Jump to content

Харла люди

Страница полузащищенная

Харла
Регионы со значительной численностью населения
Языки
Харла
Религия
ислам
Родственные этнические группы
Харари , сомалийцы , Аргобба , Силте и Зай

Харла Харала также известная как , , Харалла [ 1 ] — этническая группа, которая когда-то населяла Эфиопию , Сомали и Джибути . Они говорили на ныне вымершем языке харла, принадлежавшем либо кушитскому, либо кушитскому языку. [ 2 ] или семитские ветви афроазиатской семьи . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

История

Распределение населения Харла в средние века

Современные жители некоторых частей Эфиопии , Сомали и Джибути приписывают Харле строительство различных исторических памятников. [ 6 ] Хотя сейчас эти сооружения в основном лежат в руинах, они включают в себя каменные некрополи , ямы для хранения вещей, мечети и дома. Наскальные рисунки также приписывают Харле. [ 7 ]

Традиция гласит, что одним из главных городов Харлы была Метехара , а территория между Хараром и Дыре-Давой до сих пор называется Харлой. [ 5 ] Харла населяли Черчер и различные другие районы Африканского Рога , где они возводили различные курганы . [ 8 ] По словам историка Ричарда Уилдинга, рассказы указывают на то, что Харла жила во внутренних районах Огадена и на побережье до переселения сомалийцев и оромо в эти регионы. [ 9 ]

Королевство Харла существовало еще в шестом веке; на него повлиял ислам . позже, где-то в восьмом веке, [ 10 ] В девятом веке в стране Харла возникла династия Махзуми, самое раннее известное мусульманское королевство на Африканском Роге. Столица Махзуми Валале находилась в Северном Харарге . [ 11 ] [ 12 ] Лидеры штата Харла были широко известны как Гарад , а их религиозная элита носила почетный титул Кабир . [ 13 ] [ 14 ]

Согласно фольклору, у Харлы была королева по имени Аравело , которая правила большей частью восточных частей Африканского Рога. В Зейле клан Харла утверждает, что он связан с древним народом. Местные жители Зейлы также подтвердили, что старый город Амуд был построен Харлой. [ 15 ]


Приток арабских иммигрантов, таких как Абадир Умар Аль-Рида, на территорию Харлы привел к развитию города Харар , известного тогда как Гей. [ 16 ] Харар станет ведущим центром ислама на Африканском Роге. [ 17 ] Археолог Тимоти Инсолл обнаружил в городе Харла керамические изделия , похожие на найденные в Хараре. [ 18 ]

Согласно хронике Харари , Абадир как имам возглавил молитву и спросил о тяжелом состоянии штата. [ 19 ]

После молитвы в мечети никто не остался, кроме упомянутой толпы (из Мекки). Они спрашивали друг друга: «Что с нами такое?» Мы не видим ни их эмира, ни их визиря. Скорее, они все одного ранга. Тогда один из них сказал: «Я также слышал от них (туземцев), что 25 лет назад они были народом Харла, пока смерть не уничтожила их, и они не рассеялись, спасаясь от болезней и голода.

Яхья Насралла, Фатх Мадинат Харар

Конфликт и упадок

Руины города Харла тринадцатого века Хубат недалеко от Дыре Дава

По мнению арабского географа тринадцатого века Саида аль-Магриби , страна Харла находилась к востоку от Эфиопской империи и к северу от Занджа. Ибн Кланы Харла, произошедшие от Саад ад-Дина II, шестнадцатого века участвовали в Эфиопско-Адалской войне . [ 20 ] Ибн Саид далее утверждает, что территория Харлы проходила через Голубой Нил на северо-востоке и заканчивалась у берега, Харла зарабатывали на жизнь золотыми и серебряными рудниками. [ 21 ]

Согласно эфиопским источникам, в 14 веке Харла во главе со своим имамом Салихом вступила в союз с султанатом Ифат. [ 22 ] и сражался с войсками императора Амды Сейона I на территории нынешнего северного Сомали . [ 23 ] [ 24 ] В 15 веке император Зара Якоб Эфиопии продал нескольких сторонников Аббы Эстифаноса из Гвендагвенде работорговцам Харла из Адала в наказание за присоединение к секте Стефанитов, которую Эфиопская православная церковь Тевахедо назвала еретиком . [ 25 ] развернулась борьба за власть В начале 16 века между эмирами Харлы Харара и династией Валашма , в которой Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази пришел к власти, казнив султана Валашмы Абу Бакра ибн Мухаммада . [ 26 ]

В середине 16 века султанат Адал во главе с Харлой и их сомалийскими союзниками вторгся в Абиссинию. [ 27 ] Харла были частью элитного военного подразделения Адала под названием Малассай . [ 28 ] Эфиопско-Адалская война произошла в ответ на смерть лидера Харлы Адала, имама Махфуза , убитого в единоборстве воином-монахом Гебре Андриасом в начале правления императора Давида II . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] В войнах против императора Сарсы Денгеля Харла возглавлял султан Мухаммад ибн Насир . [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]

В конце шестнадцатого века люди оромо проникли в некоторые части Эфиопии и Сомали , широко вторгаясь вверх от Нижней Джуббы, в конечном итоге захватив территорию Харлы. [ 35 ] Харла перенесла столицу Адала в оазис Аусса в 1577 году, а затем основала имамата Ауссы , прежде чем была свергнута династией Афар Мудайто в восемнадцатом веке. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] В 1893 году экспедиции под руководством британцев наткнулись на древний город в долине Нугаал в Сомали . Местный клан Дхулбаханте утверждал, что харла жили в этом районе до вторжения оромо. [ 39 ] В 2017 году археологи обнаружили город Харла, где производились ювелирные изделия. Обнаруженная архитектура мечети подтвердила, что Харла имела связи с исламскими центрами в Танзании и Сомали . [ 40 ] Исчезновение племени Харла могло быть связано с Эфиопско-Адалской войной в шестнадцатом веке, нищетой или ассимиляцией. [ 41 ]

Убедительные данные свидетельствуют о том, что во время миграций оромо оставшиеся харла отступили за стены Харара и смогли выжить в культурном отношении. [ 3 ] Однако местный фольклор из деревни Харла недалеко от Дыре Дава утверждает, что Харла были фермерами из Огадена и вымерли из-за своего высокомерия, отказа поститься в Рамадан и попыток написать Коран на Харле, поэтому были прокляты Богом. [ 42 ] По мнению клана Гадабуурси , харла совершали тяжкие грехи из-за чрезмерной гордыни. [ 43 ] Энрико Черулли и другие утверждают, что Харла представляли собой отдельную группу, происходящую из региона Харари ; однако из-за распада Адала они были ассимилированы сомалийцами, а также афарами. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]

Дочерние кланы

Народ Харари считается ближайшим оставшимся звеном с народом Харла, поскольку Харари были основаны семью кланами Харла. [ 3 ] Харар и его жители — единственные остатки старой цивилизации Харла. По мнению Харариса , этническая группа Харари состоит из семи субкланов Харла: Абогн, Адиш, Авари, Гидая , Гатур , Харгая и Варгар . [ 47 ] Некоторые источники утверждают, что Харла были менее семитской версией Харари. [ 48 ]

Силты (Восточный Гураге) также считаются потомками народа Харла. Харари, Силте и Зай — единственные люди, говорящие на языке, родственном Харле.

Народ Хадия , связанный с Султанатом Хадия , в некоторых источниках связывался с народом Харла, но это остаётся необоснованным. [ 49 ]

Многие сомалийские кланы упоминают, что они происходят из Харлы. В частности, Исса подклан Дира . [ 50 ] В пределах Исса Харла разделены на два клановых подразделения. Первым из них является клановое подразделение Хоррун, где их называют Харла, а также они встречаются в клановом подразделении Или как Бах Харла и Харла Муза. Традиции Исса, касающиеся создания групп Харла, вращаются вокруг святого Ау Баркхадла . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]

В книге Сихаб ад-Дина Ахмада бин Абд аль-Кадера « Футух аль-Хабаша» описывается отчетливое этническое происхождение Харлы, однако современные устные традиции связывают Харлу с Абдирахманом бин Исмаилом аль-Джабарти и Дародом , праотцами клана Огаден . Это не дает достаточных доказательств, чтобы предположить, что Харла имеет сомалийское происхождение. [ 54 ] В современную эпоху Харла стали незначительными под властью сомалийского клана Дарод. [ 55 ] По словам историка Али Джимале Ахмеда , уцелевшие жилища Харла в королевстве Харари были поглощены сомалийцами Дародом после шестнадцатого века. [ 56 ] Кроме того, согласно традиции, субклан Дарод Харти и Гери являются братьями Харлы. [ 57 ] [ 58 ] Субклан Каранле Хавийе также утверждает , что породил Харлу. [ 59 ]

По некоторым данным, кланы Каррайю и Итту считаются оромо происхождения Харла. [ 60 ] Итту оккупировал регион Черчер у народа Харари и, возможно, также Харлу. [ 61 ] вымершие Харла были включены в Каррайю и Итту в восточной Шеве, а также в западном Харарге. Считается , что [ 62 ] [ 63 ]

У афаров также есть племена, связанные с происхождением Харлы, называемые Кабирту. [ 64 ] В семнадцатом веке харла региона Афар были ассимилированы народом афар после распада султаната Адал. [ 65 ] В регионе Афар кланы, названные в честь Харлы, до сих пор встречаются среди фермеров в Ауссе и Аваш районе между Дубти и Афамбо . Прозвище «кланы» предполагает слияние местных и иммигрантских племен. [ 66 ]

Язык

Наскальная живопись, приписываемая Харле возле Харара

По словам историка Ричарда Уилдинга, Харла были древними кушитами. [ 2 ] однако этнолог Ульрих Браукэмпер предлагает семитский вариант, который он называет «Харала-Харари», который позже появился в исламский период. Носители харала-харари, очевидно, были вытеснены миграциями оромо , что привело к тому, что изолированные родственные семитские языки харари сохранились в городе-крепости Харар , язык зай на острове озера Звай и в некоторых частях восточной территории Гураге, такие как язык силте . [ 5 ]

Николас Тейт предполагает, что язык Харла неотличим от лингвистических классификаций Аргобба и Харари. [ 67 ] Эвальд Вагнер считает, что харла были носителями семитского языка, родственными языкам харари и силте. [ 68 ]

Полевые исследования Энрико Черулли выявили современную группу под названием «Харла», живущую среди сомалийцев в регионе между городами Харар и Джиджига . Энциклопедия Aethiopica предполагает, что это население «может быть остатком старой группы [харла], которая интегрировалась в сомалийскую генеалогическую систему, но сохранила частично отдельную идентичность, развив собственный язык». Черулли опубликовал некоторые данные о языке этой общины Харла, называемом аф Харлаад , который напоминал сомалийские языки, на которых говорят йибир и мадхибан . группы низших каст [ 69 ]

Дальнейшее чтение

  • Ричард Уилдинг, Арла, Аргобба и связь между побережьем и высокогорьем. Предварительное археологическое исследование. Университет Аддис-Абебы, факультет искусств, 1975 год.

Ссылки

  1. ^ Лафкиуи, Мена (30 апреля 2013 г.). Африканский арабский язык: подходы к диалектологии . Де Грюйтер. п. 193. ИСБН  978-3-11-029234-3 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Уайлдинг, Ричард. Береговые жители: аспекты раннего развития общин суахили . Периодические газеты Форта-Джезуса.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Гебисса 2004 , с. 36.
  4. ^ Левцион, Неемия ; Пауэлс, Рэндалл (2000). История ислама в Африке Издательство Университета Огайо. п. 228. ИСБН  978-0-8214-4461-0 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Браукэмпер 2002 , с. 18.
  6. ^ Харла: археология и память о гигантах Эфиопии . п. 42.
  7. ^ Бирбирсо, Прямой Тадессе (2013). Институт Кааллу: тема в древних наскальных рисунках Харарки — значение для социального семиозиса и истории Эфиопии Университет Харамайя. п. 33.
  8. ^ Жуссом, Роджер (1976). «Раскопки кургана Ганда Хасан Абди в горах Харар» . Анналы Эфиопии . 10 :25–39. дои : 10.3406/ethio.1976.1157 . Проверено 10 марта 2017 г.
  9. ^ Уайлдинг, Ричард (1987). Береговые жители: аспекты раннего развития общин суахили . п. 33. ISBN  9789966833129 .
  10. ^ «Ранние африканские мусульмане придерживались космополитической, халяльной диеты, что свидетельствует об обнаружении тысяч древних костей животных» . Физика.орг . Университет Эксетера.
  11. ^ Этноистория народа халаба (PDF) . п. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2018 года . Проверено 18 июля 2017 г.
  12. ^ Браукэмпер 2002 , с. 21.
  13. ^ Леви, Вида. «Le manuscrit Vatican Arabe 1792» (PDF) . Программа исследований и инноваций Европейского Союза Horizon 2020. п. 2.
  14. ^ II. Легенда об Авдахисе и династии Айдахиссо . Corne de l'Afrique contemporain / Современный Африканский Рог. Французский центр эфиопских исследований. 12 января 2018. с. 11–18. ISBN  9782821872332 .
  15. ^ Рейн, Генри (октябрь 1938 г.). «КОРОЛЕВА АРАВЕЙЛО» . Журнал Блэквуда . 238 : 568–578. Архивировано из оригинала 27 июня 2001 года . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite journal}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  16. ^ Бадж, Э.А. Уоллис (2014). История Эфиопии: Том I (Возрождение Рутледжа): Нубия и Абиссиния . Рутледж. п. 297. ИСБН  978-1-317-64915-1 .
  17. ^ Чакмак, Ченап (2017). Ислам: Всемирная энциклопедия [4 тома] . АВС-КЛИО. п. 416. ИСБН  978-1-61069-217-5 .
  18. ^ Инсолл, Тимоти. «Первые шаги в археологии Харара, Эфиопия» . Журнал исламской археологии : 189. Архивировано из оригинала 04 февраля 2020 г. Проверено 4 февраля 2020 г.
  19. ^ Вагнер, Эвальд (1978). Легенда и история Мадината Фатх Харар . п. 48.
  20. ^ Шекрун, Амели. «Футух аль-Хабаса»: написание истории, войны и общества в Бар-Саад-ад-дине . Университет Пантеон-Сорбонна. стр. 197–198.
  21. ^ Магриби, Саид. Ибн Саид . п. 405.
  22. ^ «Итальянская Африка» . Итальянский институт графического искусства . 2 (3): 264. 1927.
  23. ^ Царская хроника Абиссинии (1965). Славные победы Амды Сайона, короля Эфиопии . Кларендон Пресс.
  24. ^ Панкхерст 1997 , с. 45.
  25. ^ ГЕТАЧЕЮ, ХЕЙЛ (1983). «ПРИЧИНА ƎSṬIFANOSITES: фундаменталистская секта в церкви Эфиопии». Пайдеума: Mitteilungen zur Kulturkunde . 29 : 106. JSTOR   41409892 .
  26. ^ Хассен, Мохаммед. «ОРОМО ЭФИОПИИ, 1500-1850 ГГ.: С ОСОБЫМ УЧЕТОМ РЕГИОНА ГИБЕ» (PDF) . Лондонский университет : 27.
  27. ^ Гайкс, Патрик (2002). «Войны на Африканском Роге и демонтаж сомалийского государства» . Африканские исследования . 2 . Лиссабонский университет: 89–102.
  28. ^ Хасан, Мохаммед. Рецензируемая работа М. Абира «Эфиопия и Красное море: взлет и упадок Соломоновой династии и мусульманско-европейское соперничество в регионе» . Издательство Мичиганского государственного университета. п. 64. JSTOR   43660165 .
  29. ^ «Адал » энциклопедия Британская
  30. ^ Гейт, Генри (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии . ОУП США. п. 482. ИСБН  978-0195382075 .
  31. ^ Хассен, Мохаммед. «Обзор работы Футух аль-Хабаса». Международный журнал эфиопских исследований : 184. JSTOR   27828848 .
  32. ^ Брюс, Джеймс (1813). «Исток Нила» . Путешествие с целью обнаружить истоки Нила в 1768, 1769, 1770, 1771, 1772 и 1773 годах . 3 : 238 . Проверено 31 декабря 2017 г.
  33. ^ Домбровский, Франц (1985). Выход Эфиопии к морю . Брилл. п. 23. ISBN  9004076808 . Проверено 31 декабря 2017 г.
  34. ^ Панкхерст 1997 , с. 375.
  35. ^ Адам, Хусейн Мохамед ; Гешектер, Чарльз Ли (1992). Материалы Первого международного конгресса сомалийских исследований . Ученые Пресс. п. 155. ИСБН  978-0-89130-658-0 .
  36. ^ Фани, Сара (2016). Отчет о третьей полевой миссии HornAfr: Джибути (PDF) . Университет Копенгагена.
  37. ^ Жареный Эфиопская энциклопедия. . Encyclopedia Aethiopica.
  38. ^ Афарская история Эфиопская энциклопедия.
  39. ^ Мюррей, Дж (1893). «Дополнительные документы» . Королевское географическое общество (Великобритания) . 3 :551 . Проверено 27 июня 2017 г.
  40. ^ «Археологи Эфиопии обнаружили древний город Харлаа» . Новости Би-би-си. 16 июня 2017 года . Проверено 20 июня 2017 г.
  41. ^ Браукэмпер 2002 , с. 107.
  42. ^ Квеллек, Жан (2011). «3. Харла: Археология и память о гигантах Эфиопии: Предлагаемая историческая последовательность мест Чярчара». и др . Анналы Эфиопии Hors-Serie / Спецвыпуски. Французский центр эфиопских исследований. стр. 75–98. ISBN  978-2-8218-8265-2 .
  43. ^ Морен, Диди (1997). Традиционная поэзия афаров . Издательство Питерс. п. 10. ISBN  9789068319897 .
  44. ^ Черулли, Энрико. Ислам вчера и сегодня . п. 203.
  45. ^ Россини, Карло (1936). «ЭФИОПСКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ (1927-июнь 1936)» . Аевум . 10 (4). Жизнь и мысль – Публикации Католического университета Святого Сердца: 576. JSTOR   25818977 .
  46. ^ Миграции с 15 по 19 века . Эфиопская энциклопедия.
  47. ^ История Харара и Харари (PDF) . Туристическое бюро Харари. п. 29 . Проверено 14 апреля 2018 г.
  48. ^ Современные проблемы науки и культуры . Национальная академия Линчеи. 1947. с. 623.
  49. ^ Хассен, Мохаммед. Оромо Эфиопии (PDF ) Лондонский университет. п. 137.
  50. ^ Ферри, Роберт (1961). «Некоторые гипотезы о происхождении мусульманских завоеваний в Абиссинии в XVI веке» . Тетради по Африке . 2 (5): 30. doi : 10.3406/cea.1961.2961 .
  51. ^ Исса Эфиопская энциклопедия. . Encyclopedia Aethiopica.
  52. ^ Ясин, Ясин. Региональная динамика межэтнических конфликтов на Африканском Роге: анализ афаро-сомалийского конфликта в Эфиопии и Джибути . Университет Гамбурга. п. 60.
  53. ^ Али, Ибрагим (1993). История и происхождение сомалийского народа . Уэльс. п. 59. ИСБН  0-9518924-5-2 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  54. ^ Браухампер, Ульрих (2002). Сборник очерков исламской истории и культуры в Южной Эфиопии . ЛитВерлаг. п. 18. ISBN  978-3-8258-5671-7 .
  55. ^ Амбросо, Гвидо. КЛАНЫ, КОНФЛИКТ И БЕЖЕНЦЫ: ЗНАКОМСТВО С СОМАЛИЦАМИ НА АФРИКАНСКОМ РОГЕ (PDF) . Университет Рома Тре. п. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 18 июня 2020 г. Проверено 17 июня 2020 г.
  56. ^ Ахмед, Али (1995). Изобретение Сомали . Пресса Красного моря. п. 122. ИСБН  9780932415998 .
  57. ^ Хусейн, Джейлан (2015). «Социокогнитивные процессы в построении идентичности и конфликте между Джарсо и Гирхи в Восточной Эфиопии». Обзор африканского конфликта и миростроительства . 5 (2). Издательство Университета Индианы: 94. doi : 10.2979/africonfpeacrevi.5.2.89 . JSTOR   10.2979/africonfpeacrevi.5.2.89 . S2CID   154694376 .
  58. ^ Э, Ральф (1912). Британское Сомали . ХЕРСТ И БЛЭКЕТТ. п. 84.
  59. ^ Богале, Вагно (2019). История историко-культурного объекта Дербе-Беланбель (PDF ) Университет Бахир Дар. п. 3.
  60. ^ Мохаммед, Аянту. Картирование исторических следов: методогенез, идентичность и представление харела: историческое и антропологическое исследование (PDF) . Университет Волло. п. 111.
  61. ^ Это все еще Эфиопская энциклопедия.
  62. ^ Мохаммед, Аянту. Картирование исторических следов: методогенез, идентичность и представление харела: историческое и антропологическое исследование (PDF) . Университет Волло. п. 111.
  63. ^ Харла Эфиопская энциклопедия. . Encyclopedia Aethiopica.
  64. ^ История Харара и Харари (PDF) . Туристическое бюро Харари. п. 29 . Проверено 14 апреля 2018 г.
  65. ^ Бауси, Алессандро (2017). Эфиопская история, культура и проблемы Издательство Мичиганского государственного университета. п. 83. ИСБН  978-3-643-90892-6 .
  66. ^ Чекруун, Амель (2011). «3. Харла: Археология и память о гигантах Эфиопии: Предлагаемая историческая последовательность мест Чярчара». Харла: археология и память о гигантах Эфиопии . Анналы Эфиопии Hors-Serie / Спецвыпуски. Французский центр эфиопских исследований. стр. 75–98. ISBN  978-2-8218-8265-2 .
  67. ^ Тейт, Николас (2021). «Местная керамика из исламского торгового центра Харлаа, Восточная Эфиопия: маркеры хронологии и контактов» . Африканский археологический обзор . 38 (3). Спрингер Нью-Йорк: 419–442. дои : 10.1007/s10437-021-09435-9 . S2CID   236363391 .
  68. ^ Вагнер, Эвальд (1989). «История Нура ибн Муахида из Харара или История Ахе Зара Якоба» . Журнал Немецкого восточного общества . 139 (1). Издатель Харрасовиц: 54. JSTOR   43377945 .
  69. ^ Улиг 2003 , с. 1034.

Цитируемые работы

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea4c3659d5d6dbfd8f416eb4fe833dc7__1722603900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/c7/ea4c3659d5d6dbfd8f416eb4fe833dc7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harla people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)