Султанат Могадишо
Султанат Могадишо | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10–16 века | |||||||||
Знамя Могадишо | |||||||||
![]() «Город Могадишо» на Фра Мауро . средневековой карте | |||||||||
Капитал | Могадишо | ||||||||
Общие языки | Сомалийский арабский | ||||||||
Религия | ислам | ||||||||
Правительство | Султанат | ||||||||
Султан | |||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||
• Учредил | 10 век | ||||||||
• Упразднено | 16 век | ||||||||
Валюта | Могадишан | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Сомали |
Султанат Могадишо ( сомали : Салданадда Мукдишо , арабский : سلطنة مقديشو ), также известный как Королевство Магадазо , [1] был средневековым мусульманским султанатом с центром на юге Сомали . Он вырос как одна из выдающихся держав на Африканском Роге под властью Фахр ад-Дина, прежде чем стать частью мощного и расширяющегося Аджуранского султаната в 13 веке. [2] Султанат Могадишо поддерживал обширную торговую сеть, доминировал в региональной торговле золотом , чеканил собственную валюту и оставил обширное архитектурное наследие на территории современного юга Сомали. [3]
Источник
[ редактировать ]В течение многих лет Могадишо функционировал как выдающийся город в بلد البربر ( Билад аль-Барбар - «Земля берберов » ), как средневековые арабоговорящие люди называли побережье Сомали. [4] [5] [6] [7]
Этническая принадлежность Могадишо и последующего султаната была темой интриг в сомалийских исследованиях . Иоан Льюис и Энрико Черулли считали, что город был основан и управлялся советом арабских и персидских семей. [8] [9] [10] Однако упоминание, полученное И. М. Льюисом и Черулли, восходит к одному тексту XIX века под названием «Китаб аз-Зунудж», который был дискредитирован современными учеными как ненадежный и неисторический. [11] [12] [13] [14] Что еще более важно, это противоречит устным, древним письменным источникам и археологическим свидетельствам ранее существовавших цивилизаций и сообществ, которые процветали на побережье Сомали и которыми были праотцы Могадишо и других прибрежных городов. Таким образом, персидские и арабские основополагающие «мифы» рассматриваются как устаревшее ложное колониалистское размышление о способности африканцев создавать свои собственные сложные государства. [15]
В настоящее время широко признано, что на побережье Сомали уже существовали общины с этническими сомалийскими лидерами, у которых арабские и персидские семьи должны были просить разрешения поселиться в их городах. Также кажется, что местные сомалийцы сохранили свое политическое и численное превосходство на побережье, в то время как иммигранты-мусульмане прошли процесс ассимиляции, приняв местный язык и культуру. [16] Это подтверждается греческим документом I века нашей эры « Перипл Эритрейского моря» , в котором подробно описываются многочисленные процветающие портовые города в древнем Сомали, а также отождествление древнего Сарапиона с городом, который позже будет известен как Могадишо. [17] Когда Ибн Баттута посетил Султанат в 14 веке, он определил, что султан происходил из Барбары . [18] древний термин, используемый для описания предков сомалийского народа. По мнению Росса Э. Данна, ни Могадишо, ни какой-либо другой город на побережье не могли считаться чужеродными анклавами арабов или персов, а фактически были африканскими городами. [19]
Не подлежит сомнению, что иностранные поселенцы вступали в брак с местными аборигенами, что ярко представлено в богатых генеалогических традициях местного населения. За этими первыми поселенцами позже последовали волны последовательных иммигрантов, которые позже дали начало многим племенным группам в городе. XII века Сирийский историк Якут аль-Хамави (около 1220 г.) писал о Могадишо, называл его самым богатым и могущественным городом в регионе и описывал его как расположенный в стране берберов, что, безусловно, относится к сомалийцам . . [20] [21] [22] [23]
История
[ редактировать ]Султанат Могадишо возник по крайней мере в 10 веке, судя по отчеканенным монетам Могадишана, датированным этим периодом. [24] [25] Эти монеты также относятся к ранним султанам, самым ранним из которых был Исмаил ибн Мухаммад в период 923-24 годов. [26]
После своего визита в город историк XII века Якут аль-Хамави посетил Могадишо и назвал его самым богатым и могущественным городом в регионе и описал его как исламский центр на берегу Индийского океана. [27] [28]
В 13 веке султанат Могадишо благодаря торговле со средневековым Китаем приобрел достаточную репутацию в Азии, чтобы привлечь внимание Хубилай-хана. [29] По словам Марко Поло, Хубилай-хан отправил посла в Могадишо, чтобы шпионить за султанатом, но делегация была схвачена и заключена в тюрьму. Затем Хубилай-хан послал еще одного посланника, чтобы договориться об освобождении ранее отправленной в Африку монгольской делегации. [30]
Археологические раскопки обнаружили множество монет из Китая , Шри-Ланки и Вьетнама . Большинство китайских монет относятся к династии Сун , хотя династии Мин и династии Цин . «также представлены» [31] по словам Ричарда Панкхерста .
Хорошо известная гипотеза происхождения названия Мадагаскара состоит в том, что это название представляет собой искаженную транслитерацию Могадишо , столицы Сомали и важного средневекового порта в Индийском океане. Это могло произойти из-за того, что венецианский исследователь 13-го века Марко Поло перепутал два места в своих мемуарах, в которых он упоминает землю Мадагеискар к югу от Сокотры . Затем это имя было бы популяризировано эпохи Возрождения . европейцами на картах [32] [33]
Один из первых написанных документов, которые могли бы объяснить, почему Марко Поло назвал его Мадагаскаром, находится в книге Джерома Мегизера 1609 года. [34] [35] В этой работе Джером Мегизер описывает событие, когда короли Могадишо и Адала отправились на Мадагаскар с огромным флотом численностью от двадцати пяти до двадцати шести тысяч человек, чтобы вторгнуться на богатый остров Тапробане или Суматра, но буря отбросила их. Конечно, они высадились на побережье Мадагаскара, завоевали его и подписали договор с жителями. Они оставались там восемь месяцев и воздвигли в разных точках острова восемь колонн, на которых выгравировали «Магадоксо», название, которое позже из-за искажения стало Мадагаскаром. [36] [34] [37] [35]
Ян Хайген ван Линшотен , голландский путешественник, копировавший португальские произведения и карты, подтвердил это событие, сказав, что «Мадагаскар получил свое название от «макдишу» (Могадишо)», чей «шейк» вторгся туда. [38] [34] В 13 веке султанат Могадишо благодаря торговле со средневековым Китаем приобрел достаточную репутацию в Азии, чтобы привлечь внимание Хубилай-хана. [29] По словам Марко Поло , монгольский император отправил посла в Могадишо, чтобы шпионить за султанатом, но делегация была схвачена и заключена в тюрьму. Затем Хубилай-хан послал еще одного посла, чтобы договориться об освобождении ранее отправленной в Африку монгольской делегации. [39]
Археологические раскопки обнаружили множество монет из Китая , Шри-Ланки и Вьетнама . По словам Ричарда Панкхерста , большинство китайских монет относятся к династии Сун , хотя династии Мин и династии Цин . «также представлены» [40]

В начале 13 века Могадишо вместе с другими прибрежными и внутренними сомалийскими городами на юге Сомали и восточной Абиссинии перешел под контроль Аджуранского султаната и пережил еще один золотой век. [41] К 1500-м годам Могадишо больше не был вассальным государством и стал полноценным городом под властью Аджурана. Аджурская семья Мудуффар основала в городе династию, таким образом объединив два образования вместе, на следующие 350 лет состояния городских городов во внутренних районах и на побережье стали состояниями других. [42]
Во время своих путешествий Ибн Саид аль-Магриби (1213–1286) отмечал, что город Могадишо уже стал ведущим исламским центром в регионе. [43] Ко времени появления марокканского путешественника Ибн Баттуты на побережье Сомали в 1331 году город находился в зените своего процветания. Он описал Могадишо как «чрезвычайно большой город» со многими богатыми торговцами, который славился своими высококачественными тканями , которые экспортировались в Египет . , среди прочего, [44] [45]
Он также описывает гостеприимство жителей Могадишо и то, как местные жители размещают путешественников у себя дома, чтобы помочь местной экономике. [46] Баттута добавил, что городом правил сомалийский султан Абу Бакр ибн Шейх Умар. [47] [48] который имел происхождение от Барбары и говорил на могадишанском сомалийском и арабском языках. одинаково бегло [48] [49] У султана также была свита из вазиров (министров), юристов, командиров, королевских евнухов и других чиновников, находящихся в его распоряжении. [48] Ибн Халдун (1332–1406) отмечал в своей книге, что Могадишо был огромным мегаполисом . Он также утверждал, что город был очень густонаселенным и проживал много богатых купцов . [50]
В этот период родились такие известные личности, как Абд аль-Азиз из Могадишо назвал губернатором и главой Мальдивских островов. , которого Ибн Баттута [51] [52] [53] Его именем названа мечеть Абдул-Азиза в Могадишо, которая оставалась там на протяжении веков. [54]
Дуарте Барбоза, знаменитый португальский путешественник, писал о Могадишо (около 1517–1518 гг.): [55]
Здесь правит король, и это место большой торговли товарами. Туда приходят корабли из королевства Камбей (Индия) и из Адена со всевозможными товарами и специями. И они увозят оттуда много золота, слоновой кости, пчелиного воска и других вещей, на которых они наживаются. В этом городе много мяса, пшеницы, ячменя, лошадей и много фруктов: это очень богатое место.

Султанат Могадишо направил послов в Китай для установления дипломатических отношений, создав первую зарегистрированную африканскую общину в Китае, и самым известным из них был Саид из Могадишо , который был первым африканцем, ступившим в Китай . В ответ император Юнлэ, третий император династии Мин (1368-1644), отправил один из крупнейших флотов в истории Китая для торговли с султанатом. Флот под предводительством знаменитого хуэйского мусульманина Чжэн Хэ прибыл в Могадишо, когда город находился в зените своего развития. Наряду с золотом , ладаном и тканями Чжэн привез в Китай первых африканских диких животных, в том числе бегемотов , жирафов и газелей . [56] [57] [58] [59]
Васко да Гама , проезжавший мимо Могадишо в 15 веке, отмечал, что это был большой город с домами высотой в четыре или пять этажей, большими дворцами в центре и множеством мечетей с цилиндрическими минаретами. [60] В 16 веке Дуарте Барбоза отмечал, что многие корабли из Королевства Камбая плыли в Могадишо с тканями и специями, за которые получали взамен золото , воск и слоновую кость . Барбоза также подчеркнул обилие мяса, пшеницы, ячменя, лошадей и фруктов на прибрежных рынках, что принесло купцам огромное богатство. [61]
Могадишо, центр процветающей ткацкой промышленности, известной как туб бенадир (специализированной для рынков Египта и Сирии ), [62] вместе с Меркой и Баравой также служили транзитными остановками для торговцев суахили из Момбасы и Малинди, а также для торговли золотом из Килвы . [63] Еврейские купцы из Ормуза также привозили на побережье Сомали индийские ткани и фрукты в обмен на зерно и древесину. [64]
В 1542 году португальский полководец Жуан де Сепувелда возглавил экспедицию небольшого флота к побережью Сомали . Во время этой экспедиции он ненадолго атаковал Могадишо, захватив османский корабль и обстреляв город, что вынудило султана Могадишо подписать мирный договор с португальцами. [65]
По мнению исследователя XVI века, Лео Африканский указывает, что коренные жители государства Могадишо имели то же происхождение, что и жители северного народа Зейлы, столицы султаната Адал . [66]
Обычно они были высокими, с оливковой кожей, некоторые были темнее. Они носили традиционный богатый белый шелк, обернутый вокруг тела, и носили исламские тюрбаны, а жители прибрежных районов носили только саронги и говорили по-арабски как на лингва-франка. Их вооружение состояло из традиционного сомалийского оружия, такого как мечи , кинжалы , копья , боевые топоры и луки , хотя они получали помощь от своего близкого союзника Османской империи и импорта огнестрельного оружия, такого как мушкеты и пушки . [67] [68]
Большинство из них были мусульманами, хотя некоторые придерживались языческих бедуинских традиций; Дальше вглубь страны проживало также несколько абиссинских христиан. Сам Могадишо был богатым и хорошо построенным городом-государством, который поддерживал коммерческую торговлю с королевствами по всему миру. [69] Город -мегаполис был окружен обнесенными стеной каменными укреплениями. [70] [71]
Торговля
[ редактировать ]В 9 веке Могадишо чеканил собственную валюту Могадишо для своей средневековой торговой империи в Индийском океане . [24] [25] Он централизовал свою коммерческую гегемонию, чеканив монеты для облегчения региональной торговли. На валюте были имена 13 последовательных султанов Могадишо. Самые старые изделия датируются 923-24 годами, а на лицевой стороне написано имя Исмаила ибн Мухаммада, тогдашнего султана Могадишо. [26]
На оборотной стороне монет имена четырех халифов Рашидунского халифата . начертаны [72] Другие монеты также были отчеканены в стиле дошедших до нас валют Фатимидов и Османской империи. Монеты Могадишана имели широкое обращение. Части были найдены даже в современных Объединенных Арабских Эмиратах , где монета носила имя сомалийского султана XII века Али б. Юсуф из Могадишо был раскопан. [24] Бронзовые изделия, принадлежавшие султанам Могадишо, также были найдены в Белиде недалеко от Салалы в Дофаре . [73] Монеты эмирата Харар также использовались в качестве местной валюты в 17 и 18 веках. [74]
Могадишо По прибытии в гавань небольшие лодки обычно подходили к прибывающему судну, а их пассажиры предлагали еду и гостеприимство торговцам на корабле. Если торговец принимал такое предложение, то он был обязан поселиться в доме этого человека и принять его услуги в качестве торгового агента по любому бизнесу, который они вели в Могадишо. Чжэн Хэ, знаменитый китайский путешественник, добыл зебр и львов из Могадишо, а верблюдов и страусов — из Баравы. [75]
Султаны
[ редактировать ]Различные султаны Могадишо в основном известны по валюте Могадишо, на которой выгравированы многие из их имен. Частная коллекция монет, найденная в Могадишо, выявила как минимум 23 султана. [76] Сообщается, что основателем султаната был Фахр ад-Дин, который был первым султаном Могадишо и основателем династии Фахр ад-Дина. [77] Хотя лишь немногие экземпляры были точно датированы, первые монеты Султаната Могадишо были отчеканены в начале 13 века, а последние были выпущены примерно в начале 17 века.
Аджуранский султанат и династия Музаффара также использовали для торговли валюту Могадишана в конце 16 века. [25] Монеты Могадишана были найдены даже на территории современной страны Объединенных Арабских Эмиратов на Ближнем Востоке . [78]
Следующий список султанов Могадишо сокращен и в основном основан на данных этих монетных дворов. [79] Первая из двух дат использует исламский календарь , а вторая – юлианский календарь ; отдельные даты основаны на юлианском (европейском) календаре.
- Абу Бакр б. Фахр ад Дин
- Исмаил б. Мохаммед
- Ар-Рахман б. аль-Мусаид
- Юсуф б. Сказал
- Султан Мухаммед
- Посланник б. 'Али
- Юсуф б. Аби Бакр
- Малик б. Сказал
- Султан Умар
- Зубайр б. 'Умар
Влияние на Мадагаскаре и Мозамбике
[ редактировать ]
Хорошо известная гипотеза происхождения названия Мадагаскара состоит в том, что это название представляет собой искаженную транслитерацию Могадишо , столицы Сомали и важного средневекового порта в Индийском океане. Это могло произойти из-за того, что венецианский исследователь 13-го века Марко Поло перепутал два места в своих мемуарах, в которых он упоминает землю Мадагеискар к югу от Сокотры . Затем это имя было бы популяризировано эпохи Возрождения . европейцами на картах [32] [33] Однако один из первых написанных документов, который мог бы объяснить, почему Марко Поло назвал его Мадагаскаром, находится в книге Джерома Мегизера о Мадагаскаре 1609 года. [34] [35] Софала расположен на берегу Софалы в провинции Софала в Мозамбике . Он был основан сомалийскими купцами и мореплавателями . Софала в переводе с сомалийского буквально означает «Иди копай». Такое название было дано потому, что этот район богат ресурсами. [80]
В этой работе Джером Мегизер описывает событие, когда короли Могадишо и Адала отправились на Мадагаскар с огромным флотом численностью от двадцати пяти до двадцати шести тысяч человек, чтобы вторгнуться на богатый остров Тапробане или Суматру , но буря, конечно, бросила их, и они высадились на побережье Мадагаскара, завоевав его и подписав договор с жителями. Они оставались там восемь месяцев и воздвигли в разных точках острова восемь колонн, на которых выгравировали «Магадоксо», название, которое позже из-за искажения стало Мадагаскаром. [81] [34] [37] [35] Ян Хайген ван Линшотен , голландский путешественник, копировавший португальские произведения и карты, подтвердил это событие, сказав, что «Мадагаскар получил свое название от «макдишу» (Могадишо)», чей «шайк» вторгся туда. [82] [34] Наследием этого влияния является народ Антеморо , чье имя происходит от слова Темуру, которое не имеет никаких оснований считаться малагасийским именем. [83] Следы этого имени были обнаружены Энрико Черулли в эфиопской эпической песне императора Йешака I, в которой Темур упоминается в связи с сомалийцами. Еще более интересно то, что Темур и Сомали живут как архаизмы в живой речи народа Харари . Таким образом, сомалийский народ в конечном итоге стал отцом Антеморо. [84]
Средневековая Софала , одна из старейших гаваней Южной Африки , была построена на краю широкого устья реки Бузи она называлась Рио-де-Софала ( на старых картах ). Сомалийские для купцы из Могадишо основали колонию в Мозамбике добычи золота из рудников в Софале. [85]
Река Бузи соединяла Софалу с внутренним рынком города Маника , а оттуда с золотыми приисками Великого Зимбабве . Где-то в 10 веке Софала превратилась в небольшой торговый пост и была включена в более широкую глобальную торговую сеть Сомали. В 1180-х годах султан Сулейман Хасан из Килвы (на территории современной Танзании ) захватил контроль над Софалой и ввел Софалу в султанат Килва и в культурную сферу суахили . Купцы из Могадишо долгое время держали Софалу в секрете от своих конкурентов из Килвана, которые до этого редко заходили за пределы мыса Дельгадо. Однажды рыбак поймал большой укус у Килвы, и рыба протащила его вокруг мыса Дельгадо, через Мозамбикский канал, вплоть до берегов Софалы. Рыбак вернулся в Килву, чтобы сообщить султану Сулейману Хасану о том, что он видел. Услышав о торговле золотом, султан нагрузил корабль тканью и немедленно помчался туда под руководством рыбака. Султан Килвана предложил Мвенемутапе более выгодную сделку: ему было разрешено построить на острове Килванскую фабрику и колонию и навсегда вытеснить могадишанцев. [86] Суахили укрепили свои торговые возможности, заставив, среди прочего, речные суда дау курсировать по рекам Бузи и Саве , чтобы переправлять золото, добытое во внутренних районах, на побережье. [87]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Африканский, Лев (1526). История и описание Африки . Общество Хаклюйт. п. 53.
- ^ Абдурахман, Абдиллахи (18 сентября 2017 г.). Осмысление истории Сомали: Том 1 . Том. 1. Пугало Пресс. ISBN 978-1-909112-79-7 . Архивировано из оригинала 20 ноября 2020 г. Проверено 07.11.2020 .
- ^ Дженкинс, Эверетт (1 июля 2000 г.). Мусульманская диаспора (Том 2, 1500-1799): Полный хронолог . Макфарланд. п. 49. ИСБН 9781476608891 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2020 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
- ^ М. Эльфаси, Иван Грбек «Африка с седьмого по одиннадцатый век». Архивировано 3 апреля 2023 г. в Wayback Machine , «Всеобщая история Африки». Проверено 31 декабря 2015 г.
- ^ Санджай Субрахманьям, Карьера и легенда Васко да Гамы , (Издательство Кембриджского университета: 1998), стр. 121.
- ^ Дж. Д. Фейдж, Роланд Оливер, Роланд Энтони Оливер, Кембриджская история Африки (Cambridge University Press: 1977), стр. 190.
- ^ Джордж Винн Бреретон Хантингфорд , Агатархид, Перипл Эритрейского моря: с некоторыми выдержками из Агатархидеса «Об Эритрейском море» (Hakluyt Society: 1980), стр. 83.
- ^ И. М. Льюис, Народы Африканского Рога: Сомали, Афар и Сахо, Выпуск 1 , (Международный африканский институт: 1955), стр. 47.
- ^ И. М. Льюис, Современная история Сомалиленда: от нации к государству , (Weidenfeld & Nicolson: 1965), стр. 37
- ^ Обновители вековых святых и социальный дискурс в колониальном Бенадире - страница 44
- ^ Х. Невилл Читтик, «Восточное побережье, Мадагаскар и Индийский океан», в книге Дж. Д. Фейджа и Р. Оливера (ред.), Кембриджская история Африки, Том 3: С 1050 по ок. 1600 (Cambridge University Press, 1977), стр. 183–231, стр. 194–195 и 198. Отчет в «Книге Занджа» о доисламской иммиграции арабов из Химьяра на юге Аравии, об основании ими большинства более важных городов побережья от Могадишо до Момбасы, а также Килвы, вместе с их последующим обращением в ислам, не подтверждается другими источниками и не подтверждается археологическими данными и должно быть отклонено как неисторическое. Поэтому предположение о том, что эти семьи должны были прийти из Сирафа на побережье Сомали до одиннадцатого века, следует считать недоказанным .
- ^ Кембриджская история Африки, Том 3 - Страница 198
- ^ Археология ислама в Африке к югу от Сахары Тимоти Инсолл - страница 62
- ^ Джервас Мэтью, «Восточноафриканское побережье до прихода португальцев», в Р. Оливере и Дж. Мэтью (ред.), История Восточной Африки , Том 1 (Clarendon Press, 1963), стр. 94–127, в 102.
- ^ Джама, Ахмед (1996). Возникновение и развитие Могадишо с 1000 по 1850 годы нашей эры . Уппсальский университет. п. 33 Глава 3. ISBN 9789150611236 . Архивировано из оригинала 29 марта 2022 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия под редакцией Майкла Дампера, Брюса Э. Стэнли, стр. 252
- ^ Осмысление истории Сомали: Том 1 - стр. 48
- ^ Путешествия Ибн Баттуты, 1325–1354 гг. Н.э.: Том II, стр. 375
- ↑ Приключения Ибн Баттуты: мусульманского путешественника четырнадцатого века, стр. 124
- ^ Дж. Д. Фейдж, Роланд Оливер, Роланд Энтони Оливер, Кембриджская история Африки (Cambridge University Press: 1977), стр. 136.
- ^ Мугане, Джон М. (15 июля 2015 г.). История суахили . Издательство Университета Огайо. п. 70. ИСБН 978-0-89680-489-0 .
- ^ Али, Зейнаб (30 ноября 2016 г.). Катаклизм:: Тайны Африканского Рога . Корпорация Xlibris. ISBN 978-1-5245-6408-7 .
- ^ Варах, Расна (2012). Могадишо тогда и сейчас: иллюстрированная дань памяти самому пострадавшему городу Африки . АвторДом. п. 2002. ISBN 978-1-4772-2903-3 .
- ^ Jump up to: а б с Исследования Северо-Восточной Африки, Том 2 . 1995. с. 24.
- ^ Jump up to: а б с Стэнли, Брюс (2007). «Могадишо» . В Дампере, Майкл; Стэнли, Брюс Э. (ред.). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 253. ИСБН 978-1-57607-919-5 .
- ^ Jump up to: а б Эспозито, Эд (1999). Оксфордская история ислама . Издательство Оксфордского университета, США. п. 502. ИСБН 9780195107999 .
- ^ Роланд Энтони Оливер, Дж. Д. Фейдж, Журнал истории Африки, Том 7 , (Издательство Кембриджского университета: 1966), стр. 30.
- ^ И. М. Льюис, Современная история Сомали: нация и государство на Африканском Роге , 2-е издание, исправленное, иллюстрированное (Westview Press: 1988), стр. 20.
- ^ Jump up to: а б Археология ислама в Африке к югу от Сахары Тимоти Инсолл Страница 66
- ↑ Средневековая история, том 2, автор: Headstart History: «Марко Поло рассказывает, как новый монгольский повелитель Китая, Хубилай-хан, отправил послов в Могадишо на побережье Сомали, чтобы договориться об освобождении предыдущего эмиссара».
- ^ Панкхерст, Ричард (1961). Введение в экономическую историю Эфиопии . Лондон: Дом Лалибелы. ASIN B000J1GFHC. , с. 268
- ^ Jump up to: а б Грей, Роберт Ф. (1954). Антропологические проблемы Мадагаскара: библиографическое введение . Чикагский университет. Архивировано из оригинала 4 июня 2023 г. Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Тайсон, Питер (2013). Мадагаскар: Восьмой континент: жизнь, смерть и открытия в затерянном мире . Брэдт Путеводители. ISBN 978-1-84162-441-9 . Архивировано из оригинала 4 июня 2023 г. Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ежегодник Антананарвио и журнал Мадагаскара . Издательство Лондонского миссионерского общества. 1893. Архивировано из оригинала 4 июня 2023 г. Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сибри, Джеймс (1896). Мадагаскар перед завоеванием: остров, страна и люди, с главами, посвященными путешествиям и топографии, фольклору, странным обычаям и суевериям, животному миру острова, а также миссионерской работе и прогрессу среди жителей . Макмиллан. Архивировано из оригинала 4 июня 2023 г. Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Кент, Раймонд К. (1967). Ранние королевства на Мадагаскаре и рождение империи Сакалава, 1500-1700 гг . Университет Висконсина – Мэдисон. п. 186. Архивировано из оригинала 5 июня 2023 г. Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Мегизер, Джером (1609). Реалистичное, подробное и подробное историческое, а также хорографическое описание острова Мадагаскар. ... с ... приложенными Dictionario и Dialogis мадагаскарского языка (на немецком языке). стр. 58–60.
- ^ Линшотен, Ян Гюйген ван (1885). Путешествие Джона Гюйгена Ван Линшотена в Ост-Индию: Из древнеанглийского перевода 1598 года. Первая книга, содержащая его описание Востока... Общества Хаклюта. Архивировано из оригинала 4 июня 2023 г. Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Средневековая история, том 2, автор Headstart History: «Марко Поло, который рассказывает, как новый монгольский повелитель Китая, Хубилай-хан, отправил послов в Могадишо на побережье Сомали, чтобы договориться об освобождении предыдущего эмиссара».
- ^ Панкхерст, Ричард (1961). Введение в экономическую историю Эфиопии . Лондон: Дом Лалибелы. ASIN B000J1GFHC. , с. 268
- ^ Ли В. Кассанелли, Формирование сомалийского общества: реконструкция истории пастушеского народа, 1600-1900 гг ., (University of Pennsylvania Press: 1982), стр.102.
- ^ Дампер, Майкл (2007). «Могадишо» . Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . Академик Блумсбери. ISBN 978-1-57607-919-5 .
- ^ Майкл Дампер, Брюс Э. Стэнли (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . США: ABC-CLIO. п. 252.
- ^ PL Shinnie, Африканский железный век , (Clarendon Press: 1971), стр.135
- ^ Хелен Чапин Мец , изд. (1992). Сомали: страновое исследование . США: Отдел федеральных исследований, Библиотека Конгресса. ISBN 978-0844407753 .
- ^ Баттута, Ибн (2002). Путешествие Ибн Баттуты . Лондон: Пикадор. стр. 88–89. ISBN 9780330418799 .
- ^ Верстег, Кес (2008). Энциклопедия арабского языка и лингвистики, Том 4 . Брилл. п. 276. ИСБН 978-9004144767 .
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Д. Лейтин, Саид С. Саматар, Сомали: нация в поисках государства (Westview Press: 1987), стр. 15.
- ^ Чапуруха Макокха Кусимба, Взлет и падение государств суахили , (AltaMira Press: 1999), стр.58
- ^ Бретт, Майкл (1 января 1999 г.). Ибн Халдун и средневековый Магриб . Эшгейт/Вариорум. ISBN 9780860787723 . Проверено 6 апреля 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Форбс, Эндрю; Бишоп, Кевин (2004). Мальдивы: Королевство тысячи островов . Одиссея. ISBN 978-962-217-710-9 .
- ^ Бхатт, Пурнима Мехта (5 сентября 2017 г.). Африканская диаспора в Индии: ассимиляция, изменения и культурные пережитки . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-37365-4 .
- ^ Кения в прошлом и настоящем . Кенийское музейное общество. 1980.
- ^ Сомалийская нация и абиссинский колониализм . Министерство иностранных дел Сомалийской Демократической Республики. 1978.
- ^ Абдуллахи, Мохамед Дирие (2001). Культура и обычаи Сомали . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-31333-2 .
- ^ Уилсон, Сэмюэл М. «Императорский жираф», Natural History Vol. 101, № 12, декабрь 1992 г. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 года . Проверено 14 апреля 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Райс, Ксан (25 июля 2010 г.). «Поиски китайских археологов в Африке затонувшего корабля минского адмирала» . Хранитель . Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 года . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ «Может ли ржавая монета переписать китайско-африканскую историю?» . Новости Би-би-си . 18 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 г. . Проверено 21 июля 2018 г.
- ^ «Путешествие Чжэн Хэ в Западные океаны 郑和下西洋» . People.chinese.cn. Архивировано из оригинала 30 апреля 2013 года . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ Э.Г. Равенштейн (2010). Журнал первого путешествия Васко да Гамы, 1497–1499 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 88. ИСБН 978-1-108-01296-6 .
- ^ Альперс, Эдвард А. (1976). «Гуджарат и торговля Восточной Африки, ок. 1500–1800 гг.» . Международный журнал африканских исторических исследований . 9 (1): 22–44. дои : 10.2307/217389 . ISSN 0361-7882 . JSTOR 217389 .
- ^ Альперс, Эдвард А. (1976). «Гуджарат и торговля Восточной Африки, ок. 1500–1800». Международный журнал африканских исторических исследований . 9 (1): 35. дои : 10.2307/217389 . JSTOR 217389 .
- ^ Харрис, Найджел (2003). Возвращение космополитического капитала: глобализация, государство и война . ИБТаурис. п. 22. ISBN 978-1-86064-786-4 . Архивировано из оригинала 23 января 2023 г. Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Барендсе, Рене Дж. (2002). Аравийские моря: мир Индийского океана семнадцатого века: мир Индийского океана семнадцатого века . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-45835-7 .
- ^ Шурхаммер, Георг (1977). Фрэнсис Ксавье: его жизнь, его времена. Том II: Индия, 1541–1545 гг . Перевод Костелло, Джозефа. Рим: Иезуитский исторический институт. стр. 98–99. См. также Страндес, Юстус (1968). Португальский период в Восточной Африке . Труды Общества истории Кении. Том. 2 (2-е изд.). Найроби: Бюро восточноафриканской литературы. OCLC 19225 . стр. 111–112.
- ^ Лев, Африканский; Пори, Джон; Браун, Роберт (1896). История и описание Африки . Гарвардский университет. Лондон, Отпечатано для общества Хаклайт. стр. 51–52.
- ^ Африканский (1526) , с. 52–53
- ^ Лев, Африканский; Пори, Джон; Браун, Роберт (1896). История и описание Африки . Гарвардский университет. Лондон, Отпечатано для общества Хаклайт. п. 53.
- ^ Нджоку, Рафаэль Чиджиоке (2013). История Сомали . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-37857-7 .
- ^ (Африканец), Лео (6 апреля 1969 г.). «Географическая история Африки» . Театр Мира Проверено 6 апреля 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Данн, Росс Э. (1987). Приключения Ибн Баттуты . Беркли: Калифорнийский университет . п. 373. ИСБН 978-0-520-05771-5 . , с. 125
- ^ Нумизматическая хроника . 1978. с. 188.
- ^ Материалы семинара по арабистике, Том 1 . Семинар. 1970. с. 42. ИСБН 0231107145 . Архивировано из оригинала 28 мая 2023 года . Проверено 28 февраля 2015 г.
- ^ Зекария, Ахмед (1991). «Монеты Харари: предварительный обзор» . Журнал эфиопских исследований . 24:26 . ISSN 0304-2243 . JSTOR 41965992 .
- ^ Путешествие Чжэн Хэ по западным морям . Издательство Wuzhou Communication, 2005. ISBN. 978-7-5085-0708-8 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 г. Проверено 3 октября 2020 г.
- ^ Африканские рефераты - страница 160
- ^ Лулинг, Вирджиния (2001). Сомалийский султанат: город-государство Геледи более 150 лет . Издатели транзакций. п. 272. ИСБН 9780765809148 . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Читтик, Х. Невилл (1976). Археологическая разведка в Роге: Британско-сомалийская экспедиция, 1975 г. Британский институт в Восточной Африке. стр. 117–133.
- ^ Альбом Стивена (1993). Контрольный список популярных исламских монет . Стивен Альбом. п. 28. ISBN 0963602403 . Архивировано из оригинала 28 мая 2023 года . Проверено 28 февраля 2015 г.
- ^ История горизонта Африки , том. 1, с. 143.
- ^ Кент, Раймонд К. (1967). Ранние королевства на Мадагаскаре и рождение империи Сакалава, 1500-1700 гг . Университет Висконсина – Мэдисон. п. 186. Архивировано из оригинала 5 июня 2023 г. Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ Линшотен, Ян Гюйген ван (1885). Путешествие Джона Гюйгена Ван Линшотена в Ост-Индию: Из древнеанглийского перевода 1598 года. Первая книга, содержащая его описание Востока... Общества Хаклюта. Архивировано из оригинала 4 июня 2023 г. Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Кент, РК (1969). «Мадагаскар и Африка III. Антейморо: Теократия на юго-востоке Мадагаскара» . Журнал африканской истории . 10 (1): 61. дои : 10.1017/S0021853700009270 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 180295 . S2CID 162982426 . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 г. Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ Кент, РК (1969). «Мадагаскар и Африка III. Антейморо: Теократия на юго-востоке Мадагаскара» . Журнал африканской истории . 10 (1): 62. дои : 10.1017/S0021853700009270 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 180295 . S2CID 162982426 . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 г. Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ стр. 4 - В поисках африканского Эльдорадо: Софала, Терри Х. Элкисс
- ^ Португальский летописец Жоао де Баррос (I декабря, Lib. 10, Глава 2 (стр. 388 и далее) рассказывает легенду, лежащую в основе завоевания: купцы из Могадишо долгое время держали Софалу в секрете от своих соперников из Килвана, которые до этого редко плавал за мысом Дельгадо . Однажды рыбак поймал большой укус у Килвы, и рыба протащила его вокруг мыса Дельгадо через Мозамбикский канал до берегов Софалы. Рыбак вернулся в Килву, чтобы. Сообщите султану Сулейману Хасану о том, что он видел, султан нагрузил корабль тканью и немедленно помчался туда под руководством рыбака. Султан Килвана предложил Мвенемутапе более выгодную сделку, и ему разрешили. построить на острове фабрику и колонию в Килване и навсегда вытеснить могадишцев.
- ^ душ Сантос, о. Жуан (1609 г.). Восточная Эфиопия . перепечатано в Theal, vol. 7, с. 3 и далее.