Добеа
Добеа , были народом средневековой Эфиопии являвшимся тогда основными жителями Добы, расположенной на северо-востоке Эфиопии, на территории нынешних регионов Амхара , Тыграй и Афар .
Родина
[ редактировать ]Впервые они были описаны во время правления императора Баэда Марьям (годы правления 1468–1478) как населявшие регион между Эндертой и озером Ашенге (в провинции Тыграй ), соседствующие с афарами вассального султаната Данкали на востоке. [ 1 ] описал эту территорию Франсиско Альварес во время своего пребывания в Эфиопии как имеющую длину пять дней пути (около 100 км) и простирающуюся далеко на территорию мусульманских афаров. Один из их крупнейших городов, Манадели, расположенный на краю Эфиопского нагорья и возвышавшийся над низменностью Афара, был огромным торговым городом. Альварес описывает его как город «очень большой торговли, подобный городу или морскому порту», где можно было найти любой товар, и с торговцами из разных областей, таких как Джидда , Фес , другие места Марокко , Тунис , Греция , Ормус. , Каира и Индии , а также бесчисленное количество людей из окрестных регионов Эфиопии. [ 2 ]
Культура
[ редактировать ]Добеа пасли множество высококачественных коров (самых крупных в мире, по словам Альвареса) и существовали в основном за счет бандитизма и скотоводства до 15 века, когда они перешли на агропастбищную систему, а многие обратились в христианство в результате Походы, предпринятые императором Баэдой Марьям . Добеа управлялись 24 лидерами, 12 из которых часто воевали, а 12 - мирно. [ 2 ]
Люди
[ редактировать ]Добеа впервые упоминаются в 15 веке как «черный» (целим) народ, в отличие от «красных» (кейих) эфиопов. [ 1 ]
Нападения императора Баэды Марьям
[ редактировать ]Император Баэда Марьям провел кампанию против Добеа в начале своего правления, но они эвакуировали свой скот и верблюдов, и его кампания не смогла выследить ни одного Добеа. Впоследствии он сам приехал в этот район, но добеа узнали его издалека и смогли бежать, поскольку их имущество уже было эвакуировано. В этот момент «Данкале», правитель Данакиля (вассального султаната Данкали), предложил вмешаться и помочь в кампании Императора. Он послал императору лошадь, мула, нагруженного финиками, щит и два копья, чтобы показать свою поддержку, а также сообщение, в котором говорилось: «Я разбил свой лагерь, о мой господин, с намерением остановить этих людей. Если они ваши враги, я не пропущу их и схвачу их». [ 3 ] Баеда Марьям снова послал своих людей против Добеасов, но его кампания потерпела поражение и понесла тяжелые потери. К этому моменту Баеда Марьям пришел в ярость, критикуя своих солдат за нападение без приказа и заявляя о своей решимости оставаться в стране Добеа до тех пор, пока он не подчинит страну до такой степени, что он сможет сеять там зерно, а его лошади смогут есть его. обрезать. Затем он отправил Яна Зега , гарада (губернатора) Бале , в кампанию в районе Гама , где гарад был убит. Холера (или какая-то другая эпидемия ) вспыхнула среди его людей, что еще больше угнетало его, что привело к его отступлению в Тыграй . Там он призвал один из своих лучших боевых полков, Ян Амора («Королевский орел»), в честь которого были названы субпровинция и вореда , которые горели желанием участвовать в кампании. Двенадцать вождей Добеа узнали о готовящейся новой атаке и начали бежать в разных направлениях в низины Адаля со своими женщинами, детьми и скотом, с имуществом, нагруженным на верблюдов и других вьючных животных. Однако император узнал об их планах и начал новую кампанию против Добеаса, отправив губернаторов Тыграя, Кеды и Дамот преследовать их. Эта новая кампания оказалась успешной, в результате чего было захвачено много скота и погибло множество добеа как в основной атаке, так и в последующем преследовании. [ 4 ]
После этого поражения многие добеа обратились в христианство и просили императора о помиловании. Император, в свою очередь, вернул им скот, пополнив его скотом из южных провинций Ведж и Генц и разместив солдат в своей стране. Кроме того, во исполнение своего предыдущего заявления он построил в стране Добеа церковь, посвященную Деве Марии, и посадил в этом районе апельсиновые, лимонные деревья и виноградные лозы. Баэда Марьям вскоре вернулся в страну Добеа, назначал губернаторов и «регулировал социальное положение людей», а также поощрял празднование смерти Девы Марии каждый январь, по этому случаю он раздавал хлеб, телла (пиво) и тедж (разновидность медового вина / медовухи ) для народа. Далее он приказал, чтобы добеасы стали земледельцами, а не бандитами, и в последний раз покинули страну. [ 2 ]
Примерно полвека спустя в отчете Альвареса отмечалось, что страна Добеа страдала от засухи и поэтому потеряла много скота и не могла сеять зерно. В это время купцы Манадели также жаловались на чрезмерные налоги, утверждая, что они были вынуждены платить 1000 унций (вакет) золота ежегодно в качестве процентов по ссуде в размере всего 1000 унций золота от императора Лебны Денгела (прав. 1508-1540).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Панкхерст, Ричард. Приграничье Эфиопии: очерки региональной истории с древних времен до конца XVIII века (Асмэра, Эритрея: Red Sea Press, 1997), стр. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с Панкхерст, Эфиопское приграничье , с. 111.
- ^ Панкхерст, Пограничье Эфиопии , стр. 106-7, 110.
- ^ Панкхерст, Пограничье Эфиопии , стр.110.