Jump to content

Экономическая либерализация в Индии

Экономическая либерализация в Индии представляет собой серию политических изменений, направленных на открытие миру экономики страны , с целью сделать ее более ориентированной на рынок и ориентированной на потребление . Цель заключалась в расширении роли частных и иностранных инвестиций, которые рассматривались как средство достижения экономического роста и развития. [1] [2] Хотя некоторые попытки либерализации предпринимались в 1966 и начале 1980-х годов, более тщательная либерализация была начата в 1991 году.

Процесс либерализации был вызван кризисом платежного баланса, который привел к серьезной рецессии, распадом Советского Союза, в результате которого Соединенные Штаты стали единственной сверхдержавой, а также необходимостью выполнения программ структурной перестройки, необходимых для получения кредитов от международных финансовых учреждений. такие как МВФ и Всемирный банк . Кризис 1991 года послужил катализатором для правительства, чтобы инициировать более комплексную программу экономических реформ, включая либерализацию, приватизацию и глобализацию, называемые реформами сжиженного нефтяного газа.

Процесс реформ оказал существенное влияние на индийскую экономику, приведя к увеличению иностранных инвестиций и переходу к экономике, более ориентированной на услуги. Влияние политики экономической либерализации Индии на различные сектора и социальные группы было темой постоянных дискуссий. Хотя этой политике приписывают привлечение иностранных инвестиций, некоторые выражают обеспокоенность по поводу ее потенциальных негативных последствий. Одной из проблем, вызывающих обеспокоенность, является воздействие политики либерализации на окружающую среду, поскольку промышленность расширяется, а правила смягчаются для привлечения инвестиций. Кроме того, некоторые критики утверждают, что такая политика способствовала увеличению неравенства доходов и социального неравенства, поскольку выгоды экономического роста не были равномерно распределены среди населения.

Политика до либерализации

[ редактировать ]

Индийская экономическая политика после обретения независимости находилась под влиянием колониального опыта (который носил эксплуататорский характер) и этих лидеров, особенно премьер-министра Неру влияния , на фабианский социализм . [3] При партийном правительстве Конгресса Неру и его преемников политика имела тенденцию к протекционизму , с сильным акцентом на импортозамещающую индустриализацию под государственным контролем, государственное вмешательство на микроуровне во все предприятия, особенно на трудовых и финансовых рынках, крупный государственный сектор , бизнес. регулирование и централизованное планирование . [4]

Неолибералы утверждают, что пятилетние планы Индии напоминали централизованное планирование в Советском Союзе . Однако многие капиталистические страны, в том числе те, которые неолибералы считали «экономическими чудесами», также имели пятилетние планы или их эквивалент ( Южная Корея , Европа после Второй мировой войны , Тайвань ). В соответствии с Законом о регулировании промышленного развития 1951 года, среди других отраслей промышленности, были фактически национализированы сталелитейная, горнодобывающая, станкостроительная, водная, телекоммуникационная, страховая и электротехническая отрасли. Были также введены тщательно продуманные лицензии, правила и бюрократия, чтобы гарантировать, что предприятия работают в рамках национальных целей и приоритетов. Эта политика была направлена ​​на содействие самодостаточности и снижению зависимости страны от иностранных держав. Возникшая в результате экономическая система обычно называется дирижизмом и характеризуется государственным вмешательством и централизованным планированием. Некоторые считали эту политику сдерживающей экономический рост. [5] [6]

Только четыре или пять лицензий будут выданы на сталь, электроэнергию и связь, что позволит владельцам лицензий строить огромные и могущественные империи без конкуренции. [7] В этот период в Индии возник значительный государственный сектор, где государство взяло в собственность несколько ключевых отраслей промышленности. Ожидалось, что эти государственные предприятия не обязательно будут приносить прибыль, но вместо этого будут служить социальным целям и целям развития. В результате они иногда несли убытки, даже не закрываясь. Однако такой подход также означал, что правительство несло ответственность за покрытие убытков, что увеличивало финансовое бремя для государства. [7] Отсутствие конкуренции из-за лицензирования и медленный рост бизнеса привели к плохому развитию инфраструктуры в некоторых областях, что еще больше замедлило экономический прогресс. [7]

Во время недолгого правления партии Джаната в конце 1970-х годов правительство, стремясь содействовать экономической самостоятельности и развитию местной промышленности, потребовало от транснациональных корпораций установления партнерских отношений с индийскими корпорациями. Эта политика оказалась противоречивой, привела к сокращению иностранных инвестиций и привела к громкому уходу таких корпораций, как Coca-Cola и IBM , из Индии. [8]

В 1990-х годах Coca-Cola вновь вышла на индийский рынок и столкнулась с конкуренцией со стороны отечественных компаний по производству колы, таких как Pure Drinks Group и Parle Bisleri . Однако маркетинговые и дистрибьюторские сети транснациональной компании позволили ей завоевать значительную долю рынка, что привело к финансовым трудностям для некоторых отечественных компаний, что в конечном итоге привело к упадку и закрытию большей части заводов по розливу Pure Drinks Group и Parle Bisleri, продающих большую часть свой бизнес в пользу Coca-Cola.

Годовой темп роста индийской экономики в период с 1950-х по 1980-е годы составлял в среднем около 4%, а рост дохода на душу населения составлял в среднем 1,3%. [9]

Реформы до 1991 г.

[ редактировать ]

Попытка либерализации 1966 года

[ редактировать ]

В 1966 году из-за быстрой инфляции, вызванной сопутствующей китайско-индийской войной , и сильной засухи, индийское правительство было вынуждено обратиться за денежной помощью к Международному валютному фонду (МВФ) и Всемирному банку . [10] Давление со стороны Бреттон-Вудских учреждений привело к сдвигу в сторону экономической либерализации, при которой рупия была девальвирована для борьбы с инфляцией (хотя девальвация приводит к увеличению затрат на импорт) и удешевления экспорта, а прежняя система тарифов и экспортных субсидий была отменена. [11] Однако второй неурожай и последующий промышленный спад способствовали усилению политической реакции против либерализации, характеризующейся недовольством иностранным вмешательством в индийскую экономику и страхом, что это может сигнализировать о более широком отходе от социалистической политики. [12] В результате были вновь введены торговые ограничения, и в 1968 году был создан Совет по иностранным инвестициям для тщательного изучения компаний, инвестирующих в Индию с более чем 40% иностранным участием в капитале. [11]

Кредиты Всемирного банка продолжали брать для сельскохозяйственных проектов с 1972 года, и они продолжали действовать как международные семеноводческие компании, которые смогли выйти на индийские рынки после либерализации 1991 года. [13]

Экономические реформы 1980-х годов

[ редактировать ]
Тепловоз ВАП-1 разработки 1980 года.
Здание LIC Дживана Бхарти открылось в 1986 году.

Когда стало очевидно, что индийская экономика отстает от своих соседей в Восточной и Юго-Восточной Азии, правительства Индиры Ганди , а затем Раджива Ганди начали проводить экономическую либерализацию. [14] Правительства ослабили ограничения на создание бизнеса и контроль над импортом, а также способствовали росту автомобильной промышленности, цифровизации , телекоммуникаций и программного обеспечения. [15] [ нужна страница ] Проведенные реформы привели к увеличению среднего темпа роста ВВП с 2,9 процента в 1970-х годах до 5,6 процента, хотя они не смогли решить системные проблемы с Лицензионным Раджем. [14] [ нужна ссылка ] Несмотря на мечту Раджива Ганди о более системных реформах, скандал с Бофорсом запятнал репутацию его правительства и помешал его усилиям по либерализации. [16]

Рост в 1980-е годы был выше, чем в предыдущие десятилетия, но был нестабильным. Он не только достиг кульминации в кризисе в июне 1991 года, но и продемонстрировал значительно более высокую дисперсию, чем рост в 1990-е годы. Центральным фактором высоких темпов роста в 1980-х годах был высокий рост в 7,6 процента в 1988–1991 годах. [17]

Хрупкий, но более быстрый рост в 1980-е годы происходил в контексте значительных реформ на протяжении всего десятилетия, особенно начиная с 1985 года. Либерализация подтолкнула промышленный рост к огромным 9,2 процента в решающий период высокого роста 1988–1991 годов. [18]

Реформы Чандры Шекхар Сингха

[ редактировать ]

Правительство Чандры Шекхара (1990–91) предприняло несколько важных шагов в направлении либерализации и заложило ее основу. [19] [ нужна ссылка ]

В отличие от социалистических стран, таких как СССР, Индия не достигла такого же уровня равенства доходов после обретения независимости.

Либерализация 1991 года

[ редактировать ]

Кризис, ведущий к реформам

[ редактировать ]

С либерализацией в 1980-х годах автомобилей, электроники и бытовой техники, такой как холодильники, стиральные машины, кондиционеры и т. д., импорт Индии резко увеличился, поскольку импортировались значительные компоненты. Первая война в Персидском заливе в 1991 году после вторжения Ирака в Кувейт привела к многочисленным ударам по индийской экономике из-за резкого роста цен на нефть, индийских эмигрантов, потерявших рабочие места в Персидском заливе в больших масштабах, а также сокращения внешних денежных переводов в иностранной валюте. Кроме того, распад Советского Союза, крупнейшего торгового партнера Индии в то время, повлиял на экспорт Индии. С огромным ростом автомобильного сектора в 1980-х годах потребность в нефти также значительно выросла и, таким образом, увеличила потребность в валюте. Кроме того, Индия переживала крупномасштабные социально-политические потрясения из-за оговорок правительства в отношении отсталых классов (отчет комиссии Мандал, оговорка для OBC) и религиозных распрей между индуистами и мусульманами. Это существенно повлияло на социально-политическую стабильность, необходимую для экономической политики, решений и действий. Слияние всего этого привело к проблемам с платежным балансом и дало более веские причины для более широкой и большей либерализации, которая уже была начата в 1980-х годах. Коммунисты и социалисты, которые были главной политической оппозицией экономической либерализации торговли и инвестиций, также потеряли моральное мужество после распада Советского Союза, подъема Восточной и Юго-Восточной Азии и даже либерализации коммунистического Китая во многих вещах.

После снижения торговых и инвестиционных ограничений в 1980-х годах были приняты меры и инициативы по увеличению экспорта, особенно электроники и ИТ-программного обеспечения. Однако в 1990-е годы они выбрали скорость и масштаб из-за длительного периода созревания, эволюции ВТО и общего роста мировой торговли.

К 1991 году в Индии все еще существовала система фиксированного обменного курса , при которой рупия была привязана к стоимости корзины валют основных торговых партнеров. Индии начались Проблемы с платежным балансом в 1985 году, а к концу 1990 года штат Индия находился в серьезном экономическом кризисе, усугубленном войной в Персидском заливе и сопутствующим скачком цен на нефть.

Хотя система фиксированного обменного курса помогла Индии достичь валютной стабильности, она также потребовала, чтобы индийское правительство использовало свои валютные резервы в случае валютного давления, чтобы избежать нарушения привязки валюты, особенно потому, что спекулянты пытаются получить прибыль от валютного давления. сломать колышек. Правительство было близко к дефолту по внешнему долгу [20] [21] а валютные резервы сократились до такой степени, что Индия едва могла профинансировать импорт на две недели.

Либерализация 1991 года

[ редактировать ]
ПВ Нарасимха Рао
Манмохан Сингх

Крах правительства Чандры Шекхара в разгар кризиса и убийство Раджива Ганди привели к избранию нового правительства Конгресса во главе с П.В. Нарасимхой Рао . [22] Он выбрал Амара Натха Верму своим главным секретарем и Манмохана Сингха министром финансов и оказал им полную поддержку в выполнении всего, что, по их мнению, было необходимо для разрешения кризиса. [22] участвовал в разработке новой промышленной политики Верма вместе с главным экономическим советником Ракешем Моханом , и она изложила план по развитию индийской промышленности в пяти пунктах. [23] [24]

  • Во-первых, он отменил «Лицензионное владычество», сняв лицензионные ограничения для всех отраслей, за исключением 18, которые «связаны с безопасностью и стратегическими проблемами, социальными причинами, проблемами, связанными с безопасностью и важными экологическими проблемами». [23]
  • Чтобы стимулировать иностранные инвестиции, он разработал план предварительного одобрения всех инвестиций с долей иностранного участия до 51%, что позволит иностранным компаниям привносить современные технологии и промышленное развитие. [22] [23] Чтобы еще больше стимулировать технологический прогресс, была отменена старая политика одобрения правительством иностранных технологических соглашений.
  • Четвертый пункт предлагал ликвидировать государственные монополии путем размещения акций компаний государственного сектора и ограничения роста государственного сектора основной инфраструктурой, товарами и услугами, разведкой полезных ископаемых и оборонным производством. [22] [23]
  • В конце концов, концепция компании MRTP, согласно которой компании, чьи активы превышали определенную стоимость, помещалась под государственный надзор, была отменена. [22] [25]

Тем временем Манмохан Сингх работал над новым бюджетом, который впоследствии стал известен как Эпохальный бюджет. [26] Главной задачей было взять под контроль бюджетный дефицит, и он стремился сделать это путем ограничения государственных расходов . Частично это было сокращением инвестиций в компании государственного сектора, но сопровождалось сокращением субсидий на удобрения и отменой субсидий на сахар. [27] Он также рассмотрел проблему истощения валютных резервов во время кризиса, связанную с 19-процентной девальвацией рупии по отношению к доллару США, изменением, которое было направлено на удешевление экспорта и, соответственно, на обеспечение необходимых валютных резервов. [28] [29] Девальвация сделала импорт нефти более дорогим, поэтому Сингх предложил снизить цену на керосин, чтобы принести пользу более бедным гражданам, которые от него зависели, одновременно повысив цены на нефть для промышленности и топлива. [30] 24 июля 1991 года Манмохан Сингх представил бюджет вместе со своим планом более широкой реформы. [26] В ходе выступления он изложил новую торговую политику, ориентированную на продвижение экспорта и отмену контроля над импортом. [31] В частности, он предложил ограничить тарифные ставки не более чем 150 процентами, а также снизить ставки по всем направлениям, снизить акцизные сборы и отменить экспортные субсидии. [31]

В августе 1991 года управляющий Резервного банка Индии (RBI) учредил Комитет Нарасимхама, чтобы рекомендовать изменения в финансовой системе. [32] Рекомендации включали снижение установленных законом коэффициентов ликвидности (SLR) и коэффициента резервирования денежных средств (CRR) с 38,5% и 15% соответственно до 25% и 10% соответственно, что позволит рыночным силам диктовать процентные ставки вместо правительства, поставив банки под единоличный контроль. RBI и сокращение количества банков государственного сектора. [33] Правительство прислушалось к некоторым из этих предложений, включая снижение ставок SLR и CRR, либерализацию процентных ставок, ослабление ограничений для частных банков и разрешение банкам открывать филиалы, свободные от государственного мандата. [34] [27]

12 ноября 1991 года на основании заявления правительства Индии Всемирный банк санкционировал заем/кредит на структурную перестройку, который состоял из двух компонентов – кредита МБРР в размере 250 миллионов долларов США с выплатой в течение 20 лет и кредита МАР в размере 183,8 СПЗ. миллионов (эквивалент 250 миллионов долларов США) со сроком погашения 35 лет через Министерство финансов Индии с Президентом Индии в качестве заемщика. Кредит предназначался в первую очередь для поддержки правительственной программы стабилизации и экономической реформы. Это предусматривало дерегулирование, увеличение прямых иностранных инвестиций, либерализацию торгового режима, реформирование внутренних процентных ставок, укрепление рынков капитала (фондовых бирж) и начало реформы государственных предприятий (распродажа государственных предприятий). [35] В рамках соглашения о финансовой помощи с МВФ Индия была вынуждена заложить 20 тонн золота Union Bank of Switzerland и 47 тонн – Банку Англии и Банку Японии. [36]

Реформы вызвали пристальное внимание со стороны лидеров оппозиции. Новая промышленная политика и бюджет 1991 года были осуждены лидерами оппозиции как «командный бюджет МВФ» и обеспокоены тем, что отмена субсидий на удобрения и повышение цен на нефть нанесут ущерб гражданам низшего и среднего класса. [26] Критики также высмеивали девальвацию, опасаясь, что она усугубит безудержную инфляцию, которая сильнее всего ударит по беднейшим гражданам, при этом ничего не делая для устранения торгового дефицита. [37] Перед лицом громкой оппозиции поддержка и политическая воля премьер-министра имели решающее значение для проведения реформ. [38] Рао часто называли Чанакья за его способность проводить жесткое экономическое и политическое законодательство через парламент в то время, когда он возглавлял правительство меньшинства . [39] [40]

Кредитный бум 2000-х годов

[ редактировать ]

Частные инвестиции в инфраструктуру значительно возросли в 2000-е годы благодаря притоку глобальных финансов. Этот всплеск произошел, когда после краха доткомов в 2001 году западные страны попытались поддержать свою экономику за счет снижения процентных ставок. В результате капитал тек по всему миру, особенно в развивающиеся страны, такие как Индия, где иностранные инвесторы стремились к более высокой прибыли. Хотя неолиберальные экономисты любят утверждать, что рост Индии в период с 2000 по 2008 год был результатом либеральных реформ, вполне вероятно, что именно либерализация, совпавшая с фазой бума экономического цикла, привела к высоким темпам роста ВВП в 2000-х годах. [41]

Реформы в Индии в 1990-х и 2000-х годах были направлены на повышение международной конкурентоспособности в различных секторах, включая автокомпоненты, телекоммуникации , программное обеспечение , фармацевтику , биотехнологии , исследования и разработки , а также профессиональные услуги. Эти реформы включали снижение импортных тарифов, дерегулирование рынков и снижение налогов, что привело к увеличению иностранных инвестиций и высокому экономическому росту. С 1992 по 2005 год иностранные инвестиции увеличились на 316,9%, а ВВП Индии вырос с $266 млрд в 1991 году до $2,3 трлн в 2018 году. [42] [43]

труда и капитала Согласно одному исследованию, заработная плата выросла в целом, а также заработная плата как относительная доля . [44] Однако некоторые критикуют ВВП за его недостатки, поскольку он не отражает неравенства или уровня жизни .

Крайняя бедность сократилась с 36 процентов в 1993–94 годах до 24,1 процента в 1999–2000 годах. [45] Однако эти цифры бедности подверглись критике как не отражающие истинной картины бедности. [46] Согласно одному отчету, один процент самых богатых жителей страны зарабатывает от 5 до 7 процентов национального дохода, в то время как примерно 15 процентов работающего населения зарабатывает менее 5000 фунтов стерлингов (около 64 долларов США) в месяц. [47]

Политику либерализации также критиковали за усиление неравенства доходов, концентрацию богатства, ухудшение уровня жизни в сельской местности, возникновение безработицы и увеличение количества самоубийств среди фермеров. [48] [49]

Индия также все больше интегрировала свою экономику в мировую экономику. Отношение общего объема экспорта товаров и услуг к ВВП Индии примерно удвоилось с 7,3 процента в 1990 году до 14 процентов в 2000 году. [50] Этот рост был менее драматичным со стороны импорта, но был значительным: с 9,9 процента в 1990 году до 16,6 процента в 2000 году. За 10 лет отношение общего объема торговли товарами и услугами к ВВП выросло с 17,2 процента до 30,6 процента. [45] Индия, однако, продолжает иметь торговый дефицит, полагаясь на иностранный капитал для поддержания своего платежного баланса и, как таковой, делает ее уязвимой для внешних потрясений. [51]

Иностранные инвестиции в Индию в форме прямых иностранных инвестиций , портфельных инвестиций и инвестиций, привлеченных на международных рынках капитала, значительно увеличились: со 132 миллионов долларов США в 1991–92 годах до 5,3 миллиардов долларов США в 1995–96 годах.

Однако либерализация не принесла в равной степени выгоду всем частям Индии: городские районы выиграли больше, чем сельские районы. [52] В штатах с трудовым законодательством, ориентированным на интересы трудящихся, наблюдался более медленный рост промышленности по сравнению со штатами, где трудовое законодательство было ориентировано на интересы работодателей. Это привело к сценарию «разори соседа», когда штаты и города соперничают за принятие наиболее прокапиталистических законов за счет рабочих и других штатов.

После реформ продолжительность жизни и уровень грамотности продолжали расти примерно такими же темпами, как и до реформ. [53] [54] В течение первых 10 лет после реформ 1991 года ВВП также продолжал расти примерно теми же темпами, что и до реформ. Это произошло потому, что экономический рост 2000-х годов был не только результатом либеральных реформ, но и фазой бума экономического цикла, которая привела к притоку иностранного капитала. [55] [56]

HSBC GLT, Пуна

К 1997 году стало очевидно, что ни одна правящая коалиция не попытается разрушить либерализацию, хотя правительства избегали воевать с профсоюзами и фермерами по спорным вопросам, таким как реформирование трудового законодательства и сокращение сельскохозяйственных субсидий . [57] К началу XXI века Индия продвинулась к рыночной экономике со значительным сокращением государственного контроля над экономикой и усилением финансовой либерализации. [58] [ нужна ссылка ]

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [59] который широко считается неолиберальным институтом [60] приветствовал изменения, указывая на то, что они способствуют высокому экономическому росту и увеличению доходов:

Ежегодный рост ВВП на душу населения ускорился всего с 1¼ процента за три десятилетия после обретения независимости до 7½ процента в настоящее время, темпы роста, которые удвоят средний доход за десятилетие.... В секторах услуг, где государственное регулирование было значительно облегчила или стала менее обременительной (например, в сфере связи, страхования, управления активами и информационных технологий), объем производства быстро вырос, причем экспорт услуг, основанных на информационных технологиях, особенно высок. В тех секторах инфраструктуры, которые были открыты для конкуренции, таких как телекоммуникации и гражданская авиация , частный сектор оказался чрезвычайно эффективным, и рост был феноменальным.

В 2006 году в Индии был зафиксирован самый высокий темп роста ВВП - 9,6%. [62] став второй по темпам роста крупной экономикой в ​​мире, уступая только Китаю. [63] В первой половине 2012 года темпы роста значительно замедлились. [64]

Затем экономика восстановилась до 7,3% роста в 2015 году, 7,9% в 2015 году и 8,2% в 2016 году, а затем упала до 6,7% в 2017 году, 6,5% в 2018 году и 4% в 2019 году. [65]

Рост с 2016 года

[ редактировать ]
Стагнация пассажироперевозок индийскими железными дорогами (в миллионах пассажиро-километров) в стране с 2016 года [66]

Рост ВВП Индии замедлился с 2016 года из-за сочетания таких факторов, как:

  1. Демонетизация : в ноябре 2016 года правительство Индии признало недействительными банкноты большого номинала (500 и 1000 фунтов стерлингов) с заявленной целью борьбы с коррупцией и черными деньгами. Этот шаг подорвал неформальный сектор, зависящий от наличных денег, вызвав сокращение экономической активности и замедление роста ВВП. [67]
  2. Введение налога на товары и услуги (GST) : Введение GST в июле 2017 года было направлено на оптимизацию налоговой системы Индии. Однако проблемы с его реализацией, в том числе сложные правила, путаница в отношении налоговых ставок и технологические проблемы, привели к сбоям в цепочках поставок и бремени соблюдения требований для малого бизнеса, что негативно повлияло на рост ВВП. GST также иногда считается регрессивным налогом, поскольку он, возможно, непропорционально больше влияет на бедных, чем на богатых. Это также привело к уменьшению финансовой автономии правительств индийских штатов. [68]
  3. банковского сектора Проблемы : Индийский банковский сектор столкнулся с высоким уровнем необслуживаемых активов (NPA) или плохих кредитов. Это привело к кредитному кризису: отечественные банки стали более осторожными в кредитовании, особенно сектора ММСП, что, в свою очередь, ограничило инвестиции и рост в стране. [69]
  4. Глобальные экономические факторы : торговая война между США и Китаем , которая продолжалась при Джо Байдене, нестабильные цены на нефть и замедление глобального экономического роста повлияли на экономику Индии. Эти факторы способствовали сокращению экспорта и инвестиций, а также нестабильности валютного курса. [70]
  5. Слабые частные инвестиции : Индия пережила сокращение частных инвестиций, воспринимаемую «неблагоприятную» деловую среду, низкий совокупный спрос и вышеупомянутый кредитный кризис. Это оказало сдерживающее воздействие на рост ВВП.
  6. Бедствие в сельских районах и замедление потребления : Сельская экономика в Индии, которая в значительной степени зависит от сельского хозяйства, находится в стрессе из-за низких цен на урожай, высоких затрат на ресурсы, плохого количества осадков и растущего долга фермеров. Это привело к сокращению потребления в сельской местности и замедлению общих потребительских расходов . [71]
  7. Неравенство доходов . Увеличение неравенства доходов в Индии в результате экономических реформ способствовало снижению покупательной способности людей с низкими доходами. Такое снижение покупательной способности привело к относительно низкому спросу на товары и услуги в определенных секторах. [72]

Более поздние реформы

[ редактировать ]

Во время правления Атала Бихари Ваджпаи были проведены обширные либеральные реформы: коалиция NDA начала приватизацию государственных предприятий, включая отели, VSNL, Maruti Suzuki и аэропорты. Коалиция также реализовала политику снижения налогов, приняла налогово-бюджетную политику, направленную на сокращение дефицита и долга, а также активизировала инициативы в области общественных работ. [73] [74]

В 2011 году второе ОПА коалиционное правительство во главе с Манмоханом Сингхом предложило ввести 51% прямых иностранных инвестиций в сектор розничной торговли. Однако решение было отложено из-за давления со стороны коалиционных партий и оппозиции, и в конечном итоге оно было одобрено в декабре 2012 года. [75]

После прихода к власти в 2014 году правительство под руководством Нарендры Моди выступило с рядом инициатив, направленных на содействие экономическому росту и развитию. Одной из примечательных программ была кампания « Сделай в Индии », целью которой было побудить отечественные и иностранные компании инвестировать в производство и производство в Индии. Целью программы было создание возможностей трудоустройства и расширение производственных возможностей страны.

Приватизация аэропортов

[ редактировать ]

После 2014 года правительство Индии под руководством премьер-министра Нарендры Моди инициировало приватизацию аэропортов Индии в рамках своей политики экономической либерализации и развития. В соответствии с этой политикой Управление аэропортов Индии (AAI) участвует в государственно-частном партнерстве (ГЧП) с частными компаниями для развития, управления и эксплуатации аэропортов в Индии. Это привело к приватизации нескольких аэропортов по всей стране, в том числе в Ахмадабаде , Лакнау , Джайпуре , Гувахати , Тируванантапураме и Мангалуру . [76]

Хотя приватизация аэропортов была воспринята как шаг на пути к модернизации и эффективности, существовали также опасения по поводу потенциального воздействия на работников и местные сообщества. Критики утверждают, что приватизация аэропортов может привести к сокращению рабочих мест и снижению заработной платы, а сосредоточение внимания на получении прибыли может привести к игнорированию социальных и экологических проблем. Также были разногласия по поводу заключения контрактов с частными компаниями. , с обвинениями в коррупции и фаворитизме в процессе отбора. Однако правительство защищает свою политику приватизации как необходимый шаг на пути к экономическому росту и развитию страны. [77]

При втором правительстве NDA угольная промышленность была открыта посредством принятия в 2015 году Закона об угольных шахтах (специальные положения). Это фактически положило конец государственной монополии на добычу угля в угольном секторе и открыло его для частных иностранных инвестиций. а также в частном секторе . добыча угля [76]

На бюджетной сессии парламента 2016 года Нарендра Моди под руководством правительства NDA протолкнул Кодекс о несостоятельности и банкротстве, чтобы создать ограниченные по времени процессы разрешения неплатежеспособности компаний и частных лиц. [78]

1 июля 2017 года правительство NDA под руководством Моди утвердило Закон о налоге на товары и услуги, который был впервые предложен 17 лет назад при правительстве NDA в 2000 году. Закон был направлен на замену нескольких косвенных налогов единой налоговой структурой. [79] [80]

В 2019 году министр финансов Нирмала Ситхараман объявила о снижении базовой ставки корпоративного налога с 30% до 22% для компаний, которые не претендуют на освобождение от налогов, а ставка налога для новых производственных компаний была снижена с 25% до 15%. Правительство Индии предложило реформы сельского хозяйства и труда в 2020 году, но столкнулось с негативной реакцией со стороны фермеров , протестовавших против предложенных законопроектов о сельском хозяйстве. В конце концов, из-за продолжающихся протестов, правительство отменило законопроекты о сельском хозяйстве . [81] [82]

Доля доходов 10% самых богатых и 50% самых низких в Индии, 1900–2021 гг.

После 1991 года индийское правительство сняло некоторые ограничения на импорт сельскохозяйственной продукции, что привело к падению цен, одновременно сократив субсидии фермерам, чтобы свести вмешательство правительства к минимуму в соответствии с неолиберальными идеалами, вызывая дальнейшие страдания фермеров. [49]

2020–2021 Протесты индийских фермеров вынудили правительство Индии отменить три закона, направленных на дальнейшую либерализацию сельскохозяйственного сектора Индии. [83]

Индия сильно зависит от косвенных налогов, особенно от налога, взимаемого с продажи и производства товаров и услуг, от которых зависят простые индийцы. [84]

Либерализация экономики сделала Индию более уязвимой для глобальных рыночных сил, таких как колебания цен на сырьевые товары, обменных курсов и глобального спроса на экспорт. Это увеличило зависимость страны от глобальных рыночных сил, поскольку она стала более восприимчивой к внешним потрясениям и экономическим кризисам. [85] Часто упоминаемым примером этого является финансовый кризис 2008 года ; хотя банковский сектор Индии имел низкую зависимость от банковского сектора США, кризис все же оказал негативное влияние на индийскую экономику из-за снижения мирового спроса, сокращения иностранных инвестиций и ужесточения кредитования. [86]

Первоначально казалось, что политика либерализации ускорила темпы создания рабочих мест. Однако с годами этот рост занятости значительно замедлился. Исследование показывает, что даже сторонники либерализации признают, что непосредственное воздействие на рынок труда было негативным. [87] Это особенно верно в таких секторах, как сельское хозяйство и промышленность, где реформы не смогли решить проблемы удовлетворительным образом, что привело к минимальному созданию рабочих мест, несмотря на высокие темпы экономического роста в целом. [88]

Темпы роста занятости в период с 2004-2005 по 2011-2012 годы составляли всего 0,45% в год, а анализ долгосрочных тенденций показал, что периоды более высокого экономического роста не привели к созданию рабочих мест, явление, которое часто описывают как « рост безработицы». [89]

По данным Центра мониторинга индийской экономики (CMIE), хотя население Индии увеличилось, численность рабочей силы оставалась неизменной на уровне чуть более 400 миллионов в течение последних пяти лет (с 2018 года), а качество рабочих мест оставалось низким. [90]

Сектор услуг, несмотря на его значительный вклад в ВВП Индии, часто характеризуется высокой производительностью, но низким уровнем занятости. Это связано с тем, что наиболее быстрорастущие подотрасли в сфере услуг, такие как услуги программного обеспечения, телекоммуникации и банковское дело, являются капиталоемкими и не требуют такого количества рабочей силы, как другие отрасли, такие как сельское хозяйство или производство. Капиталоемкие отрасли часто требуют импорта техники и технологий, что может привести к увеличению дефицита текущего счета (с сопутствующими уязвимостями) и считается утечкой внутренних инвестиций и расходов. В производственном секторе Индии наблюдается увеличение интенсивности импорта, а это означает, что значительная часть ресурсов, необходимых для производства, поступает из импорта. [91]

Участие в рабочей силе

[ редактировать ]

Уровень участия рабочей силы в Индии, показатель доли населения трудоспособного возраста, которое либо занято, либо активно ищет работу, в последние годы значительно снизился. По данным Центра мониторинга индийской экономики (CMIE), LPR Индии в марте 2021 года составлял примерно 41,38%, но в дальнейшем упал примерно до 40,15%. Это снижение заметно по сравнению с другими азиатскими экономиками, где LPR превышает 60%. [92]

Низкий уровень LFPR сохранялся даже до пандемии COVID-19 и был особенно заметен в случае индийских женщин, где снижение уровня участия объяснялось высоким уровнем безработицы и отраслевой структурой общей занятости, что предполагает перемещение. [93]

Кроме того, значительная часть тех, кого считают занятыми, на самом деле являются частично занятыми, например, более трети самозанятых являются неоплачиваемыми работниками на своих домашних предприятиях.

Уязвимости от международной интеграции

[ редактировать ]

Интеграция в глобальные рынки также сделала Индию восприимчивой к иностранной денежно-кредитной политике, особенно политике Федеральной резервной системы США. Изменения ставок ФРС могут оказать прямое влияние на индийский рынок по различным каналам. Повышение ставок ФРС имеет тенденцию укреплять доллар США по отношению к другим валютам, включая индийскую рупию, что увеличивает затраты на обслуживание долга для индийских заемщиков с кредитами в иностранной валюте.

Укрепление доллара может привести к оттоку капитала из Индии, поскольку разница процентных ставок между США и Индией сужается, что делает Индию менее привлекательной для иностранных инвесторов, поскольку развивающиеся рынки считаются «рискованными». Этот отток капитала может повлиять на цены активов и повысить волатильность рынка в Индии, а также истощить валютные резервы и создать проблемы с ликвидностью. Валютные резервы Индии формируются за счет притока иностранного капитала, а не за счет профицита счета текущих операций, как в случае с Россией или Китаем.

Кроме того, центральный банк вынужден повысить процентные ставки, чтобы остановить отток капитала, что приводит к снижению внутреннего спроса и сопутствующим экономическим эффектам.

Уязвимость мировых цен на сырьевые товары

[ редактировать ]

Индия по-прежнему уязвима к воздействию мировых цен на сырьевые товары, особенно цен на сырую нефть. Долгосрочные последствия включают повышенную уязвимость к увеличению расходов на импорт и дефицита текущего счета, обесценивание индийской рупии и инфляционное воздействие, связанное с ростом цен на сырую нефть. [94]

Подход Индии к продовольственной самообеспеченности определяется стратегической государственной политикой , которая исторически изолировала ее от дефицита продовольствия, с которым сталкиваются некоторые африканские страны, которые сильно зависят от импорта продовольствия.

Данные отдела нефтяного планирования и анализа Министерства нефти показывают, что зависимость Индии от импорта сырой нефти выросла до 87,8% в августе 2023 года, по сравнению с 86,5% в предыдущем году. [94]

Зависимость от мирового экспортного спроса

[ редактировать ]

Неолиберальные реформы привели к значительному увеличению доли экспорта в ВВП Индии. Хотя это способствовало росту в некоторых секторах, это также означает, что индийская экономика становится более уязвимой к колебаниям спроса на мировом рынке. Чрезмерная зависимость от экспорта может привести к экономической нестабильности, если глобальный спрос ослабнет или возникнет конкурентное давление со стороны других стран. Более того, эта стратегия часто приводит к игнорированию внутреннего рынка и местных производственных мощностей, что может усугубить экономическое неравенство и снизить самообеспеченность. [95] [96]

Экспортный спрос Индии, под влиянием мирового рынка, в последнее время сократился. В апреле 2023 года товарный экспорт Индии сократился на 12,7%, при этом импорт также резко сократился из-за низкого спроса на рынках США и ЕС.

Влияние на внутреннюю денежно-кредитную и бюджетную политику

[ редактировать ]

Некоторые критиковали фискальную политику Индии за то, что она ставит требования иностранных инвесторов выше внутреннего спроса и благосостояния ее граждан. Критика коренится в наблюдении, что индийское правительство приняло режим жесткой финансовой экономии, при котором оно сокращает свой бюджетный дефицит по отношению к своему ВВП за счет сокращения расходов на доходы, такие как социальное обеспечение, субсидии и другие услуги. Эта жесткая экономия в расходах доходов привела к значительному сокращению государственных расходов на социальные нужды, такие как здравоохранение, занятость в сельской местности , социальная помощь, центры по уходу за детьми, полуденное питание и пособия по беременности и родам. Как следствие, внутренний спрос снижается, реальная заработная плата падает, а ситуация с занятостью становится ужасной. [97] [98] [99] [100]

Б.В.Р. Субрахманьям , генеральный директор NITI Аайог, сказал в своей речи о сокращении финансирования Министерства развития женщин и детей: «Я до сих пор помню, как мы сокращали… женщин и детей – субъект государства – 36 000, пусть это будет 18 000 крор», то есть 360 от миллиарда рупий (5,8 миллиарда долларов) до 180 миллиардов рупий (2,9 миллиарда долларов). [101]

Кроме того, доходы неформальных работников, таких как работники платформ доставки еды, упали, а их чистые доходы значительно снизились после учета инфляции и затрат на топливо. [102]

Экономическая политика правительства, основанная на стремлении привлечь иностранный капитал, подвергается критике со стороны некоторых за ухудшение экономического положения рабочего класса, что потенциально приводит к циклу сокращения совокупного спроса, что еще больше наносит ущерб экономике и делает ее зависимой от экономического роста. интересы иностранного капитала в ущерб своему внутреннему процветанию.

Урезание государственных финансов
[ редактировать ]

В исследовании, проведенном в январе 2023 года, исследователи из Национального института государственных финансов и политики изучили доходы штата. Их анализ показал, что в 17 из 18 штатов, которые они исследовали, доходы, полученные от налогов на уровне штата, уменьшились после введения GST по сравнению с эпохой до GST. Это снижение наблюдалось в процентном отношении к валовому государственному внутреннему продукту (ВВП). [101] Такое сокращение доходов приводит к тому, что штаты вынуждены сокращать расходы.

Неравенство доходов

[ редактировать ]

За либерализацией индийской экономики последовал значительный рост неравенства: доля доходов 10% богатых слоев населения увеличилась с 35% в 1991 году до 57,1% в 2014 году. Аналогичным образом, доля доходов 50% нижних слоев населения снизилась с От 20,1% в 1991 году до 13,1% в 2014 году. [103] Его также критиковали за снижение уровня жизни в сельской местности, занятости в сельской местности и рост самоубийств среди фермеров . [49] Неравенство доходов в Индии стало серьезной проблемой, особенно с 2016 года. 10% богатейших слоев населения владеют 77% общего национального богатства, при этом 1% самых богатых людей приобрел 73% богатства, созданного в 2017 году, а беднейшая половина население, составляющее около 670 миллионов человек, увидело рост своего благосостояния лишь на 1%. [104]

Годовой доход 20% беднейших домохозяйств в Индии резко снизился на 53% в течение пандемического 2020-2021 года по сравнению с уровнями 2015-2016 годов, и им еще предстоит вернуться к допандемическому уровню. Напротив, у 20% самых богатых домохозяйств годовой доход увеличился на 39%. Это бросает вызов неолиберальному аргументу о том, что экономическая либерализация в некоторой степени приносит пользу всем сегментам, даже если она усугубляет неравенство в доходах. [105] [106]

Бедность

[ редактировать ]
Несмотря на экономические реформы, снижение уровня бедности в Индии было медленным по сравнению с ее соседями, такими как Китай, которые не провели либерализацию в такой же степени.

Бедность в Индии продолжает сохраняться: до пандемии COVID-19 59 миллионов индийцев жили менее чем на 2 доллара в день, а 1,162 миллиона жили на сумму от 2,01 до 10 долларов в день. [107] Низкие государственные расходы на здравоохранение привели к разрыву в качестве здравоохранения между богатыми и бедными, а также между сельским и городским населением. [108]

Пандемия COVID-19 оказала глубокое влияние на уровень бедности в Индии, существенно обратив вспять прогресс, достигнутый за последние десятилетия в сокращении бедности. Прогнозы Всемирного банка указывают на существенный рост крайней бедности в мире из-за экономических последствий пандемии. Это усугубило голод и бедность внутри страны. [109]

Азиатский банк развития сообщил, что в 2022 году 5,7% занятого населения Индии жили ниже паритета покупательной способности в 1,90 доллара в день. [110] В докладе Всемирного банка о глобальной бедности в сентябре 2023 года указано, что на долю Индии приходится 40% прироста глобального уровня крайней бедности во время пандемии COVID-19. [111]

Некоторые критические замечания предполагают, что индексы многомерной бедности, хотя и являются всеобъемлющими, не могут в достаточной степени отражать серьезность таких проблем, как голод и абсолютная бедность. Они указывают на свидетельства снижения потребления калорий и продовольственного зерна, утверждая, что это отражает рост абсолютной бедности, а не повышение уровня жизни за счет диверсификации потребления. [112]

Снижение потребления

[ редактировать ]

Национальное выборочное исследование потребительских расходов в Индии за 2017–2018 годы, о котором стало известно, выявило тревожное снижение потребительских расходов, что стало первым таким падением за 40 лет. Опрос показал, что среднемесячные расходы индийца упали на 3,7% до 1446 рупий с 1501 рупий в 2011–2012 годах. В сельской местности снижение было еще более резким – 8,8%, хотя городские расходы за тот же период выросли на 2%. [113] [114]

Несмотря на эти тревожные выводы, правительство решило не публиковать отчет, сославшись на «проблемы с качеством данных», а позже вообще отказалось от исследования. Это действие было расценено правительством как отказ от доказательств, особенно потому, что такие исследования имеют решающее значение для определения базового года для ключевых макроэкономических данных, таких как ВВП. [113]

Оценка поддержки производителей Индии постоянно регистрирует отрицательные цифры, предполагая, что правительство более склонно к налогообложению или препятствованию своим сельскохозяйственным производителям, а не к предоставлению им поддержки или субсидий. [115]

Аграрный кризис

[ редактировать ]

Неолиберальная экономическая политика заметно повлияла на сельскохозяйственный кризис в Индии, затронув огромное количество людей, поскольку более 70% из них полагаются на сельское хозяйство как источник средств к существованию. Эта ситуация усугубляется рядом экономических стратегий, особенно тех, которые сформированы требованиями Всемирной торговой организации (ВТО). ВТО призывает такие страны, как Индия, сократить сельскохозяйственные субсидии, которые имеют решающее значение для поддержания продовольственной безопасности и поддержки сельской экономики. [116]

Экономические реформы, проведенные после 1991 года, открыто отвергли необходимость институциональных преобразований в сельском хозяйстве, что привело к сокращению роли индийского государства. Государству было предложено отказаться от своей протекционистской позиции, освободив место для свободного, приватизированного и финансиализированного рынка. Открытие рынков подвергло мелких фермеров воздействию нестабильных глобальных рыночных сил, находящихся под влиянием крупных субсидий, предоставляемых сельскохозяйственному сектору в развитых странах, с которыми они не были готовы конкурировать. [117] [118]

С прекращением государственной поддержки и открытием сельскохозяйственных рынков многим фермерам пришлось брать кредиты, чтобы справиться с возросшими затратами на сельское хозяйство, что привело многих к долговой ловушке. Долговая ловушка привела к увеличению числа самоубийств среди фермеров. Только в 2017 году из-за такого давления покончили жизнь самоубийством 10 655 фермеров. [119]

Голод и недоедание

[ редактировать ]

Глобальный индекс голода 2023 года показывает, что с 2015 года прогресс был незначительным. Эта стагнация рассматривается как результат совокупного воздействия нескольких кризисов. Индия заняла 111-е место из 125 стран, что указывает на серьезный уровень голода, представляющий собой снижение с годом ранее, где Индия занимала 107-е место. [120]

В Индии самый высокий уровень истощения детей, указанный в GHI 2023 года, — 18,7 процента. Показатель задержки роста детей, который указывает на детей с низким ростом для их возраста и хроническим недоеданием, составляет 35,5 процента. Доля недоедающих людей в Индии составляет 16,6 процента, что усугубляет общую проблему голода в стране. Ситуация с голодом в Индии более серьезная по сравнению с соседними странами, такими как Пакистан (102-е место), Бангладеш (81-е место), Непал (69-е место) и Шри-Ланка (60-е место), которые имеют более высокие позиции в индексе. [121]

Анемия представляет собой серьезный кризис общественного здравоохранения в Индии, причем государственная статистика показывает широкую распространенность этого заболевания среди различных демографических групп. По данным Национального обследования здоровья семьи (NFHS) за 2019–2021 годы, анемией страдает значительная часть населения, в том числе 67,1% детей в возрасте 6–59 месяцев, 59,1% девочек-подростков (15–19 лет), 31,1% юноши-подростки (15–19 лет), 57,2% женщин репродуктивного возраста (15–49 лет) и 52,2% беременных. [122] [123]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Индия – Кредитный проект структурной перестройки (на английском языке) – Отчет президента (Отчет). Всемирный банк. 12 ноября 1991 г. с. 1.
  2. ^ «Структурные изменения в Индии – отчет Независимой группы оценки (IEG») . Всемирный банк. Архивировано из оригинала 9 мая 2019 года . Проверено 30 октября 2018 года .
  3. ^ Мисра, ОП (1995). Экономическая мысль Ганди и Неру: сравнительный анализ . Нью-Дели: MD Publications Pvt. ООО с. 66. ИСБН  978-81-85880-71-6 .
  4. ^ Келегама, Саман; Парих, Кирит (2000). «Политическая экономия роста и реформ в Южной Азии» . Второй проект. Архивировано из оригинала 11 февраля 2006 года.
  5. ^ Чандрасекхар, CP (2012), Кён Суп, Чанг; Хорошо, Бен; Вайс, Линда (ред.), «От дирижизма к неолиберализму: аспекты политической экономии переходного периода в Индии» (PDF) , Политика развития в переходный период: неолиберальная эра и за ее пределами , Серия международной политической экономии, Лондон: Palgrave Macmillan UK , стр. 140–165, doi : 10.1057/9781137028303_8 , ISBN.  978-1-137-02830-3 , получено 4 сентября 2020 г.
  6. ^ Мазумдар, Сураджит (2012). «Индустриализация, дирижизм и капиталисты: крупный бизнес Индии от независимости к либерализации» . mpra.ub.uni-muenchen.de . Проверено 4 сентября 2020 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Индия: экономика» . Би-би-си. 12 февраля 1998 г.
  8. ^ Шаши Тхарур (2006). Индия: от полуночи до тысячелетия и далее . Аркадное издательство. стр. 164–66. ISBN  978-1-55970-803-6 .
  9. ^ «Переосмысление темпов роста Индии» . Финансовый экспресс . 12 апреля 2004 г.
  10. ^ Шринивас, В. (27 марта 2018 г.). «Индийские программы МВФ — 1966 и 1981 годы: аналитический обзор». Индийский журнал государственного управления . 64 (2): 219–227. дои : 10.1177/0019556117750897 . ISSN   0019-5561 . S2CID   188184832 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мукерджи, Р. (2000). Прерванная либерализация Индии, 1966 год. Тихоокеанские дела , 73 (3), 377–379. дои: 10.2307/2672025
  12. ^ Бхагвати, Джагдиш Н.; Шринивасан, Теннесси (1975). Режимы внешней торговли и экономическое развитие: Индия . Национальное бюро экономических исследований. стр. 151–153. ISBN  0-87014-531-2 .
  13. ^ Сайнат, П. Все любят хорошую засуху . Публикации Сейджа.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мохан, Ракеш (2018). Преобразованная Индия: 25 лет экономических реформ . Брукингский институт. стр. 68–71. ISBN  9780815736622 .
  15. ^ История вычислений в Индии: 1955–2010, Раджараман, В.
  16. ^ «Бофорс помешал Радживу Ганди заняться либерализацией» . Экономические времена . Проверено 11 сентября 2020 г.
  17. ^ https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2004/wp0443.pdf . [ пустой URL PDF ]
  18. ^ «В этот день в 1991 году: знаменательный бюджет, изменивший судьбу Индии» . Экономические времена . 24 июля 2022 г. ISSN   0013-0389 . Проверено 1 августа 2023 г.
  19. ^ «Вырезка группы New Indian Express - New Indian Express-Ченнаи» . Новый Индийский экспресс . Проверено 18 января 2016 г.
  20. Путь Индии через финансовый кризис. Архивировано 12 ноября 2011 года в Wayback Machine . Арунабха Гош . Программа глобального экономического управления. Проверено 2 марта 2007 г.
  21. ^ Что вызвало валютный кризис 1991 года в Индии? Архивировано 2 сентября 2013 года в Wayback Machine , документы персонала МВФ, Валери Серра и Света Чаман Саксена.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мохан, Ракеш. (2018). Преобразованная Индия: двадцать пять лет экономических реформ . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Брукингского института. стр. 44–49. ISBN  978-0-8157-3662-2 . OCLC   1056070747 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Верма, АН (1991). Заявление о промышленной политике (Индия, Министерство промышленности). Нью-Дели: Правительство Индии.
  24. ^ Митал, Анкит (27 августа 2016 г.). «Люди, стоящие за великими людьми 1991 года» . Живая мята . Проверено 6 сентября 2020 г.
  25. ^ «Закон о монополиях и ограничительной торговой практике 1970 года – GKToday» . 14 сентября 2011 года . Проверено 10 сентября 2020 г.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Все об эпохальном бюджете Манмохана Сингха, который положил начало экономической либерализации» . Журнал свободной прессы . Проверено 6 сентября 2020 г.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «1991: Экономические реформы» . Индия до 1991 года . 18 января 2016 года . Проверено 10 сентября 2020 г.
  28. ^ «Девальвация рупии: повесть двух лет, 1966 и 1991» (PDF) . 29 марта 2007 г. Архивировано (PDF) из оригинала 29 марта 2007 г. . Проверено 11 сентября 2020 г.
  29. ^ Джадхав, Н. (1991). «Девальвация рупии: реальные проблемы» . Экономический и политический еженедельник . 26 (36): 2119–2120. JSTOR   41626979 .
  30. Сингх, М. (24 июля 1991 г.). Бюджет на 1991–1992 годы [PDF]. Нью-Дели: Министерство финансов правительства Индии. стр. 11.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сингх, М. (24 июля 1991 г.). Бюджет на 1991–1992 годы [PDF]. Нью-Дели: Министерство финансов правительства Индии.
  32. ^ «Первый комитет Нарасимхама – GKToday» . 21 апреля 2011 года . Проверено 11 сентября 2020 г.
  33. ^ Акрани, Гаурав. «Отчет комитета Нарасимхама за 1991–1998 годы – Рекомендации» . Проверено 12 сентября 2020 г.
  34. ^ «Первый комитет Нарасимхама – GKToday» . 21 апреля 2011 года . Проверено 12 сентября 2020 г.
  35. ^ «Отчет Всемирного банка P-5678-IN - отчет МБРР и МАР о предлагаемом кредите на структурную перестройку Индии» (PDF) . Всемирный банк . Проверено 30 октября 2018 г.
  36. Экономический кризис, вынуждающий когда-то самостоятельную Индию обращаться за помощью , The New York Times , 29 июня 1991 г.
  37. ^ «Принятие желаемого за действительное по поводу девальвации» . Экономический и политический еженедельник . 26 (29): 1724. 1991. JSTOR   41498462 .
  38. ^ Балачандран, Ману (6 октября 2016 г.). «Настоящим архитектором экономических реформ Индии был не Манмохан Сингх» . Кварц Индия . Проверено 6 сентября 2020 г.
  39. ^ В. Венкатесан (14 января 2005 г.). «Некролог: Ученый и политик» . Линия фронта . 22 (1). Архивировано из оригинала 30 января 2010 года . Проверено 30 марта 2010 г.
  40. ^ PV Нарасимха Рао скончался . Проверено 7 октября 2007 г. Архивировано 1 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
  41. ^ Нагарадж, Р. (2013). «Бег мечты Индии, 2003–2008 годы: понимание бума и его последствий» . Экономический и политический еженедельник . 48 (20): 39–51. ISSN   0012-9976 . JSTOR   23527367 .
  42. ^ Дутта, М.К. и Сарма, Гопал Кумар, Прямые иностранные инвестиции в Индию с 1991 года: тенденции, проблемы и перспективы (1 января 2008 г.).
  43. ^ Маджилл, Амит. "С 1991 года размер бюджета вырос в 19 раз, экономики - в 9 раз, ваши доходы - в 5 раз" . Экономические времена . Проверено 29 августа 2020 г.
  44. ^ Леблебичиоглу, Асл; Вайнбергер, Ариэль (3 декабря 2020 г.). «Открытость и распределение факторов производства: всегда ли глобализация вредна для труда?» . Журнал международной экономики . 128 : 103406. doi : 10.1016/j.jinteco.2020.103406 . ISSN   0022-1996 . S2CID   229432582 .
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Воздействие реформ» . Индия до 1991 года . 18 января 2016 года . Проверено 15 июня 2022 г.
  46. ^ Хикель, Джейсон (1 ноября 2015 г.). «Сможете ли вы прожить на 1,90 доллара в день? Это международная черта бедности» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 23 марта 2023 г.
  47. ^ «Зарабатывайте 25 000 рупий в месяц? Вы входите в 10% лучших людей Индии: отчет» . NDTV.com . 20 мая 2022 г. Проверено 23 марта 2023 г.
  48. ^ Гош, Джаяти (15 декабря 2020 г.). «Хиндутва, экономический неолиберализм и злоупотребление экономической статистикой в ​​Индии» . Междисциплинарный академический журнал Южной Азии (на французском языке) (24/25). дои : 10.4000/samaj.6882 . ISSN   1960-6060 . S2CID   230588392 .
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Пожалуйста, обратите внимание на разрыв: победители и проигравшие неолиберализма в Индии» . Электронные международные отношения . 11 марта 2017 года . Проверено 29 января 2022 г.
  50. ^ Местные промышленники против транснациональных корпораций . Аджай Сингх и Арджуна Ранавана. Азиатская неделя . Проверено 2 марта 2007 г.
  51. ^ Сингх, Сарита Чаганти (15 февраля 2023 г.). «Дефицит товарной торговли Индии в январе достиг годового минимума в $17,75 млрд» . Рейтер . Проверено 23 марта 2023 г.
  52. ^ Агион, Филипп; Берджесс, Робин; Реддинг, Стивен Дж.; Зилиботти, Фабрицио (2008). «Неравные последствия либерализации: данные об отмене лицензионного владычества в Индии» . Американский экономический обзор . 98 (4): 1397–1412. дои : 10.1257/aer.98.4.1397 . ISSN   0002-8282 . JSTOR   29730127 . S2CID   966634 .
  53. ^ «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего (лет) – Индия, Китай | Данные» .
  54. ^ «Уровень грамотности всего взрослого населения (% людей в возрасте 15 лет и старше) – Индия | Данные» .
  55. ^ «Рост ВВП (годовой %) – Индия | Данные» .
  56. ^ «ВВП (текущий доллар США) – Индия | Данные» .
  57. ^ «Эта старая магия Ганди» . Экономист . 27 ноября 1997 года . Проверено 17 января 2011 г.
  58. ^ Кумар 2005 , с. 1037
  59. ^ «Почему открытые рынки так важны – ОЭСР» . www.oecd.org . Проверено 29 января 2022 г.
  60. ^ Бухали, Шуайб эль (1 января 2015 г.), «Неолиберальное управление ОЭСР: политика международного тестирования и их влияние на глобальные системы образования» , Decolonizing Global Citizenship Education , Brill, стр. 119–129, ISBN  978-94-6300-277-6 , получено 6 февраля 2024 г.
  61. ^ «Экономический обзор Индии, 2007 г.: Краткий обзор политики» (PDF) . ОЭСР. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2011 года.
  62. ^ «Всемирная книга фактов» . Cia.gov . Проверено 10 июля 2013 г.
  63. ^ «Доклад Индии» (PDF) . Исследования Астера. Архивировано из оригинала (PDF) 14 января 2009 года.
  64. ^ «Темпы роста экономики Индии замедлились до 5,3% в первом квартале» . Би-би-си. 31 мая 2012 года . Проверено 10 июля 2013 г.
  65. ^ «Рост ВВП (годовой %) – Индия | Данные» . data.worldbank.org . Проверено 29 января 2022 г.
  66. ^ «Открытые данные Всемирного банка» . Открытые данные Всемирного банка . Проверено 9 сентября 2023 г.
  67. ^ Гири Субраманиам (2020). «Побочные эффекты демонетизации Индии со стороны предложения» . Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.3472758 . S2CID   219393794 . ССНН   3472758 .
  68. ^ «Влияние нового налога на товары и услуги в Индии на экономику – В окопах – Журнал МВФ Ф&Р – июнь 2018 г. | Том 55 | Номер 2» . МВФ . Проверено 23 апреля 2023 г.
  69. ^ «Банковский кризис государственного сектора в Индии» . www.oliverwyman.com . Проверено 23 апреля 2023 г.
  70. ^ Ченг, Натали Фан Лин; Гасанов Акрам Шавкатович; Пун, Вай Чинг; Бури, Эли (1 апреля 2023 г.). «Торговая война США и Китая и нестабильные связи между энергетикой и сельскохозяйственными товарами» . Экономика энергетики . 120 : 106605. Бибкод : 2023EneEc.12006605C . дои : 10.1016/j.eneco.2023.106605 . ISSN   0140-9883 .
  71. ^ Редди, А. Амарендер; Бхаттачарья, Аниндита; Редди, С. Венку; Рикарт, Сандра (12 ноября 2021 г.). «Индекс бедности фермеров: подход к плану действий по снижению уязвимости засушливых земель Индии» . Земля . 10 (11): 1236. дои : 10.3390/land10111236 . hdl : 10045/120051 . ISSN   2073-445X .
  72. ^ «Экономические последствия неравенства доходов» .
  73. ^ Дж. Брэдфорд Делонг (2001). «Индия с момента обретения независимости: аналитический рассказ о росте» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2016 года . Проверено 25 февраля 2009 г.
  74. ^ «5 экономических решений Атала Бихари Ваджпаи, которые изменили лицо Индии» . Маниконтроль. 16 августа 2018 г.
  75. ^ «Конец политического паралича: правительство одобряет 51% прямых иностранных инвестиций в мультибрендовую розничную торговлю» . Zeenews.india.com. 14 сентября 2012 года . Проверено 10 июля 2013 г.
  76. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Парламент поддержал планы Моди: законопроекты об угле и горнодобывающей промышленности, принятые Раджья Сабхой» . indiatoday.intotoday.in . Проверено 29 марта 2015 г.
  77. ^ « Рокфеллер Моди: Гаутам Адани и концентрация власти в Индии» . Файнэншл Таймс . 13 ноября 2020 г. Проверено 23 апреля 2023 г.
  78. ^ «Кодекс о банкротстве — крупнейшая экономическая реформа после GST: Минфин» . Экономические времена . Проверено 11 мая 2016 г.
  79. ^ «F.No. CBEC-20/05/01/2018-GST Правительство Индии…» (PDF) . cbic.gov.in/ . Министерство финансов, Правительство Индии. Архивировано из оригинала (PDF) 26 августа 2018 года.
  80. ^ «Время запуска GST — полуночная сессия парламента» . Индостан Таймс . 30 июня 2017 года . Проверено 20 июля 2017 г.
  81. ^ «Индийские законодатели принимают законопроекты о сельском хозяйстве на фоне волнений в парламенте» . АП НОВОСТИ . 13 мая 2021 г. Проверено 29 января 2022 г.
  82. ^ «Пояснение: что изменится в трех новых трудовых кодексах для работников и нанимателей?» . Индийский экспресс . 27 сентября 2020 г. Проверено 29 января 2022 г.
  83. ^ «Поддавшись протестам, Моди в Индии соглашается отменить законы о сельском хозяйстве» . АП НОВОСТИ . 19 ноября 2021 г. Проверено 28 января 2022 г.
  84. ^ «Неравенство убивает: Дополнение к Индии на 2022 год» . www.oxfamindia.org . Проверено 28 января 2022 г.
  85. ^ Сехар, CSC (2004). «Волатильность цен на сельскохозяйственную продукцию на международном и индийском рынках» . Экономический и политический еженедельник . 39 (43): 4729–4736. ISSN   0012-9976 . JSTOR   4415712 .
  86. ^ «Влияние международного банковского кризиса на финансовую систему Индии» (PDF) .
  87. ^ Юнг, Дон Хён; Чой, Сун-Иль; Чо, Джун Хён; Чан, Джи-Ён (сентябрь 2007 г.). «Реформа трудовой политики и рынок труда после экономической либерализации в Индии» . Обзор международного региона . 10 (2): 193–219. дои : 10.1177/223386590701000212 . ISSN   1226-7031 . S2CID   153649693 .
  88. ^ Сиддики, Калим (2018). «Политическая экономия постплановой экономической реформы Индии: критический обзор» . Мировое обозрение политической экономии . 9 (2): 235–264. doi : 10.13169/worldrevipoliecon.9.2.0235 . ISSN   2042-891X . JSTOR   10.13169/worldrevipoliecon.9.2.0235 .
  89. ^ Тивари, Шивакар; Кумар, Суриндер (1 июня 2019 г.). «Неолиберальная макроэкономическая политика и структурная трансформация индийской экономики: влияние на доходы, занятость и распределение» . Индийский журнал экономики труда . 62 (2): 219–238. дои : 10.1007/s41027-019-00166-9 . ISSN   0019-5308 . S2CID   201370554 .
  90. ^ « Рабочая сила в Индии не растет, качество рабочих мест очень низкое»: Махеш Вьяс из CMIE» . Проволока . Проверено 30 января 2024 г.
  91. ^ «Сектор услуг: высокие темпы роста, низкий уровень занятости?» . www.business Economics.in . Проверено 6 ноября 2023 г.
  92. ^ «Почему политики не могут игнорировать снижение уровня участия рабочей силы в Индии» . Проволока . Проверено 6 ноября 2023 г.
  93. ^ Дасгупта, Индранил Кар (28 марта 2018 г.). «Рынок труда в Индии с 1990-х годов» . ИЗА Мир труда . дои : 10.15185/izawol.425 . hdl : 10419/177802 .
  94. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б www.ETEnergyworld.com. «Зависимость Индии от импорта сырой нефти вырастет до 87,8% в апреле-августе 2023 года: PPAC – ET EnergyWorld» . ETEnergyworld.com . Проверено 6 ноября 2023 г.
  95. ^ "Дом" . www.oecd-ilibrary.org . Проверено 6 ноября 2023 г.
  96. ^ «30 лет экономических реформ – сага о растущем неравенстве» . НовостиНажмите . 1 августа 2021 г. Проверено 6 ноября 2023 г.
  97. ^ «С 2014 года беднейшие общины зарабатывают меньше» . Индийский экспресс . 24 мая 2023 г. Проверено 7 ноября 2023 г.
  98. ^ «Кто проигрывает, кто выигрывает?» . Рупия Индия . 7 октября 2023 г. Проверено 7 ноября 2023 г.
  99. ^ Химаншу (23 марта 2023 г.). «Доходы рабочих в Индии по-прежнему сигнализируют о сложных обстоятельствах» . мята . Проверено 7 ноября 2023 г.
  100. ^ «Десятилетие Нарендры Моди у власти привело к ухудшению благосостояния в Индии» . Проволока . Проверено 7 ноября 2023 г.
  101. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Будучи премьер-министром Индии, Моди тайно пытался массово сократить государственные средства» . Аль Джазира . Проверено 18 января 2024 г.
  102. ^ «Оценка социально-экономического воздействия работников платформ доставки еды» . НЦАЭР | Качество . Актуальность. Влияние . Проверено 7 ноября 2023 г.
  103. ^ «Индия» . WID – Всемирная база данных неравенства . Проверено 28 января 2022 г.
  104. ^ «Индия: крайнее неравенство в цифрах» . Оксфам Интернэшнл . 9 сентября 2022 г. Проверено 6 ноября 2023 г.
  105. ^ «Доходы беднейшей пятой части населения упали на 53% за 5 лет; у тех, кто находится на вершине, выросли» . Индийский экспресс . 24 января 2022 г. Проверено 30 января 2024 г.
  106. ^ «Доходы выросли после Covid, но 20% беднейших слоев населения все еще ниже уровня 2016 финансового года: исследование» . Таймс оф Индия . 25 января 2024 г. ISSN   0971-8257 . Проверено 30 января 2024 г.
  107. ^ Кочхар, Ракеш. «Во время пандемии средний класс Индии сокращается, а бедность распространяется, в то время как в Китае происходят меньшие изменения» . Исследовательский центр Пью . Проверено 31 января 2022 г.
  108. ^ «Частное здравоохранение в Индии: благо и проклятие» . Институт Монтеня . Проверено 31 января 2022 г.
  109. ^ «COVID-19 вызывает голодную катастрофу в Индии – это возможность разорвать порочный круг» . Всемирный экономический форум . 15 июня 2021 г. Проверено 6 ноября 2023 г.
  110. ^ Ральф (13 мая 2022 г.). «Индия: Бедность» . www.adb.org . Проверено 6 ноября 2023 г.
  111. ^ «Обзор глобальной бедности за сентябрь 2023 года от Всемирного банка: новые данные о бедности во время пандемии в Азии» . blogs.worldbank.org . 20 сентября 2023 г. Проверено 6 ноября 2023 г.
  112. ^ «Голод и бедность в Индии: пример капитализма, приватизации и вводящей в заблуждение статистики» . Хэмптонский институт . 29 октября 2022 г. Проверено 6 ноября 2023 г.
  113. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «CEA попросило NSC опубликовать данные о потребительских расходах за 2017–2018 годы: отчет» . Проволока . Проверено 6 ноября 2023 г.
  114. ^ «Опрос потребителей за 2017–2018 годы отклонен из-за расхождений; заказано новое исследование: правительство» . Бизнес сегодня . 15 ноября 2019 года . Проверено 6 ноября 2023 г.
  115. ^ «Аграрная политика – Поддержка сельского хозяйства – Данные ОЭСР» . ОЭСР . Проверено 9 ноября 2023 г.
  116. ^ Эко-Бизнес (8 марта 2021). «Новые законы Индии о сельском хозяйстве, основанные на требованиях ВТО» . Эко-Бизнес . Проверено 9 ноября 2023 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  117. ^ Патнаик, Уца (2007). «Неолиберализм и сельская бедность в Индии» . Экономический и политический еженедельник . 42 (30): 3132–3150. ISSN   0012-9976 . JSTOR   4419844 .
  118. ^ Минхаз, Аиша (23 февраля 2023 г.). «Неолиберальный ущерб» . Линия фронта . Проверено 9 ноября 2023 г.
  119. ^ «Более 10 000 фермеров и батраков покончили жизнь самоубийством в 2017 году» . www.downtoearth.org.in . Проверено 9 ноября 2023 г.
  120. ^ «Методология» . Глобальный индекс голода (GHI) — рецензируемое ежегодное издание, предназначенное для всестороннего измерения и отслеживания голода на глобальном, региональном и страновом уровнях . Проверено 6 ноября 2023 г.
  121. ^ «Показатели глобального индекса голода по рейтингу GHI 2023 года» . Глобальный индекс голода (GHI) — рецензируемое ежегодное издание, предназначенное для всестороннего измерения и отслеживания голода на глобальном, региональном и страновом уровнях . Проверено 6 ноября 2023 г.
  122. ^ «АНЕМИЯ МУКТ БХАРАТ» . pib.gov.in. ​Проверено 6 ноября 2023 г.
  123. ^ «Кризис общественного здравоохранения, связанный с анемией в Индии: исследование трех деревень» . Педиатрия . февраль 2022 года . Проверено 6 ноября 2023 г. - через публикации.aap.org.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d07a4a32fa5f60cb0a400339942da63__1720424700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/63/7d07a4a32fa5f60cb0a400339942da63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economic liberalisation in India - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)