Экономика Мумбаи




Мумбаи — финансовый центр и самый густонаселенный город Индии , которого оценивается численность населения в 12,5 миллионов человек (1,25 крор). [1] Город является центром развлечений, моды и торговли Индии. В Мумбаи находится крупнейшая городская экономика среди всех городов Индии, поскольку он является финансовой столицей индийской экономики с оборотом почти в 4 триллиона долларов США в номинальном выражении. По последним оценкам, Мумбаи Метро оценивается номинальный ВВП в 277,98 миллиардов долларов США. [2] [3] [4] [5] а ВВП ( ППС ) оценивается в 400 миллиардов долларов США, [6] [7] [8] [9] Мумбаи ВВП ( ППС ) на душу населения округляется примерно до 23 000 долларов США. [10] [11] Это самый богатый индийский город и 12-й самый богатый город в мире с чистым богатством около 1 триллиона долларов США, в котором проживают 46 000 миллионеров и 92 миллиардера. [12] [13] [14] [15] На Мумбаи приходится чуть более 6,16% экономики Индии, на него приходится 10% рабочих мест на фабриках, 30% сборов подоходного налога , 45% налога на развлечения , 60% сборов таможенных пошлин , 20% сборов центрального акцизного налога , 40% внешняя торговля , 100% активов фондового рынка и 1 60 000 кроров рупий (20 миллиардов долларов США) в виде корпоративных налогов в индийскую экономику. [16]
штаб-квартиры нескольких индийских финансовых учреждений, таких как Бомбейская фондовая биржа , Резервный банк Индии , Национальная фондовая биржа , Монетный двор Мумбаи , а также многочисленные индийские компании, такие как Tata Group , Essel Group и Reliance Industries Здесь расположены . в Мумбаи. Большинство этих офисов расположены в центре Южного Мумбаи , который является нервным центром индийской экономики. Далал-стрит , прозванная Уолл-стрит Мумбаи. [17] является домом для Бомбейской фондовой биржи и нескольких финансовых учреждений. Многие иностранные корпорации также имеют штаб-квартиры филиалов в районе Южного Бомбея. Мумбаи также является домом для некоторых из самых богатых людей Индии, в том числе Мукеша Амбани . [18]
Мумбаи — 17-й по величине город в мире по ВВП . [6] [19] Мумбаи вошел в число городов Индии с самым быстрым открытием бизнеса в 2009 году. [20] на душу населения в Мумбаи Номинальный ВВП составляет около 7800 долларов США. [21]


Занятия
[ редактировать ]

До 1980-х годов Мумбаи традиционно был обязан своим процветанием во многом своим текстильным фабрикам и морскому порту. В настоящее время они в основном заменены отраслями, в которых используется более квалифицированная рабочая сила, такими как машиностроение, полировка алмазов, здравоохранение, фармацевтический маркетинг и информационные технологии. Мумбаи сегодня является основным финансовым центром Индии, в котором расположены обе основные индийские фондовые биржи ( Бомбейская фондовая биржа и Национальная фондовая биржа , которые являются 9-й и 10-й крупнейшими фондовыми биржами в мире по рыночной капитализации ), [22] [23] брокерские компании, компании по управлению активами (включая большинство индийских взаимных фондов), штаб-квартиры большинства индийских государственных и коммерческих банков, а также органы финансового и денежно-кредитного регулирования Индии ( Совет по ценным бумагам и биржам Индии и Резервный банк Индии). Индии ) и многих других учреждений. [24] [25]
Поскольку Мумбаи является столицей штата Махараштра , государственные служащие составляют значительную часть рабочей силы города. В Мумбаи также проживает большое количество низкоквалифицированной рабочей силы, которая в основном зарабатывает себе на жизнь разносчиками , водителями такси, механиками и другими пролетарскими профессиями. В порту Мумбаи и в судоходной отрасли также прямо или косвенно работают многие жители. Как и в большинстве других мегаполисов, в Мумбаи также наблюдается большой приток людей из сельской местности, ищущих работу. [26]
Индустрия развлечений - еще один крупный работодатель Мумбаи. Большая часть индийских телевизионных и спутниковых сетей, а также основные издательства расположены в Мумбаи. В Мумбаи производится большое количество телешоу на хинди и английском языке. Киноиндустрия хинди, также известная как Болливуд , также расположена в Мумбаи, наряду с крупнейшими студиями и продюсерскими домами. [27] Вдобавок к этому, большинство крупных рекламных компаний, работающих в Индии, также имеют основной офис в Мумбаи.
Отрасли
[ редактировать ]


Мумбаи входит в десятку крупнейших торговых центров мира по объему глобальных финансовых потоков, генерируя ок. Индии Это 6,16% ВВП , на его долю приходится 25% промышленного производства, 70% морской торговли Индии и 70% капитальных операций в индийской экономике. [28]
Штаб-квартиры нескольких крупных индийских компаний находятся в Мумбаи. Три крупнейшие частные компании Индии — Tata Group, Reliance Industries и Aditya Birla Group — базируются в Мумбаи. Ниже приведен список некоторых из этих крупных компаний:
Компания | Выручка (млрд долларов США) |
---|---|
Тата Групп | 103 [29] |
Релайанс Индастриз | 75 [30] |
Группа Адитья Бирла | 43.5 [31] |
Хиндустан Петролеум | 34.44 [32] |
Бхарат Петролеум | 39.45 [33] |
Государственный банк Индии | 47.9 [34] |
Резервный банк Индии | 402.86 [35] |
ICICI Банк | 13.52 [36] |
Ларсен и Тубро | 16.0 [37] |
ТВЕРДАЯ уверенность | 15.4 [38] |
Эссар Групп | 39.0 [39] |
HDFC Банк | 12.48 [40] |
Аксис Банк | 9.42 [41] |
Банк Бароды | 5.51 [42] |
Банк Индии | 5.44) [43] |
ИДБИ Банк | 4.61 [44] |
Юнион Банк Индии | 4.12 [45] |
Хиндалко Индастриз | 14.0 [46] |
Баджадж Групп | 6.69 [47] |
Годрей Групп | 3.7 [48] |
Махиндра Групп | 15.9 [49] |
Группа компаний JSW | 7 [50] |
РПГ Групп | 4.01 [51] |
Потребительские товары
[ редактировать ]Мумбаи является домом для некоторых компаний крупнейших индийских по производству упакованных потребительских товаров , таких как Tata Consumer Products , Colgate-Palmolive , [52] Годрей Потребительские товары, [53] и многое многое другое.
Транспорт
[ редактировать ]Еще одним ключевым фактором экономики Мумбаи является транспортный сектор. Город инвестирует и развивает различные проекты, связанные с транспортной инфраструктурой. Пригородная железная дорога Мумбаи , которую в народе называют «Местные жители», составляет основу транспортной системы города. [54] Он обслуживается зонами Центральной железной дороги и Западной железной дороги Индийских железных дорог . [55] В 2007 году пригородные железнодорожные системы Мумбаи перевозили в общей сложности 63 лакха (6,3 миллиона) пассажиров каждый день. [56] Поезда переполнены в часы пик: девятвагонные поезда номинальной вместимостью 1700 пассажиров фактически перевозят около 4500 пассажиров в часы пик. [57] Железнодорожная сеть Мумбаи имеет протяженность 319 километров. 191 грабль (поезд) из 9 и 12 вагонов используется для обслуживания 2226 поездов по городу. [58]
Монорельсовая дорога Мумбаи и метро Мумбаи были построены и поэтапно расширяются, чтобы уменьшить перегруженность существующей сети. Монорельс открылся в начале февраля 2014 года. [59] Первая линия метро Мумбаи открылась в начале июня 2014 года. [60]
Мумбаи является штаб-квартирой двух зон Индийских железных дорог : Центральной железной дороги (CR) со штаб-квартирой на конечной остановке Чатрапати Шиваджи (бывшая конечная остановка Виктория) и Западной железной дороги (WR) со штаб-квартирой в Черчгейте . [61] Мумбаи также хорошо связан с большей частью Индии Индийскими железными дорогами . Поезда дальнего следования отправляются с конечной остановки Чатрапати Шиваджи , Дадара , конечной остановки Локманья Тилак , центрального Мумбаи , конечной остановки Бандра , Андхери и Боривали . [62]
Автобус
[ редактировать ]В 2008 году автобусные перевозки Мумбаи перевозили более 55 лакхов (5,5 миллионов) пассажиров в день, а в 2015 году этот показатель упал до 28 лакхов (2,8 миллиона). [63] Общественные автобусы компании BEST охватывают практически все части мегаполиса, а также части Нави Мумбаи , Мира-Бхайандара и Тане. [64] BEST эксплуатирует в общей сложности 4608 автобусов. [65] с установленными камерами видеонаблюдения и ежедневно перевозит 45 лакхов (4,5 миллиона) пассажиров. [66] более 390 маршрутов. Его автопарк состоит из одноэтажных, двухэтажных, вестибюльных, низкопольных, адаптированных для инвалидов автобусов с кондиционерами, соответствующих требованиям Евро-3, автобусов, работающих на дизельном топливе и сжатом природном газе . [67] BEST представила автобусы с кондиционерами в 1998 году. [68] Автобусы BEST красного цвета изначально созданы на основе Routemaster . лондонских автобусов [69] Государственная дорожно-транспортная корпорация Махараштры (MSRTC, также известная как ST) [70] автобусы обеспечивают междугородний транспорт, соединяющий Мумбаи с другими городами Махараштры и близлежащими штатами. [71] [72] Муниципальный транспорт Нави Мумбаи (NMMT) и Муниципальный транспорт Тане (TMT) также обслуживают свои автобусы в Мумбаи, соединяя различные узлы Нави Мумбаи и Тане с частями Мумбаи. [73] [74]
Автобусы, как правило, предпочтительнее для поездок на короткие и средние расстояния, тогда как стоимость проезда на поезде более экономична для поездок на дальние расстояния. [75]
Мумбаи Даршан — это туристический автобус, который исследует многочисленные туристические достопримечательности Мумбаи . [76] По всему Мумбаи запланированы полосы системы скоростного автобусного транспорта. [77] Хотя 88% жителей города ездят на общественном транспорте, Мумбаи все еще продолжает бороться с пробками на дорогах . [78] Транспортная система Мумбаи считается одной из самых перегруженных в мире. [79]
Дорога
[ редактировать ]Мумбаи обслуживается национальным шоссе 48, национальным шоссе 66, национальным шоссе 160 и национальным шоссе 61. [80] участки Мумбаи- Ченнаи и Мумбаи-Дели Золотой четырехсторонней От города начинаются системы национальных автомагистралей. Скоростная автомагистраль Мумбаи -Пуна была первой скоростной автомагистралью, построенной в Индии. [81] была Восточная автострада открыта в 2013 году. Скоростная автомагистраль Мумбаи-Нашик , Скоростная автомагистраль Мумбаи-Вадодара , [82] находятся в стадии строительства. Мост Бандра-Ворли Sea Link вместе с мостом Махим соединяет островной город с западными пригородами. [83] Тремя основными дорожными артериями города являются Восточная экспресс-магистраль от Сиона до Тане, скоростная автомагистраль Сион-Панвел от Сиона до Панвела и Западная экспресс-магистраль от Бандры до Бхайандара . [84] В Мумбаи около 1900 км (1181 миль) дорог. [85] Есть пять платных пунктов въезда в город по дороге. [86]
По состоянию на март 2014 года в Мумбаи было около 721 000 частных автомобилей. [87] 56 459 черных и желтых такси по состоянию на 2005 г. [update], [88] и 106 000 авторикш по состоянию на май 2013 года. [89]
Воздух
[ редактировать ]Международный аэропорт Чатрапати Шиваджи Махарадж (бывший международный аэропорт Сахар) — главный авиационный узел города и второй по загруженности аэропорт Индии по пассажиропотоку. [90] В 2014–2015 финансовом году он обслужил 3,66 крора (36,6 миллиона) пассажиров и 694 300 тонн грузов. [91] В 2006 году был начат план модернизации, направленный на увеличение способности аэропорта обслуживать до 4 кроров (40 миллионов) пассажиров в год. [92] а новый терминал Т2 был открыт в феврале 2014 года. [93]
Предлагаемый международный аэропорт Нави Мумбаи , который будет построен в районе Копра- Панвел , был одобрен правительством Индии и поможет облегчить растущую транспортную нагрузку на существующий аэропорт. [94]
Аэродром Джуху был первым аэропортом Индии, и теперь здесь находится Бомбейский аэроклуб и вертолетная площадка, которой управляет государственная компания Pawan Hans . [95]
Услуги
[ редактировать ]Туризм
[ редактировать ]Всемирный совет путешествий и туризма подсчитал, что в 2016 году туризм принес 3,9 миллиарда долларов США, или 3,2% ВВП города, и обеспечил создание 637 900 рабочих мест, что составляет 7,3% от общей занятости. Прогнозируется, что к 2026 году этот сектор будет расти в среднем на 8,8% и составит 9 миллиардов долларов США (3,1% ВВП). В 2016 году на индустрию туризма Мумбаи приходилось 5,4% от общего ВВП Индии, связанного с путешествиями и туризмом, и в ней было занято 2,4% всей рабочей силы страны. [96]
В 2016 году на долю иностранных туристов пришлось 35,7% всех расходов Мумбаи, связанных с туризмом. Почти пятая часть иностранных туристов, посещающих город, приезжают из Объединенных Арабских Эмиратов. [96]
Другой
[ редактировать ]Ниже приведен список основных предприятий, расположенных в Мумбаи:
- Хинди киноиндустрия
- Киноиндустрия маратхи
- Автозапчасти
- Посуда
- Печенье (печенье)
- Одежда
- Текстильные фабрики
- Карандаши
- Тракторы
- Фармацевтика
- Импорт
- Экспорт
- ЭТО
- Здравоохранение
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Предварительная общая численность населения, перепись населения Индии 2011 года; города с населением 1 лакх и выше» (PDF) . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала (PDF) 7 мая 2012 года . Проверено 26 марта 2012 г.
- ^ «Номинальное распределение мирового благосостояния по ВВП: кто являются лидерами мировой экономики? - Полный размер» . www.visualcapitalist.com . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ «Города Мумбаи-C40» . C40.org . Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ «Самые богатые города мира по номинальному ВВП» . РейтингRoyals.com . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Валовой внутренний продукт (ВВП) крупных городов Индии в 2022 году» . statista.com . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Мумбаи занимает 17-е место в мировом рейтинге ВВП, согласно опросу» . 3 июня 2017 г.
- ^ Льюис, Клара (28 ноября 2016 г.). «Дели, а не Мумбаи, экономическая столица Индии» . Таймс оф Индия . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ «Глобальное распределение богатства по ППС: кто являются лидерами глобальной экономики? - Полный размер» . www.visualcapitalist.com . Архивировано из оригинала 13 октября 2021 года . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ «Индии нужны собственные штаты стоимостью 1 триллион долларов. Является ли Мумбаи ответом?» . Financialexpress.com . Проверено 18 сентября 2022 г.
- ^ «Почему Мумбаи» . Indiachem.in . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ «Мумбаи — 12-й по богатству город в мире, Нью-Йорк — номер один с 65 миллиардерами» . BusinessToday.in . Проверено 28 января 2021 г.
- ^ «Глобальный список богатых людей Хуруна 2024» . Хурунский научно-исследовательский институт . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Мумбаи — 12-й самый богатый город в мире, опередив Париж и Торонто» . GQ Индия . 14 октября 2019 г. Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ «Мумбаи входит в число лучших городов мира с наибольшим количеством миллиардеров» . 8 июня 2021 г. Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ «Мумбаи 12-й самый богатый город в мире; общее богатство составляет 1050 миллиардов долларов США» . Экономические времена . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ «Мумбаи, город Мумбаи, туризм в Мумбаи, тур по Мумбаи, столица Махараштры Мумбаи, коммерческая столица Мумбаи, Болливуд Мумбаи, транспорт Мумбаи» . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 12 октября 2007 г.
- ^ Джеймс Чен. «Что такое улица Далал?» . Дотдаш Мередит.
- ^ «Вот 10 самых богатых людей Мумбаи» . cnbctv18.com . 18 мая 2018 года . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ 150 самых богатых городов мира по ВВП в 2005 г. , по состоянию на 11 марта 2007 г. В список не включен Тайбэй. По состоянию на 3 июля 2007 г.
- ^ «Ведение бизнеса в Индии 2009» . Всемирный банк . Проверено 8 июня 2010 г.
- ^ «Какова экономическая структура Мумбаи» . Metroverse.cid.Harvard.edu . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ «Ежемесячные отчеты Всемирной федерации бирж» . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ «Статистика рынка-октябрь 2021» . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ «О СЕБИ» . СЕБИ. Архивировано из оригинала 3 октября 2010 года . Проверено 26 сентября 2012 г.
- ^ «Резервный банк Индии — О нас» .
- ^ «Пояснение: вот что показывают данные переписи населения о миграции в Мумбаи» . Индийский экспресс . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ «Болливуд-хинди-киноиндустрия Мумбаи» . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ «Моя последняя информация» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2007 года.
- ^ «Инвесторы – Тата Групп» . tata.com . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «Релайанс Индастриз Лтд. – Финансовая отчетность» . Moneycontrol.com . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «Aditya Birla Capital сообщает о хороших результатах за год, завершившийся 31 марта 2021 года» . adityabirla.com . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «Годовой отчет «Hindustan Petroleum» за 2021 год» . Moneycontrol.com . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «Бхарат Петролеум Корпорейшн Лтд.» . Moneycontrol.com . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «Государственный банк Индии» . Moneycontrol.com . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «Годовой отчет - Резервный банк Индии» . Rbi.org . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ «ICICI Банк Лтд.» . Moneycontrol.com . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ ООО «Ларсен и Тубро» . Moneycontrol.com . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ «Об Аниле Дхирубхае Амбани — Reliance Group» . relianceada.com . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Корпоративный профиль - О нас - Эссар» . Группа Эссар. 23 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2013 года . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ ООО «ХДФК Банк» . Moneycontrol.com . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ ООО «Аксис Банк» . Moneycontrol.com . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Банк Барода» . Moneycontrol.com . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Годовой отчет Банка Индии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2021 года . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «ИДБИ Банка Годовые результаты, Финансовая сводка» . Экономические времена . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ «Консолидированная чистая прибыль Union Bank of India подскочила на 183% до 1510 крор рупий» . Бизнес-стандарт .
- ^ «Хиндалко Индастриз Лтд .» Moneycontrol.com . Получено 18 января.
- ^ «Выручка Bajaj Auto с 2011 по 2021 финансовый год» . Статиста.com . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ «Профиль группы Годрей» . Годрей . 26 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2016 г. Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «Корпоративный обзор» . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ «JSW — О группах» . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ «Доходы RPG Group» . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ «Колгейт-Палмолив | Инвестор» . Архивировано из оригинала 18 мая 2014 года.
- ^ «Годрей | Потребительские товары - Свяжитесь с нами» .
- ^ Перспективы . Hathway Investments Pvt Ltd., июль 2008 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2013 г. . Проверено 8 июля 2012 года .
- ^ Кумар, Акшей. «Упрощение поездок по железной дороге в Мумбаи» (пресс-релиз). Бюро информации для прессы (правительство Индии). Архивировано из оригинала 5 августа 2011 года . Проверено 29 августа 2009 г.
- ^ «Обзор существующей пригородной железной дороги Мумбаи» . Мумбаи Рейл Викас Корпорейшн. Архивировано из оригинала 20 июня 2008 года . Проверено 7 июля 2008 г.
- ^ Окружающая среда и урбанизация . Международный институт окружающей среды и развития. 2002. с. 160. ИСБН 978-1-84369-223-2 .
- ^ «Добро пожаловать на официальный сайт Mumbai Railway Vikas Corporation Ltd» . 6 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2010 г.
- ^ Гупта, Саураб (30 января 2014 г.). «Монорельсовая дорога в Мумбаи откроется в субботу» . НДТВ . Архивировано из оригинала 31 января 2014 года . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ «Махараштра КМ Притхиврадж Чаван вывешивает флаги у метро Мумбаи» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 13 февраля 2016 года . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ Резюме комплексного транспортного исследования MMR , стр. 2–14.
- ^ «Терминальные сооружения в крупных городах» (PDF) . Министерство путей сообщения . п. 14. Архивировано из оригинала (PDF) 29 мая 2011 года . Проверено 28 августа 2009 г.
Портовый город Мумбаи обслуживается 5 пассажирскими терминалами, а именно терминалом Чатрапати Шиваджи (CST), Центральным Мумбаи, Дадаром, Бандрой и терминалом Локманья Тилак.
- ^ Шейх, Атик (27 сентября 2015 г.). «Мумбаи: количество пассажиров BEST продолжает падать» . Мумбаи. ДНК. Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года . Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ «Организационная установка» . Бриханмумбаи Электроснабжение и транспорт (BEST). Архивировано из оригинала 4 июня 2009 года . Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ «Публикации Таймс оф Индия» . Lite.epaper.timesofindia.com. 16 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2012 года . Проверено 22 июля 2011 г.
- ^ «Развитие системы скоростного автобусного сообщения (BRTS) в Мумбаи» . Управление развития столичного региона Мумбаи (MMRDA). Архивировано из оригинала (DOC) 27 сентября 2013 года . Проверено 28 августа 2009 г.
- ^ «Состав автобусного парка» . ЛУЧШИЙ. Архивировано из оригинала 18 июля 2006 года . Проверено 12 октября 2006 г.
- ^ «Хронология ЛУЧШИХ автобусов в Мумбаи» . Ежедневные новости и анализ . Мумбаи. 29 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 11 марта 2015 г.
- ^ «ЛУЧШИЕ автобусы, новый убийца на охоте?» . Ежедневные новости и анализ . 4 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ Ситарам, Мевати (29 декабря 2014 г.). «Скоро компьютерное обучение водителей МСРТС» . Ежедневные новости и анализ . Мумбаи. Архивировано из оригинала 31 мая 2015 года . Проверено 31 мая 2015 г.
- ^ Тембхекар, Читтаранджан (4 августа 2008 г.). «MSRTC облегчит путешествия на дальние расстояния» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 4 августа 2014 года . Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ «MSRTC добавляет роскошь Volvo в поездку в Мумбаи» . Таймс оф Индия . 29 декабря 2002 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2015 г. Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ Ситарам, Мевати (2 февраля 2015 г.). «NNMT извлекает выгоду из плана BEST по прекращению обслуживания автобусов переменного тока» . Ежедневные новости и анализ . Мумбаи. Архивировано из оригинала 30 апреля 2015 года . Проверено 13 мая 2015 г.
- ^ Баджери, Манодж (3 ноября 2014 г.). «TMT зарабатывает деньги на новых автобусных маршрутах AC» . Таймс оф Индия . Тейн. Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 года . Проверено 13 мая 2015 г.
- ^ Городское планирование и управление в развивающихся странах . ООН-ХАБИТАТ. 1993. с. 49. ИСБН 978-92-1-131233-1 .
- ^ Сет, Урваши (31 марта 2009 г.). «Дорожное движение претендует на горячие точки даршана в Мумбаи» . СРЕДНИЙ ДЕНЬ . Архивировано из оригинала 29 сентября 2018 года . Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ «Автобусные маршруты в рамках системы скоростного автобусного сообщения» (PDF) . ЛУЧШИЙ. п. 5. Архивировано из оригинала (PDF) 26 января 2009 года . Проверено 23 марта 2009 г.
- ^ Ханна, Гаурав. «7 вопросов, которые вы хотели задать о метро Мумбаи» . Деловой мир . Архивировано из оригинала 25 июня 2009 года . Проверено 28 августа 2009 г.
Заторы на дорогах усилились, хотя 88 процентов поездок совершаются на общественном транспорте.
- ^ Резюме комплексного транспортного исследования MMR , стр. 2-1: «Увеличение количества автомобилей на 137%, увеличение количества двухколесных транспортных средств на 306%, увеличение количества автомобилей на 420% и увеличение количества такси на 128% в течение 1991–2005 годов создали смертельную дозу пробок на дорогах, которая отнесла Мумбаи к категории из перегруженных городов мира».
- ^ «Подробная информация о NH в отношении участков, вверенных NHAI» (PDF) . Национальное управление автомобильных дорог Индии (NHAI). Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2009 года . Проверено 4 июля 2008 г.
- ^ Далал, Сучета (1 апреля 2000 г.). «Всего через месяц до первой в Индии скоростной автомагистрали международного класса» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 16 января 2014 года . Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ Кумар, К.П. Нараяна; Чандран, Рахул (6 марта 2008 г.). «NHAI начинает работу над скоростной автомагистралью стоимостью 6 672 крора рупий» . Мята . Архивировано из оригинала 17 января 2013 года . Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ «MSRDC – Проект – Морское сообщение Бандра Ворли» . Государственная корпорация развития дорог Махараштры (MSRDC). Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года . Проверено 2 июля 2009 г.
- ^ План Мумбаи , 1.10 Транспортная и коммуникационная сеть
- ^ «Еще 28 000 автомобилей устроят беспорядки на улицах MMR – Мумбаи – ДНК» . Ежедневные новости и анализ . 3 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2014 года . Проверено 8 июля 2013 г.
- ^ Кулкарни, Дхавал (31 мая 2015 г.). «Пять подъездов Мумбаи могут стать бесплатными» . Ежедневные новости и анализ . Мумбаи. Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ Сомит Сен; Мантан К. Мехта (12 апреля 2014 г.). «Только 10 услуг общественного транспорта на каждые 90 частных автомобилей в Мумбаи» . Таймс оф Индия . ТНН. Архивировано из оригинала 12 апреля 2014 года . Проверено 12 апреля 2014 г.
- ^ Резюме комплексного транспортного исследования MMR , стр. 2–9.
- ^ «Еще 28 000 автомобилей устроят беспорядки на улицах MMR» . ДНК . 3 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2014 г.
- ^ «Показатели трафика AAI» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2013 года . Проверено 14 марта 2013 г.
- ^ «Статистика: Международный аэропорт Мумбаи Лимитед» . Ассоциация операторов частных аэропортов. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ «Международный аэропорт Чатрапати Шиваджи (CSIA) — генеральный план» . Csia.in. Архивировано из оригинала 21 декабря 2011 года . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ «С первым рейсом Air India T2 откроется для публики» . Ежедневные новости и анализ . 13 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 28 июля 2014 г.
- ^ «Работы над аэропортом Нави Мумбаи могут начаться в следующем году» . Индус . 19 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 3 января 2015 г. . Проверено 16 мая 2009 г.
- ^ «МИАЛ присматривается к аэропорту Джуху» . СРЕДНИЙ ДЕНЬ . 7 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2014 г. Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «CITY TRAVEL & TOURISM IMPACT 2017 Мумбаи» (PDF) . Всемирный совет путешествий и туризма . Проверено 19 марта 2018 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- «Резюме комплексного исследования транспорта MMR» (PDF) . ММРДА. Архивировано (PDF) из оригинала 13 июня 2010 года . Проверено 28 августа 2009 г.
- «План Мумбаи» . Департамент помощи и реабилитации ( правительство Махараштры ). Архивировано из оригинала 10 марта 2009 года . Проверено 29 апреля 2009 г.