Шафиитская школа
Часть серии о Суннитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Шафиитская школа или шафиизм ( араб . ٱلْمَذْهَب ٱلشَّافِعِيّ , романизированный : аль-мадхаб аш-шафии ) — одна из четырех основных школ исламской юриспруденции в рамках суннитского ислама . [ 1 ] [ 2 ] Он был основан мусульманским ученым , юристом и традиционалистом аль-Шафии , «отцом мусульманской юриспруденции». [ 3 ] в начале 9 века. [ 4 ] [ 5 ] [ 3 ]
Другими тремя школами суннитской юриспруденции являются Ханафи , Малики и Ханбали . [ 1 ] [ 2 ] Как и другие школы фикха, шафииты признают первых четырех халифов законными преемниками исламского пророка Мухаммеда и полагаются на Коран и «здравые» книги хадисов как на основные источники права. [ 4 ] [ 6 ] Школа Шафиитов подтверждает авторитет как божественного закона (Корана и Сунны ), так и человеческих размышлений относительно Закона. [ 7 ] Там, где отрывки Корана и/или хадисов неоднозначны, школа обращается за помощью к кийасу (рассуждению по аналогии). [ 7 ] [ 8 ] Иджма . (консенсус ученых или общества) был «принят, но не подчеркнут» [ 7 ] Школа отвергла зависимость от местных традиций как источника правового прецедента и отвергла Ахл ар-Рай (личное мнение) и Истихсан (юридическое усмотрение). [ 7 ] [ 9 ]
Школа Шафии широко распространена на Ближнем Востоке вплоть до прихода к власти Османов и Сефевидов . [ 6 ] [ 10 ] Торговцы и купцы помогли распространить шафитский ислам через Индийский океан , вплоть до Индии и Юго-Восточной Азии . [ 11 ] [ 12 ] Школа Шафии в настоящее время преимущественно встречается в некоторых частях Хиджаза и Леванта , Нижнего Египта и Йемена , а также среди курдского народа , на Северном Кавказе и по другую сторону Индийского океана ( Африканский Рог и побережье Суахили в Африке и прибрежные районы Южной Азии). и Юго-Восточной Азии ). [ 13 ] [ 14 ] [1] [ 15 ]
называют шафиитом , шафиитом или шафиитом ( араб . Аш , кто , к принадлежит Того шафиитской школе - Шафии , аш-шавафи ).
Принципы
[ редактировать ]Часть серии о Крид |
---|
![]() |
Включая:
![]() |
Фундаментальный принцип шафиитской мысли основан на идее о том, что «каждому действию, совершаемому верующим, подчиняющимся Закону, соответствует закон, принадлежащий ниспосланному Закону или Шариату ». [ 9 ] Этот закон либо представлен как таковой в Коране или Сунне , либо можно посредством рассуждений по аналогии ( кийас ) вывести его из Корана или Сунны. [ 9 ]
Ас-Шафии был первым юристом, который настаивал на том, что хадисы являются решающим источником права (по сравнению с традиционными доктринами более раннего мышления). [ 16 ] источниками юриспруденции в порядке приоритета являются: Согласно шафиитской мысли, [ 4 ] [ 17 ]
Фонд (аль-асл)
[ редактировать ]- Коран — священное писание ислама. [ 9 ] [ 4 ]
- Сунна - определяется Аш-Шафии как «высказывания, действия и молчаливое согласие Пророка Мухаммеда , связанные с прочно устоявшимися традициями». [ 9 ] [ 17 ]
Школа отвергла зависимость от практики местного сообщества как источника правового прецедента. [ 7 ] [ 18 ] [ 9 ]
Макуль аль-Асл
[ редактировать ]- Кияс с юридическим доказательством или Далиль Шариат — «Аналогическое рассуждение применительно к выводу юридических принципов из Корана и Сунны». [ 4 ] [ 17 ]
- Иджма — консенсус ученых или сообщества («принимается, но не подчеркивается»). [ 7 ]
Концепция Истишаба была впервые введена более поздними шафиитскими учеными. [ 10 ] Аш-Шафии также постулировал, что «уголовные санкции теряют силу в тех случаях, когда раскаяние предшествует наказанию». [ 16 ]
Рисала
[ редактировать ]Основополагающим юридическим текстом шафиитского закона является аш- Шафии аль- Рисала («Послание») , составленное в Египте . В нем излагаются принципы шафиитской юридической мысли, а также производная от них юриспруденция. [ 19 ] Первая версия Рисалы , аль -Рисала аль-Кадима , созданная аль-Шафии во время его пребывания в Багдаде , в настоящее время утеряна. [ 9 ]
Отличия от мыслей Малики и Ханафи
[ редактировать ]Аш-Шафии фундаментально раскритиковал концепцию судебного конформизма (« Истихсан »). [ 20 ]
С видом на Малики
[ редактировать ]- Школа Шафии утверждала, что различные существующие местные традиции могут не отражать практику Мухаммеда (критика мысли Малики). [ 9 ] Таким образом , местные традиции, согласно шафиитскому пониманию, не могут рассматриваться как источники права. [ 20 ]
С видом на Ханафи
[ редактировать ]- Школа Шафиитов отвергла Ахль ар-Рай (личное мнение) и Истихсан (юридическое усмотрение). [ 9 ] Он настаивал на том, что на правила юристов больше нельзя ссылаться в юридических вопросах без дополнительной аутентификации. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Школа отказывалась признавать доктрины, которые не имели текстовой основы ни в Коране, ни в хадисах, но были основаны на мнениях исламских ученых (имамов [ 20 ] ). [ 23 ] [ 20 ]
- Шафиитское мышление полагает, что эти методы могут помочь «заменить человеком Бога и Пророка Мухаммеда, единственных законных законодателей». [ 9 ] и «истинное знание и правильное толкование религиозных обязательств пострадают от произвольных суждений, наполненных ошибками». [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
История
[ редактировать ]
Аш-Шафии ( ок. 767–820 гг. н.э.) во время своих путешествий посетил большинство крупных центров исламской юриспруденции на Ближнем Востоке и накопил всесторонние знания о различных подходах к теории права. Он был учеником Малика ибн Анаса , основателя маликитской школы права, и Мухаммада Шайбани , багдадского ханафитского интеллектуала. [ 3 ] [ 28 ] [ 29 ]
- Идеи Шафии первоначально распространялись студентами Аш-Шафии в Каире и Багдаде . К 10 веку священные города Мекка , Медина и Сирия также стали главными центрами шафиитских идей. [ 10 ]
- Позже школа занимала судейские должности исключительно в Сирии , Кирмане , Бухаре и Хорасане . Он также процветал в северной Месопотамии и в Дайламе . [ 10 ] Гуриды . также поддерживали шафиитов в 11 и 12 веках нашей эры [ 10 ]
- При Салах ад-Дине этот регион находился под влиянием шиитов ). школа шафиитов снова стала главенствующей мыслью в Египте ( до этого периода [ 10 ] Это была «официальная школа» династии Айюбидов , которая оставалась известной и в период мамлюков. [ 16 ] Бейбарс , султан мамлюков, позже назначил судей всех четырех мадхабов Египта. [ 10 ]
- Торговцы и купцы способствовали распространению шафиитского ислама через Индийский океан , вплоть до Индии и Юго-Восточной Азии . [ 11 ] [ 12 ]
Под османами и Сефевидами
[ редактировать ]- Возвышение османов в 16 веке привело к замене судей-шафиитов учеными -ханафитами . [ 27 ] [ 10 ]
- При Сефевидах преобладание шафиитов в Центральной Азии было заменено шиитским исламом. [ 10 ]
- После начала правления Сефевидов присутствие шафиев в Иране ограничилось западными регионами страны. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
Распределение
[ редактировать ]
Школа Шафии в настоящее время преобладает в следующих частях мира: [ 13 ]
- Ближний Восток и Северная Африка: части Хиджаза , Леванта (Палестина, Иордания и значительное количество в Сирии, Ливане и Ираке), Нижний Египет , среди суннитов в Иране и Йемене , а также курдов . [ 16 ] [ 7 ] [ 34 ] [ 35 ]
- Евразия: Северные районы Азербайджана , Дагестан , Чеченский и Ингушский регионы Северного Кавказа .
- В Индийском океане
Шафиитская школа — одна из крупнейших по числу приверженцев школ суннитских мазхабов. [ 2 ] [ 13 ] Демографические данные по каждому фикху для каждой нации недоступны, а относительная демографическая численность является оценочной.
Известные шафииты
[ редактировать ]Современные ученые-шафииты
[ редактировать ]Из Ближнего Востока и Северной Африки :
- Ахмед Куфтаро
- Али Гомаа
- Хабиб Умар бин Хафиз
- Хабиб Умар аль-Джилани
- Саид Фуда
- Абдулла аль-Харари
- Али аль-Джифри
- Мохаммад Салим Аль-Ава
- Вахба Зухайли
- Таха Джабир Алалвани
- Таха Каран
Из Юго-Восточной Азии :
Из Южной Азии :
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- 1. ^ «Закон предусматривает санкции за любую религиозную практику, кроме суннитской шафиитской доктрины ислама, а также за судебное преследование новообращенных из ислама, а также запрещает прозелитизм в пользу любой религии, кроме ислама». [ 14 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Халлак 2009 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Саид 2008 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с «Абу Абдаллах аш-Шафии» . Британская энциклопедия . 8 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рамадан 2006 , стр. 27–77.
- ^ Камали 2008 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Шанай, Булленд. «Шафия» . Университет Камбрии .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Шафии» . Британская энциклопедия .
- ^ Хашим 2005 , стр. 75–77.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Шомон, Эрик (1997). «Аш-Шафи». Энциклопедия ислама . Том. IX. Брилл. стр. 182–183.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хеффенинг, В. (1934). «Аш-Шафии». Энциклопедия ислама . Том. IV. Э. Дж. Брилл. стр. 252–53.
- ^ Перейти обратно: а б Кристелов 2000 , с. 377.
- ^ Перейти обратно: а б Пауэлс 2002 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с «Исламская юриспруденция и право» . Университет Северной Каролины .
- ^ Перейти обратно: а б с «Отчет о свободе вероисповедания в мире: Коморские Острова» (PDF) . Государственный департамент США. 2013.
- ^ Ахмади, Камиль, 2019: От границы до границы . Комплексное исследование идентичности и этнической принадлежности в Иране. Издание Мехри, Лондон. стр 440 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Эспозито, Джон Л., изд. (2003). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. стр. 285–86. ISBN 978-0-19-512558-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Аль-Заркаши 1393 , с. 209.
- ^ Браун 2014 , с. 39.
- ^ Хаддури 1961 , стр. 14–22.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шомон, Эрик (1997). «Аш-Шафия». Энциклопедия ислама . Том. IX. Брилл. стр. 185–86.
- ^ Истислах Оксфордский словарь ислама , Oxford University Press
- ^ Истихсан Оксфордский словарь ислама , Oxford University Press
- ^ Риджон 2003 , с. 259–262.
- ^ «Истихсан» . энциклопедия Британская
- ^ «Истислах». Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 16 октября 2014 года.
- ^ «Истихсан». Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б Халлак 2009a , с. 58–71.
- ^ Хаддад 2007 , стр. 121.
- ^ Даттон , с. 16.
- ^ Нагшбанди, Сайед Навид (23 августа 2022 г.). «Первые иранские шафииты и их роль в распространении шафиитской школы в четвертом веке хиджры в Иране» . Иранский журнал истории исламской цивилизации . 55 (1): 119–146. дои : 10.22059/jhic.2022.335807.654309 . ISSN 2228-7906 .
- ^ «Иран» . Государственный департамент США . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «Приход сельджуков в Хорасан и страдания нишапурских шафиитов-ашаритов» .
- ^ Ахмади, Камиль, 2019: От границы до границы . Комплексное исследование идентичности и этнической принадлежности в Иране. Издание Мехри, Лондон. стр. 440 .
- ^ «Ахмади, Камиль. Исследование проблемы этнической идентичности в Иране - ориентированное на мир, EFFLATOUNIA - Многопрофильный журнал, Том 5, № 2 (2021), стр. 3242-70». ЭФФЛАТУНИЯ — Многопрофильный журнал .
- ^ «Религиозное управление в Сирии в условиях территориальной раздробленности» .
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
- Аз-Заркаши, Бадр ад-Дин (1393 г.). Аль-Бахр Аль-Мухит Том VI .
- Хаддури, Маджид (1961). «Исламская юриспруденция: Рисала Шафии . Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Аш-Шафии: Послание по теории права - Рисала фи усул аль-фикх . Перевод Лоури, Джозефа. Издательство Нью-Йоркского университета. 2013. ISBN 978-0814769980 .
Научные источники
- Халлак, Ваэль Б. (2009). Введение в исламское право . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521678735 .
- Саид, Абдулла (2008). Коран: Введение . Рутледж. ISBN 978-0415421256 .
- Рамадан, Хишам М. (2006). Понимание исламского права: от классического к современному . Роуман Альтамира . ISBN 978-0-7591-0991-9 .
- Камали, Мохаммад Хашим (2008). Закон шариата: введение . Публикации Oneworld . ISBN 978-1851685653 .
- Хасим, Сяфик (2005). Понимание женщин в исламе: индонезийский взгляд . Равноденствие. ISBN 978-9793780191 .
- Халлак, Ваэль Б. (2009a). Шариат: теория, практика, трансформации . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521861472 .
- Браун, Джонатан AC (2014). Неверное цитирование Мухаммеда: вызов и варианты интерпретации наследия Пророка . Публикации Oneworld. ISBN 978-1780744209 .
- Риджон, Ллойд (2003). Основные мировые религии: от истоков до наших дней . Рутледж. ISBN 978-0415297967 .
- Даттон, Ясин. Истоки исламского права: Коран, Муватта и Мадинан Амаль .
- Хаддад, Джибрил Ф. (2007). Четыре имама и их школы . Мусульманский академический фонд, Лондон.
- Пауэлс, Рэндалл Л. (2002). Рог и Полумесяц: культурные изменения и традиционный ислам . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521523097 .
- Кристелоу, Аллан (2000). Левцион, Неемия; Пауэлс, Рэндалл (ред.). «Исламское право в Африке» в «Истории ислама в Африке» . Издательство Университета Огайо. ISBN 978-0821412978 .
- Зейн Кассам ; Бриджит Бломфилд (2015). «Вспоминая Фатиму и Зайнаб: гендер в перспективе». В Фархаде Дафтори (ред.). Шиитский мир . ИБ Таурис Пресс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аш-Шафии, Мухаммад ибн Идрис; Лоури, Джозеф Э. (2013). Послание по теории права: перевод Рисалы аш-Шафии . Перевод Лоури, Джозефа Э. Издательства Нью-Йоркского университета. ISBN 9781479855445 . JSTOR j.ctt17mvkhj .
- Чилардо, Агостино (2014). «Шафии Фикх». В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . АВС-КЛИО.
- Яхия, Мохиддин (2009). Шафии и два источника исламского права , Turnhout: Brepols Publishers, ISBN 978-2-503-53181-6
- Риппин, Эндрю (2005). Мусульмане: их религиозные верования и обычаи (3-е изд.). Лондон: Рутледж. стр. 90–93. ISBN 0-415-34888-9 .
- Колдер, Норман, Джавид Моджаддеди и Эндрю Риппин (2003). Классический ислам: справочник по религиозной литературе . Лондон: Рутледж. Раздел 7.1.
- Шахт, Йозеф (1950). Истоки мусульманской юриспруденции . Оксфорд: Оксфордский университет. стр. 16.
- Хаддури, Маджид (1987). Исламская юриспруденция: Рисала Шафии . Кембридж: Общество исламских текстов. стр. 286.
- Абд Маджид, Махмуд (2007). Тадждид Фикх Аль-Имам Аш-Шафии . Семинар Тадждид Имам Ас Шафи, 2007 г.
- аш-Шафии, Мухаммад б. Идрис, «Книга объединения знаний», переведенная А.Я. Мусой в книге «Хадис как Священное Писание: дискуссии об авторитете пророческих традиций в исламе» , Нью-Йорк: Palgrave, 2008.