Соболь Вонгель
Соболь Вонгель | |
---|---|
Итге | |
Императрица Эфиопии | |
Срок владения | до 1518 – 1540 гг. |
Вдовствующая императрица | |
Срок владения | 1540–1563 |
Предшественник | Наод Могас |
Преемник | Адимас Моас |
Рожденный | Венаг Могаса |
Умер | 4 декабря 1567 г. |
Муж | Лебна Денгель |
Проблема |
|
Мать | Йодит |
Себле Вонгель (умерла 4 декабря 1567 г.) была императрицей Эфиопии в браке с Лебной Денгель . Она известна как ключевая политическая и военная фигура во время Эфиопско-Адалской войны , а также во время правления ее сыновей и внука. [ 1 ] [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]Себле Вонгель часто путают с дворянкой 20-го века Саблой Гонгель Хайлу. великая) или «Кедамавит» (первая), в то время как современная фигура упоминается с суффиксами Хайлу , происходящими от имени ее отца Чтобы различать двух знаменитых женщин, люди иногда называют более раннюю императрицу Себле Вонгель «Телек» ( . имя: Саншайн (второй) или Тиниши (маленький). [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Себль Вонгель происходил из Бета-Исраэль дворянства в Семиене . [ 4 ] а ее мать звали Йодит, что буквально означает «еврейка» или «Юдит». Хроники, написанные в 16 веке, предполагают, что она не была ни членом традиционной знати, ни какой-либо группой, интегрированной в христианское королевство под властью эфиопского императора , а это означает, что ее брак был крупным династическим и политическим союзом. [ 5 ] В отличие от предыдущих императоров, Себле Вонгель была единственной женой, заслужившей похвалу Лебны Денгель от современных христианских писателей. [ 6 ]
Популярная традиция, начиная с 18 века, гласит, что она приехала из Годжама , хотя эта связь с этим регионом может быть связана с тем фактом, что она позже поселилась там. Запись 20-го века «Хроники Гоггама» Алеки Текле Иесуса предполагает, что Себбл Вонгель был потомком Хары Шум из Энемай . [ 7 ] Хотя неясно, действительно ли Себле Вонгель происходил из Годжама, было высказано предположение, что эти более поздние утверждения не противоречат хроникам 16-го века, в которых записано, что Себле Вонгель прибыл из-за пределов эфиопской сферы прямого контроля, поскольку Годжам пользовался высокой степенью влияния. автономия в то время, и, возможно, не вся территория была христианской. [ 5 ]
Эфиопско-военная культура
[ редактировать ]Правление Лебны Денгеля и его преемника Геладевоса ознаменовалось войнами между Эфиопской империей и мусульманским султанатом Адал . С 1529 по 1543 год Адал пронесся по эфиопским землям, что привело практически к разрушению государства. [ 8 ] В 1539 году мать Себле Вонгеля была убита, когда адалиты напали на этот регион. [ 9 ] а старший из сыновей Себле Вонгеля, Фиктор, был убит в бою силами Гарада Усмана. В том же году другой сын, Менас, был захвачен имамом Ахмедом .
По словам португальского летописца Мигеля де Кастаньюсо, Кристован да Гама впервые встретил королеву, когда она была на вершине горы Дебре Даммо . Говорят, что гора была сильно укреплена, когда имам Ахмед пытался захватить ее осадой в прошлом году, «не из-за желания заполучить сокровища, которые там находились, поскольку их там не было, и он это хорошо знал, а для того, чтобы получить Королеву в его руки, которую он очень желал, потому что она очень красива». [ 10 ] Кастаньосо дал дальнейшее описание королевы:
Она была вся до земли покрыта шелком и большим струящимся плащом, а некоторые мужчины несли шелковый балдахин, закрывавший ее и мула до земли, с отверстием спереди, через которое она могла видеть. Она была одета в очень тонкую белую индийскую ткань и бурнус из черного атласа с цветами и бахромой из очень чистого золота, похожую на плащ, ее голова была одета на португальский манер, и так закутана в очень тонкую ткань, что только ее глаза могли быть видны. видимый. [ 11 ]
Королева Себль Вонгель советовала не нападать в битве при Басенте , утверждая, что Гаме следует подождать, пока ее сын, император Геладевос, не сможет двинуться на север от Шевы и присоединиться к португальцам , поскольку Ахмед Гранн знал о них. [ 12 ] Однако Гама был обеспокоен тем, что, если он пройдет вокруг этого опорного пункта, удерживаемого мусульманами, местное крестьянство будет разочаровано и перестанет обеспечивать припасы для его войск. [ 13 ] Португальцы разбили свой лагерь за день до Вербного воскресенья, перед битвой при Харте , королева прибыла к ним в тыл. Ее поместили в центре лагеря, который был должным образом устроен для ожидания «мавров», поскольку занимал холм «у ручья Афгол» (Афгол Гиоргис, Тыграй ?), лучшее место на равнине. Грагн, увидев превосходящие по численности христианские силы, предложил позволить Кристовау да Гаме и его португальцам вернуться в свою страну, поскольку Себле Вонгель обманул его. Из-за постоянно сокращающихся запасов и отказа противников атаковать, Кристован да Гама расположил свои силы с королевой в центре, и утром вторника 4 апреля 1542 года они начали марш навстречу своему врагу. Адалиты потерпели поражение, сам Грагн был тяжело ранен, а эфиопские войска Себле, как сообщается, убили мавров, «как если бы они были овцами». [ 14 ] Во время преследования королева поставила палатку, она и ее женщины перевязывали раненых своими головными уборами и плакали слезами радости, поскольку они боялись. [ 15 ] После победы Себле Вонгель рассылал замаскированных шпионов. [ 16 ]
В 1542 году, после того как их войска несколько раз сражались и разгромили мусульманскую османскую армию Адала, португальцы потерпели поражение от гораздо более крупных сил, поддерживаемых тысячами османских мушкетеров . После этого 120 португальских солдат вместе с Себле Вонгелем бежали в район Тыграй. [ 17 ] Первоначально Геладевос покинул Семиен, но воссоединился со своей матерью в октябре 1542 года. Затем он двинулся в Тыграй и собрал оставшиеся 120 португальских солдат. Начиная с 17 ноября 1542 года, объединенные эфиопско-португальские силы Геладевоса несколько раз разгромили адал-османские армии и убили нескольких ключевых лидеров, прежде чем окончательно убить Имама Ахмеда и впоследствии разгромить мусульманскую армию в Вайна-Даге 21 февраля 1543 года. [ 18 ] Жена имама Ахмеда, Бати дель Вамбара , бежала с 40 турецкими солдатами и 300 всадниками. [ 19 ]
Старший сын Бати дель Вамбара и имама Ахмеда был схвачен в Вайна-Даге, и Себль Вонгель использовала его, чтобы обменять жизнь своего сына Менаса, которого Адал держал в плену пять лет. Благодаря ее влиянию, а также влиянию Бати дель Вамбары был проведен обмен пленными, и Менас был возвращен в Эфиопию. [ 20 ]
Царство искусства
[ редактировать ]К 1563 году Себле Вонгель стала своей официальной резиденцией в этом регионе в церкви Кидане Мехрет. [ 21 ]
Семья
[ редактировать ]- Муж: Лебна Денгель (1496 – 2 сентября 1540).
- Фиктор (ум. 1539) [ 22 ]
- Джейкоб (ум. 1558)
- Удобства
- Сусеньос I (1572 – 17 сентября 1632)
- Lesana Krestos
- За Дегерл (род. 24 октября 1604 г.)
- Удобства
- Арт (ум. 1563)
- Сарса Дегерл (1550 – 4 октября 1597)
- Геладевос (ок. 1521 - 23 марта 1559 г.) [ 23 ]
- Амата-Гиоргис
- Сабана-Гиоргис
- Велетт-Сакред [ 24 ]
- Таодра или, возможно, Теодора [ 25 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Себль Вонгель появляется в Age of Empires III: Definitive Edition , которого в игре неправильно называют Саблой Венгель.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Марго 2009 .
- ^ Бейене (2016) , с. 184 .
- ^ Марго (2009) , с. 27.
- ^ Теклетсадик Макурия, История Эфиопии от императора Лебны Денгеля до императора Тевдроса, стр.198.
- ^ Перейти обратно: а б Марго (2009) , с. 13.
- ^ Бейене (2016) , с. 45–46.
- ^ Марго (2009) , с. 12.
- ^ Бейене (2016) , с. 31.
- ^ Молваер (1998) , стр. 34.
- ^ Уайтвей с. 15
- ^ Уайтвей с. 18
- ^ Португальская экспедиция в Абиссинию в 1541-1543 годах, рассказанная Кастаньозо с некоторыми современными письмами, кратким отчетом о Бермудесе и некоторыми выдержками из Корреа, стр.54 (2017)
- ^ Уайтвей, с. 32.
- ^ Португальская экспедиция в Абиссинию в 1541-1543 годах, рассказанная Кастаньозо с некоторыми современными письмами, кратким отчетом о Бермудесе и некоторыми выдержками из Корреа, стр.47 (2017)
- ^ Португальская экспедиция в Абиссинию в 1541-1543 годах, рассказанная Кастаньозо с некоторыми современными письмами, кратким отчетом о Бермудесе и некоторыми выдержками из Корреа, стр.47 (2017)
- ^ Португальская экспедиция в Абиссинию в 1541-1543 годах, рассказанная Кастаньозо с некоторыми современными письмами, кратким отчетом о Бермудесе и некоторыми выдержками из Корреа, стр.48 (3) (2017)
- ^ Нурхусиен (2017) , стр. 57.
- ^ Нурхусиен (2017) , стр. 57–62.
- ^ Нурхусиен (2017) , стр. 62.
- ^ Кастаньосо (1902) , с. xxxiv.
- ^ Марго (2009) , с. 11.
- ↑ Захвачен и убит силами Имама Ахмада .
- ↑ Младший сын по словам Асмы Георгис 1987, стр.151.
- ^ Не указан во всех записях.
- ^ Не указан во всех записях.
Ссылки
[ редактировать ]- Асма Гиоргис, Ато (1987). Асма Гиоргис и его творчество: История Галлы и Королевства Шава . Штутгарт: Ф. Штайнер Верлаг. ISBN 3515037160 .
- Бейене, Соломон Гебрейес (2016). Хроники короля Галадевоса (1540–1559): критическое издание с аннотированным переводом (доктор философии). Университет Гамбурга.
- Кастаньясо, Майкл де (1902). Уайтуэй, Р.С. (ред.). Португальская экспедиция в Абиссинию в 1541-1543 годах по рассказу Кастаньозо . Лондон: Редфорд Пресс . Проверено 11 июня 2020 г.
- Марго, Герман (2009). «Сабла Евангелие, Царица Царствия Небесного » Институт эфиопских исследований Университета Аддис-Абебы XVII Международная конференция по эфиопским исследованиям Аддис-Абеба: открытые архивы HAL. стр. 100-1 2–30.
- Молваер, Рейдульф К. (1998). «Трагедия императора Либне-Дингила Эфиопского (1508-1540)». Исследования Северо-Восточной Африки . 5 (2): 23–46. дои : 10.1353/nas.1998.0011 . S2CID 143584847 .
- Нурхусиен, Мохаммед (2017). Обзор исторического наследия в Гондар- Сурия-Вореда : с четырнадцатого по восемнадцатый век (Массачусетс). Университет Гондара.