Харла люди
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Языки | |
Харла | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
Харари , сомалийцы , Аргобба , Силте и Зай |
Харла Харала также известная как , , Харалла [ 1 ] — этническая группа, которая когда-то населяла Эфиопию , Сомали и Джибути . Они говорили на ныне вымершем языке харла, принадлежавшем либо кушитскому, либо кушитскому языку. [ 2 ] или семитские ветви афроазиатской семьи . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
История

Современные жители некоторых частей Эфиопии , Сомали и Джибути приписывают Харле строительство различных исторических памятников. [ 6 ] Хотя сейчас эти сооружения в основном лежат в руинах, они включают в себя каменные некрополи , ямы для хранения вещей, мечети и дома. Наскальные рисунки также приписывают Харле. [ 7 ]
Традиция гласит, что одним из главных городов Харлы была Метехара , а территория между Хараром и Дыре-Давой до сих пор называется Харлой. [ 5 ] Харла населяли Черчер и различные другие районы Африканского Рога , где они возводили различные курганы . [ 8 ] По словам историка Ричарда Уилдинга, рассказы указывают на то, что Харла жила во внутренних районах Огадена и на побережье до переселения сомалийцев и оромо в эти регионы. [ 9 ]
Королевство Харла существовало еще в шестом веке; на него повлиял ислам . позже, где-то в восьмом веке, [ 10 ] В девятом веке в стране Харла возникла династия Махзуми, самое раннее известное мусульманское королевство на Африканском Роге. Столица Махзуми Валале находилась в Северном Харарге . [ 11 ] [ 12 ] Лидеры штата Харла были широко известны как Гарад , а их религиозная элита носила почетный титул Кабир . [ 13 ] [ 14 ]
Согласно фольклору, у Харлы была королева по имени Аравело , которая правила большей частью восточных частей Африканского Рога. В Зейле клан Харла утверждает, что он связан с древним народом. Местные жители Зейлы также подтвердили, что старый город Амуд был построен Харлой. [ 15 ]
Приток арабских иммигрантов, таких как Абадир Умар Аль-Рида, на территорию Харлы привел к развитию города Харар , известного тогда как Гей. [ 16 ] Харар станет ведущим центром ислама на Африканском Роге. [ 17 ] Археолог Тимоти Инсолл обнаружил в городе Харла керамические изделия , похожие на найденные в Хараре. [ 18 ]
Согласно хронике Харари , Абадир как имам возглавил молитву и спросил о тяжелом состоянии штата. [ 19 ]
После молитвы в мечети никто не остался, кроме упомянутой толпы (из Мекки). Они спрашивали друг друга: «Что с нами такое?» Мы не видим ни их эмира, ни их визиря. Скорее, они все одного ранга. Тогда один из них сказал: «Я также слышал от них (туземцев), что 25 лет назад они были народом Харла, пока смерть не уничтожила их, и они не рассеялись, спасаясь от болезней и голода.
— Яхья Насралла, Фатх Мадинат Харар
Конфликт и упадок

По мнению арабского географа тринадцатого века Саида аль-Магриби , страна Харла находилась к востоку от Эфиопской империи и к северу от Занджа. Ибн Кланы Харла, произошедшие от Саад ад-Дина II, шестнадцатого века участвовали в Эфиопско-Адалской войне . [ 20 ] Ибн Саид далее утверждает, что территория Харлы проходила через Голубой Нил на северо-востоке и заканчивалась у берега, Харла зарабатывали на жизнь золотыми и серебряными рудниками. [ 21 ]
Согласно эфиопским источникам, в 14 веке Харла во главе со своим имамом Салихом вступила в союз с султанатом Ифат. [ 22 ] и сражался с войсками императора Амды Сейона I на территории нынешнего северного Сомали . [ 23 ] [ 24 ] В 15 веке император Зара Якоб Эфиопии продал нескольких сторонников Аббы Эстифаноса из Гвендагвенде работорговцам Харла из Адала в наказание за присоединение к секте Стефанитов, которую Эфиопская православная церковь Тевахедо назвала еретиком . [ 25 ] развернулась борьба за власть В начале 16 века между эмирами Харлы Харара и династией Валашма , в которой Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази пришел к власти, казнив султана Валашмы Абу Бакра ибн Мухаммада . [ 26 ]
В середине 16 века султанат Адал во главе с Харлой и их сомалийскими союзниками вторгся в Абиссинию. [ 27 ] Харла были частью элитного военного подразделения Адала под названием Малассай . [ 28 ] Эфиопско-Адалская война произошла в ответ на смерть лидера Харлы Адала, имама Махфуза , убитого в единоборстве воином-монахом Гебре Андриасом в начале правления императора Давида II . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] В войнах против императора Сарсы Денгеля Харла возглавлял султан Мухаммад ибн Насир . [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
В конце шестнадцатого века люди оромо проникли в некоторые части Эфиопии и Сомали , широко вторгаясь вверх от Нижней Джуббы, в конечном итоге захватив территорию Харлы. [ 35 ] Харла перенесла столицу Адала в оазис Аусса в 1577 году, а затем основала имамата Ауссы , прежде чем была свергнута династией Афар Мудайто в восемнадцатом веке. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] В 1893 году экспедиции под руководством британцев наткнулись на древний город в долине Нугаал в Сомали . Местный клан Дхулбаханте утверждал, что харла жили в этом районе до вторжения оромо. [ 39 ] В 2017 году археологи обнаружили город Харла, где производились ювелирные изделия. Обнаруженная архитектура мечети подтвердила, что Харла имела связи с исламскими центрами в Танзании и Сомали . [ 40 ] Исчезновение племени Харла могло быть связано с Эфиопско-Адалской войной в шестнадцатом веке, нищетой или ассимиляцией. [ 41 ]
Убедительные данные свидетельствуют о том, что во время миграций оромо оставшиеся харла отступили за стены Харара и смогли выжить в культурном отношении. [ 3 ] Однако местный фольклор из деревни Харла недалеко от Дыре Дава утверждает, что Харла были фермерами из Огадена и вымерли из-за своего высокомерия, отказа поститься в Рамадан и попыток написать Коран на Харле, поэтому были прокляты Богом. [ 42 ] По мнению клана Гадабуурси , харла совершали тяжкие грехи из-за чрезмерной гордыни. [ 43 ] Энрико Черулли и другие утверждают, что Харла представляли собой отдельную группу, происходящую из региона Харари ; однако из-за распада Адала они были ассимилированы сомалийцами, а также афарами. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
Дочерние кланы
Народ Харари считается ближайшим оставшимся звеном с народом Харла, поскольку Харари были основаны семью кланами Харла. [ 3 ] Харар и его жители — единственные остатки старой цивилизации Харла. По мнению Харариса , этническая группа Харари состоит из семи субкланов Харла: Абогн, Адиш, Авари, Гидая , Гатур , Харгая и Варгар . [ 47 ] Некоторые источники утверждают, что Харла были менее семитской версией Харари. [ 48 ]
Силты (Восточный Гураге) также считаются потомками народа Харла. Харари, Силте и Зай — единственные люди, говорящие на языке, родственном Харле.
Народ Хадия , связанный с Султанатом Хадия , в некоторых источниках связывался с народом Харла, но это остаётся необоснованным. [ 49 ]
Многие сомалийские кланы упоминают, что они происходят из Харлы. В частности, Исса подклан Дира . [ 50 ] В пределах Исса Харла разделены на два клановых подразделения. Первым из них является клановое подразделение Хоррун, где их называют Харла, а также они встречаются в клановом подразделении Или как Бах Харла и Харла Муза. Традиции Исса, касающиеся создания групп Харла, вращаются вокруг святого Ау Баркхадла . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
В книге Сихаб ад-Дина Ахмада бин Абд аль-Кадера « Футух аль-Хабаша» описывается отчетливое этническое происхождение Харлы, однако современные устные традиции связывают Харлу с Абдирахманом бин Исмаилом аль-Джабарти и Дародом , праотцами клана Огаден . Это не дает достаточных доказательств, чтобы предположить, что Харла имеет сомалийское происхождение. [ 54 ] В современную эпоху Харла стали незначительными под властью сомалийского клана Дарод. [ 55 ] По словам историка Али Джимале Ахмеда , уцелевшие жилища Харла в королевстве Харари были поглощены сомалийцами Дародом после шестнадцатого века. [ 56 ] Кроме того, согласно традиции, субклан Дарод Харти и Гери являются братьями Харлы. [ 57 ] [ 58 ] Субклан Каранле Хавийе также утверждает , что породил Харлу. [ 59 ]
По некоторым данным, кланы Каррайю и Итту считаются оромо происхождения Харла. [ 60 ] Итту оккупировал регион Черчер у народа Харари и, возможно, также Харлу. [ 61 ] вымершие Харла были включены в Каррайю и Итту в восточной Шеве, а также в западном Харарге. Считается , что [ 62 ] [ 63 ]
У афаров также есть племена, связанные с происхождением Харлы, называемые Кабирту. [ 64 ] В семнадцатом веке харла региона Афар были ассимилированы народом афар после распада султаната Адал. [ 65 ] В регионе Афар кланы, названные в честь Харлы, до сих пор встречаются среди фермеров в Ауссе и Аваш районе между Дубти и Афамбо . Прозвище «кланы» предполагает слияние местных и иммигрантских племен. [ 66 ]
Язык

По словам историка Ричарда Уилдинга, Харла были древними кушитами. [ 2 ] однако этнолог Ульрих Браукэмпер предлагает семитский вариант, который он называет «Харала-Харари», который позже появился в исламский период. Носители харала-харари, очевидно, были вытеснены миграциями оромо , что привело к тому, что изолированные родственные семитские языки харари сохранились в городе-крепости Харар , язык зай на острове озера Звай и в некоторых частях восточной территории Гураге, такие как язык силте . [ 5 ]
Николас Тейт предполагает, что язык Харла неотличим от лингвистических классификаций Аргобба и Харари. [ 67 ] Эвальд Вагнер считает, что харла были носителями семитского языка, родственными языкам харари и силте. [ 68 ]
Полевые исследования Энрико Черулли выявили современную группу под названием «Харла», живущую среди сомалийцев в регионе между городами Харар и Джиджига . Энциклопедия Aethiopica предполагает, что это население «может быть остатком старой группы [харла], которая интегрировалась в сомалийскую генеалогическую систему, но сохранила частично отдельную идентичность, развив собственный язык». Черулли опубликовал некоторые данные о языке этой общины Харла, называемом аф Харлаад , который напоминал сомалийские языки, на которых говорят йибир и мадхибан . группы низших каст [ 69 ]
Дальнейшее чтение
- Ричард Уилдинг, Арла, Аргобба и связь между побережьем и высокогорьем. Предварительное археологическое исследование. Университет Аддис-Абебы, факультет искусств, 1975 год.
Ссылки
- ^ Лафкиуи, Мена (30 апреля 2013 г.). Африканский арабский язык: подходы к диалектологии . Де Грюйтер. п. 193. ИСБН 978-3-11-029234-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Уайлдинг, Ричард. Береговые жители: аспекты раннего развития общин суахили . Периодические газеты Форта-Джезуса.
- ^ Перейти обратно: а б с Гебисса 2004 , с. 36.
- ^ Левцион, Неемия ; Пауэлс, Рэндалл (2000). История ислама в Африке Издательство Университета Огайо. п. 228. ИСБН 978-0-8214-4461-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Браукэмпер 2002 , с. 18.
- ^ Харла: археология и память о гигантах Эфиопии . п. 42.
- ^ Бирбирсо, Прямой Тадессе (2013). Институт Кааллу: тема в древних наскальных рисунках Харарки — значение для социального семиозиса и истории Эфиопии Университет Харамайя. п. 33.
- ^ Жуссом, Роджер (1976). «Раскопки кургана Ганда Хасан Абди в горах Харар» . Анналы Эфиопии . 10 :25–39. дои : 10.3406/ethio.1976.1157 . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ Уайлдинг, Ричард (1987). Береговые жители: аспекты раннего развития общин суахили . п. 33. ISBN 9789966833129 .
- ^ «Ранние африканские мусульмане придерживались космополитической, халяльной диеты, что свидетельствует об обнаружении тысяч древних костей животных» . Физика.орг . Университет Эксетера.
- ^ Этноистория народа халаба (PDF) . п. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2018 года . Проверено 18 июля 2017 г.
- ^ Браукэмпер 2002 , с. 21.
- ^ Леви, Вида. «Le manuscrit Vatican Arabe 1792» (PDF) . Программа исследований и инноваций Европейского Союза Horizon 2020. п. 2.
- ^ II. Легенда об Авдахисе и династии Айдахиссо . Corne de l'Afrique contemporain / Современный Африканский Рог. Французский центр эфиопских исследований. 12 января 2018. с. 11–18. ISBN 9782821872332 .
- ^ Рейн, Генри (октябрь 1938 г.). «КОРОЛЕВА АРАВЕЙЛО» . Журнал Блэквуда . 238 : 568–578. Архивировано из оригинала 27 июня 2001 года . Проверено 20 июня 2017 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Бадж, Э.А. Уоллис (2014). История Эфиопии: Том I (Возрождение Рутледжа): Нубия и Абиссиния . Рутледж. п. 297. ИСБН 978-1-317-64915-1 .
- ^ Чакмак, Ченап (2017). Ислам: Всемирная энциклопедия [4 тома] . АВС-КЛИО. п. 416. ИСБН 978-1-61069-217-5 .
- ^ Инсолл, Тимоти. «Первые шаги в археологии Харара, Эфиопия» . Журнал исламской археологии : 189. Архивировано из оригинала 04 февраля 2020 г. Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Вагнер, Эвальд (1978). Легенда и история Мадината Фатх Харар . п. 48.
- ^ Шекрун, Амели. «Футух аль-Хабаса»: написание истории, войны и общества в Бар-Саад-ад-дине . Университет Пантеон-Сорбонна. стр. 197–198.
- ^ Магриби, Саид. Ибн Саид . п. 405.
- ^ «Итальянская Африка» . Итальянский институт графического искусства . 2 (3): 264. 1927.
- ^ Царская хроника Абиссинии (1965). Славные победы Амды Сайона, короля Эфиопии . Кларендон Пресс.
- ^ Панкхерст 1997 , с. 45.
- ^ ГЕТАЧЕЮ, ХЕЙЛ (1983). «ПРИЧИНА ƎSṬIFANOSITES: фундаменталистская секта в церкви Эфиопии». Пайдеума: Mitteilungen zur Kulturkunde . 29 : 106. JSTOR 41409892 .
- ^ Хассен, Мохаммед. «ОРОМО ЭФИОПИИ, 1500-1850 ГГ.: С ОСОБЫМ УЧЕТОМ РЕГИОНА ГИБЕ» (PDF) . Лондонский университет : 27.
- ^ Гайкс, Патрик (2002). «Войны на Африканском Роге и демонтаж сомалийского государства» . Африканские исследования . 2 . Лиссабонский университет: 89–102.
- ^ Хасан, Мохаммед. Рецензируемая работа М. Абира «Эфиопия и Красное море: взлет и упадок Соломоновой династии и мусульманско-европейское соперничество в регионе» . Издательство Мичиганского государственного университета. п. 64. JSTOR 43660165 .
- ^ «Адал » энциклопедия Британская
- ^ Гейт, Генри (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии . ОУП США. п. 482. ИСБН 978-0195382075 .
- ^ Хассен, Мохаммед. «Обзор работы Футух аль-Хабаса». Международный журнал эфиопских исследований : 184. JSTOR 27828848 .
- ^ Брюс, Джеймс (1813). «Исток Нила» . Путешествие с целью обнаружить истоки Нила в 1768, 1769, 1770, 1771, 1772 и 1773 годах . 3 : 238 . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Домбровский, Франц (1985). Выход Эфиопии к морю . Брилл. п. 23. ISBN 9004076808 . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Панкхерст 1997 , с. 375.
- ^ Адам, Хусейн Мохамед ; Гешектер, Чарльз Ли (1992). Материалы Первого международного конгресса сомалийских исследований . Ученые Пресс. п. 155. ИСБН 978-0-89130-658-0 .
- ^ Фани, Сара (2016). Отчет о третьей полевой миссии HornAfr: Джибути (PDF) . Университет Копенгагена.
- ^ Жареный Эфиопская энциклопедия. . Encyclopedia Aethiopica.
- ^ Афарская история Эфиопская энциклопедия.
- ^ Мюррей, Дж (1893). «Дополнительные документы» . Королевское географическое общество (Великобритания) . 3 :551 . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ «Археологи Эфиопии обнаружили древний город Харлаа» . Новости Би-би-си. 16 июня 2017 года . Проверено 20 июня 2017 г.
- ^ Браукэмпер 2002 , с. 107.
- ^ Квеллек, Жан (2011). «3. Харла: Археология и память о гигантах Эфиопии: Предлагаемая историческая последовательность мест Чярчара». и др . Анналы Эфиопии Hors-Serie / Спецвыпуски. Французский центр эфиопских исследований. стр. 75–98. ISBN 978-2-8218-8265-2 .
- ^ Морен, Диди (1997). Традиционная поэзия афаров . Издательство Питерс. п. 10. ISBN 9789068319897 .
- ^ Черулли, Энрико. Ислам вчера и сегодня . п. 203.
- ^ Россини, Карло (1936). «ЭФИОПСКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ (1927-июнь 1936)» . Аевум . 10 (4). Жизнь и мысль – Публикации Католического университета Святого Сердца: 576. JSTOR 25818977 .
- ^ Миграции с 15 по 19 века . Эфиопская энциклопедия.
- ^ История Харара и Харари (PDF) . Туристическое бюро Харари. п. 29 . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Современные проблемы науки и культуры . Национальная академия Линчеи. 1947. с. 623.
- ^ Хассен, Мохаммед. Оромо Эфиопии (PDF ) Лондонский университет. п. 137.
- ^ Ферри, Роберт (1961). «Некоторые гипотезы о происхождении мусульманских завоеваний в Абиссинии в XVI веке» . Тетради по Африке . 2 (5): 30. doi : 10.3406/cea.1961.2961 .
- ^ Исса Эфиопская энциклопедия. . Encyclopedia Aethiopica.
- ^ Ясин, Ясин. Региональная динамика межэтнических конфликтов на Африканском Роге: анализ афаро-сомалийского конфликта в Эфиопии и Джибути . Университет Гамбурга. п. 60.
- ^ Али, Ибрагим (1993). История и происхождение сомалийского народа . Уэльс. п. 59. ИСБН 0-9518924-5-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Браухампер, Ульрих (2002). Сборник очерков исламской истории и культуры в Южной Эфиопии . ЛитВерлаг. п. 18. ISBN 978-3-8258-5671-7 .
- ^ Амбросо, Гвидо. КЛАНЫ, КОНФЛИКТ И БЕЖЕНЦЫ: ЗНАКОМСТВО С СОМАЛИЦАМИ НА АФРИКАНСКОМ РОГЕ (PDF) . Университет Рома Тре. п. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 18 июня 2020 г. Проверено 17 июня 2020 г.
- ^ Ахмед, Али (1995). Изобретение Сомали . Пресса Красного моря. п. 122. ИСБН 9780932415998 .
- ^ Хусейн, Джейлан (2015). «Социокогнитивные процессы в построении идентичности и конфликте между Джарсо и Гирхи в Восточной Эфиопии». Обзор африканского конфликта и миростроительства . 5 (2). Издательство Университета Индианы: 94. doi : 10.2979/africonfpeacrevi.5.2.89 . JSTOR 10.2979/africonfpeacrevi.5.2.89 . S2CID 154694376 .
- ^ Э, Ральф (1912). Британское Сомали . ХЕРСТ И БЛЭКЕТТ. п. 84.
- ^ Богале, Вагно (2019). История историко-культурного объекта Дербе-Беланбель (PDF ) Университет Бахир Дар. п. 3.
- ^ Мохаммед, Аянту. Картирование исторических следов: методогенез, идентичность и представление харела: историческое и антропологическое исследование (PDF) . Университет Волло. п. 111.
- ^ Это все еще Эфиопская энциклопедия.
- ^ Мохаммед, Аянту. Картирование исторических следов: методогенез, идентичность и представление харела: историческое и антропологическое исследование (PDF) . Университет Волло. п. 111.
- ^ Харла Эфиопская энциклопедия. . Encyclopedia Aethiopica.
- ^ История Харара и Харари (PDF) . Туристическое бюро Харари. п. 29 . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Бауси, Алессандро (2017). Эфиопская история, культура и проблемы Издательство Мичиганского государственного университета. п. 83. ИСБН 978-3-643-90892-6 .
- ^ Чекруун, Амель (2011). «3. Харла: Археология и память о гигантах Эфиопии: Предлагаемая историческая последовательность мест Чярчара». Харла: археология и память о гигантах Эфиопии . Анналы Эфиопии Hors-Serie / Спецвыпуски. Французский центр эфиопских исследований. стр. 75–98. ISBN 978-2-8218-8265-2 .
- ^ Тейт, Николас (2021). «Местная керамика из исламского торгового центра Харлаа, Восточная Эфиопия: маркеры хронологии и контактов» . Африканский археологический обзор . 38 (3). Спрингер Нью-Йорк: 419–442. дои : 10.1007/s10437-021-09435-9 . S2CID 236363391 .
- ^ Вагнер, Эвальд (1989). «История Нура ибн Муахида из Харара или История Ахе Зара Якоба» . Журнал Немецкого восточного общества . 139 (1). Издатель Харрасовиц: 54. JSTOR 43377945 .
- ^ Улиг 2003 , с. 1034.
Цитируемые работы
- Браукэмпер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-8258-5671-7 .
- Гебисса, Иезекииль (2004). Лист Аллаха: Кат и трансформация сельского хозяйства в Харерге, Эфиопия, 1875-1871 гг. Издательство Университета штата Огайо. ISBN 978-0-85255-480-7 .
- Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Пресса Красного моря. ISBN 978-0-932415-19-6 .
- Улиг, Зигберт (2003). Эфиопская энциклопедия: Д-Ха . Исд. ISBN 978-3-447-05238-2 .
- Бейене, Таддезе; Панкхерст, Ричард ; Зевде, Бахру (1994). Материалы одиннадцатой Международной конференции эфиопских исследований: Аддис-Абеба, 1-6 апреля 1991 г. Том. 2. Институт эфиопских исследований Университета Аддис-Абебы.