
Доходы | вон 61 891 крор (7,4 миллиарда долларов США) (оценка на 2022–2023 годы) [2] |
Затраты | вон 71 085 крор (8,5 миллиардов долларов США) (оценка на 2012–2023 годы) [2] |
Все значения, если не указано иное, указаны в долларах США . |
Экономика Дели является 13-й по величине среди штатов и союзных территорий Индии. Номинальный . ВВП НКР оценивался в 272,603 миллиарда долларов [1] а номинальный ВВП NCT Дели на 2022–2023 годы оценивался в 10,83 лакха крор (130 миллиардов долларов США). [9] зафиксировав годовой рост на 8,1%. Темп роста в 2014–2015 годах составил 9,2%. В 2020–2021 годах третичный сектор обеспечил 85% ВВП Дели, за ним следовали вторичный и первичный секторы с 12% и 3% соответственно. В секторе услуг зафиксирован годовой рост на 7,3%.Дели – крупнейший торговый центр северной Индии. По состоянию на 2021 год [update]По последним оценкам, экономика городского района Дели варьируется от 370 миллиардов долларов ( по ППС ВВП метрополитена ) и составляет 272,603 доллара. [1] [4] миллиардов как (номинальный ВВП), что делает его либо самым, либо вторым по продуктивности мегаполисом Индии. [4] [3] [10] [5]
В последнее время большое количество экономической, производственной и деловой деятельности было привлечено в Нойду , Гуруграм , Большую Нойду , Газиабад , Меерут и Фаридабад .
Большое количество жителей Дели ежедневно путешествует между Нойдой , Большой Нойдой и Гуруграмом в поисках работы. [11]
Производство
Производство значительно выросло, поскольку компании по производству потребительских товаров открыли в городе производственные подразделения и штаб-квартиры. Большой потребительский рынок Дели и наличие квалифицированной рабочей силы также привлекли иностранные инвестиции. Дели обеспечивает 4,94% общего ВВП страны. В 2001 году в производственном секторе было занято 1 440 000 рабочих, а в городе было 129 000 промышленных предприятий. [12]
Услуги
Ключевыми отраслями услуг являются информационные технологии , телекоммуникации , гостиницы , банковское дело, средства массовой информации и туризм. [13] Строительство, энергетика, здравоохранение, общественные услуги и недвижимость также важны для экономики города. [14]
Розничная торговля
В Дели находится одна из крупнейших и быстрорастущих отраслей розничной торговли в Индии. [14]
Информационные технологии
Как и в других регионах Индии, ИТ-индустрия в Дели расширяется. Хотя это и не так развито, как ИТ-индустрия в некоторых южных штатах Индии, здесь по-прежнему расположены крупные ИТ-компании, такие как Google India , Tele Performance India , HCL Technologies , SAP Labs India , Tata Consultancy Services , Cinfoways и SAS Institute India . [15] Его города-спутники, входящие в состав НКР , такие как Нойда в Уттар-Прадеше или Гургаон в Харьяне , также являются домом для сильного ИТ-сектора. [16] Согласно промышленной политике Дели на 2010-21 годы, [17] Правительство Дели надеется увеличить инвестиции и дальнейшее развитие ИТ-отрасли и индустрии ITeS штата. [18] Государственные учреждения Дели, хорошо развитая инфраструктура, растущая рабочая сила и культура, ориентированная на бизнес, делают его идеальным местом для такого расширения ИТ-сектора. [19]

Туризм
Благодаря своей истории, центральному положению и статусу столицы страны Дели является популярным местом для туристов. Некоторые популярные туристические достопримечательности включают Красный Форт , Кутб-Минар , Ворота Индии , Джама Масджид , Могилу Хумаюна , Храм Лотоса , Акшардхам и Раштрапати Бхаван . Туристический сектор Дели составляет 5,6% его ВВП, и правительство Дели считает его «высокорастущей отраслью». [20] 62% туристов и NRI, посещающих Индию, приезжают в Дели. [20]
Всемирный совет путешествий и туризма подсчитал, что в 2016 году туризм принес 3,2 миллиарда долларов США, или 3,6% ВВП города, и обеспечил создание 460 300 рабочих мест, что составляет 8,3% от общей занятости. Прогнозируется, что к 2026 году этот сектор будет расти в среднем на 10,8% до 8,9 млрд долларов США (3,7% ВВП). На долю иностранных туристов пришлось 35,5% всех расходов, связанных с туризмом, в Дели в 2016 году. Крупнейшим источником иностранных туристов, посещающих город, были США , на долю которых пришлось 11% посещений города иностранными туристами. [21]
Недвижимость
Сектор недвижимости стал еще одной растущей отраслью в НКР . Он процветал в 2000-х годах, и многие индийцы, вдохновленные резким ростом цен на недвижимость, решили инвестировать в недвижимость, особенно в растущих городах-спутниках Гургаон , Нойда и Большая Нойда . [22] На пике рынка недвижимости в период с 2001 по 2007 год можно было ожидать годовой доходности 20–30% или удвоения инвестиций примерно за 3–5 лет. [23] Однако к 2013 году спрос на недвижимость начал снижаться, достигнув рекордного минимума в 2016 году. [23] В условиях резкого падения продаж и долгов компаний, занимающихся недвижимостью, такие девелоперы, как Unitech , Jaypee Infratech Ltd. и Amrapali Group, замедлили реализацию своих проектов развития, поскольку им не хватало необходимого оборотного капитала. [22] [23]

В ответ на кризис парламент Индии принял Закон о недвижимости (регулирование и развитие) 2016 года для защиты покупателей жилья и индустрии недвижимости. [24] Законом был создан Орган по регулированию недвижимости (RERA), который отвечает за регулирование отрасли недвижимости и разрешение споров, связанных с недоставкой. [24] Закон также обязывает регистрировать реальные проекты с четкими сроками. [25] За этим последовала Моди правительством демонетизация банкнот номиналом 500 и 1000 фунтов стерлингов . Одной из заявленных целей такого действия было ограничение широкого использования теневых денег в сделках с недвижимостью. [26]
Повышение уровня соблюдения требований и прозрачности после создания RERA оказало стабилизирующее воздействие на рынок недвижимости. Хотя RERA затруднила запуск новых проектов, сокращая предложение в сфере недвижимости, спрос растет. [25] На данный момент, за исключением Гургаона, где наблюдается незначительный рост недвижимости, стоимость домов в регионе Дели (НКР) остается стабильной. [27]
Транспорт


Еще одним ключевым фактором экономики Дели является транспортный сектор, и город инвестирует различные проекты в транспортную инфраструктуру. [28] Более половины населения Дели зависит от общественного транспорта при поездках на работу. [29] В Дели процветают различные способы передвижения, в том числе метро Дели , поезда и автобусы.В частности, городская система метро представляет собой высокоэффективную систему общественного транспорта, созданную по инициативе правительства Дели и Индии в 1998 году. [30] В 2017 году выручка метро составила 5 388 крор фунтов стерлингов . [31] Тем не менее, в течение последних нескольких лет Metro работала с убытком по показателю EBITDA , и по состоянию на март 2016 года ее общий долг составлял 291,5 миллиарда фунтов стерлингов. [31]
Государственная транспортная корпорация Дели (DTC) управляет крупнейшим в мире парком автобусов, работающих на сжатом природном газе , и одной из крупнейших в Индии систем автобусного транспорта. [32] Автобусы являются очень популярным средством передвижения в Дели, на них приходится около 60% общего транспортного спроса Дели. [33] Раньше в Дели также существовала система скоростного автобусного транспорта , которая была широко хваленым проектом предыдущего Шейлой Дикшит , возглавляемого правительства Конгресса , однако из-за критики по поводу плохого планирования правительство партии Аам Аадми демонтировало систему в 2016 году. [34]
Авторикши (широко известные как «Авто ») также популярны. Дешевые, экологически чистые и легко доступные, эти авторикши используются как жителями Дели, совершающими короткие поездки, так и туристами, жаждущими увеселительной поездки.
Международный аэропорт Индиры Ганди , основной узел гражданской авиации НКР, обслуживает внутренние и международные рейсы Дели и является самым загруженным аэропортом Индии. [35] На долю аэропорта приходится около 34,5% от общего объема торговых операций, осуществляемых через все крупные аэропорты Индии. [36] Он служит хабом для Air India , GoAir , SpiceJet , IndiGo и AirAsia India .
Работа
Согласно Экономическому обзору Дели (2022–2023 гг.), Рабочая сила Дели составляет 33,28% населения (в течение 2011 г.). [37] Расчетный уровень занятости в Дели в период с июля 2020 года по июнь 2021 года составил 93,7. Уровень безработицы в Дели в указанный период составил 6,3. В 2011 году работницы-женщины составляли меньший процент работников и составляли около 15% рабочих в Дели. Основная доля рабочих в Дели приходилась на категорию прочих рабочих, которая включает в себя все виды деятельности промышленного и третичного сектора, в ней она составляет 95%.
Уровень участия в рабочей силе жителей Дели старше 15 лет составил 40,8% в 2015–2016 годах, что ниже, чем 41,8%, зарегистрированных в 2012–2013 годах. Уровень участия рабочей силы в Дели ниже, чем в среднем по стране (50,5%). [2]
Главный министр Дели запустил портал вакансий «Розгар Базар» для рекрутеров и соискателей работы во время пандемии COVID-19. [38]
См. также
Ссылки
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Номинальное распределение мирового богатства по ВВП: кто является лидерами мировой экономики? - Полный размер» . www.visualcapitalist.com . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Анализ бюджета Дели на 2022–2023 годы» . PRS Законодательное исследование . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Глобальный рейтинг городов по ВВП 2008–2025 гг.» . ПвК . Архивировано из оригинала 4 мая 2011 года . Проверено 16 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Глобальный городской ВВП 2014» . Брукингский институт . 22 января 2015 года . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис, Клара (28 ноября 2016 г.). «Дели, а не Мумбаи, экономическая столица Индии — Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ «Наша цель — поднять доход на душу населения в Дели до уровня Сингапура к 2047 году» . Индус . 16 ноября 2021 г. Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ ПТИ (23 марта 2022 г.). «ВВП Дели вырос на 50% с 2016-2017 годов» . Экономические времена . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «Уровень безработицы в Индии» . Центр мониторинга индийской экономики . Проверено 3 ноября 2020 г. .
- ^ «Рост Дели превысит средний показатель по стране на 9,18%» . Livemint.com . 20 марта 2023 г. Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ «Самые динамичные города 2025 года» . Внешняя политика. Архивировано из оригинала 28 августа 2012 года . Проверено 24 августа 2012 г.
- ^ «MC объясняет: почему корпорации переезжают из Коннот-Плейс в центре Дели в далекие Гуруграм и Нойду» . Маниконтроль . 11 мая 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Глава 9: Промышленное развитие» (PDF) . Экономический обзор Дели, 2005–06 гг . Департамент планирования правительства столичного округа Дели. стр. 94–107. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2007 года . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ «Промышленность Дели» . Mapsofindia.com . Проверено 7 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Дели – любимое место розничной торговли в Индии – Корпоративные тенденции – Новости компании – Новости» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 7 октября 2013 года . Проверено 3 ноября 2008 г.
- ^ «10 лучших компаний для работы в Дели, NCR» . Корпоративный блог для xoxoday . 17 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2018 г. Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Хотя Дели и не является центром ведущих ИТ-компаний, он имеет процветающий ИТ-сектор» . Итак, Дели . 18 ноября 2016 г.
- ^ «Проект промышленной политики» . delhi.gov.in .
- ^ «Информация о промышленности Дели, экономике, росте и географии» . ИБЭФ . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Дели NCR — развивающийся ИТ-центр в Индии — Информационные новости Индии» . Брифинг новостей Индии . 29 марта 2017 года . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Инфраструктура туризма» . delhi.gov.in .
- ^ «CITY TRAVEL & TOURISM IMPACT 2017 Дели» (PDF) . Всемирный совет путешествий и туризма . Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2018 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сукумар, Р. (31 июля 2015 г.). «Недвижимость кусается» . livemint.com . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шарма, Ашвини Кумар (5 июля 2018 г.). «2018 год — год смерти недвижимости» . livemint.com . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Что такое Закон о регулировании недвижимости (RERA)? Вот как он поможет покупателям» . Индийский экспресс . 1 мая 2017 года . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Катияр, Прерна (2018). «Этот год может стать поворотным для рынка недвижимости. И вот почему» . Экономические времена . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ «Вот что сказал премьер-министр Моди о новых банкнотах номиналом 500, 2000 рупий и черных деньгах» . Индия сегодня . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ «Цены на жилье в Дели (НКР) в апреле – июне в основном стабилизировались: отчет» . Экономические времена . 2 августа 2018 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2018 г. Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Бхандари, Кирти; Като, Хирокадзу; Хаяси, Ёсицугу (декабрь 2009 г.). «Экономическая и акционерная оценка метрополитена Дели». Международный журнал городских наук . 13 (2): 187–203. дои : 10.1080/12265934.2009.9693657 . ISSN 1226-5934 . S2CID 154245619 .
- ^ Корпорация, Дели, Развитие туризма и транспорта. ":: Туризм Дели: Транспорт" . www.delhitourism.gov.in . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ «Метро Дели входит в пятерку лучших в мире, утверждают представители DMRC – Express India» . 2 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2012 года . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Годовая отчетность и отчет директоров за 2016–2017 годы». Корпорация метрополитена Дели . Архивировано 3 декабря 2017 года. Проверено 22 января 2018 года.
- ^ «outlookindia.com | проводной» . 1 февраля 2009 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ «Глава 12: Транспорт». Экономический обзор Дели, 2005–2006 гг . Департамент планирования правительства столичного округа Дели. стр. 130-146. Архивировано из оригинала 16 января 2007 г. Проверено 21 декабря 2006 г.
- ^ «Начинается демонтаж коридора BRT в Дели» . NDTV.com . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ «Аэропорт Дели более загружен, чем аэропорт Мумбаи, на 40 рейсов в день – Indian Express» . www.indianexpress.com . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ «Экономическое влияние международного аэропорта имени Индиры Ганди» . www.ncaer.org . Архивировано из оригинала 1 ноября 2018 года . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ «Экономический обзор Дели, 2022–2023 годы» (PDF) . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ «Главный министр Дели запустил портал вакансий для рекрутеров и соискателей работы во время COVID-19» .