Малик Амбар
Малик Амбар | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Ваш [3] Глава [3] |
Рожденный | 1548 [4] Адальский султанат Харар [4] |
Умер | 13 мая 1626 г. Хулдабад , Ахмаднагарский султанат (современный Аурангабад , Махараштра , Индия ) | ( 77–78 лет
Похороненный | |
Верность | Низам Шах Ахмеднагара |
Супруг (а) | тетя Карима |
Дети | Фатех Хан Чангиз Хан |
Малик Амбар (1548 – 13 мая 1626) был военачальником, занимавшим пост пешвы (премьер-министра) султаната Ахмаднагар в регионе Декан в Индии. [5]
Малик родился в султанате Адал , который включал части современных Эфиопии , Сомали и Джибути . Он был продан работорговцем и привезен в Индию в качестве раба. Там он создал наемный отряд численностью более 50 000 человек. Он базировался в регионе Декан и был нанят местными королями. Малик стал популярным премьер-министром Ахмаднагарского султаната , проявив административную хватку. [6]
Его также считают пионером партизанской войны в регионе. Ему приписывают проведение расчета доходов большей части Декана, который лег в основу последующих расчетов. объектом почитания сидди Гуджарата Он является . Он бросил вызов могуществу Великих Моголов и Адил-шахов Биджапура и поднял низкий статус Низам-шаха. [7] [8]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Малик Амбар родился в 1548 году в Хараре. [9] как Чапу . [10] Мир Касим аль-Багдади, один из его рабовладельцев, в конце концов обратил Чапу из традиционной религии в ислам и дал ему имя Амбар, признав его превосходные интеллектуальные качества. [11] Считается, что Амбар был оромо. потомком [10] Хотя другие источники утверждают, что он был из племени майя . [12]
Между 14 и 17 веками православная Эфиопская империя (во главе с династией Соломоновых ) и соседние мусульманские государства, такие как оромос, собрали многих своих рабов из неавраамических общин, населяющих такие регионы, как Камбата , Дамот и Хадия , которые были расположены в юг своей территории. Малик Амбар был среди людей, принявших ислам , а затем отправленных за границу служить воином. [3] Согласно « Футухат-и Адиль Шахи» , Малик Амбар был продан в рабство своими родителями. Он оказался в аль-Мухе в Йемене , где его снова продали за 20 дукатов и отвезли на невольничий рынок в Багдаде , где он был продан в третий раз кади аль-Кудату в Мекке и снова в Багдаде Мир Касиму. аль-Багдади, который в конце концов вывез его на Деканское плато . описал его Голландский купец Питер ван ден Броке как «черного кафира из Абиссинии с суровым римским лицом». [13] [14]
Затем Малик Амбар был куплен Чингиз-ханом, бывшим рабом-хабши, который служил пешвой или главным министром султаната Ахмаднагар . [15]
Политическая подоплека
[ редактировать ]Мусульманские рабы, известные как хабши , вербовались в Декане со времен правления империи Бахманидов , основанной мусульманами Северной Индии, известными как Деканы . Рабов обычно вербовали там, где наследственная власть была слабой, как, например, в случае с Деканом, где шла смертельная и жестокая борьба между двумя доминирующими и антагонистическими фракциями внутри империи Бахманидов, Деканисами (индийскими мусульманами) и жителями Запада (персидскими мигрантами из империи Бахманидов). Персидский залив), вызвал хронически нестабильную среду, которая создала рынок для культурно чуждой военной рабочей силы. Взаимозависимые отношения между Деккани и Хабши породили узы взаимного доверия, поскольку у Декани были как родственники, так и унаследованная власть, но им не хватало достаточного количества, в то время как Хабши могли оказывать поддержку, не имея родственников и унаследованной власти. Это объясняло, почему высокопоставленные армейские командиры были готовы доверить свои самые важные официальные обязанности своим рабам-хабши. Поскольку рабы-хабши стали свободными после смерти своих хозяев, продолжая военную карьеру в качестве наемников, они обычно вступали в политический и культурный союз с классом декани в своем соперничестве с персами, принимая мусульманскую идентичность и язык декани. [16]
Карьера
[ редактировать ]


Когда его хозяин умер, Малик Амбар был освобожден женой своего хозяина. Он женился, и после освобождения Амбар некоторое время служил султану Биджапура и за это время получил титул «Малик». Но Амбар оставил эту службу, сославшись на недостаточную поддержку перед поступлением на службу в армию Низам Шахи. [11]
Малик Амбар был регентом династии Низамшахов Ахмеднагара с 1600 по 1626 год. В этот период он увеличил силу и могущество Муртазы Низам-шаха II и собрал большую армию. Он собрал кавалерию, численность которой за короткий период времени выросла со 150 до 7000 человек, и оживил султанат Ахмаднагар, назначив марионеточных султанов для отражения атак Великих Моголов с севера. [15] К 1610 году его армия выросла до 10 000 хабши и 40 000 деканцев. [15] В течение следующего десятилетия Малик Амбар будет сражаться и разгромить попытки императора Великих Моголов Джахангира захватить королевство. [15] Джахангир считал Малика Амбара своим заклятым врагом и публично выразил свой гнев по отношению к нему. Он раскритиковал Амбара как «злосчастного» и «черного обреченного». Абу'л Хасан, главный художник при дворе императора Джахангира, по заказу Джахангира в 1615 году создал картину, изображающую Джахангира, стреляющего стрелами в отрубленную голову Амбара. [17] [18]
Малик Амбар изменил столицу с Паранды на Джуннар и основал новый город Хадки, который позже был изменен на Аурангабад принцем Аурангзебом в 1650-х годах, когда он был наместником Декана.
Малик Амбар считается одним из сторонников партизанской войны в регионе Декан. Малик Амбар помог Шаху Джахану отобрать власть в Дели у его мачехи Нур Джахан , которая мечтала посадить на трон своего зятя. Малик Амбар также восстановил некоторый авторитет султанов Ахмаднагара, которые были подчинены предыдущими Моголами (Акбар аннексировал Ахмаднагар). [19] Однако позже он потерпел поражение, когда Шах Джахан повел огромную армию против сокращающегося Ахмеднагара. Позже Малик Амбар предложил Великим Моголов полный контроль над Бераром и Ахмаднагаром в знак капитуляции. [20]
Второй конфликт с Моголами
[ редактировать ]Малик Амбар много раз побеждал могольского генерала Хана Ханана и часто нападал на Ахмаднагар. Лакхуджи Джадхаврао , Малоджи Бхосале , Шахаджи Бхосале , Раноджи Вабле и другие вожди маратхов приобрели большую известность в этот период. С помощью этих вождей маратхов Малик Амбар захватил форт и город Ахмеднагар у Великих Моголов. Но в одном из сражений Малик Амбар потерпел поражение от Великих Моголов и был вынужден сдать форт Ахмаднагар. После этого многие вожди маратхов, и особенно Лахуджи Джадхаврао, присоединились к Моголам. Шах-Джахан в одном из сражений вновь нанес сокрушительный удар Малику Амбару и еще больше уменьшил его мощь.
Смерть
[ редактировать ]
Он погиб в двойной битве против Дадхивадия Чарана из Марвара в 1626 году в возрасте 77 лет. Дадхивадия Кулдип был военачальником правителя Марвара, которому было поручено уничтожить Малика Амбара.Малик Амбар имел от своей жены Биби Каримы двух сыновей; Фатех-хан и Чангиз-хан и две дочери. [21] [22]
Фатех-хан сменил своего отца на посту регента Низам-шахов. Однако он не обладал политическим и военным мастерством своего предшественника. В результате серии внутренних распрей внутри знати (включая убийство Фатех-ханом своего племянника, султана Бурхана Низам-шаха III ) султанат перешел в руки Империи Великих Моголов в течение десяти лет после смерти Амбара.
Одна из его дочерей была замужем за принцем королевской семьи Ахмеднагар, который с помощью Малика Амбара был коронован как султан Муртаза Низам Шах II . [23] Старшую и младшую дочерей звали Шахир Бано и Азия Бано соответственно, последняя из которых вышла замуж за дворянина по имени Сидди Абдулла. [24]
Его младшая дочь была замужем за черкесским командующим Ахмеднагарской армией Мукарраб-ханом, который позже стал генералом при императоре Великих Моголов и получил титул Рустам-хан Бахадур Фирауз Джанг. [25] [26] Он прославился своим участием в нескольких важных военных кампаниях, таких как Кандагарские войны против персидского шаха Аббаса . Он был убит принцем Мурадом Бакшем в битве при Самугархе во время Войны Великих Моголов в 1658 году. [27]
Могила Малика Амбара находится в Хулдабаде , недалеко от святыни известного суфийского святого Зара Зари Бакша . [28]
Наследие
[ редактировать ]Существуют противоречивые точки зрения на долгосрочное влияние Амбара на Декан и окружающие его индийские штаты. Западные историки пытались представить его как символ Африки, хотя его жизнь имела мало общего с Африкой. Он оказал мало влияния на Индию и, конечно, нулевое влияние на какое-либо африканское наследие. [29] Другие больше согласны с такими историками, как Ричард Итон. Он называет военную доблесть Амбара причиной того, что он достиг такого влияния в течение своей жизни, но утверждает, что череда решающих поражений в конце его карьеры спровоцировала недоверие и недовольство среди членов его ближайшей администрации. Итон и его сторонники утверждают, что путешествие Амбара представляет собой впечатляющую историю успеха и на короткое время обеспечило представительство африканцев в Индии, но также считают, что отсутствие у него позитивного руководства в последние годы его пребывания в должности помешало ему укрепить свое влияние, поскольку его преемники быстро удалось обратить вспять многие политики Амбара. [30] Независимо от его посмертного влияния на Декан и индийские штаты в целом, нельзя оспаривать, что Амбар был ярым сторонником образования и покровителем искусств. Историки Джозеф Э. Харрис и Чанд называют покровительство Амбара искусству и обучению ярким достижением его пребывания на посту Малика Декана. [31]
Малик Амбар питал сильную любовь и способности к архитектуре. Аурангабад был архитектурным достижением и творением Амбара. всегда называл Малика Амбара, основателя города, резкими именами Султан Джахангир . В своих мемуарах он никогда не упоминает свое имя без приставки таких эпитетов, как негодяй, проклятый, Хабши, Амбар Сияри, черный Амбар и Амбар Бадахтур. Некоторые историки полагают, что эти слова были вызваны разочарованием, поскольку Малик Амбар сопротивлялся могущественным Моголам и держал их подальше от Декана. [32]
Основание Аурангабада
[ редактировать ]Он основал/жил город Хирки в 1610 году. [33] После его смерти в 1626 году его сын и наследник Фатех Хан изменил название на Фатехпур. Когда Аурангзеб, император Великих Моголов, вторгся в Декан в 1653 году, он сделал Фатехпур своей столицей и переименовал его в Аурангабад . В 2023 году город был переименован в Чхатрапати Самбхаджинагар. Две бывшие имперские столицы — Пратистхана , столица Сатавахана (2-й век до н. э. — 3-й век нашей эры), и Девагири , столица Ядавов и Мухаммада бин Туглука , расположены в пределах округа Аурангабад .
Система каналов Аурангабада
[ редактировать ]Малик Амбар особенно известен водной системой Нехер города Хадки (современный Аурангабад). Малик Амбар завершил Неер за пятнадцать месяцев, потратив номинальную сумму в два с половиной лакха рупий . Этот город расположен на берегу Кхама, небольшого многолетнего ручья, берущего начало на соседних холмах. [34]
Вода в город подавалась от знаменитой водяной мельницы Панчакки , которая перегоняла воду по каналу из Кхама. Лопасти Панчакки вращались за счет падающей на них воды из этого ручья и с помощью деревянного клапана направляли поток в этот канал для города. [35]
Канал был впечатляющим инженерным достижением, поскольку он представлял собой туннель глубиной 7 футов (2,1 м), достаточно большой, чтобы по нему мог пройти человек. В канале было 140 люков, и он эффективно работал без необходимости какого-либо обслуживания или чистки в течение 321 года, пока, наконец, в 1931 году ему не потребовалась очистка. [36]
Форт Джанджира
[ редактировать ]Малику Амбару приписывают строительство форта Джанджира в районе Муруд на территории современной Махараштры, Индия. [37] После постройки в 1567 году нашей эры форт стал ключом к тому, чтобы Сиди выдержали различные попытки вторжения маратхов, Великих Моголов и португальцев с целью захватить Джанджиру. [38]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шейх Чанд, Малик Амбар, «Эхде Африн; Хайдарабад; 1929 г.
- ^ Times of India, Плюс Приложение , июль 1999 г.,
- ^ Jump up to: а б с Кеннет X. Роббинс; Джон Маклеод (2006). Африканские элиты в Индии . Мапин. п. 50. ISBN 81-88204-73-0 . OCLC 701823920 .
- ^ Jump up to: а б «Малик Амбар: эфиопский раб, ставший создателем королей в Индии» .
- ^ «Малик Амбар: африканский король, который построил Аурангабад и разрушил игру Великих Моголов в Декане» . 15 мая 2020 г.
- ^ Сохони, Пушкар (30 августа 2018 г.). Архитектура деканского султаната: придворная практика и королевская власть в позднесредневековой Индии . Лондон. стр. XX – XXV. ISBN 978-1-83860-927-6 . OCLC 1090743377 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мацишевский, Амелия (зима – весна 2005 г.). «От Африки до Индии: Музыка Сидисов и диаспоры Индийского океана (обзор)» . Азиатская музыка . 36 (1): 132–135. дои : 10.1353/аму.2005.0008 . S2CID 191611760 .
- ^ Мичелл, Джордж и Марк Зебровски. Архитектура и искусство султанатов Декана ( Новая Кембриджская история Индии, том I: 7), Cambridge University Press, Кембридж, 1999, ISBN 0-521-56321-6 , стр. 11-12.
- ^ Военная сила, армии и война в Южной Азии . Рутледж. 6 октября 2015 г. ISBN 978-1-317-32127-9 .
- ^ Jump up to: а б Малик Амбар: африканский раб, который построил Аурангабад и разрушил игру Великих Моголов в Декане , 15 мая 2020 г. , получено 15 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Рабство и история Южной Азии . Чаттерджи, Индрани., Итон, Ричард Максвелл. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. 2006. ISBN 978-0-253-11671-0 . OCLC 191950586 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Туристический потенциал Аурангабада: с Аджантой, Эллорой, фортом Даулатабад . Бхаратия Кала Пракашан. 1999. с. 6. ISBN 978-81-86050-44-6 .
- ^ Э. В. Донзель, «Работорговля в Эфиопии», стр. 185.
- ^ Али, Омар Х (2011). «Малик Амбар: Наследие эфиопского правителя в Индии» (PDF) . Проверено 7 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Чинмей Тумбе, Переезд в Индию: история миграции (2019), стр.29
- ^ Ричард М. Итон (2005). Социальная история Декана, 1300–1761: восемь жизней индейцев · Часть 1, Том 8 . Издательство Кембриджского университета. п. 112. ИСБН 978-0-521-25484-7 .
- ^ «Малик Амбар: африканский раб, который построил Аурангабад и разрушил игру Великих Моголов в Декане» . Индийский экспресс . 15 мая 2020 г. Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Докрас, Удай. «Сиддхи Индии. Хроники африканской диаспоры. Документ из двух частей, ЧАСТЬ II» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Неукротимые маратхи Нерии Х. Хеббар» . Архивировано из оригинала 20 июля 2012 года.
- ^ Ричардс, Джон Ф. (1995). Империя Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. стр. 112–113. ISBN 978-0-521-56603-2 .
- ^ Омар Х. Али, «Малик Амбар: власть и рабство через Индийский океан, стр.44»
- ^ Шанти Садик Али, «Распространение Африки в Декане: от средневековья до современности», стр.99
- ^ Ричард М. Итон, «Рабство и история Южной Азии» , стр.126
- ^ Шанти Садик Али, «Расселение Африки в Декане: от средневековья до современности», стр.104
- ^ Эдвард Дж. Рэпсон, «Кембриджская история Индии, Том 1», стр.189
- ^ Джон Кэджван Пауэлл Прайс, «История Индии», стр.313
- ↑ Муни Лал, «Аурангзеб» , стр.93.
- ^ Сохони, Пушкар (1 апреля 2018 г.). «Сплетение и импликация». Архивы азиатского искусства . 68 (1): 33–46. дои : 10.1215/00666637-4342393 . ISSN 0066-6637 . S2CID 194963690 .
- ^ Африканское присутствие в Азии, издательство Северо-Западного университета Эванстон, 1971, стр. 91–99.
- ^ Итон, Ричард М. «Малик Амбар (1548-1626): Взлет и падение военного рабства». Новая Кембриджская история Индии под редакцией Гордона Джонсона, 8-е изд., том. 1, Издательство Кембриджского университета, 2005, стр. 104–130. Социальная история Декана, 1300–1761 гг. Восемь жизней индейцев.
- ^ Харрис, Джозеф Э. «Малик Амбар: африканский регент-министр в Индии». Африканское присутствие в Азии, издательство Северо-западного университета Эванстон, 1971, стр. 91–99.
- ^ Куреши Дулари, Туристический потенциал в Аурангабаде, стр.6.
- ^ Джогиндра Нарджи Чоудхури, Малик Амбар, Биография, основанная на первоисточниках, 1940, стр. 70
- ^ Куреши, Дулари (1999). Туристический потенциал в Аурангабаде . Бхаратия Кала Пракашан. ISBN 81-86050-44-2 .
- ^ Сохони, Пушкар (2015). Аурангабад с Даулатабадом, Хулдабадом и Ахмаднагаром . Мумбаи: Фонд наследия Декана. ISBN 978-81-8495-702-0 . ОСЛК 907272072 .
- ^ Салахуддин, Мирза (апрель 2012 г.). «МАЛИК АМБАР И ЕГО КАНАЛ». Историческое общество Пакистана. Журнал Исторического общества Пакистана . 60 (2): 101–102 – через ProQuest.
- ^ Сохони, Пушкар (2020). Форт Джанджира . Гринсборо, Северная Каролина; Ахмадабад: Проект исследований Эфиопии и Восточной Африки Университета Северной Каролины; Центр наследия и образования Ахмадабада Сиди. стр. 167–183.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Кайнтла, Анита (август 2011 г.). «Непобедимый форт Муруд Джанджира». Индийские течения . 25 (5): 56–57 – через ProQuest.
Внешние ссылки
[ редактировать ]