Битва при Гомите
Битва при Гомите | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Эфиопская империя | Адальский султанат | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Зара Якоб | Арве Бэдлей † | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Тяжелый |
Битва при Гомите или битва при Эгуббе [ 1 ] (или Битва при Айфарсе ) произошла в 1445 году между Эфиопской империей и мощной мусульманской армией под руководством султаната Адал . Эфиопов возглавил император Зара Якоб , а силы Адала возглавил султан Бадлай ибн Саад ад-Дин . Эфиопская армия одержала победу, а Бэдли был убит. [ 2 ] [ 3 ]
Боевой
[ редактировать ]Бадлай впервые вторгся в эфиопскую провинцию Даваро в 1443 году, а затем снова в 1445 году, но, находясь в Даго, император Зара Якоб получил известие о том, что султан Бадлай ибн Саад ад-Дин приближается, чтобы напасть на него. Затем он двинулся на юг с армией своего вассала Хассаба Бавассана, чтобы противостоять Бадлаю в Даваро. [ 4 ]
В начале битвы абиссинский солдат выпустил стрелу в лицо султану Бадлаю, который поймал ее в руку. Затем султан Бадлай атаковал Зару Якоба , пытаясь схватить его, но в ответ Зара Якоб использовал свое копье, чтобы ударить Бэдлая и перерезать ему горло. Когда мусульмане увидели, что Бадлай мертв, они обратились в бегство, но их преследовали абиссинцы, которые перебили их при бегстве. [ 4 ] [ 3 ]
Когда силы адалитов отступили, их возглавил брат султана Хайр ад-Дин. При попытке переправиться через реку Аваш они были застигнуты врасплох и попали в засаду, устроенную абиссинским генералом по имени Джан Сагана. После этой победы Джан Сагана отправил императору голову Хайр ад-Дина. Летописи утверждают, что в этой битве была уничтожена вся армия адалитов. Однако, по мнению Ричарда Панкхерста , это, возможно, было преувеличением. [ 4 ] [ 3 ] Зара Якоб преследовал мусульманскую армию до реки Хаваш и захватил добычу, которая показалась эфиопам-христианам совершенно чудесной; по сути, коммерческие отношения, существовавшие между султанатом Адал и правителями Арабского полуострова, позволяли мусульманам приобретать предметы роскоши, которые не могли получить эфиопы-христиане, чьи связи с внешним миром были заблокированы. Христианские документы, описывающие отчет султана Бадлая:
« И одежды [султана] и его вождей были украшены серебром и сияли со всех сторон. И кинжал, который он [султан] носил при себе, был богато украшен золотом и драгоценными камнями; а амулет его был украшен каплями золота; а надписи на амулете были золотой краской. И зонтик его пришел из земли Сирии, и это было такое прекрасное произведение, что те, кто смотрел на него, дивились, и на нем были нарисованы крылатые змеи. " [ 5 ]
Останки Бэдлая были расчленены и отправлены в разные провинции. Кроме того, имущество его и его жены, включая их разнообразную коллекцию одежд, было распределено между несколькими монашескими общинами. Несмотря на эту победу, Зара Якоб решил не завоевывать адалитов, полагая, что они находятся за пределами христианских границ и не должны быть включены в его королевство. Однако историк Мохаммад Хасан утверждает, что возможности территориальной обороны Адала убедили эфиопского монарха отказаться от попыток оккупировать государство. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Э. Черулли. Ислам вчера и сегодня . п. 140.
- ^ Дж. Спенсер Тримингем, Ислам в Эфиопии (Оксфорд: Джеффри Камберледж для University Press, 1952), стр. 75. https://zelalemkibret.files.wordpress.com/2012/05/islam-in-ethiopia-j-spencer-trimingham.pdf .
- ^ Jump up to: а б с Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 117. ИСБН 9780932415196 .
- ^ Jump up to: а б с А. Уоллес Бадж, Э. (1828). История Эфиопии Нубии и Абиссинии . Том. 1. Метуэн и компания. стр. 307–308.
- ^ Фаси, М. Эль (1990). Африка с 7 по 11 века (на французском языке). ЮНЕСКО. п. 623. ИСБН 978-92-3-201709-3 .
- ^ Хассен, Мохаммед. Регион Гибе в Эфиопии (PDF ) Лондонский университет. п. 22.