Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази
Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази Ахмед бин Ибрагим аль-Гази | |
---|---|
Имам | |
Лидер Адала | |
Царствование | в. 1527 – 21 февраля 1543 г. |
Предшественник | Абу Бакр ибн Мухаммад |
Преемник | Нур ибн Муджахид |
Рожденный | в. 1506 Хубат , Султанат Адал |
Умер | 21 февраля 1543 г. Вайна Дага , Эфиопская империя | ( 1543-02-21 )
Похороны | |
Супруг |
|
Проблема |
|
Религия | Суннитский ислам |
Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази ( арабский : أحمد بن إبراهيم الغازي , Харари : Ахмад Ибрагим аль-Гази , сомали : Акмед Ибрагим аль-Кааси ; [2] в. 21 июля 1506 — 10 февраля 1543) — имам султаната Адал с 1527 по 1543 год. [3] Обычно его звали Ахмед Грангн на амхарском языке и Гурей на сомалийском , что означает «левша», он возглавил вторжение и завоевание Абиссинии со стороны султаната Адал во время Эфиопско-Адалской войны . [4] его часто называют «королем Зейлы ». В средневековых текстах [1] : 79
назвал его «Африканским Аттилой ». Востоковед Фредерик Эдвардс [5] : 324 Завоевания имама Ахмеда дошли до границ султаната Фундж. [6] [7] Имам Ахмед выиграл почти все свои сражения против эфиопов до 1541 года, а после своей победы в битве при Амба-Селе , эфиопский император Давит II больше никогда не был в состоянии дать решительный бой своей армии. [5] : 341 [8] : 329 и впоследствии был вынужден жить как преступник, которого постоянно преследовали солдаты Имама Ахмеда, малассаи . [9]
Ранние годы
Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази родился в 1506 году. [10] и родом из низменностей Хубата [11] [12] в султанате Адал . Этническая принадлежность Ахмада ибн Ибрагима оспаривается, историки считают его либо этническим сомалийцем, либо этническим сомалийцем. [13] Харла / Харари , [14] или Балау . [15] Ахмад провел много времени в городе Хараре . [16] Из-за светского правления султана Абу Бакра ибн Мухаммада Ахмад покинул Харар и вернулся в Хубат. [17] : 165 После смерти имама Махфуза Гарад Абун Адаше стал самым популярным правителем Адала , что вызвало конфликт с правящей династией Валашма на семь лет. Будучи элитным пехотинцем Хубата, Ахмад присоединился к Адаше в его борьбе за власть против Валашмы . Именно во время этого конфликта Ахмад продемонстрировал свою храбрость, интеллект и военное лидерство. Гарад Абун, который был поражен военной доблестью Ахмада, организовал его женитьбу на покойного Махфуза младшей дочери , Бати дель Вамбара . [1] : xxxiii [18] [19] Говорят, что султан Адала Абу Бакр ибн Мухаммад основал свою столицу в Хараре и набрал в свою армию большое количество сомалийцев . Вместе со своими сомалийскими союзниками Абу Бакр разбил и убил Адаше возле Зейлы в 1525 году. [17] : 126 Остатки сил Адаше отступили обратно в Хубат, где их число вскоре возросло до более чем 100. Султан попытался преследовать, но Ахмад победил султана на поле боя; Абу Бакр был вынужден укрыться в Огадене у сомалийских кочевников. Ахмад не последовал за ним. Собрав еще одну большую группу сомалийских последователей, Абу Бакр встретился с Ахмадом во второй раз. Это было нерешительное столкновение, которое только вынудило султана отступить обратно в Огаден, а Ахмад остался в Хубате в качестве независимого губернатора повстанческой провинции.
Услышав, что мятежник по имени Ахмад ибн Ибрагим ведет борьбу за власть с лидерами Адала, император Эфиопии Давит II послал своего генерала Дегельхана противостоять ему. Абиссинская кампания первоначально казалась успешной, поскольку Дегельхан захватил большое количество женщин и детей Адала, включая мать командира Ахмада Абу Бакра Катина . Тем временем эмир Ахмад устроил ловушку в Хубате: разделив свой отряд на три части, он ждал, пока абиссинцы войдут в регион после разграбления Харара , и устроил им засаду в битве при Хубате . Оставшаяся не погибшая абиссинская армия в панике бежала, таким образом войска Ахмеда одержали решительную победу и смогли вернуть украденную добычу. Победа Ахмада не только укрепила егобоеспособность, но и распространил свою славу повсюду. Султан, узнав об этом, собрал большие силы своих сомалийских последователей и осадил свою столицу при осаде Хубата . Ахмад был неподготовлен и находился в горном лагере на Гара Мулета. Султан осаждал Ахмада и его небольшой отряд в течение десяти дней, надеясь уморить их голодом. Однако в этот критический момент вмешались шейхи Харара и примирили двух лидеров. Ахмад был вынужден признать власть государства Адалитов впервые в своей карьере. [8] : 327–328 [20]
Этот мир был немедленно нарушен Абу Бакром, который пытался убить Ахмада, пока тот находился в Хараре . Ахмад бежал обратно в Хубат, где продолжал борьбу против султана. Примерно в это время на голове Ахмада просветился рой пчел, это происшествие сочли настолько чудесным, что люди дали ему титул Имама . После долгой войны имам победил и убил Абу Бакра, который бежал в Огаден среди своих сомалийских сторонников. Затем он вернулся в Харар , где поместил Умара Дина на трон в качестве своей марионетки. Имам Ахмад проведет следующие несколько месяцев, подчиняя окружающие сомалийские кланы с помощью дипломатии и войны. Он надеялся объединить под своей властью всех враждующих мусульманских кочевников, что ему и удалось сделать. Имам также смог начать накапливать запасы огнестрельного оружия, такого как с фитильными замками мушкеты , пушки и аркебузы , которые он получил из Аравии через порт Зейла . [21] Говорят, что перед вторжением в Эфиопию у него был доступ к нескольким пушкам, а также к нескольким хорошо вооруженным солдатам из Йемена . Он пригласил сомалийских вождей региона принять участие в его джихаде (священной войне) против Эфиопии. Помимо сомалийцев, Ахмад также включил в свою армию другие народы этого региона, которые находились в постоянном конфликте с христианской империей с четырнадцатого века, такие как харла , аргобба , афары и арабы . Примерно к 1527–1529 гг. Имам был во главе сильного государства с постоянно растущей сферой влияния во внутренних районах Рога и был готов возглавить решающее военное наступление на христианскую империю. [22] : 85 [23]
Вторжение в Абиссинию
Хроника вторжения имама Ахмада в Абиссинию изложена в различных арабских, абиссинских и других зарубежных источниках. В 1529 году имам Ахмад наконец решил приступить к завоеванию Абиссинии; вскоре он встретился с абиссинцами в битве при Шимбра-Куре . Император, очевидно, ожидал этого противостояния и мобилизовал большую армию для защиты своих владений. Войска были набраны со всей империи и в список христианских генералов, участвовавших в битве, вошли Бахр-Негаш и другие чиновники из Медри Бахри , многие губернаторы округов из Тыграя , Амхары , территорий Агау, Бегемдера , Годжама , Шева , а также из приграничных провинций Ифат , Фатагар , Даваро , Бали и Дамот . Хотя они и расходятся в соответствующих цифрах, которые они приводят, как христианские, так и мусульманские источники единодушны в превосходстве императорской армии по численности солдат. Несмотря на огромную численность абиссинской армии, имам смог нанести христианам сокрушительное поражение и полностью разгромить их. Ричард Панкхерст объясняет победу Имама Ахмада наличием среди его последователей фитильных мастеров . Это сражение, вероятно, было первым случаем, когда эфиопским войскам пришлось сражаться с силами, оснащенными огнестрельным оружием. [17] : 168 Он добавляет, что абиссинцы не смогли вынести «грома турецкой артиллерии» и не знали, как залечить раны, нанесенные пулями. [24]
Однако имам не смог сразу воспользоваться этой победой из-за межплеменных распрей внутри своей армии. Он был вынужден вернуться в Харар , чтобы разрешить споры между различными племенами, составлявшими его армию. Он использовал эту возможность, чтобы создать армию, лояльную ему, а не каким-либо конкретным вождям племени. Наконец, в 1531 году он восстановил свои силы и смог начать решительное вторжение и оккупацию Абиссинии. С помощью своего передового вооружения он смог нанести еще одно сокрушительное поражение абиссинцам во время битвы при Антукии, что позволило адалитам занять Фатагар и Шева . Затем имам отправил своего сомалийского зятя Гарада Матана в Ифат , сказав ему бороться с жителями, пока он не заставит их подчиниться. провинцию Бете-Амхара Адалиты продолжали продвигаться на север, захватив к концу года . Давит II отступил за реку Абай в относительно безопасный Годжам . Именно здесь, в Амхаре, адалиты встретили множество церквей и дворцов, построенных абиссинцами. Имам был ошеломлен красотой этих церквей и, по словам арабского факиха:
- Имам спросил всех арабов, которые были с ним: «Есть ли подобная этой церкви с ее изображениями и ее золотом в Византии, или в Индии, или в каком-либо другом месте?» Они ответили: «Мы никогда не видели и не слышали о таком, как в Византии, Индии или где-либо еще в мире». [25] : 12
Тем не менее, он приказал разрушить все церкви, построенные абиссинцами, в том числе Мекане Селассие, Атронса Марьям, Дебре Нагвадгвад и Ганата Гиоргис. Вскоре он начал кампанию против жителей Бали и Даваро , которыми управлял Дегалхан, ранее разграбивший Адал. Им удалось победить абиссинцев в битве при Амба-Селе, но это было довольно сложно, так как христиане смогли нанести серьезные потери солдатам Имама, поскольку они держали высоту, среди погибших был правая рука Имама. , Гарад Матан . Адалиты попытались захватить Дегалхана, но ему удалось бежать через Хадию. В течение следующих двух лет адалиты будут контролировать южные абиссинские провинции Даваро , Бали , Фатагар , Хадия и Ведж . После того, как адалиты завоевали Дамот и подчинили язычников Гафата, имам двинулся на север со своей армией. [25] : 145
Имам был страстно заинтересован в преобразовании недавно оккупированных территорий, поскольку его люди состояли из религиозных фанатиков. Но многие преобразования были вынужденными. Находясь в районе Дебре Берхан , имам узнал, что местные жители не приняли ислам и не предлагают платить джизью . всех, кто не принял ислам Затем он приказал приводить к нему . Среди тех, кто предстал перед имамом, были два христианских вождя. Найдя их непреклонными в своей вере, он затем заявил: «Мы решили отрубить вам головы!» На что христиане ответили: «Очень хорошо». Имам был удивлен, но приказал казнить их. [24] Затем имам созвал собрание своих эмиров, вождей и всех мусульманских лидеров, чтобы заявить о своем намерении остаться в Абиссинии.
- Слава Богу, покорившему всю землю Абиссинии. Теперь давайте отправимся в землю Саад ад-Дина, чтобы воспитать наших жен и наших детей. Давайте построим наши дома в Абиссинии. Мы больше не можем вернуться в нашу страну или покинуть ее.
Затем они планировали вторгнуться в Тыграй , где сейчас проживает Император. Сначала он прошел через Ангот , где ему удалось убедить людей принять ислам. Затем он осадил крепость Амба Гешен , примерно в то же время адалиты захватили племянницу императора, которую имам превратил в свою наложницу . Имам смог приобрести недавно купленные пушки, импортированные из Зейлы , которые помогли разрушить крепость. Арабский факих утверждает, что тысячи христиан были взяты в плен, имам приказал обезглавить пленных. Когда имам вступал в Тыграй, его двоюродный брат Захарбуи Мухаммад попал в засаду. Имам оплакивал его смерть и на следующий день выступил со своей армией, жаждущей отомстить за смерть своего двоюродного брата. Он разбил армии Агаме и Тембьена и двинулся к Аксуму , но все жители Тыграя собрались, чтобы защитить свой священный город. Имам победил и убил большое количество из них, как утверждает арабский факих: «Ни одному не удалось ускользнуть. Они убивали их в фортах, в долинах и в ущельях. Земля была так густо покрыта их трупами, что что ходить в том месте было невозможно из-за трупов». по его оценкам, было убито более 10 000 христиан. Имам достиг Аксум , где он разрушил церковь Богоматери Марии Сионской . Находясь в Аксуме, мужчина из Балау сообщил адалитам, что христиане забаррикадировались и спрятались возле монастыря Абба Гарима . Когда Иман услышал эту новость, он отправился на их поиски. Когда он нашел их, он приказал им платить джизью, но они отказались, поэтому он убил их. Армейская дивизия из Адала переправилась через реку Мареб и завоевала Медри Бахри . Последующая адалитская оккупация встретила ожесточенное сопротивление со стороны местных жителей, которые убили племянника имама, визиря Аддоле, отправив его голову эфиопскому императору. Получив его, император приказал бить в барабаны и играть на флейтах, оптимистично заявляя, что удача в войне скоро изменится. Имам, разгневанный смертью своего племянника, двинулся со своими войсками в Серайе и устроил резню местных жителей. [17] : 218 [25] : 240
Давит II бежал в Дембию вместе со своими оставшимися последователями, страдавшими от голода и истощения. Имам преследовал абиссинцев, пока они не пересекли Голубой Нил . [8] : 307–308 После этого Имам вернулся в Тыграй, где обнаружил, что в этом регионе начался сильный голод, который нанес огромный урон армии Адалитов. Условия были настолько ужасными, что многие мусульмане в армии Ахмада обратились в христианство, осознав невозможность своего положения. Имам вскоре отступил в более плодородную провинцию Бегмедер . [17] : 219 [26] Прибыв в Бегмедер , имам усмирил жителей Симена и Дембии . Бета -Исраэль помог адалитам подчинить христиан, а постройки на островах озера Тана были разграблены и разрушены. [27] В 1536 году адалиты вторглись в Годжам , расположенный к югу от озера Тана , и устроили резню тамошних людей. В следующем году имам отправился в Даваро и пробыл там восемь месяцев, а затем отправился в Ангот. Император был вынужден жить как преступник в своем собственном королевстве, его постоянно преследовали солдаты Имама Ахмеда Малассай . Затем Давит отправил Жоау Бермудеса, прибывшего в Эфиопию вместе с Домом Родриго де Лимой, обратиться к королю Португалии за военной помощью. . [9] [22] : 173
Король Португалии в конечном итоге отправил корабли с 400 португальскими мушкетерами, но когда они прибыли в 1541 году, Давит II был мертв, и его его сын Геладевос . наследником стал [25] : 260 Португальцы во главе с Кристованом да Гамой прибыли в Массауа, где Бахр Негус Йешак все еще держался. Вскоре их встретила королева-мать Себбл Вонгель и ее последователи. Подкрепленные местными вспомогательными силами, они вместе продвинулись в Тыграй, где разгромили местный гарнизон Адала во время битвы при Басенте . Затем имам отправил гонца в Гаму с требованием, чтобы португальские войска либо покинули Эфиопию, присоединились к имаму, либо были уничтожены. По приказу имама посланник преподнес в дар монашеское облачение, что стало дорогостоящим оскорблением Гамы. Гама ответил своим посланником, который произнес «несколько строк на арабском языке », заявив, что он прибыл в Эфиопию «по приказу великого морского льва » и «на следующий день он [Ахмад] увидит то, что португальцы стоили», и преподнес Гаме оскорбительный подарок: пару «маленьких пинцетов для бровей и очень большое зеркало, выдавая его за женщину». [1] : 26f Первое столкновение произошло во время битвы при Харте , да Гама сформировал свои войска в пехотное каре и двинулся против линий Имама, отражая последовательные волны атак адалитов с помощью мушкетов и пушек. Эта битва закончилась, когда имам Ахмад был случайно ранен в ногу; увидев, что его знамена сигнализируют об отступлении, португальцы и их абиссинские союзники напали на них, нанеся адалитам огромные потери. [1] : 41–47 В течение следующих нескольких дней силы Имама Ахмада были подкреплены прибытием свежих войск. Понимая необходимость действовать быстро, да Гама 16 апреля вновь сформировал каре, которое повел против лагеря имама Ахмада. Кастаньозо сетует, что «победа была бы полной в этот день, если бы у нас было всего сто лошадей, чтобы завершить ее, поскольку короля несли на плечах мужчины в постели в сопровождении всадников, и они бежали без всякого порядка». [1] : 52 Да Гама двинулся на юг вслед за войсками Имама Ахмада и оказался в пределах видимости десять дней спустя. Однако наступление сезона дождей помешало да Гаме вступить в бой с Ахмадом. По совету королевы Себле Вонгель да Гама разбил зимний лагерь в Вофле недалеко от озера Ашендж, все еще в пределах видимости своего противника. [1] : 53 Ахмад был вынужден отступить дальше на юг, где, к счастью, местное население теперь открыто бросило ему вызов, отказываясь предоставить ему припасы и солдат. Дж. Спенсер Тримингем идентифицирует убежище имама возле деревни Кобо с видом на впадину Афар . [22] : 89 [1] : ликс ф.
Имам успешно обратился к турецкому губернатору Йемена Эялету в Забиде , предложив «большие деньги» и подчинившись чиновнику. Он получил дополнительно 2000 мушкетеров из Аравии, а также артиллерию и 900 отборных солдат из Османской империи для помощи ему. Тем временем из-за потерь и выполнения других обязанностей численность да Гамы сократилась до 300 мушкетеров. После того, как дожди закончились, имам Ахмад атаковал португальский лагерь в Вольфе и благодаря своей численности уничтожил всех солдат да Гамы, кроме 140. Сам да Гама, тяжело раненый, был взят в плен вместе с десятью своими людьми и, отказавшись от предложения сохранить ему жизнь, если он примет ислам, был подвергнут пыткам и казнен. [1] : 161
Имам был уверен, что выжившие португальцы были рассеяны, без огнестрельного оружия и одни в чужой стране. Он пришел к выводу, что с этой угрозой покончено, отпустил всех иностранных мушкетеров, кроме двухсот, и направился в свой лагерь в Дерасже на берегу. озера Тана . Однако португальцы перегруппировались и присоединились к королеве Себле Вонгель , которая укрылась на «Горе евреев», которую Уайтвей идентифицирует как Амба Сел . Десять дней спустя ее сын, император Геладевос прибыл . Кастаньосо утверждает, что после того, как император Геладевос присоединился к выжившим и, увидев количество людей, собравшихся под знаменем императора, на Рождество «мы пошли в Престе, [29] и умолял его помочь нам отомстить за смерть Дома Христована». [1] : 74 Геладевос согласился выступить против имама. Португальское огнестрельное оружие, хранившееся в Дебре Дамо, было обнаружено. Союзные войска провели следующие месяцы, вооружая свои войска, прежде чем отправиться в лагерь Имама Ахмада рядом с озером Тана . 13 февраля 1543 года они разгромили группу кавалерии и пехоты во главе с лейтенантом имама Саидом Мехмедом в Вогере , убив Саида Мехмеда. От пленных стало известно, что имам расположился лагерем всего в пяти днях пути, в Дересге, и охваченная победой армия двинулась навстречу врагу. [1] : 75 Имам и его люди, очевидно, были ошеломлены тем, что португальцам удалось собраться заново и они ждали битвы. По словам Кастаньюсо, это деморализовало адалитов и вселило страх в их сердца, поскольку «они хорошо понимали, что мы пришли только для того, чтобы отомстить за прошлое». [1] : 77
Абиссинцы и португальцы встретились с Ахмадом 21 февраля 1543 года в битве при Вайна-Даге . У Имама была армия численностью более 15 000 солдат, включая 200 турецких мушкетеров, тогда как общая численность абиссинцев и португальцев составляла около 8 000 человек. Абиссинцы атаковали, но адалиты контратаковали и, казалось, отражали первоначальную атаку. Затем абиссинская кавалерия энергично бросилась на позиции адалов, отбросив адалитов назад. Имам, видя, что его люди теряют позиции, подошел, чтобы подбодрить их. Именно здесь Имам был убит при попытке сплотить своих людей, хотя источники различаются относительно того, как он умер. [1] : 80 Увидев смерть Имама, его последователи начали бежать с поля боя. За этим последовало опустошительное разгром, когда абиссинцы преследовали бегущих адалитов и перерезали их на бегу. [1] : 192 [22] : 89
Жене имама Бати дель Вамбара удалось бежать с поля боя с остатками армии и отступить обратно в Харар , отказавшись от оккупации Абиссинии. Труп имама был обезглавлен, а Геладевос приказал водрузить его голову на копье и разнести по всей Абиссинии, чтобы люди знали, что завоеватель, причинивший им такое зло, действительно мертв. Затем абиссинцы устроили по всей стране большие фестивали в честь смерти имама, как рассказывает Кастаньозо: «Мы оставались с большим удовольствием, видя каждый день, как абиссинцы радуются этой победе и свободе, в которой они оказались». [1] : 82
Характер
Мусульманские источники описывают имама как аскета и образцового моджахеда . Шихаб Ад Дин отмечает, что во время кампании в Гендебело он отклонил предложения жителей о золоте для его жены и отверг протесты своих высших помощников, настаивавших на том, что золото должно использоваться только для джихада. [25] : 38
Вскоре после прихода к власти в 1527 году он запретил вино, азартные игры и танцы под барабаны. Он также был известен покровительством юристов и богословов . [25] : 22 он построил множество мечетей и городов в Бегемдере и Дембии Шихаб Ад Дин упоминает, что во время завоевания Тигре . Он также был очень ревностным в обращении абиссинского населения, поскольку лично обучал Корану обращенных, и прежде всего детей. [5] : 358 Во время своего вторжения в 1535 году имам посетил могилу Наджаши в Негаше, чтобы засвидетельствовать свое почтение, а также назвал в его честь своего сына Ахмеда Аль Наджаши. [25] : 350 франков
Наследие
Вторжение имама Ахмада, пожалуй, стало самой важной главой в долгой истории Эфиопии. Уничтожение культурных ценностей и национальной гордости было огромным. Вторжение имама Ахмада оставило неизгладимый след в душе Эфиопии. Как пишет Пол Б. Хенце : «В Эфиопии никогда не забывали ущерб, нанесенный Ахмадом Гранем. Каждый горец-христианин до сих пор слышит рассказы о Грагне в своем детстве». [31] Хайле Селассие вспоминал о нем в своих мемуарах: «Я часто видел, как жители северной Эфиопии указывали на места городов, фортов, церквей и монастырей, разрушенных Грагном, как если бы эти катастрофы произошли только вчера». [31] Шеванский фольклор изображает Имама Ахмеда как гиганта мифического роста, которого остановили всего лишь 500 человек на 500 лошадях и 500 выстрелов из винтовки. [32] Эфиопские хроники утверждают, что 90% Империи было исламизировано во время его завоеваний. [33] По словам Энрико Черулли , Адал никогда не оправится от смерти имама Ахмада, поскольку султанат Адал был слишком недавно создан, чтобы преодолеть племенные различия. Его преемники не смогли осуществлять свою власть над кочевым племенами, и государство Адалитов стало в основном сосредоточено вокруг города Харара . Результатом, по его утверждению, стало то, что кочевые народы инстинктивно возвращаются к своей «вечной разлагающей борьбе людей с людьми и племени с племенем». К 1577 году султанат Адал в конечном итоге распался из-за межплеменных распрей и давления со стороны миграций оромо . [34] [22] : 94
Историк Дидье Морен утверждает, что Ахмеда Ибрагима, носящего титул имама, часто ошибочно отождествляют с командиром Ахмедом Гирри бен Хусейном Аль Сомали . [35]
Дальнейшее чтение
- Футух . аль-Хабаша («Завоевание Эфиопии»): вторжение Ахмада в Абиссинию подробно описано в этой книге, написанной на арабском языке последователем Ахмада Шихаб ад-Дином Ахмадом ибн Абд аль-Кадиром В своей нынешней версии он неполный, охватывающий историю лишь до 1537 года, повествующий о набегах имама на острова озера Тана . Исследователь Ричард Бертон утверждал, что вторую часть можно было найти «в Мокке или Ходайде», но, несмотря на более позднее расследование, никто больше не сообщил, что видел копию этой второй части. Сохранившаяся первая часть была переведена на французский язык Рене Бассе и опубликована с 1897 по 1901 год; Ричард Панкхерст сделал частичный перевод на английский язык как часть своих «Эфиопских королевских хроник» (Аддис-Абеба: Oxford University Press, 1967), а полный перевод на английский язык Полом Лестером Стенхаусом был опубликован Цехаем в 2003 году ( ISBN 978-0-9723172-5-2 ).
- Джеффри, Шоу (2021). Эфиопско-Адалская война, 1529-1543 гг.: Завоевание Абиссинии . Уорик: Гелион и компания. ISBN 978-1914059681 .
- Уайтвей, Ричард Стивен, изд. (1902). Португальская экспедиция в Абиссинию в 1541–1543 годах, рассказанная Кастаньозо, с некоторыми современными письмами, кратким отчетом о Бермудесе и некоторыми выдержками из Корреа . Произведения, изданные обществом «Хаклуйт», 2-я серия. Том. 10. Перевод Уайтвея. Лондон: Общество Хаклюта . ISSN 0072-9396 . (сборник первоисточников о португальской экспедиции в английском переводе; также на Wikimedia Commons )
См. также
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Уайтвей, Ричард Стивен, изд. (1902). Португальская экспедиция в Абиссинию в 1541–1543 годах, рассказанная Кастаньозо, с некоторыми современными письмами, кратким отчетом о Бермудесе и некоторыми выдержками из Корреа . Произведения, изданные обществом «Хаклуйт», 2-я серия. Том. 10. Перевод Уайтвея. Лондон: Общество Хаклюта . ISSN 0072-9396 .
- ^ Р. Майкл Финер (2004). Ислам в мировых культурах: сравнительные перспективы . АВС-КЛИО. п. 219. ИСБН 9781576075166 .
- ^ Сахид А. Адежумоби (2008). История Эфиопии . Издательская группа Гринвуд. п. 178. ИСБН 9780313322730 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 г. Проверено 11 февраля 2019 г.
- ^ Новая Британская энциклопедия, Том 1 . Британская энциклопедия. 1998. с. 163. ИСБН 9780852296639 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 г. Проверено 11 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Эдвардс, Фредерик А. (январь – апрель 1905 г.). «Покорение Абиссинии» . Имперский и азиатский ежеквартальный обзор и Восточные и колониальные отчеты . 3-я серия. 19 (37 и 38). Уокинг: Восточный институт: 320–360.
- ^ Бертон, Ричард. Первые шаги в Восточной Африке . п. 179.
- ^ Пал Рухела, Сатья; Фарах Айдид, Мохаммед (1994). Сомали: от зари цивилизации до наших дней . Викас Паб. Дом. ISBN 9780706980042 .
- ^ Jump up to: а б с Бадж, Э. А. Уоллис (1928). История Эфиопии, Нубии и Абиссинии . Том. 1. Лондон: Methuen & Co. Ltd.
- ^ Jump up to: а б Молваер, Рейдульф (1998). «Трагедия императора Либне-Дингила Эфиопского (1508-1540)» . Исследования Северо-Восточной Африки . 5 (2). Издательство Мичиганского государственного университета: 32. doi : 10.1353/nas.1998.0011 . ISSN 0740-9133 . JSTOR 41931161 . S2CID 143584847 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2022 г. Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Энбаком (1969). Анкаша Амин: дверь веры. Эфиопская апология христианства против ислама из Корана. Введение, критический текст и перевод Э. Дж. Ван Донзеля... (на французском языке). БриллАрхив. п. 9.
- ^ Хиника, Мохаммед Хассен (13 декабря 2017 г.). «Генеалогия и этническая идентичность Ахмеда ибн Ибрагима аль-Гази (Грагна) из Эфиопии: историографическая переоценка» . Восточноафриканский журнал социальных и гуманитарных наук . 2 (2): 21–40. ISSN 2521-2192 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2021 г. Проверено 27 декабря 2020 г.
Имам Ахмед, родившийся в 1506 году в Хубате (точнее, в Закаке, в 32 км к северо-востоку от города Харар), был лидером воинственного мусульманского султаната Адал, который предпринял завоевание христианского горного королевства между 1529 и 1543 годами.
- ^ Тримингем, Дж. Спенсер (1952). Ислам в Эфиопии (PDF) . Лондон, Нью-Йорк, Торонто: Издательство Оксфордского университета. п. 85.
Его ранние годы прошли в Хубате (область между Гильдессой и Хараром )...
- ^
- Ричард Стивен Уайтвей (1902). Португальская экспедиция в Абиссинию в 1541–1543 годах, рассказанная Кастаньозо . Общество Хаклюйт. п. ххххх .
О ранней истории имама Ахмада известно мало. Он был сыном некоего Ибрагима эль-Гази, и он, и его отец были рядовыми солдатами отряда Гарад Абун. Ничего даже не сказано о его национальности. Он определенно не был арабом: вероятно, он был сомалийцем , поскольку мы находим его тесно связанным со многими сомалийцами.
- Кропп, Манфред Хассен (1990). «MÄLÄSAY: SELBSTBEZEICHNUNG EINES HARARINER OFFIZIERSKORPS UND IHR GEBRAUCH IN ÄTHIOPISCHEN UND ARABISCHEN CHRONIKEN» . Африка-Studien II (на немецком языке). 2 (2): 105–113. ISSN 2521-2192 . JSTOR 40732663 . Архивировано из оригинала 9 марта 2022 г. Проверено 27 декабря 2020 г.
Ведущий историк Эфиопии под руководством Хайле Селассие Такла Садик Мекурия посвятил 950-страничную книгу вопросу происхождения Грагна и в своей черновой монографии о Грагнских войнах (1961) под названием «Я Грань Варара» («Завоевания Грагна»). ), в нем он опирается на свидетельства арабского факиха Сихаба Уддина и хроники Сарса-Денгела. При посредничестве Дагазмака Варгны он взял интервью у Ахмеда Али Шами, самого авторитетного ученого Харара, который подготовил краткую рукописную историю Харара для нескольких европейских учреждений и пришел к выводу, что отец Грагна должен был происходить из Хавийе ( сомалийского клана) в Огадене.
- Мордехай Абир (1980). Эфиопия и Красное море: взлет и упадок Соломоновой династии и соперничество мусульманских европейцев в регионе . Тейлор и Фрэнсис. п. 105. ИСБН 9781136280979 .
Вероятно, сомалийского происхождения Ахмад ибн Ибрагим, которого в народе называли Гран — левша, служил солдатом в армии Гарада Абуна и женился на дочери имама Махфуза.
- Джордж Винн Бреретон Хантингфорд (1954). Некоторые записи Эфиопии, 1593–1646 гг.: Выдержки из истории Высокой Эфиопии или Абассии . Общество Хаклюйт. п. 105.
По словам Джорджа Винна Бреретона Хантингфорда , Ахмад ибн Ибрагим изначально был сомалийским воином на службе правителя Зейлы ( Махфуза )
- Ричард Стивен Уайтвей (1902). Португальская экспедиция в Абиссинию в 1541–1543 годах, рассказанная Кастаньозо . Общество Хаклюйт. п. ххххх .
- ^
- Арегей, Мерид Вольде. (1971). Южная Эфиопия и христианское королевство 1508–1708 гг., С особым упором на миграции галлов и их последствия (доктор философии). Лондонский университет. п. 133. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 21 апреля 2021 г.
Мерид Вольде Арегей утверждал, что Ахмед ибн Ибрагим аль-Гази принадлежал к Харла через своего отца. династии правителей
- Хассен, Мохаммед. «Обзор работы Футух аль-Хабаса». Международный журнал эфиопских исследований : 179–180. JSTOR 27828848 .
Мохаммед Хасан утверждает, что Ахмед был сыном Гарада Ибрагима, губернатора провинции Сим в королевстве Харла.
- Гайкс, Патрик (2003). «Национальная идентичность и историческая мифология в Эритрее и Сомалиленде» . Исследования Северо-Восточной Африки . 10 (3). Издательство Мичиганского государственного университета: 174. JSTOR 41931244 . Архивировано из оригинала 20 августа 2021 г. Проверено 22 августа 2021 г.
Эмир почти наверняка был представителем одного из досомалийских народов вокруг Харара , но в его армиях определенно сражались сомалийцы из ряда кланов, особенно Горгора, клана, который, вероятно, возник вокруг Зелии. Сам Ахмед, вероятно, не имел никаких прямых связей с сомалийцами, кроме как вербовал их.
- Вагнер, Эвальд (1991). «Генеалогия более поздних валашмских султанов Адала и Харара» . Журнал Немецкого восточного общества . 141 (2). Издатель Харрасовиц: 377. JSTOR 43378336 .
Немецкий ученый Эвальд Вагнер утверждает, что имам Ахмад ибн Ибрагим был членом этнической группы харари .
- Клюйвер, Роберт (2021). Политическая история Сомали (доктор философии). Парижский институт политических исследований. п. 39.
Ахмед Гурей (или Грагн, как его называют эфиопы, или Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази, как его называли арабы), вероятно, был сыном местного вождя Харари, который поднялся в местной армии.
- Шахин, Эмад (2014). Оксфордская энциклопедия ислама и политики Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973935-6 .
местный харариский эмир Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази по прозвищу Грагн (по-амхарски granñ, левша), объединил различные исламские народы и завоевал Эфиопию,
- Арегей, Мерид Вольде. (1971). Южная Эфиопия и христианское королевство 1508–1708 гг., С особым упором на миграции галлов и их последствия (доктор философии). Лондонский университет. п. 133. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Хиника, Мохаммед Хассен (13 декабря 2017 г.). «Генеалогия и этническая идентичность Ахмеда ибн Ибрагима аль-Гази (Грагна) из Эфиопии: историографическая переоценка» . Восточноафриканский журнал социальных и гуманитарных наук . 2 (2): 21–40. ISSN 2521-2192 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2021 г. Проверено 27 декабря 2020 г.
Однако на основе имеющихся скудных документов пытались доказать, что Имам Ахмад был этническим балау по отцовской линии и афарским по материнской линии. Первое, возможно, основано на доказательствах, которые считают отцовское происхождение Грагна более убедительным. Что касается последнего, были предприняты попытки представить ряд аргументов, достаточных для вывода о том, что Имам был афарского происхождения по материнской линии. Но в свидетельствах, обсуждающих его связь с Афаром, не установлено никакой конкретной связи между ним и его отцовской стороной, в то время как традиция Балау могла бы, по крайней мере, исключить отцовские отношения. Тогда имам Ахмад был балау по отцовской линии, и мы принимаем связь с афарами из-за его происхождения по материнской линии. Имам Ахмад был балау, потому что в большинстве обществ Африканского Рога генеалогия рассчитывается на основе отцовской клановой идентичности.
- ^ Дэвид Х. Шинн, Томас П. Офкански (2013). Исторический словарь Эфиопии . Пугало Пресс. стр. 20–21. ISBN 9780810874572 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ричард Панкхерст (1997). Эфиопские окраины: в региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века. Очерк . Красное Море Пресс. ISBN 9780932415196 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 г. Проверено 11 февраля 2019 г.
- ^ Адаше . JSTOR 41965889 . Архивировано из оригинала 08 мая 2021 г. Проверено 8 мая 2021 г.
- ^ Адаше . 1905. Архивировано из оригинала 08 апреля 2023 г. Проверено 8 мая 2021 г.
- ^ Хасан, Мохаммед. Оромо из Эфиопии (PDF) . Лондонский университет. п. 30. Архивировано (PDF) из оригинала 13 февраля 2020 г. Проверено 5 апреля 2023 г.
- ↑ Кембриджский иллюстрированный атлас, «Война: от Возрождения до революции, 1492–1792» , Джереми Блэк, стр. 9
- ^ Jump up to: а б с д и Тримингем, Дж. Спенсер (1952). Ислам в Эфиопии (PDF) . Лондон, Нью-Йорк, Торонто: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Кембриджская история Африки: с ок. 500 г. до н. э. — 1050 г. н. э . Издательство Кембриджского университета. 1975. ISBN 9780521209816 .
- ^ Jump up to: а б Панкхерст, Эфиопы , с. 88
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Абд аль-Кадир, также известный как Араб Факих (2003). Футух Аль-Хабаша: Завоевание Абиссинии [16 век] . Перевод Стенхауса, Пола Лестера. Аннотации Ричарда Панкхерста. Голливуд, Калифорния, США: Издатели и дистрибьюторы Tsehai. ISBN 9780972317269 . OCLC 57236304 .
- ^ Панкхерст, Ричард Р.К. 1961. Введение в экономическую историю Эфиопии . Лондон: Дом Лалибелы.
- ^ Футух , стр. 381–384.
- ^ Джереми Блэк, Кембриджский иллюстрированный атлас, война: от Ренессанса до революции, 1492–1792, (Cambridge University Press: 1996), стр.9.
- ^ Сик . Первые посетители Эфиопии обычно отождествляли императора с легендарным пресвитером Иоанном.
- ^ Инсолл, Тимоти. Мечети Харара: археологическое и историческое исследование (PDF) . Университет Эксетера. п. 6.
- ^ Jump up to: а б Пол Б. Хенце (2002). Слои времени: история Эфиопии . Херст и компания. п. 90. ИСБН 9781850653936 .
- ^ Роше д'Эрикур, Шарль-Ксавье (1841). Путешествие на восточное побережье Красного моря, в землю Аделя и королевство Чоа . п. 209.
- ^ Соломон Гебрейес Бейене, Хроники короля Галадевоса (1540-1559): критическое издание с аннотированным переводом, стр. 185, гл. 4, https://d-nb.info/1116605163/34
- ^ Черулли, Энрико. Ислам: вчера и сегодня в переводе Эмрана Вабера . Институт Пер Л'Ориенте. п. 218.
- ^ Морен, Дидье (2004). Афарский исторический словарь: 1288-1982 гг . КАРТАЛА Издания. п. 42. ИСБН 9782845864924 .