Нур ибн Муджахид
Нур ибн Муджахид Нур бин Муджахид | |||||
---|---|---|---|---|---|
Эмир Адала Эмир Харара Амир аль-Муминин [ 1 ] | |||||
![]() Могила Нура ибн Муджахида в Хараре | |||||
Царствование | 1550–1567 | ||||
Предшественник | Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази | ||||
Преемник | Усман Абиссинец | ||||
Умер | 1567 | ||||
Супруг | Вамбара Бати | ||||
| |||||
Религия | ислам |
Нур ад-Дин [ 2 ] или Нур ибн Муджахид ибн Али ибн Абдулла аль Зухи Суха ( Харари: ኑር ኢብን ሙጃሂድ, сомалийский : Нуур ибн Муджахид , арабский : Нур ибн Муджахид ; умер в 1567 году) был эмиром Харара , который правил султанатом Адал . [ 3 ] [ 4 ] Он был известен тем, что женился на своего дяди вдове Бати дель Вамбара , а также сменил имама Ахмада на посту лидера мусульманских сил, сражающихся с христианской Эфиопией . [ 5 ] его часто называют «королем Аделя ». В средневековых текстах [ 6 ]
История
[ редактировать ]Нур ибн Муджахид был сыном Вазира Муджахида ибн Али ибн Абдаллаха ад-Духи Сухи, одного из командиров кавалерии имама Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази , который сам был сыном Гараада Али, выходца из известной дворянской семьи. [ 7 ] Муджахид женился на сестре Ахмада, от брака с которой родился Нур. Мохаммед Хассен утверждает, что отец Нура был вождем народа Харари . [ 8 ] Согласно нескольким устным традициям, записанным Энрико Черулли , Нур ибн Муджахид был сомалийцем и происходил из подклана Марехан большего клана Дарод . [ 9 ] [ 10 ] Геладевоса « Королевских хрониках » В Нур считался «из племени сухавиан», что, по мнению Соломона Гебрейеса Бейене, могло быть названием афарского или сомалийского субклана. [ 11 ] [ 12 ]
Когда имам Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази , возглавлявший мусульманское завоевание Эфиопского нагорья , был убит в 1543 году, мусульманские силы в замешательстве отступили к Адалю. Вдова умершего лидера, Бати дель Вамбара , взялась возобновить судьбу королевства. Она вдохновила свой народ отомстить, и адалиты, полагая, что они, абиссинцы, уязвимы, вторглись в высокогорье в 1548 году. Это закончилось катастрофой, когда они были отброшены вассалом Геладевоса , Фануэлем, и Геладевос позже прибыл в этот регион после где он разорял страну в течение пяти месяцев. [ 13 ]
Нур получил звание эмира между 1548 и 1550 годами и женился на Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази вдове , Бати дель Вамбара . Жители Харара , сомалийцы и вдова Ахмада признали его Сахиб аль-Фатх аль-Тани , или «Мастером Второго завоевания». Сообщается, что она заставила его пообещать отомстить за смерть Ахмада, прежде чем согласиться выйти за него замуж. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Современные записи Харари описывают Нура как очень религиозного правителя, который воздерживался от всех действий, запрещенных шариатом, а также хотел, чтобы его люди следовали его примеру в своей жизни, явно запрещая неисламское поведение среди знати. [ 7 ]
Нур отправился на джихад ( священную войну ) в восточные эфиопские низменности Бале и Даваро . Это предприятие не увенчалось успехом, Нур потерпел поражение, и затем абиссинцы продвинулись на территорию адалитов. Однако это поражение не было смертельным, и Адал вскоре выздоровел. [ 17 ]
В 1559 году Нур по настоянию жены вновь перешел в наступление и вторгся в Фатагар . Геладевос , находившийся в Годжаме , отправил своего двоюродного брата Хамалмала в Харар, надеясь оттеснить мусульман назад. Но Нур держался, надеясь нанести абиссинцам решающий удар в их собственной стране. Хамальмал смог войти в Харар без какого-либо значительного сопротивления, захватив и казнив султана Бараката ибн Умара Дина . Тем временем Геладевос с большей армией атаковал эмира Нура с меньшей армией. [ 18 ] Геладевос был побежден и убит Нуром в битве при Фатагаре . После этой победы Нур переправился в провинцию Ведж, чтобы разграбить дворец и столицу умершего императора, прежде чем немедленно вернуться в свою страну. [ 19 ] [ 20 ] Отрубленную голову Геладевоса привезли в Харар, где она была выставлена на всеобщее обозрение людям. [ 21 ]
Несмотря на эту победу, последующие годы были для Харара очень трудными. Оромо, мигрировавшие на север, вторглись в султанат Адал и уничтожили армию Нура в битве при Хазало . Вторжение сопровождалось кровавой бойней ужасающего масштаба, и, по словам Бахри , «такой резни не было с тех пор, как оромо впервые вторглись». За этим последовала массовая миграция, в результате которой различные группы людей бежали из домов своих предков. [ 22 ] [ 23 ]
Большая часть мусульманского населения бежала в обнесенный стеной город Харар . Затем оромо , заняли и поселились на землях высокогорья Харарге покинутых местным населением. [ 24 ] [ 25 ] После того как оромо поселились в окрестностях Харара, в городе начался сильный голод. Дж. Спенсер Тримингем рассказывает: «Эмир Нур приложил все усилия, чтобы помочь своему народу выздороветь, но после каждой передышки оромо снова спускались, как саранча, и терзали страну, а сам Нур в конце концов умер от эпидемии, распространившейся во время голода». [ 26 ]
Некоторые историки считают Нура последним свидетелем и героем исламского величия на Африканском Роге . [ 27 ] Фактически, в более позднем Харари арабском стихотворении , восхваляющем Нура, говорится: «Город Харар сверкает святыми людьми; и особенно законным имамом благочестивых. построил ее, является истребителем неверных». [ 28 ] Документы Харари того времени также дают ему престижный титул Амира аль-Муминана . [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Э. Черулли. Ислам вчера и сегодня . п. 381.
- ^ Стефан Ансель. Ислам в Эфиопии (PDF) .
- ^ Бейене, Соломон Габриэль (2017). «Хроники короля Галадевоса (1540–1559): критическое издание с аннотированным переводом» . Эфиопия 19 : 327–328. дои : 10.15460/AETHIOPICA.19.1.1006 . S2CID 164703526 .
- ^ Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 244. ИСБН 9780932415196 .
- ^ Р.Бассет (редактор), Абиссинии завоевания История , Париж, 1897–1901 гг.
- ^ Вольф, Джером (1735). Продолжение рассказа об Абиссинии. А. Беттесворт и К. Хитч. п. 317.
- ^ Jump up to: а б «Оромо Эфиопии 1500–1800 гг.» (PDF) . п. 180.
- ^ Хассен, Мохаммед. «Обзор работы Футух аль-Хабаса». Международный журнал эфиопских исследований : 181. JSTOR 27828848 .
- ^ Черулли, Энрико (2013). Ислам: сегодня и вчера . п. 189 . Проверено 11 июня 2023 г.
Современная устная традиция приписывает происхождение Маррехан Нуру, что означает знаменитое сомалийское племя Маррехан группы Дарод.
- ^ Вендт, Курт (1935). «Амхарская история эмира Харара в XVI веке» . Ориенталия . 4 : 488. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43581078 .
- ^ Бейене, Соломон Габриэль (2017). «Хроники короля Галадевоса (1540–1559): критическое издание с аннотированным переводом» . Эфиопия 19 : 327–328. дои : 10.15460/AETHIOPICA.19.1.1006 . S2CID 164703526 .
Это может быть название племени Афар или Сомали, которое утверждало, что находится на территории Адала.
- ^ Кадир, Ахмад ибн Абд аль (1897). История завоевания Абиссинии (16 век).: Арабский текст. Я (по-французски). Э. Леру. п. 48.
- ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 244. ИСБН 9780932415196 .
- ^ Доктор Э. Черулли, Арабские документы по истории Эфиопии, Память Национальной академии Линчеи, Том 4, № 2, Рим, 1931 г.
- ^ История (на сомалийском языке). Министерство образования и обучения. 1976. с. 72.
- ^ Вендт, Курт (1935). «Амхарская история эмира Харара в XVI веке» . Ориенталия . 4 (Ориенталия, т. 4 изд.). GBPress: 488. JSTOR 43581078 .
- ^ Тримингем, Дж. Спенсер . 1952. Ислам в Эфиопии . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 91.
- ^ Эрве Пеннек, История Эфиопии Педро Паеса, 1622 г. (Christopher Tribe Trad.) (Париж: Centre d'Etudes des Mondes Africains, 2011), https://shs.hal.science/halshs-00688394 , дата обращения.
- ^ Триммингем, Джон Спенсер (1952). Ислам в Эфиопии . Фрэнк Касс и компания. п. 92. ИСБН 9780714617312 .
- ^ «Оромо Эфиопии 1500–1800 гг.» (PDF) . п. 22.
- ^ Акьемпонг, Эммануэль Кваку; Младший, профессор Генри Луи Гейтс (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии . ОУП США. п. 451. ИСБН 978-0-19-538207-5 .
- ^ Ричард Панкхерст, Эфиопские границы (Трентон: Red Sea Press, 1997), стр. 283
- ^ «Оромо Эфиопии 1500–1800 гг.» (PDF) . п. 22.
- ^ «Оромо: миграция и экспансия: шестнадцатый и семнадцатый века» . Всемирная история . Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ Абир, Мордехай (28 октября 2013 г.). Эфиопия и Красное море Рутледж. п. 139. ИСБН 9781136280900 . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Тримингем, Дж. Спенсер . 1952. Ислам в Эфиопии . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 94.
- ^ Куок, Джозеф (1981). Ислам в Эфиопии от истоков до 16 века (на французском языке). Новые латинские издания. п. 266. ИСБН 978-2-7233-0111-4 .
- ^ Э. Черулли. Ислам вчера и сегодня . п. 339.
- ^ Э. Черулли. Ислам вчера и сегодня . п. 381.