Харар
Харар Харар | |
---|---|
Сверху слева направо: ворота Бадро ; Музей Шерифа; Мечеть Джамия ; Церковь Чеса Селассие; вид на город вдалеке | |
Прозвище: Святых Город | |
Координаты: 9 ° 18'40 "N 42 ° 7'40" E / 9,31111 ° N 42,12778 ° E | |
Страна | Эфиопия |
Область | ![]() |
Правительство | |
• Президент | Ордин Бедри |
Высота | 1885 м (6184 футов) |
Население (2007) [1] | |
• Общий | 99,368 |
• Оценивать (2021) [2] | 153,000 |
Часовой пояс | UTC+3 ( ЕШТ ) |
Официальное название | Харар-Югол, укрепленный исторический город |
Критерии | Культурные: ii, iii, iv, v |
Ссылка | 1189 |
Надпись | 2006 г. (30-я сессия ) |
Область | 48 га |

Харар [а] ( Амхарский : Харар ; Харари : Харар; [4] Английский : Страна Адэр ; [5] Сомали : Херер ; Арабский : هرر ), исторически известный коренным населением как Харар-Гей. [6] или просто Гей [7] : Гей Гей , букв. « город » ) — город-крепость в восточной Эфиопии. ( Харари Он также известен на арабском языке как Город Святых ( арабский : مدينة الأولياء , романизированный : Мадина аль-Аулия ).
Харар — столица региона Харари . Древний город расположен на вершине холма в восточной части страны, примерно в 500 километрах (310 миль) от столицы Эфиопии Аддис-Абебы на высоте 1885 метров (6184 фута).
На протяжении веков Харар был крупным торговым центром, связанным торговыми путями с остальной частью Эфиопии, со всем Африканским Рогом , Аравийским полуостровом , Азией и через свои порты с внешним миром. Харар-Югол, старый город-крепость, был внесен в список Всемирного наследия в 2006 году ЮНЕСКО в знак признания его культурного наследия. [8] Из-за долгой истории участия Харара во времена торговли на Аравийском полуострове правительство Эфиопии объявило уголовным преступлением снос или вмешательство в любые исторические места или сооружения в городе. К ним относятся каменные дома, музеи и предметы, выброшенные во время войны. По данным ЮНЕСКО, он «считается «четвертым священным городом» ислама » с 82 мечетями, три из которых датируются 10 веком, и 102 святынями. [9] [10]
» Яхьи Насраллы В «Фатх Мадинат Харар , неопубликованной истории города XIII века, записано, что легендарный святой Абадир Умар ар-Рида и несколько других религиозных лидеров поселились на плато Харар ок. 1216 (612 г.х. ). [11] сделал Харар новой столицей султаната Адал Позже в 1520 году султан Абу Бакр ибн Мухаммад . [12] Город пережил политический упадок во время последующего эмирата Харар , восстановив некоторое значение только в период Хедивата Египта . Во времена Эфиопской империи город пришел в упадок, сохранив при этом определенный культурный престиж.
Этимология
[ редактировать ]Происхождение названия «Харар» неясно, однако, по мнению археолога Тимоти Инсолла , оно, возможно, происходит от Харлы , древнего населения, жившего до прибытия народа оромо . в регион [13] Среди других возможных этимологий - выдвинутые британским исследователем Ричардом Фрэнсисом Бертоном , который утверждает, что Харар - это отрывок из названия равнины, расположенной к югу от города, или определенного дерева. [14]
История
[ редактировать ]
Когда был основан Харар, неясно, и были предложены различные даты, некоторые утверждают, что первые семитские поселенцы региона, как полагали, принадлежали к хадрами . [15] [16] В любом случае, современный город Харар в основном восходит к 1700-м годам, но само это место было местом города гораздо дольше. [16]
Вполне вероятно, что коренными жителями этого региона были люди Харла . [17] Харар был частью владений королевства Харла в шестом веке. [18] [19] В исламский период город находился в составе союза под названием конфедеративные штаты Зейла . [5] XII века По словам еврейского путешественника Бенджамина Туделского , Зейла была землей Хавилы , ограниченной Аль-Хабашом на западе. [20] [21]
династии Махзуми В девятом веке Харар находился под властью султаната Шева . [22] [23]
Ислам закрепился на плато Харар к 10–11 векам нашей эры благодаря торговле с Зейлой . [16] К 13 веку ислам стал преобладающей религией в регионе. [16]
Возвышение мусульманских государств
[ редактировать ]Харар стал центром исламской культуры и религии на Африканском Роге в конце средневековья.
Согласно Фатху Мадинат Харар , легендарный святой Абадир Умар ар-Рида вместе с несколькими другими религиозными лидерами прибыл с Аравийского полуострова , чтобы поселиться на плато Харар около 612 г. по хиджре (1216 г. н.э.), где Абадира предположительно встретил Харла, Гатури и Народы Аргобба . [24] Согласно традиции, брат Абадира Факр ад-Дин основал султанат Могадишо , а один из его потомков основал султанат Хадия . [25] [26]
Согласно хроникам Амды Сейона I XIV века , Гет (Гей) был колонией в стране Харла. [27] В средние века Харар входил в состав султаната Адал , став его столицей в 1520 году при султане Абу Бакре ибн Мухаммеде . Шестнадцатый век стал золотым веком города. Местная культура процветала, многие поэты здесь жили и писали . Он также стал известен благодаря кофе , ткачеству , плетению корзин и переплетному делу .
Из Харара Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази , также известный как «Гурей» и «Гран», что означает «левша», начал в 16 веке завоевательную войну, которая расширила территорию государства и поставила под угрозу существование соседняя Восточно- православная Эфиопская империя . Его преемник, эмир Нур ибн Муджахид , построил защитную стену вокруг города, чтобы защитить его население от вторжения оромо. , высотой четыре метра с пятью воротами, Это сооружение, называемое Югол до сих пор сохранилось и является символом города для жителей Харари . Люди Силте , Волане , Халаба и Харари жили в Хараре, а первые трое переселились в район Гураге. [28]
Сразу после войн Ахмада Харар испытал сильный голод. [29] Цены на продукты питания и скот значительно выросли: один са (единица, равная четырем горстям ) сорго стоил 12 ашрафи , а такое же количество соли стоило 15. [29] Корова стоила более 300 ашрафи. [29] Когда экономика оправилась от голода, цена са сорго упала до 4–5 махаллаков (подконфессия ашрафи). [29] Очередной голод во время правления Нура ибн Муджахида поднял стоимость са сорго до 2 ашрафи. [29] Это первое упоминание об ашрафи и махаллеке как денежных купюрах в Хараре. [29]

Эмират Харар также отчеканил свою собственную валюту, самые ранние из возможных выпусков, датированные датой, которую можно прочитать как 615 г. хиджры (1218/19 г. н.э.); но первые монеты определенно были выпущены к 1789 году нашей эры, а в 19 веке их было выпущено еще больше. [30]
Элизе Реклю (1886) описывает два основных древних маршрута, ведущих из Харара в Зейлу : один маршрут, проходящий через страну Гадабуурси , и один маршрут, проходящий через территорию Иссы , оба подклана клановой семьи Дир :
«Два маршрута, часто блокируемые набегами грабительских орд, ведут из Харрара в Зейлу. Один пересекает хребет к северу от города, затем снова спускается в бассейн Аваша через перевал и долину Галдесса, и от этого места идет к морю через территорию Иссы, которую пересекает цепь трахитовых скал, идущая на юг. Другой, более прямой, но более трудный маршрут поднимается на северо-восток к перевалу Дарми, пересекая страну Гадибурси или Гудабурси. расположен к югу от небольшого архипелага островков и рифов на той части побережья, где его окружает племя гадибурси. Он имеет два порта: один часто посещается лодками, но непригоден для кораблей, а другой находится недалеко к югу от города. «Хотя он и очень узкий, его глубина составляет от 26 до 33 футов, и он обеспечивает безопасное укрытие для больших судов». [31]
Отклонить
[ редактировать ]
После смерти эмира Нура в государстве Харари началось неуклонное снижение богатства и власти. Более поздний правитель, имам Мухаммед Джаса, родственник Ахмада Грагна, известный как Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази, уступил давлению усиливающихся набегов оромо и в 1577 году покинул город, переехав в Ауссу и сделав своего брата правителем Харара. Новая база не только не смогла обеспечить большую безопасность от вторжения оромо, но и была дополнена вторжениями сомалийцев и в конечном итоге была захвачена соседним народом афар . [32] Имамат Ауссы пришел в упадок в течение следующего столетия, в то время как Харар восстановил свою независимость под руководством Али ибн Дауда , основателя династии, которая управляла городом с 1647 по 1875 год, когда он был завоеван Египтом . [33]
Ричард Фрэнсис Бертон описывает Харар во время своего визита в 1855 году: [34]
«Древняя столица некогда могущественной расы, единственное постоянное поселение в Восточной Африке, известный центр мусульманского образования, город-крепость с каменными домами, обладающий независимым главой, своим своеобразным населением, неизвестным языком и собственной чеканкой монет. центр торговли кофе , штаб-квартира рабства, место рождения завода «Чат »
В 1800-х годах эмир Ахмад III ибн Абу Бакр прекратил весь импорт и экспорт из порта Зейла, выбрав вместо этого Берберу из-за спора со своей матерью, сестрой вождя сомалийского клана Гири, контролирующего маршрут в Зейлу. [35] По словам Ричарда Фрэнсиса Бертона , посетившего во время своих путешествий и Берберу, и Харар, он повторил знаменитое высказывание Харари, услышанное им в 1854 году: «Тот, кто командует в Бербере, держит в своих руках бороду Харара». [36] В этот период рабы из Сидамы и Гураге были важным товаром, экспортируемым на побережье. [37] Значительная часть торговли между двумя историческими городами Харар-Бербера контролировалась торговцами, принадлежащими к Хабр Аваль , клану Исаак, которые также участвовали в торговле знаменитыми кофейными зернами Харари, которые назывались кофе Бербера . на международном рынке [38] [39] Харар также был домом для многочисленных сомалийских ученых, которые приезжали в город для изучения, наиболее известным из которых был шейх Мадар, основатель Харгейсы . [40] [41]
Харар, судя по всему, начал чеканить монеты более или менее непрерывно во время правления эмира Абд аль-Шакура ибн Юсуфа . [29] Сохранившиеся монеты времен его правления отличаются высоким качеством, высоким содержанием серебра и четкими надписями, отражающими использование хороших штампов . [29] Валюта сильно обесценилась при Мухаммеде ибн Али , который ввел новый тип монет, сильно легированных оловом , чтобы выполнить свои обязательства перед своими братьями Госа. [29] Он постановил, что любой, у кого есть старая валюта, должен обменять ее на новую. [29] Мухаммад Мухтар , офицер египетской армии, написал в 1876 году, осуждая это как массовое мошенничество. [29] В 1883 году немецкий путешественник написал, что эта валюта не стоит и одной десятой своей номинальной стоимости. [29]
19 век
[ редактировать ]
В 1875 году Мухаммад Рауф-паша возглавил египетские войска из Зейлы во внутренние районы юго-восточной Эфиопии, притворяясь научной экспедицией.Он занял Харар 11 октября 1875 года. [42]
Рауф-паша первоначально приостановил обращение монет Харари и отправил несколько образцов в Каир для анализа, надеясь заменить их египетской валютой. [29] Однако правительство Египта не смогло предоставить для этого достаточно денег и посоветовало ему продолжать использовать валюту Харари. [29] Однако стоимость махаллака Харари была переоценена с 33 талеров Марии Терезии до 300 за доллар после. [29] После того, как анализ содержания серебра в монетах был завершен, оно было изменено на 311 талера. [29]
В период египетского правления (1875–1884) Артюр Рембо жил в городе в качестве местного функционера нескольких различных коммерческих компаний, базирующихся в Адене ; он вернулся в 1888 году, чтобы возобновить торговлю кофе, мускусом и шкурами, пока смертельная болезнь не вынудила его вернуться во Францию. Дом, который, как говорят, был его резиденцией, теперь является музеем. [43]
В 1885 году Харар восстановил свою независимость при амире Абдуллахи , но это продлилось всего два года. Абиссинские силы Швы вторглись в эмират Харар в 1886 году, но потерпели поражение от войск эмира во время битвы при Хирне . [44] Несколько месяцев спустя, 9 января 1887 года, во время битвы при Челенко , шеванский король Менелик II возглавил завоевание Харара. [45]
Харар был местом, где современное эфиопское государство чеканило свои первые монеты при Менелике II с датой 1885 г. н.э. (1892 г. н.э.). [29]
Харар потерял часть своего коммерческого значения с созданием построенной французами железной дороги Аддис-Абеба-Джибути , первоначально предназначенной для прохождения через город, но направленной к северу от гор между Хараром и рекой Аваш, чтобы сэкономить деньги. В результате этого в 1902 году был основан Дыре Дава как Новый Харар . Британцы планировали оживить исторический торговый путь Харар-Бербера, соединив два города железнодорожным транспортом в качестве средства поддержки торговли. Однако парламент наложил вето на эту инициативу на том основании, что она нанесет ущерб сердечному согласию между Францией и Великобританией. [46]
Все торговые пути, связывающие Харар с побережьем Сомали, проходили через территории Сомали и Оромо , где субкланы Гадабуурси и Исса из клановой семьи Дир владели монополией торговли, как упоминается в « Истории Харара и Харари» :
«В XIX веке юрисдикция амиров ограничивалась Хараром и его ближайшими окрестностями, тогда как все торговые пути к побережью проходили через Оромо и сомалийские территории. Реальных путей было только два: один — Джалдейсса, через сомалийскую Иссу. и территории Ноле Оромо, другие территории Дарми через Гадабурси. Сомали, которые владели монополией в качестве перевозчиков, в полной мере воспользовались преобладающими условиями, и торговцы стали жертвой всех форм злоупотреблений и вымогательства ... Под контролем. Этим агентам караван поручался аббансу (защитнику каравана), который обычно принадлежал Иссе или Гадабурси, когда он направлялся к побережью, и Джарсо, когда он направлялся во внутренние районы». [47]
20 век до настоящего времени
[ редактировать ]

Харар был захвачен итальянскими войсками под командованием маршала Родольфо Грациани во время Второй итало-эфиопской войны 8 мая 1936 года. 1-й батальон нигерийского полка , наступавший из Джиджиги через перевал Марда , захватил город для союзников 29 марта 1941 года. [48] После заключения англо-эфиопского соглашения в 1944 году правительству Соединенного Королевства было предоставлено разрешение на открытие консульства в Хараре, хотя британцы отказались ответить взаимностью, разрешив эфиопское консульство в Харгейсе . После многочисленных сообщений о британской деятельности в Хауде , нарушившей Лондонское соглашение 1954 года , министерство иностранных дел Эфиопии приказало закрыть консульство в марте 1960 года. [49]
Железная дорога от Берберы до Харрара в Абиссинии была предложена как средство обеспечения легкого доступа к внутренней части протектората и в то же время для обслуживания торговли Абиссинии; но на него было наложено вето на том основании, что конкурировать с французской железной дорогой от Джибути до Аддис-Абебы было бы плохой политикой в то время, когда сердечное согласие только что прочно зацементировалось. [50]
В 1995 году город и его окрестности стали эфиопским регионом (или килилом ). самостоятельным [ нужна ссылка ] для В настоящее время строится трубопровод подачи воды в город из Дыре Дава . [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]По словам сэра Ричарда Бертона, Харар является родиной растения ката . [51] Говорят, что первоначальное растение одомашненного кофе было родом из Харара. [52]
Климат
[ редактировать ]Климат Харара классифицируется как субтропический высокогорный климат ( Cwb ) в системе классификации климата Кеппена-Гейгера .
В течение года температура днем от теплой до очень теплой, а утром прохладной или умеренной. Дожди выпадают с марта по октябрь с пиком в августе, тогда как с ноября по февраль обычно бывает сухо.
Климатические данные для Харара, высота 1856 м (6089 футов), (1971–2000 гг.) |
---|
Демография
[ редактировать ]
По данным национальной переписи населения 2007 года, проведенной Центральным статистическим агентством Эфиопии (CSA), в городе Харар проживало 99 368 человек, из которых 49 727 мужчин и 49 641 женщина. [1] : 7 Шестью крупнейшими этническими группами, зарегистрированными в Хараре, были амхара (40,55%), оромо (28,14%), харари (11,83%), гураге (7,94%), сомалийцы (6,82%) и тиграяны (2,76%). ); все остальные этнические группы вместе составляли менее 2% населения. [1] : 23 На амхарском языке как на первом языке говорят 49,2% горожан, на оромо - 23,7%, харари - 12,2% и сомалийском - 6,6%. [1] : 25 Большинство городских жителей исповедовали эфиопское православие , при этом 48,54% населения сообщили, что исповедуют эту веру, в то время как 44,56% населения заявили, что они мусульмане , а 6,14% были протестантами . [1] : 28 [54]
Этническая принадлежность
[ редактировать ]
Баркер Хейнс сообщил в 1840 году, что большинство населения Харара составляли харари, несколько оромо , афаров , сомалийцев исса и арабских торговцев из Йемена . однако присутствовали также [55] В 1855 году Ричард Фрэнсис Бертон описал, что в Хараре проживает около 8000 жителей; 3000 бедуинов (имеются в виду сезонные кочевники, которые «приходят и уходят»), 2500 харари и 2500 сомалийцев . [56] Бертон также сообщил о большом присутствии оромо, ведущем в город. [57] Во время своего визита в хедиват Египта , оккупировавший эмират Харар , исследователь Паултишке описывает, что в Хараре проживает около 40 000 жителей, из которых 25 000 составляют харари, 6 000 оромо, 5 000 сомалийцев, 3 000 абиссинцев , а также меньшинство европейцев и азиатов. [58]
После завоевания Харарского эмирата Эфиопской империей приток амхаров поселился в Хараре и его окрестностях. [59] Сомалийское население города было уничтожено после свержения Лиджа Иясу абиссинскими ополченцами. [60] Коренные жители Харари, которые когда-то составляли большинство в городе-крепости, составляют менее 15% из-за этнических чисток, проводимых режимом Хайле Селассие . [61] [62] [63] В результате репрессий со стороны эфиопского режима в конце 1970-х годов численность Харари, проживающего в Аддис-Абебе, превышала численность жителей Харара. [64] По словам Финера, харари так и не оправились от репрессий, предпринятых государством в 1948 году. [65]
Сомалийские племена, окружающие Харар, в основном происходят из и Исса Дира Гадабуурси и субклана Каранле Хавийе субкланов . Они представляют самые коренные сомалийские кланы в регионе. [66] Кланы Дарод Гери и Джидваак также населяют районы недалеко от Харара. « Гадабуурси » и «Гери Сомали» наносят удар сразу к северу и северо-востоку от города. Ричард Фрэнсис Бертон (1856 г.) описывает сомалийские кланы Гадабуурси и Гери как простирающиеся в пределах видимости Харара. [67] [68] Реки Исса Джидваак и Каранле -Хавие простираются на север и северо-запад, а – на восток. [69] [70]
И. М. Льюис (1998) утверждает:
«Включая земли вокруг Харара и Дыре-Давы, населенные сомалийцами кланов Иисе и Гадабуурси». [71]
План города
[ редактировать ]
Старый город-крепость Харар разделен на 5 кварталов: Ассум Бари, Аргобба Бари , Сукутат Бари, Бадро Бари и Асмадин Бари . [16] Эти кварталы затем делятся на кварталы, называемые Тойя , которые часто называют в честь мусульманской святыни или выдающегося дерева, служащего местной достопримечательностью. [16] По данным С.Р. Уолдрона, примерно в 1975 году таких кварталов было 59. [73]
В конце 1960-х годов еще можно было обойти городские стены пешком; это заняло около часа. [73] Однако к началу 1980-х годов это уже было невозможно, потому что город начал расширяться за пределы окруженного стеной города, при этом некоторые здания строились непосредственно к внешней стороне стены. [73]
Стены и ворота Харара
[ редактировать ]
Старый город Харара площадью около 60 гектаров (150 акров). [74] окружен валами с северной и восточной стороны и частично с южной стороны. Есть пять древних городских ворот. Это по часовой стрелке с севера цитадели:
- Ассум Бари (расположен на севере)
- Аргобба Бари (расположен на востоке)
- Сукутат Бари (расположен на юго-востоке)
- Бадро Бари (расположен на юге)
- Асмадин Бари (расположен на западе)
Другие ворота, такие как неофициальные современные шестые «ворота Харара», были построены после абиссинского вторжения в 19 веке. [75]
Дома
[ редактировать ]
Дома Харари, известные как гей гар («городской дом», множественное число: гей гарач ), образуют особый архетип, который отличается от других мусульманских регионов и от других частей Эфиопии. [76] Традиционный дизайн дома Харари широко используется и сегодня, с небольшими изменениями, и Харари, переехавшие в другие города, стараются придерживаться подобного стиля. [73] Харари очень гордятся своими домами, и они составляют важную часть культуры Харари. [76]
Комплекс, обнесенный стеной ( абат ), состоит из нескольких жилых домов, которые имеют одни и те же стены, но не соединены между собой. [73] Они расположены вокруг внутреннего двора, причем большинство окон выходят во двор, а не на улицу. [73] Двери индивидуальных домов почти всегда направлены на восток или запад; Двери, выходящие на север или юг, встречаются редко. [76] По словам Кабира Абдулмухеймена Абдулнасира, фермеры и торговцы часто имеют двери, выходящие на восток, чтобы они могли рано вставать на работу. [76] Несколько семей, живущих в одном комплексе, делят одну или две кухни , которые не связаны с жилыми домами. [73] Стены, окружающие комплексы, соединены так, что они практически непрерывны. [73] Внешние ворота, выходящие на улицу, обычно деревянные, но иногда и железные, их либо красят, либо белят. [73] Стены образуют архитрав . вокруг себя [73]
Иногда несколько соединений объединяются в «блок» соединений, окруженных одной стеной, а затем имеющих вокруг себя свои собственные стены. [73] Эти «блоки» устроены так, что посетитель минует первый комплекс, не дойдя до второго и т. д. [73]
Строительными материалами являются местный камень, а смесь толченых камней и глины используется в качестве раствора и штукатурки для покрытия стен перед их побелкой. [73] Это касается как новых домов, так и старых. [73]

План . типичного дома Харари прямоугольный [73] Главная комната — это большая гостиная, называемая гидир гар или гар экад . [73] Гидир гар имеет несколько приподнятых платформ, называемых надаба , которые выполняют функцию сидений или кроватей. [73] В типичном доме будет пять надаб. [73] В задней части гидир-гара, напротив входной двери, расположены две надаба: «маленькая», или тит-надаба , а за ней «большая», или гидир-надаба , которая находится несколько выше. [73] Это две самые большие надабы. [76] Обувь можно носить до тит-надаба, но затем ее необходимо снять. [73] Тит надаба – это место, где сидят молодые люди или люди с меньшим стажем. [76] На этой надабе также спят дети. [76] Исторически сложилось так, что при эмирском суде он служил резиденцией истцов или ответчиков. [76] В гидир-надабе сидят старейшины и люди, считающиеся более старшими. [76] Исторически при дворе эмира здесь заседали сановники. [76] Когда человек умирает, его тело перед захоронением оставляют на гидир-надабе в знак уважения. [76] В гидир-надабе выкапывают таз, наполняют его водой и используют для омовения тела, а затем тазик наполняют снова. [76]
Амир надаба , или надаба почета, предназначен для хозяина дома и почетных гостей; он может быть как слева, так и справа, в зависимости от дома. [73] Он расположен так, что глава семьи может видеть, кто входит в дом, и действовать соответствующим образом. [76] «Скрытая» надаба, или сутри надаба , также может находиться с любой стороны, но всегда находится за выступающей колонной или максазу . [73] Исторически это место известно как « малассай надаба», потому что здесь сидела охрана эмира во время встреч или судебных дел. [76] Сутри-надаба используется для сна. [73] Его также используют как сиденье, на котором муж отдыхает, когда приходит домой. [76] Наконец, есть габти ахер набада , или тот, что за входной дверью. [73] Подобно амиру и сутри-надабам, этот может находиться как слева, так и справа. [73] В задних углах иногда имеются встроенные шкафы или платяные шкафы, называемые набада дера с. [73] Наличные [76] а важные документы хранятся в сундуке в набада-дере. [73] Верхняя часть набада-деры используется для хранения одежды, принадлежащей хозяину дома. [76]

Гидир гар имеет встроенные ниши, называемые такетами , которые используются для хранения и демонстрации личных вещей. [73] [16] Они расположены довольно высоко, их обычно 11: пять на главной стене напротив двери, а остальные на других стенах. [73] Две прямоугольные ниши в середине главной стены (называемые ēqäd ṭāqēt ) обычно используются для хранения книг, особенно Корана . [73] Их прямоугольная форма должна напоминать о смерти и могиле. [73] Помимо 11 основных ниш, в надабах иногда имеются еще ниши, которые используются для хранения обуви или курильницы . [73]

По обе стороны от входа есть открытые двери, ведущие в киртат , который представляет собой боковую комнату с низким потолком и собственной надабой. [73] На стене между киртатом и гидир-гаром иногда имеется оконная перегородка с декоративной резьбой по дереву. [73] Женщины обычно остаются в киртате, когда мужчины устраивают баршу (встречу, где обсуждают кат и медитируют). [73] В прошлом киртат также был местом, где молодая невеста жила в уединении в течение 8 месяцев после свадьбы. [73] В этом случае вход в кирте, у которого нет двери, закрывается бамбуковой ширмой и занавеской. [73]
Вторая боковая комната с низким потолком, дэра , соединена с киртетом небольшой дверью. [73] Он используется для хранения предметов, не подверженных нападению крыс . [73] Рядом с дверью в стене дэра есть специальная ниша, где афлалы . хранятся [73] Это черные глиняные сосуды с длинными горлышками, закрытые удлиненными плетеными крышками, называемые афлала уфа с. [73] Они используются для хранения семейных украшений и других ценностей, а также пуповины детей семьи. [73] По словам Фетии Ахмед, куратора музея культуры Харари, перевернутые крышки указывают на то, что муж умер и что в доме живет вдова. [76]
Дера — это личное пространство, где муж и жена могут разговаривать так, чтобы их дети не слушали. [76] Его также используют дети в возрасте от 3 до 7 лет, чтобы есть во время Рамадана вдали от посторонних глаз, прежде чем они начнут поститься весь день в возрасте 7 лет. [76] Дера построена из пористого камня без цемента, чтобы обеспечить лучшую вентиляцию. [76]
Потолок над гидир гаром поднимается на всю высоту дома. [73] Однако над боковыми комнатами есть верхний уровень, называемый кала . [73] Первоначально кала использовалась в основном для хранения вещей, а иногда и как спальное место, и никак не была отделена от гидир гара. [73] Однако с конца 19 века их обычно разделяет деревянная перегородка, и кала по сути превратилась в отдельный второй этаж, часто с несколькими комнатами, хотя и без надаба или других сооружений. [73] Лестница на галу обычно состоит из шести-девяти ступенек. [73] В новых домах есть резные деревянные перила , а в старых - нет. [73]
Потолки домов традиционно изготавливаются из тонких стволов деревьев, с которых содрана кора. [73] Сегодня потолок побелен вместе с остальной частью дома. [73] Одна балка, расположенная над краем тит-надаба, называется хамиль ; сегодня на него вешают неоновую лампу, но в прошлом люди вешали на него страусиное яйцо , поскольку считалось, что это защитит дом от молнии. [73] Сегодня потолки сделаны из лакированных деревянных досок, причем хамиль отличается большими размерами и четкой формой. [73]
Полы традиционно делают из красной земли (так называемой кед афар ), а части надаба, не покрытые ковриками или циновками, также окрашиваются в красный цвет. [73] Сегодня они часто выложены плиткой, обычно с присутствием хотя бы небольшого количества красного цвета. [73] Красный цвет должен напоминать о крови, пролитой в битве при Челенко . [73]
К некоторым домам примыкает титгар или «маленький дом», имеющий отдельный вход и собственную надабу. [73] Титгар часто не связан с главным домом. [73] Его используют младшие члены семьи, а иногда и сдают в аренду арендаторам. [73] Начиная с 20-го века, некоторые дома добавляют еще один уровень над тит гаром и соединяют его с калой, а также имеют отдельный вход по лестнице снаружи дома. [73]
В каждом комплексе обычно была отдельная комната для батрака или слуги без надаба или боковых комнат. [73] Также будут конюшни для коров и ослов. [73] Также обычно есть один или два «кухонных дома», не связанных с домами, обычно расположенных по обе стороны двора. [73] На этих кухнях нет окон, дым выходит через дверь, поэтому со временем стены покрываются сажей. [73] Полки из стволов деревьев используются для хранения кухонной утвари. [73]
Раньше в домах Харари практически не было мебели. [73] С 20 века получили распространение простые деревянные стулья в западном стиле, а также металлические каркасы кроватей с матрасами из капока, которые устанавливаются на сутри надаба. [73]
Ричард Фрэнсис Бертон описал дом эмира как единственное здание, фасад которого был побелен, подразумевая, что большинство зданий не были украшены во время его визита в 1800-х годах. [73] Еще в 1935 году большинство домов также описывалось как некрашеные и не побеленные. [73] Однако сегодня хараритяне обычно белят свои дома известняковой смесью (так называемой насих афар ) по крайней мере один раз, а в идеале — два раза в год: один раз перед Рамаданом и еще раз перед фестивалем Арафа . [73] При этом тщательно очищаются предметы домашнего обихода и корзины. [73] Сегодня вместо побелки стены иногда красят масляными красками . [73] Это может быть любой цвет, но наиболее популярен зеленый. [73]

Внутренней отделкой домов обычно занимаются женщины. [73] Они покрывают надабы ковриками, циновками и подушками, а стены украшают плетением харари (которое также обычно изготавливают женщины). [73] Эмалированные тарелки и миски и сегодня висят на стенах. [73] Декоративные корзины обычно вешают симметрично и парами. [73] В каждом доме есть свой стиль оформления, и гости-женщины часто комментируют, как им нравится, как украшен дом хозяина. [73] Существует стереотип, что молодые женщины более привередливы в украшении своих домов, чем женщины постарше, и что молодые пары повторно натирают полы красной землей раз в неделю, а пожилые делают это всего несколько раз в год. [73]
Самый большой вид декоративных корзин — это те, в которых подают хлеб и сладости на женских посиделках. [73] У них есть высокие конические крышки, которые подвешиваются над ними и перекрывают их. [73] Их вешают в один или два ряда на стене за гидир-надабой и под нишами, обычно в чередующихся парах. [73] Между Экад Такетами , двумя прямоугольными нишами в центре, используемыми для хранения книг, находится вертикальная линия небольших плетеных тарелок, называемых сагари , вместе с их крышками. [73] Их используют для подачи кофейных зерен на свадьбах или поминках. [73] Обычно они состоят из группы из 3 человек, причем двое из них имеют одинаковый узор и дизайн. [73] Рядом с амиром надабой и дерой стена украшена парами других плетеных тарелок. [73] Они размером с тарелку для завтрака и традиционно используются для подачи хлеба. [73] Две из них называются «корзины для свекрови » , или Хамат мот , и их семья невесты дарит родственникам на свадьбе. [73]
Эмигранты из Харара часто стараются, когда это возможно, придерживаться традиционной планировки домов Харари, даже в зданиях с разными архитектурными стилями. [73] Будет установлен своего рода гидир гар с ковриками и подушками, образующими неформальную надабу, а стены будут украшены традиционными плетениями Харари. [73]
Достопримечательности
[ редактировать ]

Помимо каменной стены, окружающей город, в старом городе находятся 110 мечетей и множество других святынь , центр которых находится на Ферес Магала площади . Известные здания включают собор Медхане Алем , дом Артюра Рембо , мечеть Джами 16-го века и исторические Великие Пять ворот Харара. Стадион «Харрар Бира» — домашний стадион футбольного клуба «Харрар Бир Бутлинг» . Также можно посетить рынок .
Давняя традиция кормления мясом пятнистых гиен также превратилась в 1960-е годы во впечатляющее ночное шоу для туристов . [77] (См. пятнистых гиен в Хараре .)
Другие достопримечательности включают самую высокую амбу с видом на город, гору Кондудо или гору «W», где обитает древняя популяция диких лошадей . Научная миссия 2008 года предприняла усилия по их сохранению, поскольку животные находятся под серьезной угрозой исчезновения. [78]
Пивоварня Харар была основана в 1984 году. Ее пиво можно попробовать в социальном клубе пивоварни, расположенном рядом с пивоварней в Хараре. [79] [80]
Междугороднее автобусное сообщение обеспечивает компания Selam Bus Line Share .
Подлинность
[ редактировать ]Харар-Джугол — редкий пример относительно хорошо сохранившегося исторического города, который до наших дней сохранил свои традиции, городскую структуру и богатое мусульманское культурное наследие Харари. Это один из священных городов ислама в Африке и столица региона меньшинства в христианской Эфиопии. Исторический город физически ограничен и четко определен окружающей стеной 16-го века, а обстановка вдоль восточной и юго-восточной сторон территории сохранена. Однако неуместные вмешательства, такие как оштукатуривание домов, замена деревянных дверей на металлические, использование нетрадиционных материалов и визуальное воздействие, такое как телевизионные антенны, постепенно влияют на подлинность исторической ткани.
Города-побратимы
[ редактировать ]Страна | Город |
---|---|
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Известные жители
[ редактировать ]- 'Абдаллах II ибн 'Али 'Абд аш-Шакур , последний эмир Харара
- Абадир Умар ар-Рида , легендарный мусульманский святой и основатель Харара
- Махфуз , имам и генерал султаната Адал
- Бати дель Вамбара , жена Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази
- Нур ибн Муджахид , эмир Харара
- Абдулла аль-Харари , лидер аль-Ахбаша
- Малик Амбар , лидер Ахмаднагарского султаната
- Али ибн Дауд , основатель эмирата Харар
- Посол Мохаммед Абдурахман, первый юрист Харари, внук Хаджи Абдуллахи Садика
- Хаджи Абдуллахи Али Садик , бизнесмен и губернатор Огадена 1889-1914 гг.
- Артюр Рембо , французский поэт, поселился купцом в Хараре между 1880 и 1891 годами.
- Абдулла Тахир , губернатор Джигджиги
- Хайле Селассие , император Эфиопии
- Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази , лидер султаната Адал
- Шейх Мадар Ширва , сомалийский шейх, основавший Харгейсу
- Амха Селассие , император Эфиопской империи (назначенный)
- Мохаммед Хассен , историк оромо
- Мохаммед Ахмед , бывший генеральный директор Эфиопских авиалиний
См. также
[ редактировать ]- язык харари
- Харари люди
- Восточный Харарге
- Западный Харарге
- Дире Дава
- Харарская пивоварня
- Производство кофе в Хараре
- Харгейса , город в Сомалиленде, также называемый «Маленький Харар».
- Ислам в Эфиопии
- Проект Харар
- Народ силте , этнический народ, утверждающий, что он происходит из Харара.
- Список объектов всемирного наследия в Эфиопии
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Перепись населения и жилищного фонда 2007 г. - Статистические данные Харари» (PDF) . Центральное статистическое агентство . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ «Прогноз численности населения городов по состоянию на июль 2021 года» (PDF) . Статистическое агентство Эфиопии . 2021 . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 16.
- ^ Леслау, Вольф (1959). «Анализ словарного запаса Харари» Анналы Эфиопии . 3 : 275. дои : 10.3406/ethio.1959.1310 .
- ^ Jump up to: а б Вахиб, Ахмед (октябрь 2015 г.). История Харара и Харари (PDF) . Региональное государственное бюро народа Харари, культуры, наследия и туризма. п. 45.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Мордехай, Абир. Торговля и политика в Эфиопском регионе 1830–1855 гг. (PDF) . Лондонский университет. п. 246.
- ^ Бэйнс-Рок, Маркус (24 августа 2015 г.). Среди пожирателей костей встречаются встречи с гиенами в Хараре . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271074047 .
- ^ «Заповедник панд и район текилы присоединятся к объектам Всемирного наследия ООН» . Un.org. 13 июля 2006 г. Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ «Харар-Югол, исторический укрепленный город» . Список всемирного наследия . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 6 августа 2009 г.
Он считается «четвертым священным городом» ислама и был основан святым миссионером с Аравийского полуострова.
- ^ «Пять новых объектов наследия в Африке» . Би-би-си. 13 июля 2006 г. Проверено 18 декабря 2006 г.
Харар-Джугол, считающийся четвертым священным городом ислама, включает в себя 82 мечети, три из которых датируются 10 веком, и 102 святыни.
- ^ Зигберт Улиг, Энциклопедия Aethiopica: He-N , Том 3, (Издательство Otto Harrassowitz: 2007), стр. 111 и
- ^ Ричард Панкхерст, История эфиопских городов (Висбаден: Franz Steiner Verlag, 1982), стр. 49.
- ^ Инсолл, Тимоти. Первые шаги в археологии Харара, Эфиопия . Эквинокс Паблишинг Лимитед. стр. 209–210.
- ^ Бертон, Ричард. Первые шаги в Восточной Африке, или Исследование Харара, том 2 . Тилстон и Эдвардс. п. 1.
- ^ Уокер, Бетани (6 октября 2020 г.). Оксфордский справочник по исламской археологии . Издательство Оксфордского университета. п. 425. ИСБН 978-0-19-750787-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Инсолл, Тимоти (2003). Археология ислама в Африке к югу от Сахары . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 77–8. ISBN 0-521-65171-9 . Проверено 25 августа 2021 г.
- ^ Гебисса, Иезекииль (2004). Лист Аллаха: Кат и преобразования сельского хозяйства в Харерге, Эфиопия, 1875–1871 гг. Издательство Университета штата Огайо. ISBN 978-0-85255-480-7 . , стр. 36
- ^ Белейн, Антене (2014). «Этномедицинские растения, используемые для лечения недугов человека в доисторических местах долин Харла и Денгего, восточная Эфиопия» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 10:18 . дои : 10.1186/1746-4269-10-18 . ПМЦ 3933041 . ПМИД 24499509 .
- ^ Инсолл, Тимоти. «Первые шаги в археологии Харара, Эфиопия» . Журнал исламской археологии . Архивировано из оригинала 4 февраля 2020 года . Проверено 18 июня 2020 г.
- ^ Адлер, Элкан Натан (2014). Еврейские путешественники . Рутледж. п. 61. ИСБН 978-1-134-28606-5 .
- ^ Журнал Сент-Джеймс . Хоулстон и Райт. 1868. с. 84.
- ^ Этноистория народа халаба (PDF ) п. 15 . Получено 20 октября.
- ^ Остебо, Терье (2011). Локализация салафизма: религиозные изменения среди мусульман-оромо в Бале, Эфиопия . БРИЛЛ. п. 56. ИСБН 978-90-04-18478-7 .
- ^ Браукэмпер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-8258-5671-7 . , стр. 107
- ^ Хассен, Мохаммед (2015). Оромо и христианское королевство Эфиопия: 1300–1301 гг. Бойделл и Брюэр. п. 99. ИСБН 978-1-84701-117-6 .
- ^ Лулинг, Вирджиния (2002). Сомалийский султанат: город-государство Геледи более 150 лет . Издатели транзакций. ISBN 978-0-7658-0914-8 .
- ^ Бадж, Э.А. Уоллис (2014). История Эфиопии: Том I (Возрождение Рутледжа): Нубия и Абиссиния . Рутледж. п. 297. ИСБН 978-1-317-64915-1 .
- ^ Красс, Иоахим (2001). «Кабена и волане: два народа региона Гураге и их истории в соответствии с их собственными устными традициями» . Анналы Эфиопии . 17 (1): 180 . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Зекария, Ахмед (1991). «Монеты Харари: предварительный обзор» . Журнал эфиопских исследований . 24 : 23–46. JSTOR 41965992 . Проверено 28 августа 2021 г.
- ^ Ричард Панкхерст , Введение в экономическую историю Эфиопии (Лондон: Дом Лалибелы, 1961), стр. 267.
- ^ Реклю, Элизе (1886). Земля и ее обитатели Универсальная география Том. X. Северо-Восточная Африка (PDF) . JS Virtue & Co, Limited, 294 City Road.
Два маршрута, часто заблокированные набегами грабительских орд, ведут из Харрара в Зейлу. Один пересекает хребет к северу от города, затем снова спускается в бассейн реки Аваш через перевал и долину Галдесса и от этого места идет к морю через территорию Иссы, которую пересекает цепь трахитовых скал, идущих на юг. Другой, более прямой, но более трудный маршрут поднимается на северо-восток к перевалу Дарми, пересекая страну Гадибурси или Гудабурси. Город Зейла расположен к югу от небольшого архипелага островков и рифов в той части побережья, где его окружает племя Гадибурси. Он имеет два порта: один посещается лодками, но непригоден для кораблей, а другой, расположенный недалеко к югу от города, хотя и очень узкий, имеет глубину от 26 до 33 футов и обеспечивает безопасное укрытие для больших судов.
- ^ Харбезон, Джон (1978). «Территориальная политика и политика развития на Африканском Роге: дальняя часть долины Аваш» . Дела Африки . 77 (309). Издательство Оксфордского университета: 486. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a097023 . JSTOR 721961 .
- ^ Ричард Панкхерст, Эфиопские границы (Лоуренсвилль: Red Sea Press, 1997), стр. 375–377
- ^ Бертон, Ричард. Первые шаги в Восточной Африке .
- ^ Ахмад б. Абу Бакр Эфиопская энциклопедия.
- ^ Йонас, Раймонд (2011). Битва при Адве . Издательство Гарвардского университета. п. 74.
- ^ Толедано, Эхуд (14 июля 2014 г.). Османская работорговля и ее подавление . Издательство Принстонского университета. п. 31. ISBN 9781400857234 .
- ^ Бен-Дрор, Авишай (23 августа 2018 г.). Колониальный опыт Эмиратов, Египта и Эфиопии в Хараре конца девятнадцатого века . Издательство Сиракузского университета. п. 24. ISBN 9780815654315 .
- ^ Хантер, Фредерик (1877). Отчет о британском поселении Аден в Аравии . Сенгадж Гейл. п. 41.
- ^ Бертон. Ф., Ричард (1856). Первые шаги в Восточной Африке . п. 360.
- ^ Абдуллахи, Абдурахман (18 сентября 2017 г.). Осмысление истории Сомали: Том 1 . Издательства Адонис и Эбби. п. 80. ИСБН 9781909112797 .
- ^ Зевде, Бахру (17 марта 2002 г.), История современной Эфиопии, 1855–1991 гг ., Издательство Университета Огайо, стр. PT74, ISBN 978-0-8214-4572-3
- ^ Манро-Хей, Стюарт (2002). Эфиопия, неизведанная земля: Культурный и исторический путеводитель . Академик Блумсбери. п. 184. ИСБН 978-1-86064-744-4 .
- ^ Гарольд Г. Маркус, Жизнь и времена Менелика II: Эфиопия, 1844–1913 гг ., (Лоуренсвилль: Red Sea Press, 1995), стр. 91
- ^ Колк, Ричард А. (1971). «Оккупация Харара: январь Журнал эфиопских исследований 9 (2): 1–20. JSTOR 41967469 .
- ^ Исследование железной дороги Бербера-Харрар, том. 1 (Отчет).
- ^ Ахмед, Вехиб М. (2015). История Харара и Харари (PDF) . Региональное государственное бюро культуры, наследия и туризма народа Харари.
В XIX веке юрисдикция амиров ограничивалась Хараром и его окрестностями, а все торговые пути к побережью проходили через оромо и территории Сомали. Было только два практически осуществимых маршрута: один - через Джалдейсу, через территории Сомали Исса и Ноле Оромо, другой - через Дарми, через Гадабурси. Сомали, обладавшие монополией в качестве перевозчиков, в полной мере воспользовались преобладающими условиями, а торговцы стали жертвой всех форм злоупотреблений и вымогательства ... Под наблюдением этих агентов караван будет передан аббансу (защитнику караванов). , который обычно принадлежал к Иссе или Гадабурси, когда направлялся к побережью, и к Ярсо, когда направлялся во внутренние районы.
- ^ Энтони Моклер, Война Хайле Селассие (Нью-Йорк: Olive Branch, 2003), стр. 145, 367f
- ^ Джон Спенсер, Эфиопия в страхе: личный отчет о годах Хайле Селассие (Алгонак: Справочные публикации, 1984), стр. 282–287.
- ^ Военно-морской флот повсюду, 1919. с. 244
- ^ Либермн, Марк (2003). «Языковые отношения: семьи, взяточничество, тюрьмы» . Базовый справочник . 28 . Питтсбург, США: Академики Пенсильванского университета: 217–229 . Проверено 27 апреля 2012 г.
- ^ Дикий, Энтони (2004). Кофе: темная история . Четвертая власть. ISBN 978-1-84115-649-1 .
- ^ «Климатическая база данных CLIMWAT» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ «Харар» . БРИЛЛ .
- ^ Мордехай, Абир. Торговля и политика в Эфиопском регионе 1830–1855 гг. (PDF) . Лондонский университет. п. 247.
- ^ «Журнал Азиатского общества Бомбея» . Азиатское общество Бомбея . 16 : 121. 1885.
- ^ Бертон, Ричард (1894). Первые шаги в Восточной Африке . Тилстон и Эдвардс. п. 19 .
До городских ворот страна населена галласами.
- ^ «Краеведческая история Эфиопии» (PDF) . Институт Северной Африки . Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2017 года . Проверено 9 октября 2017 г.
- ^ Множественные медицинские системы на Африканском Роге: наследие шейха Гиппократа . Рутледж. 28 октября 2013 г. ISBN. 9781136143380 .
- ^ Фике, Элои (2014). Жизнь и времена Лиджа Иясу из Эфиопии: новые идеи Издательство ЛИТ Мюнстер. п. 158. ИСБН 9783643904768 .
- ^ Адунга, Аянлем. «Харари» (PDF) . Эфиопская демография и здоровье .
- ^ Вахиб, Ахмед (октябрь 2015 г.). История Харара и Харари (PDF) . Региональное государственное бюро народа Харари, культуры, наследия и туризма. п. 141 . Проверено 26 ноября 2017 г. .
- ^ Матшанда, Намхла (2014). Центры на периферии: переговоры о территориальности и идентификации в Хараре и Джиджиге с 1942 года (PDF) . Эдинбургский университет. п. 199. S2CID 157882043 . Архивировано из оригинала (PDF) 31 января 2020 года.
- ^ Шетлер, январь. «Строительство «Города мира» посредством межобщинной ассоциации мусульманско-христианских отношений в Хараре, Эфиопия, 1887–2009 гг.» (PDF) . Манчестерский университет .
- ^ Финер, Майкл (2004). Ислам в мировых культурах: сравнительные перспективы . АВС-КЛИО. п. 230. ИСБН 9781576075166 .
- ^ Универсальная география: Земля и ее обитатели (PDF) .
- ^ Бертон, Ричард (1856). Первые шаги в Восточной Африке (1-е изд.). Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс.
и оттуда простирается на юго-запад среди Гудабирси и Гирхи Сомала, которые простираются в пределах видимости Харара.
- ^ Льюис, IM (1998). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе . Пресса Красного моря. п. 100. ИСБН 9781569021033 .
- ^ Сликкервер (28 октября 2013 г.). Множественные медицинские системы на Африканском Роге: наследие шейха Гиппократа . Рутледж. п. 140. ИСБН 9781136143304 .
- ^ Льюис, IM (17 марта 2003 г.). Современная история Сомали: нация и государство на Африканском Роге . Издательство Университета Огайо. ISBN 9780821445730 .
- ^ Льюис, IM (2000). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе (PDF) . Пресса Красного моря. п. 11. ISBN 9781569021033 .
Включая земли вокруг Харара и Дыре Дава, населенные сомалийцами кланов Иисе и Гадабуурси.
- ^ «Харар-Югол, исторический укрепленный город» . Конвенция ЮНЕСКО о всемирном наследии . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск Хехт, Элизабет-Доротея (1982). «Город Харар и традиционный харарский дом» . Журнал эфиопских исследований . 15 : 57–78. JSTOR 41965897 . Проверено 25 августа 2021 г.
- ^ Сигета, Масаеши (2005). Окружающая среда, средства к существованию и местная практика в Азии и Африке . Центр африканских региональных исследований Киотского университета. п. 61.
- ^ Раймонд, Андре (2008). Город в исламском мире. Часть 1 . БРИЛЛ. п. 629. ИСБН 978-9004162402 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Абубакер, Абдулмалик (2016). Актуальность ценностей Харари в саморегулировании (PDF) . Университет Алабамы. стр. 46–58.
- ^ «Человек-гиена из Харара» . Новости Би-би-си . 1 июля 2002 года . Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ «Дикие лошади существуют в Эфиопии, но им грозит опасность исчезновения: исследовательская группа» . Архивировано из оригинала 15 июля 2009 года.
- ^ «Сотрудники посольства посещают пивоварню Харар» . Норвегия.org.et. Архивировано из оригинала 19 марта 2012 года . Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ EthioNetworks.com. «Пивоварня Харрар, Эфиопия» . Эфиопский ресторан.com . Проверено 23 июля 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фриц Стубер, «Харар в Эфиопии – безнадежность и проблема сохранения городов», в: Старый город. Ежеквартальный журнал по городской истории, городской социологии, сохранению памятников и городскому развитию ( W. Kohlhammer Stuttgart Berlin Cologne), Vol. 28, No. 4, 2001, ISSN 0170-9364 , стр. 324–343, 14 ил.
- Дэвид Во Ван, Мохаммед Джами Гулейд, Харар, культурный гид , Shama Books, Аддис-Абеба, 2007 г., 99 страниц.
- Джайюси, Сальма К.; и др., ред. (2008). «Харар: четвертый священный город ислама». Город в исламском мире . Лейден: Koninklijke Brill. стр. 625–642. ISBN 9789004162402 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
