Аль-Хаттаби
Аль-Хаттаби риторический | |
---|---|
Заголовок | Аль-Хафиз |
Персональный | |
Рожденный | 931 г. н.э. |
Умер | 998 (66–67 лет) |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Область | Сиджистан |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Шафииты [ 1 ] |
Крид | Ашари [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |
Основной интерес(и) | Хадисы , Фикх , Акида , Филология , Лексикография , Поэзия |
Занятие | Мухаддис , учёный , юрист , филолог , лексикограф , поэт |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Абу Сулейман, Хамд б. Мухаммад б. Авраам б. аль-Хаттаб Абу Сулейман аль-Хаттаби, аль-Бусти , широко известный как аль-Хаттаби ( араб . الخطابي ), был суннитским исламским ученым из Сиджистана . [ 5 ] Его единогласно считают ведущей фигурой в науке о хадисах и шафиитской юриспруденции . Он считался одним из самых умных и авторитетных ученых своего времени, известным своей надежностью и надежностью в передаче повествований, а также автором многих известных работ. Более того, он был известен как литератор , филолог и лексикограф , а также мастер поэзии . [ 6 ]
Политический климат
[ редактировать ]Во времена жизни Абу Сулеймана аль-Хаттаби исламская цивилизация в восточных регионах империи претерпела особенно значительные, если не драматические, изменения. С одной стороны, зародившиеся ранее суннитские элементы мусульманской культуры стали настолько мощными, что, казалось, они наверняка одержат победу в борьбе за государственную власть и господство. Однако династия Аббасидов превратилась в «поборника воспринимаемой ортодоксальности» и «символа религиозного единства», хотя уже испытывала политическую слабость. Однако мусульманские интеллектуалы и лидеры были чрезвычайно обеспокоены методами и стратегиями, которые религиозные ученые ( улемы ) в целом и эксперты по праву ( фукаха ) в частности будут использовать для определения «правильного религиозного пути», направляющего жизнь и общество мусульман. [ 7 ]
Имя
[ редактировать ]Имя «Аль-Хаттаби» основано на его происхождении. Говорят, что Абу Сулейман аль-Хаттаби был потомком Зайда ибн аль-Хаттаба, брата второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба . [ 8 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]Аль-Хаттаби родился в 319 году раджаба, что соответствует июлю 931 года, в Бусте (ныне Лашкаргах ), городе на юге Афганистана . [ 8 ]
Образование
[ редактировать ]Поскольку он зарабатывал на жизнь торговлей, многочисленные путешествия аль-Хаттаби позволили ему увидеть большую часть восточного региона Исламской империи. Его путешествия были мотивированы его желанием учиться и расти. Тем не менее, непреходящая «жажда знаний» Аль-Хаттаби побудила его, когда он стал старше, отправиться в несколько длительных экспедиций. Помимо городов и регионов, в которых он провел большую часть своей жизни, он путешествовал между Бустом, Нишапуром , Хиджазом ( Мекка и Медина ), Басрой и Багдадом , который является его домом. Он путешествовал между Бюстом, Нишапуром , Хиджазом ( Мекка и Медина ), Басрой , Багдадом (где он провел большую часть своей жизни) и другими городами и регионами восточного исламского мира. [ 8 ]
Учителя
[ редактировать ]Основными областями обучения аль-Хаттаби были исламская юриспруденция и хадисная литература. Сообщается, что он учился у «ведущих ученых своего времени» и, по словам Якута аль-Хамави, «получил знания от многих из тех, кто ими обладал». [ 9 ]
Аль-Хаттаби покинул Буст в раннем возрасте и отправился в Багдад, чтобы изучать исламскую юриспруденцию под руководством Ибн Аби Хурайры (ум. 345/556), учителя права и хадисов, и Абу Бакра ан-Наджада (ум. 348). /959), знаток хадисов и литературы. После этого он стал членом учебного кружка Абу Али ас-Саффара (ум. 451/952) и посвятил себя изучению арабской филологии и литературы. Он изучал тасаввуф у аль-Хульди (ум. 348/959), ученика Джунайда аль-Багдади . Позже он отправился в Басру , где учился у известного эксперта по хадисам и исламскому праву Абу Бакра ибн Даса (ум. 346/957). Перед отъездом в Хорасан и Трансоксиану он изучал хадисную литературу в Мекке под руководством эксперта по хадисам Абу Саида ибн аль-Араби (3. 341/952). Наконец, в Нишапуре он несколько лет учился у уважаемого исследователя хадисов Абу аль-Аббаса аль-Асамма (ум. 356/957) и уважаемого ученого Абу Бакра аль-Каффаля аль-Шаши, который был очень сведущ в широком спектре вопросов. ряд соответствующих исламских исследований. Под его руководством он изучал исламское право. [ 10 ]
Научная жизнь
[ редактировать ]Учебная специализация
[ редактировать ]Среди биографов, написавших об аль-Хаттаби исключительно положительные отзывы, - его коллега и друг Абу Мансур ат-Таалиби из Нишапура, привлекающий научное внимание к его писательской деятельности (та'лиф), а также к его знаниям в области художественной литературы ( адаб). ), аскетизм ( зухд ), благочестие ( вара ) и передача знаний и учения (тадрис). Благодаря его уникальным академическим достижениям и способностям коллеги аль-Хаттаби приравнивали его к Абу Убайду аль-Касиму бин Саламу , известному знатоку Корана, филологу и рассказчику пророческих традиций. Аль-Таалиби указывает, что единственное различие между двумя учеными заключалось в том, что, помимо своих достижений в науке, аль-Хаттаби был еще и одаренным поэтом. [ 6 ]
Студенты
[ редактировать ]У Аль-Хаттаби было несколько учеников, некоторые из которых добились известности сами по себе; от них: [ 11 ]
- Аль-Хаким ан-Нишапури
- Абу Нуайм аль-Исфахани
- Абу Зарр аль-Харави
- Абу Хамид аль-Исфарайини
- Абд аль-Гафир ан-Нишапури
- Абу Убайд аль-Харави
Смерть
[ редактировать ]В конце своей жизни он вернулся в свой родной город Буст и встретился с суфийским монастырем, где присоединился к ним, расположенным прямо на реке Гильменд , недалеко от его родного города. Он скончался там в возрасте 67 лет в день месяца Раби аль-Ахир 388 года, что соответствует апрелю 998 года. [ 6 ]
Богословская позиция
[ редактировать ]В своей книге под названием «Маалим аль-Сунан » он изложил позицию срединного пути в отношении двусмысленных хадисов, касающихся атрибутов Бога: [ 12 ]
Люди нашего времени раскололись на две партии. Первые [ мутазилиты и их подгруппы] вообще отвергают такого рода хадисы и объявляют их сфальсифицированными. Это подразумевает, что они лгут ученым, которые их рассказали, то есть имамам нашей религии и передатчикам путей Пророка, а также посредникам между нами и Посланником Аллаха. Вторая партия [муджасима ( антропоморфисты ) соглашается с повествованиями и применяет их внешний (кажущийся) смысл буквально, гранича с антропоморфизмом и. Что касается нас, то мы избегаем обеих точек зрения и не принимаем ни одну из них в качестве своей школы. Поэтому на нас лежит обязанность искать эти хадисы, когда они цитируются и подтверждаются как аутентичные с точки зрения передач и атрибутов, как производную интерпретацию в соответствии с известным смыслом основ религии и школ ученых. не отвергая повествование сразу, пока их цепочки приемлемы, рассказчики заслуживают доверия.
Просмотры
[ редактировать ]Аль-Хаттаби был крупным ученым своего времени, который искренне старался разъяснить «правильный религиозный путь» и привлечь внимание к умеренному пути, избегающему как излишеств, так и небрежности. В конечном итоге это известно как суннитская ортодоксальность . Аль-Хаттаби сыграл решающую роль в объединении двух наиболее видных группировок людей знания ( Ахль аль-Ильм ), а именно; Люди Хадиса и Атара ( Ахль аль-Хадис ва-Асар ) и люди юридического знания и рефлексивного рассуждения ( Ахль аль-Фикх ва-Назар ). Он внимательно изучает обе группы, выявляя их слабые стороны и разъясняя их ошибки. Он резко критикует обе группы знаний за их разделение и ошибки. Аль-Хаттаби объясняет средний путь; он всем сердцем принимает божественное откровение, содержащееся в Коране и Сунне . Он убедительно доказывает, что литература пророческих традиций ( хадис ) и пророческое наследие ( атсар ) важны для исламского сообщества как в материальном, так и в духовном плане. Однако, как ни удивительно, будучи практикующим ученым в Шафиитская юридическая школа аль-Хаттаби также подчеркивает жизненно важную роль, которую эксперты по правовым вопросам должны играть в любых групповых усилиях по расшифровке откровений и определению законов и руководящих принципов, которым должны следовать мусульмане. Точнее, в свете критической оценки аль-Хаттаби состояния религиозного образования, важно помнить о нескольких факторах. Хотя аль-Хаттаби является ярым, а иногда и едким противником определенного типа спекулятивных богословских групп, неясно, какого именно Мутакаллимина следует избегать его собратьям-мусульманам. Фактически, деликатность и нюанс в его тоне беспокойства указывают на то, что его не особенно беспокоили ученые, применяющие рационалистические подходы к науке. Вместо этого он советует проявлять осторожность при взаимодействии с теми, кто использует подход калам, не имея необходимой подготовки и опыта. Поддерживая сохранение традиционных религиозных верований и, с одной стороны, полностью используя формальные текстовые исследования и анализ, он описывает себя как шафиитского учёного в соответствии с основными чертами классического учения. Ашаризм, пропагандируя традиционное религиозное кредо (а) полностью используя формальное изучение и анализ текстов, с одной стороны, и (б) используя осторожное применение определенного типа рефлексивных рассуждений ( назар ), с другой стороны. Более того, он открыто призывает как исследователей хадисов , так и юристов учиться друг у друга и поддерживать друг друга. Таким образом, он неявно способствует сбалансированному сочетанию различных исследовательских подходов и методологий. Учитывая сильную поддержку ашаритов на исламском Востоке со стороны правительства во времена аль-Хаттаби, примечательно, что многие мыслители-ашариты были назначены на шафиитские юридические кафедры в недавно основанных медресе (юридических колледжах) сельджукским визирем Низамом . аль-Мульк . Этот сдвиг, как известно, позволил традиционной суннитской мысли оказывать значительно большее влияние на исламское общество. [ 13 ]
Наследие
[ редактировать ]В своих трех основных работах по хадисам Аль-Хаттаби заслужил свое место в интеллектуальной истории ислама как крупный пионер в области изучения хадисов благодаря своим знаменитым работам. Точность этой оценки подтверждается рядом факторов. Во-первых, его «Маалим ас-Сунан» — это не только один из самых известных средневековых комментариев, представляющий собой достоверную компиляцию пророческих традиций в целом и Абу Дауда ас-Сиджистани сборника в частности; он также считается первым комментарием к тому, что должно было стать официальным органом суннитской литературы по хадисам. На него также чаще всего ссылаются в отношении Сунан Аби Давуда ученые прошлого и настоящего . Во-вторых, его комментарий к аль-Бухари «Сахиху» под названием «Китаб Алам аль-Сунан фи Шарх Сахих аль-Бухари» , который он написал вскоре после «Маалима», считается ценным, по крайней мере, по двум причинам: (а) Это первый комментарий к Сахих аль-Бухари , сборнику сочинений, который считается наиболее значительным из шести канонических суннитских книг традиций. . (б) Комментарий аль-Хаттаби к «Сахих аль-Бухари» во многих отношениях весьма оригинален; его произведение лучше назвать полемическим трактатом, чем нейтральным комментарием. Иными словами, комментаторы аль-Хаттаби двух наиболее значительных сборников хадисов являются не только первой и наиболее полной, но и самой недооцененной литературой с комментариями хадисов; по сути, они основали этот жанр. [ 9 ]
Его книга «Гариб аль-Хадис» умалчивает о важном вкладе в другой вид исследования хадисов, в котором рассматривались редкие и часто уникальные пророческие повествования, взятые из всей хадисной литературы, а не из одного сборника хадисов. Аль-Хаттаби, таким образом, сделал две вещи: во-первых, он пошел по стопам выдающихся ученых, которые хорошо известны своими работами в этой подкатегории исследований хадисов, таких как Ибн Саллам аль-Харави и Ибн Кутайба ; во-вторых, своими исследованиями в этой области он вдохновил более поздних ученых, в первую очередь своего ученика Абу Убайда аль-Харави (ум. 401/1011). Другие его работы также достигли большой известности. [ 9 ]
Работает
[ редактировать ]Аль-Хаттаби является автором многих известных научных работ, в том числе: [ 6 ] [ 14 ]
- Шарх Сунан Аби Давуд (Разъяснение Сунан Аби Давуд), считается самым ранним и одним из лучших комментариев Сунан Абу Давуда.
- Китаб Алам ас-Сунан фи Шарх Сахих аль-Бухари («Книга выдающихся примеров из преданий Пророка: объяснение сборника аль-Бухари «Здравые предания Пророка») считается самым ранним комментарием к Сахих Бухари . [ 15 ]
- Китаб аль-Узлат (Книга уединения)
- «Гариб аль-Хадис» («Трудные значения хадисов»), где аль-Захаби излагает равную длину Ибн Саллама и Ибн Кутайбы по этой сложной теме. знаменитым работам
- Шарх аль-Асма а-Хусна , где Аль-Байхаки во многом полагался на свой Аль-Асма ва ас-Сифат .
- Аль-Ихтиярат аль-Фикхия , раннее авторитетное произведение шафиитской школы. [ 16 ]
- Маалим аль-Сунан
- Книга аль-Гунья Анила Калама и его сподвижников
- Китаб Ислах Галат аль-Мухадитин
- Китаб аль-Шуджадж
- Китаб аль-Джихад
- Рисалат фи и Джаз аль-Коран
- Ильм аль-Хадис
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аль-Байхаки 1999 , с. 22
- ^ Себастьян Гюнтер 2008 , с. 15
- ^ Джафари, Мухаммад Рида (28 октября 2014 г.). Введение в изменение шиитского вероучения . Лулу Пресс . п. 25. ISBN 9781312634220 .
Абу Сулейман аль-Хаттаби, аль-Бусти, аль-Ашари, аш-Шафии (319/931-388/993)
- ^ Ясин Ганем Джассим аль-Ариди аш-Шафии аль-Ашари (2024 г.). Классы ашариев, известные сунниты и община . Дар аль-Котоб аль-Ильмия . п. 51. ИСБН 9786144962350 .
Абу Сулейман аль-Хаттаби аш-Шафии аль-Ашари
- ^ «Аль-Кхатаби — Брилл» . referenceworks.brillonline.com . Интернет-справочные материалы Brill . 24 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 10 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Себастьян Гюнтер 2008 , с. 4
- ^ Себастьян Гюнтер 2008 , с. 14
- ^ Перейти обратно: а б с Себастьян Гюнтер 2008 , с. 3
- ^ Перейти обратно: а б с Себастьян Гюнтер 2008 , с. 5
- ^ Себастьян Гюнтер 2008 , с. 6
- ^ Себастьян Гюнтер 2008 , с. 20-21
- ^ Аль-Байхаки 1999 , с. 23
- ^ Себастьян Гюнтер 2008 , с. 11-16
- ^ «Список работ» . kitaabun.com .
- ^ Джонатан Браун (2007). Канонизация аль-Бухари и мусульман . Издательство «Брилл» . п. 134. ИСБН 9789004158399 .
Первым учёным, представившим комментарий к одному из Сахихайнов, аль-Бухари, был Абу Сулейман Хамд б. Мухаммад аль-Хаттаби из Бюста (ум. 388/998).
- ^ «Аль-Ихтиярат аль-Фикхия лил-Имам аль-Хатаби » . sifatusafwa.com .
Источники
[ редактировать ]арабский
[ редактировать ]- Аль-Захаби . Биографии благородных деятелей [Жизнеописания благородных личностей]. islamweb.net (на арабском языке). Архивировано из оригинала 9 января 2023 года.
- Якут аль- Хамави Словарь писателей [Словарь ученых мужей]. islamport.com (на арабском языке). Архивировано из оригинала 9 января 2023 года.
- ' Умар Рида Каххала . Словарь авторов [Словарь авторов]. Шиитская онлайн-библиотека (на арабском языке). Архивировано из оригинала 9 января 2023 года.
- Исмаил Паша аль-Багдади [на арабском языке] . Дар тех, кто знает [Дар гностиков]. Шиитская онлайн-библиотека (на арабском языке). Архивировано из оригинала 9 января 2023 года.
- Аль-Зирикли . Флаги Zirkli [Выдающиеся личности]. Shamela.ws (на арабском языке). Архивировано из оригинала 9 января 2023 года.
- Ассоциация сирийских ученых. Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби аль-Басти [Жизнеописание имама Абу Сулеймана аль-Хаттаби]. islamsyria.com (на арабском языке). Архивировано из оригинала 9 января 2023 года.
Английский
[ редактировать ]- Себастьян Гюнтер (2008). «В наши дни религия снова стала чем-то чуждым: Критика Аль-Хаттаби состояния религиозного обучения в исламе десяти веков». Американский журнал исламских социальных наук . Том. 25. Международный институт исламской мысли (IIIT). стр. 3–30.
- Аль-Байхаки (1999). Имена и атрибуты Аллаха . Том. 4 исламских доктрин и верований. Перевод Джибриля Фуада Хаддада . Верховный исламский совет Америки . стр. 22–23. ISBN 9781930409033 .
- Энциклопедия Сахих аль-Бухари . Арабский виртуальный центр переводов. 2022. с. 3165.