Династия Валашма
Династия Валашма — средневековая мусульманская династия Африканского Рога, основанная в Ифате (современная восточная Шева ). [1] Основанная в 13 веке, она управляла Ифат и Адал султанатами на территории современных Сомали , Джибути , Эритреи и восточной Эфиопии . [2]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2024 г. ) |
Генеалогические традиции
[ редактировать ]Принцы Валашмы Ифата и Адала утверждали, что обладают арабскими генеалогическими традициями. [3] [4] Что касается происхождения, традиции Валашмы прослеживают происхождение Бану Махзум Эль Макриси от племени . Но султанат Ифат ведет свое происхождение от Акила ибн Аби Талиба , брата халифа Али и Джафара ибн Аби Талиба. Последний был одним из первых мусульман, поселившихся в регионе Хорн. Однако полулегендарная апологетическая «История Валасмы» утверждает, что Умар ибн-Дунья-Хаваз был потомком сына халифа Али аль-Хасана. [3] Это не подтверждается ни Макризи , ни летописью Валашмы. Но Умар ибн-Дунья-Хаваз, который, как утверждают оба, был основателем династии, был курайшитского или хашимитского происхождения. [4] [5] четырнадцатого века Арабский историк Ибн Халдун упоминает, что предки Валасмы когда-то были данниками Королевства Дамот . [6]
Однако большинство историков, в том числе Энрико Черулли и Дж. Спенсер Тримингем , считают, что династия Валашма имела местное происхождение. [7] [8] Черулли утверждает, что, согласно хроникам Харара, сомалийский святой X века « Ав » Баркхадл из Аравии был пятым предком Умара ибн Дунья-Хаваза, основателя династии Валашма. [9] [10] [11] Иоан Льюис также упоминает, что в коротком списке царей, озаглавленном «Правители земли Саад ад-Дина», Баркхадл признан одним из предков Валашмы. [12] Льюис относит свою смерть примерно к 1190 году нашей эры. [13] Дж. Спенсер Тримингем отмечает, что, согласно местным традициям, он, как говорят, прожил более 500 лет, то есть его смерть приходится на начало 16 века. [14] [15] Считается, что некоторые правители династии Валашма похоронены на месте Ав-Бархадле в современном Сомалиленде . [16] Говорят, что как потомки Баркхадла, успех, долголетие и влияние Валашмы были обусловлены их родным семейным происхождением. [17] Валасма исторически связаны с предками Аргоббы и народом Доба . [18] Народ Харари также утверждает, что связан с Валасмой. [19] Бахру Зевде , Ричард Панкхерст , Джибрил Ниан преимущественно Аргобба и Харари относительно того, что султанами Валасмы Ифата и Адала будут [20] [21] [22] [23] Однако Амели Шекрун не предполагает никакой возможной связи для отождествления людей средневекового Ифата с народом Аргоббы . [24]
Династия Валасма Ифата инициировала серию брачных союзов с лидерами Адала, согласно хронике «Завоевание Абиссинии» арабским факихом , лорды Харлы , потомки последнего правителя Валасмы Ифата Саад ад-Дина II, участвовали в шестнадцатом века Эфиопско-Адалская война . [25] [26] Последним известным членом Валасмы в Адале был Баракат ибн Умар Дин из Харара в шестнадцатом веке. [27] Кабирто Харлы , а также Доба , происходящие из династии Валасма, были свергнуты в 1769 году династией Мудайто из Афара в Ауссе (современный регион Афар ), потомок Кабирто Шейха Кабира Хамзы сохранил свою историю через рукописи. [28] [29] [30]
Титул Валасма все еще использовался в провинции Ифат даже в девятнадцатом веке, когда губернаторы этого региона заявляли о своем происхождении от старой династии. [31] В 1993 году Мохаммед Салех, который утверждал, что его предками были Аргобба Валасма из Ифата, показал, что его прародители на протяжении веков были торговцами на маршруте Шева -Харар. [32]
Язык
[ редактировать ]По мнению Ферри Роберта и Харбесона Джона, язык, на котором говорят жители Адала, а также его правители, имамы и султаны, очень похож на современный язык Харари . [33] [34] Эфиопский историк XIX века Асма Гиоргис предполагает, что сами валашма говорили по-арабски. [35] [36]
Султанат Ифат
[ редактировать ]В конце 13-го века северный Харарг был резиденцией мусульманского султаната, названного под властью династии Махзуми . [37] Современный источник описывает султанат, раздираемый внутренними раздорами и ослабленный борьбой с соседними мусульманскими государствами. В 1278 году одно из этих соседних государств, названное Ифат на востоке Шева, во главе с Валашмой вторглось в султанат Шева. После нескольких лет борьбы султанат был присоединен к Ифату . Эту аннексию обычно приписывают Умару, но к моменту аннексии Швы он был мертв уже 50 лет. Скорее всего, это был его внук Джамал ад-Дин или, возможно, даже его правнук Абуд. В 1288 году султан Вали Асма успешно завоевал Хубат , Адал и другие мусульманские государства региона. Превращение Ифата в самое могущественное мусульманское королевство на Африканском Роге . [38]
В 1332 году султан Ифата Хакк ад-Дин I был убит в военной кампании против абиссинского императора Амды Сейона . войск [39] Затем Амда Сейон назначил Джамал ад-Дина новым королем , а затем его брата Насра ад- Дина . [40] Несмотря на эту неудачу, мусульманские правители Ифата продолжили свою кампанию. Абиссинский император заклеймил мусульман окрестностей «врагами Господа» и снова вторгся в Ифат в начале 15 века. После долгой борьбы войска Ифата потерпели поражение, а правитель султаната король Саад ад-Дин II бежал в Зейлу. Там его преследовали абиссинские войска и убили. [41]
Султаны Ифата
[ редактировать ]Имя правителя | Царствование | Примечание | |
---|---|---|---|
1 | Султан Умар Дунья-Хаваз | 1197–1276 | Основатель династии Валашма, его прозвище было Адуньо или Вилинвили. Он начал военную кампанию по завоеванию султаната Шева. Шейх Юсуф аль-Каунейн - его пятый предок. |
2 | Султан Али «Базию» Нахви Умар | 1276–1299 | Сын Омара Дунья-Хаваза, он возглавил множество успешных кампаний, наиболее заметной из которых было завоевание Шевы и сожжение их столицы, ознаменовавшее конец династии Махзуми . |
3 | Султан Хаккуд Дин Умар | 12??–12?? | Сын Умара Дунья-Хаваза |
4 | Султан Хусейн Омар | 12??–12?? | Сын Умара Дунья-Хаваза |
5 | Султан Насрад Дин Умар | 12??–12?? | Сын Умара Дунья-Хаваза |
6 | Султан Мансур Али | 12??–12?? | Сын Али «Базию» Умара |
7 | Султан Джамалад Дин Али | 12??–12?? | Сын Али «Базию» Умара |
8 | Султан Абуд Джамалад Дин | 12??–12?? | Сын Джамаладдина Али |
9 | Султан Зубир Абуд | 12??–13?? | Сын Абуда Джамалада Дина |
10 | Мать Лейла Абуд | 13??–13?? | Дочь Абуда Джамаладдина. |
11 | Султан Хаккуд Дин Нахви | 13??–1328 | Сын Нахви Мансура, внук Мансура Умара |
12 | Султан Сабирад Дин Махамед «Вакойи» Нахви | 1328–1332 | Сын Нахви Мансура, потерпевшего поражение от императора Абиссинии Амде Сейона , который заменил его своим братом Джамаладдином в качестве вассала. |
13 | Султан Джамалад Дин Нахви | 1332–13?? | Сын Нахви Мансура, вассального короля Амде Сейона. |
14 | Султан НасрадДин Нахви | 13??–13?? | Сын Нахви Мансура, вассального короля Амде Сейона. |
15 | Султан «Кат» Али Сабираддин Махамед | 13??–13?? | Сын Сабираддина Махамеда Нахви, восстал против императора Новой Крестоса после смерти Амде Сейона , но восстание провалилось, и его заменил его брат Ахмед. |
16 | Султан Ахмед «Харби Аред» Али | 13??–13?? | Сын Али Сабираддина Махамеда, принял роль вассала и не стал продолжать восстание против Нового Крестоса , и впоследствии мусульманские историки очень плохо относятся к нему. |
17 | Султан Хаккуддин Ахмед | 13??–1374 | Сын Ахмеда Али |
18 | Султан СаададДин Ахмед | 1374–1403 | Сын Ахмеда Али, убит во время абиссинского вторжения в Ифат при Давите I или Йешаке I. [а] |
Султанат обучения
[ редактировать ]Адаль был общим термином для региона низменностей, населенных мусульманами, к востоку от провинции Ифат . В средневековую эпоху оно использовалось неоднозначно для обозначения низменности, населенной мусульманами, к востоку от Эфиопской империи . Включая север от реки Аваш в сторону озера Аббе, а также территорию между Шевой и Зейлой на побережье Сомалиленда . [42] [21] [43] По словам Эвальда Вагнера, регион Адал исторически представлял собой территорию, простирающуюся от Зейлы до Харара . [44] [45] В конце четырнадцатого века принцы Валасмы Хакк ад-Дин II и Саад ад-Дин II переместили свою базу на плато Харари в Адале, образовав новый султанат. [46]
Последний султан Ифата, Саад ад-Дин II , был убит в Зейле после того, как бежал туда в 1403 году, его дети бежали в Йемен , а затем вернулись на плато Харар в 1415 году. [47] [48] В начале 15 века столица Адала была основана в городе Даккар , где Сабр ад-Дин III , старший сын Саад ад-Дина II, основал новую базу после своего возвращения из Йемена. [49] [50] К концу 1400-х годов султанам Валасмы начали бросать вызов эмиры Харла плато Харар с приходом к власти имама Махфуза . [51]
В следующем столетии штаб-квартира Адала была перенесена, на этот раз в Харар . Из этой новой столицы Адал организовал эффективную армию во главе с имамом Ахмадом ибн Ибрагимом аль-Гази (Ахмад «Гурей» или Ахмад «Гран»), которая вторглась в Абиссинскую империю. [50] Эта кампания XVI века исторически известна как Завоевание Абиссинии ( Футух аль-Хабаш ). Во время войны Имам Ахмад первым применил пушки, поставляемые Османской империей , которые он импортировал через Зейлу и использовал против абиссинских войск и их португальских союзников во главе с Кристованом да Гамой . [50] Некоторые ученые утверждают, что этот конфликт, благодаря использованию обеими сторонами, доказал ценность огнестрельного оружия , такого как с фитильным замком мушкет , пушки и аркебузы , по сравнению с традиционным оружием. [52]
Валашмские султаны Ифанта и Адала, по-видимому, также имели изрядную склонность к роскоши; торговые отношения, существовавшие между султанатом Адал и правителями Арабского полуострова, позволяли мусульманам приобретать предметы роскоши, которые эфиопы-христиане, отношения которых с внешним миром все еще были Заблокированный, не удалось приобрести христианский документ, описывающий султана Бадлая, повествует:
« И одеяния [султана] и одежды его вождей были украшены серебром и сияли со всех сторон. И кинжал, который он [султан] нес при себе, был богато украшен золотом и драгоценными камнями; и его амулет был украшенный каплями золота; и надписи на амулете были золотой краской, а зонтик его происходил из земли Сирийской, и это было такое прекрасное произведение, что глядевшие на него дивились, и на нем были нарисованы крылатые змеи » . [53]
Султаны обучения
[ редактировать ]Имя | Царствование | Примечание | |
---|---|---|---|
1 | Султан Сабираддин Саададдин | 1415–1422 | Сын Саададдина Ахмеда, Он вернулся на Африканский Рог из Йемена, чтобы вернуть себе царство своего отца. Впоследствии он стал первым правителем и основателем новой династии Адал, одержав множество побед, прежде чем умер естественной смертью. |
2 | Султан Мансур Саадад Дин | 1422–1424 | Сын Саададдина Ахмеда. Он начал экспедицию против Давита I , убив его в битве при Йедайе . [54] [55] |
3 | Султан Джамалад Дин Саадад Дин | 1424–1433 | Сын Саададдина Ахмеда. Он выиграл множество важных сражений против Йешака I, прежде чем убить его в битве при Хардже. Прославившийся своим благочестием и справедливостью, он был убит завистливыми кузенами в 1433 году. |
4 | Султан Сихаб ад-Дин Ахмад Бадлай «Арве Бадлай» | 1433–1445 | Сын Саададдина Ахмеда, также известного как «Арве Бадлай» («Бадлай зверь»). Бэдли предпринял полномасштабное завоевание Абиссинии, успешно вторгся в Эфиопскую империю и захватил Бали, прежде чем был убит силами Зары Якоба в битве при Гомите . Бадлей также основал новую столицу в Даккаре, недалеко от Харара. |
5 | Султан Махамед Ахмедуддин | 1445–1472 | Сын Ахмедуддина «Бадлая» Саададдина, Махамед обратился за помощью к мамлюкскому султанату Египта в 1452 году, но этой помощи не последовало. В конце концов он подписал очень недолгое перемирие с Баэдой Марьям I. |
6 | Султан Шамсаддин Махамед | 1472–1488 | Сын Махамеда Ахмедуддина, он напал на армию императора Эскендера Абиссинского в 1479 году и уничтожил большую часть его армии. |
7 | Султан Махамед Ашарад Дин | 1488–1518 | Правнук Саададдина Ахмеда из Ифата, он продолжал совершать набеги на абиссинцев, особенно во время Великого поста , когда Махфуз порабощал бесчисленное количество абиссинцев и убивал короля Наода . Он был убит после неудачной кампании 1518 года. |
8 | Султан Махамед Абубакар Махфух | 1518–1519 | Очень популярный лидер, пытавшийся вернуть Фатагар. |
9 | Султан Абубакар Махамед | 1518–1526 | Он убил Гарада Абуна и восстановил династию Валашма, но двоюродный брат Гарада Абуна Имам Ахмед Гурей отомстил за смерть своего кузена и убил его. Пока Гарад Абун правил Даккаром, Абубакар Махамед обосновался в Хараре в 1520 году, и это часто упоминается как период переноса столицы. Абубакар Махамед был последним султаном Валашмы, имевшим реальную власть. |
10 | Гарад Абогн Адиш | 1519–1525 | Преемник Махамеда Абубакара Махфуха |
11 | Султан Умар Дин Махамед | 1526–1553 | Сын Махамеда Ашараддина, имам Ахмед Гурей посадил маленького сына Махамеда Ашараддина Умардина на трон в качестве марионеточного короля в столице имама Ахмеда Гурея в Хараре. По сути, это конец династии Валашма как правящей династии во всем, кроме названия, хотя де -юре династия продолжала существовать . После этого во многих списках царей даже не упоминаются правители Валашмы, а просто перечисляются Имам Ахмед Гурей, а затем Амир Нур Муджахид. |
12 | Султан Али Омар Дин | 1553–1555 | Сын Умардина Махамеда |
13 | Султан Баракат Умар Дин | 1555–1559 | Сын Умардина Махамеда, последнего из султанов Валашмы, помог Амиру Нуру Муджахиду в его попытке вернуть Даваро. Он был убит, защищая Харар от сил императора Геладевоса , положив конец династии. |
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Династия Валашма | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Он был убит либо в 805 году хиджры / 1402-3 гг. н.э. во время правления Давита I (согласно аль-Макризи ), либо в 817 году хиджры / 1414-5 во время правления Йешака I (согласно аль- Макризи). Черулли, изд. (1931). «История Валашмы». РРАЛ . Сер. VI. Том. iv. п. 45. ) [41] Некоторые историки выбирают одну из двух возможных дат (например, Пол Хенце выбирает 1403 год в «Слоях времени», «История Эфиопии» [Нью-Йорк: Palgrave, 2000], стр. 67).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ифат Британника. . Britannica.
- ^ Джи, доктор Рави (2016). ВСЕМИРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ АФРИКАНСКИХ СТРАН . Нью-Дели, Индия: АФРО-АЗИАТско-АМЕРИКАНСКАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗВИТИЯ (ACCORD). п. 360.
Основан в 1285 году династией Валашма, его центр находился в Зейле. Ифат основал базы в Джибути и Сомали, а оттуда расширился на юг до гор Ахмар.
- ^ Перейти обратно: а б М. Эльфаси, Иван Грбек (1988). Африка с седьмого по одиннадцатый век, Всеобщая история Африки, Том 3 . ЮНЕСКО. стр. 580–582. ISBN 9231017098 .
- ^ Перейти обратно: а б Меконнен, Джон (29 января 2013 г.). Эфиопия: земля, ее люди, история и культура Джон Меконнен. ISBN 9781482311174 .
- ^ Тамрат, Таддессе (1972). Церковь и государство в Эфиопии, 1270–1270 гг. Кларендон Пресс. п. 124. ИСБН 978-0-19-821671-1 .
- ^ Ибн Халдун . Эфиопская энциклопедия.
- ^ Тримингем 1965 , с. 67.
- ^ Черулли, Энрико. Ислам: вчера и сегодня в переводе Эмрана Вабера . Институт Пер Л'Ориенте. п. 323.
- ^ Черулли, Энрико (1926). Население Сомали в местной исторической традиции . Академия. «Церулли предполагает, что святой «Ау Бархдейл» (Юсуф Аль Ковнайн) может быть связан с «Юсуфом Баркатлой», предком Умара Валашмы, основателя династии Ифат»
- ^ Льюис, Иоан М. (1998). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе . Пресса Красного моря. п. 89. ИСБН 9781569021033 .
- ^ Сомали; Васаарадда Варфаафинта ио Хануунинта Дадвейнаха (1972). Письменность на сомалийском языке: великая веха в нашей революционной истории . Министерство информации и национальной ориентации. п. 10.
Ау Баркхадл, он был уроженцем, который жил около 1000 лет назад и похоронен сейчас в разрушенном городе, названном в его честь, Ау Баркхадле, который находится в нескольких милях от Харгейсы.
- ^ Льюис, Иоан М. (1998). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе (1. Ред. Sea Press). Лоуренсвилл, Нью-Джерси: The Red Sea Press [ua] с. 92. ИСБН 9781569021033 .
- ^ Льюис, Иоан М. (1998). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе (1. Ред. Sea Press). Лоуренсвилл, Нью-Джерси: The Red Sea Press [ua] с. 93. ИСБН 9781569021033 .
- ^ Тримингем 1965 , с. 251.
- ^ Дрейк-Брокман, Британский Сомалиленд . п. 219.
- ^ Мире, Сада (5 февраля 2020 г.). Божественное плодородие: преемственность в трансформации идеологии священного родства в Северо-Восточной Африке . Лондон Нью-Йорк: Рутледж. п. 69. ИСБН 978-0-429-76924-5 .
- ^ Рираш, Мохамед Абдиллахи (1988). «Влияние потрясений шестнадцатого века на историю Рога» (PDF) . Материалы Третьего международного конгресса сомалийских исследований : 251.
- ^ Кифлейесус, Абебе (28 января 2024 г.). Традиции и трансформация Аргобба в Эфиопии Харрасовиц. п. 44. ИСБН 978-3-447-05341-9 .
- ^ Асфау, Аклилу (2000). «Краткая история Аргоббы » Анналы Эфиопии . 16 : 174. дои : 10.3406/ethio.2000.973 .
- ^ Зевде, Бахру (1998). Краткая история Эфиопии и Рога Университет Аддис-Абебы. п. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Панкхерст 1997 , с. 52.
- ^ Кембриджская история Африки (PDF) . Издательство Кембриджского университета. стр. 147–150.
- ^ Ниан, Джибрил (31 декабря 1984 г.). Всеобщая история Африки . Учебные книги Хайнемана. п. 427. ИСБН 978-92-3-101710-0 .
- ^ Шекрун, Амели (23 февраля 2023 г.). Завоевание Эфиопии - Джихад в 16 веке (на французском языке). Издания ЦНРС. п. 179. ИСБН 978-2-271-14543-7 .
- ^ IV Международный конгресс эфиопских исследований (Рим, 10-15 апреля 1972 г.) . Национальная академия Линчеи. 28 января 1974 г. с. 623.
- ^ Шекрун, Амели. «Футух аль-Хабаса»: написание истории, войны и общества в Бар-Саад-ад-дине . Университет Пантеон-Сорбонна. стр. 197–198.
- ^ Тримингем 2013 , с. 92 .
- ^ Алван, Дауд (28 января 2024 г.). Исторический словарь Джибути . Пугало Пресс. п. 19. ISBN 978-0-8108-3873-4 .
- ^ Фани, Сара (2017). Отчет о 6-й полевой миссии IslHornAfr (PDF) (Отчет). Университет Копенгагена. п. 10. Архивировано (PDF) из оригинала 4 апреля 2023 г. Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Бауси, Алессандро (28 января 2024 г.). Эфиопская история, культура и проблемы Издательство Мичиганского государственного университета. п. 83. ИСБН 978-3-643-90892-6 .
- ^ Дарква, Рексфорд. Расцвет королевства Шоа 1813–1889 гг. (PDF) . Лондонский университет. п. 259.
- ^ Омер, Ахмед. Некоторые заметки о Хараре и местных торговых путях: отчет о взглядах бывших купцов Шавы (1839-1935) (PDF) . Анналы Эфиопии. стр. 141–142.
- ^ Ферри, Роберт (1961). «Некоторые гипотезы о происхождении мусульманских завоеваний в Абиссинии в XVI веке» . Тетради по Африке . 2 (5): 28–29. дои : 10.3406/cea.1961.2961 .
- ^ Харбезон, Джон (1978). «Территориальная политика и политика развития на Африканском Роге: дальняя часть долины Аваш» . Дела Африки . 77 (309). Издательство Оксфордского университета: 486. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a097023 . JSTOR 721961 .
- ^ Гиоргис, Асма (1999). Асма Гиоргис и его работы: история Галлы и царства Шава . Медицинский журнал. п. 257. ИСБН 9783515037167 .
- ^ Дилебо, Лаписо (2003). Введение в историю Эфиопии от эпохи мегалитизма до республики, примерно с 13000 г. до н.э. по 2000 г. н.э. Коммерческое полиграфическое предприятие. п. 41. ОСЛК 318904173 .
Как и их прямые потомки, современные адаре, жители древних Шевы, Ифата, Адала, Харара и Ауссы были семитскими по своему этническому и языковому происхождению. Они не были ни сомалийцами, ни афарами. А вот сомалийские и афарские кочевники были местными подданными Адала.
- ^ Браухапер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 21. ISBN 9783825856717 . Проверено 12 марта 2017 г.
- ^ Тримингем 1952 , с. 58.
- ^ Хоутсма, М. Т. (1987). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . БРИЛЛ. стр. 125–126. ISBN 9004082654 .
- ^ Славные победы , с. 107. [ нужна полная цитата ]
- ^ Перейти обратно: а б Тримингем 1976 , с. 74, примечание 4 объясняет расхождение в источниках .
- ^ Йозеф, Йозеф (12 января 2018 г.). Средневековая исламская цивилизация . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781351668224 .
- ^ Шинн, Дэвид Х.; Офкански, Томас П. (11 апреля 2013 г.). Исторический словарь Эфиопии . Пугало Пресс. ISBN 9780810874572 .
- ^ Вагнер, Эвальд. Легенда и история: Фатх Мадинат Хара Яхьи Насраллы . Издательство.
- ^ Тримингем 2013 , с. 87 .
- ^ Баба, Тамон. ЗАМЕЧАНИЯ О МИГРАЦИИ МЕЖДУ ЙЕМЕНОМ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АФРИКОЙ В 13–15 ВЕКАХ (PDF) . Университет Кюсю. стр. 81–82.
- ^ Абир, Мордехай (28 октября 2013 г.). Эфиопия и Красное море Тейлор и Фрэнсис. п. 27. ISBN 978-1-136-28090-0 .
- ^ мбали, мбали; Декмеджян, Р. Грайр (2010). «Сомалиленд» . Базовый справочник . 28 (2). Лондон, Великобритания: Мбали: 217–229. дои : 10.1017/S0020743800063145 . S2CID 154765577 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2012 г. Проверено 27 апреля 2012 г.
- ^ Бриггс, Филип (2012). Брэдт Сомалиленд: С Аддис-Абебой и Восточной Эфиопией . Брэдт Путеводители. п. 10. ISBN 978-1841623719 .
- ^ Перейти обратно: а б с Льюис, IM (1999). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . Издательство Джеймса Карри. п. 17. ISBN 0852552807 .
- ^ Хассен, Мохаммед. Рецензируемая работа: Футух аль-Хабаша: Завоевание Абиссинии [16 век] . Издательство Цехай. п. 192. JSTOR 27828848 .
- ^ Джереми Блэк, Кембриджский иллюстрированный атлас, Война: от возрождения до революции , 1492–1792, (Cambridge University Press: 1996), стр.9.
- ^ Фаси, М. Эль (1990). Африка с 7 по 11 век (на французском языке). ЮНЕСКО. п. 623. ИСБН 978-92-3-201709-3 .
- ^ Бадж Эа Уоллис (1828). История Эфиопии Нубии и Абиссинии . п. 302.
- ^ Панкхерст 1997 , с. 57.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Черулли, Энрико (1931). «Арабские документы по истории Эфиопии». Мемуары Королевской национальной академии Линчеи . 6 (4): 39–101. OCLC 4178469 .
- Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопское пограничье: Очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Пресса Красного моря. ISBN 978-0-932415-19-6 .
- Тримингем, Джон Спенсер (1952). Ислам в Эфиопии . Издательство Оксфордского университета. ОСЛК 3472650 .
- Тримингем, Джон Спенсер (1965). Ислам в Эфиопии Фрэнк Касс и компания. ISBN 9780714617312 . OCLC 546800 .
- Тримингем, Дж. Спенсер (1976) [1952]. Ислам в Эфиопии . Лондон: Рутледж. ISBN 9781136970221 . OCLC 858861432 .
- Тримингем, Дж. Спенсер (13 сентября 2013 г.). Ислам в Эфиопии . Рутледж. ISBN 9781136970290 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кифлейесус, Аббебе (2006). Традиции и трансформация: Аргобба Эфиопии. Издательство Отто Харрасовица. п. 84. ISBN 978-3-447-05341-9 .