летчик
летчик С личностью | |
---|---|
Сомалийский клан | |
![]() Средневековая португальская карта Африканского Рога . Хавийе (Айауа) занимало важное государство там, где сходились Индийский океан и Красное море . | |
Этническая принадлежность | ![]() |
Нисба | Аль-Хавия Контейнер |
Расположение | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Происходил от | Шейх Ахмед (авиатор) |
Родительское племя | сделай это |
Филиалы | Бах Арбера:
|
Язык | ![]() ![]() |
Религия | Суннитский ислам |
Хавийе ) — один из ( сомали : Hawiye ; арабский : بنو هوية главных и крупнейших сомалийских кланов . [ 1 ] прослеживая свою родословную до шейха Ахмеда бин Абдулрахмана бин Усмана , также известного как шейх Хавийе, одноименного деятеля клана. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Они считаются самым ранним задокументированным кланом, поселившимся на сомалийском полуострове, как отметил в 12 веке Аль-Идриси , занимая регионы, простирающиеся от Рас-Хафуна до Мерки , которая служила их столицей. [ 5 ] В настоящее время хавие проживают в центральной и южной части Сомали , Сомалиленде , [ 6 ] Джибути , [ 7 ] Сомалийский регион Эфиопии , Харар , [ 8 ] Оромия и Регионы Афар , [ 9 ] а также Кения (в частности, Северо-Восточная провинция и Восточная провинция ). Более того, они представляют большинство населения столицы Могадишо . [ 10 ]
Хавийе исторически осуществляли власть над большими участками Африканского Рога в качестве суверенных султанов и имамов, контролирующих важнейшие торговые пути, существовавшие с ранних периодов морской истории Сомали . [ 11 ] [ 12 ] В прибрежных регионах наблюдался бурный рост внешней торговли и коммерции: многочисленные корабли курсировали между многочисленными королевствами и империями в Восточной Азии , Южной Азии , Европе , на Ближнем Востоке , в Северной Африке и Восточной Африке , что делало их очень богатыми. [ 13 ] Это политическое и экономическое влияние продолжало иметь актуальность и в современную эпоху, когда клан Хавийе играл ключевую и исторически значимую роль в закладке основ сомалийской нации . Непреходящее наследие управления и контроля Хавийе над торговыми путями оказало долгосрочное влияние на развитие и формирование Сомали .
Происхождение и этимология
Шейх Хавийе , также известный как Ахмед на основе устных традиций и арабских агиологий , известен как почитаемый святой и религиозный деятель, носивший эпитет «Хави аль Улуум», что означает «хранитель знаний», что указывает на его мастерство в исламских знаниях . С течением времени это название сократилось до просто «Хавия» или «Хавийе» и впоследствии превратилось в этноним его потомков. [ 2 ] Генеалогию ) шейха бин Хавийе, изложенную в этих устных рассказах, арабских агиологиях и местных рукописях, можно проследить следующим образом: Ахмед (Хавийе) бин Абдулрахман (Ирир) бин Усман ( Мохаммед Мухаммед бин Ханбал бин Махди бин Ахмед бин Самаале Бин Акиль Бин Абу Талиб . [ 3 ] [ 4 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Именно благодаря этим источникам происхождение шейха Хавийе можно всесторонне понять и оценить в более широком историческом и культурном контексте. Некоторые ученые считают эти генеалогические претензии исторически несостоятельными, но вместо этого утверждают, что они отражают давний перекрестный культурный обмен между Сомали и Южной Аравией . [ 18 ] [ 19 ] По мнению британского антрополога и ветерана сомалийских исследований Йоана Льюиса , традиции происхождения из знатных арабских семей, связанных с Пророком, скорее всего, являются образным выражением важности ислама в сомалийском обществе . Однако «в этих легендах есть сильный исторически обоснованный компонент». [ 20 ] [ 21 ]

Известно, что у Хавийе , старшего сына Ирира, есть брат и сестра по имени Аджи, настоящее имя которого задокументировано в устных традициях и дополнительно подтверждается в работе Аль Идруса «История Сомали» как Исмаил, отец Дира , также известного как Абу- Бакр. [ 3 ] Хавийе был женат на двух женщинах, от которых у него было шестеро сыновей. Первая жена Арбера, родом из арабского происхождения, родила ему троих сыновей — Каранле , Хаскуула и Рааране. С другой стороны, его вторая жена, Гирей, принадлежавшая к Харле , родила Гугундхабе, Горгарта и Джамбеля. [ 22 ] [ 23 ] Этот генеалогический отчет о семейной структуре Хавийе имеет решающее значение для понимания исторического происхождения и наследия Хавийе. Устные традиции и письменные источники дают ценную информацию о семейных связях и социальных структурах, преобладающих по сей день.
![]() |
Часть серии о |
Сомалийские кланы |
---|
Могилу шейха Хавийе можно найти в Кундхуро , расположенном в районе Хараге , который служил его основным местом жительства в последние годы его жизни в качестве уважаемого шейха , посвятившего себя распространению учения ислама . покоится его старший сын Каранле . Рядом с Шейхом Хавийе на месте захоронения [ 15 ] Хавийе способствовали распространению ислама на Африканском Роге . [ 24 ]
Распределение

Считается, что хавийе являются крупнейшим сомалийским кланом и составляют большинство в Сомали, а также большинство в регионе СФД Кении, согласно соответствующим переписям населения. Считается, что происхождение и традиционная родина хавие находятся в сомалийском регионе Эфиопии. [ 25 ] где ему предшествовало прибытие его предков Самаале в районы между Джибути и Сомалилендом, [ 26 ] прежде чем спуститься на юго-восток и вдоль долины Шабелле.
В Сомали субкланы хавийе населяют плодородные земли вдоль реки Шабелле в Беледуэйне, расположенном в регионе Хиран . Их территория простирается от береговой линии к югу от Могадишо до севера исторического портового города Хобьо в центральном регионе Мудуг . Хавийе составляют большинство в штате Хиршабелле в Сомали, при этом присутствует клан Абгаал , а в Галмудуге Хавийе также составляют большинство. Хавие также имеют второе большинство в регионе Юго-Западного штата . Их также можно найти в Джуббаленде . Субклан Фикишини Хабар Гидира [ 27 ] населяют регион Соль в Сомалиленде .

Хавийе также живут в своей традиционной родине, Эфиопии, имея значительную численность населения в сомалийском регионе Эфиопии, а также в таких городах, как Бабиле в регионе Оромия. [ 28 ] В южных частях региона Сомали хавие можно встретить во многих зонах, и они составляют большинство в 3/9 зон, а именно в зоне Либена и зоне Шабелле . Их также можно найти во многих других зонах, таких как зона Афдир , Долло , Ситти , Эрер , Фаафан и Корахе .
В Кении хавийе также можно найти в регионе Северо-Восточной провинции (Кения) Кении, где подклан Дегуди занимает третье место среди сомалийских кланов в Кении и большинство в регионе Ваджир , за ним следует еще один подклан Хавийе. , аджуране , а затем муруле, которые составляют большинство населения региона Мандера, как показано в переписи населения Кении. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Крупнейшие города Хавие, населенные кланом Хавие, включают столицу Сомали Могадишо , а также различные другие города, такие как Беледуэйн , Галкайо , Бабиле , Дусмареб , Джоухар , Ваджир и Мандера .
Султанаты
Хавийе породил различные султанаты, некоторые из которых управляли значительной частью Африканского Рога . Некоторые из них включают в себя:
Аджуранский султанат , которым руководил аджуранский подклан Хавийе. В частности, говорят, что аджуранцы являются частью Джамбелле Хавийе. [ 11 ] [ 35 ] [ 36 ] но были перемещены с современных территорий Хавийе в конце 17 - начале 18 веков из-за исторического конфликта, особенно в южной части Центральной Сомали. [ 11 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] Ли Кассанелли в своей книге 1982 года « Формирование сомалийского общества: реконструкция истории пастушеского народа, 1600-1900 годы » часто называет аджуранцев бывшими лидерами клановой династии Хавийе. [ 13 ] Они принадлежали сомалийскому мусульманскому султанату , который правил значительной частью Африканского Рога в средние века . Торговые пути, относящиеся к древним и раннесредневековым периодам сомалийского морского предпринимательства, были укреплены или восстановлены, а внешняя торговля и коммерция в прибрежных провинциях процветали благодаря кораблям, плавающим во многих королевствах и империях Восточной Азии , Южной Азии и Европы и прибывавших из них. , Ближний Восток , Северная Африка и Восточная Африка . Сфера влияния Аджуранской империи на Африканском Роге была одной из крупнейших в регионе. Империя охватывала большую часть юга Сомали и восточной Эфиопии , а ее владения простирались от Хобио на севере до Келафо на западе и Кисмайо на юге.
, Имамат Хирааб также известный как династия Якуби , которой управлял субклан Хирааб Хавийе. Он был основан имамом Омаром, который успешно восстал и победил аджуранцев и основал независимое королевство. [ 12 ] [ 40 ] [ 41 ] К 1700 году Хирааб и другие кланы заняли большую территорию, простирающуюся внутри страны от долины Шабелле до засушливых земель Мудуга и прибрежных районов Могадишо в направлении Хобио. После немедленного падения Аджуураана Хирааб установил независимое правление как минимум на два столетия. В официальных средневековых бюллетенях оно называлось Реньо-ди-Магадозо или Королевством Магадоксо, и на пике своего развития оно продолжало доминировать над тем, что впоследствии стало Большим Бенадиром.
Оба этих султаната правили современными Сомали, Кенией и Эфиопией. Второстепенные султанаты Хавийе на протяжении этих периодов включали южные периоды правления Ламы Джидле (Афгои) Султаната Силчи и династии Эль-Амир (Мерка) Вадалаана. На севере второстепенные султанаты Султаната Бале и Имамата Ауссы (предшествовавшие княжествам Хубат и Харар) возглавлялись членами Аджурана и Каранле соответственно. Под властью этих крупных и второстепенных султанатов Сомали процветала и были созданы различные ключевые портовые города и поселки. Исследователь Джон Кирк прибыл на юг Сомали в 1873 году в период большого экономического процветания, когда в регионе доминировали Имамат и Султанат Геледи . Кирк встретил имама Махмуда, который правил Могадишо. Торговля между хирабами Могадишо и султанатом Геледи во главе с Ахмедом Юсуфом процветала. Кирк отметил множество других вещей. Примерно 20 больших дау были пришвартованы в Могадишо и Мерке соответственно, наполненные зерном, произведенным на фермах Геледи во внутренних районах страны, причем большая часть торговли предназначалась для Занзибар .
Роль и влияние в Сомали

Хавие исторически играли важную роль в Сомали. Большинство отцов-основателей Сомали были выходцами из племени Хавийе. Во время провозглашения независимости в 1960 году первым президентом, премьер-министром, спикером парламента и отцом сомалийской армии были Хавийе. Аден Адде, первым президентом и спикером, был Удиджин. Первым премьер-министром Абдуллахи Исой был Хабар Гидир. Отцом сомалийского военного Дауда Абдулле Хирси был Абгаал. Как и инициатор Октябрьской революции государственного переворота 1969 года бригадный генерал Салаад Габейре Кедийе . Военным лидером, который сверг и изгнал преемника президента переворота Сиада Барре из Высшего революционного совета в 1991 году, прежде чем сражаться и разгромить последующие оккупационные силы США (1993-1995 годы), был генерал Мохамед Фарра Айдид , Хабар Гидир. [ 42 ] С тех пор хавийе произвели на свет еще пять президентов и еще четырех премьер-министров.
Элита хавийе сыграла ведущую роль во время сомалийского восстания в противодействии постгражданской диктатуре президента Сиада Барре под эгидой SODAF , SSDF и Сомалийского национального движения (SNM), прежде чем объединиться, чтобы сформировать свое собственное отделение - печально известный Объединенный сомалийский конгресс. (ОСК). Давние клановые конфликты, охватившие другие кланы на остальной территории страны при бывшей диктатуре, не утихали до конца 90-х годов, и в конечном итоге победители создали автономные региональные государства (Сомалиленд и Пунтленд), в то время как в Могадишо началась новая гражданская война, начавшаяся в В конце 1991 года город был разделен между враждующими фракциями Хавийе Айдида и президента Абгаала Али Махди . Несмотря на два временных правительства, созданных в Джибути и замененных в столице избранными президентами Хавийе в лице Али Махди Мухаммеда в 1991 году и Абдикасима Салада Хасана (Хабаргидир) десять лет спустя, за время их пребывания в должности было проведено 14 национальных мирных конференций и трехлетняя гуманитарная программа ООН/США. и миротворческой интервенции (1992-1995 годы), гражданская война в Могадишо оставалась тупиковой, пока 2006 год, ознаменовавший рост популярности Союз исламских судов (ICU), исламская фундаменталистская организация, базирующаяся преимущественно на хавийе, которая положила конец правлению фракционных полевых командиров и их вождеств, при этом ICU продвигал религиозную реформу, одновременно завоевывая большую часть страны. Но даже несмотря на свое умеренное руководство и революционную привлекательность, международное сообщество, воодушевленное глобальной кампанией США по войне с терроризмом, одобрило исторически разрушительную оккупацию Эфиопии, чтобы свергнуть СИС и поддержать слабое международно признанное временное федеральное правительство (ПФП) президента Абдуллахи Юсуфа. , Darod Majerteen, который был построен в Кении в 2004 году и базировался там до переезда в город Байдоа . Поскольку ПФП полагается на соседей Эфиопию и Кению, принимает их принципы федерализма и, в частности, имитирует государственное устройство Федеративной Республики Эфиопия , умеренное руководство СИС переехало в Джибути и Эритрею в изгнании, в конечном итоге вернувшись к власти под новым именем. Альянс за повторное освобождение Сомали (ARS) и успешно положить конец эфиопской оккупации. С тех пор была сформирована своего рода коалиция в более поздних сменяющих друг друга правительствах, и новые проблемы поставили радикальные ответвления «Аш-Шабааб» , дочерняя группа «Аль-Каиды» , печально известная своими взрывами, которые не щадили стариков, женщин и детей, хотя и заявляли, что исключительно бороться с правительством и его партнерами из миротворческих сил Африканского союза.
Хавие занимают видное место во многих важных областях сомалийского общества, таких как сектор бизнеса и средств массовой информации. Например, Абдирахман Ябаров , главный редактор «Голоса Америки» Сомали, является родственником. Юсуф Гараад Омар , который был председателем BBC Somali более десяти лет и во время своего пребывания в должности способствовал ее развитию, также является ее членом. возглавляют крупнейшие национальные корпорации Jubba Airways и Hormud Telecom .
В настоящее время хавийе играют ведущую роль в региональных штатах Гальмудуг, Хиршабелле и Бенадир (Могадишо), а также в Сомали и среди сомалийского народа в целом. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]
История
По словам автора XII века Аль-Идриси , клан Хавийе занимал прибрежные районы между Рас-Хафуном и Меркой , а также нижний бассейн нижнего течения реки Шабелле . Упоминание аль-Идриси о хавийе является первым документальным упоминанием конкретной сомалийской группы на Африканском Роге. Более поздние арабские писатели также упоминают клан Хавийе в связи как с Меркой , так и с нижней долиной Шабелле. Ибн Саид (1214–1274 гг.), например, считал Мерку столицей Хавийе, которые жили в пятидесяти деревнях на берегу реки, которую он называл «Нил Могадишо», что явно указывает на Шабелле реку . . [ 5 ]
Следует упомянуть хавию и гаргеду, которые также представлены у сомалийцев как клановые семьи или кланы. Обе группы, похоже, уже давно обосновались в Султанате Бале : первые иммигранты из Мерки родом из региона, оккупированного Хавией, а устные предания связывают Гаргеду со временем «священной войны» 1530-х годов. [ 49 ]
Наряду с Раханвейном , клан Хавийе также попал под контроль Аджуранской империи в 13 веке, которая управляла большей частью южного Сомали и восточной Эфиопии , ее владения простирались от Хобио на севере до Келафо на западе и до Кисмайо на юге. [ 50 ]
Известен средневековым писателям как Аянский берег. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] Гарольд Маркус высоко оценивает роль Альянса Содружества под руководством Хавийе [ 54 ] [ 55 ] в расширении и исламизации общин на территории нынешней юго-восточной Эфиопии и южного Сомали в XV и XVI веках. [ 24 ]
Хавийе также фигурируют в ранней истории северного султаната Ифат во время правления императора Зары Якоба. [ 56 ] и Амда Сейон I. [ 57 ] Сабр ад-Дин из Ифата, объявивший войну Амде Сейону, вызвал на битву 15 вельмож, восьмым из которых был король , а девятым - король Хубата. Харлы Горные хребты Кундудо Гурсума, Сомали ( ( Кундхура ) расположены в устье вореда), до них легко добраться через вавилонскую местность древнего Хубата, и [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] ранняя территория поселения Хавийе, возникшая еще до Харара и окружавшая Харар, особенно на юго-востоке, а также исторически населенная кочевым горными кланами Хавийе, которые, согласно книге Дж. Спенсера «Ислам в Эфиопии», занялись сельским хозяйством и земледелием во время сезона дождей, где они позже отразили и соседствовал с вторжениями оромо . [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] Многие старые города и деревни, носящие исконные имена Хавийе, до сих пор можно найти в современном восточном регионе Харарге. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ]

После того, как султанат Адал сменил султанат Ифат , хавийе заняли видное место в качестве лидеров и солдат в том, что завершилось завоеванием Эфиопии в 16 веке ( Футух аль-Хабаша ). Самый известный и широко читаемый общественный историк Эфиопии Такла Садик Мекурия, автор «Истории Эфиопии; Нубия, Аксум, Загое до времени правления Аше Якунно Амлака», [ 67 ] государство посвятило самое большое исследование - 950-страничную книгу в 1961 году жизни и временам имама Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази (известного как Ахмед Гурей или Мохамед Грань, Атилла Африки и король Зейлы), а также история элитного основного семейного подразделения маласайской армии в его черновой монографии о Граньских войнах под названием «Я Грань Варара» («Завоевания Грагна»), в ней он опирается на свидетельства арабского факиха Сихаба Уддина и хроник Сарсы. -Денгел. При посредничестве Дагазмака Варгны он взял интервью у Ахмеда Али Шами, самого старшего авторитетного ученого Харара , который подготовил краткую рукописную историю Харара (в своей рукописи Фатха Мадинат Харар) для нескольких европейских учреждений и поддерживает несколько сохранившихся арабских рукописей, которые все предоставляют единственное обширное генеалогическое древо и известная генеалогическая традиция восьми поколений отца и родственников по линии Граня из ветви Каранле Хавийе, а его мать, как утверждается, принадлежала к этнической Харле . [ 68 ] Это также встречается в хрониках Ауссы и книгах, авторами которых являются Манфред Кропп, Лейла Сабак, Берхану Камаль и другие. Жена Граня также была дочерью эмира Махфуза , важного родственника, [ 69 ] [ 70 ] правитель Зейлы и Балава, подклана Каранле, также внесенного в список как группа племен из Бэйла. [ 71 ] и обычно эфиопский неправильный перевод коптского христианского синаксария Александрии «мусульманского бадави (бедуинского / кочевого происхождения)» для мусульман в Египте, Судане, Сомали и заливе Красного моря. См. пример: эфиопские хроники мусульманина X века, обращающего в веру святого Георгия, египетского балау. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] Ослабленная многовековым северным конфликтом, часть хавий пост-Адал Харарского эмирата продолжала оставаться могущественной во внутренних районах Сомали. [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] и позже сформировал династию юристов в Зейле раннего Нового времени . [ 79 ]
Поскольку часть хавийя мигрировала на юг до и во время джихада Гранна, не исключено, что они принесли с собой определенные теократические идеи. Действительно, у аджуранцев был вакиль (губернатор) в регионе вокруг Каллафо. Этот район был не только традиционной родиной Хавийи, но и географически находился на полпути между эмиратами Харар и Бенаадир, являясь идеальным связующим звеном для передачи политических и религиозных идей.
Энрико Черулли, автор ключевых вопросов социального развития и ранней истории Сомали, упоминает следующий отрывок о рождении и преемственности Аджуранского султаната. [ 22 ]
Устные источники также предоставляют нам повторяющиеся темы, указывающие на определенные структурные особенности правления Аджурана. Таким образом, можно считать, что потомки Аджурана (среди которых есть имамы Гарина) унаследовали духовную (исламскую) и светскую (численную) власть, обеспечиваемую союзом первых трех «братьев» Хавийя. Власть Аджурана опиралась на два столпа: духовное превосходство и родственную солидарность хавийя, что представляет собой мощную комбинацию в культурном контексте Сомали. С исторической точки зрения, теократическая идеология, наложенная на обширную сеть кланов, связанных с Хавийей, помогла поддержать господство Аджурана над обширным регионом. Следует отметить, что Дарандулле входили в состав Гуркаате, клановой части, являющейся ответвлением Джамбелле Хавия, от которого, как говорят, произошли Аджуран (и Гарин). Смешанные браки между потомками этих единоутробных братьев, с одной стороны, способствовали укреплению солидарности хавийя. С другой стороны, конкуренция между второстепенными линиями была очень распространена в Сомали, особенно там, где на карту было поставлено титульное руководство более крупной клановой конфедерации. Подобная борьба за доминирующее место в Аджуранской конфедерации, где доминируют Хавийя, может также отразиться в возвышении Силчи и Эль-Амира в последние годы правления Аджурана. Говорят, что оба были потомками Гуркаата Хавийи, как и Абгаал Дарандулле. Таким образом, можно утверждать, что доминирующие группы, появившиеся к концу аджуранской эры — дарандулле возле Мукдишо, силчис возле Афгуйе и эль-амир в Марке — представляют собой разделение аджуранского имамата между второстепенными группами хавийя. Или, возможно, одна ветвь Хавия, а именно Гуркаате, насильственно заменила другую (Джамбелле) на посту лидеров клана.
Имамат Хирааб был главным государством-преемником Аджуранского султаната . Причиной их восстания стало то, что аджуранские правители, в конце концов, стали чрезвычайно гордыми, пренебрегли законами шариата и обложили своих подданных тяжелым налогом, что и стало основной причиной восстания. [ 80 ] Другие группы последуют за восстанием, которое в конечном итоге свергнет правление Аджурана в межречном регионе и на побережье Бенадира. [ 81 ]

Ли Кассанелли в своей книге «Формирование сомалийского общества » дает историческую картину Имамата Хираба. Он пишет:
«Согласно местной устной традиции, имамат Хирааба представлял собой мощный союз тесно связанных групп, которые имели общую родословную в рамках клановых подразделений Горгаарте. Он успешно восстал против Аджуранской империи и установил независимое правление на протяжении по крайней мере двух столетий из семнадцати сотен и далее. [ 82 ]
В альянсе участвовали армейские лидеры и советники Хабар Гидира и Дудубле , фикхи/кади Шиххаала , а имам был зарезервирован для ветви Мудулуд , которая, как полагают, была первенцем. После своего создания имамат правил территориями от долины Шабиле, провинций Бенадир, областей Мариг вплоть до засушливых земель Мудуга , в то время как древний порт Хобьо стал торговой границей, а Могадишо стал его столицей для недавно созданных Хирааб Имамат в конце 17 века. [ 82 ]
Хобьо служил процветающим торговым центром Имамата. Сельскохозяйственные центры Эль-Дер и Харардере включали производство сорго и бобов, дополняя их стадами верблюдов, крупного рогатого скота, коз и овец. Домашний скот, шкуры и кожа, а ароматические леса и изюм были основными статьями экспорта, так как импортировались рис, другие продукты питания и одежда. Купцы в поисках экзотических товаров приезжали в Хобио, чтобы купить ткани, драгоценные металлы и жемчуг. Коммерческие товары, собранные вдоль реки Шабелле , доставлялись в Хобио для торговли. Кроме того, растущее значение и быстрое заселение более южных городов, таких как Могадишо, еще больше способствовало процветанию Хобио , поскольку все больше и больше кораблей продвигались вдоль побережья Сомали и останавливались в Хобьо для торговли и пополнения своих запасов. [ 82 ]
Экономика Хавийе включает преобладающее кочевое скотоводство и, в некоторой степени, земледелие в сельскохозяйственных поселениях в прибрежной зоне, а также торговую торговлю вдоль городского побережья. В различные моменты истории торговля хавийе современными и древними товарами по морским путям включала шкуры крупного рогатого скота , рабов , слоновую кость и амбру . [ 83 ] [ 82 ]
Ричард Бертон, знаменитый британский исследователь XIX века, который, как говорят, был первым европейцем, тайно достигшим священных исламских мест Мекки и Медины, во время посещения страны сомалийцев в 1854 году отметил среди других авторов того времени северную и южную расширение Хираба до более глубоких конфликтов Имамата с приходом колониализма, сказал следующее;
На юге долина Ногаль граничит с Хавией, Мареханом и некоторыми небольшими соседними странами. Хавия, несомненно, имеют древнее происхождение; они называют всех сомалийцев, кроме себя, Хашией (Аджи) и таким образом заявляют, что они эквивалентны остальной нации. Древность Хавии подтверждается ее нынешним широко разбросанным состоянием; это могущественное племя в стране Миджартейн, но тем не менее оно обитает на холмах Харара. Следует отметить, что движение на юго-запад происходит быстрее для более северных племен хавия и, следовательно, дальше от рек. [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ]
Вскоре после этого весь полуостров был захвачен колониальными державами, что привело к рождению Современного Сомали. Однако наследственное руководство Хирааба сохранилось и по сей день и пользуется доминирующим влиянием в национальных делах Сомали.
Дерево клана
Из-за древности и старых традиций иногда нет четкого согласия относительно клановой и подклановой структуры или многие линии передачи опускаются. Али Джимале Ахмед излагает свое генеалогическое клановое древо хавийе в «Изобретении Сомали» . [ 87 ]

- сделай это
- Ирир
- летчик
- Кол
- Перевозчик
- Гидир
- Сексоул
- Плохой
- Кандидат
- Суббота
- Доброе утро субботы
- Абдалла Сабти
- Увидимся в субботу
- Ибрагим Сабти
- Форкулус
- Хабар-Сейно
- Хабар Мохамед
- Суббота
- Гугундхабе
- Молкаал (Молькаль)
- Бади Аде
- Афгааб
- Маамие
- Субер
- с байдисом
- Сарансур [ 88 ]
- Злиться
- Барсан
- Суранле
- Юрист
- Скажи мне
- Дар-Вак
- Абтисаме
- Это был гимн
- в стороне
- Махаил Омар
- Их резиденция
- Делать
- Думаал
- Иисус
- Египет
- Злиться
- Бади Аде
- Джидле, псевдоним Муруле
- Абди (Ябарсейн)
- Кулов
- Шармарке
- ненавистный
- Джеджеле
- Семья Факай
- Семья Вабар
- Молкаал (Молькаль)
- Орел
- Мохамед ( Мадхибан )
- Хираб
- Мудулуд
- Удеджин
- Учитель
- Адан Якуб
- Абди Шейх ( Шейхал )
- Дарандол
- Хесус Харти
- Вабудхан
- Йонис секс
- Юсуф Галмах
- Мохамед Муса
- Омар Галмах
- Али Омар
- Близнецы (Абдулла)
- Абдулле Галмах
- Юсуф Галмах
- Йонис секс
- Вабудхан
- Хусейн Йонис
- Легко выращивать
- Адам Йонис
- Рычаг Вабудхана
- Салебан Муза
- Ксил Муза
- Дэйвид
- Исаак Дауд
- Юсуф Дауд
- Семья Угас
- Рычаг Вабудхана
- Ваайсл (Варкулус)
- Салебан Уэйсейл
- Омар Салебан
- Слушай Омара
- Факай Омар
- Абдулла Омар
- Али Гааф
- поглощать
- Учитель без проблем
- Абдирахман Салебан
- Габриэль Уэйсисл
- Аарон Уэйсисл
- Удеджин
- Дубль (Махамуд Хирааб)
- Мохамед Амаль
- Маклисаме
- Оурадин
- Шейкал [ 89 ]
- Лубаж
- Мохамед Агане
- Ау-Кудуб
- Лубаж
- Хабар Гидир
- Мудулуд
- Поговорите друг с другом
- Преследование
- Хавадл [ 90 ]
- Спасатель
- Диге Саматалис
- Хесус Диге
- Авраам Иисус
- Президент Иисус
- Али Президент
- Ябар Президент
- Президент Абдалле
- Сирота Абдалле
- Спасибо
- Адан Варсаме
- Хесус Диге
- Абдалле Саматалис
- сыр Саматалис
- Семья Угас
- Юсуф Саматалис
- Абди Юсуф
- Диге Саматалис
- Спасатель
- В Джамби
- Хаскул
- Оусан
- Спасибо, Гавайи
- Кол
- летчик
- Ирир
ПРИМЕЧАНИЕ . Шейхал, Хавадле и Сарансур (Гальджесель, Дагуди, Иссе, Масарре, Тууф Гарре) исторически считаются линиями передачи Хавийе при Хираабе, [ 89 ] Орел [ 90 ] и Гугундхабе [ 88 ] соответственно. Аджуураанцы также являются потомками Джамбеля. [ 92 ] [ 36 ]
Известные деятели Хавие
Правители и знать

- Дирре Шейх Хусейн (святой) , мусульманский святой Восточной Африки XIII века и правитель султаната Бале [ 93 ]
- Абадир Умар ар-Рида , покровитель и правитель Харара [ 94 ]
- Гарад Абун Адаше , эмир Адала, дядя по отцовской линии Ахмеда Гурея
- Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази по прозвищу « Ахмед Гурей », сомалийский имам , генерал султаната Адал и завоеватель Эфиопии.
- Вазир Аббас , великий визирь, Бахр Негаш Султаната обучения
- Султан Тальха ибн Аббас , сменивший султана Адала
- Мухаммад Гаса , первый правитель имамата Ауссы
- Аакил Дериодхобе , легендарный воин-вождь Центрального Сомали и стратегический мыслитель
- Моулана Абд ар-Рахман Нуров , религиозный реформатор Восточной Африки эпохи позднего Возрождения
- Малах Хасан Гиди Абтоу , традиционный лидер Могадишо
- Шейх Хасан Барсан , национальный антиколониальный лидер
- Лаашин Ахмед Габиоу , сомалийский патриот и поэт-боец побережья Бенадира

- Олол Динле , последний султан Аджуранского султаната
- Капо Сандхул Гуре , традиционный лидер Хирана
- Капо Херси Гурей , традиционный лидер Мудуг
- Набадун Мохамед Хасан Хаад , председатель Совета старейшин Хавийе
Политики
- Абдуллахи Исса , премьер-министр Сомали, 1956–1960 гг.
- Аден Абдулла Осман Даар , президент Сомали, 1960–1967 гг.
- Хаджи Фарах Али Омар , заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Сомали, 1967–1969 гг. [ 95 ]
- Хусейн Кулмие Афра , вице-президент Сомали, 1971–1990 гг.
- Мохамед Ибрагим Ликликато , президент Национальной ассамблеи, 1982–1989 гг.
- Али Махди Мухаммад , президент Сомали, 1991–2000 гг.
Присутствует первый президент Сомали Аден Абдулле Осман. - Абдикасим Салад Хасан , президент Сомали, 2000–2004 гг.
- Али Мохаммед Геди , премьер-министр Сомали, 2004–2007 гг.
- Нур Хасан Хусейн , премьер-министр Сомали, 2007–2009 гг.
- Шариф Ахмед , президент Сомали, 2009–2012 гг.
- Хасан Шейх Мохамуд , президент Сомали, 2012–2017, 2022 – настоящее время
- Хасан Али Хайре , премьер-министр Сомали, 2017-2020 гг.
- Мохамед Хусейн Робле , премьер-министр Сомали, 2020–2022 гг.
- Абдулрахман Кинана , первый спикер Законодательного собрания Восточноафриканского сообщества (ВАС), 2001–2006 гг.; Бывший заместитель министра иностранных дел и министр обороны Танзании
- Шейх Али Джимале , министр кабинета министров, первый генеральный секретарь оппозиционной партии, занявший второе место на президентских выборах 1961 года.
- Хасан Нур Эльми , губернатор Бенадира, 1960-е годы, постоянный представитель при Организации Объединенных Наций.
- Абдирахман Хаджи Мумин , генеральный секретарь партии SYL, министр обороны с 1962 по 1965 год.
- Абдуллахи Ахмед Аддоу , 1963–1970 гг., управляющий Центрального банка, министр экономики, позже посол Сомали в США, 1970–1980 гг.
- Мохамед Шейх Осман , 1970-1980-е годы, бывший министр финансов, торговли и промышленности.
- Омар Хасан Мохамуд «Истарлиин» , мэр Могадишо в 1960-е годы и председатель Сомалийского восстания SODAF.
- Али Мохамед Особле «Вардхигли», член парламента, избранный от Могадишо, министр информации, здравоохранения и труда, заместитель председателя SNM, председатель USC
- Мохамед Афра Каньяре , политик, бизнесмен, председатель Альянса за восстановление мира и борьбу с терроризмом (ARPCT)
- Абукар Умар Адани , исламист, магнат, владелец порта Эль-Маан, который служил временным портом Могадишо с момента его закрытия в 1995 году.
- Абдуллахи Мохамед Али «Санбалулше», политик, дипломат, государственный секретарь по национальной безопасности и руководитель разведки (NISA)
- Шаабан Али Иссак , бывший член Национальной ассамблеи/парламента Кении, помощник министра городского развития, 1995–2007 гг.
- Хасан Мохамед Хусейн Мунгаб , мэр Могадишо, председатель Верховного суда Сомали, 2012–2016 гг.
- Мохамед Нур , популярный мэр Могадишо, 2009–2012 гг., по прозвищу Тарзан.
- Мохамед Хусейн Али , бывший член Национальной ассамблеи/парламента Кении, 2007–2013 гг.
Военнослужащие

- Дауд Абдулле Хирси , первый главнокомандующий сомалийскими национальными силами в 1960 году, командующий эфиопско-сомалийской пограничной войной 1964 года.
- Салаад Габейре Кедие , бригадный генерал, отец 1969 года . революции
- Генерал Мохамед Фарра Айдид , председатель Объединенного сомалийского конгресса , свергнувшего диктатора Сиада Барре , сражался с силами Дельты США и ЮНОСОМ во время операции «Восстановление надежды» и был самопровозглашенным президентом Сомали перед своей смертью в 1987–1996 годах.
- Генерал Галал , генерал-майор, прошедший подготовку под Фрунзе, бывший заместитель министра обороны, главный архитектор эфиопско -сомалийской пограничной войны 1964 года и войны в Огадене 1977 года , командующий сомалийским восстанием 1990 года в Могадишо, переходное национальное правительство Сомали , глава Национальной комиссии по безопасности и Ахлу Сунна Валджамаа , советник военизированных формирований, четырехкратный герой войны
- Дахир Адан Элми , командующий вооруженными силами Сомали, генерал-майор и командир батальона Кабдри-Дахарре во время сомалийско-эфиопской войны в 1977 году, награжден Почетной медалью. Он считается генералом сомалийской армии, служившим дольше всех.
- Мохамед Барре Файтан, первый начальник корпуса ПВО Сомали, а затем Somali Airlines
- Мохамед Али Стоун , лидер конного ополчения SYL, мученик ханукальных беспорядков Комиссии четырех держав 1948 года в Могадишо, названный в честь Каменного памятника
- , посмертный золотой медалист эфиопско-сомалийской пограничной Мохамед Абдулле Халане войны 1964 года.
- Ахмед Шейх Мао, Эйр, первый командующий ВВС Сомали [ 96 ]
- Осман Шейх Мао, Эйр, первый командующий ВМС Сомали
- Полковник Ахмед Максамед Хасан , Абгаал, лауреат премии пилот истребителя, который, как известно, отказался от правительственного приказа бомбить Сомалиленд в преддверии гражданской войны, 1988–1991 гг.
- Генерал Ахмед Джилау Адоу , бывший директор секретной службы Сомали и мэр Могадишо в 1991 году.
- Абди Хасан Авале Кейбдиид , дольше всех правивший комиссаром полиции, получил прозвище Тигра Абди в печально известном фильме « Падение Черного ястреба».
- Мохаммед Хусейн Али , бывший комиссар полиции Кении.
- Хасан Дахир Авейс , награжденный полковник Огаденской войны , основатель Союза исламских судов
- Мохамед Абди Хасан , предприниматель, «вор в законе пиратов» Сомали, захвативший звездолет MV Sirius , 2008 г.
Ведущие интеллектуалы

- Хусейн Шейх Ахмед Каддаре , лингвист, автор сценария Каддария 1952 года.
- Исмаил Джим'але Особле , юрист по правам человека, журналист, министр кабинета министров, автор Сомалийского манифеста 1990 года.
- Абдулкадир Яхья Али , активист мира, основатель Центра исследований и диалога [ 97 ]
- Эльми Ахмед Дуале , генеральный директор Управления общественного здравоохранения Сомали, Всемирной организации здравоохранения , постоянный представитель Сомали при Организации Объединенных Наций координатор восточноафриканской программы
- Ахмед Мумин Варфа , старший правительственный советник, филантроп, ученый и ректор Университета науки и технологий Замзама , обнаружил Cyclamen somalense. вид
- Фарах Вехелие Аддо , политик, председатель Сомалийской футбольной ассоциации , Совета футбольных ассоциаций Восточной и Центральной Африки , Олимпийского комитета Сомали и вице-президент Африканской футбольной конфедерации (CAF)
- Юсуф Гарад Омар , главный редактор сомалийской службы BBC
- Абди Мохамед Улуссо , писатель, историк, кандидат в президенты 2004 г.
- Али Джимале , преподаватель Городского университета Нью-Йорка
- Али Шейх Ахмед , двойной президент Университета Могадишо и Аль-Ислаа
- Эльман Али Ахмед , предприниматель и общественный деятель
- Хилоуле Имам Омар , председатель Программы примирения во время гражданской войны в Сомали
- Ибрагим Хасан Адду , бывший профессор Вашингтонского университета, министр иностранных дел Союза исламских судов в 2006 г.
- Хусейн Али Шидо , политик SYL, посол, а затем член-основатель Объединенного сомалийского конгресса
- Хава Абди , подклан средней школы, гуманитарный деятель, врач, писатель, пятикратный лауреат премии и номинант Нобелевской премии мира в
Музыка, литература, культура и спорт

- Ахьяа Вадани , поэт SYL
- Фара Гололи , поэт, политический поэт
- Абди Башир Индхобуур , поэт и композитор
- Абдулле Рэйдж Таравил , поэт и актер
- Абшир Бакадль, поэт и филантроп
- Абдукадир Осман (Арома), писатель-рассказчик, историк
- Хасан Адан Саматар , известный музыкант 1970-х и 1980-х годов.
- К'наан , сомалийско-канадский поэт, рэпер и музыкант.
- Магул (Халима Халифа Омар), музыкант
- Али Саид Хасан , сомалийский кинопродюсер
- Абдулла Нур Васуге , сомалийский олимпиец
- Аюб Дауд , футболист международного уровня, сын капитана сборной Сомали.
Политические фракции и организации
- Союз исламских судов (ICU), исламская революционная группа и администрация, конкурирующая с Переходным федеральным правительством.
- Альянс за восстановление мира и борьбу с терроризмом (ARPCT) — сомалийский альянс, созданный лидерами различных фракций и предпринимателями.
- «Хизбул Шабааб» , крыло Молодежного движения СИС, перед тем, как передать организацию ее первому лидеру Адену Хаши Фараху «Эйроу» , родом из Хабар-Гидира.
- Ахлу Суннит Валджамаа , умеренное суфийское военизированное формирование, конкурирующее с Хизбул Шабааб.
- Альянс долины Джуба (JVA), главный противник Сомалийского патриотического движения
- Сомалийский национальный альянс (СНА), созданный Мохамедом Фаррой Айдидом.
- Сомалийская Армия Спасения (SSA), отделение Али Махди Мухаммеда Объединенного сомалийского конгресса
- Объединенный сомалийский конгресс (ОСК), образованный в 1987 году, сыграл ведущую роль в свержении диктатуры.
См. также
Примечания
Ссылки
- ^ Аласов, Омар (2010). Нарушения правил, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера, и их возможные причины . п. 32. Архивировано из оригинала 23 января 2023 г. Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Хавия, что означает Хранитель наук, его зовут Ахмад ибн Ирир (чье имя Абд ар-Рахман) ибн Самаал (чье имя Усман) бин Мухаммад ибн Ханбал бин Махди бин Ахмед бин Мухаммад бин Акил бин Аби Талиб. Это (Мухаммед) тот, от кого племена Дарод, чье настоящее имя Дауд, ведут свою родословную.
- ^ Jump up to: а б с Махмуд, Зайлай, Абдул Рахман Шейх (2018). Сомали, ее арабизм и исламская цивилизация (на арабском языке). Кандилу за печать, публикацию и распространение. ISBN 978-9948-39-903-2 .
- ^ Jump up to: а б Шариф Айдарус ан-Надири аль-Алави (1954). Чтобы надеяться на историю Сомали Шарифа Айдаруса (на арабском языке).
- ^ Jump up to: а б Фадж, JD; Оливер, Роланд; Оливер, Роланд Энтони; Кларк, Джон Десмонд; Грей, Ричард; Флинт, Джон Э.; Робертс, AD; Сандерсон, Дж.Н.; Краудер, Майкл (1975). Кембриджская история Африки: Фейдж, Дж. Д. Издательство Кембриджского университета. п. 137. ИСБН 9780521209816 . Архивировано из оригинала 22 мая 2024 г. Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ Аден, Абокор (2006). Дальнейшие шаги к демократии в Сомалиленде п. 20. ОСЛК 64096513 .
- ^ Африка а, Сборники (1956). Коренные племена Африки . п. 27. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г. Проверено 9 марта 2023 г.
- ^ Ethnographie Nordost-Afrikas Die materielte Cultur der Danâkil, Galla und Somâl (Phillip Paulitschke 1893). Архивировано 8 апреля 2023 г. в Wayback Machine | цитата = Племя хавиджа (Auîjja), члены которого утверждают, что они самые чистые, поэтому так сказать, сливки Сомала, простираются по всей обширной территории от средней долины Эрер в Хараре и Каранле вдоль левого берега Веби-Шабели, простираясь до побережья Индийского океана между мысом Сиф-Тавиль и Макдишу и Меркой.
- ^ Берхане, Мересса (2013). Влияние афаро-сомалийского скотоводческого конфликта на социально-экономические права жителей третьей зоны Афарского региона (Диссертация). п. 1.
- ^ Общество, безопасность, суверенитет и государство в Сомали: 2001, Мария Бронс, International Books, стр. 102.
- ^ Jump up to: а б с Аббинк, Джон (1999). Общая генеаология сомалийского клана . п. 1. Архивировано из оригинала 15 сентября 2023 г. Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Абдулла, Абдулрахман (18 сентября 2017 г.). Осмысление истории Сомали: Том 1 . Издательства Адонис и Эбби. ISBN 9781909112797 .
- ^ Jump up to: а б исследований в Африке, Французский институт (1993). Отношения IFRA в Найроби . п. 25. Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 г. Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Эль-Сайед, Салем, Хамди (1965). Сомали: древнее и современное (на арабском языке). Министерство информации.
- ^ Jump up to: а б Сомалипродиги (18 апреля 2024 г.). «Этимология и генезис хавийе» . Середина . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ Итальянское географическое общество (1893 г.). Бюллетень Итальянского географического общества (на итальянском языке). Фабрика Джузеппе Чивелли.
- ^ Колуччи, Массимо (1924). Принципы обычного права южного итальянского Сомали: социальные группы, собственность с десятью показательными таблицами, под эгидой правительства Итальянского Сомали (на итальянском языке). Соц.ан. Издательство «Ла Восе».
- ^ Бертон, сэр Ричард Фрэнсис (1856). Первые шаги в Восточной Африке: или объяснение Харара . Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс.
- ^ Льюис, IM; Саматар, Саид С. (1999). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . Издательство Джеймса Карри. ISBN 978-0-85255-280-3 .
- ^ Льюис, IM (1994). Кровь и кость: зов родства в сомалийском обществе . Пресса Красного моря. ISBN 978-0-932415-93-6 .
- ^ Льюис, IM (1998). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе . Пресса Красного моря. ISBN 978-1-56902-103-3 .
- ^ Jump up to: а б Энрико Черулли, Как жило племя хавийя (под редакцией Итальянской опеки Сомали; Государственный полиграфический институт, PV, 1959 г.)
- ^ Аббинк, Дж. (1999). Полная генеалогия сомалийских кланов: предварительный очерк . Центр африканских исследований.
- ^ Jump up to: а б Бюллетень AICMAR Евангелическо-христианский журнал современной миссии и исследований в Африке . 2003. с. 21. Архивировано из оригинала 22 мая 2024 г. Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Маркус, Гарольд (1975). Материалы Первой конференции США по эфиопским исследованиям . п. 104.
- ^ La Somalia italiana nei tre anni del miogoverno Джакомо Ди Мартино (1912). Архивировано 10 декабря 2023 г. в Wayback Machine |quote="И первое, что появилось, Абгал может похвастаться древностью и для этих людей. , славного происхождения. И на самом деле именно он восстал против господства агиуранцев, с которыми общая линия Гауи (одна из великие племена сомалийского происхождения, населяющие Восточную Африку). Таким образом, и агиуранцы, и абгал имели одно и то же происхождение, то есть происходили из региона Джибути, откуда агиуранцы почти пять столетий назад пришли, чтобы завоевать Сомали, оккупировав и распространив свое господство почти на всю нынешнюю территорию колонии. ."
- ^ Хёне, Маркус Вирджил (2015). Между Сомалилендом и Пунтлендом: маргинализация, милитаризация и противоречивые политические взгляды . Лондон. п. 99. ИСБН 978-1-907431-13-5 . OCLC 976483444 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Локальные конфликты между сомалийцами и народами оромо в контексте политической децентрализации в Эфиопии; Сравнительное исследование районов Маэсо и Бабиле» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 8 апреля 2023 г. Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Абдулкадир Осман Мохамуд (1999). Причины распада Сомали . Торонто: Neelo Printing. п. 101. ИСБН 0-9681259-1-3 . OCLC 50295281 .
- ^ Группы Сомали, Афар и Сахо на Африканском Роге, автор И. М. Льюис.
- ^ Карта кланов ООН в Сомали (PDF) . 1998. с. 1. Архивировано (PDF) из оригинала 12 июня 2021 г. Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Карта кланов ACCORD Сомали . 1999. с. 30. Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 г. Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Первые шаги в Восточной Африке Ричарда Бертона, стр. 73
- ^ Земля и ее обитатели Южной и Восточной Африки . 1876. с. 398. Архивировано из оригинала 19 февраля 2023 г. Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Geographica Italiana, Общество (1892 г.). Бюллетень Итальянского географического общества . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 г. Проверено 03 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лиикликато, Мохамед (1986). История Сомали, страны великих пунтов . п. 18. Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 г. Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Брелви, Махмуд (1964). Ислам в Африке . п. 189. Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 г. Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Нельсон, Гарольд (1982). Сомали: страновое исследование . п. 11. Архивировано из оригинала 19 апреля 2023 г. Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Министерство иностранных дел (1967). Отношения Сомали и Кении в реальной перспективе . п. 15. Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 г. Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Майно, М (1956). Сомали, сегодня . Колониальный итальянский. п. 34. Архивировано из оригинала 22 ноября 2023 г. Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Nordisk Familjebok 1876-1899 (Рунеберг, 1876). Архивировано 31 декабря 2023 г. в Wayback Machine | цитата = Аян, лучше Аджан, прежнее название восточного побережья Африки между мысом Гуардафуи и экватором, населенное племенами Сомали и Галла, которыми управляют независимые так называемые имамы. Сейчас это часть земли Сомали.
- ^ Кингсли, Чарльз (2012). Ветеринар в Сомали . Свободная Великобритания. п. 224. ИСБН 9781477102848 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 г. Проверено 03 октября 2023 г.
- ^ Ethnographie Nordost-Afrikas (Paulitschke 1893). Архивировано 7 июля 2023 г. в Wayback Machine |quote=Племя Хавия, члены которых считают себя, так сказать, самыми чистыми и сливками Сомала, разбросаны по всей территории. обширная территория от средней долины Эрер от Харара и Каранле по левому берегу Веби-Шабели, простирающаяся до побережья Индийского океана между мысом Сиф-Тавиль, Макдишу и Меркой.
- ^ Lacolonizzazione Europea nell'Est Africa Italia, Inghilterra, Germany (Густави Кьези, 1909). Архивировано 8 апреля 2023 г. в Wayback Machine |quote=Население людей в районе от Уаршейка до Рас-Эльхура и Мустахиля на Уэби Скьявелли, принадлежат к самому чистому типу и характеру сомалийской породы. Физически и эстетически считаются одними из лучших, самых совершенных представителей своей расы — они являются образцами красоты, изящества и элегантности древнегреческих статуй. Несомненно, эти сомалийцы этого региона, скажем так, чистые, гордые, надменные, защищающие свою индивидуальную и коллективную свободу; подозрительно относится к нашей цивилизации, нашим намерениям и, следовательно, наиболее трудно для тех, кто не управляет скрещиванием пород или не загрязнен кровью Галлы и Суахели в самой южной части.
- ^ Сомали и Бенадир (Роббекки Брикетти, 1899). Архивировано 8 апреля 2023 г. в Wayback Machine |quote=Характер сомалийцев не так-то легко описать. Они трусливы, интриганы, лжецы, эгоистичны, мстительны, подозрительны, предатели. Ауиджа, более экспансивные, веселые, энергичные, энергичные, с живым и проницательным духом, не считают воровство преступлением, если оно совершается в больших масштабах, под дулом пистолета и путем завоевания, всегда готовы к любому дискомфорту, даже если смогут удовлетворить свою месть.
- ^ Современная история Эфиопии и Африканского Рога; Избранная и аннотированная библиография (Гарольд Маркус). Архивировано 4 июня 2023 г. в Wayback Machine |quote=Хавия - одни из самых набожных и фундаменталистских мусульман Сомали.
- ^ The Crown Colonist (1946). Архивировано 3 июня 2023 г. в Wayback Machine |quote=Сомалийцы делятся на реров и факида (кланы или племена); из Хавийи, самых фанатичных мусульман. Ни один итальянец не осмеливался уезжать далеко от Могадишо без большого вооруженного эскорта.
- ^ Bollettino della Società geografica italiana (Civelli, 1919). Архивировано 12 апреля 2023 г. в Wayback Machine |quote=Хавия станет первым результатом скрещивания сомалийцев с другими популяциями, что также подтверждается нынешним мнением, рассматривающим Хавия — самая благородная группа, поскольку они были первыми последователями мусульманского влияния.
- ^ Браукэмпер, Ульрих (1992). Исламская история и культура в Южной Эфиопии . Литт. п. 136. ИСБН 9783825856717 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 г. Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Ли В. Кассанелли, Формирование сомалийского общества: реконструкция истории скотоводческого народа, 1600-1900 гг ., (University of Pennsylvania Press: 1982), стр.102.
- ^ Розаччо, Джозеппе (1596). Мир и его части в Европе, Африке, Азии и Америке . п. 193. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г. Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Тосканелла, Орацио (1567 г.). Древние и современные названия провинций, областей, городов Европы, Африки и Азии Америки . п. 50. Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 г. Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Мари, Филипп (1827). ВАНДЕРМАЛЕН 1827 г. Карта Кот-д'Ажана . п. 1. Архивировано из оригинала 14 марта 2023 г. Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Маркус, Гарольд (1975). Материалы Первой конференции США по эфиопским исследованиям . п. 102. Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 г. Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Н, ХС (1967). Путешествие Исторического общества Африки . п. 120. Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 г. Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Журнал Исторического общества. Архивировано 1 апреля 2023 г. в Wayback Machine |quote="Величайшая обратная волна заидов хлынула в Сомали, когда был убит имам Яхья ибн Хусейн. К концу 15 века мусульмане-заиды сочувствовали своим умершим. монарх как религиозные и политические диссиденты были среди сомалийского клана Хавия; Машафа Милад, эфиопский труд, составленный во время правления Зары Якоба, свидетельствует о том, что мусульмане под командованием шейха Абу Бакра ибн Умара, султана Макдишу, которые были заидитами, боролись против эфиопский негус».
- ^ MÄLÄSAY: САМООБОЗНАЧЕНИЕ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА ХАРАРИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЭФИОПСКИХ И АРАБСКИХ ХРОНИКАХ. Архивировано 9 марта 2022 г. в Wayback Machine Paideuma: Сообщения о культурных исследованиях. Том 36, Африканские исследования II (1990), стр.116.
- ^ Вигано, Маркоф (1994). Кундудо, Дери и Дире и древние форты Харарджа . п. 1. Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 г. Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Бриггс, Филипп (2018). Путеводитель по Эфиопии . Брэдт Путеводители. п. 479. ИСБН 9781784770990 . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 г. Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Дилебо, Лаписо (1500 г.). Введение в историю Эфиопии от эпохи мегалитизма до Республики, примерно с 13000 г. до н.э. по 2000 г. н.э. Международная конференция эфиопских исследований. п. 1. Архивировано из оригинала 22 мая 2024 г. Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ Acta Geographica 1950. Архивировано 26 октября 2023 г. в Wayback Machine |quote="Хавиа сыграли великую историческую роль, составив большинство сомалийцев, которые отбросили оромо, вызванное давлением экспансии оромо со стороны 15 век в сторону южной и центральной Эфиопии».
- ^ Тримингем, Дж. Спенсер (2013). Ислам в Эфиопии . Тейлор и Фрэнсис. п. 206. Архивировано из оригинала 23 ноября 2023 г. Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Исследования развития, Институт (1994). Эфиопский журнал исследований развития . п. 43. Архивировано из оригинала 18 августа 2023 г. Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Институт минералогии, Гудзон (2010). Карта Хавия, Восточный Харарге . Миндат. п. 1. Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 г. Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Галерея, Мэпилл (2010). Карта Хавия, Восточный Харарге . Мэпилл. п. 1. Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 г. Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ КСА, Эфиопия (2010 г.). Зона Харари Кебелес ЭтиоСтатистика. п. 1. Архивировано из оригинала 0 апреля 2023 г. Получено 0 апреля 2023 г.
- ^ Улиг, Зигбурт (2003). Энциклопедия Aethiopica OX . Ледяные коричневые. п. 29. ISBN 9783447062466 . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 г. Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ MÄLÄSAY: САМООБОЗНАЧЕНИЕ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА ХАРАРИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЭФИОПСКИХ И АРАБСКИХ ХРОНИКАХ. Архивировано 9 марта 2022 г. в Wayback Machine Paideuma: Сообщения о культурных исследованиях. Том 36, Африканские исследования II (1990), стр.112.
- ^ Факих, араб (2003). Завоевание Абиссинии . Издатели и дистрибьюторы Цехай. п. 9. ISBN 9780972317269 . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 г. Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Павлин, САУ (2017). Исламизация и сравнительные исторические перспективы . Издательство Эдинбургского университета. п. 15. ISBN 9781474417143 . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 г. Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Футух Аль-Хабеша - Завоевание Эфиопии (Шихабуддин Араб Феких). Архивировано 29 декабря 2023 г. в Wayback Machine |quote="Использование племен во множественном числе демонстрирует большую группу коренных кочевых родственников. Для сравнения, сомалийцы считаются во множественном числе. племена (где Хавийе — племя, Марехан — племя и т. д.), в то время как Харла также считаются несколькими племенами, поскольку они имеют одинаково значительную Это также показывает, что этнические белевты из других регионов во времена Саад ад-Дина после 1350 г. н. э. не составляли множественные племена, отсюда и акцент термина, относящегося к кочевой храбрости, который подхватывает амхарский историк Мекурия, как и синараксия Александрии. и другие сведения. Основатель Ауса и родственник Грагна, имам Мохамед Гаса, согласно хроникам Ауса, покинул регион Бале (традиционный хавийе). Родина), чтобы позже сформировать династию за рекой Аваш, уклоняясь от Оромо, имея при этом минимальные контакты или вообще не имея контактов с выходцами из Эритреи или Судана, даже несмотря на то, что османы признали вождей Белевта в Массауе, чтобы они управляли этим портом от их имени с 1554 года».
- ^ Христианские мученики под исламом - религиозное насилие и создание мусульманского мира (CS Sahner 2020). Архивировано 22 мая 2024 г. в Wayback Machine |quote="Эфиопский синараксиум называет его "мусульманином из Балау", что может быть быть неправильным переводом синаксария Александрийского «мусульманского бадави».
- ^ Чези, Федерико (1974). IV Международный конгресс эфиопских исследований . Национальная академия Линчеи. п. 615. Архивировано из оригинала 18 августа 2023 г. Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Левцион, Неемия (2000). История ислама в Африке Издательство Университета Огайо. п. 229. ИСБН 9780821444610 . Архивировано из оригинала 14 августа 2023 г. Проверено 16 мая 2023 г.
- ↑ короткого итальянского географического конгресса в Генуе (Società Geografica Italiana 1893). Архивировано 25 февраля 2023 г. в Wayback Machine. Рейдеры Менелика проникли в Огаден, потерпевший поражение только из-за меньшего количества и вооружения, хотя и не представляющий ценности». Атти первого
- ^ Земля и ее обитатели ...: Южная и Восточная Африка (1876 г.). Архивировано 8 апреля 2023 г. в Wayback Machine |quote="Хавиа, которые доминируют в Огадене, то есть на огромной центральной территории Земли Сомали. , безусловно, являются самыми могущественными из всех сомалийских народов. М. Ревуаль описывает их как менее воинственных, чем другие ветви расы, но в то же время более фанатичных и более опасных для людей. иностранцы, они принадлежат к отдельной мусульманской секте, которая, судя по их практике, в некотором роде близка или аналогична секте ваххабитов в Центральной Аравии».
- ^ Правители, оружие и деньги - Глобальная торговля оружием в эпоху империализма. Архивировано 8 апреля 2023 г. в Wayback Machine |quote="Британский вице-консул в Хараре, письмо о племени хавия в Огадене, которое было в восстание против эфиопов, сообщил, что они всегда были могущественны, но стали намного сильнее после того, как получили хороший запас оружия из Джибути. Он ожидал, что все сомалийские племена сделают это. будут настолько хорошо вооружены в ближайшем будущем, что эфиопам будет очень трудно сохранить свое господство в Хараре».
- ↑ L'ultimo impero cristiano politica e relige nell'Etiopia contemporanea (1916-1974). Архивировано 8 апреля 2023 г. в Wayback Machine |quote="Вожди Хавия, которые вместе со своими сыновьями участвовали в планах Лиджа Джасу, только усугубили ситуацию. насилие с обеих сторон Хавия в отместку уничтожили посевы вокруг Харара, чтобы созидать. Карательная экспедиция под руководством Амхары столкнулась с целой коалицией, состоящей из солдат Гери Сомали и Огадена, но возглавляемой Хавией».
- ^ Бертон, Ричард (1856). Первые шаги в Восточной Африке – объяснение Харара . Грин Лонгманс. п. 65. Архивировано из оригинала 18 августа 2023 г. Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Кассанелли, Ли (1982). Формирование сомалийского общества . Издательство Пенсильванского университета. п. 124. ИСБН 9780812278323 . Архивировано из оригинала 22 мая 2024 г. Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ Ли В. Кассанелли, Города и торговые центры в Сомали: взгляд кочевников, Филадельфия, 1980, стр. 8-9.
- ^ Jump up to: а б с д Ли В. Кассанелли (1982). Формирование сомалийского общества: реконструкция истории пастушеского народа, 1600–1900 гг . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-7832-3 .
- ^ Прошлое Кении; Страница введения в исторический метод в Африке Томаса Т. Спира
- ^ Бертон, Ричард (1854). Первые шаги в Восточной Африке . ДигиУК. п. 30. Архивировано из оригинала 26 октября 2023 г. Проверено 03 октября 2023 г.
- ^ Кора, Гвидо (1873). Cosmos сообщает о самых последних и заметных достижениях в географии и смежных науках . ДигиУК. п. 334. Архивировано из оригинала 26 октября 2023 г. Проверено 03 октября 2023 г.
- ^ Россини, Карло (1937). Эфиопия и народ Эфиопии . Бемпорад. п. 334. Архивировано из оригинала 26 октября 2023 г. Проверено 03 октября 2023 г.
- ^ Али Джимале Ахмед (1995). Изобретение Сомали . Лоуренсвилл , Нью-Джерси : Красное море. п. 123. ИСБН 0-932415-98-9 . Архивировано из оригинала 22 мая 2024 г. Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Анналы итальянской Африки . 1938. с. 1130. Архивировано из оригинала 04 апреля 2023 г. Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Брикетти, Роббекки (1899). Сомали и Бенадир . п. 174. Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 г. Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Сомали Этнография . 1957. с. 60. Архивировано из оригинала 10 февраля 2023 г. Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Geographica Italiana, Общество (1892 г.). Бюллетень Итальянского географического общества . п. 970. Архивировано из оригинала 19 августа 2022 г. Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Джузеппи, Чивелли (1892). Анналы итальянской Африки . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 г. Проверено 03 октября 2023 г.
- ^ Святые и сомалийцы Популярный ислам в клановом обществе - держа птиц на расстоянии в районе залива Сомали (IM Lewis 1988). Архивировано 26 июня 2023 г. в Wayback Machine | цитата = Харан Мадаре представлены на старом сомалийском языке. устные традиции как ветвь святой линии Валамога (Аджуран), восходящей, согласно тем же источникам, от знаменитого шейха Хусина Балиале, покровитель исламского населения Эфиопии (Andredrewzji 1975; Браукампер 1977; Льюис 1980)
- ^ Вагнер, Эвальд (1978). Легенда и история д. Фатх Мадинат Харар . Немецкое восточное общество с. 33. Архивировано из оригинала 22 мая 2024 г. Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Рассекреченные документы: Международные отношения Соединенных Штатов 1964–1968, том XXIV Африка: 346. Меморандум заместителя государственного секретаря (Каценбаха) президенту Джонсону: 12 марта 1968 года» . Somali Watch (источник: Государственный департамент США, Вашингтон). 29 ноября 2000 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 г. Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ Taariikhda Ciidanka Cirka (главнокомандующий ВВС Сомали Мохамуд Шейх Али "Дейбл Бейлод" на канале SNA Radio на YouTube/Facebook, 15 февраля 2022 г.). Архивировано 29 августа 2023 г. в Wayback Machine | цитата = По словам начальника СВС. Мохамуд Али на 62-й годовщине ВВС Сомали Ахмед как первый полностью обученный Сомалийский пилот был назначен командующим 15.02.60 на 11 месяцев до несчастного случая со смертельным исходом.
- ^ «CRD Сомали» . Центр исследований и диалога. 12 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 г. Проверено 12 октября 2010 г.
Источники
- Льюис, Иоан М. (1961). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780852552803 .
- Льюис, Иоан М. (1994). Кровь и кость: зов родства в сомалийском обществе . Лоуренсвилл, Нью-Джерси: The Red Sea Press. ISBN 0-932415-93-8 .
- Рубин, Ури (2009). «Акиль б. Аби Талиб» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23073 .