Султанат Бале
Султанат Бэйл — сомалийский мусульманский султанат, основанный в горах Бэйл на юге Эфиопского нагорья и на Африканском Роге . Это примерно соответствует современной зоне Бале региона Оромия в Эфиопии . [1]
Султанат Бале | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
13 век – 1320-е годы | |||||||
Статус | Суверенное государство | ||||||
Общие языки | Сидама , Сомали | ||||||
Религия | ислам | ||||||
Правительство | Султанат | ||||||
Султан | |||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||
• Учредил | 13 век | ||||||
• Завоеван Амде Сейоном из Абиссинии. | 1320-е годы | ||||||
| |||||||
Сегодня часть | Зона Бэйл, Юго-Восточная Эфиопия |
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Бэйл впервые упоминается во времена правления династии Загве и описывается как «таинственная провинция», граничащая с исламскими султанатами и провинциями Даваро и Шарха на севере, Адал на востоке и Хадия на западе. Наследственной династии, правившей Бэйлом, не было, но в провинции присутствовал ислам, о чем свидетельствует упоминание «Али», правителя Бэйла. Считавшийся изолированной землей, Бэйл, тем не менее, был известен производством хлопка, хотя его южное расположение ограничивало его возможности для торговли. [2]
Учреждение
[ редактировать ]Султанат Бале был основан в 13 веке шейхом Хусейном из подклана Идинле Маджабе Мурусаде из Каранле. [3] [4] который родился в Хавийе столице Мерке и служил одним из торговых и исламских центров на Индийском океане . [5] Ему приписывают то, что он познакомил исламом с народ оромо, живший в то время в Эфиопии. [6] [7] Несмотря на то, что султанат был основан сомалийским святым и управлялся его потомками, в королевстве в основном проживали каранле. Аджуранские купцы начали селиться в регионе, тем самым связав два королевства экономически, поскольку Бэйл вел торговлю с соседними эфиопскими королевствами и служил воротами для соседних султанатов, включая Аджуранский султанат . [8]
Наряду с другими султанатами, включая Даваро , Арабабни, Хадию , Ширку и Дару, Бэйл вошел в состав так называемой конфедерации Зейлы . [9]
Расположение
[ редактировать ]Он граничил с султанатами династий Даваро и Махзуми на севере, Хадия на западе и Адал на востоке, а его основные районы располагались вокруг реки Шебелле . [10] Однако геополитические границы султаната неясны - обычно он располагается вокруг реки Вабе Шебелле , хотя султанат Бале также имел территориальное присутствие в некоторых приграничных районах к северу от реки. Другой рекой, которая определяла границы султаната, была река Вабе . В целом границы султаната Бале соответствовали современным округам Гоба , Синана - Диншо , Агарфа , Гасера и Горо . [11]
Демография
[ редактировать ]Султанат состоял как из семитских, так и из кушитских носителей, а также имел присутствие группы носителей хадия-сидама, которая также присутствовала в Хадии . И в Хадии, и в Бале доминировали кланы оромо, а Футух аль-Хабаша говорит о «шарифах и арабах, живших в Бале», что указывает на арабское происхождение Бэйла и его населения. Однако в Бэйле были и христианские кланы, такие как Сабро, Фанкал, Койе, Дайю и Фасил. Хотя правители султаната Бэйл были мусульманами, население Бэйла, помимо мусульман, состояло из приверженцев местных религий, а также христиан. [11]
Экономика
[ редактировать ]В средние века Бале был известен производством хлопка, а соль, привозимая из Эль-Кере, была важным предметом торговли. [12]
Военные столкновения
[ редактировать ]В 1332 году султанат Бале был завоеван христианским королем Эфиопской Амде империи Сейоном . Последующее правление христианской Эфиопией привело к конфликту между местными мусульманскими кланами оромо и христианскими жителями. Эфиопское правление Бэйла также предоставило форпост для совершения нападений на соседние государства, такие как Ифат и Адал. Адал смог завоевать Бэйл на короткий период в начале 15 века, но Бэйл был отбит христианской Эфиопией под руководством императора Зары Якоба . [13]
Падение Бэйла
[ редактировать ]В результате войн Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази между 1529 и 1549 годами и последующей миграции оромо с 1540-х годов коренные мусульмане потеряли свои позиции в Бэйле . [14] Бэйл оставался под прямым управлением христианских правителей, хотя соседние мусульманские государства продолжали организовывать набеги и военные экспедиции в этот район - Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази смог отвоевать Бэйл у Эфиопии, но был убит в бою в 1543 году. После восстановления Эфиопии В 1549 году христианские правители сохранили свою власть в провинции, несмотря на экспансию оромо , которая произошла позже, в 16 веке. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Остебё, Терье (октябрь 2020 г.). Ислам, этническая принадлежность и конфликт в Эфиопии Издательство Кембриджского университета. п. 52 . ISBN 9781108839686 .
- ^ Остебё, Терье (2012). Джон Ханвик; Рюдигер Зеземанн; Кнут Викор (ред.). Локализация салафизма: религиозные изменения среди мусульман-оромо в Бале, Эфиопия . Ислам в Африке. Том 12. ОЧКИ. стр. 57. ISBN 978-9004184787 .
- ^ И. М. Льюис (1988). Как держать птиц на расстоянии в районе залива Сомали (PDF) .
Харан Мадаре представлены в старых устных традициях Сомали как ветвь святой линии Валамога, ведущей свое начало, согласно тем же источникам, от знаменитого шейха Хусина Балиале, покровителя исламского населения Эфиопии (Andredrewzji 1975; Braukamper 1977; Lewis). 1980)
- ^ И. М. Льюис (1998). Святые и сомалийцы. Популярный ислам в клановом обществе . Пресса Красного моря. ISBN 978-1-56902-103-3 .
Согласно источникам, харан мадаре валамога являются прямыми потомками (а не родственниками) аджуранцев.
- ^ Бекингем и Хантингфорд, Некоторые записи , с. lxxxix. Тримингем называет дату отъезда Нура Хусейна из Могадишо 1780 годом.
- ^ Браукампер, Ульрих; Браукэмпер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 9783825856717 .
- ^ Бекингем и Хантингфорд, Некоторые записи , с. lxxxix.
- ^ Остебё, Терье (30 сентября 2011 г.). Локализация салафизма: религиозные изменения среди мусульман-оромо в Бале, Эфиопия . ОЧКИ. стр. 3. ISBN 978-9004184787 .
- ^ Ислам, этническая принадлежность и конфликты в Эфиопии , Терье Остебё, стр. 52
- ^ Ислам, этническая принадлежность и конфликты в Эфиопии , Терье Остебё, стр. 52
- ^ Перейти обратно: а б Остебё, Терье (2012). Джон Ханвик; Рюдигер Зеземанн; Кнут Викор (ред.). Локализация салафизма: религиозные изменения среди мусульман-оромо в Бале, Эфиопия . Ислам в Африке. Том 12. ОЧКИ. стр. 58. ISBN 978-9004184787 .
- ^ Ислам, этническая принадлежность и конфликты в Эфиопии , Терье Остебё, стр. 52
- ^ Перейти обратно: а б Бахиру, Амаре (2017). История христианства в Бэйле, ок. 1890 - 1991 . Джимма, Эфиопия: Университет Джиммы. стр. 100-1 12–14.
- ^ Хагманн, Тобиас (2011). Спорная власть в Эфиопии . БРИЛЛ. п. 170. ИСБН 978-9004218437 .