Амуд
Амуд | |
---|---|
Археологический памятник | |
Координаты: 9 ° 59'57 "N 43 ° 13'56" E / 9,99917 ° N 43,23222 ° E | |
Страна | Сомалиленд |
Область | Авдал |
Часовой пояс | UTC+3 ( ЕА ) |
Амуд или Амуд ( сомали : Амуд , Сомалийское произношение: [ʕamuːd] , أمود , арабский : عمود ) — древний, разрушенный город в регионе Авдал в Сомалиленде . [ 1 ] Назван в честь своего покровителя Святого Амуда. [ 2 ] это был центр деятельности во время Золотого Века Королевства Адал . Археологический объект расположен на высоте 1000 метров (3300 футов) над уровнем моря, примерно в 10 км к юго-востоку от столицы региона Борамы . [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]Историк GWB Хантингфорд (1930) дает подробное описание древнего города в городе Амуд, Сомалиленд :
«Дом разбросан вокруг без какого-либо видимого плана; нет никаких улиц и никаких следов окружающей стены. В южной половине жилого помещения находится мечеть... [с] довольно странно построенным михрабом, обращенным к входу. ... и сразу на юге... находится кладбище. Здесь более двухсот домов, все добротно построенные из камня [и] высотой до 2,6 м... Количество комнат колеблется от двух до четырех. ... иногда нет никаких признаков входа во внутренние помещения. Это подразумевает. этот вход был сделан с крыши, которая, несомненно, была плоской и достигалась теперь исчезнувшими ступеньками... Во внутренних стенах много ниш или шкафов». [ 5 ]
Доктор А.Г. Мэтью (1956), который путешествовал в Амуд, разделил историю древнего поселения на два разных периода, как указано в его выводах в Отчете протектората Сомалиленда :
«Разбросанные руины Амуда занимают площадь примерно в 1,5 мили в окружности. Похоже, они принадлежат к двум разным периодам: Амуд I и Амуд II. Теперь кажется возможным реконструировать большую часть истории Амуда II». [ 6 ]
Доктор А.Г. Мэтью (1956) сообщает о некоторых ценностях, обнаруженных на этом месте:
«Это место опустело к середине 19 века, когда сэр Ричард Бертон, проезжая из Зейлы в Харар, услышал о нем как о разрушенном городе. Но кажется очевидным, что оно все еще было заселено, по крайней мере, еще в 18 веке, поскольку найденные там фрагменты китайского фарфора включают разбитую тарелку с фиолетовыми подсолнухами, которая почти наверняка относится к периоду императора Цзян Си (1662-1723) или его преемника, а также разбитые чаши с сине-белым узором из ивы, обычно вывезены из Китая XVIII века. Также на африканском побережье и во внутренних районах имелось значительное количество денежных бус, некоторые из которых, я склонен полагать, были европейского производства и не ранее начала XIX века. " [ 7 ]
Доктор А.Г. Мэтью (1956) предполагает, что существуют веские доказательства того, что Амуд был мощным торговым поселением и служил рабским путем из Харара в Зейлу :
«Таким образом, Амуд II был торговым поселением. Он находился между Ав-Баррехом и Абасой на дороге из Харара в Зейлу, которая также была караванным путем между городами Верхнего Нигера и заливом Таджура. Очевидно, это был невольничий путь, идущий вокруг на окраине города сохранились остатки нескольких больших загонов, грубо построенных из камней, свободно поставленных один на другой без раствора; кажется вероятным, что это были загоны для рабов. Однако ясно, что Амуд II был лишь поселением в одном из них; часть уже разрушенного города (Амуд I). По крайней мере, не исключено, что Амуд I был доисламским аксумским городом, подобным городу Коллоэ в Эритрее, датируемому вторым и седьмым веками». [ 8 ]
Амуд расположен на высоте более 1000 м над уровнем моря. В старом городе было более 200 домов, каждый из которых был построен с каменными стенами и каменной кладкой, от однокомнатных до многокомнатных домов во дворе. В стенах были вырезаны ниши для хранения вещей, а крыша их была покрыта хворостом, уложенным на деревянные стропила. Мечети были спланированы более амбициозно. [ 9 ]
Старый участок Амуда занимает площадь 25 акров (100 000 м²). 2 ) и содержит сотни древних руин многокомнатных дворовых домов, каменных стен , сложных мечетей и других археологических находок, включая замысловатые браслеты из цветного стекла и китайскую керамику . [ 10 ]
По словам Сони Мэри Коул , в городе от 250 до 300 домов и древний храм . Храм был построен из тщательно обработанного камня , а позже был преобразован в мечеть. Также имеются керамические лампы . В целом, технология строительства, среди прочего, указывает на тесную связь с аксумскими археологическими памятниками II-V веков нашей эры. [ 11 ]
Керл в 1937 году обнаружил в Амуде банки, напоминающие банки с медом, которые до сих пор распространены в Хараре , но больше не используются в Сомалиленде. [ 12 ]
Амуд является домом для нескольких исторических мест паломничества , принадлежащих знаменитым сомалийским святым , наиболее известными из которых являются Святой Сау, Святой Амуд и Святой Шарлагамади. Некоторые источники связывают этих Святых с прото-сомалийской этнической группой, жившей в этом регионе. [ 13 ] [ 14 ] где другой источник связывает Амуда с народом Харла . [ 15 ] Другой источник сообщает, что Амуд был аксумским городом. [ 11 ] Во время своих исследований в этом районе историк GWB Хантингфорд заметил, что всякий раз, когда историческое место имело приставку Aw в своем названии (например, руины Обаре и Обубе ), оно обозначало место последнего упокоения местного святого. [ 4 ] Покровитель святой Амуд похоронен в окрестностях древнего города. [ 16 ]
Университет Амуд в Бораме назван в честь места археологических раскопок.
Демография
[ редактировать ]Территорию вокруг древнего города и университета населяют Фаара Нур, одно из двух подразделений Рир Нур , подклана клана Гадабуурси Дир . [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дамтью Теферра, Высшее образование в Африке: международный справочный справочник , (Indiana University Press: 2003)
- ^ Сомалиленд: С Аддис-Абебой и Восточной Эфиопией
- ^ Сомалиленд: С Аддис-Абебой и Восточной Эфиопией , с. 148
- ^ Jump up to: а б Хантингфорд, «Город Амуд, Сомали», Азания , 13 (1978), с. 184
- ^ Бриггс, Филип (2012). Сомалиленд: по сухопутному маршруту из Аддис-Абебы через восточную Эфиопию (1-е изд.). Брэдт Путеводители. ISBN 9781784776053 .
Дома разбросаны повсюду без какого-либо плана; здесь нет улиц и следов окружающей стены. В южной половине жилого района находится мечеть... [с] довольно странно построенным михрабом, обращенным к входу... и сразу к югу... находится кладбище. Здесь более двухсот домов, все хорошо построенные из камня [и] высотой до 2,6 м... Количество комнат колеблется от двух до четырех... иногда нет никаких признаков входа во внутреннюю часть дома. комнаты. Это означает, что вход осуществлялся с крыши, которая, несомненно, была плоской и достигала исчезнувших ступеней... Во внутренних стенах много ниш или шкафов.
- ^ Мэтью, АГ (1956) (1956). Протекторат Сомалиленд: Отчет . п. 5.
Разбросанные руины памятника Амуд занимают площадь примерно в 1,5 мили в окружности. Казалось бы, они принадлежат к двум разным периодам: Амуд I и Амуд II. Теперь кажется возможным восстановить большую часть истории Амуда II.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Мэтью, АГ (1956) (1956). Протекторат Сомалиленд: Отчет . п. 5.
Это место опустело к середине 19 века, когда сэр Ричард Бертон, проезжая из Зейлы в Харар, услышал о нем как о разрушенном городе. Но кажется очевидным, что он все еще был заселен, по крайней мере, в XVIII веке, поскольку найденные там фрагменты китайского фарфора включают разбитую тарелку с фиолетовыми подсолнухами, которая почти наверняка относится к периоду императора Цзян Си (1662 г.). -1723) или его преемника, а также разбитые чаши с узором из сине-белой ивы, которые обычно экспортировались из Китая 18 века. На африканском побережье и во внутренних районах Африки имелось также значительное количество бус, некоторые из которых, я склонен полагать, были европейского производства и не ранее начала XIX века.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Мэтью, АГ (1956) (1956). Протекторат Сомалиленд: Отчет . п. 5.
Таким образом, Амуд II был торговым поселением. Он находился между Ав-Баррехом и Абасой на дороге из Харара в Зейлу, которая также была караванным путем между городами Верхнего Нигера и заливом Таджура. Очевидно, это был путь рабов, и на окраине города сохранились остатки нескольких больших загонов, грубо построенных из камней, свободно уложенных один на другой без раствора; кажется вероятным, что это были загоны для рабов. Однако ясно, что Амуд II был лишь поселением в одной части уже разрушенного города (Амуд I). По крайней мере, не исключено, что Амуд I был доисламским городом Аксуми, подобным городу Коллоэ в Эритрее, датируемому вторым и седьмым веками.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Инсолл, Тимоти (2003). Археология ислама в странах Африки к югу от Сахары (1-е изд.). Кембриджская мировая археология. ISBN 9780521657020 .
- ^ Археология ислама в Африке к югу от Сахары , с. 72/73
- ^ Jump up to: а б Коул, Соня Мэри (1964). Предыстория Восточной Африки . Вайденфельд и Николсон. п. 275.
- ^ Керл, А.Т. Разрушенные города Сомалиленда (PDF) . Античные публикации. п. 321.
- ^ Нур, Шейх Абдурахман 1993. «Цивилизация Адала и история Сомали: Возрождение истории Адала Сомали» . 1993.
- ^ Уокер, Бетани (2020). Оксфордский справочник по исламской археологии . Издательство Оксфордского университета. п. 435. ИСБН 978-0-19-998788-7 .
- ^ Рейн, Генри. КОРОЛЕВА АРАВЕЙЛО . Журнал Блэквудс. Архивировано из оригинала 27 июня 2001 г.
Амуд? Да, мы знаем Амуда, сахиб». «Кто там жил? У вас, сомалийцев, нет историй о людях?» «Старые люди», Харла; мы не знаем, откуда они пришли и куда пошли. У них была королева. — Как ее звали? «Аравейло. Она была великим воином, и ее народ противостоял языческим захватчикам с востока, пока не была сожжена дочь Шерлагамахди». «И почему они сожгли губади (дочь) Шерлагамахди?
- ^ Сомалиленд: крупнейший город страны, Аддис-Абеба, Эфиопия.
- ^ Хейворд, Р.Дж.; Льюис, IM (17 августа 2005 г.). Голос и сила . Рутледж. ISBN 9781135751753 .