Одевайте людей
Вабаджуни | |
---|---|
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 91,422 [1] |
![]() | 7,028 [2] |
Языки | |
Кибаджуни , Суахили | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
Суахили , бенадири и коморцы |
Народ баджуни ( суахили : вабаджуни ) — этническая группа банту , которая проживает в основном на островах Баджуни в Сомали и прибрежных районах между портовым городом Кисмайо и городом Момбаса в Кении. Многие переехали из Сомали в Кению из-за войны с орма , которые изгнали их с территории своих предков. [3]
Обзор
[ редактировать ]Группа людей Баджуни в основном населяет острова Баджуни в Сомалийском море. Многие из них также традиционно проживают в Кении , в основном в Момбасе этой страны и других городах прибрежной провинции . [4] [5]
Члены населения происходят из разных групп; в первую очередь прибрежные народы банту вдоль побережья суахили и сомалийцы с материка. Они также прослеживают свое происхождение от более поздних прибывших, таких как арабы , персы и сомалийцы , которые мигрировали сюда из других регионов Сомали. [4] Некоторые также имеют малайское и индонезийское происхождение. [6] Названия кланов баджуни бывают двух видов: одни происходят от банту, другие имеют южно-сомалийское происхождение, а один клан даже называется Гарре . [7] Клан Катва также имеет происхождение от Гарре . [8]
Баджуни следуют законам ислама в своих делах. Будучи мусульманами-шафитами , их жизнь вращается вокруг мечети и ежедневных молитв. Во время произнесения пяти молитв в день также моются не менее пяти раз. Каждый родитель-мусульманин настаивает на том, чтобы дать своему ребенку базовое исламское образование. Мусульманский судья, или кадхи , рассматривает уголовные и гражданские споры сообщества.
Когда ребенок рождается, его поддерживает отец, друг или учитель, который читает ему на ухо традиционный призыв к молитве. С момента рождения ребенка обучают основам учения Ислама. Мужчины являются работающими кормильцами. Место женщины среди баджуни обычно находится в доме. Обычно она выходит из дома только в гости или на рынок. Ее посещение происходит ближе к вечеру, когда работа по дому закончена и дети играют. Мужья любят собираться на мужских собраниях или в мечети. [9]
Баджуни традиционно являются рыбаками и моряками. Некоторые также занимаются другими профессиями, такими как работа с металлом . [5]
История
[ редактировать ]пробрались на архипелаг Ламу В результате несколько баджуни самостоятельно . Традиции Баджуни подтверждают записанные сообщения Ламу и Пате о том, что к шестнадцатому веку Ламу, Пате , Шела и другие города суахили процветали.Согласно легенде Баджуни, баджуни и португальцы пришли на этот участок побережья одновременно, в шестнадцатом веке, однако мнения о том, кто прибыл первым, расходятся. Многие из них поселились вокруг северного побережья Кении и прибрежных островов, где они обнаружили жителей архипелага Ламу, живущих в городах с домами, построенными из кораллов . Это продолжалось до 1960-х годов, допуская постоянный прилив и отлив людей. [10]
Период с 16 века по 1960-е годы, похоже, был довольно стабильным. Общины баджуни простирались от Могадишо до реки Тана на юге. Вполне возможно, что южнее находились деревни Баджуни, но если это так, то они были смыты вторжением Ормы в шестнадцатом веке, и современная археология не может отличить Баджуни от других руин суахили. Вдоль всей береговой линии культура и язык баджуни были и остаются относительно постоянными благодаря постоянной мобильности людей между общинами и общему образу жизни, основанному на двух полюсах: рыболовстве и земледелии. Баджуни, как и все другие суахили, плавал вдоль и поперёк, достигнув всей территории суахили от Сомали до Кении и Танзании и даже за её пределами. [10]
К 1960 году Сомали (тогда Итальянский Сомалиленд ) получила свободу от колониального управления. [11] Кения получила независимость в декабре 1963 года. [12]
Перемещение и дискриминация
[ редактировать ]Посягательства Орма в 16 веке, как и нападения сомалийцев в 1960-х годах, стали важным водоразделом в судьбе баджуни: недовольство баджуни как орма, так и сомалийцами сильно, и некоторые старейшины с одинаковой злобой говорят об орме и сомалийцах. как будто события шестнадцатого века были только вчера. До прибытия орма баджуни были вынуждены переселиться на юг из Сомали в Кению или на прибрежные острова Сомали или были убиты. Орма известны как мвинги кама нтанга ва ифи (столько, сколько зерен земли). До вторжения в Орму основная родина баджуни и большинство жителей находились на юге Сомали; после этого он переехал на юг, в Кению. [10]
Несмотря на то, что с севера прибыли дополнительные поселенцы-суахили, а рыбаки Баджуни традиционно использовали побережье Кении в качестве сезонного рыболовного района, до 1960-х годов Ватаму был небольшой и незначительной общиной. Многие баджуни переселились в Ватаму после того, как преступники, действовавшие вблизи границы с Сомали, заставили их покинуть материковые поселения. [13]
После вторжений сомалийцев в 1960-х годах большинство кенийских баджуни, за исключением тех, кто уехал вглубь страны или в другие места вдоль побережья – в Малинди, Момбасу или Танзанию – жили на северных прибрежных островах, особенно на острове Пейт, где поселения баджуни, такие как Кидхингичини процветают.Население Баджуни на северном побережье в 1978 году составляло около 15 000 человек, причем предварительные оценки были завышены из-за официального решения, требующего от всех, живущих на северном побережье, регистрироваться как Баджуни. [10]
До 1960-х годов большая часть Баджуни проживала на материковом побережье.Нападения сомалийцев заставили многих людей мигрировать на отдаленные острова, и эта миграционная тенденция, по-видимому, была характерной чертой жизни Баджуни на протяжении нескольких столетий. Хотя было убито очень мало людей, продолжающиеся сносы жилищ, грабежи животных, сжигание посевов и общая кампания террора обескуражили материковый Баджуни до такой степени, что они массово эвакуировались либо на острова, либо дальше. Самооборона была трудной, потому что, несмотря на то, что баюни хорошо владели охотничьим ружьем, власти после обретения независимости конфисковали их оружие. До конфликтов шифта между Мкокотони и Киунгой существовало около дюжины деревень, в среднем с несколькими сотнями жителей; по состоянию на 1978 год существует всего четыре деревни с общим населением 1000 человек. [10]
Первоначально Баджуни получил должность в зарождающейся гостиничной индустрии в Ватуму. Наемный труд, с другой стороны, является источником дохода, который многие суахили приравнивают к рабству, и большинство из них сразу же уволились или были уволены. Лишь немногие Баджуни сейчас работают в пяти крупных международных туристических отелях в Ватаму или его окрестностях. По мере роста популярности туризма морская отрасль рыбаков Баюни оказалась под угрозой. Создание Морского национального парка ограничило права на рыбную ловлю в определенных местах. [13]
Официальный отчет Национальной ассамблеи Кении (Hansard) содержит несколько записей обсуждений вопросов собственности на землю и прав. В одном официальном отчете, датированном 24 июня – 30 июля 1971 года, задокументировано обсуждение традиционных земель Баджуни (Ламу, Кения) и различные мнения относительно права собственности. В официальном протоколе от 28 мая по 4 июля 1974 г. [14] Возникли вопросы относительно того, какое правительство на самом деле обладает юрисдикцией над землями племени Баджуни.
После падения правительства Сомали в 1991 году народ Баджуни оказался заброшенным как сомалийским, так и кенийским правительствами. Баджуни называют этот период «Неприятностями». [15] Эта маргинализация побудила председателя баджуни Мохамеда Исмаила Баркале обратиться в Межправительственное управление по развитию Африки с петицией о законных правах народа баджуни в декабре 2003 года. [16] Баркале был назначен делегатом на мирных переговорах в Сомали в 2003 году.
Язык и культура
[ редактировать ]Люди Баджуни собирательно называют себя и известны как Вабаджуни . Они говорят на кибаджуни , диалекте языка банту -суахили . [5] На кибаджуни говорят только люди баджуни, и это важный показатель их этнической принадлежности. Это важно, поскольку этническая принадлежность баджуни определяет их социальное положение в патрилинейной клановой структуре Сомали. Поскольку баджуни не считаются «настоящими» (то есть этнически интегрированными) сомалийцами, они обладают наименьшими полномочиями из сомалийских кланов и часто игнорируются или подвергаются дискриминации со стороны многих членов других сомалийских кланов. [17]
Термин хома, что означает лихорадка или высокая температура, происходит непосредственно от арабского языка. Однако многие баджуни используют термин бариди или холод для обозначения как хомы стандартного суахили, так и любой болезни. В результате человек, страдающий бариди, заболевает. [13]
Баджуни обладают сокровищницей песен и поэзии. Помимо хорошо известных машаири и т'енди, встречающихся на остальной части побережья суахили, есть также ваве и ранда, фермерские песни, и кимайи, песня рыбаков. Все это, а также длинные устные традиции, известные большинству старших членов сообщества мужского пола, обычно относятся к событиям, которые произошли во время и до наступления Ормы. Поскольку устные воспоминания о событиях до XVI века, будь то официальные или импровизированные, совпадают в основных чертах, но различаются в деталях, нижеследующее представляет собой краткий обзор областей согласия. [10]
Ватаму Баджуни называют себя ваунгвана, что означает свободнорожденные. Любое рабское происхождение в значительной степени забыто, и другие общины принимают претензии Баджуни на статус свободнорожденных. Хотя баджуни сохраняют связи с деревнями, из которых они переехали в Ватаму, перемещение позволяет переопределить этническую принадлежность и ранг. «Рабы» (вачумва) теперь считаются посторонними, а с местными гириамами обращаются и ведут себя как с классом слуг. С другой стороны, смешанные браки между Баджуни и Гириамой подрывают отношения господина и слуги. Таким встречам обычно способствуют гириамы, которых называют «промежуточными суахили», или люди, которые стремятся стать суахили путем принятия ислама и культуры суахили . [13]
Мужчины баджуни носят кикой — одеяло суахили, обернутое вокруг талии, как рубашку, и резиновые ремешки на ногах. [3] Женщины Баджун носят скромные черные вуали , которые открывают внешнему миру только их глаза. Женщина традиционно носила кольцо в центре носа, золотой диск в одной проколотой ноздре и многочисленные серьги в верхней части ушей. Сейчас они считаются устаревшими. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «Интерактивная языковая карта: Сомали» . Очистить глобальный . Проверено 2 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Баджуни» . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Абдуллахи, стр. 11.
- ^ Jump up to: а б с Мвакикагиле, стр.102.
- ^ Нортон, Грегори (2008). Земля, недвижимость и жилье в Сомали . Норвежский совет по делам беженцев. п. 52. ИСБН 978-92-1-132039-8 .
- ^ Клем, Эмили; Дженкс, Питер; Сэнде, Ханна (2019). Теория и описание в африканской лингвистике: избранные статьи 47-й ежегодной конференции по африканской лингвистике . Языковая наука Пресс. п. 662. ИСБН 978-3-96110-205-1 .
- ^ Аллен, Джеймс Де Вер (1993). шунгвая Происхождение суахили: культура суахили и феномен Дж. Карри. п. 107. ИСБН 978-0-85255-075-5 .
- ^ «Суахили, Баджуни» . Проект Джошуа . Проверено 12 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Медсестра, Дерек (январь 1980 г.). «Баюнская историческая лингвистика». Кения в прошлом и настоящем . 12 (1): 34–43. hdl : 10520/AJA02578301_323 .
- ^ «Сомали – опека и протекторат: путь к независимости» . Countrystudies.us. 1971 год . Проверено 12 ноября 2015 г.
- ^ «12 декабря 1963 г. | Кения обретает независимость» . Учебная сеть . 12 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бекерлег, Сьюзен (1994). «Медицинский плюрализм и ислам в общинах суахили в Кении». Медицинская антропология Ежеквартальный журнал . 8 (3): 299–313. дои : 10.1525/maq.1994.8.3.02a00030 . JSTOR 649190 .
- ^ «Официальный отчет Национальной ассамблеи Кении (Хансард)» . Июль 1974 года: 1118.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Дерек Медсестра | База данных Баджуни» . Faculty.mun.ca. 07.06.2013 . Проверено 12 ноября 2015 г.
- ^ «Интернет-сообщество Somalitalk.com» . Somaliatalk.com. 04.12.2003 . Проверено 12 ноября 2015 г.
- ^ Крейт, Майреад Ник; Хилл, Эмма (1 марта 2015 г.). «Перемещение этнографического поля: от «быть там» к «быть там» » (PDF) . Антропологический журнал европейских культур . 24 (1): 42–62. дои : 10.3167/ajec.2015.240104 . JSTOR 26355934 . Гейл A415960538 ПроКвест 1700651462 .
- Абдуллахи, Мохамед Дирие (2001). Культура и обычаи Сомали . Гринвуд. ISBN 978-0-313-31333-2 .
- Мвакикагиле, Годфри (2007). Кения: идентичность нации . Новая Африка Пресс. ISBN 978-0-9802587-9-0 .
- Медсестра, Дерек; Хиннебуш, Томас Дж.; Филипсон, Джерард (1993). Суахили и сабаки: лингвистическая история Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-09775-9 .
- «Опека и протекторат: путь к независимости» . Библиотека Конгресса США . Проверено 23 октября 2015 г.
- «12 декабря 1963 г. | Кения обретает независимость» . Учебная сеть . 12 декабря 2011 г.
- Медсестра, Дерек (2011). «Баджуни: народ, общество, география, история, язык» (PDF) . Мемориальный университет . Открытое издательство. Архивировано из оригинала (PDF) 19 января 2019 года . Проверено 23 октября 2015 г. .
- «Война-1-3, декабрь, Мбагати, Найроби. Сообщество Бааджун борется за свое существование» [Война-1-3, декабрь, Мбагати, Найроби. Сообщество Бааджун в борьбе за] (на сомалийском языке). Декабрь 2003 года . Проверено 23 октября 2015 г.