Джамал ад-Дин II
Джамал ад-Дин Джамаль ад-Дин | |||||
---|---|---|---|---|---|
Султан | |||||
Третий султан султаната Адал | |||||
Царствование | 15 век | ||||
Предшественник | Мансур ад-Дин Адаль | ||||
Преемник | Бадлай ибн Саад ад-Дин | ||||
Умер | 1433 | ||||
| |||||
Династия | Династия Валашма | ||||
Религия | ислам |
Джамал ад-Дин II ( араб . جمال الدين ) (умер в 1433 г.) был султаном султаната Адал . Он был младшим сыном Саад ад-Дина II . [ 1 ] Он был из Сомали . выходцем [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Царствование
[ редактировать ]В 1424 году Мансуру наследовал его младший брат, султан Джамал ад-Дин Мухаммад. Затем Джамал ад-Дин реорганизовал армию в грозную силу. Его поддержал вышеупомянутый перебежчик Харб Джауш, зарекомендовавший себя к тому времени как преданный выдающийся полководец. Джамаль ад-Дин, как мудрый и способный правитель, отправил этого вождя в качестве посланника к императору Йешаку в попытке заключить компромиссный мир, но переговоры провалились. Затем последовала битва, в которой силы Джамаль ад-Дина и Харб Джауш сражались с людьми Императора, в число которых, как сообщается, входило 7000 лучников и фехтовальщиков. Эфиопы были обращены в бегство, а затем подчинились и согласились платить ему дань , а некоторые даже приняли правление Джамал ад-Дина. [ 6 ]
После прецедентного военного успеха Харба Джауша против эфиопов Джамал ад-Дин снова отправил первого в экспедицию на Бали , где он, как утверждается, убивал и сокрушал жителей региона. Он также увез много пленников и добыл столько добычи, что каждому бедняку давали по три раба. Причем, из-за множества таковых, каждый раб был продан по самой низкой цене, он вернулся победителем к Джамал ад-Дину. [ 7 ]
Йешак, обеспокоенный продолжающимся мятежом в Адале и его окрестностях, в ответ собрал еще большую армию, чем раньше, вторгся и оккупировал Йедайю, но Джамал ад-Дин снова дал ему отпор и победил во 2-й битве при Йедайе. Затем Император вторгся и захватил район Джазджа, но Джамал ад-Дин успешно контратаковал и победил их в битве при Джазже, вынудив имперских солдат бежать. Впоследствии их преследовали в течение трех дней, и они понесли столько жертв, что, как сообщается, земля была усыпана трупами. Затем победоносные войска Адаля сожгли дома и церкви христиан и увезли множество их женщин и детей, а также большую добычу. В ходе этого похода, продолжавшегося три месяца, победители захватили также сотню оседланных лошадей, помимо многочисленных животных без седла.
После этого успеха король Адала собрал более крупные силы, чем любой из его предшественников, а затем организовал еще одно крупное нападение на армию Императора. Используя тысячу всадников, он убил множество солдат Йешака, взял бесчисленное количество пленных, захватил большое количество добычи и нанес тяжелые потери, как сообщается, самой крупной армии адалитов, когда-либо выставленной на вооружение. Император и остальные его последователи были вынуждены бежать к Голубому Нилу, а войска Джамаля преследовали их по горячим следам в течение пяти месяцев, после чего их командир вернулся домой с таким количеством добычи, которую невозможно было описать. Затем он отправил своего брата Ахмада с Харбом Джаушем в экспедицию в Даваро, прежде чем с триумфом вернуться домой.
Позже Джамаль ад-Дин предпринял еще одну экспедицию, в ходе которой записано, что он убил или взял в плен всех, кто находился в пределах двадцати дней пути от его границы. Войска Императора в ответ атаковали три разные части Адала и угрожали его столице, где проживала королевская семья. Джамаль ад-Дин поспешил домой, преодолев расстояние двадцатидневного пути всего за три дня. Он встретил имперскую армию в Хардже, где армия Йешака, хотя и изнуренная, сражалась хорошо, но в конечном итоге потерпела поражение. Император Йешак, по словам Макризи, погиб в этом бою. Его смерть, как и смерть Давита, не упоминается по той же причине, по которой царские эфиопские хроники умалчивают о насильственной смерти своих царей, правление которых они превозносили. [ 8 ]
Джамал ад-Дин также пользовался значительной репутацией справедливого человека. Как рассказывает Макризи, история показывает:
Говорят, что однажды, когда его дети были маленькими, один из них во время игры ударил ребенка, который был меньше его самого, и сломал ему руку. Султан узнал об этом лишь некоторое время спустя. Когда он это сделал, он пришел в ярость, что его придворные скрыли от него это дело. Он созвал семью пострадавших и, созвав своих подданных, приказал привести к себе сына, как человека, заслуживающего наказания по библейскому принципу «око за око, зуб за зуб». Ведущие придворные умоляли его проявить милосердие, а семья ребенка заявила, что не желает мести. Однако суровому правителю не удалось проявить милосердие. Когда его сын вышел вперед, чтобы понести наказание, все свидетели громко заплакали, а семья раненого ребенка повторила, что они за милосердие. Однако Джамал ад-Дин схватил сына за руку и сломал ее ударом железного прутка. Мальчик вскрикнул от боли, и все присутствующие оплакивали его тяжелую участь, но султан просто сказал своему сыну: «Почувствуй теперь сам то, что ты заставил почувствовать другого мальчика!»
После таких жестоких действий, возможно, неудивительно, что подданные Джамал ад-Дина, как говорят, строго соблюдали закон. В котором Макризи отмечает, что они не смели прикасаться к чужому имуществу и что никто, будь то знатного или простого происхождения, не причинял другим зла. Все настолько боялись своего правителя, что никто не оставался равнодушным ни к его приказам, ни к запретам. Таким образом, Джамал ад-Дина уважали за строгость его правления, силу наказаний и выдающиеся добродетели. [ 9 ]
Смерть
[ редактировать ]Правитель Адала, ослабленный постоянными сражениями, в течение нескольких лет ему бросили вызов его завистливые кузены, которые напали и убили его примерно в 1432 году. [ 10 ] Ему наследовал его брат Бадлай ибн Саад ад-Дин . [ 11 ] [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Панкхерст, Ричард. Приграничье Эфиопии: очерки региональной истории с древних времен до конца XVIII века (Асмэра, Эритрея: Red Sea Press, 1997), стр.56
- ^ Черулли, Энрико (1926). Население Сомали в местной исторической традиции . Академия. «Церулли предполагает, что святой «Ау Бархдейл» (Юсуф Аль Ковнайн) может быть связан с «Юсуфом Баркатлой», предком Умара Валашмы, основателя династии Ифат»
- ^ Льюис, IM (1998). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе . Пресса Красного моря. ISBN 9781569021033 .
- ^ Левцион, Неемия; Пауэлс, Рэндалл Л. (31 марта 2000 г.). История ислама в Африке Издательство Университета Огайо. п. 242. ИСБН 978-0-8214-4461-0 .
- ^ Мире, Сада (2015). «Вагар, Плодородие и Фаллические стелы: кушитская вера в небесного бога и место святого Ав-Бархадла, Сомалиленд» . Африканский археологический обзор . 32 (1): 93–109. дои : 10.1007/s10437-015-9181-z . ISSN 0263-0338 . JSTOR 43916848 .
- ^ Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопское пограничье: Очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Пресса Красного моря. п. 57. ИСБН 978-0-932415-19-6 .
- ^ Аль-Макризи.), Ахмад (Ибн Али (1790). История исламских королей в Абиссинии (на арабском языке). Сам. и Джох. Лухтманс. С. 33–34.
- ^ Панкхерст, Пограничье Эфиопии , стр.58.
- ^ Панкхерст, Пограничье Эфиопии , стр.59.
- ^ Jump up to: а б Панкхерст, Пограничье Эфиопии , стр.58.
- ^ Бадж, История Эфиопии: Нубия и Абиссиния , 1928 (Остерхаут, Нидерланды: Антропологические публикации, 1970), стр. 302f.